Когда у меня еще не было детей, я прочитала книгу Александра Звонкина «Малыши и математика». Я подарила её всем знакомым мамам, а также решила, что обязательно буду вести такой кружок для своих детей.
Сейчас у меня два сына: Илюше 6 лет, Дане 2 года. В этом канале я расскажу, что же получилось из математического кружка, и что еще я поняла, став мамой.
Сейчас у меня два сына: Илюше 6 лет, Дане 2 года. В этом канале я расскажу, что же получилось из математического кружка, и что еще я поняла, став мамой.
❤2
Forwarded from Артемий Лебедев
Дети - умные
Это главное, что нужно знать о детях.
Родители, которые этого не вдупляют, далеко не продвинутся.
P. S. Дети - это любые люди начиная с примерно двух лет.
Это главное, что нужно знать о детях.
Родители, которые этого не вдупляют, далеко не продвинутся.
P. S. Дети - это любые люди начиная с примерно двух лет.
👍2👎1
Я начала заниматься математикой с Илюшкой и его ровесниками, когда Ильке исполнилось 3 с половиной года. Описания занятий первого года есть в паблике ВК: https://vk.com/u_tigra
Второй год занятий я не успевала записывать. Теперь я буду вести более короткие записи здесь.
Кроме математики на кружке, мы встречаем математику повсюду и об этом я тоже напишу.
Второй год занятий я не успевала записывать. Теперь я буду вести более короткие записи здесь.
Кроме математики на кружке, мы встречаем математику повсюду и об этом я тоже напишу.
Как не орать
Мы договорились с Илюхой, что я не сержусь без предупреждения, а он не ноет без предупреждения.
Если я вдруг начинаю сердиться, он говорит: «Мама, ты сердишься без предупреждения». Я извиняюсь и предупреждаю. Этот момент дает мне паузу на то, чтобы осознать что происходит, самой заметить, что я сержусь.
Аналогично с нытьем. Иногда Ильке достаточно осознать, что он ноет, чтобы перестать ныть.
Мы договорились с Илюхой, что я не сержусь без предупреждения, а он не ноет без предупреждения.
Если я вдруг начинаю сердиться, он говорит: «Мама, ты сердишься без предупреждения». Я извиняюсь и предупреждаю. Этот момент дает мне паузу на то, чтобы осознать что происходит, самой заметить, что я сержусь.
Аналогично с нытьем. Иногда Ильке достаточно осознать, что он ноет, чтобы перестать ныть.
🔥17
Чётные и нечётные
Илька спросил по пути из сада, зачем домам номера и номера корпусов. Разговорились, договорили до того, что с одной стороны улицы чётные номера домов, а с другой — нечётные.
Я стала приводить в пример наш дом, а он решил похвастать знаниями: «Числа идут через один: чётное, нечетное, чётное, нечётное». И внезапно: «Счёт начинается с чётного.»
— Ты с нуля начинаешь считать?
— Ну да! А ноль же — чётное? Правда?
— Конечно, если у вас с Данькой будет ноль яблок, вы легко их поделите поровну. Сколько каждому?
— Ноль! (Смеется)
Мне понравилась идея с яблоками, и я продолжаю:
— А 14 как поделите?
— Ну мам, это слишком сложно.
— Ладно, а два?
— По одному. Шесть я тоже могу поделить: три и три.
— А 8?
— (Смотрит на пальцы) 4 и 4.
— А 10?
— Ну мам, я уже догадался.
— А 12?
— Ну мам, это уже слишком много.
— 10 ты умел делить, а тут еще два добавились, ты же сможешь и их поделить?
Я горжусь вопросом. Мне уже нравится эта идея, что мы отдельно делим то, что было и то, что добавилось. Но Илька устал, последние вопросы были лишними. Данька отвлекает всех на машину, и больше мы к этому вопросу не возвращаемся. Иду и думаю, что останавливаться в таких вопросах надо раньше.
Илька спросил по пути из сада, зачем домам номера и номера корпусов. Разговорились, договорили до того, что с одной стороны улицы чётные номера домов, а с другой — нечётные.
Я стала приводить в пример наш дом, а он решил похвастать знаниями: «Числа идут через один: чётное, нечетное, чётное, нечётное». И внезапно: «Счёт начинается с чётного.»
— Ты с нуля начинаешь считать?
— Ну да! А ноль же — чётное? Правда?
— Конечно, если у вас с Данькой будет ноль яблок, вы легко их поделите поровну. Сколько каждому?
— Ноль! (Смеется)
Мне понравилась идея с яблоками, и я продолжаю:
— А 14 как поделите?
— Ну мам, это слишком сложно.
— Ладно, а два?
— По одному. Шесть я тоже могу поделить: три и три.
— А 8?
— (Смотрит на пальцы) 4 и 4.
— А 10?
— Ну мам, я уже догадался.
— А 12?
— Ну мам, это уже слишком много.
— 10 ты умел делить, а тут еще два добавились, ты же сможешь и их поделить?
Я горжусь вопросом. Мне уже нравится эта идея, что мы отдельно делим то, что было и то, что добавилось. Но Илька устал, последние вопросы были лишними. Данька отвлекает всех на машину, и больше мы к этому вопросу не возвращаемся. Иду и думаю, что останавливаться в таких вопросах надо раньше.
Продолжение про чётность
За ужином при Ильке рассказываю историю мужу. Намеренно привираю: «И Илька сам придумал, как делить 12 яблок поровну». Хочется, чтобы осталось чувство, что он молодец, и его хвалят.
И тут Илька внезапно выдает: «А я по последней цифре определяю, можно ли поделить.»
— А 14 можно поделить?
— Конечно, ведь 4 — четное!
— А 183?
— А какая последняя цифра?
— Не знаю.
— (Медленно) 183, значит 3? Нечётное!
— А двести?
— Последняя цифра ноль?
— Не знаю.
— Ну двести: 2, 0, 0, 0.
— Неправда, это две тысячи.
— Хм? Правда? (Тихо бормочет:) три нуля, две тысячи.
Про последнюю цифру мы уже обсуждали когда-то. Он помнит, но не понимает, почему это работает. Но важно сейчас не это.
Диалог опять зашел в ситуацию «умная мама и Илька, который что-то не знает». Опять надо было остановиться раньше. В момент, когда мама еще друг, а не уже учитель. Про 14 спросить, а про 183 — уже лишнее.
За ужином при Ильке рассказываю историю мужу. Намеренно привираю: «И Илька сам придумал, как делить 12 яблок поровну». Хочется, чтобы осталось чувство, что он молодец, и его хвалят.
И тут Илька внезапно выдает: «А я по последней цифре определяю, можно ли поделить.»
— А 14 можно поделить?
— Конечно, ведь 4 — четное!
— А 183?
— А какая последняя цифра?
— Не знаю.
— (Медленно) 183, значит 3? Нечётное!
— А двести?
— Последняя цифра ноль?
— Не знаю.
— Ну двести: 2, 0, 0, 0.
— Неправда, это две тысячи.
— Хм? Правда? (Тихо бормочет:) три нуля, две тысячи.
Про последнюю цифру мы уже обсуждали когда-то. Он помнит, но не понимает, почему это работает. Но важно сейчас не это.
Диалог опять зашел в ситуацию «умная мама и Илька, который что-то не знает». Опять надо было остановиться раньше. В момент, когда мама еще друг, а не уже учитель. Про 14 спросить, а про 183 — уже лишнее.
Хвалите детей
Вышел Илька с ритмики в музыкалке, они там танцуют. Преподаватель говорит: «родители, домашнее задание, выучить большой квадрат, а то только двое знают». И взрослые как-то напали на детей в стиле «вечно у тебя получается криво».
Я обняла Ильку, и оказалось, что эти двое — он и Алиса. А потом оказалось, что на музыкальной грамоте похвалили тоже именно их двоих.
Вот что я думаю:
• Хорошо, что Ильку похвалили, это его мотивирует.
• Родители, что ж вы сами своих детей приговариваете к неудачам?
• На музыкальной грамоте потому так и получилось, что Илька и Алиса были вдохновлены ритмикой, а остальные подавлены.
• Надо в письме коллегам похвалить их за сделанное и не ругать за несделанное.
Хвалите детей, даже если они взрослые. Закрепляется то поведение, которому вы уделяете внимание.
Вышел Илька с ритмики в музыкалке, они там танцуют. Преподаватель говорит: «родители, домашнее задание, выучить большой квадрат, а то только двое знают». И взрослые как-то напали на детей в стиле «вечно у тебя получается криво».
Я обняла Ильку, и оказалось, что эти двое — он и Алиса. А потом оказалось, что на музыкальной грамоте похвалили тоже именно их двоих.
Вот что я думаю:
• Хорошо, что Ильку похвалили, это его мотивирует.
• Родители, что ж вы сами своих детей приговариваете к неудачам?
• На музыкальной грамоте потому так и получилось, что Илька и Алиса были вдохновлены ритмикой, а остальные подавлены.
• Надо в письме коллегам похвалить их за сделанное и не ругать за несделанное.
Хвалите детей, даже если они взрослые. Закрепляется то поведение, которому вы уделяете внимание.
❤1
Игра
Пока я в школе отвечала на вопросы родителей моих учеников, Илька придумал игру.
Он расставляет на коврике знаки и перекрывает дороги. А папа на автобусе должен проехать до выезда с коврика. И снова, и снова — уровень за уровнем.
Не думайте, что детская математика — это уметь считать и знать названия геометрических фигур. Придумайте много разных конструкций с закрытыми дорогами, но таких, чтобы выезд всё-таки был.
Пока я в школе отвечала на вопросы родителей моих учеников, Илька придумал игру.
Он расставляет на коврике знаки и перекрывает дороги. А папа на автобусе должен проехать до выезда с коврика. И снова, и снова — уровень за уровнем.
Не думайте, что детская математика — это уметь считать и знать названия геометрических фигур. Придумайте много разных конструкций с закрытыми дорогами, но таких, чтобы выезд всё-таки был.
Пространственное воображение
Мой коллега Леша Сгибнев рассказал вчера об интересной игре, которую он взял с семинара Александра Кирилловича Ковальджи.
На доске нарисован рисунок, минуту все смотрят, потом доску закрываем, надо нарисовать.
Рисуем плоские картинки — тренируем память, рисуем пространственные фигуры — тренируем пространственное воображение.
Все сразу видят куб, из которого вынули кубик в углу. Попробуйте-ка нарисовать по памяти. У меня с первой попытки не получилось.
Мой коллега Леша Сгибнев рассказал вчера об интересной игре, которую он взял с семинара Александра Кирилловича Ковальджи.
На доске нарисован рисунок, минуту все смотрят, потом доску закрываем, надо нарисовать.
Рисуем плоские картинки — тренируем память, рисуем пространственные фигуры — тренируем пространственное воображение.
Все сразу видят куб, из которого вынули кубик в углу. Попробуйте-ка нарисовать по памяти. У меня с первой попытки не получилось.
❤4
История про лифт
Жил был мальчик на 15-м этаже. Ему разрешали самому ездить на лифте. Он вниз ехал на лифте до 1 этажа, а обратно ехал до 8-го и поднимался пешком. Почему?
Все задумались и стали пожимать плечами. Макар (5 лет 6 мес) сказал, что хотел побыстрее на улицу. Я спросила, почему же так странно возвращался. Кто-то сказал, что, видимо, хотел помедленнее домой идти. И все согласились. Я предложила подумать к следующему разу.
Потом в лифте Ильке я напомнила, даже предложила съездить на 15-й, он с восторгом согласился, но в чем соль задачи так и не понял. Ильке тогда было еще 4 года и 4 месяца. В нашем лифте Илька не дотягивался еще даже до кнопки 1.
В следующий раз, еще до начала занятия Катя (5 лет 4 мес) сообщила мне, что поняла всё про мальчика и лифт. По ее горящим глазам было видно, что поняла она всё правильно.
Надо было выслушать Катю и не говорить остальным. Но я почему-то сказала: погоди, расскажешь всем, с этого начнём. Катя рассказала. Остальные, похоже, не поняли. Ценность для Кати не уменьшилась, а вот у остальных могло остаться ощущение, что задача решена. Надо было отдельно выслушать Катю, а остальным оставить радость самостоятельно решить задачу.
Размышляя, почему я так сделала, я ловлю себя на какой-то школьной привычке, когда на перемене говорю ученику: погоди, сейчас урок начнется, все вместе обсудим. В школе этот подход тоже не всегда оправдан. Вопросы и генерацию идей — это лучше всем вместе. Решения лучше слушать отдельно.
Этой истории уже два года. Сейчас Илька дотягивается до кнопки 8, но не выше. Иногда он напоминает мне об этой задаче, теперь-то он познал её на собственном опыте. Мораль: поторопилась я тогда с задачкой.
Жил был мальчик на 15-м этаже. Ему разрешали самому ездить на лифте. Он вниз ехал на лифте до 1 этажа, а обратно ехал до 8-го и поднимался пешком. Почему?
Все задумались и стали пожимать плечами. Макар (5 лет 6 мес) сказал, что хотел побыстрее на улицу. Я спросила, почему же так странно возвращался. Кто-то сказал, что, видимо, хотел помедленнее домой идти. И все согласились. Я предложила подумать к следующему разу.
Потом в лифте Ильке я напомнила, даже предложила съездить на 15-й, он с восторгом согласился, но в чем соль задачи так и не понял. Ильке тогда было еще 4 года и 4 месяца. В нашем лифте Илька не дотягивался еще даже до кнопки 1.
В следующий раз, еще до начала занятия Катя (5 лет 4 мес) сообщила мне, что поняла всё про мальчика и лифт. По ее горящим глазам было видно, что поняла она всё правильно.
Надо было выслушать Катю и не говорить остальным. Но я почему-то сказала: погоди, расскажешь всем, с этого начнём. Катя рассказала. Остальные, похоже, не поняли. Ценность для Кати не уменьшилась, а вот у остальных могло остаться ощущение, что задача решена. Надо было отдельно выслушать Катю, а остальным оставить радость самостоятельно решить задачу.
Размышляя, почему я так сделала, я ловлю себя на какой-то школьной привычке, когда на перемене говорю ученику: погоди, сейчас урок начнется, все вместе обсудим. В школе этот подход тоже не всегда оправдан. Вопросы и генерацию идей — это лучше всем вместе. Решения лучше слушать отдельно.
Этой истории уже два года. Сейчас Илька дотягивается до кнопки 8, но не выше. Иногда он напоминает мне об этой задаче, теперь-то он познал её на собственном опыте. Мораль: поторопилась я тогда с задачкой.
👍2
Вид со всех сторон
Илька купил поезд и начал рисовать его со всех сторон.
У нас были на кружке такие задачки. Я собирала конструкции из кубиков, разные дети собирали на магнитной мозаике из квадратов виды с разных сторон.
Видимо, после этого у Ильки появилась сегодня идея зарисовать все виды.
Илька купил поезд и начал рисовать его со всех сторон.
У нас были на кружке такие задачки. Я собирала конструкции из кубиков, разные дети собирали на магнитной мозаике из квадратов виды с разных сторон.
Видимо, после этого у Ильки появилась сегодня идея зарисовать все виды.
Как раскрашивать и рисовать
Я хорошо помню себя в детском саду. Я помню, как девочка Юля говорила мне, что я раскрашиваю неправильно, и показывала, как надо. В чем разница, я не понимала. Я помню, как мама смотрела на мои рисунки и говорила, что руки, они же не палочки, они же объемные. У мамы получалось красиво, но я совсем не понимала, что я делаю не так.
С тех пор прошло много лет, сложное чувство «я не умею рисовать» пришло к «это навык, его можно прокачать». Я несколько раз учила рисовать тех, кто думал, что не умеет.
Илька стал рисовать где-то в его два года. Сначала он рисовал процесс: кисточка скользит по листу — это поезд едет. Потом он рисовал объект по частям: кладет перед собой самолетик и фиксирует каждую его деталь. Потом прекрасные головоноги. Я начиталась книг, я знаю, что есть стадии, через которые все проходят, я спокойно наблюдаю, хвалю.
Но вот Илька раскрашивает картинки я чувствую, как не могу это видеть: у него зеленая акула плавает в оранжевом море. Внутри меня всё кричит: так не бывает. Внутри восстает «раскрашивать надо так».
Я не шила ему покрывало из ткани-раскраски 3 года, ожидая, что он научится раскрашивать правильно. Сшив покрывало, я целую лекцию о ракрашивании прочитала. Я становлюсь мамой-занудой. Но почему? Неужели это когда-то в детстве так глубоко вьелось?
Илька творит.
Я хорошо помню себя в детском саду. Я помню, как девочка Юля говорила мне, что я раскрашиваю неправильно, и показывала, как надо. В чем разница, я не понимала. Я помню, как мама смотрела на мои рисунки и говорила, что руки, они же не палочки, они же объемные. У мамы получалось красиво, но я совсем не понимала, что я делаю не так.
С тех пор прошло много лет, сложное чувство «я не умею рисовать» пришло к «это навык, его можно прокачать». Я несколько раз учила рисовать тех, кто думал, что не умеет.
Илька стал рисовать где-то в его два года. Сначала он рисовал процесс: кисточка скользит по листу — это поезд едет. Потом он рисовал объект по частям: кладет перед собой самолетик и фиксирует каждую его деталь. Потом прекрасные головоноги. Я начиталась книг, я знаю, что есть стадии, через которые все проходят, я спокойно наблюдаю, хвалю.
Но вот Илька раскрашивает картинки я чувствую, как не могу это видеть: у него зеленая акула плавает в оранжевом море. Внутри меня всё кричит: так не бывает. Внутри восстает «раскрашивать надо так».
Я не шила ему покрывало из ткани-раскраски 3 года, ожидая, что он научится раскрашивать правильно. Сшив покрывало, я целую лекцию о ракрашивании прочитала. Я становлюсь мамой-занудой. Но почему? Неужели это когда-то в детстве так глубоко вьелось?
Илька творит.
Программирование
Первую программу Илька создал где-то в 4-5 лет. У меня была серия занятий кружка, где дети руководили роботом — фишкой на доске для Го. Описания занятий не сохранилось, попробую вспомнить.
Сначала дети по очереди водили робота (белую фишку) по доске. Я ставила робота в произвольную клетку и рисовала маркером, куда надо прийти. Несколько черных фишек лежали на доске, как препятствия. Важно было разделить путь робота на шаги, то есть не сразу проделать весь путь, а шагать на соседнюю клетку.
На следующем занятии роботом стал слон из настольной игры «Имаджинариум» — мне было важно, чтобы фишка смотрела в одном направлении. Дети управляли голосовыми командами «Вперед», «Назад» и «Поверни» (поворот налево).
На следующем занятии у каждого был свой слон и они шли к одной и той же цели из разных углов, делая ходы по очереди — кто раньше. Обсудили, что «Назад» — это «Поверни, поверни, вперед» и оставили только две команды.
В следующий раз дети управляли одним и тем же слоном, но по очереди. Это был интересный опыт. Каждый хотел привести робота к цели своим путем, поэтому он долго вертелся на месте, ходил кругами и всё никак не добирался.
Потом я сделала карточки для команд, и дети выкладывали программы карточками. Постепенно набор карточек расширялся. Появились карточки «Проверь, есть ли перед тобой препятствие» и стрелочки «да», «нет». Условные операторы мы обсудить успели.
Эта серия задач всегда вызывала огромный ажиотаж. То ли детям нравится всё про роботов, то ли им нравилось управлять пошаговыми командами.
Сейчас, кружка полгода не было. Илька иногда делает «мультики» на scrath. Он творит там, что захочет, но уже понимает, что именно надо поменять, чтобы добиться нужного ему эффекта. Подробнее про scratch для малышей: http://mama.codes
На фото Ильке 9 месяцев, он в Летней компьютерной школе. Не кодит, конечно, ноут выключен, просто момент поймали (спасибо Антону Полдневу).
Первую программу Илька создал где-то в 4-5 лет. У меня была серия занятий кружка, где дети руководили роботом — фишкой на доске для Го. Описания занятий не сохранилось, попробую вспомнить.
Сначала дети по очереди водили робота (белую фишку) по доске. Я ставила робота в произвольную клетку и рисовала маркером, куда надо прийти. Несколько черных фишек лежали на доске, как препятствия. Важно было разделить путь робота на шаги, то есть не сразу проделать весь путь, а шагать на соседнюю клетку.
На следующем занятии роботом стал слон из настольной игры «Имаджинариум» — мне было важно, чтобы фишка смотрела в одном направлении. Дети управляли голосовыми командами «Вперед», «Назад» и «Поверни» (поворот налево).
На следующем занятии у каждого был свой слон и они шли к одной и той же цели из разных углов, делая ходы по очереди — кто раньше. Обсудили, что «Назад» — это «Поверни, поверни, вперед» и оставили только две команды.
В следующий раз дети управляли одним и тем же слоном, но по очереди. Это был интересный опыт. Каждый хотел привести робота к цели своим путем, поэтому он долго вертелся на месте, ходил кругами и всё никак не добирался.
Потом я сделала карточки для команд, и дети выкладывали программы карточками. Постепенно набор карточек расширялся. Появились карточки «Проверь, есть ли перед тобой препятствие» и стрелочки «да», «нет». Условные операторы мы обсудить успели.
Эта серия задач всегда вызывала огромный ажиотаж. То ли детям нравится всё про роботов, то ли им нравилось управлять пошаговыми командами.
Сейчас, кружка полгода не было. Илька иногда делает «мультики» на scrath. Он творит там, что захочет, но уже понимает, что именно надо поменять, чтобы добиться нужного ему эффекта. Подробнее про scratch для малышей: http://mama.codes
На фото Ильке 9 месяцев, он в Летней компьютерной школе. Не кодит, конечно, ноут выключен, просто момент поймали (спасибо Антону Полдневу).
❤1
Про что написать?
anonymous poll
Математика – 39
👍👍👍👍👍👍👍 57%
Музыка – 21
👍👍👍👍 30%
Рисование – 9
👍👍 13%
👥 69 people voted so far.
anonymous poll
Математика – 39
👍👍👍👍👍👍👍 57%
Музыка – 21
👍👍👍👍 30%
Рисование – 9
👍👍 13%
👥 69 people voted so far.
Задачники
Тут такая дискуссия в фейсбуке, невозможно пройти мимо.
Костя Кноп спросил, какие бывают задачники для детей 7–10 лет. Такие, что ленивый родитель подсовывает ребёнку задачник, а дальше ребёнок всё делает сам.
В посте и комментах много ссылок на хорошие ресурсы и примеры задачников, читайте, дополняйте: https://m.facebook.com/groups/316171858533757?view=permalink&id=982818658535737
Тут такая дискуссия в фейсбуке, невозможно пройти мимо.
Костя Кноп спросил, какие бывают задачники для детей 7–10 лет. Такие, что ленивый родитель подсовывает ребёнку задачник, а дальше ребёнок всё делает сам.
В посте и комментах много ссылок на хорошие ресурсы и примеры задачников, читайте, дополняйте: https://m.facebook.com/groups/316171858533757?view=permalink&id=982818658535737
Танграм
Прекрасная игрушка: квадрат разрезан на части, надо из них складывать разные фигуры.
Мне повезло найти красивый деревянный танграм с яркими разноцветными деталями. Можно изготовить своими руками, разрезав квадрат и раскрасив части с обеих сторон.
На первом занятии дети складывали фигуры по схеме. Я заранее всё сложила, сфотографировала и показывала задания на планшете. Для детей 4-5 лет это было интересной и сложной задачей.
Подробные рассказы о танграме на моих занятиях:
Складываем фигуры + много идей, что можно делать
Что бывает, если не сделать новых заданий
Придумываем свои фигуры
Не нашла записей, но было еще занятие, где дети пытались собрать фигуры по контуру, без схемы. Дети были уже на год постарше.
Я заготовила контуры таких размеров, чтобы фигурки как раз на них ложились, и выдала детям маленькие одноцветные танграмы. Получилась очень сложная головоломка «размести фигуры в контуре», к которой, вдобавок, сложно готовить задания.
До классической задачи, когда дан контур небольшого размера и надо сложить такой же из танграма, мы так и не добрались.
Прекрасная игрушка: квадрат разрезан на части, надо из них складывать разные фигуры.
Мне повезло найти красивый деревянный танграм с яркими разноцветными деталями. Можно изготовить своими руками, разрезав квадрат и раскрасив части с обеих сторон.
На первом занятии дети складывали фигуры по схеме. Я заранее всё сложила, сфотографировала и показывала задания на планшете. Для детей 4-5 лет это было интересной и сложной задачей.
Подробные рассказы о танграме на моих занятиях:
Складываем фигуры + много идей, что можно делать
Что бывает, если не сделать новых заданий
Придумываем свои фигуры
Не нашла записей, но было еще занятие, где дети пытались собрать фигуры по контуру, без схемы. Дети были уже на год постарше.
Я заготовила контуры таких размеров, чтобы фигурки как раз на них ложились, и выдала детям маленькие одноцветные танграмы. Получилась очень сложная головоломка «размести фигуры в контуре», к которой, вдобавок, сложно готовить задания.
До классической задачи, когда дан контур небольшого размера и надо сложить такой же из танграма, мы так и не добрались.