Последний из могикан
Как-то воскресным лусакским утром я отправился в место под названием Monkey Ponds ("Обезьяньи пруды") недалеко от города. Оказалось, это что-то вроде природного резорта: платишь умеренную мзду за вход, гуляешь по дорожкам вдоль искусственных прудов... Я углубился достаточно далеко, на всём протяжении прогулки не встретив ни души, в том числе, кстати, ни одной обезьяны. Внезапно почти из ниоткуда навстречу мне появился пронзительно рыжий человек в кипе. Он дружелюбно улыбнулся.
— Mwauka bwanji, — сказал я ему.
— Bwino, — ответил он.
Еврейское население Замбии превышало в 1950-е гг. тысячу человек. Первые еврейские поселенцы в начале XX века преследовали экономические цели, более поздние — бежали от Холокоста. Уже в 60-е почти все разъехались по миру. На данный момент евреев в Замбии почти не осталось. В бывших синагогах располагаются обычно разные христианские церкви.
Как-то воскресным лусакским утром я отправился в место под названием Monkey Ponds ("Обезьяньи пруды") недалеко от города. Оказалось, это что-то вроде природного резорта: платишь умеренную мзду за вход, гуляешь по дорожкам вдоль искусственных прудов... Я углубился достаточно далеко, на всём протяжении прогулки не встретив ни души, в том числе, кстати, ни одной обезьяны. Внезапно почти из ниоткуда навстречу мне появился пронзительно рыжий человек в кипе. Он дружелюбно улыбнулся.
— Mwauka bwanji, — сказал я ему.
— Bwino, — ответил он.
Еврейское население Замбии превышало в 1950-е гг. тысячу человек. Первые еврейские поселенцы в начале XX века преследовали экономические цели, более поздние — бежали от Холокоста. Уже в 60-е почти все разъехались по миру. На данный момент евреев в Замбии почти не осталось. В бывших синагогах располагаются обычно разные христианские церкви.
❤17👍4🔥2🤔1
Африканский клуб СПбГУ
21 ноября состоится лекция А.В. Давыдова о преподавании русского языка в Замбии. В 2025 г. Артем Витальевич отправился преподавать русский язык в Лусаку, столицу Замбии. Обучение проходило в Центре открытого образования (ЦОО) СПбГУ, который функционирует…
Если кто-то желает подключиться онлайн, то я прошу написать мне лично. Как именно — есть в описании канала.
❤4👍2🔥1
Красивая жизнь африканиста. Вместе со студентками IV курса дегустируем на кафедре копи-лувак. Это особый (и дорогой, говорят) сорт кофе, который получается следующим образом: зверёк мусанг (виверровые) кушает кофейные плоды, а потом какает. Люди собирают кофейные зёрна из экскрементов и готовят из них кофе. Считается, что прохождение через пищеварительный тракт зверька придаёт этому сорту кофе особый вкус.
Желаю подписчикам прекрасных выходных!
Желаю подписчикам прекрасных выходных!
❤25🔥9😁8✍1
Нигерия отменяет школьное образование на местных языках
Остаётся только английский — как и было до 2022 года, когда образование на местных языках было введено. Обо всём этом в довольно-таки триумфальной модальности написала на днях Бибиси.
Программа образования на местных языках продержалась лишь три года и была признана неэффективной из-за отсутствия подготовленных кадров и необходимых пособий. Новость печальная, но приходится признать, что заявленные причины соответствуют, скорее всего, действительным. Недостаточно просто постулировать введение местных языков, нужно их развивать.
Будем следить за опытом Ганы — давней соперницы Нигерии, — которая совсем недавно сделала ровно противоположный шаг: ввела образование на местных языках.
Канал об африканистике
Остаётся только английский — как и было до 2022 года, когда образование на местных языках было введено. Обо всём этом в довольно-таки триумфальной модальности написала на днях Бибиси.
Программа образования на местных языках продержалась лишь три года и была признана неэффективной из-за отсутствия подготовленных кадров и необходимых пособий. Новость печальная, но приходится признать, что заявленные причины соответствуют, скорее всего, действительным. Недостаточно просто постулировать введение местных языков, нужно их развивать.
Будем следить за опытом Ганы — давней соперницы Нигерии, — которая совсем недавно сделала ровно противоположный шаг: ввела образование на местных языках.
Канал об африканистике
Telegram
Африканистика | Давыдов
Гана ввела обязательное образование на местных языках во всех школах.
The Ghanaian child was not born into an English family but into a proud Ashanti, Akan family and deserves to learn in that language.
Ганский ребёнок родился не в английской семье, а в…
The Ghanaian child was not born into an English family but into a proud Ashanti, Akan family and deserves to learn in that language.
Ганский ребёнок родился не в английской семье, а в…
😢18💔7❤2
Ждал этого комментария, и он не заставил себя долго ждать. Пишет Николай Александрович Добронравин, вынесу в канал:
Канал об африканистике
Ситуация сложнее.
Министр образования, видимо, великий человек:
"We’re eliminating multiple mother tongues. Our mother tongue is now English".
https://von.gov.ng/nigeria-mandates-english-language-for-learning-assessment/
Из выступления видно, что министерство пытается остановить использование языков, особенно на севере страны, и требует, чтобы внешние доноры не помогали в развитии образования на нигерийских языках.
В колониальные времена и до 1966 начальное образование на Севере было на хауса (пока существовала Северная Нигерия как административное образование). Южане предпочитали не местные языки, а английский. Это неудивительно, если учесть, что на Юге широко распространён английский пиджин как средство межэтнической коммуникации (без официального статуса).
Для большинства штатов Севера использование хауса вполне логично, видимо, почти сто процентов им владеет, и для начальной школы надо лишь печатать имеющиеся учебники. Но за это кто-то должен платить.
Северяне знают, что хауса провозглашен единственным официальным языком в соседнем Нигере, хотя в Нигере намного хуже обстоят дела с линейкой учебников, и "коренной" язык столицы страны - не хауса, а зарма.
https://thenationonlineng.net/kano-assembly-moves-to-promote-learning-in-indigenous-language/
С одной стороны, понятно желание экономить (и традиционным донорам из Европы, Британии и США проще финансировать образование на английском). Вероятно, есть и опасения, что переход на хауса -угроза единству страны.
С другой стороны, когда министр-южанин (йоруба) запрещает хауса учиться на родном языке, это вряд ли укрепляет национальное единство.
Канал об африканистике
Voice of Nigeria Broadcasting Service
Nigeria Mandates English Language For Learning Assessment - Voice of Nigeria Broadcasting Service
Jack Acheme, Abuja The Nigerian government has declared that only the English language will now be the country’s mother tongue for teaching in schools, as multiple languages will no longer be used for learning assessment. Minister of Education, Dr. Maruf…
❤11🤔9👍3
А вот так, кстати, выглядят ганские учебники по родному языку (чви, или тви). Подарок коллег из ЦЯТ СПбГУ, которые не так давно посетили Гану.
Канал об африканистике
Канал об африканистике
❤17👍8👏3💘2
Этнографическое...
Посетил в воскресенье Гранд Макет Россия. По дороге к, собственно, макету в павильоне есть теперь выставка фарфоровых статуэток "Народности России" от ИФЗ. Это воссозданная коллекция из собрания Эрмитажа.
Статуэтки познавательны и изящны. Особенно поразил зырянин. Я подумал, что в Питере в ноябре я тоже немного зырянин: в капюшоне и с барсеткой. Но без топора за спиной. Наверное, потому что зырянских корней у меня нет.
Каталог выставки поясняет: на груди у охотника не "барсетка", а кожаный кошелёк "бива". Мандингские охотники в Западной Африке носят похожие, на бамбара называются npalan...
Сам макет заметно вырос с момента моего последнего посещения лет семь назад и почти сравнялся по масштабу с гамбургским Miniatur Wunderland, по образцу которого создан. А по хитрости задумок где-то и опережает.
Канал об африканистике
Посетил в воскресенье Гранд Макет Россия. По дороге к, собственно, макету в павильоне есть теперь выставка фарфоровых статуэток "Народности России" от ИФЗ. Это воссозданная коллекция из собрания Эрмитажа.
Статуэтки познавательны и изящны. Особенно поразил зырянин. Я подумал, что в Питере в ноябре я тоже немного зырянин: в капюшоне и с барсеткой. Но без топора за спиной. Наверное, потому что зырянских корней у меня нет.
Каталог выставки поясняет: на груди у охотника не "барсетка", а кожаный кошелёк "бива". Мандингские охотники в Западной Африке носят похожие, на бамбара называются npalan...
Сам макет заметно вырос с момента моего последнего посещения лет семь назад и почти сравнялся по масштабу с гамбургским Miniatur Wunderland, по образцу которого создан. А по хитрости задумок где-то и опережает.
Канал об африканистике
❤21🔥4👍3
Заметки о современном студенчестве, часть 1
Особая порода юношей. Учатся на Восточном и мечтают попасть на работу в МИД, в спецслужбы или заседать в несуществующем (пока) Министерстве Африки.
Что они делают для того, чтобы туда попасть: носят деловой костюм в качестве повседневной одежды, посещают все мероприятия, где слово "Африка" сочетается со словами "политика" или "экономика".
Что на самом деле нужно делать, чтобы туда попасть: учить на отлично профильный язык плюс два европейских.
Не является карьерной рекомендацией.
Особая порода юношей. Учатся на Восточном и мечтают попасть на работу в МИД, в спецслужбы или заседать в несуществующем (пока) Министерстве Африки.
Что они делают для того, чтобы туда попасть: носят деловой костюм в качестве повседневной одежды, посещают все мероприятия, где слово "Африка" сочетается со словами "политика" или "экономика".
Что на самом деле нужно делать, чтобы туда попасть: учить на отлично профильный язык плюс два европейских.
Не является карьерной рекомендацией.
😁25❤🔥11❤8🫡4👏1😐1
Искусственный интеллект уже в малийской школе...
...и он говорит на бамбара.
Об этом пишет Africanews. Текст и видео на сайте не дают, к сожалению, внятного описания того, как именно применяется ИИ. Однако понятно, что используется он для генерации изображений, иллюстрирующих учебный материал, а не самого текста учебника. Сколько-нибудь качественный текст на бамбара ИИ генерировать пока не может — полагаю, для его обучения недостаточно материалов. Я бы ещё добавил: и хорошо, что не может. Однако не хочу выступать в роли того, кто ругает технические новшества.
ИИ — новая и всё ещё очень сырая технология. Испытание её на людях, а тем более на детях, — мероприятие крайне сомнительное этически. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подобное испытание происходит именно в Африке, которая давно стала своего рода полигоном. Малийцы, в свою очередь, кажется, слишком заворожены мнимым могуществом ИИ и не вполне задумываются об опасностях, которые он таит.
В выборе между "уйти в лес" и "оседлать тигра" у человечества есть только второй вариант. На это указывает вся история последовательной адаптации технологий, а главное — адаптации к технологиям. Кто знал, что малийцы окажутся в авангарде этого процесса?
Как узкий специалист всё же замечу: на данный момент в Мали нет реальной нужды прибегать к ИИ-генерации никакого учебного контента — ни графического, ни текстового. В материале Africanews говорится о нехватке или даже отсутствии в Мали школьных учебников. На самом деле, учебники на бамбара по всем предметам вплоть до 7-8 классов давно изданы — хорошие и красочные, с красивыми картинками, нарисованными людьми. Существует только их нехватка на бумажных носителях.
Наполнить школьные классы переизданиями этих учебников — тем более в Республике Мали с её молодым и быстрорастущим населением — задача сверхсложная и стоит, я подозреваю, колоссальных денег.
С другой стороны, применение ИИ — в том виде, как оно отражено в журналистском материале, — требует повсеместной компьютеризации и электрификации. Что едва ли дешевле.
Переписать этот текст в более формальном или разговорном стиле?
Канал об африканистике
...и он говорит на бамбара.
Об этом пишет Africanews. Текст и видео на сайте не дают, к сожалению, внятного описания того, как именно применяется ИИ. Однако понятно, что используется он для генерации изображений, иллюстрирующих учебный материал, а не самого текста учебника. Сколько-нибудь качественный текст на бамбара ИИ генерировать пока не может — полагаю, для его обучения недостаточно материалов. Я бы ещё добавил: и хорошо, что не может. Однако не хочу выступать в роли того, кто ругает технические новшества.
ИИ — новая и всё ещё очень сырая технология. Испытание её на людях, а тем более на детях, — мероприятие крайне сомнительное этически. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подобное испытание происходит именно в Африке, которая давно стала своего рода полигоном. Малийцы, в свою очередь, кажется, слишком заворожены мнимым могуществом ИИ и не вполне задумываются об опасностях, которые он таит.
В выборе между "уйти в лес" и "оседлать тигра" у человечества есть только второй вариант. На это указывает вся история последовательной адаптации технологий, а главное — адаптации к технологиям. Кто знал, что малийцы окажутся в авангарде этого процесса?
Как узкий специалист всё же замечу: на данный момент в Мали нет реальной нужды прибегать к ИИ-генерации никакого учебного контента — ни графического, ни текстового. В материале Africanews говорится о нехватке или даже отсутствии в Мали школьных учебников. На самом деле, учебники на бамбара по всем предметам вплоть до 7-8 классов давно изданы — хорошие и красочные, с красивыми картинками, нарисованными людьми. Существует только их нехватка на бумажных носителях.
Наполнить школьные классы переизданиями этих учебников — тем более в Республике Мали с её молодым и быстрорастущим населением — задача сверхсложная и стоит, я подозреваю, колоссальных денег.
С другой стороны, применение ИИ — в том виде, как оно отражено в журналистском материале, — требует повсеместной компьютеризации и электрификации. Что едва ли дешевле.
Канал об африканистике
Africanews
Mali uses AI to teach school children in Bambara
AI company RobotsMali has produced more than a hundred stories in local languages. These texts are now taught in schools.
❤15✍5👏4👍1🤔1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Цистерна — как беременная женщина
Уже было во всех новостях, но у нас здесь не новостной канал, поэтому я имею право опаздывать. Глава проправительственного «Движения за спасение Азавада» (MSA) Мусса Аг Ашаратуман в интервью французскому журналисту сравнил цистерну бензина с беременной женщиной:
Une citerne, c'est comme une femme enceinte, il n'y a aucune bravoure à l'attaquer.
"Цистерна — как беременная женщина. Нет никакой храбрости в том, чтобы на неё нападать".
Туарег остаётся туарегом, на чьей бы стороне он ни был. В душе он поэт. Однако его образный язык кажется немного неожиданным как для европейцев, так и для других малийцев.
Для последних объясняют на бамбара в Тиктоке:
Sitɛrini, a bɛ i ko muso kɔnɔma, o atakeli, cɛya foyi t'o la.
"Цистерна — как беременная женщина. Нет никакой храбрости в том, чтобы на неё нападать".
...bɛɛ bɛ se ka baara sugu nunuw kɛ.
"...такое каждый может сделать".
Канал об африканистике
Уже было во всех новостях, но у нас здесь не новостной канал, поэтому я имею право опаздывать. Глава проправительственного «Движения за спасение Азавада» (MSA) Мусса Аг Ашаратуман в интервью французскому журналисту сравнил цистерну бензина с беременной женщиной:
Une citerne, c'est comme une femme enceinte, il n'y a aucune bravoure à l'attaquer.
"Цистерна — как беременная женщина. Нет никакой храбрости в том, чтобы на неё нападать".
Туарег остаётся туарегом, на чьей бы стороне он ни был. В душе он поэт. Однако его образный язык кажется немного неожиданным как для европейцев, так и для других малийцев.
Для последних объясняют на бамбара в Тиктоке:
Sitɛrini, a bɛ i ko muso kɔnɔma, o atakeli, cɛya foyi t'o la.
"Цистерна — как беременная женщина. Нет никакой храбрости в том, чтобы на неё нападать".
...bɛɛ bɛ se ka baara sugu nunuw kɛ.
"...такое каждый может сделать".
Канал об африканистике
❤8😁8✍5
Мой личный топ-3 материалов из африканистического Телеграма за истекшую неделю
А то вдруг вам нечего читать в эти выходные. Неделя выдалась богатой на интересные материалы от разных каналов, репостить и подробно комментировать каждый подробно я не могу. Но могу собрать их вместе.
Канал Russia&Ethiopia Россия и Эфиопия публикует речь д.и.н. профессора РУДН Кассае Ныгусие В. М. "Актуальные проблемы деколонизации образования и науки". В ней говорится о деконструкции западоцентризма как формы передачи знаний и о важности языкового суверенитета. Хороший текст.
Канал AfroRussians, реагируя на публикацию про "свободных негров" в Брянске, рассуждает о русском слове "негр" и о том, почему (несмотря на все "но") надо быть с ним осторожнее.
Наконец, Кладбище слонов — регулярный гость этого канала — на фоне государственного переворота в Гвинее-Бисау достаточно обстоятельно обозревает существующие этимологии слова "Гвинея". Собирался сам когда-то написать на эту тему, но не дошли руки. Спойлер: достоверной этимологии нет, но наиболее вероятно берберское происхождение слова. А следующий пассаж могу прокомментировать отдельно как мандеист:
"Женщина" на сусу (семья манде) действительно будет ginɛ, что крайне созвучно французскому Guinée. Конечно же, это просто фонетическое совпадение, из которого выросла народная этимология, тиражируемая в Гвинее (Конакри, не Бисау): мол, европейцы спросили, указывая на берег "что это?", имея в виду название страны; в этот момент по берегу как раз шла женщина, и лоцман из местных дал неправильный ответ...
Желаю подписчикам прекрасного чтения и такого же воскресенья! В этот раз обойдёмся без фотографий еды и напитков, но постараемся компенсировать этот пробел в будущем.
Следите за новостями и читайте канал об африканистике
А то вдруг вам нечего читать в эти выходные. Неделя выдалась богатой на интересные материалы от разных каналов, репостить и подробно комментировать каждый подробно я не могу. Но могу собрать их вместе.
Канал Russia&Ethiopia Россия и Эфиопия публикует речь д.и.н. профессора РУДН Кассае Ныгусие В. М. "Актуальные проблемы деколонизации образования и науки". В ней говорится о деконструкции западоцентризма как формы передачи знаний и о важности языкового суверенитета. Хороший текст.
Канал AfroRussians, реагируя на публикацию про "свободных негров" в Брянске, рассуждает о русском слове "негр" и о том, почему (несмотря на все "но") надо быть с ним осторожнее.
Наконец, Кладбище слонов — регулярный гость этого канала — на фоне государственного переворота в Гвинее-Бисау достаточно обстоятельно обозревает существующие этимологии слова "Гвинея". Собирался сам когда-то написать на эту тему, но не дошли руки. Спойлер: достоверной этимологии нет, но наиболее вероятно берберское происхождение слова. А следующий пассаж могу прокомментировать отдельно как мандеист:
Также в русскоязычной Википедии можно встретиться с гипотезой о том, что слово «guinai» означает «женщина» в переводе с языка местного народа сусу.
"Женщина" на сусу (семья манде) действительно будет ginɛ, что крайне созвучно французскому Guinée. Конечно же, это просто фонетическое совпадение, из которого выросла народная этимология, тиражируемая в Гвинее (Конакри, не Бисау): мол, европейцы спросили, указывая на берег "что это?", имея в виду название страны; в этот момент по берегу как раз шла женщина, и лоцман из местных дал неправильный ответ...
Желаю подписчикам прекрасного чтения и такого же воскресенья! В этот раз обойдёмся без фотографий еды и напитков, но постараемся компенсировать этот пробел в будущем.
Следите за новостями и читайте канал об африканистике
❤9👍4🔥3
Картина знаменитого художника-анималиста Генриха Хардера (1858—1935): палеоиндейцы охотятся на глиптодона, чтобы изготовить контрабас.
😁22❤4👍4
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Old but gold...
Не знаю, какая страна и какой родной язык преподавательницы,но это Нигерия или Гана.
Но ясно, что это язык с фиксированной структурой слога/слова, что типично для Западной Африки. Грубо говоря, g(u)lu можно, а просто gu нельзя, поэтому и получается gluglu. И с выраженным высоким тоном.
Канал об африканистике — больше ответов на вопросы, которые вы не задавали
Не знаю, какая страна и какой родной язык преподавательницы,
Но ясно, что это язык с фиксированной структурой слога/слова, что типично для Западной Африки. Грубо говоря, g(u)lu можно, а просто gu нельзя, поэтому и получается gluglu. И с выраженным высоким тоном.
Канал об африканистике — больше ответов на вопросы, которые вы не задавали
🔥11👍10😁3❤2
Вынесу сюда комментарии к видео про Gluglu=Google.
Natalia Belova пишет:
Надежда Дубинина добавляет:
В сущности, они формулируют важное для методики преподавания второго языка положение: основным источником фонетической интерференции в речи индивида на иностранном языке служит родной язык, даже если он на высоком уровне владеет другими языками.
Практический вывод для РКИ известен и уже много раз обсуждался здесь. Как минимум: нужен учёт специфики родного языка. Как максимум: нужно преподавать через посредство родного языка студента — хотя бы там, где это возможно с точки зрения кадрового обеспечения.
Канал об африканистике
Natalia Belova пишет:
Отлично! Фонетика родного языка (не английского и не французского, что бы нам ни говорили) остается у многих африканцев и "поверх" пары европейских языков даже в русском. Жесткая структура слога, тоновость создают особый акцент, о котором... мало пишут.
Надежда Дубинина добавляет:
Да, артикуляционная база - из родного языка. Даже если английский, например, практически безупречен, то при изучении русского звуки и грамматика будут сопоставляться с родным. Европейские языки нам помогут только сориентироваться на местности - где аудитория, как кого зовут, и когда завтра приходить на урок. Учебник для говорящих на англ и фр нам здесь не поможет.
В сущности, они формулируют важное для методики преподавания второго языка положение: основным источником фонетической интерференции в речи индивида на иностранном языке служит родной язык, даже если он на высоком уровне владеет другими языками.
Практический вывод для РКИ известен и уже много раз обсуждался здесь. Как минимум: нужен учёт специфики родного языка. Как максимум: нужно преподавать через посредство родного языка студента — хотя бы там, где это возможно с точки зрения кадрового обеспечения.
Канал об африканистике
❤12👍8🔥1