Подведу итог
Как художественное произведение фильм хороший. Красиво снят, неплохие актёры, интересный сюжет, сильные сцены.
Как биография фильм никуда не годится. Изменено всё, что можно было изменить: даты, места, порядок событий, сами события. 90% сценария – выдумка. Почти все сильные слова, сказанные Бонхёффером, он на самом деле не говорил. Почти все сильные сцены – фантазии сценаристов.
Иногда замысел авторов фильма можно понять – они пытались сделать фильм более наглядным, а сценарий более интересным (с другой стороны, неужели им реальная биография Бонхёффера показалась скучной?). Но иногда совершенно непонятно, зачем перевирать. Например, в чём была проблема назвать настоящее место казни? Это ведь никак не влияет на сюжет, просто поменять табличку на стене дома.
В целом мне кажется, что фильм посмотреть стоит. Вымышленный Дитрих – вполне симпатичный, особенно если смотреть на него именно как на художественного персонажа. Да и подумать после просмотра тоже есть о чём.
Как художественное произведение фильм хороший. Красиво снят, неплохие актёры, интересный сюжет, сильные сцены.
Как биография фильм никуда не годится. Изменено всё, что можно было изменить: даты, места, порядок событий, сами события. 90% сценария – выдумка. Почти все сильные слова, сказанные Бонхёффером, он на самом деле не говорил. Почти все сильные сцены – фантазии сценаристов.
Иногда замысел авторов фильма можно понять – они пытались сделать фильм более наглядным, а сценарий более интересным (с другой стороны, неужели им реальная биография Бонхёффера показалась скучной?). Но иногда совершенно непонятно, зачем перевирать. Например, в чём была проблема назвать настоящее место казни? Это ведь никак не влияет на сюжет, просто поменять табличку на стене дома.
В целом мне кажется, что фильм посмотреть стоит. Вымышленный Дитрих – вполне симпатичный, особенно если смотреть на него именно как на художественного персонажа. Да и подумать после просмотра тоже есть о чём.
🕊16👍5❤4🙏2😢1
Собрал все свои впечатления от фильма в одну статью
https://telegra.ph/Otzyv-na-film-Bonhyoffer-pastor-shpion-ubijca-2024-11-07
https://telegra.ph/Otzyv-na-film-Bonhyoffer-pastor-shpion-ubijca-2024-11-07
Telegraph
Отзыв на фильм «Бонхёффер: пастор, шпион, убийца» (2024)
Начал смотреть фильм «Бонхёффер: пастор, шпион, убийца» (2024). По мере просмотра буду делиться впечатлениями. Название «Bonhoeffer: Pastor. Spy. Assassin» – напоминает название книги Эрика Метаксаса «Bonhoeffer: Pastor, Martyr, Prophet, Spy». Не исключаю…
👍16
Бонхёффер_биография_сравнительная_таблица.pdf
102.6 KB
Сравнительная таблица. Биография Бонхёффера: реальность vs фильм.
Возможно, в будущем можно будет ещё что-то дополнить, но пока вышло так.
Возможно, в будущем можно будет ещё что-то дополнить, но пока вышло так.
❤5👍5
Bonhöffers Entwicklung.xlsx
41.4 KB
А вот это большая таблица для тех, кто хотел бы вникнуть подробнее.
В ней несколько вкладок:
Биография: таблица на русском (перевод)
Allgemeines: общая таблица на немецком (оригинал, взята из приложений к биографии Бонхёффера, составленной Э. Бетге, и местами мною дополнена)
Theologie: здесь я помечал себе датировки разных документов, которые меня интересовали во время исследований.
Фильм: та же таблица, что и выше в PDF (зато здесь с возможностью самостоятельно что-то дописать / исправить).
В ней несколько вкладок:
Биография: таблица на русском (перевод)
Allgemeines: общая таблица на немецком (оригинал, взята из приложений к биографии Бонхёффера, составленной Э. Бетге, и местами мною дополнена)
Theologie: здесь я помечал себе датировки разных документов, которые меня интересовали во время исследований.
Фильм: та же таблица, что и выше в PDF (зато здесь с возможностью самостоятельно что-то дописать / исправить).
❤6🔥3👍1
«Обретение прозрачности» vs «этика мгновения»: Думитру Станилоае и Дитрих Бонхеффер в поисках ответов на вызовы времени
Онлайн-беседа по материалам 55 выпуска журнала «Вестник Свято-Филаретовского института»
Участники:
Священник Игорь Иванов, кандидат философских наук, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, доцент, главный редактор научного журнала «Труды и переводы», переводчик трудов отца Думитру Станилоаэ (Санкт-Петербург, Россия)
Константин Чобану, независимый исследователь, соавтор статьи Антитеза «прозрачность/непрозрачность» в богословской мысли священника Думитру Станилоае (Кишинёв, Молдавия)
Дмитрий Лебедев, аспирант ПСТГУ, автор статьи «Этика мгновения» в ранних работах Дитриха Бонхёффера» (55 выпуск Вестника СФИ) (Москва, Россия)
Юлия Штонда, кандидат филологических наук, старший преподаватель Свято-Филаретовского института, редактор журнала Вестник Свято-Филаретовского института, автор статьи Концепция «безрелигиозного христианства» Дитриха Бонхёффера как ответ на вызовы времени (35 выпуск Вестника СФИ) (Москва, Россия)
Ведущая: Юлия Балакшина, доктор филологических наук, заместитель главного редактора журнала «Вестник Свято-Филаретовского института», доцент РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
Вопросы для обсуждения:
1. Какой вызов своего времени Станилоае и Бонхеффер воспринимали как самый острый?
2. Какой образ поведения христианина может, с точки зрения этих богословов, быть ответом на вызовы времени?
3. В чем оригинальность богословской мысли Думитру Станилоае и Дитриха Бонхеффера?
Ссылки на запись трансляции:
ВК https://vk.com/video-117974920_456239465
Рутуб https://rutube.ru/video/9d181d0620f6598b3d7eca1f0e1741ae/
Ютуб https://youtu.be/TTZqNPX1eJo
Онлайн-беседа по материалам 55 выпуска журнала «Вестник Свято-Филаретовского института»
Участники:
Священник Игорь Иванов, кандидат философских наук, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, доцент, главный редактор научного журнала «Труды и переводы», переводчик трудов отца Думитру Станилоаэ (Санкт-Петербург, Россия)
Константин Чобану, независимый исследователь, соавтор статьи Антитеза «прозрачность/непрозрачность» в богословской мысли священника Думитру Станилоае (Кишинёв, Молдавия)
Дмитрий Лебедев, аспирант ПСТГУ, автор статьи «Этика мгновения» в ранних работах Дитриха Бонхёффера» (55 выпуск Вестника СФИ) (Москва, Россия)
Юлия Штонда, кандидат филологических наук, старший преподаватель Свято-Филаретовского института, редактор журнала Вестник Свято-Филаретовского института, автор статьи Концепция «безрелигиозного христианства» Дитриха Бонхёффера как ответ на вызовы времени (35 выпуск Вестника СФИ) (Москва, Россия)
Ведущая: Юлия Балакшина, доктор филологических наук, заместитель главного редактора журнала «Вестник Свято-Филаретовского института», доцент РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
Вопросы для обсуждения:
1. Какой вызов своего времени Станилоае и Бонхеффер воспринимали как самый острый?
2. Какой образ поведения христианина может, с точки зрения этих богословов, быть ответом на вызовы времени?
3. В чем оригинальность богословской мысли Думитру Станилоае и Дитриха Бонхеффера?
Ссылки на запись трансляции:
ВК https://vk.com/video-117974920_456239465
Рутуб https://rutube.ru/video/9d181d0620f6598b3d7eca1f0e1741ae/
Ютуб https://youtu.be/TTZqNPX1eJo
VK Видео
«Обретение прозрачности» vs «этика мгновения»: Думитру Станилоае и Дитрих Бонхеффер
«Обретение прозрачности» vs «этика мгновения»: Думитру Станилоае и Дитрих Бонхеффер в поисках ответов на вызовы времени Онлайн-беседа по материалам 55 выпуска журнала «Вестник Свято-Филаретовского института» Участники: Священник Игорь Иванов, кандидат философских…
🔥11
Forwarded from обратная сторона ветра
Очень интересно, чем руководствовались отечественные прокатчики фильма "Бонхеффер" (который, судя по отзывам, представляет собой даже не вольную интерпретацию биографии теолога и философа, а скорее фантазию на тему), когда вырезали из оригинального постера актера Йонаса Дасслера, исполняющего главную роль, и вставили на его место Августа Диля. Получается нелепость: под жирными буквами "БОНХЕФФЕР" - вовсе не Бонхеффер, а Мартин Нимеллер. Хотя что это я - вполне понятно, чем они руководствовались. Опять Воланд вмешался
🤣7❤5😱5
Forwarded from обратная сторона ветра
Фильм (см. пост выше) смотреть, конечно, пойду - хотя бы из любопытства. Но относиться к нему непредвзято будет довольно сложно, даже если не брать в расчет обстоятельный разбор Дм. Лебедева, в первую очередь, а также другие отзывы критиков. Достаточно и этого откровенно популистского слогана - понятно, что из Бонхеффера сделали комиксовую фигуру. Пастор - ок, вопросов нет. Шпион? Ну... можно, конечно, и так сказать при желании, но это будет предполагать уже немалую степень популистского искажения. Убийца? Это просто враньё. Ни в каком смысле это слово к Бонхефферу не применимо, не нужно особенно глубоких познаний, чтобы в этом убедиться. Бонхеффер, конечно, фигура парадоксальная, вся его жизнь прошла на разломе, в пространстве мучительного выбора, и в этом, можно сказать, заключается его посмертная трагедия уже в качестве фигуры истории философско-богословской мысли. Даже серьезная литература о Бонхеффере полнится разного рода упрощениями и ярлыками ("либерал", "консерватор", "мученик", "модернист"), за которыми далеко не всегда заметен весь масштаб этой противоречивой личности. Почти вся известная мне литература о Бонхеффере в той или иной степени тенденциозна. И всё-таки, если говорить о кино - я считаю, что человек, который сидел в тюрьме и принял смерть за свою честность и смелость, пытался понять, где проходит граница между грехом и ответственностью, предвосхитил в своих размышлениях весь богословский контекст второй половины ХХ века - заслуживает большего, чем просто набор медийных клише.
❤16
Работа над книгой «Жить вместе. Письма братству Финкенвальде» подходит к концу. Получили вёрстку, вносим последние правки. И размышляем над вариантами обложки.
❤33👍5
Ходатайственная молитва (Fürbitte)
Бонхёффер Д. Жить вместе. Письма братству Финкенвальде. С. 142.
Ходатайственная молитва есть не что иное, как поставление брата перед Богом: мы видим его, слабого человека, грешника, нуждающегося в милости, у подножья Креста Христова. Тут исчезает всё, что нас от него отвращало, тут мы начинаем видеть его нужду и его беду. Груз его нужд и грехов предстаёт перед нами так отчётливо, что мы ощущаем их как свои собственные. И тогда нам уже не остаётся ничего другого, кроме как воззвать: «Господи, действуй Сам, один на один с ним, по твоей строгости и твоей милости» . Молиться за брата означает предоставить брату то же самое право, что получили и мы: право предстоять Христу и причащаться Его милосердия.
Бонхёффер Д. Жить вместе. Письма братству Финкенвальде. С. 142.
❤16👍5👏1