Digital Chaos – Telegram
Digital Chaos
285 subscribers
14 photos
1 file
193 links
Канал о цифровизации жилья с фокусом на применение систем «умного дома» в процессе управления и эксплуатации многоквартирного фонда.

Наши контакты:

lab-cifra.ru
По вопросам сотрудничества: info@lab-cifra.ru

Навигация: https://news.1rj.ru/str/dig_chaos/41
Download Telegram
Итак, мы обещали серию постов про монетизацию цифровых сервисов

Вложить деньги — вложили, а профит будет?


Цифровизация — процесс затратный, но приносящий неплохой доход.

Есть три модели заработка на цифровизации управления домами: установка оборудования (инсталл), обслуживание (сервис) и поддержка (оперирование).

⚙️ Инсталл — это средства, необходимые для появления на объекте и в УК оборудования и софта.

🧰 Сервис — это обязательная часть, даже с гарантией производителя и инсталлятора. Нужно поддерживать системы в интегрированном виде, обновлять прошивки, драйверы и др.

💻 Оперирование отвечает за дополнительные услуги во имя комфорта и безопасности. Если сервис необходим, чтобы инфраструктура была работоспособной, то оперирование — это опция. В нее входят маркетплейсы, доступ поставщиков товаров и услуг в дом и многое другое.

💰 Кто зарабатывает?

На установке — производители
На сервисе — интеграторы
На оперировании — интеграторы и УК

Хотите примеры? Спрашивайте в комментариях :)

🤔 Кто платит?

👷‍♂️ Платят девелоперы, которые должны установить цифровые решения, отвечая требованиям рынка — об этом пойдет речь в следующем посте.

👨‍🏭 Платит УК, чтобы ее услуги соответствовали современным стандартам.

🛀 И платят резиденты. Да, конечный потребитель оплачивает комфорт, безопасность и обеспечение жизнедеятельности.

А вы, как житель МКД, готовы заплатить разумную цену за прозрачность удобство и комфорт? А разумная цена для вас — это сколько? :)
👍1🔥1
Как модели монетизации «цифры» работают сейчас?

Сейчас
 игроки рынка сфокусированы на инсталле, что логично. Именно на этом этапе есть понятная (и значительная) оплата «сразу». К тому же пока в наших домах мало инфраструктуры для обслуживания, а новые сервисы для оперирования только зарождаются.

Рынок находится на стадии формирования основы — аппаратной части для внедрения комплексных сквозных решений.

🤷🏻‍♀️ Но пока все направлено на максимизацию объема продаж, а не на полезность устройств.

Устанавливают красивые вызывные панели домофонов, видеокамеры с высоким разрешением и прочие дорогие, но иногда бестолковые «штуки» (мы писали про кейс, когда они не используются).

👷‍♂️ Ключевой потребитель оборудования — застройщик. Он должен показать, что на объекте применены современные, функциональные решения, чтобы продать квартиры. Все просто. Но дальше продаж застройщик обычно не думает :(

В итоге УК и резиденты останутся один на один с технически сложными игрушками, которые без правильной эксплуатации и должного обслуживания неминуемо выйдут из строя.

Поэтому мы считаем, что сервис и оперирование в ближайшем будущем обязательно окажутся в фокусе и бизнес сможет построить на этом новую модель дохода.
👍3🔥1
Инвестиции в инсталл — часть инвестиций девелопера

Казалось бы, новостройка — самый простой кейс инсталла. Застройщик принимает решение о цифровизации и включает ее в себестоимость метра, а расходы оплачивают покупатели.

Сколько могут составить вложения? Давайте посмотрим на больших цифрах.

К 2030 г. объемы строительства составят 120 млн м² в год. В жилищное строительство будет привлечено до 100 трлн рублей (показатели Нац. проекта «Жилье и городская среда»).

Доля слаботочных систем и «умной» начинки, по нашим расчетам, составляет 1-2% от общих затрат на строительство. В таком случае, инвестиции в оснащение домов интеллектуальными системами и системами связи могут составить около 1-2 трлн рублей.

В чем же здесь загвоздка? Цифровизация МКД часто исходит из технических решений, а не из удобства и безопасности жителей. Получается, что и девелопер, и жители оплачивают неиспользуемые приборы, неоптимальный функционал. Инвестиции теряют эффективность.

Можно ли винить в этом девелоперов?

В одном из следующих постов расскажем, с какими проблемами они сталкиваются при внедрении «цифры».
👍3
Рынок устройств для умного дома продолжает расти: продажи бытовых IoT-устройств в I полугодии 2022 года выросли почти в 7 раз.

Это результаты конкретного ритейлера. Хоть у других продавцов ситуация с продажами умных устройств не настолько крутая (рост продаж от 15 до 150%), она все-таки позволяет с уверенностью говорить, что интерес покупателей к умным устройствам растет.

Вероятно, на рост продаж повлияли закупки впрок. Но и в 2021 году рынок показывал постоянный рост. Люди голосуют рублём за умные решения :)
👍3
Почему цифровизация управления для девелопера — это не так просто

Цифровизация управления жильем — «рынок» молодой. Девелоперы сталкиваются с рядом сложностей:

🗂 Фрагментарность цифровых решений: отсутствие комплексного «коробочного» решения и индивидуальная реализация каждого проекта, включая интеграцию оборудования, систем УК и приложения резидента

🗂 Отсутствие ролевой модели: на рынке недвижимости нет успешных кейсов управления цифровым проектом (разве есть УК, у которых позитивные отзывы превышают негативные?)

🗂 Недостаток компетенций: лидеры рынка цифровизации (телекоммуникационные компании, интеграторы и разработчики ПО) не умеют управлять жилыми объектами

🗂 Отсутствие клиентоцентричного подхода: сейчас подход основан на установке оборудования, а не на реализации пользовательских сценариев и процессов УК

Эти проблемы и приводят к низкой эффективности тех самых триллионов.

Это нормальная ситуация для данного этапа развития рынка — первопроходцам всегда сложнее.

С опытным проводником этот путь проще. Мы открыты к сотрудничеству с девелоперами по части консалтинга.

Наш опыт управления проектами эксплуатации можно посмотреть тут.
👍3
Кейс «вторичка» в модели инсталла: миссия — установить «аппаратную базу»

«Вторичка» — более сложный случай для инсталла. Хотя бы из-за того, что, когда вы уже живете в доме, расстаться с 30-50 тыс. руб. сразу и потом прибавить что-то к существующим ежемесячным платежам нелегко. При покупке новой квартиры это морально проще.

Жильцы должны согласовать оплату установки оборудования и софта на общем собрании. Выше мы писали о минимальном наборе цифровых решений для построенного и заселенного дома.

Эксплуатировать установленные решения будет УК, и без цифровизации УК тоже не обойтись. #b2b2c

Какие модели монетизации «цифры» могут быть в случае со «вторичкой»?

💸 Крупный разовый платеж на установку всего необходимого: вспоминаем ОСС, разное финансовое состояние и разные потребности собственников МКД

Зато потом — прозрачная оплата, безопасность и комфорт, функции приложения, которыми реально пользуются, но это возможно только при правильных пользовательских сценариях.

Растягивание платежей во времени - альтернативный вариант.

Инсталлятор (как правило, оператор связи) разбивает платежи на период прогнозируемой эксплуатации — от 3-5 до 10 лет. Это как ипотека: дороже в расчете на десятилетия, но доступно уже сейчас.

Здесь может участвовать партнер — банк, который примет на себя риск платежей и упакует финансовый продукт.

🙋🏻‍♀️ Мы привыкли платить за удобные сервисы, но в случае с ЖКХ не всегда верим, что это будет понятно и удобно.

Practice makes progress 😌
Модели монетизации: сервис

К модели «инсталла» мы будем возвращаться, рассказывая про конкретные проекты и решения.

Но допустим, что устройства установлены (на целый триллион рублей). Дальше «умные» вещи требуют внимания. Их нужно не только купить, но и заставить работать: для некоторых систем жизненный цикл длится несколько лет, а что-то функционирует десятилетиями.

👨‍💻 IoT — сложная штука с прошивками, драйверами. Все это имеет свойство «разинтегрироваться»: здесь накатили обновление, а там — «отвалилось». Не забываем про текущие ремонты, гарантийное и пост-гарантийное обслуживание.

💰 От затрат не уйти: УК (или ТСЖ) должны тратиться на подрядчиков, а расходы перевыставлять жильцам, ведь это общедомовое имущество.

Ежегодное обслуживание и сервис IT-оборудования обходится в 5-10% от затрат на его приобретение.

💿 Примерная оценка рынка сервиса только для новостроек в 2021 г. — около 2 млрд руб. Объем строительства МКД в России составил чуть больше 40 млн кв. метров. То есть за год «создали» рынок сервиса объемом 1-4 млрд руб. при себестоимости в среднем 50 тыс. руб. за кв. метр и доле слаботочных работ 1-2%. И это только существующие инвестиции, без широкого внедрения цифровых решений.

📈 Учитывая планируемые показатели по вводу 120 млн кв. метров к 2024 г. — рынок сервиса будет расти в геометрической прогрессии.
👍2
Обслуживание цифровых решений в МКД — за что и сколько заплатят жители?

Цифровые решения для управления МКД – автоматизированные счетчики, видеокамеры, датчики работоспособности оборудования и так далее, бесспорно, в будущем выведут эксплуатацию дома на принципиально новый уровень.

Неполный список «плюшек» для жителей, которые они дадут:

🚰 Экономия потребления ресурсов

👛 Прозрачность платежей

⌛️ Сокращение времени на рутинные операции

👨‍🔧 Повышение качества получаемых услуг

🧨 Снижение аварийности

🛡 Повышение безопасности

Ситуация с рынком цифровизации жилья похожа на ситуацию с телевидением пару десятков лет назад:
сначала мы пользовались аналоговым телевидением и телепрограммой в газете,
потом начали подключать достаточно дорогое спутниковое телевидение, а теперь используем стриминговые сервисы онлайн-кинотеатров, которые обходятся нам относительно недорого.

Мы точно уверены, что такая схема в скором будущем повториться и с рынком ЖКХ и цифровое удобство эксплуатации жилья будет предоставлено нам за посильную плату.

В долгосрочной перспективе затраты на установку и обслуживание цифровых решений должны не только окупиться, но и дать эффект экономии на тарифе (предусмотрено в проекте Постановления).

Во сколько цифровые решения могут обойтись жителю сейчас?

Стоимость «инсталла» в Москве составляет примерно 1000-2000 руб. на квадратный метр. А обслуживание — от 4 до 16 руб./кв. м в месяц.

Получается, что для небольшой квартиры площадью 50 квадратов тариф увеличится на 5%. Считаем, что это вполне адекватное увеличение, при условии, что жители получать совершенно новый уровень комфорта.
👍2
Если у вас совместно с другими собственниками будет возможность выбрать устанавливаемые сервисы и расставить приоритеты их внедрения, сколько вы будете готовы доплатить за них?
Anonymous Poll
6%
Готов(а) к увеличению тарифа на любую сумму
28%
Готов(а) к увеличению тарифа на 5 - 20%
33%
Готов(а) к увеличению тарифа, но не более, чем на 5%
17%
Хочу цифровизацию, но не готов(а) доплачивать
17%
Луддиты вперед! Нам не нужна цифровизация
Оперирование – это принципиально новый всеобъемлющий сервис, новые возможности для широкого круга поставщиков товаров и услуг, которые открываются при правильно собранной единой #end2end платформе.

На текущей стадии развития рынка эти возможности можно разделить на три группы:

🧾 Базовые услуги жителям. Рассказывали тут

🧧 Дополнительные услуги жителям в рамках тех же направлений (доступ, видеонаблюдение и т.д.):
🚘 не просто пропуск на парковку через приложение – а распознавание номеров машин,
📲 не только доступ в здание по BLE-ключу (цифровой ключ в смартфоне),
🚡 а еще и автоматический вызов лифта с отправлением на ваш этаж.

🌊 Иные виды бизнеса от УК и компаний-партнеров — фактически, это новая отдельная рыночная ниша. Здесь можно сформировать предложение по созданному каналу продвижения – и это не маркетинговый прием, а технологическое решение — proptech, phygital.

Этот доход — не прямая производная от установки и сервиса приборов. Камера не продает видеопоток сам по себе. Снова не уйти от сравнения с онлайн-кинотеатрами: мы приобретаем доступ к пакетам, но никто не знает про серверы, трафик, выплаты правообладателям и т.п.

Открытым остается вопрос ценообразования: что учесть в себестоимости, как сформировать оптимальный «пакет» для жителя? Пока рынок в поиске. И мы пока можем ответить на этот вопрос только в рамках финансовой модели, построенной исходя из допущений конкретной компании, выходящей на этот рынок.

Слишком он еще молодой — но уже многообещающий.
Сервисы для «дома Тони Старка». Дополнительные услуги в модели «оперирование»

Цифровизация МКД позволит сделать умным практически каждую систему дома, начиная от уличного и фасадного освещения, заканчивая регулировкой климата внутри здания. А бесшовная интеграция всех систем по принципам #end2end и #b2b2c, позволит оцифровать все жизненные ситуации и любые пользовательские сценарии.

Сейчас "голубой океан" возможностей открыт. Он включает в себя огромное количество сервисов, о некоторых из них многие даже не подозревают:

👌 Сдача в краткосрочную аренду общих помещений: дополнительных доход для УК

🕹 Аналитика потребления ресурсов: возможна геймификация на тему "Экономия ресурсов", позволяющая экономить на платежах, как собственникам, так и УК

📽 Настройка видеопотоков под потребности резидента: оптимальное распределение трафика

Интеллектуальная работа с дебиторской задолженностью: возможность прогнозирования и выявления потенциальных должников, мотивирование к своевременным платежам за счет ограничений в использовании сервисов

И это то, что приходит в голову первым, но, если серьезно заняться этим вопросом и подумать, как можно эффективно использовать цифровую обвязку и #end2end-процессы, то можно стать законным покорителем "голубого океана" 🌊, не дожидаясь его превращения в "алый".
Оперирование: как еще заработать на цифровых сервисах в доме?

Полноценный цифровой МКД, в котором реализованы все принципы концепции цифровизации жилья не только облегчает работу по управляющей компании, но и помогает сторонним поставщикам услуг быть полезнее и ближе к резидентам.

Вот три самых очевидных бизнес-идеи новой ниши:

Маркетплейс: отталкиваясь от анализа цифрового резидента, предлагаем внутриквартирное обслуживание оборудования и востребованные товары

🚪 Упрощение процесса доставки: бесшовная доставки до двери от любых онлайн-ритейлеров

🏡 Допродажи девелопера: анализ цифрового резидента позволит предугадать лучший момент для push-уведомления с предложением нового жилья или дополнительного машиноместа

А вам какие сервисы пришли на ум?
Цифровизация «больших» многоквартирных домов для малого бизнеса

Цифровой дом усиливает взаимодействие жильцов с бизнесом, расположенным на территории района или на первых этажах дома.

Цифровой профиль резидента открывает дополнительные возможности для бизнеса:

🙌 Понимание потребностей жителей

🎯 Эффективная таргетированная реклама

🔎 Эффект масштаба — возможность оказывать услуги "оптом"


Цифровые услуги могут оказываться не только жителям, но и бизнесу, расположенному на территории МКД. Не забываем, что резидентами являются: собственники и арендаторы жилых и нежилых помещений.

А к коммерческим помещениям на первых этажах относятся от 5% до 20% площади МКД, а еще коммерция есть на встроенных, пристроенных и подземных пространствах дома. Что дает достаточно большой пул потребителей услуг.

Вы наверняка знаете, что стрит-ритейл предпочитает помещения на первой линии, чтобы с улицы было видно вывеску и витрины. Но цифровой дом перевернет этот рынок и помещения вне первой линии станут стоить дороже, так как доступ к ним будет упрощен (отметка на картах, доступ по простому доступу через разовые пропуска и умные домофоны). Останется только ценность наружной рекламы, но нужна ли она при бойкой торговле с горячими клиентами? :)
Так кто же платит за цифровые сервисы, а кто на них зарабатывает?

Да, в конечном итоге платит человек — резидент. Но в зависимости от модели участвуют застройщик, оператор связи, банк, поставщики товаров и услуг в дом.

У каждого есть заинтересованность, а значит, каждый участник готов инвестировать. Почему?

🏗 Девелопер — не продаст квартиры без цифровых решений.
У девелоперов уже нет опции отказаться от инвестиций в цифровые сервисы таково требования рынка.

📡 Оператор связи — заработает не только на расширении клиентской базы,
но и получит доступ к новой рыночной нише  🌊«голубому океану» возможностей по формированию новых сервисов.

🛒 Поставщики товаров и услуг — прямой доступ к клиентам и директная реклама.
Снижение затрат на рекламу, предиктивная аналитика, модели рекомендаций. А ведь привлечь нового клиента всегда дороже, чем удержать старого или получить рекомендацию.

🏦 Банк — комиссия за оплату услуг, рост оборотов. Но главное, банки стали экосистемными игроками и тоже заинтересованы в продвижении товаров и услуг.

Даже наш мини-опрос показал, что большинство готовы к увеличению тарифа. Банковские 0,5% в месяц за спокойствие, комфорт и безопасность выглядят в этом случае посильными.

Банки
потенциальные партнеры цифровизации, они могут превратить разовые расходы для вторичного рынка в длинные посильные сервисные платежи

👨‍💼👩‍💼 А что же получает резидент?..

✔️ Безопасность, обеспечение жизнедеятельности, комфорт

✔️ Экономию ресурсов  

✔️ и в чем-то даже волшебную «таблетку» для решения проблем с УК

 И принципиально новое качество жизни, конечно же – куда без него...
Пост-фантазия: «по чем цифровые решения для народа»?

Хотя почему фантазия? Это реальные значения. Но стоимость сильно зависит от кол-ва квартир, класса объекта, даты ввода в эксплуатацию.

Нет пока единой модели формирования тарифа: кто-то предлагает высокий разовый платеж и низкий ежемесячный, кто-то – наоборот.

🧾 Базовая версия приложения резидента, как правило, включает новости УК, оформление заявок, проведение коммунальных платежей, заказ пропусков, маркетплейс.
Платеж за него составит около 20 рублей за квартиру в месяц.

🧧 Расширенная версия приложения может стоить 190-270 рублей за квартиру в месяц:
📞 Умный домофон (звонок в моб.приложение) – около 65 руб.
🗃 Передача показаний ПУ (за 3 прибора учета) – 45-55 руб.
📹 Видеонаблюдение – 3-10 руб. (в зависимости от функционала и кол-ва камер)
🚗 Бесконтактный проезд (распознавание номера авто) – около 30 руб.
📱 Бесконтактный проход (BLE-ключ в моб.приложении) – около 5 руб.
🚡 Умный лифт (автоматический вызов на нужный этаж) – около 40 руб.
💰 Разовый платеж за подключение (не всегда необходим) – около 65 руб.

Эти суммы - затраты УК. Сейчас есть практика предоставления базовых сервисов жителям бесплатно или «перевыставления» только части затрат.

Напомним, что жилой фонд РФ составлял около 50 млн квартир в 2020 г. Т.е. потенциал рынка – 60 млрд руб. в год, если взять условный минимум в 100 рублей за квартиру в месяц.

🦄 Повторим, это пост-фантазия. Не стоит на его основании бежать к своему разработчику с просьбой снизить тариф или к своему клиенту с предложением его повысить. Но можете прийти к нам, чтобы оценить свой случай 😉
Как сделать так, чтобы все получили положительный эффект от цифровизации?

Отталкиваться от пользовательских сценариев
Реализовывать принципы #end2end и #b2b2c
Нанять консультанта, который соединит бизнес-процессы в управлении МКД и цифровые сервисы.

🕚 Что происходит сейчас? Рынок уже активно меняется. Передовые компании уже движутся к пользовательским сценариям.

🕒 Следующий этап, который уже наступает – это синхронизация:
🕹 Каждая система в доме может быть оснащена IoT (интеллектуальный прибор учета, датчик, актуатор). Под каждое IoT решение - свой набор сценариев.
🔗 «Увязка» с бизнес-процессами УК и модификация этих процессов.

🕕 Будущее – реализация ТИМ-модели при строительстве и ее использование для эксплуатации объекта.

🚀 Такой путь развития займет 3-5 лет, а, может, и 5-7 лет. Мы в Лаборатории уже изучили этот маршрут, но на этом молодом рынке многие игроки рынка инвестируют без желаемого результата.
Что такое IoT-платформа?

Мы открываем серию постов, в которой будем обсуждать IoT-платформы для управления МКД и все, что с ними связано.

IoT-платформа – специализированное программное обеспечение, созданное с целью объединения IoT-устройств в единую облачную инфраструктуру, и предоставляющее возможность для дублирования и хранения генерируемых данных для последующих вычислений и преобразований.

В функциональной архитектуре цифрового МКД IoT-платформа — один из ключевых элементов. С помощью нее собираются данные с видеокамер, терминалов распознавания лиц, шлагбаумов, СКУД, со счетчиков и других систем. Платформа позволяет передавать собранные данные в системы УК, а также отвечает за интеграцию и информационную безопасность.

В 2021 году количество подключенных IoT/M2M-устройств в России выросло на 16% относительно 2020 года и составило 29,6 млн штук (данные J’son & Partners Consulting), а к 2025 году показатель удвоится. Речь в основном идет об устройствах для умной квартиры, но в этом числе есть и устройства для автоматизации зданий.

А для подключения всего множества устройств необходимы специальные программные продукты. О них мы подробнее поговорим в следующих постах.
IoT-платформы: два основных типа

Существуют широкопрофильные, или горизонтальные платформы: Tibbo Aggregate, Jasper Control Center, Intel IoT Platform и др. Их сложно применять в области цифровизации МКД — они требуют перенастройки под специфические процессы МКД. Некоторые крупные технологические компании работают на подобных платформах, но пока они не могут похвастаться серьезными результатами.

Есть еще и специализированные (вертикальные) IoT-платформы, заточенные под многоквартирные дома. Как раз о них мы и будем говорить в дальнейшем. Практически все такие платформы начинали с подключения устройств для умной квартиры, а сегодня включают в себя готовые интерфейсы, учитывающие особенности бизнес-процессов управления и эксплуатации МКД.

К сожалению, на практике вертикальные IoT-платформы в России покрывают не так много потребностей цифрового дома и практически не учитывают особенности бизнеса управляющих компаний :(

Об этом расскажем в следующем посте.
Новая рубрика — #итогинедели

Каждую пятницу будем публиковать сводку основных новостей цифровизации эксплуатации жилья.

💰 До конца 2023 года на финансирование модернизации объектов ЖКХ за счет средств ФНБ будет направлено 150 миллиардов рублей. — RG.ru

Инвестиционные возможности нужно использовать для оснащения отрасли цифровыми решениями.

🧘🏻‍♂️ Санкции не пугают Фонд развития территорий: модернизация ЖКХ будет продолжаться, несмотря на них. — Realty.ria.ru

Есть возможность оснастить отрасль отечественными цифровыми решениями. Необходимо использовать программное обеспечение и "железо" производства России, а компоненты для них из стран, не поддержавших санкции.

💸 Размер задолженности в отрасли ЖКХ достиг уже 1,4 триллиона рублей. В полном объеме взыскать их уже невозможно, считает Минстрой. — Realty.ria.ru

Часть этих средств возможно вернуть.
Немалая часть долгов накапливается исключительно из-за забывчивости резидентов, а некоторые не платят принципиально, так как их не устраивает качество предоставляемых услуг. Цифровизация управления и эксплуатации недвижимости может помочь устранить эти проблемы.

⚙️ За первое полугодие 2022 года в Москве и области только Росстетями было установлено 19 тысяч умных электрических счетчиков с дистанционной передачей данных. — Realty.ria.ru

Уже это даёт хорошую базу для создания интеллектуальных зданий. Например, в Сингапуре тоже сначала появились интеллектуальные приборы учета, а потом поверх них начали расти цифровые сервисы.
Обзор 10 IoT-платформ на российском рынке

Мы рассмотрели десять самых продвинутых платформ для «умных домов» на российском рынке

Ситуация близка к описанной в нашем обзоре мобильных приложений: варианты есть, но их функционал еще не готов для обеспечения полноценного цифрового функционирования МКД. Кроме того, в России гораздо больше платформ для создания умных квартир, чем платформ для управления МКД.

Что важно знать о платформах?

💼 Часто стейкхолдерами компаний-разработчиков платформ выступают девелоперы, телекоммуникационные компании и крупнейшие банки. Это российские разработки, и большинству из них не нужна поддержка зарубежных компаний

🤖 Платформа может напрямую работать с другим ПО и устройствами другого вендора или ограничиваться работой только с собственным ПО и устройствами собственной разработки

🧩 Разработчики придерживаются разных бизнес-моделей: B2C (каждый житель может приобрести устройства для умной квартиры и установить их) и/или B2B (работа только с бизнесом: УК, поставщиками цифровых решений для УК и резидентов, девелоперами и интеграторами)

#lab_analytics