Tanja from Königsberg / Гид в Калининграде – Telegram
Tanja from Königsberg / Гид в Калининграде
1.95K subscribers
2.87K photos
292 videos
1 file
173 links
• Татьяна Удовенко • Написать в директ 👉 @reiseleiterin_tanja
• Профессиональный экскурсовод в Калининграде
• Экскурсирую по Калининградской области от А до Я
• Рассказываю пРусские истории
Download Telegram
Иногда я слышу: «А что там экскурсии водить, разве это сложно?
Послушал, как «на Канта» экскурсоводы вещают - я тоже не хуже смогу!»

Чтобы так смочь сначала надо постигать азы, потом практиковаться, а потом всю жизнь учиться и совершенствоваться.

И по 7 часов пешком навыки отрабатывать, как мы сегодня со студентами ЦДПО БФУ, буквально от рассвета до заката 😊

Все молодцы, ну и мы с @Yulia_Grishanova тоже супер-герои, хоть колени и протестуют:)

Уважаемые преподаватели, спасибо вам огромное за сегодняшний практикум! Уровень самоотдачи и героизма просто зашкаливающий!)
129👍41🔥17❤‍🔥13💯10👏7🥰4
Вдохновившись сегодняшней лекцией @SvetlanaKaliningrad в пРусском коллегиуме 3:0, не могу не написать о Святом Мартине!

Традиционно в церковном календаре 11 ноября – это праздник Мартина Турского, жившего в стародавние времена, римского солдата, ставшего позже священником.

Как гласит легенда, однажды зимой, во время страшной метели, солдат Мартин ехал верхом на белом коне и повстречал раздетого нищего, дрожащего от холода.
Он вынул меч, разрубил им свой форменный плащ и отдал половину замерзающему бедняку.
На следующую ночь после случившегося Мартину привиделся сон, в котором перед ним явился Иисус Христос, завернутый в половину того плаща, и сказал: «Ты сделал добро для брата моего, значит, сделал добро для меня».

Мартин оставил военную службу и посвятил себя служению Богу.
Впоследствии он стал покровителем всех нищих, а за свою доброту и заботу о бедных был назван Милостивым.

Он считается покровителем бедных, нищих, беженцев, пастухов, домашних животных, виноградарей, мельников.

Раньше в Западной Европе Мартин Турский был одним из самых почитаемых святых. Сцена, как Мартин, сидя на коне, рассекает свой плащ надвое, была наиболее популярным сюжетом из жизнеописаний католических святых.

Спустя некоторое время его именины стали отмечать не только католики, но и представители других конфессий. Правда, для протестантов поводом присоединиться к празднику стало чествование другого Мартина – богослова и великого реформатора Лютера, крещенного как раз 11 ноября.

Вне зависимости от конфессий День Мартина издавна весело встречают по всей Европе, так как на него традиционно приходилось окончание сельского года - день оплаты батраков, выплаты налогов, смены хозяев, заключения арендных договоров на землю, гуляний перед началом тогдашнего предрождественского поста.

Не случайно именно в этот день в 1810 году в Пруссии было отменено крепостное право.

Главный обычай празднования дня святого Мартина – приготовление и торжественное съедение гуся.

По одной из легенд, Мартин долгое время не решался принять пост епископа Турского и попытался спрятаться в сарае для гусей. Но гуси громко разгалделись и выдали его горожанам.
Поэтому гусям теперь придется жариться:)

Гуся в этот день подают с краснокочанной капустой и хлебными или картофельными клецками.

Ну и рецепт, кто вдруг еще успеет пожарить праздничного гусика :

-Тушку гуся как следует вымыть, просушить и посолить – но только изнутри.
- Начинить ее кусочками чернослива и яблок, сдобренных щепоткой сахара, панировочными сухарями, корицей и коньяком.
- Положить гуся на решетку, а в емкость, куда будет с решетки капать жир, налить воды и бросить несколько ломтиков яблока.
- Выпекать гуся на самом нижнем уровне духовки при температуре 200 градусов, периодически поливая жаркое жиром.
- За 10 минут до готовности полить мясо холодной соленой водой и прибавить жару: так получится хрустящая корочка.

Гуся у меня не было, поэтому под Светины рассказы случились щи да котлеты🥰
74🔥37👍23😁4👏2💯1
✔️ Напоминаю, что 16 ноября архитектурно гуляем по маршруту «Всё дело в Хоппе».

Будем изучать архитектуру модернизма и не только, вспомним Вальтера Гропиуса и школу «Баухаус» 👇
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤‍🔥126👍4
Кто не слышал про школу «Баухаус»?

Один из важнейших центров модернизма в межвоенной Европе, куда съезжались студенты и преподаватели отовсюду. Новые принципы архитектуры, неординарная педагогическая система, эксперименты в промышленном дизайне - отблески этих идей до сих пор видны в современном мире.

Но с чего всё начиналось? Ответ на этот вопрос прекрасно дает книга Фрэнка Уитфорда, изданная впервые ещё в 1984 году❤️

Получился любопытнейший текст на основе архивных документов, писем и воспоминаний учащихся и учителей, который дал возможность рассмотреть «изнанку» школы - чем она жила и дышала, какие у неё были сложности, как конфликтовали или мирно взаимодействовали её обитатели.

Особенно интересно было читать про годы в Веймаре, которые обычно проскакивают, переходя сразу к «золотым годам» в Дессау. Но когда погружаешься в историю и рассматриваешь неспешно, как эти периоды сменяли друг друга, лучше понимаешь, почему многие изначальные идеи «Баухауса» оказались романтичной утопией.

И, конечно, восхищает фигура Вальтера Гропиуса, с какой самоотдачей он погружался в дела школы и как отстаивал её интересы, удерживая весь проект на плаву долгие годы.

«Единственным настоящим плюсом для студентов Баухауса была столовая, организованная в бывшей прачечной госпиталя. Она работала и по вечерам, так что сотрудники и учащиеся минимум раз в день могли там как следует поесть.

Небольшая группа студентов получила возможность питаться бесплатно: Гропиус уговорил нескольких богатых жителей Веймара и других городов жертвовать средства на «бесплатные столы» и стипендии в обмен на привилегии со стороны правительства Тюрингии (состоявшего из социалистов). Но даже для тех, кто должен был платить, обед или ужин в столовой обходились не дороже чем в десять пфеннигов.

Овощи выращивали в основном на собственном огороде, устроенном на тех семи тысячах квадратных метров земли на окраине, что выделили власти. Садовнику на жалованье помогали учащиеся, получавшие за это жетоны на питание. Крайне важное условие, ведь у большинства не было ни гроша!

Гиперинфляция прибавила Гропиусу проблем. У многих студентов не было вообще ничего — они даже не могли купить себе обувь или одежду. Гропиус нашел средства на приобретение брюк и ботинок оптом - их раздавали тем, кто нуждался больше всего».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
71👍41😍7❤‍🔥4🥰1
И опять я целый месяц живу с рыцарями, практически в рыцарских конюшнях :)

Чертовски увлекательно, но очень много деталей, которые надо систематизировать для двух новых проектов.

В моменте:
«В конце XV века появляются ландскнехты с огромными барабанами - обычай, который был заимствован на Востоке. Барабаны с их чисто гипнотизирующим воздействием, лишенным всяческой музыкальности, знаменуют разительный переход от эпохи рыцарства к милитаристскому духу нашего времени: это один из элементов процесса механизации войн.»


#tanja_рыцари
🔥52👍3225💯3
Супер история от Ильи Дементьева!

А я то думаю - что этого меня на военную историю всё время поворачивает, а это он - гений места и жившая в моем дворе Мария Шарлотта Панкритиус🥰 👇
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
17🔥10👍3💯1
Сходил сегодня на свою лекцию и узнал о том, что первой женщиной, защитившей докторскую диссертацию в Кёнигсбергском университете, была Мария Шарлотта Панкритиус. Любопытно, что женщины ворвались в академическую среду в Восточной Пруссии решительно — сразу зашли с козырей, то есть с военной истории.

Сегодня она именинница — родилась 20 ноября 1857 года в Черняховске (в прошлом — Инстербург). В десятилетнем возрасте её семья переехала в Кёнигсберг (отец подвизался бухгалтером). С 1899 года в Альбертине она изучала востоковедение и древнюю историю, в том числе под началом Феликса Эрнста Пайзера, чьё надгробие после долгих мытарств наконец обрело приют во Фридландских воротах. Жили на Цигельштрассе, 20 (ул. Кирпичная, сегодня дворы дома по ул. 9 Апреля перед второй эстакадой). По этому адресу ещё и в 1937 году числилась некая Анна Панкритиус, учительница на пенсии (сестра?).

Диссертацию Мария Шарлотта защитила в 47-летнем возрасте по теме «Ассирийское военное дело от Тиглатпаласара I до Шамшиадада III» (1904), потом ещё писала статьи и книги. Следы её, впрочем, теряются в районе Первой мировой войны.

Ганс Дельбрюк в «Истории военного искусства» (издание 1920 года) упоминает нашу землячку в следующем контексте: «Доктор Marie Pancritius (Studien über die Schlacht bei Kunaxa, Berlin, Alex. Dunker, 1906 r.) удачно опровергает многие ложные положения, высказанные за последнее время учеными о Ксенофонте и "десяти тысячах"; однако и она не сумела дать правильную оценку стратегических и тактических моментов, так как исходит из ложных предпосылок».

Стилистика у Дельбрюка, конечно, чисто булгаковская:

«— Браво! — вскричал иностранец, — браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьёз: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!

— Доказательство Канта, — тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, — также неубедительно...»

Фройляйн Панкритиус не ушла из науки. Печаталась периодически у Пайзера в "Orientalistische Literaturzeitung". Стала дрейфовать от ассириологии в сторону истории первобытной религиозности.

Со всей благосклонностью, выгодно отличающей его от Дельбрюка, пишет в 1956 году о Панкритиус Мирча Элиаде («Мифы, сновидения, мистерии»):

«Что нам прежде всего бросается в глаза в мифологии и фольклоре "магического полета”, так это его примитивность и всеобщая распространённость. Общепризнанно, что тема Magische Flucht является одной из самых древних тем фольклора: она встречается везде и даже в самых архаических культурных слоях (См. Dr. Marie Pancritius, "Die magische Flucht, ein Nachhall uralter Jenseitsvorstellungen" in Anthropos, 8, 1913, pp. 854-879; 929-879...)».

В 1930 году Панкритиус ещё была в строю, причём числилась в Кёнигсберге: в 1937 году в журнале «Советская этнография» на её работу ссылается Е.А. Рыдзевская:

«Буржуазные учёные делают ошибку, полагая, что Эдда в своих женских образах прямым образом связана с женской психологией эпохи викингов. Отсюда и склонность видеть в валькирии отражение действительной жизни этого времени (См. Marie Pancritius, Aus mutterrechtlicher Zeit. Anthropos, 1930, XXV, стр. 881, прим. 9)».

Но в том же 1937 году Д.К. Зеленин в книге «Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов» ссылается на неё сочувственно:
«В Западной Европе мы встречаем и еще столь же явные и бесспорные пережитки тотемизма, причем мы здесь говорим вообще только о тотемах-деревьях, не касаясь тотемов-животных (О пережитках тотемов-животных в Европе см. статью Marie Pancritius. Europäischer Totemismus, Anthropos, Bd. XIJ/XIII, 1917/1918, 338—350)».

Статья о временах матриархата, которую ругала Рыдзевская, оказалась частью цикла, и Панкритиус продолжила его в 1932 году. К сожалению, более поздних публикаций найти пока не удалось, так что годы жизни пока будем считать 1857 — после 1932.

Ну, хоть случайно, но вспомнили в городе, где она прожила всю свою жизнь.

Словом, с днём рождения, Мария Шарлотта Панкритиус!
68👏23🔥20👍2
Сегодня у нас совсем не пост к размышлению, скорее призыв к действию❤️

Объявляется сбор дружного коллектива из числа желающих на 7 декабря, чтобы отправиться в последнюю в этому году мини-экспедицию по следам уличного искусства в Калининграде, которую традиционно проведет Анастасия Туз.

Двигаясь через Центральный район, мы будем заглядывать в тихие уголки и переулки, чтобы городской ландшафт заговорил с нами — рассказал свои истории через образы и надписи на самых разных поверхностях.

Поговорим о том, как зародилась субкультура граффити, как она трансформировалась в стрит-арт и какой смысл мы можем отыскать в созданных на улицах работах. А заодно почувствуем не только в теории, но и на практике, как уличное искусство влияет на восприятие окружающего нас пространства.

Гулять будем с радиогидами 3-3,5 часа с возможностью кофе-паузы в середине маршрута.

Начало экскурсии: 11:00
Место встречи: памятник Петру I у штаба Балтийского флота
Стоимость: 1000 рублей

Записаться можно в личных сообщениях @ann_tuz

Экскурсия благотворительная, большая часть собранных средств отправится в помощь приютам «Дом для одиноких кошек» и «Балтика 39»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
64🔥9💔4🥰3
Это было очень круто - оказаться по другую сторону процесса!

В начале лета я вам рассказывала о новом гастрономическом проекте «История в тарелке», а вчера премьерила на «Ужине с историей», 4 часа пролетели незметно:)

А тем временем декабрьская афиша уже готова, окунитесь в историю со вкусом🍸
Мой день -20 декабря, запись здесь
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
75🔥57❤‍🔥13😍5🥰2
Сегодня вспоминаем Ханну Арендт - ровно 50 лет тому назад не стало одной из самых известных философов 20 века, которая свое детство и юность провела в городе К.

«В том, как я думаю и рассуждаю, я всё ещё из Кёнигсберга. Иногда я пытаюсь утаить это от самой себя. Но это так.» (Х.Арендт, 1964)
 
Ханна Арендт по праву считается одним из самых интересных философов современности.

Ее наследие является достоянием всего мира точно так же, как и она сама была гражданином мира по убеждению, несмотря на особо тесные связи с отдельными культурами: еврейской и немецкой по рождению, французской и американской по сложившимся обстоятельствам и осознанному выбору.

Родилась в Ганновере, училась у Мартина Хайдеггера в Марбурге, защищала диссертацию у Карла Ясперса в Гейдельберге, выходила замуж в Берлине, работала в Париже, была узницей французского концлагеря Гюрс, преподавала в Принстоне, прославилась книгой об Эйхмане в Иерусалиме, умерла в Нью-Йорке.

А где же здесь Кёнигсберг?

Действительно, Ханна Арендт родилась не в Кёнигсберге, а в пригороде Ганновера.
Но из Кёнигсберга родом были её родители Пауль и Марта Арендт. Когда маленькой Ханне только-только исполнилось три года, родители вынуждены были вернуться в Кёнигсберг.

Они поселились в районе Хуфен, на улице Тиргартенштрассе, 6 (ул. Зоологическая). Отец Пауля, любимый дедушка Ханны Макс Арендт жил совсем неподалёку, на Гольтц-Аллее (ул. Гостиная).
В марте 1913 года Макс Арендт умер. В октябре того же года скончался его сын Пауль.

Маленькую Ханну воспитывала её мать, Марта, урождённая Коон. В 1920 овдовевшая Марта Арендт вышла замуж за торговца Мартина Беервальда. Он был сыном эмигранта из России, родился и вырос в Кёнигсберге.

Марта и Ханна перебрались в дом отчима на улице Бузольт-Штрассе 6 (ул. Ермака), буквально в двух кварталах от Тиргартен-Штрассе.
В районе Хуфен жили состоятельные кёнигсбержцы.
Именно там – между Тиргартен-Штрассе, Гольтц-Аллее и Бузольт-Штрассе росла маленькая Ханна.

Ханна Арендт училась в школе королевы Луизы на улице Ландхофмайстер-Штрассе (сегодня это филиал гимназии № 32 на ул. Сергея Тюленина).

Скорее всего она ездила в школу и обратно домой на трамвае, изо дня в день пересекая свой родной город. Можно не сомневаться, что его вид оставил глубокий след в душе девочки.

Когда Ханне исполнилось 18 лет, она покидает Кёнигсберг и начинает учёбу в Марбурге, которую затем продолжит во Фрайбурге и в Гейдельберге.
Но она сохранила связь со своим родным городом, где жила её мать и отчим и где остался круг ее друзей.

«Кёнигсбержец Иммануил Кант провёл всю свою жизнь в родном городе и в то же время был гражданином мира. Гражданка мира Ханна Арендт провела самую большую часть своей жизни вдали от родины. Но если вниматеьно рассмотреть её жизнь и труды, то понимаешь, что всю свою жизнь она оставалась уроженкой Кёнигсберга.» (Г.Хорст)
94🔥19❤‍🔥9🥰2😱1
#tаnja_истории
#новыйгодкнаммчится

Вспомним одну из старинных традиций ❄️

Вечером 5 декабря дети в немецкоязычных странах (Германии, Австрии, Швейцарии) выставляют свою начищенную обувь за порог или на окно и ждут сладостей и подарков потому, что 6 декабря здесь отмечают Николаустаг🎁

Кто же такой Николаус?

Под именем Николаус (Nikolaus) скрывается Святой Николай из Миры (в русской традиции – Николай Чудотворец), бывший в первой половине III века епископом в г. Мира в Малой Азии (ныне Демра, Турция).

Святитель Николай является одним из самых почитаемых святых христианства. Он прославился своим заступничеством за гонимых и страждущих, а также мужеством и щедростью. Также Святой Николай считается покровителем мореплавателей, торговцев, путешественников и детей.

Со Святым Николаем связано много легенд. Он был богатым человеком и заботился о бедных. Причем делал это тайно, чтобы его не благодарили. Существует предание, что однажды, желая помочь очень бедной семье, Николай взобрался ночью на крышу и оттуда сбросил в светлицу пять узелков с золотыми монетами; узелки упали в детские башмачки, стоявшие у окна.

Другая легенда рассказывает о великом голоде, во время которого Николаус отправился в порт и выпросил у моряков зерно, предназначавшееся для византийского императора. Чудо заключалось в том, что от груза, доставленного в Византию, не убавилось ни грамма.

Еще одна легенда рассказывает о бедном отце, который не мог обеспечить приданое своим трем дочерям. Николаус три ночи подряд подбрасывал в комнаты девушек по золотому самородку. В итоге зазвучали свадебные колокола.

Самородки с течением времени "превратились" в яблоки, императорское зерно – в игрушки и сладости. Легенды, из которых создавалась святость Николауса, отражают надежды и мечты его современников.

Когда-то и в нашем славном городе К. дети в этот день радовались приходу Святого Николауса🍭

Ну а мы ждем Деда Мороза и Нового года🎄
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
19👍6❤‍🔥4🔥4