Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
🤝 «Новатэк» заключил соглашение о поставках водорода в Европу в промышленных масштабах с немецкой Uniper, став таким образом первой российской компанией, достигнувшей подобных договоренностей. В планах промышленников - выделять водород из аммиака, который «Новатэк» поставит с будущего завода на Ямале. Объем поставок – 1,2 млн тонн «голубого» аммиака в год.

Соглашением об условиях поставок предусматривается, что аммиак как носитель водорода будет поставляться с проекта «Обский ГХК» на Ямале. Он будет производиться на будущем заводе с применений технологий улавливания и хранения углекислого газа. Аммиак легко переводится в жидкую фазу и в таком виде может доставлять по морю.

🔋 В России это первое соглашение о промышленных экспортных поставках водорода. В Германии аммиак будет принимать терминал Uniper в Вильгельмсхафене. На установке крекинга, использующей энергию возобновляемых источников энергии, аммиак преобразуют в азот и газообразный водород.

Другими потенциальными покупателями аммиака у «Новатэка» могут стать немецкая RWE и японская Mitsui.
🚛 К 2030 году количество грузового водородного транспорта на европейских дорогах может увеличиться до 60 000 автомобилей. Это стало известно в ходе недавно завершившейся Европейской недели водорода.

Отмечается, что хотя электромобили будут доминировать на рынке частных транспортных средств, ожидается, что водород сыграет ключевую роль в обезуглероживании большегрузного автомобильного транспорта.

«Для достижения целей ЕС по декарбонизации транспорта к 2030 г. водородные заправочные станции должны быть доступны не менее чем через каждые 150 км вдоль автомобильной трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). Это позволит создать достаточно плотную сеть ВЗС, которая обеспечит адекватную трансграничную связь с ЕС и поддержит 60 тыс. водородных грузовиков, которые мы ожидаем увидеть на дорогах Евросоюза к 2030 г.», - отметила в рамках своего выступления на форуме еврокомиссар по транспорту Адина Вэлеан.

📌 При этом важно отметить экономический фактор развития экологического транспорта. Так, в 2020 году было опубликовано исследование по заказу государственно-частного партнерства ЕС и Совместного предприятия по топливным элементам и водороду (FCH JU). В нем отмечается, что грузовики на водородных топливных ячейках (FCH) могут стать конкурентоспособными по стоимости эксплуатации к 2027 г., если стоимость водорода упадет до €6/кг.
Forwarded from РОСНАНО
Развитие водородной энергетики позволит России сократить выбросы углекислого газа и стать крупнейшим игроком на рынке нового вида топлива

Группа «РОСНАНО»
активно участвует в проектах, направленных на производство «зеленого» водорода, который вырабатывается с использованием энергии ВИЭ.

О водородном будущем и лидерстве России в новой международной отрасли рассказал Член Правления, руководитель Инвестиционного дивизиона Группы «РОСНАНО» Алишер Каланов.
🚙 Зарядные станции для электромобилей, работающих на сжиженном природном газе (СПГ) или водороде, российского стартапа L-charge появятся в Лондоне в 2022 году. Компания инвестировала $1,5 млн в разработку технологии, позволяющей вырабатывать электроэнергию для зарядки электрокаров в любом месте из СПГ или смеси СПГ и водорода.

«Мы провели исследование и поняли, что в Лондоне пользователи чувствуют недостаток зарядок. Они действительно очень много столбиков понаставили, которые могут заряжать, но проблема электромобилей сегодня такая, что даже если у человека 98% батареи заполнено, он все равно ставит заряжаться. И проблема заключается в том, что все слоты заняты и никто не заряжается», - сообщил Рейтер основатель компании Дмитрий Лашин.

Сейчас компания оперирует одной мобильной станцией зарядки в Москве, где всего около 1 000 электромобилей, но сервис получает 5-6 запросов на зарядку в день. По информации компании, L-charge - самая быстрая мобильная зарядка из существующих. Скорость зарядки на станциях L-charge сопоставима со скоростью заправки бензином - за 5-7 минут аккумулятор может быть заряжен до 80%.
🌀 Компании «ЛУКОЙЛ» и АО «Русатом Оверсиз» договорились о производстве и поставках «зеленого» водорода для нужд нефтеперерабатывающего завода PETROTEL-LUKOIL S.A., расположенного в Румынии.

В планах компаний изучить возможности строительства производства «зеленого» водорода на НПЗ PETROTEL-LUKOIL S.A., применение которого приведет к снижению эмиссии CO2, а также проработать вопрос получения государственной поддержки проекта на национальном и общеевропейском уровне.

🧑‍🔬 «Росатом» уже изучает возможность организации производства водорода на нефтеперерабатывающем заводе в Румынии с применением электролизеров мощностью порядка 10 000 м³/ч», - отметил Президент АО «Русатом Оверсиз» Евгений Пакерманов.
🌀 К 2033 году в России может появится первая атомная энерготехнологическая станции (АЭТС) для производства водорода. Также в планах создание систем оборудования для его хранения и транспортировки. Об этом в интервью «РИА Новости» рассказал генеральный директор машиностроительного дивизиона госкорпорации «Росатом» холдинга «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.

Изготавливать комплектующие для АЭТС планируется в России. Корпус реактора ВТГР, к примеру, предлагают собрать на предприятии «Атомэнергомаша» - заводе «Атоммаш» в Волгодонске Ростовской области. При производстве будет применена технология изготовления корпусов российских реакторов ВВЭР-1000, работающих сейчас на многих АЭС.

📆 Ввести АЭТС в промышленную эксплуатацию намерены в 2036 году.
Тоёхиса Кодзуки, посол Японии в России в интервью РБК:

«Большим потенциалом для японско-российского сотрудничества обладает именно производство и транспортировка водорода и аммиака… проекты по производству и экспорту водорода и аммиака, рассматриваемые в России, могут быть взаимовыгодными для обеих стран, учитывая такое преимущество, как географическая близость Японии и России. В Японии много компаний, которые обладают технологиями переработки углерода, которые позволяют хранить в земле углекислый газ, образующийся при производстве водорода и аммиака, а Россия богата природными ресурсами для такого производства».
🧩 Крупные мировые компании рассматривают новые подходы к производству водорода. Hyundai планирует построить завод для выработки водорода, где в качестве сырья намерены использовать пластиковые отходы.

Водород высокой чистоты будет добываться путем пиролиза и последующей газификации. Пиролиз - это процесс разложения материалов при высоких температурах в инертной среде. По предварительной информации, строительство завода обойдется компании в $400 млн.

💵 Напомним, минувшей осенью компания Hyundai объявила о инвестициях в водород в размере $1,1 млрд. На эти деньги будут построены два новых завода по производству водородных топливных элементов в Южной Корее.
В Японии водородный танкер компании Kawasaki Heavy Industries, способный перевозить большие объемы экологичного топлива, отправился в свой первый рейс.

Судно Suiso Frontier создано для перевозки сжиженного водорода в объеме 1/800 от его первоначального газового объема. Модель разработана в 2019 году и представляет собой танкер длиной 380 футов (почти 116 метров). Судно использует дизель-электрическую силовую установку с максимальной скоростью 13 узлов и управляется экипажем из 25 человек.

Для транспортировки больших объемов водорода на длинные расстояния его охлаждают до -253 °C. Компания Kawasaki установила специально изготовленный резервуар для хранения сжиженного водорода с вакуумной изоляцией объемом 1 250 м3 с двойной оболочкой. За один рейс вместимость судна позволяет транспортировать до 75 тонн сжиженного водорода.
🇸🇪 К 2030 году шведская компания Rederi AB Gotland планирует запустить первый в стране крупнотоннажный грузопассажирский паром на водородном топливе.

Ожидается, что заказ на первое судно будет сделан в 2025 году, а рейсы со шведского острова Готланд на материк и обратно начнутся к 2030 году.

Согласно планам разработчиков, судно сможет перевозить 1 900 пассажиров и 600 легковых машин или 100 грузовиков. Партнёрами проекта являются шведская паромная линия Destination Gotland и компания Gotland Tech Development.

🛳 При строительстве планируется использовать комбинацию газовых и паровых турбин, позволяющую помимо водорода применять и другие виды экологически безопасного топлива.
🌀 В Оренбургской области появится своя карбоновая долина, которая по мнению властей региона, может стать частью производственной цепочки производства «голубого» водорода. Полученный путем паровой конверсии метана при условии улавливания и хранения углекислого газа, водород дает примерно двукратное сокращение выбросов углерода.

Стоимость реализации проекта первой в России системы по улавливанию и захоронению углерода, предложенного компанией «Газпром нефть», оценивается в 30 млрд руб. Финансирование проекта предполагается из внебюджетных источников, однако сейчас прорабатывается вопрос государственной поддержки инициативы. Проект планируют реализовать в 2022-2030 годах.
🧩 Enel Green Power Chile и Highly Innovative Fuels выиграли первый национальный тендер по экологическому производству водорода на $16,9 млн. Финансирование будет использовано для приобретения около 240 МВт электролизеров на первой коммерческой фазе проекта Faro del Sur в чилийском регионе Магалланес. Это самый южный регион Чили, для которого характерны ледяные температуры и сильные ветры.

Ожидается, что проект будет производить 25 000 тонн «зеленого» водорода в год с помощью местной ветровой энергии. Финансирование обеспечивается Чилийской корпорацией развития производства (Corfo), которая выделила более $50 млн на проекты по экологически чистому водороду. Corfo получила заявки от 12 национальных и зарубежных компаний.

📆 Одним из требований для участия в процессе было то, чтобы в проектах учитывалась мощность электролизера не менее 10 МВт. Кроме того, сдача объектов в эксплуатацию должна состояться не позднее 31 декабря 2025 года.
🌀 С 2023 года аэропорт итальянского Турина начнёт получать электроэнергию и тепло из водорода. Газовая группа Snam заключила контракт на строительство водородных топливных элементов для воздушного порта, что позволит сократить выбросы углекислого газа. Сумма соглашения - €14 млн.

Топливный элемент мощностью 1,2 МВт, разработанный Snam и американской компанией FuelCell Energy, будет использовать различные смеси водорода и природного газа для выработки электричества и тепла для нужд аэропортового комплекса.

🛫 Аэропорт Турина - первый в Италии, который переходит на водород для снижения выбросов СО2.
🧩 Немецкий машиностроительный и металлургический концерн ThyssenKrupp подписал контракт с Shell на поставку оборудования для проекта «Hydrogen Holland I» по установке водородного электролизера в порту Роттердам в Нидерландах.
 
Инжиниринговая компания ThyssenKrupp Uhde Chlorine Engineers изготовит систему электролиза водорода мощностью 200 МВт.

Первые строительные работы начнутся весной 2022 года, а ввод системы генерации «зеленого» водорода в эксплуатацию запланирован на 2024 год.
 
Произведенный «зеленый» водород будет реализовываться местным промышленным предприятиям и транспортным компаниям.
🇯🇵 🇮🇩 Япония и Индонезия будут сотрудничать в области технологий декарбонизации: страны договорились о сотрудничестве в области улавливания и хранения углерода, а также технологий использования водорода и аммиака в качестве топлива с нулевым углеродным следом.
 
Министр промышленности Японии Коити Хагиуда и министр энергетики Индонезии Арифин Тасриф подписали меморандум о сотрудничестве на встрече, состоявшейся в Джакарте.
 
Индонезия и Япония могут совместно развивать улавливание и хранение углерода, используя имеющиеся в Индонезии природные ресурсы. Япония экспериментирует с водородом, чтобы вытеснить природный газ и частично заменить уголь аммиаком, и поставила перед собой цель достичь углеродной нейтральности к 2050 году.
 
В сентябре 2021 года Япония и Россия также договорились о совместной работе над производством водорода и аммиака. Страны будут сотрудничать в области исследований и разработок, а также в области технологий для сокращения выбросов в атмосферу, вызывающих потепление планеты, включая улавливание и хранение углерода.
🧑‍🔬🇷🇺 Российские ученые из Института лазерных и плазменных технологий Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» разработали экологически чистые катализаторы для получения водорода из воды, а также материалы для его хранения и транспортировки. Результаты исследования опубликованы в журнале Nanomaterials.

«Мы используем лазерное излучение для испарения и ионизации мишеней, изготовленных из дисульфида молибдена... Наши экологически чистые методы позволяют получить катализаторы, которые не уступают лучшим мировым образцам, полученным с применением опасных реагентов», — сообщил заведующий лабораторией, профессор Вячеслав Фоминский.

🧩 Для хранения и транспортировки полученного топлива, сотрудники лаборатории взаимодействия плазмы с поверхностью и плазменных технологий Института ЛаПлаз НИЯУ МИФИ разработали специальные твердотельные накопители. Они представляет собой емкость, наполненную мелким (порядка микрона) металлическим порошком. Она «заряжается» водородом путем нагрева порошка в атмосфере водорода и затем «разряжается» путем нагрева, освобождая водород для его использования в топливном цикле. Другой тип твердотельных накопителей – пленочные накопители, в которых в атмосфере водорода на тонкую ленту наносится тонкий слой водород-активного металла. В одном цикле происходит и нанесение металла, и его насыщение водородом.
🚢 Специалисты южно-корейской компании KSOE (судостроительной «дочки» концерна Hyundai Heavy Industries Group) сообщили о достижении технологического прорыва при транспортировке водорода. Новая технология позволит избежать чрезмерного испарения водорода и сделает танкерные перевозки «зеленого» топлива, как минимум, не менее эффективными, чем перекачка по трубопроводам.

Детали последней разработки пока не раскрываются, но отмечается, что ее суть состоит в гарантированном поддержании оптимальной температуры хранения «зеленого топлива» (минус 253℃) при полной герметичности танкеров и абсолютном исключении контакта сверх охлажденного груза с деталями судовых конструкций для предотвращения их повреждений.

Руководство KSOE также сообщило, что благодаря новым технологическим достижениям, компания планирует уже в 2025 году построить и запустить в эксплуатацию первый танкер для перевозки жидкого водорода. По предварительным данным, вместимость танков судна будет составлять 20 тыс. м3. Вопросы коммерческой эксплуатации новых специализированных танкеров будут окончательно отработаны в 2025-2027гг.
Александр Новак, заместитель Председателя Правительства России рассказал в рамках сессии «Энергетика 2.0» Гайдаровского форума:

«Водород – перспективный накопитель для электроэнергии, он будет использоваться в топливных элементах. Развитием потенциала на рынке уже активно занимаются такие компании, как «Росатом», «Газпром», «Ростех» и другие, по целому набору направлений. В будущем мы рассчитываем, что водород будет использоваться в автотранспорте, ЖКХ и энергетике. Мы сейчас ставим перед собой реальную задачу – к 2030 году выйти на не менее 2 млн тонн экспорта водорода. И это достаточно амбициозная цель, зависящая во многом и от размера потенциального рынка»
Forwarded from Internet of Energy
Водородный кластер в Нью-Йорке
#h2номика
Губернатор штата Нью-Йорк Кэти Хоукул 5 января 2022 г. в рамках своего ежегодного обращения заявила о планах создания экологически чистого водородного хаба.
Для этого штат выдвинет ряд предложений по созданию одного из четырех Федеральных инфраструктурных центров по «зеленому» водороду в США и будет конкурировать за почти $10 миллиардов федерального финансирования. В дополнение к федеральным деньгам штат планирует привлечь не менее $1 миллиарда частного и государственного финансирования на уровне штата.
В рамках инициативы планируются следующие действия:
1. Разработка кодекса и стандартов по обеспечению безопасного использования «зеленого» водорода.
2. Разработка программы поддержки решений для микрогридов, работающих на водороде.
3. Выделение $27 миллионов на поддержку водородных инноваций и разработок.
4. Исследование возможности использования экологически чистого водорода для централизованного теплоснабжения и кондиционирования.
5. Развитие межотраслевого сотрудничества в водородной сфере.
6. Запуск программы конкурсной поддержки "Зеленый водород" для поддержки компаний, занимающихся его производством.
🧐 Будущим российским водородным кластерам на заметку.
🧩 Японские компании Sojitz Corp и Nippon Engineering Consultants Co Ltd совместно с австралийским производителем электроэнергии CS Energy Ltd планируют запустить демонстрационный проект по производству «зеленого» водорода в Австралии, а также транспортировке топлива в Республику Палау для использования в небольших топливных элементах в качестве резервных источников энергии.

Компании намерены производить водород из солнечной энергии в австралийском Квинсленде и транспортировать топливо на острова Тихого океана при финансовой поддержке министерства окружающей среды Японии.

📍 Sojitz будет управлять проектом и заниматься установкой оборудования, CS Energy - поставлять «зеленый» водород, а Nippon Engineering - изучит применение водорода, спрос и экономическую целесообразность строительства морского транспорта для «зеленого» водорода.

Проект стартует в ближайшее время и продлятся до марта 2024 года, заявили в Sojitz, добавив, что другие детали, такие как тип водородного носителя и морской маршрут, будут определены позже.
🇷🇺 Томские ученые предложили уникальный метод переработки автомобильных покрышек, который, по их мнению, может стать основой для производства водорода и позволит получать экологически чистое топливо.

Ученые-энергетики создали собственную модификацию атмосферного плазменного реактора. В его составе нет вакуумного и газового оборудования. Это позволяет значительно снизить энергоемкость процесса и сырьевую себестоимость.

🧑‍🔬 В результате серии экспериментов по утилизации покрышек исследователи получили ультрадисперсный углеродный порошок, а также фуллереноподобные объекты и смесь газов, содержащую метан, окись углерода и водород.

- Выделение последнего особенно актуально для развития водородных технологий, которые могут стать основой «энергетики будущего», - подчеркнул кандидат технических наук, руководитель команды разработчиков Инженерной школы энергетики Томского политехнического университета Александр Пак.