Digital Chaos – Telegram
Digital Chaos
285 subscribers
14 photos
1 file
193 links
Канал о цифровизации жилья с фокусом на применение систем «умного дома» в процессе управления и эксплуатации многоквартирного фонда.

Наши контакты:

lab-cifra.ru
По вопросам сотрудничества: info@lab-cifra.ru

Навигация: https://news.1rj.ru/str/dig_chaos/41
Download Telegram
Channel created
Digital_Chaos: экспертиза цифрового дома.

Вопрос оснащения многоквартирных домов цифровыми системами становится все актуальнее для застройщиков и других участников рынка. Он требует тщательной проработки и профессионального подхода.

Поэтому мы, эксперты Лаборатории цифровизация жилья, запустили канал с фокусом на применение систем «умного дома» в процессе управления и эксплуатации жилых домов.

Здесь мы будем делиться полезной информацией, собственной экспертизой и знаниями в отрасли управления и эксплуатации жилья для успешной реализации цифровых решений.

Навигация по каналу:

#lab_analytics — собственные исследования Лаборатории
#analytics — рыночная аналитика
#gov — посты, связанные с государственными инициативами
#concept — пояснения к концепции «Умный МКД»
#УК — посты, связанные с деятельностью управляющих компаний
#gloss — разъяснение терминов
#project — наш опыт внедрения цифровых сервисов
Цифровизация МКД: большой потенциал, неудовлетворенный спрос, ряд особенностей

До 2030 года установлена цель по увеличению объемов строительства до 120 млн кв. м жилья в год, жилищный фонд страны увеличится на 1 млрд кв. м (+25% к текущему объему). В жилищное строительство будет привлечено до 100 трлн рублей. Существенную часть (1-2 трлн рублей) от данной суммы составят инвестиции в слаботочные и цифровые системы. Кроме того, программы по капитальному ремонту и реновации предусматривают оснащение жилых домов цифровыми системами и соответственно потребуют дополнительного финансирования.

Между тем, особенностью цифровизации жилья, прежде всего многоквартирных домов, является отсутствие положительного мирового опыта по созданию стандартных, масштабируемых эффективных решений. Причиной является сложная структура использования общедомовой цифровой инфраструктуры – ею пользуются как жители МКД, так и управляющие организации. УК эксплуатируют индивидуально спроектированные, не интегрированные цифровые и инженерные решения, которые исторически получили от застройщиков без тестирования и опытной эксплуатации. В то же время, у УК отсутствуют средства на доработку и модификацию данных систем, а также на привлечение квалифицированных кадров.

Одновременно покупатели жилья, резиденты (собственники и арендаторы жилых и коммерческих помещений) предъявляют современные требования к оказываемым услугам, которые не могут быть удовлетворены по техническим причинам.

По сути, на рынке строительства и эксплуатации МКД наблюдается неудовлетворенный запрос со стороны застройщиков и отрасли ЖКХ на переход от продажи жилья на стадии строительства к концепции жизненного цикла МКД в комфортной и безопасности среде с высокой цифровой зрелостью оказываемых услуг проживающим там гражданам.

#lab_analytics
👍2🔥2🤔1
Цифровизация отрасли управления жилыми домами: кому это выгодно?

В текущей сложной ситуации цифровизация, казалось бы, не является приоритетом, учитывая сложности импортозамещения, снижение доходов населения и общую неопределенность.
Тем не менее, положительные эффекты от цифровизации позволяют оптимизировать расходы, повысить прозрачность процессов управления жилым фондом, открыть новые возможности для развития телекоммуникационной и технологической отраслей. А масштабируемые решения позволят сократить первоначальные инвестиции.
Цифровизация МКД имеет комплексный положительный эффект для всех участников:

для граждан – повышение качества оказания услуг в области безопасности, обеспечения жизнедеятельности и комфорта, прозрачности ценообразования услуг ЖКХ, получение качественных цифровых услуг на территории дома;

для УК и ресурсоснабжающих организаций – снижение издержек на сбор платежей и претензионную работу, переход на обслуживание инженерных систем от технологических карт к риск-ориентированному подходу на основе предиктивной аналитики;

для телекоммуникационных компаний – увеличение количества и качества оказываемых цифровых услуг в МКД на основе передачи данных;

для экосистемных компаний (Сбер, VK, Яндекс и др.) – получение качественно нового доступа к резиденту МКД и возможности предложения товаров и услуг в наиболее комфортном формате для потребителя;

для государства – возможность управления отраслью ЖКХ на основе больших данных, повышение удовлетворенности граждан от взаимодействия с отраслью ЖКХ.

Учитывая эти эффекты, мы считаем, что сейчас не только нельзя снижать приоритетность этого направления, но напротив, стоит использовать текущий внешний вызов для развития в этой сфере.
👍2🤔1
75% хотят установить систему "умный дом" в собственных квартирах

Но все ли мы понимаем, что такое умный дом?
Это система умных приборов в вашей квартире? Возможность контролировать расходы воды и электричества? Или дистанционно пропустить гостей на парковку?

Все вышеперечисленное верно. Умный дом включает в себя системы безопасности, обеспечения жизнедеятельности и комфорта.

Исторически умный дом ассоциируется с умной бытовой техникой – именно она и занимает наибольшую долю мирового рынка устройств «умного дома» – около 40% в 2020-2021 г.

С развитием цифровых решений развивается и понятие «умного дома» как набора цифровых устройств, которые помогают решать повседневные задачи. Наиболее популярны сервисы, обеспечивающие безопасность (наружное видеонаблюдение, система контроля доступа, а также системы мониторинга состояния инженерных систем с возможностью автоматического предотвращения неисправности).

Однако эти решения представляют собой фрагменты «умного дома» и не обеспечивают полного эффекта от цифровизации жилья.

Также понятие «умный дом» включает в себя несколько уровней: «умная» квартира (или индивидуальный жилой дом) и «умное» здание, в т.ч. многоквартирный дом.

И цифровизация многоквартирных домов – особенная история. А между тем, 74% населения России проживают именно в МКД.
Здесь необходимо учесть и включение в процесс инженерных систем, входящих в общедомовую собственность, и низкую цифровая зрелость управляющих компаний (особенно в массовом сегменте), и высокую стоимость отдельных цифровых решений (об этом мы писали и в посте выше).

Недостаточно установить набор цифровых устройств в отдельно взятом доме – необходимо, чтобы системы управляющих и ресурсоснабжающих организаций могли принимать и обрабатывать данные этих устройств; а житель дома мог контролировать их и использовать цифровые интерфейсы для решения своих повседневных задач и жизненных ситуаций. Для этого необходима единая цифровая платформа, обеспечивающая бесшовный процесс полной интеграции всех систем и участников.

#analytics
Решили поделиться с вами нашими мыслями о диссонансе между высоким уровнем развития цифровых сервисов и низкой цифровой зрелостью отрасли управления МКД.

Сегодняшняя картина выглядит так – мы просыпаемся, от солнечного света, который попал к нам в комнату от того, что автоматические шторы распахнулись в назначенное время. Идем на кухню, где нас ждет свежесваренная кружка кофе – ведь кофемашина любезно приготовила его нам по сигналу будильника. Свет на кухне подстраивается под внешнее освещение, а протечка в ванной оперативно остановлена специальным запирающим устройством. Но тут мы вспоминаем, что у нас не оплачены счета за ЖКХ. Мы берем фонарик, ручку и листочек и идем проверять счетчики, переписывать значения, звонить и передавать показания. Потом выясняется, что нас не расслышали и значения показаний исказились – мы идем в управляющую компанию и начинаем искать правду. Странная картинка, согласитесь?

Современный мир обязывает делать все через смартфон, если это позволяют технологии. Почему мы должны переписывать показания, когда можно сделать так, чтобы счетчик сам их передал? Почему мы должны идти в управляющую компанию, когда связаться с ней, получить/отправить любые сведения или документы можно через телефон?

Рынок цифровых технологий тоже заметил этот диссонанс и теперь появляется все больше и больше решений для его устранения.


Наша команда внимательно следит за тем, что происходит на рынке, собирает информацию, аккуратно фильтрует, анализирует и структурирует, а самым важным планирует делиться с вами.
В 2021 году объем рынка «умных» устройств для дома в России увеличился на треть и составил почти 1,3 млрд долларов США, а к 2027 году вырастет в 2 раза (данные Statista).

Такой значительный рост говорит о сформировавшемся со стороны потребителей спросе на «умные» дома. В этой сфере представлено множество решений, которые, как правило, не интегрированы друг с другом, поэтому «умный» дом в большей степени ассоциируется с дорогой игрушкой, чем с массовым жильем.

Однако благодаря «умному» дому можно экономить потребление ресурсов: электроэнергии, воды, тепла. При реализации стандартных решений на общедомовом уровне распространение цифровых сервисов имеет все шансы стать массовым.

#analytics
Строятся ли в России «умные» дома?

Казалось бы, утвердительный ответ очевиден.

Данные Statista говорят о 5,2% «умных» домов в России в 2020 году, и ожидается, что эта доля вырастет до 16,5% к 2026 году.
Но фактически во всем объеме строящихся МКД, который составляет около 9 тысяч домов, действительно цифровыми можно считать единицы:

1. Не реализуется полная схема передачи данных от жителей к системам управляющих и ресурсоснабжающих организаций, т.е. фактически отсутствует сквозная (#end2end) передача данных.

2. Наличие "технологического разрыва" между этапами строительства и эксплуатации МКД:
• Девелоперы стремятся оснастить новые здания современными устройствами, отвечая требованиям покупателей, однако они уже не заинтересованы в их обслуживании после продажи квартир.
• Управляющие компании или вообще не имеют технической возможности поддерживать работу предустановленных цифровых устройств, или не реализуют ее в полной мере.

Единичные компании могут проработать сценарии решения жизненных ситуаций и проблем жителей: как удобнее организовать пропускную систему на паркинг для гостей и жителей, какой функционал устройств необходим, как настроить приборы учета и мониторинга рисков.

Почему так происходит? Мы видим, что краеугольным камнем является текущий подход к цифровизации МКД с точки зрения технических решений, а не удобства и безопасности конечных пользователей – жителей домов.

#lab_analytics
Немного истории

Термин «умный дом» (smart house) был предложен еще в 1984 г. Ассоциацией жилищно-строительных компаний (National Association of Home Builders).

Однако идея дома, оснащенного автоматическими устройствами, появилась гораздо раньше – в середине XX-го века. Например,

🔘 в 1950 г. в журнале Popular Mechanics была опубликована статья американского инженера Эмиля Матиаса «Дом с кнопками» (Push-Button Manor);

📺 в 1960-х другой американский инженер, Джим Сазерлэнд, представил свой домашний компьютер ECHO IV (the Electronic Computing Home Operator), который занимал 4 шкафа и весил более 360 кг.,

в 1975 г. шотландской компанией Pico Electronics был представлен стандарт для электрической техники X10.

Harbor research предлагает вот такой занимательный «таймлайн»: от первого пылесоса до умных колонок и единого стандарта связи.
В понедельник мы решили немного развлечь вас.

Почему в названии «хаос»?


«Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду» Ницше

Мы в Лаборатории не только внедряем «цифру» в дома, но и глубоко изучаем теоретические и практические аспекты этого явления. Когда мы решили делиться с вами нашими исследованиями, встал вопрос о названии. Очевидно было бы - Digital house (Цифровой дом). Но, пораскинув мозгами, мы выбрали chaos.

🚀Казалось бы, всё просто – бери IoT оборудование, системный и прикладной софт, приложения для жителя. Пробрасывай данные с IoT в нужные системы и делай полезные сервисы для жильцов.

💥Но нет – нам еще далеко до такого. Пока мы видим разрозненные усилия производителей и интеграторов по инсталлированию устройств. Преуспевшие в мобильных приложениях не могут дотянуться до устройств. В УК вообще все хватаются за голову от того, как быть с этим счастьем.

🪐Мы не унываем и ждем как из хаоса зародится порядок. Наша ассоциация - между зарождающимся рынком и созданием вселенной: мы используем эту метафору через планетные системы.

Что вы об этом думаете?
Рабочей группой Минцифры, Минпроторга и Минстроя будет принята Концепция цифровизации МКД

Лаборатория направила предложения для Концепции цифровизации МКД. На нашем сайте можно увидеть ключевые тезисы.

📢Цифровизация МКД входит в «Стратегическое направление развития в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства РФ», утвержденное Правительством РФ в декабре 2021 г.

👨‍💻 Тогда же была создана межведомственная Рабочая группа при Минцифре, Минпромторге и Минстрое, включающая представителей государственных институтов и бизнеса.

📃 Концепция цифровизации МКД – опорный документ, который раскрывает цели, задачи и основные подходы к цифровизации новостроек и существующего жилого фонда.

Мы напишем несколько «предпремьерных» постов по этой теме.
В комментариях можно указать вопросы, которые интересуют вас больше всего.

#gov #concept
Только 8% мобильных приложений близки к функционалу полноценного мобильного приложения для управления умным домом

Наша команда на основе пользовательских сценариев со стороны застройщика, жителя и управляющей компании сформировала идеальный функционал мобильного приложения резидента многоквартирного дома, состоящий из 75 функций.

На основе полученного функционала мы провели анализ 60 наиболее популярных в России мобильных приложений для облегчения взаимодействия с ЖКХ-отраслью. Анализ показал, что лишь толика из всех российских разработок покрывает хотя бы 60% процентов от необходимого функционала для комфортного проживания в современном многоквартирном доме.

Все это дарит бизнесу широкое поле для развития и захвата нового сегмента рынка.

Подробности на нашем сайте.

#lab_analytics
👍1
Илья Сотонин в интервью Ведомостям затронул несколько важных моментов. Doma Ai является крупным игроком на рынке цифровизации жилья (входит в экосистему Сбера) и высказывания их руководителя вряд ли останутся без внимания, нам хотелось бы кое-что добавить:

Основные принципы цифровизации МКД: #end2end

Нашей командой была разработана концепция цифровизации жилья, которая состоит из четырех основных принципов:

End-to-end-процесс
B2B2C
Учет особенностей создания и управления МКД
Технологии

К сожалению, многие разработчики решений для ЖКХ не учитывают в лучшем случае 3 из 4 принципов — в основном все крутится вокруг технологий.

Застройщик вливает огромные средства на цифровую обвязку здания,
называет дом цифровым и интеллектуальным, но не учитывает особенности бизнеса управляющей компании

А в результате:

УК не знает, как управлять созданными системами.

💸 Резиденты отказываются платить за обслуживание предлагаемых сервисов.

End-to-end-бесшовная передача данных — ключевой принцип цифровизации МКД. Он объединяет все системы здания в один удобный интерфейс УК и резидента. Потребность в использовании нескольких различных программных продуктов отпадает, что повышает удобство использования инженерной обвязки и эффективность эксплуатации здания.

Удобнее ведь использовать одно приложение для чтения новостей и переписки, да, Цукерберг?😉

#concept
👍2
Пятница, и мы решили не рассказывать о вызовах и проблемах отрасли. Наш молодой, но (надеемся) полезный канал развивается, и мы предлагаем вам выбрать, какие тематики вам наиболее интересны:

И отличных вам выходных!
Anonymous Poll
20%
Положения концепции цифровизации
55%
Опыт внедрения цифровых решений
5%
Новости рынка
30%
Исследования по прикладным решениям
40%
Исследования рынка в целом
Цифровизация эксплуатации и управления жильем заняла значительное место в повестке Заседания Президиума Госсовета, посвящённое стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030

Неудивительно, ведь жилфонд увеличится на 30% до 2030 года – а это возможность в инвестиционной фазе оцифровать эту сферу и сделать управление МКД прозрачным, современным и удобным.

Приятно, что государство это поддерживает. Мы собрали ключевые тезисы заседания:

Жилищно-коммунальное хозяйство должно развиваться на принципиально новой технологической базе. Планируется совершенствование подходов к капитальному ремонту многоквартирных домов.

Что касается новых домов, то инвестиции в оснащение домов интеллектуальными системами и системами связи уже осуществляются – здесь необходим стандарт, который «подружит» разные системы управляющих, ресурсоснабжающих организаций и самого дома.
А для жителей старого фонда, которого даже в городах-миллионниках более 90%, можно помимо кап ремонта предложить выбрать базовый набор услуг. Сервисная модель и поддержка банков - в помощь.

Будет осуществляться поддержка «ГИС ЖКХ», как централизованного информационного ресурса

Нельзя забывать про необходимость интеграции интеллектуальных систем МКД, УК и РСО с системой ГИС ЖКХ.

Информационно-коммуникационный каркас должен охватить все этапы строительно-инвестиционного цикла от начала до эксплуатации. Обеспечить бесперебойный обмен информацией между всеми участниками процесса.

Бесперебойность достижима только при #end2end-подходе, который позволит собрать все данные об отрасли в ГИС ЖКХ и дать гражданам доступ к сервисам нового уровня.

Эти тезисы позволяют думать, что реализация концепции цифровизации МКД уже не горами.

#gov
🔥2
70% строящихся объектов в Москве будут оснащены цифровыми сервисами в части управления и эксплуатации

Всего в Москве строится почти 27 млн кв. м (по данным ЕРЗ). Мы проанализировали уровень цифровой зрелости девелоперов, которые на текущий момент строят МКД в Москве. Анализ проводился только в части эксплуатации и управления объектами.

При этом, если смотреть на количество девелоперов, то всего 20% компаний в Москве внедряют цифру для управления объектом после ввода в эксплуатацию и продажи. Почти классический принцип Парето.

Отметим, что зависимости от размера портфеля мы не выявили: цифровые решения в части эксплуатации и управления есть и у крупных застройщиков, и у компаний, реализующих 1-2 проекта.

Тем не менее, в большинстве случаев это скорее позиционирование и способ повысить продажи. Все мы пользуемся услугами УК и мало кто доволен их качеством. Зачастую девелоперская финансовая модель заканчивается в момент продажи последней квартиры, а жители и УК остаются с внедренными решениями (не только цифровыми…) один на один.

Удастся ли переломить этот подход, как считаете?

#lab_analytics
👍4
Не все то золото, что блестит

Коллеги, спасибо всем, кто проголосовал в пятницу за самые интересные темы. Голосование остается открытым, а пока лидером его стали кейсы по внедрению цифровых решений.

На рынке все еще представлены, в основном, фрагментарные решения. Например, недавно на портале наших друзей Digital Developer появилась новость о том, что ГК Самолет совместно с компанией Юникорн запустят систему цифровизации ЖКХ почти на 2 млн кв. м.

Проект предполагает реализацию «виртуальной диспетчерской» для УК в части контроля и безопасности: «несколько тысяч датчиков в системах контроля доступа, электроснабжения, водоотведения, лифтового хозяйства, пожаротушения будут объединены в 6 проектах группы Самолет». Обещают в 2 раза снизить количество аварийных ситуаций уже в первый год работы, а «в идеале – чтобы внештатные ситуации вообще не доходили до жителей».

Но если в этом случае у девелопера есть план по созданию полноценной цифровой системы эксплуатации и единой платформы, то зачастую при внедрении цифры в систему управления МКД забывают о принципе #end2end.

Тогда такое решение превращается в дополнительное ПО для сотрудников УК, которые вынуждены постоянно переключаться между системами. Или вообще остается пресс-релизом на страницах сайта, а жители продолжают жаловаться и клясться, что следующую свою квартиру купят у другого девелопера. В надежде на то, что он учел основные принципы цифровизации (они есть у нас на сайте в разделе «Концепция») и все сделал правильно…

#lab_analytics #УК
👍7
Жизненный цикл МКД — как он связан с объемом продаж квартир?

Для покупателя, будущего жильца в МКД наибольшее значение имеет стадия эксплуатации. В то время как девелоперы наибольшее внимание уделяют всему, что происходит до заселения — маркетинг, реклама и продажа. Такой подход относится и к цифровизации. И нельзя их за это винить — именно так работает финансовая модель.

Но учитывая текущие реалии, смещение фокуса становится необходимым:

Растущие требования к наличию цифровых сервисов во всех жизненных сферах;

«Омоложение» аудитории – сейчас большая часть аудитории моложе 30 лет, и они ждут цифровых решений для безопасности, обеспечения жизнедеятельности и комфорта;

Но главное — репутация девелопера складывается не только за счет благоустройства двора и хороших планировок, но и за счет удобства жизни в доме.

При наличии оптимальных пользовательских сценариев повысить удовлетворенность жителей можно даже с минимальными затратами. Главное продумать, как обеспечен доступ на объект резидентов и гостей, сбор показаний ресурсов и оплата, как организовано взаимодействие с УК и так далее.

Привлечь нового покупателя намного дороже, чем получить рекомендацию или удержать текущего клиента — гласит маркетинговая поговорка. Лояльность покупателей — ключ к повышению объемов продаж, особенно в кризис.

Бонус: образец поведения резидентов отражается в получаемых от управления данных, что помогает девелоперу лучше узнавать свою аудиторию и делать им более релевантные предложения.

#lab_analytics
👍4