Внучка урбанистки: Елена Короткова об экономике города – Telegram
Внучка урбанистки: Елена Короткова об экономике города
8.75K subscribers
1.18K photos
4 videos
606 links
Канал об урбанистике простыми словами
После подписки вы увидите города по-новому!

Здесь актуальные статьи и новости из мира экономики и градоустройства от эксперта в ТОП-15 урбанистов России и 15+ летним опытом в отрасли

Сотрудничество @vnuchka_janebot
Download Telegram
О дальней станции кино

Что получается, когда русский режиссер снимает кино о глухом крае, где даже нет жд станции? скорее всего, грустный фильм про затухание жизни.   Что получается снять у корейцев? Лиричный фильм про веру в себя, семью, любовь и про малую родину.  

В 1988 году в Южной Корее появилась необычная жд станция - ее построили сами своими силами жители прилегающих деревень. Сами пути уже были, но останавливаться поезд не мог - негде было.  Таких станций - принадлежащих по сути местных жителям в Корее всего две.    Сейчас на станции Янгвон останавливаются в основном туристические поезда


Чудо (Южная Корея, 2021)


Хороший случай посмотреть на корейскую глубинку вне блестящего Сеула.

#внучкасмотрит
👍4319❤‍🔥7👏1
Лондонский урбан-факультет

Вообще урбан-факультетов в Лондоне несколько, сегодня про UCL и их Бартлетт

Строго говоря, Бартлетт - не только про урбанистику, а про Built Environment. Начиналось все в 1841 году вообще с кафедры архитектуры, а планировщики подтянулись попозже - в 1913.

/Где факультет внутри вуза? Бартлетт - крупный факультет (всего их 11 в UCL), все околостроительные, архитектурные и подобные штуки собраны под одной крышей.
/Какие направления на факультете? Сам Бартлетт делится на 13 школ и институтов. Кажется, на любую тему что-то можно найти - от пространственного анализа до вопросов здравоохранения, от недвижимости до устойчивого развития. Великий и могучий Space Syntax - это тоже тут.
/Как и куда поступать? Тут есть все виды уровней обучение - от бакалавриата до пост-дока. Самая свободная в плане выбора курсов - вот эта программа. При этом есть программы магистратуры, которые можно растянуть на 5 лет. Аспирантура тоже присутствует. Отдельно отмечу MBA по управлению крупными инфраструктурными проектами и формат "академического посетителя". И еще есть короткие программы для подростков - если вдруг хотят в архитектуру податься.
/Что с экономикой? Не знаю, какой темы из экономики города тут нет. В чистом виде городская экономика есть, всякие ресурсные штуки, типа энергетики - есть. Хотите - про регенерацию застройки, хотите - про недвижимость. Отдельно - Sustainable Construction, это целая школа про управление строительством, экономику строительства, инвестиции, управление объектами.
/Где послушать лекции онлайн? На сайте самого вуза, еще есть масштабный онлайн-курс по транспорту, самостоятельные каналы есть у многих школ внутри Бартлетта (раз, два, три)

#урбанучеба
👍40❤‍🔥20🔥6
Архитектурная премия Кореи

Прошлогоднюю японскую премию я изучила, настало время Южной Кореи.
Полный перечень номинантов за все годы - тут.
За 2023 год номинантов оказалось немного, так что я смотрела последние два года.

/Школа в виде деревни. Отличная идея дать детям из многоэтажных домов побыть в какой-то соразмерной среде. Вокруг школы - новые кварталы, получившиеся в результате масштабной реновации. Вышла школа, состоящая из домиков в 3-4 этажа. Спортивное ядро и прогулочные зоны - распределили внутри застройки. Запустили школу в 2021 году, процесс проектирования и строительства занял 4 года. Интересно, что школу согласовали со скрипом - в Сеуле сокращается количество детей и новые школы почти не открывают. В этом районе школы вообще не было 17 лет. Так что тут и архитектура и сам факт наличия - большая удача.
/Точечное общежитие. Крохотный участок посреди плотного района - общежитие построено для работников машиностроительной компании. Такая аккуратная пятиэтажечка. Все жилые комнаты вынесены на одну сторону, у каждой - балкон. А общие зоны - напротив, с несолнечной стороны. Вот тут побольше картинок и данных про объект.
/Заправка из будущего. Для зарядки электрокара нужно примерно 30 минут. Чтобы эти полчаса прошли с пользой, концерн SK превратил бывшую газовую станцию во многофункциональное здание. На первом этаже - действительно электрозаправка. На втором - кафе, небольшой коворкинг, на третьем - шоурум всего, что делает концерн (там и медиапанели, и бытовая техника и всякое разное). На четвертом этаже - офис для сотрудников концерна - провести встречи, поработать.
/Спорт под дорогой. В 2017 году Сеул начал проект по освоению пространств под мостами и эстакадами в городе. В пилотную группу попали 6 локаций и вот одна из них получила в итоге архпремию. Заказчиком проекта и стройки является администрация района Сеула. По функционалу все, как положено: спортзона, место для локальных встреч, комфортные переходы между корпусами. Дерево и бетон. Вот тут нашла еще один проект из этого же пилотного этапа.

#премиивнучки
32👍13🔥8❤‍🔥7
Портовый город, mon amour (часть 3, заключительная)

Финальные тезисы из публикации ОЭСР, посвященной портовым городам.

Часть 1
Часть 2

1/ Мастер-план, куда же без него. По сути документ по планированию развития порта может быть примерно в 3 жанрах. Первый - только про порт и внутреннее переустройство (например мастер-план ЛА). ВТорой жанр - это про порт вне имущественных границ - скорее про портовые территории и их развитие (мастер-план порта Сан Диего), а третий - про развитие территорий прилегающих к портам или ранее бывших портовыми - в свете развития порта и его деятельности (пример - Euromediterranée в Марселе).
2/ Роттердамский союз. Отдельно и много авторы говорят о важности кооперации. Все друг на друга завязаны, так что лучше вместе. В качестве хорошего примеры приводят Deltalinqs - огромную ассоциацию компаний, входящих в роттердамский кластер. Они там чем только не занимаются - и интересы лоббируют, и персонал обучают, оперируют единой базой данных, вместе с регионом решают всякие пространственные и логистические задачки.
3/Выносить или нет. Порт - дело очень емкое в плане территории, особенно если эти территории центральные. Решение о выносе - это всегда очень долго больно и дорого, поэтому совсем закрывать порт - дело крайне редкое. Случается это, если сам по себе порт изжил себя или технический крайне устарел (такое случилось с Хельсинки) Альтернативный путь - открывать дополнительные причалы подальше от центра города. Примеры такого - Пусан, Шанхай, Рио, Марсель, Колката, Бремен.

#порт #логистика #оэср #отчетыурбаниста
14👍3
Что сажать про города

Недавно, отвечая на странный вопрос "какие цветы дарить урбанистам", я как-то застопорилась. Поняла, что лучше смогу ответить на вопрос "какие цветы сажать урбанистам". Точнее - розы)

/Отель Савой - сорт назван в честь одноименного лондонского отеля, собственное презентован к 100-летию отеля.
/Воздух Берлина - тут двойная цитата, сорт назван в честь одноименного марша - неофициального гимна города.
/Тиволи 150 - тут все очевидно. Выведена в Дании в честь юбилея парка.
/Пестрая Болонья - как все итальянское, этот сорт сам по себе долгожитель - выведен примерно в 1909 году болонскими же цветоводами, как полагается - на вилле местного сенатора)
/Гонконг - в 1962 году город накрывает сильнейший тайфун, десятки тысяч людей остаются без крыши над головой. Свою розу испанские цветоводы называют в честь пострадавшего города.
/Исфаханская роза - один из старейших сортов роз, дошедших до нас. Собственно в иранском Исфахане его как будто впервые и приметили европейцы еще в середине 19 века. Кстати в Европу ее привезла одна из немногих женщин-розоводов, Нора Линдсэй.

#красиваяурбанистика
35👍10🥰4👏3🎄1
От Сиама до Таиланда - азиатская судьба берлинского KaDeWe

В январе этого года главный берлинский универмаг KaDeWe объявил о банкротстве. Техническое банкротство для защиты от кредиторов - дело не самое редкое. Интересно то, как история замкнула круг...

/Уникальная часть империи. Строго говоря, KaDeWe не был первым ни у своего основателя, ни в городе.  Адольф Яндорф, основатель магазина, к моменту открытия владел 6 огромными универмагами по городу (вот еще один, например).  В самом городе к 1907 году он тоже не был единственным крупным универмагом высокого класса.
/Элитный магазин на Западе. В отличие от предыдущих шести, новый магазин Яндорфа нацеливался не на средний класс и рабочих, а прямо таки на элиту.  Свое имя из названия владелец убрал именно по этой причине.  А локацию выбрал в новом деловом районе города - Новом Западном районе Берлина. 
/Немецкий универмаг перестал быть немецким еще в 2012 году. В тот год австрийской компании Signa было продано здание. В 2014 те же австрийцы купили саму организацию KaDeWe (вместе несколькими другими известными немецкими универмагами).  В 2015 половину акций универмага купила таиландская Central Group
/Здание  - в прошлом, магазин - в текущем. В связи с финансовыми проблемами у австрийской компании, в ноябре 2023 она подает на банкротство, следом продает  часть здания KaDeWe таиландским партнерам.  И вот уже сам магазин подает на банкротство в январе, а таиландские владельцы, видимо, выкупят теперь все полностью.
/Причем тут Рама? Открывая магазин, Яндорф очень ждал короля Вильгельма II на открытие.  Не случилось. Зато в Берлине чуть позже оказался король Сиама - Рама V. Он и стал главным селебрити в рамках запуска магазина. За два дня король потратил 250 средних годовых зарплат берлинца. Статус  "магазина для взыскательной публики" был подтвержден.

Морали две:
/ Ничто не вечно в этом мире
/ Прав был Гегель - второй раз точно в виде фарса


#берлин #ритейл #тайланд
22👍9
Венеция теперь за деньги и по записи

Это случилось. Венеция ввела платное посещение города.

На днях мэр Венеции объявил о старте эксперимента с платным входом в старый город. Теперь все официально и всерьез.
/Выбраны 29 дней, когда посещение города будет платным и по предварительной записи. В основном эти дни - в апреле-июне. Первые дни работы Биеннале и дальше все выходные дни до 14 июля.
/Платным будет только посещение старого города. Острова останутся бесплатными для визитов.
/Бесплатным остается вход для местных жителей, работников, родственников горожан, частников спортивных мероприятий, студентов местных вузов, владельцев недвижимости, арендаторов недвижимости (но не Airbnb, а серьезный контракт), гости (для них приглашающая сторона должна выпустить специальный код для бесплатного прохода), школьные экскурсии.
/На входе в город будут установлены пропускные пункты. Для местных жителей будут отдельные калитки. Кроме этого патрули будут выборочно проверять ваучеры у туристов уже внутри города.
/Цели объявлены такие: попробовать денежный инструмент для снижения наплыва посетителей, мониторить структуру потока в платные дни

Если что - платить тут.

P.S. В общем, ждем результатов эксперимента и делаем ставки, сколько дней в следующем году станут платными) Я бы даже делала ставки на то, какие города со следующего года тоже запустят эксперименты.

#венеция #туризм
👍32😱15👻9💔8🔥6🤡5😁3🤔2👏1
Зеленая Оттава

Наткнулась тут на 20-летний план Оттавы по развитию своего зеленого пространства. У нас несколько городов озвучивают планы по созданию такой штуки. Полистала, ознакомилась как экономист.

/Документ касается любой зелени в городе - муниципальной, федеральной, частной, посаженной руками или естественно возникшей.
/20 летний период делится на кусочки - то есть сам план он и правда на 20 лет, внутри заявлены 4-летние периоды и ежегодные оперативные планы. Масштабный подход.
/3 "экономических" КПЭ - редко вообще их встретишь в таких документах, прямо молодцы. Один - признание зеленого ресурса важным для экономического благосостояния города (ну уж что есть) Отдельно - про финансирование. Плохо, это когда деньги выделяются только на экстренное реагирование. Средне - это когда деньги есть и на плановые работы, но они только бюджетные. Хорошо - это когда еще и бизнес подкидывает. Еще один КПЭ - учет зелени как фактора, повышающего ценность муниципальных земель и недвижимости.
/Зелень лучше дорог и ЖКХ - в документе эта концепция основывается на довольно простом рассуждении: сроки амортизации дороги, трубы или проводов сильно короче, чем у дерева. Оно, наоборот, после посадки начинает только расти и приносить больше пользы. А проблемой становится через много-много лет (и то не всегда).
/Экономические выгоды - традиционный вопрос, по которому даны традиционные, но вполне развернутые ответы. От роста стоимости недвижимости, до экономии на электричестве и лекарствах. Из интересного и не сильно замыленного - экономия на содержании детских площадок, ливневки и даже асфальтовых покрытий. Но тут без особых цифр, к сожалению.
/4 отдела - одна зелень. Внутри городской администрации вопросы зеленой инфраструктуры ожидаемо входят в ведение нескольких отделов. Отдел градостроительства - те, кто выдают РНС, разрабатывают всякие планы и зонирования. Второй отдел - непосредственно содержит и ухаживает за насаждениями. Еще как бы отдел культуры - про активности в парках, отдельно - ответственные за ливневку. Добавляем сюда 5 систем, в которых деревья переписываются, наносятся на карту, заявки от жителей по поводу деревьев фиксируются и т.д. В общем, знакомый сюжет) Кстати, на момент написания программы (2017) даже муниципальные деревья у них не все были переписаны - только вдоль улиц и в некоторых парках.
/Программы по озеленению: раздают гранты школам на проекты по посадке деревьев, шефство над парками передается местным сообществам. Хотят запустить еще одну - по переработке спиленных деревьев, отдавать местным умельцам (ориентируются на Торонто).
/Контракт на саженец - город сталкивается с обычной историей закупки посадочного материала здесь и сейчас. Там есть двухлетняя гарантия, но проблемы с качеством саженцев остаются. Товарищи планируют заключать долгосрочные контракты с питомниками на выращивание саженцев к определенному сроку (оказывается, так делал НЙ в рамах своего "Миллиона деревьев")

В общем вполне можно брать за ориентир для написания своего.

#оттава #канада #зеленое
🎄22👍16🔥115🍓4