Внучка урбанистки: Елена Короткова об экономике города – Telegram
Внучка урбанистки: Елена Короткова об экономике города
8.75K subscribers
1.18K photos
4 videos
606 links
Канал об урбанистике простыми словами
После подписки вы увидите города по-новому!

Здесь актуальные статьи и новости из мира экономики и градоустройства от эксперта в ТОП-15 урбанистов России и 15+ летним опытом в отрасли

Сотрудничество @vnuchka_janebot
Download Telegram
Индийский сериал про Мумбаи и текстильные фабрики. Серия 1.

Когда студенты меня спрашивают про опыт управления городом методом "запретить и не пущать", я рассказываю, например, про мумбайские упражнения с текстильными фабриками.

/Текстильный кластер в Мумбаи начал формироваться в 1850-х годах. В 1853 ж/д соединила порт с внутренними районами сбора хлопка, в 1854 открыли первую ткацкую фабрику. Потом - Гражданская война в США, дефицит хлопка. 1865 году в городе было уже 10 фабрик и работало 6 тыс человек. На пике - в 1900 году - 138 фабрик, до 1980 дожило 58, это около 270 тыс человек. Занимали они примерно 0,5% территории города - 2,5 квкм в центральной части (рыжий кружок на карте - см картинки).
/При всех фабриках была жилая и социальная инфраструктура. Жилые дома (chawls) сдавались в наем работникам фабрик. Большинство работников жило в 15 мин пешком от завода. Рядом же располагались школы и больницы. В общем не просто фабрики, а несколько десятков фабричные городки.
/Пространственное планирование в городе 1970-1980-х гг шло по пути жесткого зонирования. В плане развития 1973 года была предпринята попытка причинить городу mixed-use. Коммерческое строительство в центральном (южном) Мумбаи было фактически запрещено. Введена доля коммерции/жилью равная 20/80. Офисы более 250 квм и от 50 рабмест нельзя открывать в центре. На весьгород был введен предел 800 га - под промку. В общем всеми силами пытались наполнить центр жильем, а промку вытолкать в пригороды.
/Текстильная промышленность фактически оказалась замороженной. Новые производства, согласно все тому же плану развития-73, в центральной части создавать было запрещено. Расширять и модернизировать старые - только если это не создавало новых рабочих мест. При этом выводить ткацкие фабрики из центра тоже
было запрещено (только этот профиль был под запретом). И даже земля под ними тоже была выведена из оборота - ее можно было застраивать только ткацким производством же.

Продолжение следует.

#промка
16😢8👍4😱2
Индийский сериал про Мумбаи и текстильные фабрики. Серия 2.

Серия 1 - тут.

/ Спустя 3 года после "жесткого" плана развития был введен он - потолок вакантности. В 1976 году в Индии вводится Закон о городских землях. Касался этот закон крупных городов и регулировал земельный рынок в духе социализма (Индира Ганди, как никак). Главное новшество - потолок вакантной земли, которую частник может иметь в собственности. Все, что превышает этот потолок должно быть продано правительству. За землю, приносившую доход, нужно было выплатить собственнику компенсацию. Действие Закона в штате Махараштра (внутри которого - Мумбаи) отменено только в 2007 году. Первые 4 года владельцы фабрик (и пустых промтерриторий) просто ждали, что будет. А в 1980 все промтерритории вывели из-под действия закона. Но освобождение работало только для промки. То есть снести фабрику и застроить территории офисами/торговыми центрами и т.д. было невозможно - посередине процесса город бы изъял основную часть свободного непромышленного уже участка.
/Не успели разобраться с потолком - грянула полуторагодовая забастовка. C 1982 по середину 1983 года фактически все ткацкие фабрики города бастовали. Участие приняли 250 тыс рабочих. Основные требования - повышение зарплаты, участие в распределении прибыли. К концу забастовки часть фабрик закрылась. Из 58 фабрик, 25 - были признаны банкротами и переданы в государственное управление. Остальные сохранили частных владельцев.
/ Только в 1991 году город согласился на редевелопемент. Но понимал он его по-своему. В 1991 были сформулированы требования к перепрофилированию фабричных территорий . Треть территории надо было отдать под открытые пространства, треть - под социальное жилье. Перепродать можно было только оставшуюся треть. Но эти требования категорически не устроили собственников (даже госкопрорацию). И они просто решили ничего не делать с закрытыми объектами. И еще на 10 лет эти участки остались без развития.

Продолжение следует

#промка
15👍6
Индийский сериал про Мумбаи и текстильные фабрики. Серия 3.

Серия 1 - тут
Серия 2 - тут

/Собственники не стали сносить, а начали сдавать в аренду. Город позволял собственникам сдавать помещения под коммерческое использование, но прибыль должна была все равно идти на поддержание основнй - ткацкой - функции. Владельцы для вида оставляли один цех, а другие помещения сдавали. Самый яркий кейс - фабрика Phoenix. В 1999 здесь открылся крупнейший в городе боулинг, диско-клуб и понеслось. Сейчас тут и торговый центр и жилье и все, что положено.
/ Новые правила создали обратный дисбаланс. Порядок, возникший в 2001 году, сохранял схему 1/3+1/3+1/3 но только по отношению к ранее незастроенным территориям фабрик. Все, что было застроено можно было продавать. И это фактически "разморозило" территории. Но городу оставались крохи от этой земли - примерно 10% по новой схеме уходило под городские задачи.
/Жилье массово расселяют и сносят. Долгое время для заводского жилья действовал Bombay Rent
Control Act - грубо говоря запрет на повышение арендной ставки. Естественно, на ремонт и поддержку в нормальном состоянии этих зданий собираемых денег не хватало. В 1995 году штат Махараштра принимает закон о ревитализации "трущоб", под эту категорию попадают и заводские дома из-за своего плачевного состояния. Схема похожа на нашу с расселением аварийки.
/Процесс идет до сих пор. Буквально в январе 2023 года объявлено о редевелопементе еще 9 фабрик и 11 жилых зданий, прилегающих к ним. Речь идет о переселении 2 тыс человек. Причем расселять их будут по новым нормам. Если сейчас у людей в этих домах примерно по 11 квм/чел, т в новом жилье их ждет уже 37 квм/чел. Нежилые помещения будут компенсироваться метр в метр.
/Историческую память о текстильных фабриках пытаются сохранить - на базе India United Mills сейчас город создает музейное пространство с сувенирами, кафе, фонтаном, амфитеатром и библиотекой. В общем, все как положено.

#индия #промка #мумбаи
👍194
Книжки про города для трёхлетки

Так как товарищ подрос и старые книжки уже не интересны, пришлось маме садиться и искать обновки.

Делюсь находками.

/Город ночью Про вывески, рекламу, подсветку, уличные фонари и т.д. Отдельный аттракцион - светящиеся в темноте окошки.
/Трамвайчик Дзинь-Дзинь Для любителей рельсового всего (наш случай). Для мамы-урбаниста тут -  про конфликт между а/м и трамваями за проезжую часть.
/ Куда торопятся машины Оригинальное издание 1963 года было любимым у нашего папы. Переизданное теперь листает товарищ.
/ Город и река Тот же автор, те же годы. Любима юным читателем за картинки, а мамой - за кораблики .
/ Кто работает по ночам Простой рассказ с картинками про ночные смены в городе - от врачей до ремонтников в метро.
/Как устроен мост? Доходчиво и наглядно о мостостроении. Типы, конструкции, примеры. Отдельное спасибо автору за Русский мост.
/ Город добрый дел Энциклопедия городской жизни. Тут и профессии и процессы. Текст есть, но картинок больше.
/ Приключение Лабградика Чудесная книжка от питерских транспортников. С лабиринтами, простеньким заданиями и рассказами о профиле улицы.
/Скупер и Дампер Зима, снег, техники для очистки дорог не хватает. В общем, история из жизни.

#детиурбанистов

P.S. детские книжки-путеводители пока мне не понравились совсем.
🔥2724👏1
Конец эпохи сувениров

Керамика, вина и сыры, украшения, одежда - в эпоху мировой логистики и доставки ехать куда-то ради сувениров становится все менее интересно. Заставить нас выйти из дома (а уж тем более - заморочиться с визами, билетами и т.д.) можно, предложив только что-то более интересное.
Чаще всего - это впечатления и опыт.

Красивый свежий пример - от Сингапура.
В сентябре ребята запустили новую туристическую кампанию "Made in Singapore".
Но только она не про сувениры, а про локальные эмоции, создаваемые для туристов (еда, развлечения, уход за собой, отдых на природе)

P.S.В общем, не предлагайте туристам оренбургские платки, предлагайте их связать вместе с местными умельцами))

#туризм #сингапур #новости
👍449🔥5
Про туристический ритейл

Традиционно считается, что траты на покупки - это 4-5 место в структуре трат туриста. Они идут после трансфера, проживания, еды и развлечений. Но это не повод не заниматься вопросом. В конце концов, все это - деньги, которые туристы/посетители могут оставить у вас в городе. А еще это занятость для людей.

На прошлой неделе Аликанте (уж точно не новички в туристическом мире) выкатили План по активации и продвижению ритейла. Ознакомилась, делюсь находками.

Что обнаружили при анализе:
/ следите за демографией и размером семей. Каждый пятый житель - старше 65 лет, 56% населения - семьи из 1-2 человек
/ со сменой возрастной структуры меняются модели ритейл-потребления. С возрастом люди все меньше ходят в супермаркеты, выбираю локальные рыночки и магазины за углом
/ Ритейл может обслуживать не только ваших жителей и туристов.
Посетители Аликанте тратят на ритейл в 2 раза больше, чем туристы, ночующие в городе (в среднем - 4 ночи) - 215 млн евро против 108.

Что придумали:
/ Единое ритейл-приложение для всех магазинов города - под туристические цели и интересы. Нечто вроде маркетплейса
/ Платформу для местных продавцов - с новостями про субсидии, гранты, ваучеры и т.д. (тут - пример от Канарских островов)
/Программу поддержки выдающихся традиционных магазинов (готовый пример - от Севильи)
/Программу турваучеров - туристу просто дают ваучер на 100 евро, чтобы он потратил его в местных магазинах (пример - Валенсия)

Про другие ритейл-стратегии читайте : Генуя, Лондон, Антверпен

#ритейл #туризм #испания #аликанте #новости
👍16🔥10👏31