Кипу – это узелковая система письма и счёта, использовавшаяся доколумбовыми цивилизациями, в основном инками. Она представляла собой сложную структуру из переплетённых нитей и узлов, изготовленных из шерсти лам или альпак либо хлопка. Кипу могло насчитывать до двух с половиной тысяч свисающих нитей и служило для передачи сообщений, налогового учёта, фиксации законов, календарей и топографических данных. Информация кодировалась через цвет, длину, порядок нитей-подвесок, количество и тип узлов, интервалы между ними, а также а также через различные элементы, которые в нити вплетали, – ракушки или части растений. Самый ранний из известных кипу – около 3000 года до н.э. – был обнаружен в пирамиде на территории Караля (долина Супе, Перу). В связи с этим кипу считается одной из древнейших систем письменности – наряду с шумерской клинописью и египетскими иероглифами.
На фото: кипу инков из коллекции Музея Ларко (Перу), 1300-1532 гг., 80×168 см.
На фото: кипу инков из коллекции Музея Ларко (Перу), 1300-1532 гг., 80×168 см.
❤80🔥63👍15🤪4
Отсматривая проекты, реализованные в сфере Art&Science и технологического искусства, всё отчётливее наблюдаю формирование двух программных направлений, за которыми стоят разные модели восприятия. Оба тренда развивают идею “искусства как исследования” и одинаково отказываются смотреть на мир как на объект изображения (в этом смысле художники, работающие с ИИ и фокусирующиеся на визуальных эффектах, остаются интересны разве что соцсетям). Оба направления используют сходный инструментарий – от IT и робототехники до биомедицины и DIY. Различие между ними не в технологиях, а в исследовательской оптике.
Первое направление можно назвать “искусство как система”. Его представители рассматривают мир как ряд взаимосвязанных динамических систем со всем многообразием их связей и отношений (everything is connected). Главное здесь – творческая работа с внутренней структурой этих систем: произведение искусства выявляет скрытые связи и отношения между частями представляемого произведения (как системы) или самого предмета художественного исследования. В качестве примера можно привести проект Кейт Кроуфорд и Владана Джолера “Calculating Empires” (2023), представляющий панораму технологического прогресса за последние пять столетий. Он раскрывает технологические достижения как исторически встроенные в сложную сеть пересечений, взаимозависимостей и скрытых сил.
Второе направление, набирающее силу, можно назвать “искусство как польза”. Здесь художники смотрят на мир не как на динамическую систему, но прежде всего – как на объект художественного преобразования. Ключевой вопрос звучит так: в какой мере проект способен стать инструментом изменения – в социальной, технологической или экологической сферах? В центре внимания – прикладной потенциал искусства: художник выступает как создатель устойчивых, воспроизводимых и практически применимых форм взаимодействия с реальностью. Отсюда вытекает установка – проект должен не просто представлять сложность системы, но и включаться в её трансформацию. Пример – проект Марко Баротти “Coral Sonic Resilience”, о котором рассказывал здесь. В этом смысле симптоматично назначение британца Алистера Хадсона – сторонника Arte Útil – новым директором Центра ZKM, сменившего Петера Вайбеля, ориентированного, скорее, на парадигму “искусства как системы”.
В этой связи я хотел бы отметить два момента. Первое: важно, что эти две программы “искусство как система” и “искусство как польза” не только конкурируют, но и дополняют друг друга. Оба тренда подразумевают проектирование “в гуще вещей” и их материальных преобразований, где новые возможности ещё не даны, но возникают благодаря открытым практикам: от работы с новыми технологиями или медиархеологии до критического дизайна или форм коллективного действия (DIT, DIY, Citizen science). Важно то, что оба тренда указывают направления художественной работы – как потенциал будущей эстетики. Во-вторых, любопытна историческая перекличка. Эти две программы воссоздают – в новой и технологически усиленной форме – классическое противостояние двух знакомых нам трендов – супрематизма (во главе с Малевичем) и конструктивизма (где главной фигурой был Татлин).
Первое направление можно назвать “искусство как система”. Его представители рассматривают мир как ряд взаимосвязанных динамических систем со всем многообразием их связей и отношений (everything is connected). Главное здесь – творческая работа с внутренней структурой этих систем: произведение искусства выявляет скрытые связи и отношения между частями представляемого произведения (как системы) или самого предмета художественного исследования. В качестве примера можно привести проект Кейт Кроуфорд и Владана Джолера “Calculating Empires” (2023), представляющий панораму технологического прогресса за последние пять столетий. Он раскрывает технологические достижения как исторически встроенные в сложную сеть пересечений, взаимозависимостей и скрытых сил.
Второе направление, набирающее силу, можно назвать “искусство как польза”. Здесь художники смотрят на мир не как на динамическую систему, но прежде всего – как на объект художественного преобразования. Ключевой вопрос звучит так: в какой мере проект способен стать инструментом изменения – в социальной, технологической или экологической сферах? В центре внимания – прикладной потенциал искусства: художник выступает как создатель устойчивых, воспроизводимых и практически применимых форм взаимодействия с реальностью. Отсюда вытекает установка – проект должен не просто представлять сложность системы, но и включаться в её трансформацию. Пример – проект Марко Баротти “Coral Sonic Resilience”, о котором рассказывал здесь. В этом смысле симптоматично назначение британца Алистера Хадсона – сторонника Arte Útil – новым директором Центра ZKM, сменившего Петера Вайбеля, ориентированного, скорее, на парадигму “искусства как системы”.
В этой связи я хотел бы отметить два момента. Первое: важно, что эти две программы “искусство как система” и “искусство как польза” не только конкурируют, но и дополняют друг друга. Оба тренда подразумевают проектирование “в гуще вещей” и их материальных преобразований, где новые возможности ещё не даны, но возникают благодаря открытым практикам: от работы с новыми технологиями или медиархеологии до критического дизайна или форм коллективного действия (DIT, DIY, Citizen science). Важно то, что оба тренда указывают направления художественной работы – как потенциал будущей эстетики. Во-вторых, любопытна историческая перекличка. Эти две программы воссоздают – в новой и технологически усиленной форме – классическое противостояние двух знакомых нам трендов – супрематизма (во главе с Малевичем) и конструктивизма (где главной фигурой был Татлин).
❤59🔥21👍6👏2
Сегодня в возрасте 95 лет скончался Гюнтер Юккер – один из самых выдающихся художников современности. Почти каждый из нас может вбить в стену гвоздь – кажется, в этом нет ничего сложного (на самом деле это не так). Но лишь единицам удаётся превратить это умение в настоящее искусство и прославиться благодаря ему на весь мир. Гюнтер Юккер был из их числа. Своё первое произведение с гвоздями Юккер создал ещё в 1950-х годах, а за всё время карьеры, по расчётам педантичных фанатов его творчества, автор израсходовал более ста тонн гвоздей – больше, чем квалифицированный рабочий использует за всю свою жизнь. Покойся с миром, маэстро!
На фото: Günther Uecker: Piano, 1964. Nails on wood, 200 x 150 x 90 cm. Städtisches Museum, Gelsenkirchen.
На фото: Günther Uecker: Piano, 1964. Nails on wood, 200 x 150 x 90 cm. Städtisches Museum, Gelsenkirchen.
😢51💔44❤28🕊6🥰3☃1👎1😭1
В проекте "Selfmade" биолог Кристина Агапакис и художница, специалист по ольфакторному искусству Сисель Толаас исследуют потенциал человеческого микробиома в гастрономии. Из образцов, взятых с кожи – пальцев рук и ног, подмышек и носа, – были выделены бактериальные культуры, превращённые в стартеры для сыра. Процесс ферментации воспроизводил температуру человеческого тела (37 °C), а результатом стала серия уникальных пахнущих свежих сыров. Некоторые линии сыров были изготовлены из бактериальных культур знаменитостей, включая пупок писателя Майкла Поллана и слёзы художника Олафура Элиассона. Проект "Selfmade" поднимает вопросы интимности, микробиома и культурных границ тела, вовлекая зрителя в этическую рефлексию через органолептический опыт.
Фото: Кристина Агапакис и Сиссель Толаас. "Selfmade" (2013). Образец бактериальной культуры человека, культивированный в чашке Петри.
Фото: Кристина Агапакис и Сиссель Толаас. "Selfmade" (2013). Образец бактериальной культуры человека, культивированный в чашке Петри.
❤45👀28🙊25🤮7👻7👍3🙉1
Нейросеть предупредила, на какие пиратские сайты с бесплатными книгами вам ходить не надо. Потому что там масса свежайших курсов для обучения, книг, фильмов, руководств и игр – то есть вообще всё. Слава богу, что ИИ заботится о нас – теперь вы в безопасности и эти сайты, конечно же, обойдёте стороной!
❤114😁66👍18🥰9
В серии перформансов “Assimilation” (2010-2016) сербский художник Зоран Тодорович превращал хирургические отходы в кулинарный опыт. Получив от клиник пластической хирургии ткани, обычно утилизируемые после операций (например, фрагменты кожи и жира после подтяжки лица и т.д.), художник совместно с профессиональными поварами готовил из этих тканей блюда – в частности, холодец. Эти блюда становились частью перформанса: зрителям предлагалось в буквальном смысле вкусить границы допустимого. Реакции варьировались: например, в странах Балкан зрители испытывали неподдельный интерес к вкусовым качествам блюд, в Германии публика, в основном, была озабочена правовыми аспектами такой кулинарии, а в Британии зрителей больше всего волновало наличие у авторского холодца санитарного сертификата. Проект ставил под вопрос устойчивость нормы: можно ли нарушить табу, если жертвы нет, а выбор – доброволен?
🤮120🤯55❤40🌭12😁8🤪7🍓5🔥4👍3👏3🍾1
В эфире моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Каждое воскресенье я выкладываю здесь произведения искусства с каким-нибудь инфернальным сюжетом. Мотив “Девушка и смерть” – один из самых мрачных в европейской иконографии. В нём Эрос и Танатос переплетаются в образе юной девы, влекомой смертью: от мифа о Персефоне до эротизированных сцен Возрождения со страстными объятиями и поцелуями. В рисунке Йозефа Бойса (1957) – угольном пятне на конверте с печатью организации выживших в Освенциме – фигуры смерти и девушки едва различимы, словно они растворяются друг в друге. Их позы зеркальны, их тела – одинаково обессилены. То ли она жива, то ли уже тень. В этой работе стёрта грань между человеком и смертью, между воспоминанием и исчезновением. Обнимаю вас этим Бойсом!
❤96🔥31😢16👍12🙏7❤🔥4👎1
Японский художник и исследователь Синъити Фуруя работает в области носимых технологий (wearables). Он создал экзоскелет для кисти, способный двигать пальцы пианиста быстрее и точнее, чем он сам в состоянии это сделать. Гаджет работает в лучших традициях самурайской педагогики: “Не можешь – научим, не хочешь – заставим”. Устройство снимает моторику пианиста, а затем усиливает манеру игры так, что рука пианиста пассивно воспроизводит самые сложные и быстрые комбинации движений. После серии таких тренировок пианисты начинают играть быстрее и чище, включая в работу обе руки – даже если тренировалась только одна. Проект демонстрирует: физический опыт может быть не только результатом обучения, но и продуктом технологически продвинутой дрессировки. Алексей Гастев и сотрудники Центрального института труда (ЦИТ) вертятся в своих гробах как пропеллеры. Статья опубликована в журнале Science Robotics.
🔥118👾26❤18👍7🍓4❤🔥3😁3
Вниманию друзей и коллег! Герман Преображенский – философ, кандидат наук, преподаватель и куратор – набирает учеников и учениц на индивидуальные занятия по философии. Это редкая возможность поработать с человеком, который обладает опытом, умеет мыслить, гибко связывать понятия и помогает уверенно почувствовать себя в разных областях философии.
Занятия адресованы тем, кто уже знаком с предметом: художникам, исследователям, "продвинутым" пользователям, готовящимся к поступлению в магистратуру или PhD, а также тем, кто просто желает углубить знание классической базы или проработать конкретные темы. Программа – сжата (6-8 занятий), сфокусирована и действительно эффективна. Не пропустите шанс.
Информация – сайт.
Детали по почте: preogram@gmail.com
Или написать в тлг: @Preogram
Занятия адресованы тем, кто уже знаком с предметом: художникам, исследователям, "продвинутым" пользователям, готовящимся к поступлению в магистратуру или PhD, а также тем, кто просто желает углубить знание классической базы или проработать конкретные темы. Программа – сжата (6-8 занятий), сфокусирована и действительно эффективна. Не пропустите шанс.
Информация – сайт.
Детали по почте: preogram@gmail.com
Или написать в тлг: @Preogram
🔥28❤15👏7🗿5
В эфире внеурочный выпуск моей еженедельной рубрики "Труп выходного дня". Наш друг и коллега прислал радостную весточку. На фото – DIY-гроб с надписью: "В память о Маленьком Джо, умер 3 ноября 1875 года". Джо был канарейкой – одной из тех, кого брали с собой в шахты, чтобы вовремя обнаружить утечку угарного газа. Птицы, чуткие к составу воздуха, служили живыми детекторами угроз. Их смерть предупреждала о приближающейся опасности. Обнимаю вас этим трупом!
❤80💔73😢31🕊21😭11🔥8👍4👏3
Выступил на фестивале искусств “Дом” с лекцией об Art&Science и технологическом искусстве. Среди прочего рассказывал о Льве Термене – первом российском медиа-артисте и его невероятных гаджетах с обратной связью (чей опыт, уверен, в эпоху нейросетей ещё будет заново перепрочтён). А также о том, что россияне могут не только ужасать, но и через этот внутренний ужас вдохновлять. Как, например, известный случай доктора Леонида Рогозова, который в 1961 году провёл на себе хирургическую операцию без наркоза во время экспедиции в Антарктиду. Этот случай так вдохновил голландского художника Фрэнка Колкмана, что он из говна и палок собрал хирургического DIY-робота для удалённых операций, который управляется контроллером и джостиком от игровой приставки PlayStation. Публики, как всегда, было много – задавали вопросы, не давали перейти к пивным процедурам!
🔥66❤34🤣15❤🔥2