Ротный агитатор – Telegram
Ротный агитатор
732 subscribers
390 photos
5 videos
1 file
292 links
Национальная и языковая политика в РККА в годы Великой Отечественной войны (и не только), агитация и пропаганда на языках народов СССР.

В общем, о "нерусских". И не только.

Контакт для связи: @alviz_storcea
Download Telegram
Генеральские звания вернулись в Красную армию 7 мая 1940 г., с 1918 года командиры РККА именовались по занимаемым должностям, что приводило к трудностям в определении командной иерархии.

Так что в 1924 г. случилось завуалированное возвращение к офицерским званиям в понятии «служебная категория».

В 1935 г. пошел уже полноценный процесс, появилась лестница от лейтенанта до полковника. Но для высшего комсостава сохранились звания из «категорий» – комбриг, комдив, комкор, командарм 2-го и 1-го ранга. И высшее звание - маршал Советского Союза.

Предложенная Климом Ворошиловым система генеральских званий практически полностью совпадала с системой Русской императорской армии.

По случаю не грех вспомнить, как в 1944 г. придумали армии для всех республик для массового вступления в ООН. Под это в срочном порядке была разработана неземной красоты форма.

В конце концов в ООН вошли только Украина и Белоруссия, а республиканские наркоматы обороны ликвидированы. Жаль, такие генералы – украшение любого парада.
🔥13👍6🤯2
С Днем Победы! С праздником! Ну и листовки 79-летней давности на русском и татарском языке прилагаются.
👍154🔥3
​​​​"Они не любили говорить о войне". Как часто вы слышали такое высказывание о ветеранах?

Один из таких примеров – мой дедушка, Ханнанов Курбан Маннанович, 1914 года рождения. Был призван еще до войны, служил на Дальнем Востоке. С 1943 на фронте. О том, что он был награжден медалью "За Отвагу" мы узнали больше чем через 40 лет после того, как его не стало…

Из наградного:

"Тов. Ханнанов работал во 2-ой батарее 3 дивизиона (94 тяжелой гаубичной артбригады, - прим.) в должности шофера на машине «Студебекер». В боях с немецко-фашистскими захватчиками проявил себя дисциплинированным и мужественным воином.

Так 21 февраля 1945 года дивизион перемещался на новый боевой порядок в р-он Айзпурвес Латвийской ССР, где дивизион своим огнем должен был поддержать наступавшую на ст. Паплака 417 стрелковую дивизию 51 армии.

Дороги оттаяли и проехать было почти невозможно, но тов. Ханнанов искусно владея машиной доставил орудие на новые огневые позиции, где получил новую задачу: обеспечить батарею боеприпасами. Во время его возвращения противник предпринял сильную контратаку, поддержанную сильным артиллерийским огнем, стремясь выбить наших пехотинцев из занятой ими станции Паплака. Боеприпасы на огневой позиции кончились, но в это время тов. Ханнанов несмотря на то, что кругом рвались снаряды подвел машину к огневой позиции и снаряды, посланные метким глазом наводчика разили наступающую пехоту противника. Так, благодаря мужеству и самоотверженной работе тов. Ханнанова контратака противника была отбита”.

После войны Курбан Ханнанов больше ни разу не сел за руль. И даже родные не знали ни о медали "За Отвагу", ни даже о том, что он умеет водить автомобиль…
👍198🔥7🙏2🫡2
​​Прислано фото подписчиком, за что огромное спасибо. Издание "Блокнот агитатора-партизана" для ведения устной пропаганды начал издаваться в 1943 году под эгидой отдела пропаганды и агитации ЦК Компартии Белорусской ССР. Часть материалов, касающихся обстановки на фронтах, международной обстановки или значимых дат во многом повторяли аналогичное содержание "Блокнота агитатора", издававшегося Главным политуправлением РККА для агитаторов фронтовых частей.

Печатались номера "Блокнота" на "Большой земле" вместе с рядом других газет, журналов и т.п.

О них, например, писал в своей книге "Разведка продолжает поиск" Михаил Николаевич Федотов:

"Еще в самом начале совещания я обратил внимание, что на столе перед комиссаром лежат свежие газеты, «Блокнот агитатора-партизана», сатирический листок «Партизанская дубинка». Он пользовался особым спросом. Мы все его любили читать, и я узнал его по рисункам и формату. Лежала на столе также газета-плакат «Раздавим фашистскую гадину». В ней белорусские писатели в своих фельетонах и сатирических стихотворениях очень метко и остро разоблачали ложь и провокацию гитлеровской пропаганды. Там помещались также рисунки и карикатуры на фашистских вояк и главарей «третьего рейха». Партизаны и население со смехом и издевкой рассматривали их. Отдельной стопкой на краю стола лежали какие-то книги.

— Еще тепленькие! — комиссар с улыбкой хлопнул ладонью по газетам и журналам. — Сегодня только с аэродрома"
👍16🔥2
Начались поиски с брошюры "Как бить фашистов в воздухе оружием пехоты" на разных языках. А закончилось гимнами. Просто красивое. Даже румыны есть.

Откуда скопировал - понятно по вотермарку.
👍14🤔1
Да уж, к занятиям все-таки надо готовиться.

«…качество политических занятий низкое. Многие групповоды к занятиям не готовятся, конспектов не составляют, а ограничиваются при проведении занятий только записями, сделанными на инструктаже.

Командир взвода 2 батареи артдивизиона 150 осб старший сержант Стефанчук — групповод, так излагал материал темы: «Немецкий фашизм стремится уничтожить все славянские народы, об этом говорят такие факты: немцы при занятии гор. Одессы расстреляли 25.000 евреев, при занятии Киева — 50.000 евреев. Вот как немецкие фашисты расправляются со славянскими народами».

Такое «объяснение» является результатом того, что Стефанчук к занятиям не готовился, конспекта не имел».


Старший сержант Стефанчук Андрей Сидорович попал на страницы донесения политуправления Среднеазиатского военного округа 3 февраля 1942 года во время формирования 150-й стрелковой бригады. К 1944 году был уже старшим лейтенантом, командиром батареи 76-мм орудий. Был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. 17 июля 1944 убит в бою на территории Литовской ССР.
🫡12👍3🙏1🤨1
Заголовок статьи Максима Горького «С кем вы, мастера культуры?» 1932 года и для 1943 и для 2024 оставался и остается актуальным. С другой стороны, видно, что указанные ниже деятели зачастую ну совсем не понимают народ, частью которого они являются (да и сейчас зачастую так же).

Несколько цитат из спецсообщения Управления контрразведки НКГБ СССР «Об антисоветских проявлениях и отрицательных политических настроениях среди писателей и журналистов» (не позднее 24 июля 1943 года).

Федин К.А. (будущий председатель правления Союза писателей СССР, к слову):

«...Все русское для меня давно погибло с приходом большевиков; теперь должна наступить новая эпоха, когда народ не будет больше голодать, не будет все с себя снимать, чтобы благоденствовала какая-то кучка людей (большевиков).

Ничего мы сделать без Америки не сможем. Продав себя и весь свой народ американцам со всеми нашими потрохами, мы только тогда сможем выйти из этого ужаса разрушения... Отдав свою честь, превратившись в нищих и прося рукой подаяния, — вот в таком виде мы сейчас стоим перед Америкой. Ей мы должны поклониться и будем ходить по проволоке, как дрессированные собаки...»


Пастернак Б.Л., поэт:

«Нельзя писать, что хочешь, все указано наперед... Я не люблю так называемой военной литературы, и я не против войны... Я хочу писать, но мне не дают писать того, что я хочу, как я воспринимаю войну. Но я не хочу писать по регулятору уличного движения: так можно, а так нельзя. А у нас говорят - пиши так, а не эдак... Я делаю переводы, думаете, от того, что мне это так нравится? Нет, от того, что ничего другого нельзя делать...»

О нем же:

«Группе писателей, возвращавшихся из Чистополя в Москву, был предоставлен специальный пароход. Желая отблагодарить команду парохода, группа писателей решила оставить им книгу записей. Эта идея встретила горячий отклик... Когда с этим пришли к Пастернаку, он предложил такую запись: «Хочу купаться и еще жажду свободы печати».

Пастернак, видимо, серьезно считает себя поэтом-пророком, которому затыкают рот. поэтому он уходит от всего в сторону, уклоняясь от прямого ответа на вопросы, поставленные войной, и занимается переводами Шекспира, сохраняя свою „поэтическую индивидуальность" далекую судьбам страны и народа. Пусть-де народ и его судьбы — сами по себе, а я - сам по себе...»

Довженко А.П., украинский литератор и кинорежиссер:

«Тема обличения порочности советского воспитания, никчемности советского педагога, ошибочности пропаганды и трагических результатов этого должна стать основной темой советского искусства, литературы и кино на ближайшее время...

...Больше всего меня беспокоят потери, ценой которых нам удастся наступать. Сил у нас не так много, нам необходимо экономить их и для ведения войны с Германией, и для обороны своего престижа против „союзников" после окончания войны, и поэтому вряд ли есть смысл тратить эти силы в тяжелом наступлении, - не лучше ли продолжать только удерживать рубежи до более благоприятного времени - до зимы или наступления союзников на континенте Европы?..


...Возмущаюсь, почему создали польскую дивизию, а не формируют украинских национальных частей...»

Пришвин М.М., писатель:

«...Народ... угнетен войной и порядками, ждет конца войны любой ценой. Задача каждого человека сейчас - сохранить всеми средствами свою личную жизнь... Одной из величайших загадок и тайн жизни надо считать следующее явление... Население войны не хочет, порядками недовольно, но как только такой человек попадает на фронт, то дерется отважно, не жалея себя... Я отказываюсь понять сейчас это явление...»
👍9🤔6🤓1
"Донбасс 1943" с главами про пропаганду приятно удивил (когда до того обращали внимание на битву за умы так подробно?), а теперь и сборник документов по Сталинграду!

Аплодисменты авторам. Ну и слава работникам седьмых отделов!

Ах да. Седьмой отдел политуправлений разных уровней как раз работал на солдат противника (это если кто не знал).
👍13🤝2
​​Интересный фрагмент рефлексии по поводу национального вопроса есть в книге «Записки о войне» поэта Бориса Слуцкого. В годы войны занимался пропагандой на войска и население противника в составе политотдела 57-й армии. Правда, в тексте получается так, что нацмены научились воевать и понимать русский язык как-то внезапно и чуть ли не сами по себе, и не было никакой работы политорганов в этом направлении. Ну да ладно, как есть уж.

"Война принесла нам широкое распространение национализма в сквернейшем, наступательном, шовинистском варианте. Вызов духов прошлого оказался опасной процедурой. Выяснилось, что у Суворова есть оборотная сторона, и эта сторона называется Костюшко. Странно электризовать татарскую республику воспоминаниями о Донском и Мамае. Военное смешение языков привело, прежде всего, к тому, что народы «от молдаванина до финна» — перезнакомились. Не всегда они улучшали мнение друг о друге после этого знакомства.

Оглядевшись и прислушавшись, русский крестьянин установил бесспорный факт: он воюет больше всех, лучше всех, вернее всех.


Конечно, никто не учитывал отсутствия военно-исторических традиций у евреев, казахов, узбеков, большинства народностей Союза, новизну для них солдатского ремесла — факт основополагающего значения. Забыли также отсутствие машинных, индустриальных навыков у казаха, киргиза, мордовского либо чувашского мужика. Между тем, башкир, простреливший себе руку, обмотав ее наспех портянкой, сплошь и рядом испытывал ощущение степного полудикого человека, внезапно попавшего в ад — в ад сложных и шумных машин, непривычных для него масс людей, неожиданной для него быстроты в смене впечатлений. И он противопоставлял свои способы спасения мефистофельской опытности военюристов и военврачей.

Добавим непривычку большинства южан к климатическим стандартам этой войны.

Результатом этого неучета и забвения явилось определенное противоречие, возникшее между русскими и многими иными. Лейтенанты пренебрегали своими непонятливыми солдатами. Именно тогда бывших «мальчиков», «палочек», «спичек» стали честить «елдашами» и «славянами», причем под последними подразумевались тюрки и монголы. Уже к концу первого года войны военкоматы выволокли на передовую наиболее дремучие элементы союзных окраин — безграмотных, не понимающих по-русски, стопроцентно внеурбанистических кочевников. Роты, составленные из них, напоминали войско Чингиза или Тимура — косоглазое, широкоскулое и многоязычное, а командиры рот — плантаторов и мучеников сразу, надсмотрщиков на строительстве вавилонской башни на другой день после смешения языков.

Офицеры отказывались принимать нацменов. Зимой 1942 года в 108-ю дивизию подбросили пополнение — кавказских горцев. Сначала все были восхищены тем, что они укрепляли на ветке гривенник, стреляли и попадали. Так в то время не стрелял никто. Снайперов повели в окопы. На другой день случайная мина убила одного из них. Десяток земляков собрался возле его трупа. Громко молились, причитали, потом понесли — все сразу. Начались дезертирства и переходы. Провинившиеся бросались на колени перед офицерами и жалко, отвратительно для русского человека, целовали руки. Лгали. Мы все измучились с ними. Нередко реагировали рукоприкладством. Помню абхазца с удивительной японской фамилией, совсем дикого, который ни в какую не хотел служить. Трудно было пугать прокуратурой людей, не имевших представления об элементарной законности. Абхазец по-детски плакал, выпрашивал супу на дальних кухнях. Командиры рот в наказание поучали его поочередно. Бить его, впрочем, считалось зазорным.

Наша низовая пропаганда часто ошибалась на этих дорогах. Восхваляли все русское и мало говорили о своих героях — нацменах — прорусских и антинемецких. Часто политработники подпевали шовинизму строевых офицеров и солдат.

Продолжение ниже.
👍19🔥1🤔1
Собственно продолжение.

Шовинизм распространялся не только на Восток и Юг, но и на Север и Запад. Нежелательным элементом считались поляки, эсты, латыши, хотя отчисление их из дивизий объяснялось формированием соответствующих национальных соединений. На южных фронтах недоверчиво относились к молдаванам, калмыкам.

Был интернационализм, потом стал интернационализм минус фрицы, сейчас окончательно рушилась светлая легенда о том, что «нет плохих наций, есть плохие люди и классы». Слишком уж много стало минусов.


Все это привело к объективному и субъективному разматыванию клубочка национализма.

Но к концу войны самые невоенные нации научились воевать. Уже летом 1943 года дало сносные результаты введение в бой Степного фронта, составленного в значительной степени из степняков Северного Туркестана. Выжившие с начала войны казахи и другие нацмены приучились не только ругаться, но и изъясняться по-русски, вообще говоря, акклиматизировались в окопах. Степняки привыкли к механизмам. Появились и были замечены «хорошо воевавшие» нацменьшинства. Совместное наступление сгладило, а позже стерло общий страх перед фрицем и повысило самоуважение, сначала общее, потом взаимное. Народы сжились — в расчетах, отделениях, экипажах танков и самолетов — и посмеивались друг над другом уважительнее, чем раньше. Наша пропаганда дошла до национальных фронтовых газет, массовой засылки на фронт литературы на национальных языках, наконец, до внештатных инструкторов по работе среди нацменьшинств. Заработали извечные качества русского человека — его антишовинизм. Это, в свою очередь, приблизило его к нацменам. Заграничный поход способствовал сплочению всех наций.
👍34🤔8
Немцы разное писали в своих листовках, но тут интересным показалось. Оборот, кстати, чистый. Мол, употребляйте по назначению. Правда, размер листовки, откровенно, маловат, наверное. Максимум на самокрутку: примерно 9х14 см. Если правильно помню, то это уже Ленинградский фронт, 1944 год.
😁16👍6🤔1🤣1