Началась эта история в первой половине XIX века, когда в Швабии разразился неурожай. Появилась секта, вещавшая, что конец света близок, и спасутся лишь те, кто окажется рядом с горой Арарат, как когда-то Ной. Несколько сот семей адептов нового течения сорвались и поехали к Арарату.
Дорога была долгой, немцы оседали по дороге. Многие получили разрешение от российского правительства и остались в Тифлисе, тут всяко ближе к Арарату, чем в Германии. Появилась идея, что конец света может оказаться мероприятием не быстрым, и тогда можно будет успеть добраться до места спасения.
Поселились немцы и начали бурную деятельность: делали пиво, вино, открывали лавки.
Конец света наступил не сразу, и близость Арарата не спасла. Часть немцев репрессировали в начале первой мировой, когда Россия страдала шпиономанией.
Пришла советская власть и немцы решили подстроится.
Это винная лавка. Она торговала вином, которое производили немецкие колонисты в грузинском селе Болниси. После революции Болниси переименовали в Люксембург – в честь революционерки Розы Люксембург. Появился люксембургский колхоз.
Анфент – от французского enfant (ребенок). Так в Тифлисе называли дочерние предприятия в XIX веке – коммерсанты вообще любят вплетать в речь термины из разных языков. Здесь не сам колхоз, а его торговая точка. Так и родилась эта невероятная лексическая конструкция.
А потом началась вторая мировая война и шпиономания в СССР превратилась в паранойю. Тогда и закончилась немецкая колония. Немцев выслали в Сибирь и в Казахстан. Некоторые успели бежать и рассеялись по Грузии.
А тут реконструировали здание, счистили штукатурку и вновь явился на свет люксембургский колхоз «Анфент»
#тбилиси
Дорога была долгой, немцы оседали по дороге. Многие получили разрешение от российского правительства и остались в Тифлисе, тут всяко ближе к Арарату, чем в Германии. Появилась идея, что конец света может оказаться мероприятием не быстрым, и тогда можно будет успеть добраться до места спасения.
Поселились немцы и начали бурную деятельность: делали пиво, вино, открывали лавки.
Конец света наступил не сразу, и близость Арарата не спасла. Часть немцев репрессировали в начале первой мировой, когда Россия страдала шпиономанией.
Пришла советская власть и немцы решили подстроится.
Это винная лавка. Она торговала вином, которое производили немецкие колонисты в грузинском селе Болниси. После революции Болниси переименовали в Люксембург – в честь революционерки Розы Люксембург. Появился люксембургский колхоз.
Анфент – от французского enfant (ребенок). Так в Тифлисе называли дочерние предприятия в XIX веке – коммерсанты вообще любят вплетать в речь термины из разных языков. Здесь не сам колхоз, а его торговая точка. Так и родилась эта невероятная лексическая конструкция.
А потом началась вторая мировая война и шпиономания в СССР превратилась в паранойю. Тогда и закончилась немецкая колония. Немцев выслали в Сибирь и в Казахстан. Некоторые успели бежать и рассеялись по Грузии.
А тут реконструировали здание, счистили штукатурку и вновь явился на свет люксембургский колхоз «Анфент»
#тбилиси
👍14❤🔥1
Друзья, привет!
Сегодня, оказывается, международный день экскурсовода!
Всех коллег от души поздравляю с праздником!
P.S. На фото – несколько кадров с нашей маленькой семейной прогулки по проспекту Руставели в Тбилиси.
Сегодня, оказывается, международный день экскурсовода!
Всех коллег от души поздравляю с праздником!
P.S. На фото – несколько кадров с нашей маленькой семейной прогулки по проспекту Руставели в Тбилиси.
❤16🎉7👍2🙏1
Пришло время онлайн-версии экскурсии «Коммерсанты и капиталы старого города»! Теперь все восемь авторских прогулок по Краснодару доступны в новом формате.
Проект о дореволюционном бизнесе мы придумали когда-то с Виталием Штыбиным. Это был эксклюзив, упора на эту тему не делал никто из местных историков, краеведов и гидов. Мы выступали с этим материалом в течение двух лет на разных площадках.
Это истории магнатов и средних предпринимателей, рассказы о том, как фукционировали рынки и магазины, на чем создавались капиталы в начале XX века, кто из знаковых бизнес-фигур уехал после революции, а кто сгинул в ГУЛАГе.
Теперь послушать эти истории можно в любое удобное время.
📢 Как это работает?
Вы получаете доступ в закрытый телеграм-канал с удобной навигацией, современными и архивными фото и аудиозаписями. Можно взять смартфон, наушники, отправиться на точку старта и шаг за шагом пройти маршрут по городу. Можно просто смотреть и слушать материалы, где бы вы ни находились.
Стоимость доступа к каналу с экскурсией – 500₽. Для покупки пишите в личные сообщения @vladimirbegunov
Если вы хотите приобрести сразу несколько экскурсий, цена будет выгоднее. О других маршрутах можно прочитать здесь и по хештегу #онлайн!
Проект о дореволюционном бизнесе мы придумали когда-то с Виталием Штыбиным. Это был эксклюзив, упора на эту тему не делал никто из местных историков, краеведов и гидов. Мы выступали с этим материалом в течение двух лет на разных площадках.
Это истории магнатов и средних предпринимателей, рассказы о том, как фукционировали рынки и магазины, на чем создавались капиталы в начале XX века, кто из знаковых бизнес-фигур уехал после революции, а кто сгинул в ГУЛАГе.
Теперь послушать эти истории можно в любое удобное время.
📢 Как это работает?
Вы получаете доступ в закрытый телеграм-канал с удобной навигацией, современными и архивными фото и аудиозаписями. Можно взять смартфон, наушники, отправиться на точку старта и шаг за шагом пройти маршрут по городу. Можно просто смотреть и слушать материалы, где бы вы ни находились.
Стоимость доступа к каналу с экскурсией – 500₽. Для покупки пишите в личные сообщения @vladimirbegunov
Если вы хотите приобрести сразу несколько экскурсий, цена будет выгоднее. О других маршрутах можно прочитать здесь и по хештегу #онлайн!
👍6
КОЛОРИТ ЕКАТЕРИНОДАРСКОГО БАЗАРА
Нынешний краснодарский Кооперативный рынок в XIX веке назывался Новым базаром. Старый базар находился на месте теперешнего сквера со слоном, и уже не вмещал всех желающих, к тому же там была жуткая антисанитария, о чём постоянно писал в газете санитарный врач Екатеринодара.
Новый базар появился в 1876 году, спустя три года появился Сенной базар, куда перешли торговцы скотом и сеном. Новый базар же стал чистым рынком, самым популярным и прибыльным в городе.
Цены на рынках Екатеринодара в ту пору были фиксированными. Контроль возлагался на полицию. Продавец должен был отрезать от туши именно тот кусок, который выбрал покупатель. И кусок должен быть именно того объема и размера, который назвал покупатель. За обвешивание покупателей продавцов наказывали строго.
Рынок работал ежедневно, но в четверг и воскресенье торг был особенно активным.
Новый базар был колоритнейшим местом. К примеру, здесь происходили экзекуции мелких преступников. К коновязи приводили мелкого воришку, перед поркой вора палач клал на землю свою шапку, в которую посетители рынка кидали мелочь. После экзекуции палач делил её с жертвой. Как правило, они её вместе и пропивали.
Там же, на базаре, был шалаш, выполнявший роль вытрезвителя. Если пристав видел валяющегося пьянчужку, он оттаскивал его в этот шалаш, а перед ним клал шапку, в которую прохожие тоже бросали мелочь бедняге на опохмел. Таким образом, запой на рынке мог стать перманентным.
На фото выше – Новый базар. Екатеринодар. Начало XX века.
(Но многие из тех, кто видел это фото, отмечали: такого мужика в кепке можно встретить на Кооперативном и по сей день – уж больно характерный типаж!)
***
Ещё больше историй о Новом и других базарах Екатеринодара, а так же о магнатах, магазинах, складах и деньгах в онлайн-экскурсии «Коммерсанты и капиталы старого города». Для получения доступа – пишите мне в личные сообщения @vladimirbegunov
Подробнее об онлайн-экскурсиях – здесь
Нынешний краснодарский Кооперативный рынок в XIX веке назывался Новым базаром. Старый базар находился на месте теперешнего сквера со слоном, и уже не вмещал всех желающих, к тому же там была жуткая антисанитария, о чём постоянно писал в газете санитарный врач Екатеринодара.
Новый базар появился в 1876 году, спустя три года появился Сенной базар, куда перешли торговцы скотом и сеном. Новый базар же стал чистым рынком, самым популярным и прибыльным в городе.
Цены на рынках Екатеринодара в ту пору были фиксированными. Контроль возлагался на полицию. Продавец должен был отрезать от туши именно тот кусок, который выбрал покупатель. И кусок должен быть именно того объема и размера, который назвал покупатель. За обвешивание покупателей продавцов наказывали строго.
Рынок работал ежедневно, но в четверг и воскресенье торг был особенно активным.
Новый базар был колоритнейшим местом. К примеру, здесь происходили экзекуции мелких преступников. К коновязи приводили мелкого воришку, перед поркой вора палач клал на землю свою шапку, в которую посетители рынка кидали мелочь. После экзекуции палач делил её с жертвой. Как правило, они её вместе и пропивали.
Там же, на базаре, был шалаш, выполнявший роль вытрезвителя. Если пристав видел валяющегося пьянчужку, он оттаскивал его в этот шалаш, а перед ним клал шапку, в которую прохожие тоже бросали мелочь бедняге на опохмел. Таким образом, запой на рынке мог стать перманентным.
На фото выше – Новый базар. Екатеринодар. Начало XX века.
(Но многие из тех, кто видел это фото, отмечали: такого мужика в кепке можно встретить на Кооперативном и по сей день – уж больно характерный типаж!)
***
Ещё больше историй о Новом и других базарах Екатеринодара, а так же о магнатах, магазинах, складах и деньгах в онлайн-экскурсии «Коммерсанты и капиталы старого города». Для получения доступа – пишите мне в личные сообщения @vladimirbegunov
Подробнее об онлайн-экскурсиях – здесь
👍21🔥2
Год назад делал подборку о влиятельных женщинах Екатеринодара. Самое время перечитать 👇
👍7👏1