Bulatov Dmitry – Telegram
Bulatov Dmitry
9.53K subscribers
2.55K photos
36 videos
2 files
499 links
Общество, искусство, наука и технологии. Всё самое интересное происходит на границах. Инфо от художника, теоретика и куратора Дмитрия Булатова. Контакт: t.me/postbiology
Download Telegram
Мексиканская художница Беренис Ольмедо переосмысляет западный миф о человеке как об автономной сущности. Основываясь на disability studies и киборг-теории, она рассматривает инвалидность как фундаментальное состояние человека, которое выявляет нашу глубокую зависимость от Другого, от технологий и практик заботы. В её работах человек изначально “протезирован” – мы рождаемся незавершёнными и постоянно реконструируем себя через инструменты, устройства и отношения. Так протезы перестают быть “дополнениями” и становятся материальным выражением нашей способности к трансформации.

С 2018 года Ольмедо сотрудничает с реабилитационными центрами, создавая мехатронные скульптуры из использованных ортезов, слепков тел и цифровых сканов. Новая серия её работ основана на технологии ex vivo-перфузии, продлевающей жизнь органов вне тела – в её инсталляциях эти идеи реализуются через пневмосистемы, протезно-ортопедические материалы и реконструированные медицинские устройства.
55🔥23👍13🤪2🦄1
В Петербурге СИЗО «Кресты» станет гостиницей и культурным пространством. Туда войдут музей, два гостиничных комплекса, гастрономическая улица и пешеходный променад с арт-объектами. В начале 2025 года бывшую тюрьму продали частному инвестору за 1,135 млрд рублей.
😁58🙈46🔥178🥴6👏4👌4🤣3🕊1🌭1💯1
В начале 1930-х Америку охватила паника – люди распространяли слухи, что капиталисты припасли сотни тысяч роботов, чтобы заменить ими людей в шахтах, на заводах и в полях. Известный в то время колумнист Брюс Кэттон успокаивал читателей 28 сентября 1932 года на страницах журнала Sandusky Star Journal: "Машины совершили революцию в нашей жизни. Механизмы стали нашими кормильцами. Ещё немного, и они научатся быть фермерами, торговцами, солдатами, учителями – а мы станем жить, эксплуатируя их". Но такая пропаганда носила обратный эффект, и американцы верили, что не они, а роботы поработят их. Как всегда – в противовес массовой истерии, богема восприняла новость о порабощении людей роботами с энтузиазмом. На фото: 1930 год. Сан-Диего. Робот "Альфа" в окружении "порабощенных" нимф.
😁57🍓19🔥14👍51
Поговорил с дочерью (12 лет) - хотел выразить ей сочувствие в связи с блокировкой Roblox (сегодня РКН сообщил, что не видит оснований для разблокировки этой платформы). Для её возраста это был важный ресурс для общения - они же там тусят, коммуницируют, возраст такой. Ожидал увидеть обиду, разочарование, слёзы, злость. Приготовился успокаивать и предложить какие-то решения. Реальность: посмотрела на меня как на болотную мумию и буднично оповестила, что в первые же сутки была выпущена обнова, которая позволяет обходить все блокировки РКН. Как они тусили там, так и тусят. И вот, что важно - это поколение не злится и не обижается на власть, они просто воспринимают этих персонажей в качестве болотных мумий - неадекватных и тёмных. Совершенно несоответствующих реальности.
🔥208😁97💯3635🥰19👍14👏3🥱21🎉1🦄1
В Швеции стартап разработал инновационную систему, которая использует интеллект ворон для борьбы с проблемой разбросанных по городам сигаретных окурков. Устройство работает как автомат: каждый раз, когда ворона бросает внутрь окурок, она сразу получает небольшое вознаграждение в виде еды. Такой простой механизм поощрения позволил птицам очень быстро понять, как работает система. По словам создателей проекта, вороны — одни из самых умных птиц в мире — обучаются быстро и способны передавать новые модели поведения другим членам своей группы. Это делает их особенно эффективными помощниками в добровольном сборе мусора, превращая обычный процесс поиска пищи в реальную экологическую пользу.
🔥12872👏26🆒10🙏2👍1🎉1
К вопросу о парламенте вещей. Реклама на люксовом холодильнике отправила женщину в дурдом. Посреди ночи она увидела на экране слоган из сериала "Мы сожалеем, что расстроили тебя, Кэрол". Женщина, которую тоже звали Кэрол, подумала, что кто-то пытается с ней заговорить через холодильник. Это спровоцировало у неё психоз и паническую атаку. Женщину экстренно госпитализировали в психиатрическое отделение. Мсье Бруно Латур довольно потирает руки на небесах.
😁64😢42❤‍🔥15🌚10😐61
В эфире – моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Каждое воскресенье я публикую произведения искусства с анатомическим или патологоанатомическим сюжетом. Хобби у меня такое. Сегодня мы созерцаем купол флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре с эпичной росписью 1572-1579 годов, на которой Джорджо Вазари и Федерико Цуккари показывают, что бывает с грешниками на Страшном суде. Демоны и демоницы трудятся усердно: целенаправленно обрабатывают бедняг факелами в те места, кто куда грешил и которые, скажем так, не предусмотрены литургией. И всё это – под торжественный свет купола Собора, чтобы никто из вас не забывал педагогическую мощь живописи. Обнимаю вас этими трупами!
50🔥38🤯13😁9🤣8👍7🌚2🙈2👏1
"Покойный митрополит Московский Макарий, отличавшийся замечательно светлым умом, был до того болезненным и тупым ребенком, что совершенно не мог учиться. Но в семинарии кто-то из товарищей, во время игры, прошиб ему голову камнем, и после того способности Макария сделались блестящими, а здоровье совершенно поправилось." (Чезаре Ломброзо, 1863)
😁93🔥36🤯11👍104👎1
В одном из своих интервью Павел Чухрай заметил: “Художники между собой не конкурируют. Конкурируют между собой – ремесленники”. На мой взгляд, здесь присутствует важная установка, о которой часто забывают представители искусства. Смысл заключается не в том, что художник делает нечто лучше, чем другие, а в том, что он делает это иначе. Школ, которые делают ставку на “развитие инаковости”, у нас – раз-два, и обчёлся. Да и возможны ли такие школы в обществе, основной тренд которого – искоренение любого рода инаковости?
60👍47💯28💔14🔥7👻6😭4🤮1🙏1
При иммиграции в США в 1939 году физику Энрико Ферми пришлось проходить стандартный тест на умственную полноценность, обязательный для всех иммигрантов.

Нобелевского лауреата попросили сложить 15 и 27. Как вспоминала супруга ученого Лаура в книге "Атомы у нас дома", Ферми подошел к задаче ответственно и "медленно и с гордостью" ответил: "42". После успешного решения второго примера (29:2) физик был официально признан достаточно развитым для въезда в страну
😁10523🔥12🤝10👀6👏3❤‍🔥1🤯1😱1😢1
В проекте “Солнечная доля” арт-коллектив “Disnovation” показывает, как солнечная энергия может служить основой реальной экономики. В биореакторе площадью 1 м² художники размещают микроводоросль Arthrospira platensis (спирулина); установка включает систему циркуляции среды, дозированного питания и датчики освещённости. Под действием дневного света водоросль запускает фотосинтез и ежедневно производит съедобную биомассу. Этот объём фиксируется как “солнечная доля” – показатель среднесуточного урожая биомассы с 1 м² поверхности Земли. Солнечный свет здесь буквально преобразуется в материальную ценность, которую можно потреблять, обменивать или хранить как валюту. Художники задаются вопросом о том, как могла бы выглядеть экономика, основанная на фотосинтезе и съедобной фитобиомассе как единице стоимости. Видеодокументация проекта – здесь.
29👏12🔥4👍1🆒1
По мере приближения апокалипсиса сингулярности рост автономных технологических систем породит ряд нишевых профессий. Автоматизация вынудит людей специализироваться на мета-операциях и управлении соматическими, эмоциональными и экологическими интерфейсами. Также появятся роли, связанные с контролем микросред, мотивацией устройств и с созданием новых эстетик, поддерживаемых обновлёнными жизненными стандартами и протоколами.

Вот несколько профессий будущего, которые, на мой взгляд, будут востребованы в ближайшие годы (пора думать над разработкой тематических курсов и магистратур):

– Рефлексирующий дизайнер пыли;
– Аудитор случайных совпадений;
– Архивист климатических завихрений;
– Океанограф песчаных волн в пустынях;
– Специалист по мотивации гаджетов;
– Архитектор туманообразований;
– Смотритель отсутствующих процессов;
– Специалист по поверке молчания.
😁5723👍12🔥9💊3🖕2🗿1
В эфире – клуб любителей интересных книг. Digital Art in Croatia 1968–1984 (Darko Fritz, Tehnički muzej Nikola Tesla, 224 pages, 470 ill., 2022) – масштабное исследование малоизвестного пласта восточноевропейского медиаарта. Дарко Фриц показывает, как хорватские художники 1960-х – 1980-х годов работали с новыми технологиями, формируя локальную версию кибернетической эстетики. Это издание – каталог одноимённой ретроспекции, которая состоялась в Техническом музее им. Теслы – одном из ключевых пространств диалога искусства и науки в Хорватии.

Выстраивая исторический контекст, Фриц связывает художественные эксперименты с процессами компьютеризации и институциональными инициативами, включая известное арт-движение “Новые тенденции” (Загреб). От инсталляций Владимира Боначича и группы bcd-CyberneticArt до абстрактных анимаций Томислава Микулича – каждый раздел раскрывает специфический визуальный и технический язык художников. На сайте доступна адаптированная версия книги со статьями и подборкой иллюстраций.
14🙏7👌2❤‍🔥1
Отечественное кантоведение. Обстановка
😁93🤔1913🔥4
Мы часто говорим, что резиденции открыты к экспериментам и нацелены на поиск нового. Иногда это значит, что художественный процесс внутри них свободен от ограничений, и то, что направление мысли художника меняется вплоть до противоположного, принимается как должное. А иногда – что резиденции сами задают рамку, которая является новаторской.

Резиденции – это гибкий формат, поэтому им проще выходить в поле нового: шаг эксперимента оказывается короче. Одно из таких полей – взаимодействие науки и искусства. Осенью мы проводили вебинар, где собрали представителей сразу трёх резидентских программ из России, которые запустили работу по созданию условий для осмысленных встреч между художниками и учёными.

Мы вовсе не утверждаем, что прежде никто не занимался art&science. Мы утверждаем, что если резиденции уверенно выходят в эту область – значит, в горизонте нескольких лет инициатив и произведений в ней станет больше.

Тем временем:

🤩 Швейцарская резиденция Embassy for foreign artists («Заботимся о художниках с 2012-го года») – объявила конкурс для ученых и лабораторий для участия в качестве партнёров в резиденции, художников для которой выберут следующим раундом конкурса. Тема сезона 2026-2028 – «Воображение», и организаторы предполагают, что учёным интересно стать частью проекта, чтобы вместе «начертить коллективную карту научного и художественного воображения».

🤩 Их соседи – программа резиденций Церна в этот раз объявляет конкурс типа Collide совместно со Стокгольмским музеем Нобелевской премии. Художники из любой страны могут подать заявку до 15 декабря. Организаторы предлагают заявителям «поразмышлять о том, как наука и фундаментальные исследования влияют на современную культуру и общество, а также о том, что продвинутые технологии и новые научные парадигмы являются теми силами, что формируют мир, в котором мы живём». Объясняется также, что сотрудничество стокгольмского музея и Церна в области резиденций, в частности, более чем логично: многие открытия, которые удостаиваются нобелевской премии по физике, напрямую связаны с экспериментами, проводимыми с помощью Большого адронного коллайдера. Сейчас в Церне работает около 17000 ученых, а в период с 2012 по 2024 годы участниками программы резиденций стали 250 художников.

🤩 Цюрихская программа Artists-in-Labs базируется в университете (ZHdK), а сами резиденции выстраиваются в логике поиска пар «художник и лаборатория». Общая логика работы резиденции международная и носит проектный характер. Академическая основа программы обеспечивает ей глубокое теоретическое осмысление. Одна из тем, над которой программа работает сейчас это соотношение науки, искусства и системы индигенного знания.

🤩 Ещё один проект с интересной конфигурацией – Studiotopia. Несколько лет назад этот проект начинался с провокационного заявления: художники по всей Европе приглашали учёных в свои мастерские (обычно кураторы и организаторы ищут возможность доступа для художников в научные лаборатории). Сейчас в этом проекте сотрудничают 11 европейских организаций как от науки, так и от искусства. Любопытно, что через осмысление формата своего взаимодействия они вышли к формулировке общей темы исследования. Ею стал симбиоцен: «Ученые и художники вместе ищут как снова прийти к глубинной связи с природой на психологическом, эмоциональном и технологическом уровнях».

#механики_АР #наблюдения_за_резиденциями
#мир_резиденций
#резиденции_вовне
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥1410❤‍🔥4