📉 ИО населения упали
Ну что, инфляционные ожидания населения в сентябре упали сразу с 13.5% до 12.6% при снижении наблюдаемой инфляции с 16.1% до 14.7%. В обоих случаях минимумы с сентября 2024.
В августе было высказано предположение, что в сентябре цифра может быть ниже, поскольку эффекты тарифов уйдут из оценок. Но, признаюсь, не думал, что опустимся сразу до уровней прошлого года.
Ну что, вот и небольшое обратное ужесточение денежно-кредитных условий, смягчение которых с июля беспокоило наш ЦБ в пятницу. По факту, ОФЗ скорректировались к уровням до июльского заседания, а ИО вернулись в 2024. Вопрос только, достаточно ли...😁
Ну что, инфляционные ожидания населения в сентябре упали сразу с 13.5% до 12.6% при снижении наблюдаемой инфляции с 16.1% до 14.7%. В обоих случаях минимумы с сентября 2024.
В августе было высказано предположение, что в сентябре цифра может быть ниже, поскольку эффекты тарифов уйдут из оценок. Но, признаюсь, не думал, что опустимся сразу до уровней прошлого года.
Ну что, вот и небольшое обратное ужесточение денежно-кредитных условий, смягчение которых с июля беспокоило наш ЦБ в пятницу. По факту, ОФЗ скорректировались к уровням до июльского заседания, а ИО вернулись в 2024. Вопрос только, достаточно ли...😁
👍11🤯1
Мысли про ИО уже были в предыдущем посте. Количественно и структурно видим улучшения в недельной инфляции, особенно с учётом заметного вклада топлива, где властям пока не удаётся стабилизировать ситуацию. Ускорение инфляции у производителей потребительских товаров может отражать повышение тарифов ЖКХ в условиях все ещё относительно неплохого спроса, причем в продовольствии эти эффекты мы могли уже частично видеть в повышенных цифрах недельной инфляции в начале сентября.
В итоге, отличные новости по ИО населения, которые являются одной из мер «жесткости» денежно-кредитных условий (при прочих равных, их снижение ДКУ ужесточает). Хорошие новости по недельной инфляции и, в целом, в обрабатывающей промышленности. И удовлетворительные цифры по инфляции производителей в потребтоварах.
Всё это позволяет рассчитывать на сохранение дезинфляционных трендов в последующие недели/месяцы, по году инфляция может оказаться ближе к 5.5-5.7%. Поэтому и цикл смягчения ДКП на последующих заседаниях будет продолжен со ставкой 15% на конец года (мыслями про риски бюджета постараюсь скоро поделиться).
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍11🤔4
Forwarded from Perforum jobs
❗️ГЛОБАЛЬНЫЙ ОПРОС по зарплатам в финансах от профессиональной соцсети PERFORUM
Друзья, хотите знать насколько изменились зарплаты ваших коллег за год и какие где зарплаты? Мы обновляем наш обзор по зарплатам.
Пройдите опрос и получите отчет по его итогам! С вас качественные и честные ответы на вопросы, а с нас — отчет, который мы отправим на почту, которую вы укажете в конце опроса. В нем мы расскажем, сколько, где и за что платят.
Опрос АНОНИМНЫЙ и Ваша КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ гарантирована.
⏩Пройти опрос и запросить отчет
(Время прохождения 3 минуты)
Друзья, хотите знать насколько изменились зарплаты ваших коллег за год и какие где зарплаты? Мы обновляем наш обзор по зарплатам.
Пройдите опрос и получите отчет по его итогам! С вас качественные и честные ответы на вопросы, а с нас — отчет, который мы отправим на почту, которую вы укажете в конце опроса. В нем мы расскажем, сколько, где и за что платят.
Опрос АНОНИМНЫЙ и Ваша КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ гарантирована.
⏩Пройти опрос и запросить отчет
(Время прохождения 3 минуты)
👍2
Perforum jobs
❗️ГЛОБАЛЬНЫЙ ОПРОС по зарплатам в финансах от профессиональной соцсети PERFORUM Друзья, хотите знать насколько изменились зарплаты ваших коллег за год и какие где зарплаты? Мы обновляем наш обзор по зарплатам. Пройдите опрос и получите отчет по его итогам!…
Довольно занимательное "чтиво" получилось, скажу я вам 😁 Кому интересно - поддержите, пожалуйста, сделаем выборку более репрезентативной 🙏
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥4👍3
Forwarded from Интерфакс. Рынки
Бюджет РФ на 2026-2028гг должен способствовать смягчению ДКП - Силуанов
Задача содействовать смягчению денежно-кредитной политики стоит при подготовке проекта федерального бюджета РФ на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов.
"Сейчас наша страна находится в таком времени планового охлаждения экономики, и президент говорил, что это нужно очень тонко пройти, чтобы не переохладить, с одной стороны, а с другой стороны, с тем, чтобы решить вопрос снижения инфляции, соответственно, роста реальных доходов населения, с тем, чтобы все задачи, которые реализуются через бюджет, были выполнены", - сказал он, выступая на Московском финансовом форуме.
Он отметил, что вопрос стимулирования или охлаждения экономики относится и к финансовым властям - в первую очередь к бюджетной и денежно-кредитной политике. "Здесь главное, с одной стороны, не переборщить, и не недоработать. Поэтому, когда мы говорили, когда докладываем президенту о бюджетной политике на следующие три года, то как раз задача была такая, чтобы бюджет помог размягчить денежно-кредитную политику сегодняшнюю", - пояснил Силуанов.
@ifax_go
Задача содействовать смягчению денежно-кредитной политики стоит при подготовке проекта федерального бюджета РФ на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов.
"Сейчас наша страна находится в таком времени планового охлаждения экономики, и президент говорил, что это нужно очень тонко пройти, чтобы не переохладить, с одной стороны, а с другой стороны, с тем, чтобы решить вопрос снижения инфляции, соответственно, роста реальных доходов населения, с тем, чтобы все задачи, которые реализуются через бюджет, были выполнены", - сказал он, выступая на Московском финансовом форуме.
Он отметил, что вопрос стимулирования или охлаждения экономики относится и к финансовым властям - в первую очередь к бюджетной и денежно-кредитной политике. "Здесь главное, с одной стороны, не переборщить, и не недоработать. Поэтому, когда мы говорили, когда докладываем президенту о бюджетной политике на следующие три года, то как раз задача была такая, чтобы бюджет помог размягчить денежно-кредитную политику сегодняшнюю", - пояснил Силуанов.
@ifax_go
🔥4
Интерфакс. Рынки
Бюджет РФ на 2026-2028гг должен способствовать смягчению ДКП - Силуанов Задача содействовать смягчению денежно-кредитной политики стоит при подготовке проекта федерального бюджета РФ на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов, сообщил министр финансов…
Министр, действительно сказал
...бюджет помог размягчить денежно-кредитную политику...
Наверное, можно воспринимать это так, как дали коллеги из Интерфакса - бюджет будет помогать ДКП
Но я "считал" это иначе - политика ЦБ автономно жёсткая, бюджет хочет/должен/может ее смягчить
И это обратное к тому, что написано в заголовке. Следим дальше, чтобы понять...
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍10👎1
Сергей Собянин
С расходами правительство РФ блестяще справляется
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥28🤯5
Forwarded from Helicopter Macro
О дефиците бюджета и инфляции
В связи с подготовкой бюджета на три года часто стали мелькать комментарии про его дефицит, инфляционные риски и последствия для ДКП. Например, вчера на форуме:
Кажется, самое время вспомнить мысль двухлетней давности о том, как дефицит бюджета влияет на экономику (…или это виляющий собакой хвост и экономика влияет на дефицит?).
Идем в основные направления БП на 2025 г. и смотрим, каким был прогноз федбюджета на этот год:
• доходы должны были вырасти на 12% г/г до 40,3 трлн: 10,9 трлн нефтегазовые (-4% г/г) и 29,4 трлн ненефтегазовые (+19% г/г)
• расходы должны были вырасти на 5% до 41,7 трлн (19,3% от ВВП)
• дефицит бюджета должен был составить 1,2 трлн руб. (0,5% от ВВП)
В соответствие с летними правками (они очевидно изменятся, но для иллюстрации пойдет):
• доходы вырастут всего на 6% г/г до 38,5 трлн: 8,3 трлн нефтегазовые (-27% г/г) и 30,2 трлн ненефтегазовые (+22% г/г)
• расходы вырастут на 7% до 42,3 трлн (19,1% от ВВП)
• дефицит бюджета вырастет аж до 3,8 трлн руб. (1,8% от ВВП).
То есть дефицит бюджета утроится. Проинфляционно ли это? Нет.
⚖️ В такой ситуации расширение дефицита бюджета в большей степени происходит из-за более низких нефтяных доходов (причем из-за более крепкого курса сокращаются базовые НГД). То есть экономика недополучает финансовые ресурсы (широкая денежная масса M2X в этой части растет меньше, чем ожидалось).
Сохраняя расходы на прежнем уровне, увеличивая дефицит бюджета и закрывая его из ФНБ (в той части, которая вызвана более низкими ценами на нефть) и дополнительными займами (в части более крепкого курса) Минфин поддерживает бюджетный спрос и возвращает денежную массу туда, где она должна была бы быть.
Это и есть контрциклическая бюджетная политика. В такой ситуации дополнительного спроса на задействование реальных ресурсов в экономике со стороны бюджета не происходит, поэтому и последствий для инфляции не будет.
❗️Последствия могут появиться при росте реальных расходов бюджета. Пока они тоже идут выше плана, но, во-первых, значимая часть прироста расходов – компенсации по льготным кредитам и процентные платежи, во-вторых, экономика охлаждается быстрее ожиданий, а в-третьих, мы надеемся, что с учетом авансовых платежей к концу года ситуация с расходами станет получше.
💡Выводы:
1) Расширение дефицита бюджета само по себе не является проинфляционным —> поменьше беспокоимся за дефицит, побольше следим за расходами и тем, усиливает ли бюджет интенсивность использования реальных ресурсов в экономике.
2) Все это относится к бизнес-циклу. Если доходы упадут «навсегда», то дефицит станет важным в любом случае, но уже из-за вопросов финстабильности —> но это отдельная тема, до которой нам далеко, поэтому пока просто помним об этом.
@helicoptermacro
В связи с подготовкой бюджета на три года часто стали мелькать комментарии про его дефицит, инфляционные риски и последствия для ДКП. Например, вчера на форуме:
чем больше дефицит бюджета, тем жестче ДКП, подчеркнула глава ЦБ.
Кажется, самое время вспомнить мысль двухлетней давности о том, как дефицит бюджета влияет на экономику (…или это виляющий собакой хвост и экономика влияет на дефицит?).
Идем в основные направления БП на 2025 г. и смотрим, каким был прогноз федбюджета на этот год:
• доходы должны были вырасти на 12% г/г до 40,3 трлн: 10,9 трлн нефтегазовые (-4% г/г) и 29,4 трлн ненефтегазовые (+19% г/г)
• расходы должны были вырасти на 5% до 41,7 трлн (19,3% от ВВП)
• дефицит бюджета должен был составить 1,2 трлн руб. (0,5% от ВВП)
В соответствие с летними правками (они очевидно изменятся, но для иллюстрации пойдет):
• доходы вырастут всего на 6% г/г до 38,5 трлн: 8,3 трлн нефтегазовые (-27% г/г) и 30,2 трлн ненефтегазовые (+22% г/г)
• расходы вырастут на 7% до 42,3 трлн (19,1% от ВВП)
• дефицит бюджета вырастет аж до 3,8 трлн руб. (1,8% от ВВП).
То есть дефицит бюджета утроится. Проинфляционно ли это? Нет.
⚖️ В такой ситуации расширение дефицита бюджета в большей степени происходит из-за более низких нефтяных доходов (причем из-за более крепкого курса сокращаются базовые НГД). То есть экономика недополучает финансовые ресурсы (широкая денежная масса M2X в этой части растет меньше, чем ожидалось).
Сохраняя расходы на прежнем уровне, увеличивая дефицит бюджета и закрывая его из ФНБ (в той части, которая вызвана более низкими ценами на нефть) и дополнительными займами (в части более крепкого курса) Минфин поддерживает бюджетный спрос и возвращает денежную массу туда, где она должна была бы быть.
Это и есть контрциклическая бюджетная политика. В такой ситуации дополнительного спроса на задействование реальных ресурсов в экономике со стороны бюджета не происходит, поэтому и последствий для инфляции не будет.
❗️Последствия могут появиться при росте реальных расходов бюджета. Пока они тоже идут выше плана, но, во-первых, значимая часть прироста расходов – компенсации по льготным кредитам и процентные платежи, во-вторых, экономика охлаждается быстрее ожиданий, а в-третьих, мы надеемся, что с учетом авансовых платежей к концу года ситуация с расходами станет получше.
💡Выводы:
1) Расширение дефицита бюджета само по себе не является проинфляционным —> поменьше беспокоимся за дефицит, побольше следим за расходами и тем, усиливает ли бюджет интенсивность использования реальных ресурсов в экономике.
2) Все это относится к бизнес-циклу. Если доходы упадут «навсегда», то дефицит станет важным в любом случае, но уже из-за вопросов финстабильности —> но это отдельная тема, до которой нам далеко, поэтому пока просто помним об этом.
@helicoptermacro
Ведомости
Финансовые власти обсудили зависимость бюджета от нефти и ставки
Роль нефтегазовых доходов в новом бюджете будет снижаться
👍14🔥5👎1
Helicopter Macro
О дефиците бюджета и инфляции В связи с подготовкой бюджета на три года часто стали мелькать комментарии про его дефицит, инфляционные риски и последствия для ДКП. Например, вчера на форуме: чем больше дефицит бюджета, тем жестче ДКП, подчеркнула глава…
📚 Отличный комментарий про бюджет - по моим наблюдениям, даже многие люди с рынка не понимают этой базовой механики бюджетного дефицита и причин, которые его вызывают (недобор нефтегазовых и не нефтегазовых доходов vs рост расходов). Слово "бюджет" просто звучит страшно, потому что "взрослые" говорили, что это очень плохо.
UPD. ЦБ как раз сейчас собирает комментарии по первой версии ОНДКП 26-28. Там есть врезка про взаимодействие бюджетной и монетарной политики, где опять лишь много общих и всем известных фраз. Но было бы полезнее (как мне кажется), если ЦБ в этой поездке покажет эту взаимосвязь на цифрах с примерами, объяснив, что такое бюджетный стимул/импульс, как его считать, как он влияет на спрос и инфляцию. Возможно, стоит расширить врезку к следующим версиям материала? 🙏
UPD. ЦБ как раз сейчас собирает комментарии по первой версии ОНДКП 26-28. Там есть врезка про взаимодействие бюджетной и монетарной политики, где опять лишь много общих и всем известных фраз. Но было бы полезнее (как мне кажется), если ЦБ в этой поездке покажет эту взаимосвязь на цифрах с примерами, объяснив, что такое бюджетный стимул/импульс, как его считать, как он влияет на спрос и инфляцию. Возможно, стоит расширить врезку к следующим версиям материала? 🙏
👍30🔥7👎1
В ЦБ заявили, что ключевая ставка может достичь однозначного уровня к концу 2026 г., но это не предопределено
https://www.interfax.ru/business/1048318
https://www.interfax.ru/business/1048318
Интерфакс
В ЦБ заявили, что ключевая ставка может достичь однозначного уровня к концу 2026 г., но это не предопределено
Прогнозная траектория ключевой ставки ЦБ РФ допускает возможность ее снижения до однозначного уровня к концу 2026 года, все будет зависеть от развития ситуации, заявил советник председателя Банка России Кирилл Тремасов."Официальный прогноз Центрального банка…
🔥4🤔2
Полевой
В ЦБ заявили, что ключевая ставка может достичь однозначного уровня к концу 2026 г., но это не предопределено https://www.interfax.ru/business/1048318
После недели откровенно жёстких, "ястребиных" комментариев со стороны ЦБ слова Кирилла Тремасова звучат как смягчение.
Первая мысль - "пережестили", если принять во внимание поход ОФЗ с 13.75-14% почти в 15% всего за неделю, заморозку первичного рынка корпоративных "фиксов" и дальнейшее сползание вниз в акциях.
Однако, вспоминаем, что слова Алексея Заботкина про "снижение ставки не предопределено" заметили многие, а его другой тезис в том же интервью остался незамеченным
снижение инфляционных ожиданий населения "в совокупности с изменением номинальных процентных ставок при прочих равных указывает в сторону того, что масштаб смягчения денежно-кредитных условий, который мы рассматривали во время заседания в сентябре, возможно, что он был несколько меньше
Рынок за неделю взял только плохое, но забыл, что можно по-прежнему ориентироваться на сценарный прогноз ЦБ, где траектория ставки определяется макро-условиями. И в двух сценариях - дезинфляционном и базовом - ставка легко может быть около 10% или ниже.
Вывод - ничего принципиально нового от Кирилла Тремасова мы не услышали. Важна общая картина, а не только её "ястребиная" часть, следим за макро-данными (инфляция и ВВП в 2025 пока складываются по нижней границе прогноза ЦБ), новые вводные по бюджету встраиваем в прогноз и правим ожидания по ставке, если нужно (постараюсь этими оценками поделиться позже).
Помним, что ставка будет снижаться вслед за инфляцией, поскольку уровень реальной ставки остаётся на уровнях, сильно превышающих 7.5-8.5%. Рынок в эти цифры не особо верит, но ЦБ вверх их не пересматривает.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍23🤔3🔥1
Forwarded from Банк России
В августе оживление кредитования продолжилось
⏺ За месяц кредит экономике вырос на 1,8% после 1,1% в июле.
⏺ Определяющий вклад в прирост вновь внесли корпоративные кредиты. Вместе с тем в августе начало увеличиваться и кредитование населения. В результате темпы роста широкой денежной массы ускорились до 1,4% с 0,8% в июле, несмотря на отрицательный вклад бюджетных операций.
⏺ Наличные средства в обращении в августе увеличивались темпами, сопоставимыми с июнем-июлем. По мере снижения депозитных ставок уменьшался и вклад рублевых средств населения в рост денежной массы.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍5
Perforum jobs
❗️ГЛОБАЛЬНЫЙ ОПРОС по зарплатам в финансах от профессиональной соцсети PERFORUM Друзья, хотите знать насколько изменились зарплаты ваших коллег за год и какие где зарплаты? Мы обновляем наш обзор по зарплатам. Пройдите опрос и получите отчет по его итогам!…
Друзья, привет! Кто ещё не ответил, но хочет поучаствовать в опросе - давайте вместе увеличим охват и общую репрезентативность 🙏😁 Занимает пару минут
👍4🔥1
Forwarded from Минфин России
Минфин России внес в Правительство РФ бюджетный пакет
Минфин России внес в Правительство РФ пакет законопроектов, включающий в себя:
@minfin
#бюджет
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍5🔥4👎1
Минфин России
⚠️🚨 MIND THE GAP
«Mind the gap» - знаменитое предупреждение для пассажиров лондонской подземки приобретает особый смысл для инвесторов в РФ.
Все ждут проект бюджета на 2025 и 2026-28 в надежде понять объем дефицита бюджета (по-английски fiscal gap) и возможные налоговые новации. В моменте правительство обсуждает этот вопрос, но утром Минфин выпустил пресс-релиз на эту тему, в числе основных новаций анонсировав рост НДС с 20% до 22% с сохранением действующих льгот, снижение порога по уплате НДС для «упрощенки», новые налоги на игорный бизнес и отказ от льгот по страховым взносам в ряде секторов, введенных в период пандемии.
Однако влияние бюджета на спрос и экономику, с одной стороны, и инфляцию и ставку ЦБ, с другой стороны, будет зависеть от того, встретит ли все эти «фискальные новации» экономика с положительным, нулевым или отрицательным «разрывом выпуска» (по-английски output gap).
Цифры, вероятно, совсем скоро будут озвучены. Но попробуем вместе, на пальцах, пофантазировать на эту тему, чтобы потом можно было сравнить факт с ожиданиями.
«Mind the gap» - знаменитое предупреждение для пассажиров лондонской подземки приобретает особый смысл для инвесторов в РФ.
Все ждут проект бюджета на 2025 и 2026-28 в надежде понять объем дефицита бюджета (по-английски fiscal gap) и возможные налоговые новации. В моменте правительство обсуждает этот вопрос, но утром Минфин выпустил пресс-релиз на эту тему, в числе основных новаций анонсировав рост НДС с 20% до 22% с сохранением действующих льгот, снижение порога по уплате НДС для «упрощенки», новые налоги на игорный бизнес и отказ от льгот по страховым взносам в ряде секторов, введенных в период пандемии.
Однако влияние бюджета на спрос и экономику, с одной стороны, и инфляцию и ставку ЦБ, с другой стороны, будет зависеть от того, встретит ли все эти «фискальные новации» экономика с положительным, нулевым или отрицательным «разрывом выпуска» (по-английски output gap).
Цифры, вероятно, совсем скоро будут озвучены. Но попробуем вместе, на пальцах, пофантазировать на эту тему, чтобы потом можно было сравнить факт с ожиданиями.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥12👍10👎1
Полевой
⚠️🚨 MIND THE GAP «Mind the gap» - знаменитое предупреждение для пассажиров лондонской подземки приобретает особый смысл для инвесторов в РФ. Все ждут проект бюджета на 2025 и 2026-28 в надежде понять объем дефицита бюджета (по-английски fiscal gap) и возможные…
📚 Немного про бюджетную математику и бюджетное правило (БП)
Этот пост - вводный, для тех, кто не знает, как работает бюджетная математика. Она важна для выводов.
В идеале нужно смотреть на параметры всей бюджетной системы, т.е. консолидированного бюджета, объединяющего федеральный бюджет (ФБ), региональные бюджеты и бюджет внебюджетных фондов. Но основную роль играет федеральный бюджет, он же де-факто балансирует любые возникающие дисбалансы на уровне регионов и внебюджетных фондов через межбюджетные трансферты, поэтому сфокусируемся на нём.
Основу всей бюджетной конструкции обеспечивает бюджетное правило (БП), суть которого заключается в следующем:
📌 Минфин прогнозирует общий объем нефтегазовых (НГ) и ненефтегазовых (ННГ) доходов исходя из базового макро-прогноза Минэкономики
📌 лимит расходов на год определяется как сумма (1) НГ доходов при базовой цене на нефть в US$60/брл (будет снижаться на $1/брл с 2026 года до $55/брл к 2030) , (2) ННГ доходов, (3) % расходов на обслуживание госдолга и (4) сальдо бюджетных и внешних кредитов
📌 положительная/отрицательная разница между фактическими и базовыми НГ доходами из-за отклонения цен на сырье в $ выражении и/или объемов добычи/экспорта сырья от прогнозных уровней определяет объем покупки/продажи валюты из ФНБ, тогда как отклонение курса рубля от прогнозного компенсируется за счёт госдолга и/или остатков средств на счетах
📌 с 2025 использовать средства ФНБ на покрытие дефицита бюджета не разрешено, как того и требует бюджетное правило, с 2020 это правило в том или ином виде нарушалось
📌 любые дополнительные ННГ доходы автоматически увеличивают расходы, чтобы не было дополнительного изъятия средств из экономики
📌 ключевой переменной (но не единственной), определяющей величину бюджетного стимула, является первичный структурный баланс (СПБ) – разность, с одной стороны, базовых НГ доходов и ННГ доходов и, с другой стороны, расходов без учета % расходов на обслуживание долга и сальдо кредитов, поэтому его и называют первичным
📌 при таком подходе (БП) к определению доходов и расходов величина СПБ остаётся нулевой, т.е. бюджет сбалансирован на первичном уровне при базовых НГ доходах
📌 дополнительным элементом бюджетного стимула являются инвестиции из ФНБ, которые трансформируют ликвидные активы (юаня и/или золото) в неликвидные (приоритетные проекты) – в последние годы не превышали 1 трлн руб. в год
Этот пост - вводный, для тех, кто не знает, как работает бюджетная математика. Она важна для выводов.
В идеале нужно смотреть на параметры всей бюджетной системы, т.е. консолидированного бюджета, объединяющего федеральный бюджет (ФБ), региональные бюджеты и бюджет внебюджетных фондов. Но основную роль играет федеральный бюджет, он же де-факто балансирует любые возникающие дисбалансы на уровне регионов и внебюджетных фондов через межбюджетные трансферты, поэтому сфокусируемся на нём.
Основу всей бюджетной конструкции обеспечивает бюджетное правило (БП), суть которого заключается в следующем:
📌 ключевой переменной (но не единственной), определяющей величину бюджетного стимула, является первичный структурный баланс (СПБ) – разность, с одной стороны, базовых НГ доходов и ННГ доходов и, с другой стороны, расходов без учета % расходов на обслуживание долга и сальдо кредитов, поэтому его и называют первичным
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍22🔥12
Полевой
📚 Немного про бюджетную математику и бюджетное правило (БП) Этот пост - вводный, для тех, кто не знает, как работает бюджетная математика. Она важна для выводов. В идеале нужно смотреть на параметры всей бюджетной системы, т.е. консолидированного бюджета…
БЮДЖЕТ на 2025
БЮДЖЕТ на 2026
В сумме, по грубым оценкам, бюджет может дополнительно собрать 2.4-2.9 трлн руб., включая:
⚠️ Налоговые новации позволят Минфину, с одной стороны, не допустить номинального снижения запланированных на 2026 (и далее) расходов, а, возможно, их даже немного увеличить в пределах 0.5-1 трлн руб. или 1-2% к плановым 44 трлн руб. в действующей версии бюджета.
Но в рамках бюджетного правила этот рост расходов полностью закрывается повышением налогов, поэтому увеличения СПБ, видимо, не происходит – в 2026 планируется его нулевая величина.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍16🔥8👎1
Полевой
Насколько это страшно?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍23👎2🔥2
Полевой
⚖️ Что в итоге?
Я могу ошибаться в своих предпосылках, и фактические цифры по бюджету окажутся иными.
Но, при вышеназванных предположениях о новых бюджетных параметрах, мой базовый прогноз ставки 14-15% в 2025 и 10-11% в 2026 корректирую вверх на 1 п.п. до 15-16% и 11-12%, хотя шансы движения в рамках базового прогноза ЦБ (ставка 9-11% в 2026) остаются.
Предпосылок перехода к инфляционному сценарию ЦБ не вижу, бюджет, скорее всего, сохранит свою дезинфляционную направленность, даже если мы увидим сдержанный рост расходов. Важна приверженность бюджетному правилу и нулевому структурному первичному баланса. За этим и следим при публикации цифр Минфином.
Текущая жёсткость ДКУ во многом купирует риски, ЦБ пока может снижать ставку с оглядкой свои опасения, но угроза «жесткой посадки» сохраняется.
Для рынка ОФЗ дополнительный навес первичного предложения в 2-2.5 трлн руб. до конца 2025 сдержит снижение доходностей, но страховкой является возможность размещения флоутеры, которые с радостью купят крупнейшие банки по аналогии с концом 2024.
Поэтому идея со снижением доходностей ОФЗ в 2025 и 2026 сохраняет свою актуальность, пусть основное движения ставок и смещается «вправо».
📌 Доходности средних-длинных ОФЗ к концу 2026 могут опуститься до 11.5-12% и ближе к 10.5-11% в 2027.
📌 Текущая коррекция выглядит избыточной, уровни 15%+ по бумагам – справедливые уровни с учётом ожидаемой траектории ставки.
Ждём финальных параметров бюджета и наблюдаем за геополитическими рисками, сегодняшнее падения рынков - это, полагаю, во многом их заслуга.
Я могу ошибаться в своих предпосылках, и фактические цифры по бюджету окажутся иными.
Но, при вышеназванных предположениях о новых бюджетных параметрах, мой базовый прогноз ставки 14-15% в 2025 и 10-11% в 2026 корректирую вверх на 1 п.п. до 15-16% и 11-12%, хотя шансы движения в рамках базового прогноза ЦБ (ставка 9-11% в 2026) остаются.
Предпосылок перехода к инфляционному сценарию ЦБ не вижу, бюджет, скорее всего, сохранит свою дезинфляционную направленность, даже если мы увидим сдержанный рост расходов. Важна приверженность бюджетному правилу и нулевому структурному первичному баланса. За этим и следим при публикации цифр Минфином.
Текущая жёсткость ДКУ во многом купирует риски, ЦБ пока может снижать ставку с оглядкой свои опасения, но угроза «жесткой посадки» сохраняется.
Для рынка ОФЗ дополнительный навес первичного предложения в 2-2.5 трлн руб. до конца 2025 сдержит снижение доходностей, но страховкой является возможность размещения флоутеры, которые с радостью купят крупнейшие банки по аналогии с концом 2024.
Поэтому идея со снижением доходностей ОФЗ в 2025 и 2026 сохраняет свою актуальность, пусть основное движения ставок и смещается «вправо».
Ждём финальных параметров бюджета и наблюдаем за геополитическими рисками, сегодняшнее падения рынков - это, полагаю, во многом их заслуга.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
27👍22🔥7👎1
Forwarded from Банк России
#ИнфляционныеОжидания снизились
🔴 В сентябре оценка инфляции, которую граждане ожидают через год, уменьшилась до 12,6 с 13,5% в августе.
🔴 Ожидания уменьшились как у опрошенных со сбережениями, так и у тех, кто не располагает сбережениями. Но, несмотря на снижение, инфляционные ожидания граждан остаются повышенными.
🔴 Ценовые ожидания предприятий несколько снизились, однако в последние месяцы они меняются незначительно, находясь на повышенном уровне. Индекс потребительских настроений увеличился.
Подробнее читайте в комментарии «Инфляционные ожидания и потребительские настроения»↖️
Подробнее читайте в комментарии «Инфляционные ожидания и потребительские настроения»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍6