Внучка урбанистки: Елена Короткова об экономике города – Telegram
Внучка урбанистки: Елена Короткова об экономике города
8.75K subscribers
1.18K photos
4 videos
606 links
Канал об урбанистике простыми словами
После подписки вы увидите города по-новому!

Здесь актуальные статьи и новости из мира экономики и градоустройства от эксперта в ТОП-15 урбанистов России и 15+ летним опытом в отрасли

Сотрудничество @vnuchka_janebot
Download Telegram
Шварцплан-угадайка из Зальцбурга
На первом занятии по урбанистике, школьники играют в незамысловатую игру.
Смысл простой - ученикам выдают план города и небольшую подсказку. Надо назвать город.

1/ один из крупнейших городов за пределами Азии
2/ Крылатый лев (см картинку в левом нижнем углу) - один из символов города
3/ Город с самым большим количеством небоскребов, один из которых - высотой 830 метров
4/ Имя выдающегося жителя этого города получится из букв VERENA Z'BURGFRAXR
5/ Город, в котором находится этот выдающийся купол (см картинку в левом нижнем углу)
6/ считается, что жители этого города изобрели подогреваемые полы.
7/ прочитайте название города при помощи ребуса под картинкой
8/ В этом городе сейчас находится картина "Мадонна в гроте"
9/ в этом городе есть иудейские, христианские, мусульманские и армянские кварталы. А еще он обнесен стеной
10/ В городе 31 октября 2016 года открылся новый значимый объект (см картинку в левом нижнем углу)

#урбанизмдляшкольников
18❤‍🔥8👍3👎1
Индустриальный Лондон. Часть_1
Часть_2
Часть_3

Среди всяких документов и планов про креативные индустрии и финтех в Лондоне я искала что-то родное и знакомое. Нашла)

Два месяца назад Лондон выкатил Анализ индустриальных земель.

Сразу поясню, что в Industrial uses входят у них, например, оптовые рынки, объекты ЖКХ, земля под ЖД, аэропорты и порты, дарк-китчены, кино- и телестудии. Полный перечень можно посмотреть - тут.

Краткие выводы:
/индустриальные земли сокращаются непрерывно с 2001 года. В среднем на 80 га в год (примерно на 1%). Драйверы падения - земли под производствами и пустые промучастки.
/При этом растут площади, используемые под оптовые рынки, переработку мусора, жкх, транспорт, дата-центры, теле- и киностудии, промышленные исследования и т.д. - все это в британской классификации "wider industrial land uses"
/ Основную часть промтерриторий (63%) все еще занимают производства и склады.
/ Восток города - все еще более индустриальный и промышленный, чем запад или юг.
/ в индустриальном секторе занято 7% трудовых ресурсов города. Подавляющее большинство (83%) - на производстве и складах. С 2015-2019 занятость в индустриальных секторах выросла на 14%. С 2001 до 2010 был только спад.
/средний размер индустриальной компании - до 9 нанятых сотрудников.
/Самый востребованный размер индустриального здания - 250-500 квм и более 10 тыс квм. Самые пустующие - 2000-4500 квм. Ну, как пустующие - максимальная вакантность 4%. При этом промзданий с площадью более 10 тыс квм - всего 3% от общего количества промзданий в городе.
/ самые дорогие промплощади- 100-200 квм в центральной части города.
/ каждая вторая сделка - со складами, каждая пятая - с помещениями под сервисы.
/ наибольший спрос прогнозируют для распредцентров и теле-кино производство, постпродакшн. В центральных частях города - на мелкие помещения под распредцентры для доставки последней мили.

P.S. В общем, хотите заработать - стройте крупные склады на лондонской окружной или мелкие промплощадки в центре)) И будет вам счастье.

#лондон #промка
🔥74👍2
Процент на искусство

/ В
1934 году в США начинается массовое декорирование федеральных зданий (чаще всего муралы на почтах). Источник денег - "процент на искусство" - обязательное отчисление 1% от общей сметы строительства любого федерального здания. C 1959 штаты начали сами у себя принимать такое правило, чуть позже - города: Чикаго (1978), НЙ (1984) и т.д.
/ В Чехии нет, в Праге есть (2% с 2018 года) деньги выделяют разом - от всех будущих вложений из бюджета города. По мнению местных активистов, успехов пока маловато. В Чехословакии с 1965 по 1991 год действовала норма - 4%. Больше на национальном уровне ее нет (принять не могут, ибо это возвращение к старым порядкам)
/ Во Франции (1% - с 1951 года) Сначала правило действовало только для образовательных объектов, затем распространилось на все федеральные объекты. По Парижу даже водят специальные экскурсии - с показом таких объектов.

Аналогичная практика есть в Финляндии, Нидерландах, и много где еще.

#стритарт #сметы
👍14🔥3
Про второй Рим, который второй Париж

В 1968 году под Парижем началось строительство жилого массива, названного Parly-2. Один из крупнейших кондоминиумов Европы - 20 тыс жителей. В 1969 году открылся торговый центр Parly-2, ставший на тот момент вторым по размеру во Франции. Бодрийяр в "Обществе потребления" пишет как раз про этот проект.

В 1971 году выходит в свет новый выпуск про Астерикса. По сути - сатира на историю Parly-2 и на то, с каким воодушевлением парижане начали превращаться в "парли-жан". Актуальности сюжет не потерял и сейчас - агрессивный девелопмент, колониальное отношение к местным жителям, вырубка зеленых массивов ради жилья, тяжелые условия труда нелегальных строителей, ну и далее по тексту, как говорится.

Астерикс и земля богов (2014, Франция, Бельгия)

P.S. эпизод с выбором названия для нового города - это прямая цитата из истории про Parly-2. Изначально проект хотели назвать Paris-2. Но парижане выступили против.

#киноафишаурбаниста #рим #париж #жилье
👍7🔥6
Зеленобокое такси

Никогда не задумывалась, какого цвета бывают такси. Ну, желтые/желто-белые как в НЙ и у нас, ну, черные в Лондоне. А в мире, оказывается, есть места, где такси не просто всех цветов радуги, но еще и каждый цвет приписан к определенному городу. Лидер по разнообразию - Марокко. В чем смысл этого явления - мне пока не ясно.

Upd от местных транспортников: "Разных цветов в разных городах - потому что лицензия выдаётся на один город. Чтобы такси из Агадира не работало в Марракеше"

#красиваяурбанистика #марокко #африка
👍303🤔2💅2
Индустриальный Лондон. Часть_2
Начало - тут

Продолжаю разглядывать обратную сторону города.
В Лондоне три типа индустриальных зон:
/ Strategic Industrial Locations (SIL)
/ Locally Significant Industrial Sites (LSIS)
/ Non-Designated Industrial Sites.

Все три зоны - под легкую промышленность, логистику, переработку отходов, объекты ЖКХ, транспортную инфраструктуру, оптовые рынки, гибкие форматы около промышленного характера, дешевые помещения для производственных МСП, R&D в области промышленности.

Сегодня - про SIL

SIL - это территории которые в носят основной вклад в развитие индустриальной мощи города и функционирование лондонской экономики.
Их утверждает сам город. Всего таких территорий 55.

И вот что интересно:
/площади территорий самые разные - от 6 га (Wealdstone Industrial Area - далеко на северо-западе) до 457 га (Park Royal - в 6 км от Гайд-парка)
/ в плане функционального разнообразия далеко не все так радужно, как пишут нам в учебниках. 20% - это чистая промка (и большая и маленькая), только производства, склады, жд. 40% - это зоны, где не-промки меньше 10%. Так что прямо mixed-use - это меньше половины промзон.
/ всего 13 из 55 зон предполагают сокращение площади.

Каждый район должен разработать план развития своих SIL
с целью интенсификации именно индустриальной функции (то есть редевелопмент под жилье не прокатит никак). Можно улучшать транспортную доступность, повышать плотность застройки, разрешать делить на более мелкие объекты недвижимости. Отдельная задача - консолидация с окружающей неиндустриальной застройкой. Кроме того, район должен защищать индустриальные зоны от жилья вокруг - то есть не позволять так строить жилье, чтобы SIL была "скомпрометирована".

В 2023 году провели перепись и анализ SIL
Сам анализ проходил по интересным параметрам, например:
/ энергоэффективность зданий
/ дробность владения землей (средний размер землевладения, чем больше - тем лучше, так как с одним большим собственником легче договариваться обо всем)
/ размер крупнейшего землевладения
/ средний срок аренды земли/зданий
/ запланированное изменение границ/вида землепользования
/ недоиспользованный потенциал смены вида разрешенного использования
/ доступность магистралей и общественного транспорта

#лондон #промка
👍113
Китайские инвесторы в вашем городе (опыт Аддис-Абебы)

Предположу, восточнее Иркутска большинство городов так или иначе мечтают о приходе китайских инвесторов.
Решила посмотреть, как оно бывает в других странах(на уровне муниципального развития) когда приходят китайцы и строят свои фабрики. Вот, например, Эфиопия.

С 2000-х там создают что-то вроде наших ОЭЗ/промпарков - Special Economic Zones/Industrial Parks. Традиционно - на окраинах городов. В задачи муниципалитетов входит включить в свои мастер-планы развитие этих территорий (то естественно не делается). Примеры частных ОЭЗ с китайским капиталом - Eastern Industrial Zone (в 30 км от Аддис-Абебы), Huajian Light Industry City (в Аддис-Абебе).

Как это происходит в Аддис-Абебе:
/ китайские инвесторы, работающие в Эфиопии, зачастую не имеют опыта работы/создания ОЭЗ или промпарков. К чему приводит строительство крупных заводов - они не очень понимают, как минимум в начале.
/гигантские масштабы - предприятия на тысячи рабочих мест. В основном текстиль и обувь, поэтому перекос в сторону молодых женщин.
/конфликты с фермерами, у которых отнимают землю
/изменение нормативов строительства и земельных отношений - под запросы инвесторов поменяли граднормативы в Аддис-Абебе и регионе (разрешили строить жилье на территории промзон), изменили даже государственные законы (разрешили, правда, в формате "специального кейса" сдавать землю в промзонах в субаренду).
/ Решают сами свои проблемы вместо локальных властей - нужна была дорога возле промзоны в АА, местные тянули три года. В итоге инвестор взял и построил ее - по собственной воле и разумению. Аналогично - с подключением к коммуникациям. Инвесторам проще построить свои автономные системы, чем ждать решений от местных.
/ карьерный рост для местных жителей ограничен. Хотя работников обучают, но все руководство компании остается полностью китайским. Даже образованные местные жители не допускаются до управленческих позиций. Так что с развитием и сохранением человеческого капитала в городе такие заводы помогают, но до определенного уровня.

В общем, все можно, но очень осторожно)

#эфиопия #китай #промка #аддисабеба #африка
👍6🔥31
Музеи Москвы для урбан-экономистов.

Помогала знакомой составить культурную программу для отпрыска, интересующегося нашими вопросами. Делюсь.

Музеи про экономику.

Музей Банка России - прямо в главном здании на Неглинной. Посещение бесплатное, но надо записаться. Мне приглянулась экскурсия про финансовые пирамиды и про распознавание фальшивок) Кстати, есть филиалы во многих городах страны. Еще водят в здание Ссудной кассы - в Настасьинском.
Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей - хороший набор экскурсий про дореволюционную эпоху. Эндаументы, маркетинг, фондовый рынок, социальные проекты и т.д. Водят экскурсии по городу.
Музей Финансового университета - в основном про нумизматику и денежный оборот. Но зато в здании можно побывать. Похожая экспозиция есть в музее Минфина, но тот закрыт уже пару месяцев.
Музей Ингосстраха - про страхование и развитие отрасли у нас.


Музеи про город и строительство (про Музей Москвы, МУАР и музей транспорта не пишу, ибо очевидно)

Музей Мосэнерго - Гоэлро, лампочки, фонари, система электроснабжения города.
Дом-музей академика Сергея Королёва - посмотреть, на что в самом шикарном формате было способно советское жилищное строительство в 1960-е
Квартира Г.М. Кржижановского - электрификация страны, большие карты и красивая квартира в особняке
Музей истории автомобильных дорог России - не была, но по описаниям может быть интересно
Музей "Садовое кольцо" - небольшой музей Мещанского района, филиал Музея Москвы, осколки краеведения (имхо)
Музей городского хозяйства Москвы - уж на что я как бы не первый день в отрасли, но мне очень понравилось. Доступно, информативно, всякие кнопочки, экраны. Рекомендую)
Музей "Огни Москвы" - отличный музей в центре города. Очень помогали во время Моей улицы со светильниками и люстрами на исторических улицах. У них есть выездные экскурсии по вечерней Москве.
Музей воды "Мосводоканала" - на территории бывшей Главной канализационной насосной станции, введенной в эксплуатацию в 1889 году.
Музей Мосметростроя - как, чем, зачем, с какой скоростью и сколько построят еще.
Музей Метро - самое классное - это кабина поезда, где можно посидеть и порулить. На самом деле это центр профориентации Метрополитена.

#музеи #москва
👍149🔥5🤩2🤮1
Норман Фостер набирает учеников

Два дня назад Norman Foster Foundation заявил о создании образовательной структуры - Институт Нормана Фостера.
Первая образовательная программа - годовой курс Programme on Sustainable Cities.

/Начало обучения - январь 2024 года в Мадриде.
/Состав педагогов пока непонятен, но учитывая состав руководителей программы - все будет на высшем уровне.
/ В программе - и про мобильность, и про инфраструктуру, про экономику, планировку. Так что не только архитектура предполагается.
/ Стоимость - 52 000 евро)) Но обещают стипендии.
/ До какого числа прием заявок - не очень понятно, но видимо, чем скорее - тем лучше. Закончить первый раунд отбора обещают к 1 сентября.

Подаваться на программу - тут

#пустьменянаучат
😱13🔥9🎉2
Детская безопасность в городах Японии

В Японии дети привыкли с раннего возраста перемещаться по городу (и даже между ними) самостоятельно. Безопасность в том числе создается программой "Детский номер - 110", действующей с 2001 года.

Суть в том, чтобы у ребенка на улице всегда было место, где можно укрыться от опасности и где есть взрослые. Они готовы помочь, вызовут полицию (как раз по номеру 110), успокоят ребенка и т.д.

Такие места маркируют знаками, которые известными всем детям в Японии. Знак надо не просто наклеить, нужно пройти проверку и инструктаж от полиции - что делать, если к вам пришел ребенок за помощью. Школы мониторят все "детские убежища" в своем районе раз в год. Вступить в программу может любой желающий - как собственник или арендатор офиса/магазина, так и собственник жилого дома. Аналогичные "детские убежища" есть на всех станциях жд Японии с 2006 года, а еще есть безопасные детские такси.

P.S. завидую японцам как мама, ну, и как урбанист тоже...

#дети #япония #безопасность
55👍8