Легальный рынок игрушек оценивается в 100 млрд рублей, контрафактных - в 30 млрд. И их доля значительно выросла за последнее время.
Это не только убытки для производителей и недополученные доходы бюджета, но и прямая угроза детскому здоровью. Изготовители подделок о качестве и соответствии установленным нормам не думают. У такой продукции повышенная токсичность, в ней находят свинец, метанол и другие опасные для здоровья вещества.
И как показывают исследования, только треть покупателей в состоянии отличить настоящие игрушки от поддельных. При этом многие сознательно покупают контрафакт в целях экономии. В кризис это становится дополнительным фактором роста данного сегмента.
Средняя стоимость оригинальной куклы составляет 1,2 тыс. руб., поддельной - 500 руб. У игрушечной железной дороги - 2 тыс. и 800 руб. соответственно. Только 9% родителей готовы тратить на такие покупки до 3 тыс. руб.
Возможное решение проблемы, как и в случае с продуктами, - электронная маркировка детских товаров, благодаря чему контрафактные товары просто не попадут в магазин и их невозможно будет провести через кассу. Кстати, 86% таких игрушек реализуется через офлайн-продажи.
Это не только убытки для производителей и недополученные доходы бюджета, но и прямая угроза детскому здоровью. Изготовители подделок о качестве и соответствии установленным нормам не думают. У такой продукции повышенная токсичность, в ней находят свинец, метанол и другие опасные для здоровья вещества.
И как показывают исследования, только треть покупателей в состоянии отличить настоящие игрушки от поддельных. При этом многие сознательно покупают контрафакт в целях экономии. В кризис это становится дополнительным фактором роста данного сегмента.
Средняя стоимость оригинальной куклы составляет 1,2 тыс. руб., поддельной - 500 руб. У игрушечной железной дороги - 2 тыс. и 800 руб. соответственно. Только 9% родителей готовы тратить на такие покупки до 3 тыс. руб.
Возможное решение проблемы, как и в случае с продуктами, - электронная маркировка детских товаров, благодаря чему контрафактные товары просто не попадут в магазин и их невозможно будет провести через кассу. Кстати, 86% таких игрушек реализуется через офлайн-продажи.
Настала пора прояснить некоторые азы госрегулирования экономики.
Когда правительство включает кого-то в перечень системообразующих предприятий, оно дает понять, что возможные проблемы компании могут привести к тяжелым социально-экономическим последствиям.
В случае с "Оператор-ЦРПТ" логика такая - от ЦРПТ зависит работа всей государственной системы, через которую отслеживаются многочисленные товары, которые входят в программу обязательной маркировки. Обеспечить в кризис дополнительную надежность ЦРПТ - ход более чем логичный. Именно с точки зрения государственных интересов.
Напомним, что стоимость одного кода маркировки определена правительством и составляет 50 копеек. Мотивировать этим бурный рост цен на тот или иной товар не получится - курс математики начальной школы в помощь.
https://news.1rj.ru/str/vchkogpu/8007
Когда правительство включает кого-то в перечень системообразующих предприятий, оно дает понять, что возможные проблемы компании могут привести к тяжелым социально-экономическим последствиям.
В случае с "Оператор-ЦРПТ" логика такая - от ЦРПТ зависит работа всей государственной системы, через которую отслеживаются многочисленные товары, которые входят в программу обязательной маркировки. Обеспечить в кризис дополнительную надежность ЦРПТ - ход более чем логичный. Именно с точки зрения государственных интересов.
Напомним, что стоимость одного кода маркировки определена правительством и составляет 50 копеек. Мотивировать этим бурный рост цен на тот или иной товар не получится - курс математики начальной школы в помощь.
https://news.1rj.ru/str/vchkogpu/8007
Telegram
ВЧК-ОГПУ
Алишера Усманова, чей личный самолет всю пандемию находится в Швейцарии, а сам он на словах пребывает в Ташкенте, не устраивает третья строчка в списке
богатейших жителей Великобритании. Он хочет быть лидером. Олигарх уже попросил помощи из бюджета для пяти…
богатейших жителей Великобритании. Он хочет быть лидером. Олигарх уже попросил помощи из бюджета для пяти…
Наиболее значимые инициативы по поддержке малого и среднего бизнеса из национального плана восстановления экономики (в дополнение ко всем ранее принятым мерам):
• Отказ от индексации страховых взносов на период 2021 года, уплачиваемых ИП в фиксированном размере.
• Поддержка наиболее пострадавших отраслей в части расходов на обеспечение соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
• Переходный налоговый режим для налогоплательщиков, утративших право на УСН.
• Более активное внедрение системы быстрых платежей ЦБ для снижения транзакционных издержек.
• Упрощение повторного вхождения в бизнес для ИП после проведения банкротства (сейчас после признания банкротом ИП не может заниматься предпринимательством в течение 5 лет).
Цель - численность занятых в малом и среднем бизнесе, включая ИП, должна вернуться на докризисный уровень I квартала 2020 года (15,3 млн человек), а темпы роста оборота должны превысить темпов по экономике в целом.
• Отказ от индексации страховых взносов на период 2021 года, уплачиваемых ИП в фиксированном размере.
• Поддержка наиболее пострадавших отраслей в части расходов на обеспечение соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
• Переходный налоговый режим для налогоплательщиков, утративших право на УСН.
• Более активное внедрение системы быстрых платежей ЦБ для снижения транзакционных издержек.
• Упрощение повторного вхождения в бизнес для ИП после проведения банкротства (сейчас после признания банкротом ИП не может заниматься предпринимательством в течение 5 лет).
Цель - численность занятых в малом и среднем бизнесе, включая ИП, должна вернуться на докризисный уровень I квартала 2020 года (15,3 млн человек), а темпы роста оборота должны превысить темпов по экономике в целом.
Правительство отказалось переносить сроки начала обязательной маркировки лекарств, обуви и сигарет. Депутаты Госдумы выслушали сегодня бизнес и также решили ничего не сдвигать. Таким образом, с 1 июля запрещается оборот немаркированных товаров из этих категорий.
Возражения признаны несостоятельными: подавляющее большинство компаний успешно подготовилось к нововведениям (пилотные проекты стартовали еще в 2017-2018 гг.).
Если говорить о лекарствах, то о полной готовности заявляли "Р-Фарм", "Вертекс", "Босналек", "Гедеон Рихтер", "Ригла" и др. Некоторые, например, "Озон" и Национальный обувной союз обращались напрямую в правительство с просьбой о скорейшем введении маркировки, чтобы не ущемлять интересы добросовестного бизнеса.
Дополнительным аргументом стала способность системы работать при нагрузках, на порядок превышающих реалии российского рынка.
Обоснования маркировки не поменялись:
• Устранение с рынка контрафактной продукции:
- больше прибыли для честно работающих производителей,
- больше налогов для государства,
- повышение безопасности для потребителей, которые смогут сами контролировать легальность товара.
• Стабильный и прозрачный рынок. Система позволяет отслеживать товарные потоки, не допуская дефицита, спекулятивного роста цен и других злоупотреблений.
В качестве примера: с 1 октября 2019 г. введена обязательная маркировка некоторых дорогостоящих препаратов - теперь исключены ситуации, когда государство делает закупки для больниц или льготников, но до пациентов лекарства не доходят и приходится самостоятельно доставать их на сером рынке.
Чтобы малому бизнесу было легче привыкнуть к новым правилам, разработаны цифровые сервисы, упрощающие работу с маркировкой. Компаниям, у которых из-за пандемии возникли сложности с приездом иностранных специалистов для наладки оборудования, правительство обещает помочь, а с оборудованием поручили разобраться оператору системы.
Возражения признаны несостоятельными: подавляющее большинство компаний успешно подготовилось к нововведениям (пилотные проекты стартовали еще в 2017-2018 гг.).
Если говорить о лекарствах, то о полной готовности заявляли "Р-Фарм", "Вертекс", "Босналек", "Гедеон Рихтер", "Ригла" и др. Некоторые, например, "Озон" и Национальный обувной союз обращались напрямую в правительство с просьбой о скорейшем введении маркировки, чтобы не ущемлять интересы добросовестного бизнеса.
Дополнительным аргументом стала способность системы работать при нагрузках, на порядок превышающих реалии российского рынка.
Обоснования маркировки не поменялись:
• Устранение с рынка контрафактной продукции:
- больше прибыли для честно работающих производителей,
- больше налогов для государства,
- повышение безопасности для потребителей, которые смогут сами контролировать легальность товара.
• Стабильный и прозрачный рынок. Система позволяет отслеживать товарные потоки, не допуская дефицита, спекулятивного роста цен и других злоупотреблений.
В качестве примера: с 1 октября 2019 г. введена обязательная маркировка некоторых дорогостоящих препаратов - теперь исключены ситуации, когда государство делает закупки для больниц или льготников, но до пациентов лекарства не доходят и приходится самостоятельно доставать их на сером рынке.
Чтобы малому бизнесу было легче привыкнуть к новым правилам, разработаны цифровые сервисы, упрощающие работу с маркировкой. Компаниям, у которых из-за пандемии возникли сложности с приездом иностранных специалистов для наладки оборудования, правительство обещает помочь, а с оборудованием поручили разобраться оператору системы.
Данные Росстата о настроениях предпринимателей в мае (сектор обрабатывающей промышленности):
• Экономическую ситуацию в компании считают:
- благоприятной - 7% руководителей,
- удовлетворительной - 67%.
• Ожидают улучшения экономической ситуации в ближайшие 6 месяцев - 26%.
• Ожидают ухудшения экономической ситуации - 17%.
• Ожидают роста производства в ближайшие 3 месяца - 27%.
• Ожидают снижения производства - 14%.
• Средний уровень загрузки производственных мощностей - 58%.
• Наиболее значимые факторы, ограничивающие рост производства:
- недостаточный внутренний спрос на продукцию,
- неопределенность экономической ситуации,
- высокий уровень налогообложения,
- недостаток финансовых средств.
• Экономическую ситуацию в компании считают:
- благоприятной - 7% руководителей,
- удовлетворительной - 67%.
• Ожидают улучшения экономической ситуации в ближайшие 6 месяцев - 26%.
• Ожидают ухудшения экономической ситуации - 17%.
• Ожидают роста производства в ближайшие 3 месяца - 27%.
• Ожидают снижения производства - 14%.
• Средний уровень загрузки производственных мощностей - 58%.
• Наиболее значимые факторы, ограничивающие рост производства:
- недостаточный внутренний спрос на продукцию,
- неопределенность экономической ситуации,
- высокий уровень налогообложения,
- недостаток финансовых средств.
Главная тема вчерашнего дня во всех государственных институциях - обязательная маркировка товаров.
Сначала отметилось правительство, из которого в ТАСС "утекли" документы руководителя аппарата о принятом решении не переносить с 1 июля срок введения маркировки обуви, лекарств и сигарет.
Затем тренд подхватили в парламенте, где межфракционная рабочая группа с этим подходом согласилась, предложила запускать все в срок, но попрасила правительство какое-то время не штрафовать не успевших подготовиться и разрешить иностранным производителям ввозить непромаркированные лекарства, выпущенные до 1 июля 2020 года (при проблемах с маркировкой новых партий).
Далее тема всплыла на совещании в Кремле по поддержке легкой промышленности, где Минфин выступил за скорейший запуск системы, а президент лично акцентировал внимание на теме, уточнив, одобряет ли ее Минздрав (одобряет). Маркировка лекарств не была темой обсуждения, но опыт фармацевтов важен для других отраслей, они начали готовиться раньше всех.
Правоохранительная система сигнализирует о необходимости внедрения маркировки уже давно - через возбуждаемые дела о перехваченных крупных партиях незаконных сигарет, кроссовок или игрушек.
Дружный настрой чиновников вполне объясним. Маркировка товаров - тот редкий у нас случай, когда от принятого решения выигрывает не только государство, но и все остальные участники рынка: и обычные потребители, и бизнес. Правда ни весь, а только прозрачный, остальным придется думать, обеляться или искать себе другие источники дохода.
Бизнес вовсю рапортует о готовности к новым правилам. Так, "Восточная стивидорная компания", крупнейший контейнерный терминал на Дальнем Востоке, открыла таможенный склад для беспошлинного хранения, который тоже станет зоной для обязательной маркировки товаров.
Сначала отметилось правительство, из которого в ТАСС "утекли" документы руководителя аппарата о принятом решении не переносить с 1 июля срок введения маркировки обуви, лекарств и сигарет.
Затем тренд подхватили в парламенте, где межфракционная рабочая группа с этим подходом согласилась, предложила запускать все в срок, но попрасила правительство какое-то время не штрафовать не успевших подготовиться и разрешить иностранным производителям ввозить непромаркированные лекарства, выпущенные до 1 июля 2020 года (при проблемах с маркировкой новых партий).
Далее тема всплыла на совещании в Кремле по поддержке легкой промышленности, где Минфин выступил за скорейший запуск системы, а президент лично акцентировал внимание на теме, уточнив, одобряет ли ее Минздрав (одобряет). Маркировка лекарств не была темой обсуждения, но опыт фармацевтов важен для других отраслей, они начали готовиться раньше всех.
Правоохранительная система сигнализирует о необходимости внедрения маркировки уже давно - через возбуждаемые дела о перехваченных крупных партиях незаконных сигарет, кроссовок или игрушек.
Дружный настрой чиновников вполне объясним. Маркировка товаров - тот редкий у нас случай, когда от принятого решения выигрывает не только государство, но и все остальные участники рынка: и обычные потребители, и бизнес. Правда ни весь, а только прозрачный, остальным придется думать, обеляться или искать себе другие источники дохода.
Бизнес вовсю рапортует о готовности к новым правилам. Так, "Восточная стивидорная компания", крупнейший контейнерный терминал на Дальнем Востоке, открыла таможенный склад для беспошлинного хранения, который тоже станет зоной для обязательной маркировки товаров.
После жесткой критики первого проекта КоАП (по 27 позициям штрафы для бизнеса кратно увеличились, а наказания для чиновников остались неизменными либо уменьшились) Минюст решил его доработать.
Но принципиальных изменений в новом документе нет, и он по-прежнему носит репрессивный характер:
• Существенно увеличились штрафы как минимум по 10 составам, наиболее активно применяемым к предпринимателям: планка минимального штрафа для ИП выросла в 5 раз (с 10 до 50 тыс. руб.), для должностных лиц - в 2,5 раза (с 20 до 50 тыс. руб.).
• Существенно увеличились сроки привлечения к ответственности (с двух месяцев до года по общему правилу).
• Введено понятие "грубого административного правонарушения", по которому не может быть назначено предупреждение вместо штрафа.
• Исключены положения о возможности отсрочки, рассрочки или приостановки наказания.
Упорство Минюста удивляет. В ситуации, когда к ответственности привлекается каждое четвертое юрлицо, и президентом, и премьером неоднократно говорилось о либерализации контрольной функции. Цель государства - ослабление административного гнета на бизнес, а не проведение репрессий. Что особенно важно в условиях экономического спада.
По вопросу штрафов в России действует настоящая "палочная" система - есть годовой план по их сбору, который к тому же регулярно перевыполняется. В 2019 году хотели собрать 60,8 млрд рублей, по факту вышло 76,8 млрд. Аналогично в 2018-м - собрали 67,1 млрд вместо 52,5 млрд.
Без отказа от этого традиционного взгляда на отношения государства и бизнеса принятие новой редакции КоАП теряет практический смысл.
Но принципиальных изменений в новом документе нет, и он по-прежнему носит репрессивный характер:
• Существенно увеличились штрафы как минимум по 10 составам, наиболее активно применяемым к предпринимателям: планка минимального штрафа для ИП выросла в 5 раз (с 10 до 50 тыс. руб.), для должностных лиц - в 2,5 раза (с 20 до 50 тыс. руб.).
• Существенно увеличились сроки привлечения к ответственности (с двух месяцев до года по общему правилу).
• Введено понятие "грубого административного правонарушения", по которому не может быть назначено предупреждение вместо штрафа.
• Исключены положения о возможности отсрочки, рассрочки или приостановки наказания.
Упорство Минюста удивляет. В ситуации, когда к ответственности привлекается каждое четвертое юрлицо, и президентом, и премьером неоднократно говорилось о либерализации контрольной функции. Цель государства - ослабление административного гнета на бизнес, а не проведение репрессий. Что особенно важно в условиях экономического спада.
По вопросу штрафов в России действует настоящая "палочная" система - есть годовой план по их сбору, который к тому же регулярно перевыполняется. В 2019 году хотели собрать 60,8 млрд рублей, по факту вышло 76,8 млрд. Аналогично в 2018-м - собрали 67,1 млрд вместо 52,5 млрд.
Без отказа от этого традиционного взгляда на отношения государства и бизнеса принятие новой редакции КоАП теряет практический смысл.
По состоянию на 2 июня число официально зарегистрированных безработных достигло 2,1 млн человек (+1,5 млн за два месяца). Тем не менее, кризис пока еще не привел к по-настоящему массовым увольнениям.
В феврале уровень безработицы составлял 4,6% (Росстат учитывает всех незанятых, не только вставших на учет), в марте - 4,7%, в апреле - 5,8%. Резкий рост ожидается в случае второй волны пандемии и при затяжном сценарии, когда такие механизмы как неоплачиваемые отпуска, простой и неполная занятость перестанут работать.
Прогноз Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:
• Оптимистичный - карантин завершится в июне. Безработица - 5,3–5,6%.
• Базовый - повторный карантин осенью-зимой. Безработица - 8-8,3% в 2021 г., 7-7,3% в 2022-2023 гг.
• Пессимистичный - пандемия затянется до I квартала 2022 года. Безработица - 10,5-10,7%, в 2023 г. - 9-9,5%.
Особо пострадавшая категория - молодые специалисты. Количество стартовых вакансий на hh.ru в I квартале уменьшилось на 34%. От 30 до 60% российских компаний полностью приостановили наем новых сотрудников. Без желаемой работы могут остаться 70-90% из 934 тысяч окончивших вузы, что на четверть больше, чем в прошлом году.
В феврале уровень безработицы составлял 4,6% (Росстат учитывает всех незанятых, не только вставших на учет), в марте - 4,7%, в апреле - 5,8%. Резкий рост ожидается в случае второй волны пандемии и при затяжном сценарии, когда такие механизмы как неоплачиваемые отпуска, простой и неполная занятость перестанут работать.
Прогноз Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:
• Оптимистичный - карантин завершится в июне. Безработица - 5,3–5,6%.
• Базовый - повторный карантин осенью-зимой. Безработица - 8-8,3% в 2021 г., 7-7,3% в 2022-2023 гг.
• Пессимистичный - пандемия затянется до I квартала 2022 года. Безработица - 10,5-10,7%, в 2023 г. - 9-9,5%.
Особо пострадавшая категория - молодые специалисты. Количество стартовых вакансий на hh.ru в I квартале уменьшилось на 34%. От 30 до 60% российских компаний полностью приостановили наем новых сотрудников. Без желаемой работы могут остаться 70-90% из 934 тысяч окончивших вузы, что на четверть больше, чем в прошлом году.
В прошлом месяце автосалоны Москвы, Петербурга и большинства региональных дилеров были по-прежнему закрыты. С 12 мая смогли возобновить работу лишь техцентры. Продажи легковых и легковых коммерческих автомобилей все еще в свободном падении, хотя его темпы снижаются:
• Апрель - 38 922 машины (-73%, рекорд).
• Май - 63 033 машины (-51,8%).
• Январь-май - 478 135 машин (-25,7%).
Спрос постепенно оживает, но все ждут полного снятия ограничений, т.к. онлайн-продажи не в состоянии восполнить работу в "мирное время". В Москве дилерские центры работают с 1 июня, в Петербурге должны открыться с 15 июня.
В июне прогнозируется сокращение рынка "всего" на 30%, а во II полугодии можно рассчитывать на постепенное восстановление докризисных показателей. Свое влияние окажут и пролоббированные Минпромторгом дополнительные 6 и 7 млрд рублей на программы льготного автолизинга и кредитования. Но это отразится на продажах только отечественных автомобилей.
• Апрель - 38 922 машины (-73%, рекорд).
• Май - 63 033 машины (-51,8%).
• Январь-май - 478 135 машин (-25,7%).
Спрос постепенно оживает, но все ждут полного снятия ограничений, т.к. онлайн-продажи не в состоянии восполнить работу в "мирное время". В Москве дилерские центры работают с 1 июня, в Петербурге должны открыться с 15 июня.
В июне прогнозируется сокращение рынка "всего" на 30%, а во II полугодии можно рассчитывать на постепенное восстановление докризисных показателей. Свое влияние окажут и пролоббированные Минпромторгом дополнительные 6 и 7 млрд рублей на программы льготного автолизинга и кредитования. Но это отразится на продажах только отечественных автомобилей.
Для фермера главная проблема не вырастить продукцию, а продать, то есть получить возможность предложить ее массовому покупателю.
Чтобы эту проблему частично снять и помочь малым сельхозпроизводителям организовать сбыт, Минпромторг и Минсельхоз (темой непосредственно занимались замминистры Виктор Евтухов и Оксана Лут), по нашей информации, подготовили список рекомендаций для местного самоуправления.
В-первых, объясняется, что закон позволяет размещать магазины на земле с/х назначения. Но только в том случае, если такое ее использование является дополнительным по отношению к основному. То есть фермер может организовать на своей земле точку продажи той продукции, которую он на ней выращивает. Поэтому такой торговле местные власти должны не мешать, а всячески ей содействовать.
И, во-вторых, рекомендуется выделить под рекламу фермерской продукции не менее 20% объема социальной рекламы, которая производится и распространяется по заказу местных органов власти. Тоже весьма полезная инициатива. Свободных денег на рекламу у крестьян нет, а она, как известно, двигатель торговли.
Чтобы эту проблему частично снять и помочь малым сельхозпроизводителям организовать сбыт, Минпромторг и Минсельхоз (темой непосредственно занимались замминистры Виктор Евтухов и Оксана Лут), по нашей информации, подготовили список рекомендаций для местного самоуправления.
В-первых, объясняется, что закон позволяет размещать магазины на земле с/х назначения. Но только в том случае, если такое ее использование является дополнительным по отношению к основному. То есть фермер может организовать на своей земле точку продажи той продукции, которую он на ней выращивает. Поэтому такой торговле местные власти должны не мешать, а всячески ей содействовать.
И, во-вторых, рекомендуется выделить под рекламу фермерской продукции не менее 20% объема социальной рекламы, которая производится и распространяется по заказу местных органов власти. Тоже весьма полезная инициатива. Свободных денег на рекламу у крестьян нет, а она, как известно, двигатель торговли.
Правительство подготовило изменения в порядок госзакупок и закупок госкомпаний. Суть - вводится обязательная квота для российских производителей.
Механизм предполагается динамичным - размер квоты по отраслям и перечень соответствующих товаров будут утверждаться правительством в зависимости от состояния экономики, потребностей заказчиков и возможностей промышленности.
Идея была предложена вице-премьером Юрием Борисовым и Минпромторгом еще год назад. Против выступили Минфин и ФАС из-за потенциального затягивания сроков заключения контрактов (при отсутствии предложений от российских поставщиков заявка должна была продлеваться).
Снять разногласия между ведомствами помогло поручение президента повысить долю отечественных производителей в нацпроектах и спад, вызванный пандемией. В план восстановления экономики уже включены меры по импортозамещению на 1 трлн рублей.
Чтобы соответствовать нормам закупочного режима ЕАЭС, механизм квотирования предлагается распространить и на продукцию Союза. Для преодоления запретов ВТО на прямые квоты, закупки будут оформляться как обеспечивающие госбезопасность.
Механизм предполагается динамичным - размер квоты по отраслям и перечень соответствующих товаров будут утверждаться правительством в зависимости от состояния экономики, потребностей заказчиков и возможностей промышленности.
Идея была предложена вице-премьером Юрием Борисовым и Минпромторгом еще год назад. Против выступили Минфин и ФАС из-за потенциального затягивания сроков заключения контрактов (при отсутствии предложений от российских поставщиков заявка должна была продлеваться).
Снять разногласия между ведомствами помогло поручение президента повысить долю отечественных производителей в нацпроектах и спад, вызванный пандемией. В план восстановления экономики уже включены меры по импортозамещению на 1 трлн рублей.
Чтобы соответствовать нормам закупочного режима ЕАЭС, механизм квотирования предлагается распространить и на продукцию Союза. Для преодоления запретов ВТО на прямые квоты, закупки будут оформляться как обеспечивающие госбезопасность.
В мае выручка малого и среднего бизнеса уменьшилась на 41%. Из-за смягчения карантина в некоторых регионах рост относительно апреля - 27%.
Более всего потеряла непродовольственная торговля - 70%:
• Спортмагазины - 84%
• Салоны красоты - 71%
• Магазины одежды и обуви - 69 и 67%
• Ювелирные лавки - 61%
У магазинов с товарами повседневного спроса среднее падение - 25%:
• Алкомаркеты - 34%
• Табачная розница - 27%
• Аптеки - 23%
• Пивные магазины - 16%
Строгой зависимости между динамикой оборота и вероятностью банкротства нет, но падение выручки на 40% - критический уровень, который не получится компенсировать господдержкой. Около 20-30% предприятий с такими показателями закроются, более половины пойдут на масштабное сокращение бизнеса.
После начала с 1 июня работы столичных ТЦ средняя посещаемость оказалась на уровне 40–50% от прошлогодних показателей. С учетом того, что еще действуют ограничения на передвижение, и более трети горожан не готовы активно выходить на улицу, результаты для непродуктового ритейла лучше, чем ожидалось.
У продуктовых ритейлеров после открытия ТЦ выручка осталась на прежнем уровне, увеличившись только у "Ашана" (на 10%).
С 27 мая по 2 июня оборот розничной торговли в Москве впервые показал рост более 10%. Из 6 млрд рублей на продовольственную розницу пришлось 2,7 млрд, на непродовольственную - 3,3 млрд.
Летом выручка будет расти. Многие рассчитывают на отложенный спрос, но это не долгоиграющий фактор. Восстановиться в полной мере не позволит и падение доходов населения. Особенно это отразится на непродовольственном ритейле - из-за отказа от покупок товаров не первой необходимости. Население свыкается с длительным характером кризиса из-за пандемии и оптимизирует расходы.
Более всего потеряла непродовольственная торговля - 70%:
• Спортмагазины - 84%
• Салоны красоты - 71%
• Магазины одежды и обуви - 69 и 67%
• Ювелирные лавки - 61%
У магазинов с товарами повседневного спроса среднее падение - 25%:
• Алкомаркеты - 34%
• Табачная розница - 27%
• Аптеки - 23%
• Пивные магазины - 16%
Строгой зависимости между динамикой оборота и вероятностью банкротства нет, но падение выручки на 40% - критический уровень, который не получится компенсировать господдержкой. Около 20-30% предприятий с такими показателями закроются, более половины пойдут на масштабное сокращение бизнеса.
После начала с 1 июня работы столичных ТЦ средняя посещаемость оказалась на уровне 40–50% от прошлогодних показателей. С учетом того, что еще действуют ограничения на передвижение, и более трети горожан не готовы активно выходить на улицу, результаты для непродуктового ритейла лучше, чем ожидалось.
У продуктовых ритейлеров после открытия ТЦ выручка осталась на прежнем уровне, увеличившись только у "Ашана" (на 10%).
С 27 мая по 2 июня оборот розничной торговли в Москве впервые показал рост более 10%. Из 6 млрд рублей на продовольственную розницу пришлось 2,7 млрд, на непродовольственную - 3,3 млрд.
Летом выручка будет расти. Многие рассчитывают на отложенный спрос, но это не долгоиграющий фактор. Восстановиться в полной мере не позволит и падение доходов населения. Особенно это отразится на непродовольственном ритейле - из-за отказа от покупок товаров не первой необходимости. Население свыкается с длительным характером кризиса из-за пандемии и оптимизирует расходы.
Первая неделя июня, ставшая первой рабочей для ТЦ в Москве, отметилась резким ростом операций по картам. Данные у банков различаются, но февральский уровень пока не достигнут у всех:
• ВТБ - 51% от февральского объема покупок (64% от количества покупок). Относительно последней недели марта рост 82%.
• ПСБ - 93% (95%).
• Тинькофф - 81%. В целом по России траты составляют 90% от докризисного уровня.
Увеличению транзакций способствует отложенный спрос, накопившийся за время карантина. И у него есть резервы - еще не полностью сняты ограничения на передвижения, не открыты рестораны, бары, кафе, салоны красоты.
Согласно данным "Русского стандарта", самый большой рост в сравнении с последней неделей мая продемонстрировала не Москва (52%), а Саратов (62%). Почти догнал столицу Сыктывкар (49%).
Полное восстановление оборотов по эквайрингу ожидается к осени. Однако потребительский спрос под угрозой негативных сценариев на рынке труда. В РАНХиГС половину рабочих мест в стране (49,7%) связывают с риском увольнения, сокращения зарплат и вынужденных отпусков. В первую очередь, это молодые специалисты, самозанятые, ИП, работники наиболее пострадавших отраслей (транспорт, торговля, обслуживание, питание, спорт, туризм и др.).
Анонсированных мер господдержки может оказаться слишком недостаточно, чтобы поддержать рост покупательской способности.
• ВТБ - 51% от февральского объема покупок (64% от количества покупок). Относительно последней недели марта рост 82%.
• ПСБ - 93% (95%).
• Тинькофф - 81%. В целом по России траты составляют 90% от докризисного уровня.
Увеличению транзакций способствует отложенный спрос, накопившийся за время карантина. И у него есть резервы - еще не полностью сняты ограничения на передвижения, не открыты рестораны, бары, кафе, салоны красоты.
Согласно данным "Русского стандарта", самый большой рост в сравнении с последней неделей мая продемонстрировала не Москва (52%), а Саратов (62%). Почти догнал столицу Сыктывкар (49%).
Полное восстановление оборотов по эквайрингу ожидается к осени. Однако потребительский спрос под угрозой негативных сценариев на рынке труда. В РАНХиГС половину рабочих мест в стране (49,7%) связывают с риском увольнения, сокращения зарплат и вынужденных отпусков. В первую очередь, это молодые специалисты, самозанятые, ИП, работники наиболее пострадавших отраслей (транспорт, торговля, обслуживание, питание, спорт, туризм и др.).
Анонсированных мер господдержки может оказаться слишком недостаточно, чтобы поддержать рост покупательской способности.
Две трети компаний малого и среднего бизнеса понесли убытки и столкнулись с другими негативными последствиями пандемии. Наиболее популярные стратегии предпринимателей по сохранению бизнеса в период ограничений:
• Цифровизация (40%) - перевод сотрудников и рабочих процессов в онлайн. Активнее всего применялось в бухгалтерии и документообороте (от налоговой до контрагентов). Многие компании давно планировали осваивать "цифру", коронавирус стал стимулирующим фактором.
• Отказ от аренды офиса (20%). Кроме того, каждая пятая компания хотела, но не смогла расторгнуть договор с арендодателем.
• Перепрофилирование деятельности (16%) - пошив масок, разлив антисептиков, сдача собственности в субаренду и др.
• Сокращение штатов (13%). Две трети компаний сократили персонал менее чем на 30%, наполовину - только 6%. Более трети обещают вернуть сотрудников после восстановления рынка, а 17% уже ведут переговоры.
Опробованные в период ограничений решения будут применяться и в дальнейшем. Более трети компаний сохранят "карантинный" режим, т.к. он оказался продуктивным. 14% предпринимателей планируют развивать онлайн-каналы взаимодействия с клиентами, а 13% запускать новые онлайн-проекты.
Главное препятствие для создания удаленных рабочих мест - скептическое отношение сотрудников к такому формату. Частичную удаленку хотели бы сохранить 17%, перейти на нее полностью готовы только 7% работников.
• Цифровизация (40%) - перевод сотрудников и рабочих процессов в онлайн. Активнее всего применялось в бухгалтерии и документообороте (от налоговой до контрагентов). Многие компании давно планировали осваивать "цифру", коронавирус стал стимулирующим фактором.
• Отказ от аренды офиса (20%). Кроме того, каждая пятая компания хотела, но не смогла расторгнуть договор с арендодателем.
• Перепрофилирование деятельности (16%) - пошив масок, разлив антисептиков, сдача собственности в субаренду и др.
• Сокращение штатов (13%). Две трети компаний сократили персонал менее чем на 30%, наполовину - только 6%. Более трети обещают вернуть сотрудников после восстановления рынка, а 17% уже ведут переговоры.
Опробованные в период ограничений решения будут применяться и в дальнейшем. Более трети компаний сохранят "карантинный" режим, т.к. он оказался продуктивным. 14% предпринимателей планируют развивать онлайн-каналы взаимодействия с клиентами, а 13% запускать новые онлайн-проекты.
Главное препятствие для создания удаленных рабочих мест - скептическое отношение сотрудников к такому формату. Частичную удаленку хотели бы сохранить 17%, перейти на нее полностью готовы только 7% работников.
После снятия с 1 июня ограничений в Москве для непродовольственного ритейла и частично сферы услуг, доля работающего малого и среднего бизнеса составила 54% от уровня начала марта, выручка - 58%. Рост относительно последней недели мая - 19 и 22% соответственно.
По данным мэрии, доля малого и среднего бизнеса в общем обороте выросла на 2,1%, до 18,8%.
Рост выручки магазинов относительно первой недели марта (в скобках - за неделю):
• Стройматериалы - 66,4% (97%).
• Мебель - 29,5% (79%).
• Снаряжение для активного отдыха - 29,7% (90%).
• Спорттовары - 43% (74%).
Выручка магазинов относительно докризисных показателей:
• Одежда - 54,4%.
• Галантерея - 43,3%.
• Обувь - 38,7%.
• Косметика - 52%.
По России в целом оборот достиг 78,4% к первой неделе марта. Рост в сравнении с последней неделей мая - 9,4%.
По данным мэрии, доля малого и среднего бизнеса в общем обороте выросла на 2,1%, до 18,8%.
Рост выручки магазинов относительно первой недели марта (в скобках - за неделю):
• Стройматериалы - 66,4% (97%).
• Мебель - 29,5% (79%).
• Снаряжение для активного отдыха - 29,7% (90%).
• Спорттовары - 43% (74%).
Выручка магазинов относительно докризисных показателей:
• Одежда - 54,4%.
• Галантерея - 43,3%.
• Обувь - 38,7%.
• Косметика - 52%.
По России в целом оборот достиг 78,4% к первой неделе марта. Рост в сравнении с последней неделей мая - 9,4%.
Правительство подготовило проект мер, стимулирующий отечественное радиоэлектронное производство за счет госзаказа и ограничивающий допуск иностранных компаний.
Документ расширяет перечень российских поставщиков, попадающих под преференции при госзакупках. Ограничения и запреты на иностранную продукцию будут вводиться по списку министерства, сейчас там семь позиций (компьютерное, электронное и оптическое оборудование, бытовые электроприборы и др.).
В настоящее время применяется правило "третий лишний": от заявки иностранного поставщика отказываются при наличии как минимум двух российских. Минпромторг предлагает более жесткий порядок - "второй лишний", т.е. иностранцы смогут участвовать только при отсутствии отечественных аналогов. Перечень таких случаев будет оперативно регулироваться министерством для вывода конкретного продукта на максимальный уровень производства.
Достигнуть окончательного приоритета российской электроники в госзаказе планируется к 2023 году. В прошлом году на госзакупки электроники потратили 260 млрд рублей из 8,3 трлн общего годового объема.
Сегодня зависимость от импорта колоссальная, а государство и госкомпании в зоне особого риска (кибератаки, прекращение внешних поставок). Точную долю отечественной продукции в госзакупках назвать трудно, цифры достигают не более 20%. Без мощной системы протекционизма развивать собственную электронику не получится.
Российское промышленное лобби достаточно давно в этом направлении работает. Ростех, например, готовил предложения с упором на предприятия ОПК. Что характерно - одним из первых своих распоряжений на посту премьера Мишустин утвердил именно Стратегию развития электронной промышленности.
Скорее всего, протекционизм в области радиоэлектроники станет пилотным проектом. Если Минпромторг сможет обеспечить госсектор отечественной продукцией, эту практику смогут распространить на другие отрасли.
Документ расширяет перечень российских поставщиков, попадающих под преференции при госзакупках. Ограничения и запреты на иностранную продукцию будут вводиться по списку министерства, сейчас там семь позиций (компьютерное, электронное и оптическое оборудование, бытовые электроприборы и др.).
В настоящее время применяется правило "третий лишний": от заявки иностранного поставщика отказываются при наличии как минимум двух российских. Минпромторг предлагает более жесткий порядок - "второй лишний", т.е. иностранцы смогут участвовать только при отсутствии отечественных аналогов. Перечень таких случаев будет оперативно регулироваться министерством для вывода конкретного продукта на максимальный уровень производства.
Достигнуть окончательного приоритета российской электроники в госзаказе планируется к 2023 году. В прошлом году на госзакупки электроники потратили 260 млрд рублей из 8,3 трлн общего годового объема.
Сегодня зависимость от импорта колоссальная, а государство и госкомпании в зоне особого риска (кибератаки, прекращение внешних поставок). Точную долю отечественной продукции в госзакупках назвать трудно, цифры достигают не более 20%. Без мощной системы протекционизма развивать собственную электронику не получится.
Российское промышленное лобби достаточно давно в этом направлении работает. Ростех, например, готовил предложения с упором на предприятия ОПК. Что характерно - одним из первых своих распоряжений на посту премьера Мишустин утвердил именно Стратегию развития электронной промышленности.
Скорее всего, протекционизм в области радиоэлектроники станет пилотным проектом. Если Минпромторг сможет обеспечить госсектор отечественной продукцией, эту практику смогут распространить на другие отрасли.
Вчера в Госдуме в рамках Правительственного часа выступил глава Минпромторга Денис Мантуров. Ключевые тезисы:
• Система торговли в кризис продемонстрировала устойчивость. В результате совместной работы с Минсельхозом, регионами и торговыми сетями удалось избежать дефицита и роста цен даже в период ажиотажного спроса на продовольствие.
• Ближайшие перспективы торговли - многоформатность, в т.ч. благодаря развитию нестационарной мобильной торговли и рынков, что особенно важно для фермеров и малого и среднего бизнеса в целом. Володин пообещал реанимировать законопроект министерства о нестационарной торговле, более года назад заблокированный Советом Федерации.
• Главная проблема потребительского сектора - контрафакт. Главное средство борьбы с ним - система электронной маркировки, обеспечивающая прозрачность и прослеживаемость товарных рынков. На сегодня закончены эксперименты по 4 видам продукции, столько же - в стадии завершения.
• В период пандемии увеличили выпуск медоборудования, лекарств, СИЗ: всех видов масок - в 5 раз (почти 9 млн в сутки, план к концу следующего месяца - 12 млн), кожных антисептиков - в 9 раз, аппаратов ИВЛ - более чем в 30 раз. Количество тестов (в марте их еще не делали), выпускаемых предприятиями, поддержанными министерством, - 200 тысяч в сутки. Российская фарма производит 17 препаратов для лечения коронавируса.
• Подготовлены новые планы по политике импортозамещения - теперь речь идет не только о конечной продукции, но также о комплектующих и материалах. Фонд развития промышленности в этом году направит на проекты почти 40 млрд рублей. Промышленность готова поставлять технику, оборудование и материалы по 9 нацпроектам совокупно на 3,2 трлн рублей (половина всех закупок по промышленной номенклатуре).
• Выход из ВТО сейчас нецелесообразен. В судах организации рассматривается около 30 заявлений со стороны России.
Со своей стороны спикер ГД Володин пообещал дать ход залежавшемуся законопроекту о нестационарной мобильной торговли.
Также депутаты предложили пересадить руководство страны на отечественные машины, чтобы повысить авторитет российских автопроизводителей. Как выяснилось, такая работа уже ведется. В этом году на "отработку" ФСО передается первая партия серийных "Аурусов", 14 штук: лимузины, седаны и микроавтобусы.
• Система торговли в кризис продемонстрировала устойчивость. В результате совместной работы с Минсельхозом, регионами и торговыми сетями удалось избежать дефицита и роста цен даже в период ажиотажного спроса на продовольствие.
• Ближайшие перспективы торговли - многоформатность, в т.ч. благодаря развитию нестационарной мобильной торговли и рынков, что особенно важно для фермеров и малого и среднего бизнеса в целом. Володин пообещал реанимировать законопроект министерства о нестационарной торговле, более года назад заблокированный Советом Федерации.
• Главная проблема потребительского сектора - контрафакт. Главное средство борьбы с ним - система электронной маркировки, обеспечивающая прозрачность и прослеживаемость товарных рынков. На сегодня закончены эксперименты по 4 видам продукции, столько же - в стадии завершения.
• В период пандемии увеличили выпуск медоборудования, лекарств, СИЗ: всех видов масок - в 5 раз (почти 9 млн в сутки, план к концу следующего месяца - 12 млн), кожных антисептиков - в 9 раз, аппаратов ИВЛ - более чем в 30 раз. Количество тестов (в марте их еще не делали), выпускаемых предприятиями, поддержанными министерством, - 200 тысяч в сутки. Российская фарма производит 17 препаратов для лечения коронавируса.
• Подготовлены новые планы по политике импортозамещения - теперь речь идет не только о конечной продукции, но также о комплектующих и материалах. Фонд развития промышленности в этом году направит на проекты почти 40 млрд рублей. Промышленность готова поставлять технику, оборудование и материалы по 9 нацпроектам совокупно на 3,2 трлн рублей (половина всех закупок по промышленной номенклатуре).
• Выход из ВТО сейчас нецелесообразен. В судах организации рассматривается около 30 заявлений со стороны России.
Со своей стороны спикер ГД Володин пообещал дать ход залежавшемуся законопроекту о нестационарной мобильной торговли.
Также депутаты предложили пересадить руководство страны на отечественные машины, чтобы повысить авторитет российских автопроизводителей. Как выяснилось, такая работа уже ведется. В этом году на "отработку" ФСО передается первая партия серийных "Аурусов", 14 штук: лимузины, седаны и микроавтобусы.
РСПП просит правительство заморозить акциз на все категории алкоголя на 2021-2022 гг.
Рост ставки увеличивает конечную стоимость алкоголя. В ситуации, когда доходы населения сокращаются, это спровоцирует переход потребителей на контрафакт, который и так уже составляет 30% рынка. Таким образом, вместо повышения сборов в бюджет, государство получит падение производства у легальных производителей и уменьшение спроса на их продукцию.
В 2017 году ставки уже фиксировались на три года, что впервые за десять лет обеспечило рост производства пива. Сегодня в России уровень алкогольного акциза - один из самых высоких в мире, если брать его соотношение со средней зарплатой. С начала года ставка уже выросла:
• 4,1% - на алкогольную продукцию крепостью до 9%,
• 4% - на алкогольную продукцию крепостью более 9%,
• 4,8% - на сидр, медовуху и пуаре,
• 4,8% - на пиво и пивные напитки крепостью до 8,6%,
• 5,1% - на пиво крепостью более 8,6%.
Что касается, высокой доли контрафакта на рынке, то с учетом высоких акцизов эту проблему удастся решить только одним способом - внедрением электронной маркировки, по примеру лекарств, табака и др. Кроме того, такое решение устранило бы все опасения относительно онлайн-торговли алкоголем, закон о которой обещали принять, но так и не приняли.
В настоящее время некоторые продавцы ("Утконос", Simple) торгуют легальной продукцией через доставку, то есть, по сути, используя запрещенный канал продаж (продажа оформляется как договор поручения на курьера или фиксируется в ЕГАИС в момент передачи товара курьеру на складе).
Рост ставки увеличивает конечную стоимость алкоголя. В ситуации, когда доходы населения сокращаются, это спровоцирует переход потребителей на контрафакт, который и так уже составляет 30% рынка. Таким образом, вместо повышения сборов в бюджет, государство получит падение производства у легальных производителей и уменьшение спроса на их продукцию.
В 2017 году ставки уже фиксировались на три года, что впервые за десять лет обеспечило рост производства пива. Сегодня в России уровень алкогольного акциза - один из самых высоких в мире, если брать его соотношение со средней зарплатой. С начала года ставка уже выросла:
• 4,1% - на алкогольную продукцию крепостью до 9%,
• 4% - на алкогольную продукцию крепостью более 9%,
• 4,8% - на сидр, медовуху и пуаре,
• 4,8% - на пиво и пивные напитки крепостью до 8,6%,
• 5,1% - на пиво крепостью более 8,6%.
Что касается, высокой доли контрафакта на рынке, то с учетом высоких акцизов эту проблему удастся решить только одним способом - внедрением электронной маркировки, по примеру лекарств, табака и др. Кроме того, такое решение устранило бы все опасения относительно онлайн-торговли алкоголем, закон о которой обещали принять, но так и не приняли.
В настоящее время некоторые продавцы ("Утконос", Simple) торгуют легальной продукцией через доставку, то есть, по сути, используя запрещенный канал продаж (продажа оформляется как договор поручения на курьера или фиксируется в ЕГАИС в момент передачи товара курьеру на складе).
Депутат Госдумы Федот Тумусов расстроился, что не получил от министра Мантурова развернутого ответа на свою идею о субсидиях семьям на покупку школьной формы. Расстроился, на поверку всё совсем не так страшно.
А суть вот в чем. Уже четвертый год производители тканей, из которых делают форму, получают от министерские субсидии. Задача понятная - стимулировать отечественные текстильные предприятия на замещение дорогих импортных тканей, для чего им приходится модернизировать свои производства, а это сплошные расходы. Зато на выходе получаем более дешевые российские материалы, что делает цену школьной формы ниже, а ее саму более доступной для всех слоев населения.
В результате такого маневра удалось мало-мальски обновить производственное и лабораторное оборудование на фабриках, плюс обеспечить рынок собственными тканями. Цена такого комплекта в среднем на 30-40% ниже аналогов (примерная разница - 1300 руб.).
А если депутат Тумусов горит именно желанием раздать семьям сертификаты на 10 тыс. рублей (почему именно десять, кстати?), то это уже вопрос к органам соцзащиты.
А суть вот в чем. Уже четвертый год производители тканей, из которых делают форму, получают от министерские субсидии. Задача понятная - стимулировать отечественные текстильные предприятия на замещение дорогих импортных тканей, для чего им приходится модернизировать свои производства, а это сплошные расходы. Зато на выходе получаем более дешевые российские материалы, что делает цену школьной формы ниже, а ее саму более доступной для всех слоев населения.
В результате такого маневра удалось мало-мальски обновить производственное и лабораторное оборудование на фабриках, плюс обеспечить рынок собственными тканями. Цена такого комплекта в среднем на 30-40% ниже аналогов (примерная разница - 1300 руб.).
А если депутат Тумусов горит именно желанием раздать семьям сертификаты на 10 тыс. рублей (почему именно десять, кстати?), то это уже вопрос к органам соцзащиты.
Итоги первых двух недель работы программы льготных кредитов (под 2%) для компаний из наиболее пострадавших отраслей:
• Количество выданных займов - 16,4 тысяч.
• Объем выданных займов - 20 млрд рублей.
• Объем одобренных заявок - 119 млрд рублей.
• Отклонено 17% заявок. В большинстве случае отказывают без объяснения причин, 36% отказов - из-за несоответствия условиям предоставления займов.
Кредиты должны быть погашены к 1 апреля 2021 года. Если компании удастся сохранить 90% сотрудников, тело кредита и проценты будут списаны. Если сократят не более 20% работников, спишут половину задолженности.
Ожидаемый суммарный объем займов программы - не менее 248 млрд руб.
• Количество выданных займов - 16,4 тысяч.
• Объем выданных займов - 20 млрд рублей.
• Объем одобренных заявок - 119 млрд рублей.
• Отклонено 17% заявок. В большинстве случае отказывают без объяснения причин, 36% отказов - из-за несоответствия условиям предоставления займов.
Кредиты должны быть погашены к 1 апреля 2021 года. Если компании удастся сохранить 90% сотрудников, тело кредита и проценты будут списаны. Если сократят не более 20% работников, спишут половину задолженности.
Ожидаемый суммарный объем займов программы - не менее 248 млрд руб.