Православие слишком хорошо, чтобы развивалась мысль. Европейцам приходится "возвращаться к корням", переоткрывать для себя раннее христианство. Да что там, сам факт существования протестантизма наглядный пример такого возвращения. Есть же бродячая шутка среди специалистов, что протестант Шеллинг под конец жизни достиг богословского предела, и ему надо было просто перейти в православие. Однако, здесь для интеллектуала таится и некоторый недостаток — по существу размышлять ни о чём не надо, всё и так хорошо. Родись Шеллинг в православной культуре, он бы не был Шеллингом. Зачем? Все — ну, почти — ответы уже есть.
Второй проблемный для умников момент — нет серьёзного отношения ко злу. Зло воспринимается прекраснодушно, в какой-то лазури божественной благодати, которая конечно победит, зло не может устоять перед мистическим восприятием бога и добра, градуальной метафизики, которую православие унаследовало от (нео)платонизма, когда в бытии нет этажей, но есть континуум, где ось "добро-зло" это просто постепенное уменьшение добра, и зло — мера отсутствия. Да, "держи свой ум во аде", да, "Бог положил вражду между человеком и змеем", а всё равно ада не видишь и вражды не хочешь. Мистика учения не отгорожена, она пленяет человека, едва он приходит к православию. Как-то сразу хочется впасть в оригеновскую ересь апокатастасиса, т.е. всеспасения. Благодать настолько абсолютна, что и зло никакое не зло. Да и вообще всё будет хорошо.
Поэтому у Бутусова, например, в пьесе "Добрый человек из Сезуана" есть замечательное решение: когда персонажи выходят к зрителю и, по аналогии с гомеровским хором, озвучивают важные богословские идеи, они поют их на немецком :) Вот уж на каком языке развернулась вся драма осмысления зла! Зло в немецком богословии большое и могучее, великое и даже, страшно сказать, притягательное. В православной культуре, на русском языке такое немыслимо; харизматичное, сильное зло это еретический, кощунственный образ. Говорить о зле по-русски так, чтобы оно воспринималось всерьёз, а не как пустяк, может только один персонаж, юродивый продавец воды Ванг.
Пока я не видел ни одного случая удачного совмещения богослова и философа в одном человеке. Лично я вот, очевидно, так себе богослов :) спотыкаюсь о проблему теодицеи и дальше машу рукой: "всё с вами ясно". Но я, конечно, больше говорю о профессуре, с которой имею некоторое знакомство. На лекциях по философии всё как-то по верхам и не особо интересно. Беззубо как-то, знаете. Своих идей нет. И, что особенно забавно, философские штудии потом мешают и штудиям религиозным. По итогу либо из церкви тебя выгонят, либо уйдёшь оттуда сам.
Так что да, интеллектуалы не уживаются в нашей церкви. Даже не в современной, тут всё понятно, а вообще, в церкви как идее. Она сама себе интеллектуал, к рангу которого смертные умники могут только стремиться.
Второй проблемный для умников момент — нет серьёзного отношения ко злу. Зло воспринимается прекраснодушно, в какой-то лазури божественной благодати, которая конечно победит, зло не может устоять перед мистическим восприятием бога и добра, градуальной метафизики, которую православие унаследовало от (нео)платонизма, когда в бытии нет этажей, но есть континуум, где ось "добро-зло" это просто постепенное уменьшение добра, и зло — мера отсутствия. Да, "держи свой ум во аде", да, "Бог положил вражду между человеком и змеем", а всё равно ада не видишь и вражды не хочешь. Мистика учения не отгорожена, она пленяет человека, едва он приходит к православию. Как-то сразу хочется впасть в оригеновскую ересь апокатастасиса, т.е. всеспасения. Благодать настолько абсолютна, что и зло никакое не зло. Да и вообще всё будет хорошо.
Поэтому у Бутусова, например, в пьесе "Добрый человек из Сезуана" есть замечательное решение: когда персонажи выходят к зрителю и, по аналогии с гомеровским хором, озвучивают важные богословские идеи, они поют их на немецком :) Вот уж на каком языке развернулась вся драма осмысления зла! Зло в немецком богословии большое и могучее, великое и даже, страшно сказать, притягательное. В православной культуре, на русском языке такое немыслимо; харизматичное, сильное зло это еретический, кощунственный образ. Говорить о зле по-русски так, чтобы оно воспринималось всерьёз, а не как пустяк, может только один персонаж, юродивый продавец воды Ванг.
Пока я не видел ни одного случая удачного совмещения богослова и философа в одном человеке. Лично я вот, очевидно, так себе богослов :) спотыкаюсь о проблему теодицеи и дальше машу рукой: "всё с вами ясно". Но я, конечно, больше говорю о профессуре, с которой имею некоторое знакомство. На лекциях по философии всё как-то по верхам и не особо интересно. Беззубо как-то, знаете. Своих идей нет. И, что особенно забавно, философские штудии потом мешают и штудиям религиозным. По итогу либо из церкви тебя выгонят, либо уйдёшь оттуда сам.
Так что да, интеллектуалы не уживаются в нашей церкви. Даже не в современной, тут всё понятно, а вообще, в церкви как идее. Она сама себе интеллектуал, к рангу которого смертные умники могут только стремиться.
👍39❤26🔥6👀6👎5💊3😈1🗿1
Forwarded from Философский диалог
Диалог «О здоровье»
Новый старый формат упаковывания идей. Накидайте вариков, о чем ещё написать в форме диалога.
Однажды, когда нежное утреннее солнце освещало агору, а граждане Афин только-только вышли из жилищ и спешно топтали центральную площадь полиса на пути к месту работы, Сократ сидел на веранде «Капелейона» за чашкой чёрного кофе. Скрутив папиросу, чиркнув спичкой о коробок, он прикурил. «Кофе и сигареты — отличное сочетание» — подумал Сократ, наблюдая за жизнью просыпающегося города.
Из-за угла показался Алкивиад, который держал путь на утреннюю гимнастику — как и всегда в это время суток. Увидев Сократа, он улыбнулся во всю ширину своего рта, обнажив стерильно белые зубы, и подошёл поприветствовать философа.
— В городе говорят: если увидишь утром Сократа у агоры, значит твой день будет счастливым!
Алкивиад пододвинул к нему плетенный стул и уселся рядом.
— Но Сократ, — поинтересовался Алкивиад, с укором глядя на чашку и папиросу, — неужели это весь твой завтрак: кофе и сигарета? Городской лекарь говорил мне, что это яд для тела!
Сократ поднял на него спокойный взгляд, уголки губ тронула улыбка.
— Интересно. А этот лекарь, он определяет здоровье человека по силе его мускулов или по ясности его ума?
— Конечно, по мускулам! И по цвету лица! — оживился Алкивиад. — Сильное тело — основа для сильного духа. Все это знают.
— Значит ли это, что раб, способный тащить самую тяжелую галеру, здоровее хромого Гефеста, что выковывает оружие для богов?
Алкивиад нахмурился.
—Ну... я бы не стал так говорить. Но твой пример — уловка, Сократ! Я о том, что твой завтрак не даёт тебе сил.
— А на что, скажи, мне нужны эти силы? Чтобы быстрее бежать по агоре? Или чтобы дольше сидеть здесь и беседовать с тобой?
— И то, и другое! — упрямо сказал юноша.
— Допустим. Но представь двух гончаров. Один ест плотно, его руки сильны, но ум его ленив, и он лепит лишь кривые горшки. Другой — не думает о еде, его ум ясен, и он видит форму совершенной амфоры еще до того, как прикоснется к глине. Его руки — всего лишь послушный инструмент его замысла. Чьи творения, по-твоему, здоровее? Того, у кого здоровые руки, или того, у кого здоровый замысел?
— Замысел, пожалуй... — нехотя согласился Алкивиад.
— Так вот, — Сократ отпил глоток кофе, — этот кофе и эта сигарета — не пища для моих рук. Они — топливо для замысла. Они проясняют ум, чтобы мои действия, даже самые малые, имели верную форму. Ты же, друг мой, так усердно кормишь свои мускулы, что рискуешь оставить свой замысел голодным.
— То есть, ты утверждаешь, что вред для тела может быть благом для ума? — скептически спросил Алкивиад.
— Я утверждаю, что невежество — больший яд, чем эта папироса. И что слепая погоня за здоровьем тела, при полном забвении здоровья души, напоминает мне человека, который чистит и латает футляр для кифары, забыв настроить саму кифару. Футляр блестит, а музыка безобразна. Разве в этом гармония?
Алкивиад задумался, глядя на свои натренированные руки.
— Иди, — мягко сказал Сократ. — Иди качай свои мускулы. Но по дороге задай себе вопрос: для чего ты их качаешь? Чтобы они просто были? Или чтобы они служили большему, чем они сами?
Потушив окурок и отряхнув пепел с хитона, Сократ оставил Алкивиада наедине со своими мыслями.
Однажды, когда нежное утреннее солнце освещало агору, а граждане Афин только-только вышли из жилищ и спешно топтали центральную площадь полиса на пути к месту работы, Сократ сидел на веранде «Капелейона» за чашкой чёрного кофе. Скрутив папиросу, чиркнув спичкой о коробок, он прикурил. «Кофе и сигареты — отличное сочетание» — подумал Сократ, наблюдая за жизнью просыпающегося города.
Из-за угла показался Алкивиад, который держал путь на утреннюю гимнастику — как и всегда в это время суток. Увидев Сократа, он улыбнулся во всю ширину своего рта, обнажив стерильно белые зубы, и подошёл поприветствовать философа.
— В городе говорят: если увидишь утром Сократа у агоры, значит твой день будет счастливым!
Алкивиад пододвинул к нему плетенный стул и уселся рядом.
— Но Сократ, — поинтересовался Алкивиад, с укором глядя на чашку и папиросу, — неужели это весь твой завтрак: кофе и сигарета? Городской лекарь говорил мне, что это яд для тела!
Сократ поднял на него спокойный взгляд, уголки губ тронула улыбка.
— Интересно. А этот лекарь, он определяет здоровье человека по силе его мускулов или по ясности его ума?
— Конечно, по мускулам! И по цвету лица! — оживился Алкивиад. — Сильное тело — основа для сильного духа. Все это знают.
— Значит ли это, что раб, способный тащить самую тяжелую галеру, здоровее хромого Гефеста, что выковывает оружие для богов?
Алкивиад нахмурился.
—Ну... я бы не стал так говорить. Но твой пример — уловка, Сократ! Я о том, что твой завтрак не даёт тебе сил.
— А на что, скажи, мне нужны эти силы? Чтобы быстрее бежать по агоре? Или чтобы дольше сидеть здесь и беседовать с тобой?
— И то, и другое! — упрямо сказал юноша.
— Допустим. Но представь двух гончаров. Один ест плотно, его руки сильны, но ум его ленив, и он лепит лишь кривые горшки. Другой — не думает о еде, его ум ясен, и он видит форму совершенной амфоры еще до того, как прикоснется к глине. Его руки — всего лишь послушный инструмент его замысла. Чьи творения, по-твоему, здоровее? Того, у кого здоровые руки, или того, у кого здоровый замысел?
— Замысел, пожалуй... — нехотя согласился Алкивиад.
— Так вот, — Сократ отпил глоток кофе, — этот кофе и эта сигарета — не пища для моих рук. Они — топливо для замысла. Они проясняют ум, чтобы мои действия, даже самые малые, имели верную форму. Ты же, друг мой, так усердно кормишь свои мускулы, что рискуешь оставить свой замысел голодным.
— То есть, ты утверждаешь, что вред для тела может быть благом для ума? — скептически спросил Алкивиад.
— Я утверждаю, что невежество — больший яд, чем эта папироса. И что слепая погоня за здоровьем тела, при полном забвении здоровья души, напоминает мне человека, который чистит и латает футляр для кифары, забыв настроить саму кифару. Футляр блестит, а музыка безобразна. Разве в этом гармония?
Алкивиад задумался, глядя на свои натренированные руки.
— Иди, — мягко сказал Сократ. — Иди качай свои мускулы. Но по дороге задай себе вопрос: для чего ты их качаешь? Чтобы они просто были? Или чтобы они служили большему, чем они сами?
Потушив окурок и отряхнув пепел с хитона, Сократ оставил Алкивиада наедине со своими мыслями.
🔥29💊11❤9👍4😁3🤨3👏2😐2
Crypta Platonica
Пару недель назад написали, интересует ли меня размещение рекламы. Я спросил, что за тематика, мне ответили "по биткойну и крипте, вас интересует?". Ну, Crypta же. Как и подобает скептику, я ответил "не знаю". Человек пропал, но две недели подряд канал бомбардировали…
Философский майнинг
😁53🌚5❤3👍1
Друзья, для тех, кто в Питере — приходите на мою лекцию 21-го октября в 19:00, арт-кафе «Книги и Кофе». Пообщаемся!
intellsreda-piter.timepad.ru
ЧТО ДЕЛАТЬ С ОДИНОЧЕСТВОМ? / События на TimePad.ru
Лекторий "Интеллектуальные среды" — регулярные культурные события в Петербурге для всех, кто хочет обогащать и углублять свои знания по философии, искусству, литературе, культурологии, риторике, психологии и др. дисциплинам. Лекцию прочитает Зотов Станислав…
❤14🔥6💔6👍2
Все языки сделаны из мяса. Не позволяй софистам провести тебя.
🔥30⚡10💊4❤2
Crypta Platonica
Друзья, для тех, кто в Питере — приходите на мою лекцию 21-го октября в 19:00, арт-кафе «Книги и Кофе». Пообщаемся!
Узнал, что регистрация на 50 мест закрыта. Для тех, кто просил — добавили 5 мест, так что поторопитесь!
Остальным гудмо😏
Остальным гудмо
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍8💋7❤2💊1
Ακαδημία
отправить в утиль всю западную политическую/социальную философию
Давно пора. Полит.философия это нудная форма пропаганды. Лучше не мучать себя чтением очередного выскочки, который использует прямо-таки квантовые исчисления, чтобы в конце прийти в невероятным выводам уровня "демократия круто". А тем, кто хочет её не читать, а писать, — идти в пропагандисты, политтехнологи и пиарщики. Будет больше и пользы, и, самое главное, понимания сути дела.
❤38💊13👎7⚡5👍5😁5🌚3
Ακαδημία
Практической формой реализации концепций политических философов является например законотворчество.
Значит, в Госдуме сидят философы. То-то они такие там умные.
😁38👍5👎3
— Чем ты занимаешься?
— Я политический философ.
— И что же ты делаешь?
— Ну как что?! Я "особым" образом читаю Агамбена, а в статьях убеждаю всех в необходимости социализма!
— Я политический философ.
— И что же ты делаешь?
— Ну как что?! Я "особым" образом читаю Агамбена, а в статьях убеждаю всех в необходимости социализма!
😁34🤓20💊11❤3👎2🌭1
Друзья, чтобы ненароком Вас не мучить посторонним контентом, я решил завести второй канал по изучению языков. Буду там выкладывать много всего интересного. Если Вы, как и я, любите это дело, очень буду рад подписке. Такова реальность!
Telegram
Freunglish
Обратная связь через чат канала
Сотрудничество: @physicalremove
Сотрудничество: @physicalremove
❤12💋5🤓4🔥1
На втором канале рассказал предысторию одной автокатастрофы, а тут наконец делюсь записью своей лекции, читанной в арт-кафе «Книги и Кофе». Буду рад любым комментариям, критике и вопросам — пишите прямо тут!
Telegram
Freunglish
Наши языковые слоны
Подписчик попросил рассказать о ностратической теории, которую корректнее называть гипотезой. Рассказываю.
Любой, кому свойственно задаваться вопросами, однажды задаст и такой — откуда произошли все языки? Вот я пишу на русском, язык…
Подписчик попросил рассказать о ностратической теории, которую корректнее называть гипотезой. Рассказываю.
Любой, кому свойственно задаваться вопросами, однажды задаст и такой — откуда произошли все языки? Вот я пишу на русском, язык…
❤8
Друзья, вышел сборник у моего дорогого друга, поэта Александра Санькова. Приобретайте и наслаждайтесь.
❤10🔥5🙏4⚡1👍1
Forwarded from Silene Noctiflora
Фридрих Гёльдерлин в элегии «Хлеб и вино» вопрошал: зачем поэзия в наши скудные времена? Дать ответ может лишь слагающий стихи, один из «поющих в ночи». К счастью, и теперь можно услышать его голос.
Мы подготовили к изданию сборник поэта, нашего современника, Александра Санькова. Он пишет в классической орфографии русского языка, продолжая традицию, прерванную с окончанием Серебряного века.
47 стихотворений, написанных в 2019-2025 годах — о любви, поэзии, отчизне и смерти, составили книгу с причудливым названием «Прометеева мышь». Малость и величие, сошедшиеся в нём, оживляют целый сонм художественных образов, где разница эта служит дихотомии человеческих экстремумов.
Издание уже в печати. Открыт предзаказ.
Приобрести книгу со скидкой в рамках предзаказа можно до 19 ноября включительно. Отправка заказов будет осуществляться после этой даты.
❤️ Сделать предзаказ
Мы подготовили к изданию сборник поэта, нашего современника, Александра Санькова. Он пишет в классической орфографии русского языка, продолжая традицию, прерванную с окончанием Серебряного века.
47 стихотворений, написанных в 2019-2025 годах — о любви, поэзии, отчизне и смерти, составили книгу с причудливым названием «Прометеева мышь». Малость и величие, сошедшиеся в нём, оживляют целый сонм художественных образов, где разница эта служит дихотомии человеческих экстремумов.
Издание уже в печати. Открыт предзаказ.
Приобрести книгу со скидкой в рамках предзаказа можно до 19 ноября включительно. Отправка заказов будет осуществляться после этой даты.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤14🔥6⚡4👎1