ошибки, которые мы допустили при создании Foldee
я уже рассказывала, как мы собрали @foldee_bot, а теперь хочу отрефлексировать, какие ошибки допустили:
слишком поздно наняли разработчика
вайбкодинг — прикольная штука, если хоть немного понимаешь, что делаешь. если нет — готовься тонуть в багах. мы как раз утонули)) потратили кучу времени на проблемы, которые с опытным разработчиком решили бы намного быстрее.
пытались сделать идеально
в какой-то момент MVP перестал быть MVP. мы начали вылизывать все до блеска: переписывали тексты по десять раз, двигали пиксели, выравнивали кнопки, отказались от эмодзи и решили заморочиться с кастомными иконками. конечно же, использовали Sora (мы не только не разработчики, но ещё и не дизайнеры). и это снова заняло кучу времени, потому что она каждый раз генерила что-то совсем новое, с другими формами, цветами и стилем. в итоге — неделя на генерацию и ещё неделя на переделки.
много спорили
немалую часть времени съели ✨срачи✨. наверное, это неизбежно в любом партнёрстве. но с близким человеком спорить оказалось особенно сложно.
какой вывод? AI вас пока не заменит, выдыхайте!
я уже рассказывала, как мы собрали @foldee_bot, а теперь хочу отрефлексировать, какие ошибки допустили:
слишком поздно наняли разработчика
вайбкодинг — прикольная штука, если хоть немного понимаешь, что делаешь. если нет — готовься тонуть в багах. мы как раз утонули)) потратили кучу времени на проблемы, которые с опытным разработчиком решили бы намного быстрее.
пытались сделать идеально
в какой-то момент MVP перестал быть MVP. мы начали вылизывать все до блеска: переписывали тексты по десять раз, двигали пиксели, выравнивали кнопки, отказались от эмодзи и решили заморочиться с кастомными иконками. конечно же, использовали Sora (мы не только не разработчики, но ещё и не дизайнеры). и это снова заняло кучу времени, потому что она каждый раз генерила что-то совсем новое, с другими формами, цветами и стилем. в итоге — неделя на генерацию и ещё неделя на переделки.
много спорили
немалую часть времени съели ✨срачи✨. наверное, это неизбежно в любом партнёрстве. но с близким человеком спорить оказалось особенно сложно.
какой вывод? AI вас пока не заменит, выдыхайте!
❤6👍2
и хочу еще поделиться внутренними наработками, тут примерно 1/10 часть всех генераций, которые у нас были, прошли путь от плоского нпс-дизайна до крутых диджитальных 3дешек (но их в итоге все равно не выбрали 😁)
👍6
сколько может стоить ваш телеграм-канал?
даже если вы не собираетесь его продавать, всё равно прикольно прикинуть, сколько он вообще стоит 🤓 если в 2017 году комик Артур Чапарян продал свой канал «Бывшая» за 1,2 млн рублей, и это обсуждали на каждом углу, то сейчас каналы уходят за сотни тысяч долларов — и это уже не мем, а бизнес.
вот как можно примерно оценить канал, в зависимости от того, на каком вы этапе 👇🏻
у вас есть несколько тысяч подписчиков
если аудитория живая, посты читают, есть реакция и рост, то даже маленький канал уже может стоить 100+ тыс. рублей. примерная формула оценки — посмотреть среднюю стоимость привлечения подписчика в вашей нише и умножить на вовлечённую аудиторию. чем нишевее и лояльнее аудитория, тем выше шанс, что кто-то захочет этот канал купить под свои задачи. но иногда покупатели вообще не смотрят на тематику, им важны только цифры. подписчиков дальше просто перегоняют в канал про ставки, крипту и тд. тогда цена = количество × средняя цена за подписчика, без привязки к теме.
вы стабильно зарабатываете на рекламе
если у вас есть регулярный рекламный доход, канал можно оценить примерно как 6–12 месячных доходов. например, если в месяц приходит 50+ тыс. рублей с рекламы, то канал может стоить от 300 до 600 тыс. рублей. тут сильно влияют: тематика, частота выхода рекламы, вовлечённость, охваты и тд.
помимо рекламы вы продаете продукты/услуги
здесь начинается совсем другой уровень, ведь канал — это уже не просто медийная площадка, а бизнес, и оценка идет не по доходу от рекламы, а по прибыли бизнеса. в таких случаях можно применять мультипликаторы, как в стартапах: ×12–24 от месячной прибыли, особенно если есть постоянные клиенты, команда и тд. например, вы зарабатываете 100 тыс. рублей в месяц чистыми, тогда ваш проект может стоить 1,2–2,4 млн (или даже больше при грамотной упаковке).
вы влияете на мнение людей
если у вас политический, инсайдерский, культурный или сплетнический канал с мощной цитируемостью, то это уже не просто бизнес-актив, а инструмент влияния. такие каналы могут стоить десятки миллионов рублей, потому что продаются не только за цифры, но за возможность управлять инфополем. в такие сделки часто входят не только подписчики, но и контакты, инсайдеры, редакторы. и это уже больше похоже на покупку СМИ, чем просто канала.
поэтому, если кто-то предложил купить ваш канал, то не спешите соглашаться на 30 тыс., ведь он может стоить в десятки раз дороже:)
даже если вы не собираетесь его продавать, всё равно прикольно прикинуть, сколько он вообще стоит 🤓 если в 2017 году комик Артур Чапарян продал свой канал «Бывшая» за 1,2 млн рублей, и это обсуждали на каждом углу, то сейчас каналы уходят за сотни тысяч долларов — и это уже не мем, а бизнес.
вот как можно примерно оценить канал, в зависимости от того, на каком вы этапе 👇🏻
у вас есть несколько тысяч подписчиков
если аудитория живая, посты читают, есть реакция и рост, то даже маленький канал уже может стоить 100+ тыс. рублей. примерная формула оценки — посмотреть среднюю стоимость привлечения подписчика в вашей нише и умножить на вовлечённую аудиторию. чем нишевее и лояльнее аудитория, тем выше шанс, что кто-то захочет этот канал купить под свои задачи. но иногда покупатели вообще не смотрят на тематику, им важны только цифры. подписчиков дальше просто перегоняют в канал про ставки, крипту и тд. тогда цена = количество × средняя цена за подписчика, без привязки к теме.
вы стабильно зарабатываете на рекламе
если у вас есть регулярный рекламный доход, канал можно оценить примерно как 6–12 месячных доходов. например, если в месяц приходит 50+ тыс. рублей с рекламы, то канал может стоить от 300 до 600 тыс. рублей. тут сильно влияют: тематика, частота выхода рекламы, вовлечённость, охваты и тд.
помимо рекламы вы продаете продукты/услуги
здесь начинается совсем другой уровень, ведь канал — это уже не просто медийная площадка, а бизнес, и оценка идет не по доходу от рекламы, а по прибыли бизнеса. в таких случаях можно применять мультипликаторы, как в стартапах: ×12–24 от месячной прибыли, особенно если есть постоянные клиенты, команда и тд. например, вы зарабатываете 100 тыс. рублей в месяц чистыми, тогда ваш проект может стоить 1,2–2,4 млн (или даже больше при грамотной упаковке).
вы влияете на мнение людей
если у вас политический, инсайдерский, культурный или сплетнический канал с мощной цитируемостью, то это уже не просто бизнес-актив, а инструмент влияния. такие каналы могут стоить десятки миллионов рублей, потому что продаются не только за цифры, но за возможность управлять инфополем. в такие сделки часто входят не только подписчики, но и контакты, инсайдеры, редакторы. и это уже больше похоже на покупку СМИ, чем просто канала.
поэтому, если кто-то предложил купить ваш канал, то не спешите соглашаться на 30 тыс., ведь он может стоить в десятки раз дороже:)
👍7🔥4❤2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
люди спрашивают: откуда у тебя столько сил и мотивации?
также контент, который меня сформировал:
также контент, который меня сформировал:
😁13💯3
репутация важнее денег
в этом месяце мы получили первую выручку с HR-агентства🥳
идея появилась ещё в конце прошлого года, активно стартанули в марте, и вот первые деньги в июле. 3+ месяца с нуля до выручки — считаю крутым результатом. особенно учитывая, что конкурентов много.
но больше денег меня, конечно, мотивируют отзывы клиентов, залетать на очень конкуретный рынок с нуля сложно, поэтому репутация и отношение клиентов — это главные активы, которые у нас есть и которые мы очень бережем.
впереди еще длинный путь, потому что план у меня, конечно, подвинуть всех с рыночка 😎 но старт получился мощный. а все благодаря лучшим HR-партнерам, с которыми нам посчастливилось работать.
если интересно больше про агентство, дайте реакцию на этот пост! а если есть вопросы, можно написать их в комментариях 👇🏻
в этом месяце мы получили первую выручку с HR-агентства🥳
идея появилась ещё в конце прошлого года, активно стартанули в марте, и вот первые деньги в июле. 3+ месяца с нуля до выручки — считаю крутым результатом. особенно учитывая, что конкурентов много.
но больше денег меня, конечно, мотивируют отзывы клиентов, залетать на очень конкуретный рынок с нуля сложно, поэтому репутация и отношение клиентов — это главные активы, которые у нас есть и которые мы очень бережем.
впереди еще длинный путь, потому что план у меня, конечно, подвинуть всех с рыночка 😎 но старт получился мощный. а все благодаря лучшим HR-партнерам, с которыми нам посчастливилось работать.
если интересно больше про агентство, дайте реакцию на этот пост! а если есть вопросы, можно написать их в комментариях 👇🏻
❤17🔥6👍1
семейный бизнес по-вьетнамски
за две недели в Ханое я ни разу не ела за столом в закрытом, чистом помещении… в первый день это немного шокировало. но во Вьетнаме нужно словить этот вайб уличного хаоса — и тогда путешествие будет в удовольствие!
большинство кафе, магазинов, кофеен и даже офисов здесь — это семейный бизнес. крупных международных брендов совсем немного, даже в столице. по данным государственной службы статистики Вьетнама, малые и средние предприятия (SME) составляют около 95% всех компаний и обеспечивают 40–45% ВВП страны. для сравнения — в России SME дают только 21% ВВП. разница почти в два раза! из этих вьетнамских SME около 80% именно семейные бизнесы.
я обсуждала все это с Минь, прекрасной местной девушкой и гидом по ханойскому стрит-фуду. она рассказала, что семья для вьетнамцев — абсолютная ценность. многие живут рядом со взрослыми родителями, даже когда уже заводят свои семьи, а если кто-то уезжает учиться или работать за границу (что, кстати, не очень распространено — страна довольно бедная), то потом почти всегда возвращается. чтобы быть рядом с семьей, развивать и обогащать Вьетнам 🥹
и да, факт, который меня поразил: чтобы открыть уличную кафешку или магазин (и занять весь тротуар — а тут по-другому не бывает), не нужно платить аренду или давать откаты мафии и чиновникам. достаточно просто договориться с соседями и держать территорию в чистоте 🤍
за две недели в Ханое я ни разу не ела за столом в закрытом, чистом помещении… в первый день это немного шокировало. но во Вьетнаме нужно словить этот вайб уличного хаоса — и тогда путешествие будет в удовольствие!
большинство кафе, магазинов, кофеен и даже офисов здесь — это семейный бизнес. крупных международных брендов совсем немного, даже в столице. по данным государственной службы статистики Вьетнама, малые и средние предприятия (SME) составляют около 95% всех компаний и обеспечивают 40–45% ВВП страны. для сравнения — в России SME дают только 21% ВВП. разница почти в два раза! из этих вьетнамских SME около 80% именно семейные бизнесы.
я обсуждала все это с Минь, прекрасной местной девушкой и гидом по ханойскому стрит-фуду. она рассказала, что семья для вьетнамцев — абсолютная ценность. многие живут рядом со взрослыми родителями, даже когда уже заводят свои семьи, а если кто-то уезжает учиться или работать за границу (что, кстати, не очень распространено — страна довольно бедная), то потом почти всегда возвращается. чтобы быть рядом с семьей, развивать и обогащать Вьетнам 🥹
и да, факт, который меня поразил: чтобы открыть уличную кафешку или магазин (и занять весь тротуар — а тут по-другому не бывает), не нужно платить аренду или давать откаты мафии и чиновникам. достаточно просто договориться с соседями и держать территорию в чистоте 🤍
❤9🔥7
бренд из детства, который стал российским гигантом
наткнулась на статистику от Золотого Яблока, у них, оказывается, свыше 60 миллионов покупателей! для сравнения: у Sephora — 66 млн (данные за 2023 год), но при этом она работает в 34 странах, а ЗЯ — всего в пяти. в этом посте круто разобрано, за счет чего у них так получилось, если коротко: фокус на регионы, ecom и молодую аудиторию.
очень радуюсь за бренд, потому что у меня с ним связаны теплые воспоминания из детства. как мы с мамой перед каждым праздником шли в небольшой магазин Золотого Яблока на Малышевa (бренд, как и я, родом из Екатеринбурга 🫶) и выбирали подарки. магазин тогда был круглосуточный (а это примерно 2007–2008 год!), и даже глубокой ночью там были люди, особенно накануне праздников.
интересно, что фаундеры бренда — абсолютно непубличные люди. насколько знаю, они до сих пор живут в Екатеринбурге, где и находится главный офис. и вот еще: бренд существует с 2004 года, но только в 2023-м стал первым по выручке среди парфюмерных сетей в России. почти 20 лет пути.
еще одно доказательство того, что за большим успехом почти всегда стоят годы системной и терпеливой работы.
наткнулась на статистику от Золотого Яблока, у них, оказывается, свыше 60 миллионов покупателей! для сравнения: у Sephora — 66 млн (данные за 2023 год), но при этом она работает в 34 странах, а ЗЯ — всего в пяти. в этом посте круто разобрано, за счет чего у них так получилось, если коротко: фокус на регионы, ecom и молодую аудиторию.
очень радуюсь за бренд, потому что у меня с ним связаны теплые воспоминания из детства. как мы с мамой перед каждым праздником шли в небольшой магазин Золотого Яблока на Малышевa (бренд, как и я, родом из Екатеринбурга 🫶) и выбирали подарки. магазин тогда был круглосуточный (а это примерно 2007–2008 год!), и даже глубокой ночью там были люди, особенно накануне праздников.
интересно, что фаундеры бренда — абсолютно непубличные люди. насколько знаю, они до сих пор живут в Екатеринбурге, где и находится главный офис. и вот еще: бренд существует с 2004 года, но только в 2023-м стал первым по выручке среди парфюмерных сетей в России. почти 20 лет пути.
еще одно доказательство того, что за большим успехом почти всегда стоят годы системной и терпеливой работы.
❤11🔥7
ошибки, которые совершают авторы при ведении канала
собрала топ вещей, которые, на мой взгляд, чаще всего допускают авторы — как новички, так и те, кто давно ведет канал:
нет цели и стратегии
писать «просто потому что хочется» — нормально. но если вы хотите роста, вовлеченности и монетизации, придется ответить себе на вопросы: зачем я веду канал, какую ценность даю, какую задачу решаю и тд,
слишком много постов
если у вас не новостной канал, не стоит публиковать посты каждый день, а тем более по несколько в день. люди не успевают читать, начинают пропускать, а потом просто отписываются. лучше меньше, но качественнее: пусть один пост в неделю, но такой, чтобы его хотелось сохранить. сюда же — редкий постинг. если вы пишете один раз в месяц, пусть даже суперполезно, подписчик про вас просто забудет.
слишком много рекламы
даже если вы продвигаете свои продукты, не превращайте канал в витрину. подписчики приходят за контентом, а не за промо. реклама должна быть встроенной, уместной и ценной сама по себе. и да, люди в целом рекламу не любят)) особенно, когда она навязчивая.
игнор комментариев
комментарии — это ваш канал обратной связи и способ строить доверие. не отвечаете? не вовлекаете? тогда и не ждите активности. вопросы в конце поста, живые диалоги в комментариях, реакция на фидбэк — все это влияет на то, вернется ли человек снова.
нет структуры и стиля
когда посты каждый раз выглядят по-разному, без логики и системы, то это сбивает с толку. заводите рубрики, делайте заголовки, работайте с визуальной подачей. регулярность и узнаваемость = доверие. и пожалуйста, не перебарщивайте с эмодзи 🌸🤪❤️💋🤌 — такой стиль давно устарел.
писать для себя, а не для читателя
иногда канал превращается в поток мыслей, понятный только автору. думайте про читателя: дайте контекст, уберите лишнее, объясните, что хотели сказать.
что бы вы сюда еще добавили? поделитесь в комментариях!
собрала топ вещей, которые, на мой взгляд, чаще всего допускают авторы — как новички, так и те, кто давно ведет канал:
нет цели и стратегии
писать «просто потому что хочется» — нормально. но если вы хотите роста, вовлеченности и монетизации, придется ответить себе на вопросы: зачем я веду канал, какую ценность даю, какую задачу решаю и тд,
слишком много постов
если у вас не новостной канал, не стоит публиковать посты каждый день, а тем более по несколько в день. люди не успевают читать, начинают пропускать, а потом просто отписываются. лучше меньше, но качественнее: пусть один пост в неделю, но такой, чтобы его хотелось сохранить. сюда же — редкий постинг. если вы пишете один раз в месяц, пусть даже суперполезно, подписчик про вас просто забудет.
слишком много рекламы
даже если вы продвигаете свои продукты, не превращайте канал в витрину. подписчики приходят за контентом, а не за промо. реклама должна быть встроенной, уместной и ценной сама по себе. и да, люди в целом рекламу не любят)) особенно, когда она навязчивая.
игнор комментариев
комментарии — это ваш канал обратной связи и способ строить доверие. не отвечаете? не вовлекаете? тогда и не ждите активности. вопросы в конце поста, живые диалоги в комментариях, реакция на фидбэк — все это влияет на то, вернется ли человек снова.
нет структуры и стиля
когда посты каждый раз выглядят по-разному, без логики и системы, то это сбивает с толку. заводите рубрики, делайте заголовки, работайте с визуальной подачей. регулярность и узнаваемость = доверие. и пожалуйста, не перебарщивайте с эмодзи 🌸🤪❤️💋🤌 — такой стиль давно устарел.
писать для себя, а не для читателя
иногда канал превращается в поток мыслей, понятный только автору. думайте про читателя: дайте контекст, уберите лишнее, объясните, что хотели сказать.
что бы вы сюда еще добавили? поделитесь в комментариях!
🔥9👍3
тело как инструмент маркетинга
есть как минимум два российских бренда одежды, чей главный канал продвижения — тела (буквально) их основательниц. IRNBY от Насти Мироновой — известный бренд спортивной (и не только) одежды, давно любимый модницами. и garageest.2016 от Алины Султановой — менее известный, но с бутиком (на минуточку!) в Сохо в Нью-Йорке и эстетикой в духе Yeezy от Канье.
бренды абсолютно разные по стилю, позиционированию и аудитории, но у них есть одно общее: они выросли на красивыхжопах телах своих фаундерок. девчонки просто набирали подписчиков в инсте, постили фотки в купальниках и лосинах, а потом… начали шить свои купальники и лосины.
я обожаю эти кейсы. сама бы пошла по этому пути, если было бы не лень каждый день пахать в зале.
к чему я все это? не ограничивайтесь стандартными инструментами продвижения. всегда можно найти свой способ привлекать внимание и лиды почти бесплатно — главное, чтобы он был органичен для вас и вашего проекта. и да, пресс в зеркале выкладывать необязательно.
(но если все-таки получится, выложите, пожалуйста)
есть как минимум два российских бренда одежды, чей главный канал продвижения — тела (буквально) их основательниц. IRNBY от Насти Мироновой — известный бренд спортивной (и не только) одежды, давно любимый модницами. и garageest.2016 от Алины Султановой — менее известный, но с бутиком (на минуточку!) в Сохо в Нью-Йорке и эстетикой в духе Yeezy от Канье.
бренды абсолютно разные по стилю, позиционированию и аудитории, но у них есть одно общее: они выросли на красивых
я обожаю эти кейсы. сама бы пошла по этому пути, если было бы не лень каждый день пахать в зале.
к чему я все это? не ограничивайтесь стандартными инструментами продвижения. всегда можно найти свой способ привлекать внимание и лиды почти бесплатно — главное, чтобы он был органичен для вас и вашего проекта. и да, пресс в зеркале выкладывать необязательно.
(но если все-таки получится, выложите, пожалуйста)
🔥10👍2
небольшое разочарование в Telegram после запуска @foldee_bot
я раньше довольно воодушевленно писала, что Telegram движется в сторону экосистемы и супераппа: активное развитие мини-аппов, увеличение числа юзеров, которые ими пользуются, большие вложения в это направление — казалось, отличная платформа для запуска своего сервиса.
видела кучу новостей про TON Foundation и партнеров, которые активно поддерживают разработчиков: гранты, акселераторы, фичеринг, промо. но (маленький нюанс) поддерживают они только те проекты, которые построены на блокчейне, связаны с TON и всеми этим сложными словами типа defi/web3/crypto.
а теперь внимание: с недавнего времени все платежи в Telegram (в том числе за обычные подписки) идут через TON. поэтому технически любой бот с оплатой уже как бы в экосистеме. но по факту, если у тебя не криптостартап, и ты просто строишь полезный продукт (например, как в Wechat: бронирование, доставка, покупки), то тебе никто не поможет. никаких грантов, никакого акселератора. развивайся сам.
честно, стало грустно. в комьюнити билдеров 90% проектов — это тапалки типа хомяка, мемкоины и т. д. кажется, что Telegram активно продвигает только то, что приносит быстрые деньги (а все эти проекты именно такие).
либо я что-то не понимаю, и реально все нужно срочно адаптировать под web3. либо Telegram действительно выбирает путь легких решений, мемов и криптоигрушек, а не полноценного продуктового развития.
а жаль. хотелось верить в другое 💔
я раньше довольно воодушевленно писала, что Telegram движется в сторону экосистемы и супераппа: активное развитие мини-аппов, увеличение числа юзеров, которые ими пользуются, большие вложения в это направление — казалось, отличная платформа для запуска своего сервиса.
видела кучу новостей про TON Foundation и партнеров, которые активно поддерживают разработчиков: гранты, акселераторы, фичеринг, промо. но (маленький нюанс) поддерживают они только те проекты, которые построены на блокчейне, связаны с TON и всеми этим сложными словами типа defi/web3/crypto.
а теперь внимание: с недавнего времени все платежи в Telegram (в том числе за обычные подписки) идут через TON. поэтому технически любой бот с оплатой уже как бы в экосистеме. но по факту, если у тебя не криптостартап, и ты просто строишь полезный продукт (например, как в Wechat: бронирование, доставка, покупки), то тебе никто не поможет. никаких грантов, никакого акселератора. развивайся сам.
честно, стало грустно. в комьюнити билдеров 90% проектов — это тапалки типа хомяка, мемкоины и т. д. кажется, что Telegram активно продвигает только то, что приносит быстрые деньги (а все эти проекты именно такие).
либо я что-то не понимаю, и реально все нужно срочно адаптировать под web3. либо Telegram действительно выбирает путь легких решений, мемов и криптоигрушек, а не полноценного продуктового развития.
а жаль. хотелось верить в другое 💔
💔9🔥2