Алексей Савватеев и Родная Школа – Telegram
Алексей Савватеев и Родная Школа
33.1K subscribers
858 photos
707 videos
58 files
1.46K links
Друзья! В комментах запрещен мат, разжигание розни, оскорбления и проявление неуважения даже к оппонентам. Немедленный бан без предупреждений.
Почта для связи komandasav@mail.ru

РКН: https://www.gosuslugi.ru/snet/67b589741bca1d7fe1750f33
Download Telegram
Неча на зеркало пенять…

Тема детской травли часто поднимается среди педагогов, родителей и общественности. Все пытаются найти причины и механизмы решения проблемы. При этом, кажется, ни один взрослый не хочет понимать и принимать, что часть проблемы — в системе отношения самих взрослых, дети невольно перенимают опыт. Когда в системе образования административная травля — норма, то чего мы ждём от детей?

С ситуацией профессиональной травли в школе встречались практически все! Министр давит на регионального руководителя, тот, в свою очередь, на муниципального; дальше доходит до директора, который отрывается на учителях. Классика психологии: отец поругался с начальником, пришел домой и наорал на жену, та накричала на ребёнка, ребёнок… пнул кота.

Административная травля, завуалированная под бдительный контроль за соблюдением всего и вся — отличный механизм давления, сведения личных счётов, выполнения KPI, поставленных вышестоящим руководством, — методично выдавливает лучшие кадры из системы. Потому что они имеют наглость быть самодостаточными личностями, профессионалами своего дела, а не безмолвными рабами системы, подобострастно исполняющими любую чиновничью дурь.

Снова новости из Томска. И снова не те, которые бы хотелось обсуждать.

«Перечить начальству нельзя»: экс-заведующие рассказали о давлении в системе образования Томскаисточник

С августа 2024 года в Томске с постов ушли 16 руководителей детских садов и школ. По официальным данным мэрии, большинство сделали это «по собственному желанию». Однако уволенные заведующие и директора, с которыми удалось поговорить журналисту vtomske.ru, утверждают, что уходы были вынужденными — под давлением проверок и угроз.

Одной из первых громких историй стало увольнение Ларисы Алеевой, многолетнего руководителя детского сада №13. Суд признал незаконными выговоры, вынесенные ей томским деп.обром, однако в восстановлении отказал.

Приоритеты в управлении

Экс-заведующие сходятся во мнении, что с приходом нового руководства в департамент образования на смену педагогическим ценностям пришли внешние показатели — количество публикаций в соцсетях, личная лояльность к начальству и участие в формальных мероприятиях.

«С первого дня руководства работа наша стала оцениваться активностью в соцсетях. <...> Есть человек, который отслеживает это, и мы еженедельно должны опубликовать n-количество раз и выставить пост в соцсетях. Вот таким образом стала оцениваться работа руководителей — не работой с детьми, а именно сколько ты раз вышел в соцсети», — говорит Людмила Степкина, педагог с 45-летним стажем, Почетный работник образования.

Эти слова подтверждаются официальным письмом департамента от 3 марта 2025 года, подписанным Еленой Сорокиной (руководит деп.обром с 29 июля 2024 года), копия которого есть в распоряжении редакции. В нем руководителям предписывается поддерживать не менее 60% активности педагогов и 25% — обучающихся в системе «Сферум».

Бывшие руководители утверждают: любая попытка высказывать мнение или отстаивать интересы учреждения расценивается как нелояльность. После этого начинаются проверки и давление.

Кроме того, меняется структура управления. В садах начали сокращать штатное расписание: младший обслуживающий персонал (МОП) переведен на минимальную оплату труда без доплат, а специалистов по охране труда начали убирать из штата. Сокращают и руководящий состав: «на четыре корпуса останется один старший воспитатель и зам по учебно-воспитательной работе, всех руководителей — там не структурные подразделения — убрали-сократили».

Согласно внутренним отчетам, предоставленным экс-руководителями, финансирование оплаты труда рассчитывается по среднесписочной численности физлиц, а не по утвержденному штатному расписанию. Это привело к массовой «посадке на минималку» и полной отмене стимулирующих выплат: в документах за 2025 год фонд стимулирующих выплат обозначен как «0,00 руб». Информация о долгах по зарплате направляется в ДОУ ежемесячно, несмотря на отсутствие внятного объяснения от бухгалтерии.
🤬371😡5244😱23🔥17👍9🤔4💯2😁1
"Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича!

…Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне,...чтобы никто не смел орать на него, унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой, попечитель школы, старшина и тот чиновник, который носит звание инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуляров округа. Нелепо же платить гроши человеку, который призван воспитывать народ, - вы понимаете? - воспитывать народ!"

Антон Павлович Чехов
💯645👏193🔥98👍4339😢28🤡4👎2🤔2
ПОПУЛЯРНО О ДОМАШКЕ

В ноябре 2024 г. спикер Госдумы В.В. Володин написал пост о перегрузке школьников, в котором были обозначены отдельные причины этой проблемы. Список может быть значительно расширен, но многие из причин были обозначены верно, в том числе перегруженность расписания и постоянное усложнение учебной программы.
Одной из причин были названы объём и сложность домашних заданий. В недавнем посте Вячеслав Викторович предлагает порассуждать об эффективности домашнего задания, о том, в какой форме оно должно быть, по каким предметам необходимо, где должно выполняться.

В формате нескольких постов постараемся коротко и понятно объяснить всем интересующимся, депутатам Госдумы и некоторым работникам Сбербанка ту ключевую роль, которую играет самостоятельное выполнение домашнего задания в процессе образования, воспитания и становления личности человека.


1. Запоминание, усвоение информации

Традиционно (и совершенно правильно) считается, что основная функция домашнего задания — закрепить материал, пройденный на уроке. Учителя иногда говорят, что знание, полученное на уроке, должно стать “своим” — усвоиться.

Выполнение домашнего задания — ключевой элемент в механизме переноса материала из кратковременной в долговременную память: по кривой забывания Эббингауза без повторов ребёнок теряет значительную часть полученной информации уже за сутки, тогда как ДЗ организует своевременные «возвраты» к теме. Эффективный режим выглядит так: короткая (20–30 минут) проработка в день урока, затем повтор на следующий день, через три дня, неделю и месяц. В идеале — контрольное повторение через три месяца.

Причём, если изучить график, то станет понятно, что именно первое и второе повторение дают самый значительный вклад с т.з. объёма усвоенного материала — именно поэтому наиболее эффективно выполнение ДЗ в этот же день после возвращения из школы.
Выверенный ритм таких «касаний» стабилизирует след в памяти, формирует устойчивые нейронные связи, избавляющие от авралов перед контрольными.

Второй аспект в этой же теме связан с самостоятельной работой. Пока ребенок не выработает собственные приемы запоминания, ни стихи, ни таблица умножения в его голову не уложатся. Если навык будет выработан и развит, человек и таблицу Менделеева, и полную классификацию живых организмов в свою голову поместит.

2. Формирование практических, «твёрдых» навыков

Ребенку можно в какой угодно увлекательной форме рассказать, как писать букву «А». Но пока он не напишет её своей рукой столько раз, сколько требуется именно ему для выработки двигательных навыков — ни красоты, ни скорости письма не будет.
Можно ребенку дать прослушать сотню радиоспектаклей в исполнении гениальнейших артистов, но сам он от этого не будет читать ни быстрее, ни выразительнее. Помочь может только самостоятельное чтение.

Если мы хотим, чтобы ребенок научился что-то делать самостоятельно — от запоминания определений и слов иностранного языка до доказательства теорем и анализа исторических событий — он должен постоянно практиковаться. Делать сам.
👍263💯17346🙏8🔥5👎1😁1
ПОПУЛЯРНО О ДОМАШКЕ. Часть 2

Всем интересующимся, депутатам Госдумы и некоторым работникам Сбербанка — о ключевой роли самостоятельного выполнения домашнего задания в процессе образования, воспитания и становления личности человека.


3. Выработка мягких навыков

Регулярное выполнение домашних заданий формирует ключевые мягкие навыки, о важности которых мы слышим из каждого утюга.

Ученик выстраивает самоорганизацию: планирует объём работы, определяет последовательность шагов, фиксирует контрольные точки. Возникает управление временем: распределение задач по приоритетам, оценка длительности, соблюдение дедлайнов. Отрабатывается ориентация на результат: постановка измеримой цели, выбор подходящей стратегии, доведение работы до результата.

Системная самопроверка развивает умение выявлять и исправлять ошибки, возвращаться к критическим местам.
Наконец, укрепляется устойчивость внимания: способность собраться и продуктивно выполнять конкретный вид деятельности на протяжении продолжительного периода времени без потери концентрации.

В сумме эти навыки создают фундамент для уверенного самостоятельного обучения, дальнейшего развития и достижения любых жизненных результатов.


4. Формирование характера. Взросление и ответственность

Выполнение домашнего задания плавно формирует у ребёнка собственную зону ответственности: он планирует объём и время, учится принимать решения без подсказок, отвечает за результат и исправляет ошибки.

Раньше эту роль часто играли бытовые обязанности — помощь по дому и хозяйству, забота о младших, уход за питомцами; сегодня в большинстве семей такая нагрузка сведена к минимуму. В этой ситуации для многих детей домашнее задание остаётся практически единственным устойчивым механизмом ежедневной тренировки ответственности: регулярная работа по плану, самоконтроль и доведение начатого до конца дают тот опыт взросления, который сложно заменить чем-то иным.

В начальной школе допустима и полезна мягкая поддержка родителей: совместное чтение условия, уточнение алгоритма, организация рабочего места и ритуала начала/завершения работы — с обязательным постепенным «отступлением» взрослого и передачей контроля ребёнку.

Начиная с пятого класса выполнение домашнего задания под руководством родителей уже вредит: не формируются самоорганизация, контроль времени, навык самостоятельного поиска ошибок и волевое усилие; ребёнок привыкает работать только под внешним контролем и ради избегания наказания.
На этом этапе роль семьи смещается к созданию условий и мониторингу режима: тихое место, фиксированное время, краткий план на вечер; проверяются не ответы, а наличие плана и самопроверки — ответственность за выполнение должна целиком принадлежать самому ученику.
💯26777👍69🔥9🙏7🤨2👏1😁1
ПОПУЛЯРНО О ДОМАШКЕ. Часть 3

Всем интересующимся, депутатам Госдумы и некоторым работникам Сбербанка — о ключевой роли самостоятельного выполнения домашнего задания в процессе образования, воспитания и становления личности человека.

Всяким даванковым и прочей братии такого же толка посвятим отдельный абзац — насчёт жульничества школьников при выполнении домашних заданий с помощью ИИ

Скажите, пожалуйста, почему люди в тренажерном зале честно занимаются до седьмого пота, а не выкладывают в интернет созданные ИИ видео о своих спортивных достижениях? Может быть потому что им самим важен результат деятельности, им надо не просто «сдать отчёт» тренеру или пустить пыль в глаза?

Учителя подтвердят: дети, занимающиеся спортом, реже «филонят» при выполнении ДЗ — ведь известно, что спорт формирует характер.

Отменять домашку потому что дети списывают и пользуются ИИ, — лечить не болезнь, а термометр. Домашняя работа воспитывает ответственность; уберём её — взрастим надежду на костыли. Сегодня “отменим, раз списывают” — завтра так же отменим правила поведения. А там, глядишь, и законы “помешают”.

Следует устранять не проявление проблемы, а её источник: отсутствие системной работы с академической нечестностью и практику вранья, которой сегодня насквозь пронизано наше общество.


Отказ от домашнего задания

Отказ от домашнего задания — это отказ от фундаментального принципа образования: знания держатся не на слове/авторитете/обаятельности учителя, а на самостоятельной тренировке, повторении и проверке. Без второго звена в цепочке «урок — самостоятельная практика — обратная связь» школа превращается (в лучшем случае) в театр впечатлений, а не в мастерскую навыков.

Нет повторения — срабатывает кривая забывания; нет самостоятельной работы — не формируются ответственность и воля; нет системной тренировки — нет и результата.

Домашнее задание — не атавизм, а каркас учебной системы: оно цементирует содержание, формирует навык самоорганизации и управления временем, учит доводить дело до конца и отвечать за результат.
Убрать домашние задания — убрать фундаментальную опору, на которой держится не только полноценное обучение, но и формирование ребёнка как личности.


Продолжение следует.
👍399💯26762🙏9🔥8👎1
Детсадовцев научат Родину любить

Новость из разряда «хоть стой, хоть падай».
С 1 сентября 2025 г. минпросвещения начнет апробацию «Разговоров о важном» для воспитанников детских садов. Ведомство планирует проводить такие занятия в 100 детских садах 22-х регионов в рамках пилотного проекта.
О таких планах «Ведомостям» рассказал собеседник, знакомый с решениями министерства, и подтвердил представитель Минпросвещения.

С воспитанниками детсадов проведут «Разговоры о важном» на следующие темы:
- важность семьи и дружбы, формирование навыков общения и сотрудничества;
- развитие нравственных качеств: доброты, честности, справедливости, милосердия;
- знание истории, уважение к культуре России и любовь к Родине.

«Именно в дошкольном возрасте закладывается прочный фундамент личности ребенка, его ценностные ориентиры и отношение к миру», – заявил «Ведомостям» министр просвещения Сергей Кравцов.
По его словам, воспитатели будут проводить занятия с детьми «в понятной и увлекательной форме», соответствующей их возрасту. Представитель пресс-службы ведомства добавил, что занятия будут проходить в том числе в интерактивной форме и включать игры, творческие задания и чтение книг.

Идею распространить «Разговоры о важном» на дошкольные учреждения для детей с возраста пяти лет поддержал в прошлом году президент России Владимир Путин. Такое предложение озвучила президенту воспитательница вологодского детского сада Надежда Воронцова во время видеосвязи с финалистами всероссийских профессиональных конкурсов в сфере образования. «В пять лет ребенок уже способен понимать, как любить Родину, как и многое другое способен понимать», – сказала она.

Первый вопрос, который возникает в голове – как так получается, что лютая антипедагогическая чушь залетает на самый верх и находит воплощение в жизнь? Ничего, кроме каких-то карьеристких или политических мотивов за этой новацией не стоит.
Опять какие-то популистские лозунги, лишенные смысла и сути. Это же просто вывеска, плакат — без содержания и педагогической науки.

Как и кем будут подводиться результаты эксперимента? На основании чего?
Кто оценит, что дети в экспериментальной группе лучше овладели навыками общения и сотрудничества? Насколько стали добрее, честнее, справедливее и милосерднее по сравнению с детьми из контрольной группы?

Думаем, что никто и никак.
Успешность проекта будет оценена по количеству воспитателей, которых удастся принудить к проведению таких «разговоров».
А ещё худший прогноз — в том, что положительный результат эксперимента заложен уже сейчас. В красивых отчётах будет сказано, что «Эксперимент был с воодушевлением встречен как педагогами, так и детьми, и родителями. Дети с удовольствием слушали, а потом дома с родителями обсуждали предложенные темы. Абсолютное большинство педагогов считают очень своевременным, (подставить при необходимости: уважаемый Владимир Владимирович), включение «Разговоров о важном» в программу детского сада и отмечают положительные результаты от таких занятий».

Так победим!

Картинка, сгенерированная отечественной нейросетью — такая же тупизна, как и обсуждаемая идея. Отличная аллегория получилась.
😡261🤯113🤬56👍4640👎18🤔16😁13🤡8🤷5🥴1
Forwarded from Крейсер (Innokentiy Kresik)
☹️Стратегический съезд учителей
или
Кто кого обманул?


18 августа
Вице-премьер Чернышенко на совещании у Мишустина внезапно объявил, что завтра в Москве состоится Всероссийский съезд учителей.

М. Богданов очень интересуется:
Интересно, а кто об этом слышал ранее? Я, получается, упустил эту информацию. Как минимум, никаких сведений об отборе делегатов не звучало...
Получается, что съезд готовился тайно? Чтоб никто лишний туда не попал?


К съезду родили Единое-Самое-Лучшее-расписание, аж в пяти вариантах.

По составу делегации из Питера примерно понятно, каков состав «делегатов» съезда.
Делегаты в кавычках, потому что оных обычно принято выбирать, а тут явное назначение. Г-ну Чернышенко можно было и не юморить про «Съезд». Это, скорее, расширенное заседание федеральных и губернских руководящих работников.

19 августа
Съезд начался!

Канал правительства сообщает:
«Вице-премьер Дмитрий Чернышенко назвал событие историческим – это первый в XXI веке Всероссийский педагогический съезд.»
Ну, слава тебе господи! Свершилось!

Что в повестке
Опять про Стратегию, ну куда же без нее:
«По словам Дмитрия Чернышенко, подготовка стратегии развития образования на период до 2036 года – беспрецедентно масштабный процесс. Для работы было создано 15 рабочих групп, всего почти 1,1 тыс. экспертов. Они провели свыше 430 встреч и разработали более 300 инициатив.»

Умолчал Д. Чернышенко, что четыре (или пять, я запутался) этих стратегий не зашли даже… да, никому они не зашли! И специальное закрытое заседание в Общественной палате пришлось закрыть и стереть записи об этом позоре.

Вот это особенно интересное:
«По словам вице-премьера, в августе на педсоветах к дискуссии подключится вся страна».
👏
Какие, к чертовой бабушке, педсоветы в августе!?
Я рыдаю!
Педагоги в отпусках и только-только выходить на работу собираются! Сообщите там кто-нибудь профильному министру, что его обманывают.

Читаем дальше.
Министр просвещения Сергей Кравцов сообщает:
«Ни искусственный интеллект, ни какие-то другие информационные технологии никогда не смогут заменить учителя».
Это хорошо, но про цифровой террор – ни единого слова.

Ну и вишенкой на этом торте опять прозвучало, спасибо подписчикам М. Богданова:
«Ещё раз торжественно заявили, что бюрократическая нагрузка на учителя снизилась в 25(!!!) раз.»

Сами себе придумали и сами себе поверили, и, наверняка, вставят это в новую стратегию, как и дефицит учителей в 2%, и побежденные вторые и третьи смены в школах.

А что делать вот с этим:
«Выступали все начальники. У них всё хорошо, а будет ещё лучше. А я всё сравнивала их бравурные речи с той действительностью, в которой уже четвёртый год живу. Работаю в обычной школе. Она действительно массовая. Вместо 990 учеников учится более 2500. Сейчас рядом с этой школой возводят новое здание для начальной школы, рассчитанной на 500 учеников. Даже не знаем, сможем ли так избавиться от второй смены.» ?
А, господа начальники?!


Короче говоря, пиару – выше крыши, весь съезд – сплошной праздник, отчеты и доклады, успешный успех. Ждем раздачи наград и премий. А реальность? Да, кому она нужна! Тут же съезд – понимать надо!

Ну, посмотрим на очередную стратегию…

Подписывайтесь 😎
в
📱Телеге
в 📱 ВК
в 📱youtube.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
😢311💯163🤬7749🤡14🔥13🤷10👍7👏7😁2
Арбитражный суд города Москвы отказал сегодня (22 августа 2025 г.) в удовлетворении заявления АО "Издательство "Просвещение"" в признании незаконными решения и предписаний ФАС России о снижении цен на учебники.

В своих пояснениях АО «Издательство «Просвещение» выдвигало весьма интересные обвинения:
«в большинстве случаев дефицит и проблемы с учебниками возникают в связи с действиями Минпросвещения России по внесению изменений в федеральный перечень учебников.
В результате этого у регионов возникает необходимость незапланированного обновления учебников, которые еще не исчерпали срок своего использования, но уже не могли использоваться, поскольку Минпросвещения России обновило программу обучения/обязало издательства внести правки в учебники. Именно это создает нагрузку на бюджетную систему Российской Федерации».


Предписаний ФАС России два:
1. Издательство обязано вернуть в бюджет 2 млрд. рублей.

2. Издательство обязано снизить цены на большой перечень учебников (приложен к решению) и прекратить злоупотреблять доминирующим положением.

Вероятно, ещё будут обжаловать, но это ещё один важный шаг к укрощению монополиста и снижению цен.

Сэкономленные на снижении цен на учебники деньги школы смогут потратить на различное оборудование и даже на зарплату педагогам!

Небольшой экскурс в процесс снижения цен на учебники:

https://rutube.ru/video/66a5f1eed56a133d83999a3be32ab035/ - после первого заседания ФАС (июнь 2024 г.)

https://news.1rj.ru/str/learn52/1290 - после последнего заседания ФАС (июнь 2025 г.)
🔥231👏95👍4319🤔10😁5🤬2
Всем привет. Сентябрь уже дышит в спину, вместе с ним — домашние задания и любимая школьниками тема искусственного интеллекта. Сразу обозначу позицию: я — сторонник. ИИ экономит деньги и время, берёт на себя рутину расчётов по моим формулам, помогает выверять юридические формулировки, по фото подсказывает, что происходит с моими растениями, однажды вылечил собаку, умеет собирать варианты контрольных. Полезная вещь — когда остаётся инструментом, а не хозяином.

Но между взрослым и ребёнком разница принципиальна. Для взрослого ИИ — как автомобиль для человека, который умеет ходить: можно доехать быстрее и потом добрать движение в спортзале; навык не исчезает, если его поддерживать. Ребёнку этот навык ещё только предстоит вырастить. Если с ранних лет возить на «умственном автопилоте», мышцы ума не набирают силу: встанет на землю — и не потянет собственный вес задачи, станет ждать водителя и готовый маршрут. Привязка к «машине» и к тому, кто ведёт, закрепляется очень быстро.

Вот что пишет сам Chat GPT по поводу этой ситуации:
Если ребёнок делает почти все задания с помощью ИИ, формируется ложная компетентность: цикл «задача → попытка → ошибка → обратная связь → доучивание» обрывается, а вместе с ним — рост мышления и навыка учиться.

❗️Что реально происходит

Когнитивная атрофия. Глубокая переработка не запускается, рабочая память и внимание не тренируются; знания не «впечатываются», а скользят по поверхности. Возникает привычка к готовому ответу вместо построения решения.

Падение толерантности к неопределённости. Любой «затык» — повод бежать к подсказке. Теряется интеллектуальная выносливость, снижается порог фрустрации.

Эффект витрины. Домашка выглядит безупречно, а на аудиторной проверке — резкий провал. Учитель видит не ученика, а маску; пробелы законсервированы и растут.

Деградация речи и письма. Текст «гладкий», но чужой: обмеление аргументации, исчезновение личного стиля, бедная синтаксическая моторика. Устные ответы пустеют.

Смещение норм. Закрепляется установка «важен результат, а не способ его достижения», размываются границы академической честности.

Мотивационный перекос. Внутренняя мотивация замещается инструментальной: «зачем напрягаться, если можно нажать». Без ИИ — беспомощность и тревога; с ИИ — бездумная зависимость.

Планирование и критика решений не формируются. Ребёнок учится принимать вывод машины на веру, не умеет ставить задачу, разбивать её на шаги, проверять корректность ответа и качество источников.

❗️К чему это ведёт

В классе и на экзаменах: блестящие домашки при систематических провалах в самостоятельных работах и устных ответах; накапливающаяся тревожность и ощущение «несоответствия себе».

Через 3–5 лет: «оператор подсказок» вместо автора решений. Без ИИ — паралич действий; с ИИ — неспособность сформулировать задание, построить план и проверить результат. Растёт риск плагиата, ошибок из-за некритично принятых ответов, выгорания от постоянной имитации.

Во взрослой жизни: зависимость от внешнего костыля, слабая ответственность за результат, трудности в профессиях, где ценится постановка задач, проверка гипотез и самостоятельное мышление.

Коротко: тотальная замена собственных усилий ИИ — это мышечная атрофия ума. Инструмент полезен, когда становится лупой для мысли, а не протезом вместо неё.
💯298👍8337🔥18🤔10👏1😁1
А вот что он же отвечает по поводу того что делать. Помню, что многие в чате возмущаются, что я только озвучиваю проблемы, но не даю варианты решений. Я, если честно, сама не знаю что делать )) отправляю рекомендации того же ИИ:

ИИ уже «воздух». Побеждает не запрет, а новый дизайн заданий и проверки. Короткий, рабочий план.

Перенастройка оценивания. Основной вес — очные рукописные и устные мини-проверки; домашняя часть — с фиксацией процесса (AI-лог: промпт, что взято/исправлено, чем проверено).

Ре-дизайн домашки. Коротко, проверяемо, на понимание; персональные данные/вариативные числа; обязательные черновики и самопроверка; быстрая микровалидация на следующем уроке.

Обучение работе с ИИ. Постановка задачи, критерии проверки, тесты, граничные случаи; разграничение «помощь» vs «подмена».

Политика академчестности. Декларация использования ИИ обязательна; нет декларации — пересдача. Единые санкции и понятная апелляция.

Профразвитие учителей. Методики заданий, устойчивых к ИИ; микроконтроль в классе; оценивание процесса; банк примеров и типовых промптов.

Работа с родителями. Краткая памятка: где помощь допустима, где начинается вред; «парковка телефонов» на время домашки; простой режим таймера.

Гигиена внимания. Телефоны вне поля зрения на ключевые 15–20 минут; одна задача — один таймер; школьные «тихие часы» для выполнения заданий.

Мониторинг расхождений. Если «дом блестит — класс провален», повышается вес очных работ, даётся индивидуальный план корректировки.

Смысл простой: менять дизайн заданий и оценивание, а не воевать с электричеством.

ВЫВОД, который я могу сделать - учителям потребуется полное переформатирование, чтобы научиться обучать в новых условиях. Организовать это на государственном уровне не реально. Мотивировать учителя добиваться результатов, выращивать академическую честность, да еще и вести борьбу с ИИ, даже больших зарплат для этого не достаточно, нужна глубокая внутренняя мотивация. А нынешние выпускники педвузов - это уже сами "дети ИИ", волевой аппарат сформирован в лучшем случае частично, даже при глубоких академических знаниях (у некоторых), целеустремлённости и умения добиваться у них по нулям. Сегодня от учителя требуется еще более железная воля и твёрдая рука, потому что работать приходится не только и не столько с детьми, сколько с родителями.

Для нынешней власти у меня подсказок нет кроме тех, которые мы уже сто раз сформулировали.
Нужно просто остановиться и понять где находится наше образование. Не надо улучшать, вводить новое, изменять. Просто остановиться на год и заняться анализом и оценкой. РЕАЛЬНОЙ, сделать попытку добиться правды от всех, кого приучили ко лжи, услышать тех, кто пытается донести. И только на основе реальных данных, понимания уровня образования по всем школам, всем регионам, понимания уровня и количества вранья, качества преподавания, количества оставшихся нормальных учителей можно будет начать только ДУМАТЬ что предпринимать. А не нестись со скоростью поезда по трупам, рассказывая всем вокруг как у нас всё хорошо.
👍216💯155🔥4440🤔7😢6👎1💊1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Законы в древней Греции

#вовочка вернулся из деревни и сразу познавательно-образовательный контент подвёз. Кому именно посвящается попросил не писать – мол сами догадаются. Может, конечно, и переоценивает адресатов сообщения.
Впрочем, в комментариях могут фамилии прозвучать. 😁

Только помягче. Разграничиваем интеллектуальный троллинг и оскорбления. 😆 С пятницей!
👍261🔥104😁6717👏8❤‍🔥3🤔2
ПОПУЛЯРНО О ДОМАШКЕ. Часть 4

Всем интересующимся, депутатам Госдумы и некоторым работникам Сбербанка — доступным языком о том, почему домашняя работа стала одним из факторов перегрузки школьников.

1. Домашняя работа переполнена никчемной деятельностью

«нарисуй три картинки как ты заботишься об экологии»

Сегодня домашние задания зачастую перегружены имитацией деятельности: «доклады», которые никто не читает, рисунки и поделки ради галочки, презентации под копирку, фотоотчёты в чаты — бумажная шелуха, отнимающая часы у ребёнка и, нередко, у родителя.

Такая практика возникает потому что учителю нужно как-то аттестовать ученика и «оцифровать» прогресс, особенно по формально-обязательным дисциплинам вроде экологии, ОДНКР: проще начислить баллы за видимую активность, чем проверять понимание. Зачастую это же происходит и по важным предметам, например, географии или истории.
В итоге дети выполняют эти задания первыми: умственных усилий минимум, есть что показать в качестве результата — создаётся сладкая иллюзия продуктивности. Только времени уходит много и на серьёзные предметы — математику, физику или английский — его уже не хватает, да и голова уже не та; отсюда и закономерное родительское раздражение.

Так формируется привычка к имитации вместо деятельности. От «галочно-витринных» заданий следует отказаться в пользу коротких, проверяемых работ на понимание и самостоятельное рассуждение.


2. Прерывания. Всегда это было, но сейчас стократ усугубляется отвлечением на гаджет

«да делаю я, делаю, только на сообщение отвечу…»

Концентрация улетучивается рядом со смартфоном: половина «домашнего» времени уходит на ответы на сообщения, “кружки” в ТГ, короткие ролики и мемы. Каждое «я на на минуту, только проверю» — переключение контекста; возникает остаточное внимание: часть ресурсов оперативной памяти продолжает "висеть" на предыдущем, отвлекающем стимуле, глубина обработки падает, ошибок становится больше.

Даже если телефоне в руках: когнитивные исследования фиксируют эффект «невидимого смартфона»: даже без звука и экраном вниз устройство на столе снижает доступную когнитивную ёмкость и рабочую память; возврат к исходной глубине фокуса после прерывания занимает заметное время.

Дополнительно работает механизм переменного подкрепления: непредсказуемые, но ожидаемые дофаминовые «вознаграждения» в ленте формируют цикл постоянной проверки. В итоге 30–40 минут реальной работы распадаются на десяток фрагментов, к необходимому рабочему времени добавляется время на отвлечения; качество ответов падает, растут раздражение и усталость.

Лень ни при чём: среда задаёт паттерн бесконечных микропереключений и препятствует развитию устойчивости внимания, стимулируя избегание усилий.
Ссылки на когнитивные исследования подсказал ИИ :)

https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26121498/
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/12639695/

#смартфонынедлядетей
💯278👍7843😢9🤔5
ПОПУЛЯРНО О ДОМАШКЕ. Часть 5

Всем интересующимся, депутатам Госдумы и некоторым работникам Сбербанка — доступным языком о том, почему домашняя работа стала одним из факторов перегрузки школьников.

3. Плотная и хаотичная программа, межпредметная несогласованность.

«Меня беспокоит, что интенсификация урока не рассматривается как причина перегрузки детей. Без этого все выглядит так, будто бы во время школьных занятий всё хорошо, и только во время выполнения домашних заданий школьник устаёт. Все пишут про количество часов. А то, что на русском или математике самое употребляемое слово «быстрее» — молчок!»

Плотность подачи материала урока сегодня такова, что материал не успевает пройти путь «восприятие — осмысление — закрепление»: школьник выходит из школы с хаотичным набором фрагментов знаний, “сваленных в кучу”, и садится за домашнее задание как за повторное освоение темы.

Слишком плотная программа превращает урок в бег по чек-листу. Учитель, старающийся строго соответствовать календарно-тематическому плану (КТП), втискивает в один час избыточный объём разнородных сведений.

Злая ирония: тот, кто выбирает не отчёт, а результат, вынужден замедляться: пояснять ходы, проговаривать логику, давать паузы на осмысление, возвращаться к трудным местам.
Цена — катастрофическое отставание от КТП, которое затем «добирается» дома самими детьми.

И каждый добросовестный учитель стоит перед выбором: либо имитация освоения знаний при выполнении КТП, либо реальное учение с неизбежным переносом части нагрузки за пределы урока.

Вторая причина не в «количестве часов» как таковом, а в отсутствии логики изложения (где-то в комментариях привели отличную аналогию: “попурри”) и межпредметной несогласованности. Классический пример с географией: дети проходят азимут, но они ещё не изучили понятие угла и его градусной меры.

Пока интенсификация программы не признана источником перегрузки школьников, разговор о «слишком большом объёме домашнего» подменяет диагноз симптомом.
Домашняя работа должна закреплять, а не учить заново; для этого нужны связность тем, разумный темп изложения и паузы на понимание прямо на уроке.


4. Уровень зарплат учителей. Вот это поворот!

“И конечно сделайте оплату труда педагога за ставку 18 часов достойной нормальной жизни – это минимум 100 тыс., тогда люди придут в систему, не будут выгорать."

Всё дело в перегрузке учителей.
Если учитель ведёт более 18 уроков в неделю, т.е. более 3-4 в день (в зависимости от того 5 или 6 учебных дней), то у него физически нет возможности индивидуальной работы с отстающими, нет времени нормально готовиться к уроку, нет времени на качественную проверку домашних заданий, нет возможности быть в ресурсе, “держать” класс, быть внимательным и видеть как класс и каждый ребенок усваивает материал.

Вся эта недоработка, всё то, что недодал, перекладывается на самостоятельное изучение дома. Что, естественно, увеличивает количество времени на освоение материала и одновременно ведёт к потере качества, что, в свою очередь, замыкает петлю обратной связи — снова увеличивает необходимое время для освоения новой темы, нового знания.
Плюс к этому переполненные классы — когда их 30 человек, да на потоке — о какой индивидуальной работе может идти речь?

Решение может быть только одно – принципиальное увеличение зарплат учителей. Систему образования необходимо насытить хорошими учителями (где взять хороших тема для отдельного обсуждения, сейчас мы говорим о необходимых шагах, а не о достаточных). Педагогов, отдающих свою энергию детям, вкладывающих в них душу, а не думающих о том, как прокормить семью, — должно быть много.

Если сравнить систему школьного образования с цветником, ведь дети — цветы жизни, то учителя в этом смысле — ценное удобрение для земли.

На удобренной, благодатной почве можно ожидать богатого урожая.
Если же вы сеете в песок или суглинок — ну чего же вы ждёте, господа?

Господа законотворцы, чего вы ждёте?
💯557👍13762🔥33😁4
В Якутии запустят пилотный проект по дистанционному обучению школьников в селах

ЯКУТСК, 21 августа. /ТАСС/.
Пилотный проект «Сетевой учитель» по дистанционному обучению школьников физике, химии и биологии запустят в трех районах Якутии. Данная мера поможет решить проблемы нехватки педагогов в регионе, сообщила министр образования и науки республики Нюргуна Соколова.



Глава Якутии Айсен Николаев поручил региональным Минобрнауки и Министерству инноваций уже в следующем году перейти от апробации к максимальному охвату малокомплектных школ проектом "Сетевой учитель".

Пожалуй, это всё, что надо знать про то, как оцениваются результаты пилотных проектов; и про то, как в реальности планируется решать проблему нехватки учителей.

Несмотря на все увещевания С.С. Кравцова, Д.Н. Чернышенко и М.В. Мишустина о незаменимой роли учителя в школе и «аккуратного и взвешенного подхода» при интеграции новых технологий в образовательный процесс.
🤬413🤯74😢35👍13👎1211😡7👏2🤔1
Forwarded from Крейсер (Innokentiy Kresik)
Уважаемый Вячеслав Викторович, домашка – это малюююсенькая часть процесса обучения

Занимаясь домашкой как отдельной проблемой в отрыве от ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, ФИРО, ФИПИ и пр. и др. вы пытаетесь прикладыванием подорожника воздействовать на коматозного больного.

Если вы действительно хотите выяснить в чем проблема именно нашей российской, а не заграничных школ, которые вы перечислили, то надо начинать с основ.

Вот смотрите, я проиллюстрирую. В мою школу только сегодня (26 августа 2025 г.) поступили новые учебники истории.
Их еще никто не успел прочитать (их только в библиотеку загрузили), и надо их поставить на учет, проштамповать, вписать в формуляры и только после этого выдать детям и учителям. Я допускаю, что это хорошие учебники, но вот вопрос: авторы учебника читали программу по истории? Не читали. Потому что институт со своим штатом и бюджетом, который пишет школьные программы, существует отдельно от авторов учебников. Плюсом еще проблема: в 11 классе, к примеру, по этому учебнику в одних классах стоит 2 урока истории, в других – 3, а есть классы, в которых по профилю – 4 урока в неделю. Такой вот расклад, по которому чиновники Минпроса решили, что одним детям надо знать историю в полном объеме, а другим – только половину. И как вы собираетесь регулировать объем домашки? Три норматива будете продумывать? А ведь эта ситуация теперь по всем предметам! Как вы думаете, учли этот расклад авторы, когда писали учебник? Это еще не все.

У вас в Думе сейчас лежит законопроект о ВПРах, и с ним выползает еще одна проблема. Дело в том, что в Рособрнадзоре эти ВПРы пишет еще один институт (штаты, бюджет и все-такое), а он работает отдельно и от авторов учебников, и от авторов программ, которые я напомню рассчитаны на 2, 3 или 4 урока в неделю. Я сейчас не буду говорить о целесообразности этой системы. Я только о том, как рассчитать и отрегулировать объем домашки (например, по истории) с учетом разницы количества уроков и с учетом подготовки детей к ВПРам, которые вы с А. Музаевым очень хотите сделать обязательными. Я понимаю, что вы, как и я, за всё хорошее и против всего плохого, но у вас еще не рвется в мозгах? И это еще не всё.

Есть еще ОГЭ и ЕГЭ, и к ним тесты пишет вообще отдельный институт (штаты, бюджеты и все-такое). И к ОГЭ/ЕГЭ школьник тоже должен готовиться! И готовиться ему надо отдельно от текущего изучения предметов и подготовки к ВПРам по другим предметам. И как вы собираетесь отрегулировать объемы всей этой подготовки и домашки?!

Но и это еще не всё, уважаемый Вячеслав Викторович. Есть еще проблема, и заключается она в том, что для обеспечения проведения ЕГЭ и ОГЭ школы закрывают учебный год на полторы, а в реале на 2 недели раньше. Ну потому, что экзамены проходят не в своих в школах, и чтобы детей из одной школы привести в другую (разные предметы – разные школы) , то уже букет школ надо закрыть. А это – пропавшие уроки с обязательными для прохождения темами, и вы уже догадались, что их бросают на самостоятельное изучение, а это автоматом – рост объема домашки. Но и это еще не все!

С ВПРами помимо того, что написано выше, есть еще одна проблема. Чтобы провести ВПР (а это два урока в старшей школе) надо отменить, как минимум текущую тему и еще соседний урок, а он, как правило, по другому предмету. Это всё – отмененные темы, которые опять же отдаются на самостоятельное изучение, т.е. опять рост объема домашки.

Но и это еще не всё! Уроки и целиком учебные дни пропадают из-за медосмотров, комиссий в военкоматах, праздничных и предпраздничных дней, учений ГО и ЧС, а к ОГЭ/ЕГЭ есть еще тренировочные дни. Ой, чуть не забыл, еще же Олимпиады и разнообразные «Уроки цифры» – это вообще прорва погибших уроков. Я не преувеличиваю, позовите любого практикующего учителя в Думу – он подтвердит. А еще региональные конкурсы, олимпиады и мероприятия. И куда отправляются все не пройденные на уроках темы? Правильно, в домашку.
(Дичитать.)
👏313💯132🔥7153👍20🤬4😁3😢3🤔1
Forwarded from Крейсер (Innokentiy Kresik)
(Окончание. Начло выше)

Про нехватку учителей вы сами, Кравцову говорили. Ну, как вы себе представляете, изучается, например, история с учителем физики? Ессесно, с помощью задания на дом. И не вините условного физика – он тут ни при чем, это просто не его компетенция.
Всё это даже не снежный ком – это уже лавина из убитых уроков с соответствующим ростом объема домашки.

И как, спросите вы, всё это учитывается в учебных программах и ВПРах?
А я вам отвечу: никак!

В программах утверждено 34 учебных недели, вот тут сами можете убедиться. Волнует Рособрнадзор, сколько реально школьником изучено тем? Нет – они смотрят в программу.

Я всё это к тому, что бодрое введение норматива, по которому контрольные работы вместе с ВПРами составят 10% от объема учебы, о котором рапортуют Рособрнадзор и Минпрос, это фикция. Попытка под эту фикцию подрегулировать домашку – это уже абсолютно нереализуемая мечта. Это наслоение проблем и введение новых регуляторных нормативов только усугубит проблему.

Все (ВСЕ!) эти проблемы и Минпросом, и надзорниками игнорируются, а вам они рассказывают... ну, вы уже поняли.
Подписывайтесь 😎
в
📱Телеге
в 📱 ВК
в 📱youtube..
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥218💯176👏3317👍12🤬4😢4😁1🤔1
Forwarded from Крейсер (Innokentiy Kresik)
Уважаемый Вячеслав Викторович, можно ли решить эти проблемы?
Текст вдогонку к вопросам о домашке: https://news.1rj.ru/str/kresik001/1004 и https://news.1rj.ru/str/kresik001/1005.

Да, можно.
И нужно. И проблема с объемом домашки просто отвалится. Но систему надо вернуть с головы на ноги.

Один институт должен писать программы и отвечать за них. Персонально. Тот же институт по своим программам должен писать учебники (руководить написанием), чтобы темы в каждой программе предмета совпадали с темами в учебнике, и обязательно несет ответственность за содержание в учебниках.

Обязательно учитывается реальное количество учебных недель и уроков, и, опираясь на это реальное количество, а не на мечтательно-потолочный план, корректирует количество тем в программе. В каждую программу в обязательном порядке вводятся резервные часы, потому что всё предусмотреть невозможно! Например, учебные и реальные тревоги по ГО и ЧС. Это минимум 10%, как это и было в школе. Только с учетом откорректированной программы обучения, составляются экзаменационные материалы и тем же институтом, который составлял программу и писал учебники. Персональная ответственность на всех этапах и обеспечит отсутствие проблем с избыточной домашкой, и никакие ВПРы и прочие промежуточные тестирования уже не понадобятся.

Можно пойти от противного
Дайте задание ФИПИ (они сочиняют тесты ЕГЭ/ОГЭ) написать учебники, но только чтобы в этих учебниках были освещены все (все до единой) темы, задания к которым они прописали в своих тестах ЕГЭ-ОГЭ за последние три года.
При этом учебник должен быть не более 400 страниц (со всеми приложениями, картами и иллюстрациями). Условие должно быть четким: не уместились в положенное количество страниц – увольнение и возврат всех гонораров и премий за последние три года. Проблема решится сама собой.

А Рособрнадзор должен заняться не ВПРами, а своим главным законным делом
– проверять и стегать исполнительную власть за вторые-третьи смены в школах; переполненные классы; стимулировать решение проблемы кадров; проверять именно качество условий получения образования: наличие/отсутствие парт, стульев, дров, воды, электричества, мела и всего того, что нужно для процесса образования. Там много работы!

И все нормально станет с домашкой, Вячеслав Викторович, и не только с ней.

Подписывайтесь 😎
в
📱Телеге
в 📱 ВК
в 📱youtube..
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💯445👏8649👍36🔥27👎1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
«Концептуальная пустота, тлен и разложение Стратегии развития образования»

Выпиленная по звонку из Минпроса статья, первоначально утверждённая к публикации в № 5/2025 журнала «Народное образование».

Цель – дать этому факту максимальную огласку.
И донести содержание статьи до максимально возможного количества людей.

О том, как в реальности шла работа над Стратегией, мы записали видео еще 31 января.

Если кому-то так удобнее — вот статья на Я. Диске.
👍303🔥8837🤔2🤬2
Прокомментируем высказывания блогера Антонова, который почему-то считает, что зарплаты учителей невозможно повысить без западных кредитов, и объясняет кредитами расходы Казахстана на образование.

1. Оценим размер кредитов, выделенных Всемирным Банком Казахстану: 14.4 млрд. долларов за 15 лет, из них 300 млн. — на образование. Много это или мало?
Расходы Казахстана на образование в 2023 г. составляли 5.8 трлн. тенге, в 2024 - 6.7 трлн. тенге (~14 млрд. долларов при среднем курсе 470-480 тенге за доллар). Таким образом, расходы бюджетов всех уровней за год на образование сопоставимы с общей суммой кредитов ВБ за 15 лет (на все цели), а кредиты ВБ, выделенные на образование за те же 15 лет, составляют около 2% от затрат Казахстана на образование за год.

2. Вообще говоря, банки, выдавая кредиты, не занимаются благотворительностью, и ВБ не является исключением. Если Казахстан брал кредиты ВБ, то значительную часть уже вернул, и имеет соответствующую долговую нагрузку.
Как ВБ, МВФ и прочие сердобольные структуры зарабатывают на развивающихся странах — любой финансист должен представлять. Когда Россия брала подобные займы, это почему-то не выражалось в повышении социальных стандартов. Скорее всего, потому, что зависимость здесь обратная: заинтересованный в возврате кредитных средств банк будет препятствовать наращиванию социальных программ.
Краткосрочная стратегия: чтобы корова давала больше молока, ее нужно меньше кормить и больше доить. Что будет через 15-20 лет, когда скажется экономия на образовании, — вряд ли кого-то в этих банках интересует. Разве что на словах, ради соблюдения приличий.

3. Блогер Антонов пишет нам из Москвы. Между тем Москва собирается в очередной раз повысить зарплаты учителей. Московские зарплаты в расчете на 1 ставку превышали зарплаты в большинстве регионов ЦФО в 3-4 раза по данным за 2023 г. Разницей в прожиточном минимуме, в отличие от регионов Крайнего Севера, это не оправдывается: при наличии квартиры в Москве можно жить примерно на те же деньги, что и в Костроме или Иваново.

Московский учитель со стажем — это уже скорее средний класс, а большая часть страны вынуждена упрашивать поработать в школе домохозяек предпенсионного возраста и считает за счастье, если это удается.
Бывают и более экстремальные случаи: приходят работать учителями выпускники СПО очень разного уровня грамотности, переквалифицировавшиеся уборщицы и т.д.

Две ставки в среднем на учителя математики в Иркутской и Кемеровской областях означают, что есть много учителей, на которых записано 3-4 ставки, и что уроки далеко не всегда проводятся. Поэтому высказывания о том, что всё в пределах нормы, денег нет, держитесь и т.д., звучали бы намного убедительнее, если бы автор жил где-нибудь в Пскове или Забайкальском крае и сам работал в школе, или если бы у него дети ходили в обычную школу.

4. Казахстан является одной из немногих стран с достаточно высоким уровнем жизни, где рождаемость существенно выше уровня воспроизводства (~3 ребенка на женщину). Не связано ли это с доступностью социальных программ в сельской местности?

Российские мегаполисы, как и большинство мегаполисов мира, отличаются сравнительно низкой рождаемостью. Может ли Россия рассчитывать на что-либо подобное, если учителя в малых городах и селах ЦФО беднее своих казахстанских коллег в 2-3 раза, а в Москве рождаемость, по-видимому, в полтора раза ниже среднероссийской?

Да, официально выше, но это объясняется привлечением рожениц из соседних регионов и порядком регистрации. Проще говоря — приписками. В московских школах по официальной информации учатся менее 7% школьников страны.

Наконец, напомним цитату из интервью Народного учителя РФ С.Е. Рукшина:

В 2005 году я был в США на международном семинаре и там встретился с Элен Вулфенсон, женой бывшего президента Всемирного банка. И она сказала: «По нашему мнению, Россия недостаточно богата, чтобы позволить себе хорошую и широкодоступную систему образования.

Риторический вопрос: должна ли Россия следовать рекомендациям ВБ в нашем нынешнем положении?
157💯134👍58🔥11🤯6
Forwarded from Ника Стрижак
Докатились. Уже разные прокуроры напоминают, что дорогой букет учителю к 1 сентября может расцениваться как взятка.
Этот прокурор никогда в детстве не шел в школу с гладиолусами 1 сентября? Ах, шел. Может, проверить, вдруг, у него отметки нечестные в аттестате ― за букет в первом классе отплаченные? Может, он и девушкам цветы дарил с нехорошими намерениями. Что еще такого бредового предположить?
Каждый день пытаюсь договориться с собой: не обращай внимания на тот бред, который креативят люди, которые (не буду писать которые). Не получается. Ведь промолчи ― решат, что так и надо.
Что за бред который год происходит с цветами для учителей? Я уже писала в какой-то год и повторю: оставьте вы учителей в покое! Прекрасно, когда 1 сентября цветы стоят в ведрах по всему классу. Это общий праздник ― начало учебного года.
Как можно вообще придумать такой нелепый способ собирать деньги на благотворительность? Я не раз бывала в ситуации, когда человек, к которому ты идешь на день рождения, говорит: друзья, мне не надо подарков, будет лучше, если вы переведете какую-то сумму на помощь кому-то или на приют для животных, или недавно деньги шли на новую детскую площадку в одном из дворов Мариуполя. Это его решение и его подарки. А дальше твоё дело: хочешь ― переводи. Нет ― никто рюмку не заберет.
Но тут же отвратительная ситуация.
Усугубим. Идешь ты на свадьбу или концерт, тебя ловят за углом:
- Зачем им цветы? Им цветы не нужны! Давай ты сюда лучше деньги сдашь!..
Что вы пристали к учителям? Это не ваш праздник. Это не ваши цветы. И не ваши деньги. И даже если учитель, смущаясь, просит их не нести, то, увы, ему просто из-за этой дурацкой акции уже вывернули руки все, кто мог вывернуть.
Деньги на благотворительность надо отдавать осмысленно. На Пятом канале много лет есть программа «День ангела». И она жива в эфире не только потому, что есть дети, которым нужна помощь, но и потому, что есть люди, готовые помочь. У нас вообще хороших людей много, забыли?
А требовать лишить цветов учителей - оскорбительно.
Пусть товарищи начальники у своих жен бриллианты отберут и отдадут. Это будет поступок. На всю школу взноса хватит. А шантажировать учителей и родителей несчастными астрами? Стыдно.
К тому же, цветы так дороги нынче, что и на букет для учителя денег бы найти...
👍443💯348🔥4335👏17👎7😢5😁4😡4❤‍🔥1🤬1