Казахстан начал соблюдать санкции: на границе скопилась очередь в 7,5 тысяч фур
Грузовики, которые везут товары из Китая через Казахстан, стоят на границе уже три недели. Причина – погранцы досматривают грузовики с подозрительными грузами: проверяют на предмет серого импорта и товаров двойного назначения – электроника, дроны, одежда и многое другое. "Подозрительные грузы" проверяют в 99% случаев.
Дополнительно ситуацию усугубляют предстоящее повышение утильсбора (перегонщики пытаются проскочить до 1 ноября) и китайская "золотая неделя": с 1 по 8 октября пункты пропуска в КНР временно закроются.
Но это не разовый сбой – эксперты видят в происходящем смену политики Казахстана. Астана начала более скрупулезно соблюдать западные санкции, а перевозчики массово боятся ехать "в жерло вулкана" – теперь фуры проверяют от момента пересечения границы до выгрузки на московских рынках.
Добавляет проблем и закрытие Польшей границы с Беларусью в середине сентября - около 90% железнодорожных грузов из Китая в ЕС оказались заблокированы почти на две недели, что ударило по транзитным перевозкам через Россию и Казахстан.
Легальные грузы пока проходят, но медленнее – 3-5 дней вместо привычных суток. А вот товары, попадающие под санкции (особенно микросхемы и станки), разворачивают в 100% случаев.
В ответ грузопоток начинает перенаправляться на прямые переходы Китай-Россия: "Маньчжурия–Забайкальск" (пропускает 400-600 автомобилей в сутки, очередей пока нет) и маршрут через Монголию – "Эрлянь–Замын-Ууд". Правда, массовый переход на эти направления неизбежно создаст там новые пробки.
Грузовики, которые везут товары из Китая через Казахстан, стоят на границе уже три недели. Причина – погранцы досматривают грузовики с подозрительными грузами: проверяют на предмет серого импорта и товаров двойного назначения – электроника, дроны, одежда и многое другое. "Подозрительные грузы" проверяют в 99% случаев.
Дополнительно ситуацию усугубляют предстоящее повышение утильсбора (перегонщики пытаются проскочить до 1 ноября) и китайская "золотая неделя": с 1 по 8 октября пункты пропуска в КНР временно закроются.
Но это не разовый сбой – эксперты видят в происходящем смену политики Казахстана. Астана начала более скрупулезно соблюдать западные санкции, а перевозчики массово боятся ехать "в жерло вулкана" – теперь фуры проверяют от момента пересечения границы до выгрузки на московских рынках.
Добавляет проблем и закрытие Польшей границы с Беларусью в середине сентября - около 90% железнодорожных грузов из Китая в ЕС оказались заблокированы почти на две недели, что ударило по транзитным перевозкам через Россию и Казахстан.
Легальные грузы пока проходят, но медленнее – 3-5 дней вместо привычных суток. А вот товары, попадающие под санкции (особенно микросхемы и станки), разворачивают в 100% случаев.
В ответ грузопоток начинает перенаправляться на прямые переходы Китай-Россия: "Маньчжурия–Забайкальск" (пропускает 400-600 автомобилей в сутки, очередей пока нет) и маршрут через Монголию – "Эрлянь–Замын-Ууд". Правда, массовый переход на эти направления неизбежно создаст там новые пробки.
Moscow Startup Summit: главные бизнес-итоги
"Сбер" и правительство Москвы организовали двухдневный форум, где собрали свыше 4000 ключевых игроков и экспертов рынка технологического бизнеса. Делимся главными итогами:
1. Инвесторы предложили стартапам-участникам свыше 1,2 млрд рублей – как в полном объеме, так и в рамках синдицированных сделок.
2. Фокус на ИИ и медицине. Среди финалистов: ~85% с ИИ, из них ~70% – GenAI; ~48% – deeptech. По направлениям: биомедицина – 33%, промроботы 15%, корпоративное ПО 12%, фундаментальные технологии 12%, девелопмент 7% и кибербезопасность 7%.
3. Экспозиция и международка. На выставке – 60 стендов от команд из РФ и зарубежья (участвовали Бразилия, Индия, Китай, Иран и др.). Из заметных прототипов: голографический дисплей HoloAir (Photonica), спутниковая связь Voxtellar, грибы-реставраторы "Микокарст", тепловые спутники Satleo (точность прогноза 25–30%), микророи дронов "Сверх" и робот-инспектор труб "Тьюбот".
4. Отдельный трек для молодых. На демо-дне молодежных стартапов 20 команд, средний возраст участников – 21 год. География – Беларусь, Китай и 13 городов России. Кейсы: "НеоТомограф" (внутриротовой сканер без излучения), CartON (прокат тележек для "последней мили"), Invisible Doctor (умные контактные линзы с ИИ). Питчи сопровождал аватар GigaChat с лайв-реакциями аудитории.
5. Слишком многое инвесторам не обещают: основатель 108 Capital Нимэш Кампани предупредил новичков, что из 10 стартапов выстрелит один, а это значит, что нужно 1) диверсифицироваться и вкладываться в разное; 2) быть готовым все потерять. Горизонт планирования – 2-3 год
6. У стартапов, тем временем, большое будущее: в прошлом году выручка стартапов на платформе организаторов составила 248,9 млрд рублей.
"Сбер" и правительство Москвы организовали двухдневный форум, где собрали свыше 4000 ключевых игроков и экспертов рынка технологического бизнеса. Делимся главными итогами:
1. Инвесторы предложили стартапам-участникам свыше 1,2 млрд рублей – как в полном объеме, так и в рамках синдицированных сделок.
2. Фокус на ИИ и медицине. Среди финалистов: ~85% с ИИ, из них ~70% – GenAI; ~48% – deeptech. По направлениям: биомедицина – 33%, промроботы 15%, корпоративное ПО 12%, фундаментальные технологии 12%, девелопмент 7% и кибербезопасность 7%.
3. Экспозиция и международка. На выставке – 60 стендов от команд из РФ и зарубежья (участвовали Бразилия, Индия, Китай, Иран и др.). Из заметных прототипов: голографический дисплей HoloAir (Photonica), спутниковая связь Voxtellar, грибы-реставраторы "Микокарст", тепловые спутники Satleo (точность прогноза 25–30%), микророи дронов "Сверх" и робот-инспектор труб "Тьюбот".
4. Отдельный трек для молодых. На демо-дне молодежных стартапов 20 команд, средний возраст участников – 21 год. География – Беларусь, Китай и 13 городов России. Кейсы: "НеоТомограф" (внутриротовой сканер без излучения), CartON (прокат тележек для "последней мили"), Invisible Doctor (умные контактные линзы с ИИ). Питчи сопровождал аватар GigaChat с лайв-реакциями аудитории.
5. Слишком многое инвесторам не обещают: основатель 108 Capital Нимэш Кампани предупредил новичков, что из 10 стартапов выстрелит один, а это значит, что нужно 1) диверсифицироваться и вкладываться в разное; 2) быть готовым все потерять. Горизонт планирования – 2-3 год
6. У стартапов, тем временем, большое будущее: в прошлом году выручка стартапов на платформе организаторов составила 248,9 млрд рублей.
Каждое пятое ювелирное украшение в России – это подделка, и почти каждое третье (30%) имеет качество ниже декларируемого. К таким выводам пришли в Российском экономическом университете им. Плеханова.
Размер рынка подделок составляет 56 млрд рублей. Для понимания, оборот всего ювелирного рынка РФ за прошлый год – 281 млрд руб.
Основной способ обмана – подделка пробы: например, продают 375 пробу золота вместо 585. Плюс синтетика вместо природных камней и низкосортные сплавы.
В рознице до 15% ассортимента – бижутерия, продаваемая как ювелирка (до 42 млрд руб.).
Меры на подходе: Минфин готовит памятки у прилавков с номером изделия в ГИИС ДМДК и QR для быстрой проверки клейма и маркировки.
Размер рынка подделок составляет 56 млрд рублей. Для понимания, оборот всего ювелирного рынка РФ за прошлый год – 281 млрд руб.
Основной способ обмана – подделка пробы: например, продают 375 пробу золота вместо 585. Плюс синтетика вместо природных камней и низкосортные сплавы.
В рознице до 15% ассортимента – бижутерия, продаваемая как ювелирка (до 42 млрд руб.).
Меры на подходе: Минфин готовит памятки у прилавков с номером изделия в ГИИС ДМДК и QR для быстрой проверки клейма и маркировки.
В России – второй самый дешёвый интернет в мире
Месячная абонентская плата за домашний интернет в РФ составляет всего $8,7 – около 715 рублей по текущему курсу. Дешевле – только в Индии: там ценник тот же $7,7.
Следом идут постсоветские республики: Узбекистан ($11,5), Киргизия ($11,7) и Казахстан ($12,7). В топ самых доступных стран также вошли Китай ($11,3), Турция ($13,8), Болгария ($14,6), Литва ($16,5), Польша ($17,2), Грузия ($17,4), Таиланд ($18,4), Армения ($19,1) и Латвия ($19,7).
Самый дорогой интернет:
• США – $72,1
• Канада – $61,7
• Люксембург – $59,1
• Бельгия – $56,9
• Ирландия – $55,1
• Австралия – $53,6
• Германия – $50,7
Разница с Россией – почти в 6,5 раза.
Ещё важнее – доля расходов на интернет в доходах граждан. Россияне тратят на связь всего 0,67% от средней зарплаты – мировой минимум. Для сравнения: в Бразилии интернет съедает 4,1% дохода, в Мексике – 3,8%, в Аргентине – 3,65%.
Месячная абонентская плата за домашний интернет в РФ составляет всего $8,7 – около 715 рублей по текущему курсу. Дешевле – только в Индии: там ценник тот же $7,7.
Следом идут постсоветские республики: Узбекистан ($11,5), Киргизия ($11,7) и Казахстан ($12,7). В топ самых доступных стран также вошли Китай ($11,3), Турция ($13,8), Болгария ($14,6), Литва ($16,5), Польша ($17,2), Грузия ($17,4), Таиланд ($18,4), Армения ($19,1) и Латвия ($19,7).
Самый дорогой интернет:
• США – $72,1
• Канада – $61,7
• Люксембург – $59,1
• Бельгия – $56,9
• Ирландия – $55,1
• Австралия – $53,6
• Германия – $50,7
Разница с Россией – почти в 6,5 раза.
Ещё важнее – доля расходов на интернет в доходах граждан. Россияне тратят на связь всего 0,67% от средней зарплаты – мировой минимум. Для сравнения: в Бразилии интернет съедает 4,1% дохода, в Мексике – 3,8%, в Аргентине – 3,65%.
Опять кадровый вопрос.
Оказалось, что 3/4 российских промышленных компаний тратят на адаптацию каждого нанятого новичка несколько десятков тысяч рублей, но при этом лишь четверти предприятий удается удержать работников на год и дольше. А только трети компаний получается удержать половину приходящих к ним новых сотрудников.
Из этого можно сделать два вывода. Первый - работники и особенно зумерысовсем зажрались утратили способность к работе на одном месте и постоянно меняют место работы в поисках более выгодных условий. Второй вывод - программы адаптации оставляют желать лучшего.
И, как говорят социологи, главная проблема именно в том, что ответственность за адаптацию новичков размыта, что по факту приводит к низкой эффективности таких программ. И это важно понять российскому бизнесу: с учетом сложившейся демографической ситуации (за 2 года количество молодых сотрудников сократилось на 1,3 млн человек) к вопросу найма и удержания спецов придется подходить так вдумчиво и кропотливо, как еще никогда в истории страны не приходилось.
Оказалось, что 3/4 российских промышленных компаний тратят на адаптацию каждого нанятого новичка несколько десятков тысяч рублей, но при этом лишь четверти предприятий удается удержать работников на год и дольше. А только трети компаний получается удержать половину приходящих к ним новых сотрудников.
Из этого можно сделать два вывода. Первый - работники и особенно зумеры
И, как говорят социологи, главная проблема именно в том, что ответственность за адаптацию новичков размыта, что по факту приводит к низкой эффективности таких программ. И это важно понять российскому бизнесу: с учетом сложившейся демографической ситуации (за 2 года количество молодых сотрудников сократилось на 1,3 млн человек) к вопросу найма и удержания спецов придется подходить так вдумчиво и кропотливо, как еще никогда в истории страны не приходилось.
Россияне стали меньше пить пива. Но дело не в ЗОЖе, всё куда прозаичнее - реальные доходы падают, а цена на пиво растет (причина - изменение ставки акцизов), за два года - 26%.
Прежде всего тренд коснулся импортного пива - в 2025-м в среднем оно стоило уже 207 руб. за литр, прибавив 36% за год. Цена на пиво из стран СНГ тоже подросла - но всего на 7%, а российские сорта - на 18%.
Но ЗОЖ все-таки оказывает влияние - правда, не на всех россиян, а на молодое поколение. Кроме того, из-за того, что на безалкогольное пиво не нужен акциз, стоит оно ниже, чем обычное - так что в ближайшие годы стоит ждать роста этого сегмента.
Прежде всего тренд коснулся импортного пива - в 2025-м в среднем оно стоило уже 207 руб. за литр, прибавив 36% за год. Цена на пиво из стран СНГ тоже подросла - но всего на 7%, а российские сорта - на 18%.
Но ЗОЖ все-таки оказывает влияние - правда, не на всех россиян, а на молодое поколение. Кроме того, из-за того, что на безалкогольное пиво не нужен акциз, стоит оно ниже, чем обычное - так что в ближайшие годы стоит ждать роста этого сегмента.
Бизнес смекнул, что наскоком дефицит кадров не устранить, и собрался играть в долгую: "Т-Банк", VK, "Яндекс", Ozon, "Авито" и "Сбер" запустили совместную платформу для профориентации школьников. Особенно это касается IT-специалистов – там уже сейчас нужны не просто программисты, а дата-сайентисты, которые разбираются в машинном обучении и озерах данных.
Проблема в том, что подростки знают всего 10-15 профессий – часто не самых востребованных. Выбирают специальность наугад, без понимания отраслей.
Суть работы проста: выпускники образовательных программ (их уже больше 70 тысяч) возвращаются в родные школы и рассказывают, как школьные знания работают на практике и какие карьерные траектории есть у нынешних учащихся.
Выращивание кадров под себя – это долгосрочные инвестиции, где результат будет через 10-15 лет, не раньше. Но других вариантов закрыть кадровую дыру просто нет: человеческий капитал нужно возводить по кирпичику – долго, дорого и нудно.
Хочется верить, что скоро это дойдет не только до бизнеса, но и до других стейкхолдеров.
Проблема в том, что подростки знают всего 10-15 профессий – часто не самых востребованных. Выбирают специальность наугад, без понимания отраслей.
Суть работы проста: выпускники образовательных программ (их уже больше 70 тысяч) возвращаются в родные школы и рассказывают, как школьные знания работают на практике и какие карьерные траектории есть у нынешних учащихся.
Выращивание кадров под себя – это долгосрочные инвестиции, где результат будет через 10-15 лет, не раньше. Но других вариантов закрыть кадровую дыру просто нет: человеческий капитал нужно возводить по кирпичику – долго, дорого и нудно.
Хочется верить, что скоро это дойдет не только до бизнеса, но и до других стейкхолдеров.
Forwarded from На кухне у повара
Высокие процентные ставки в экономике России привели к снижению рентабельности предприятий, будущих инвестиций и повлияли на потенциал роста. Основным риском для макроэкономического прогноза является траектория смягчения денежно-кредитных условий (ДКУ), заявил глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников, выступая в Госдуме на заседании комитета по экономической политике.
"В результате совместных усилий правительства и Банка России наблюдаем постепенное замедление инфляции - сейчас она снизилась до 8% (в годовом выражении на 29 сентября). Обратная сторона этого процесса - жизнь в условиях высоких ставок. Это уже сказалось на показателях предприятий, привело к сокращению прибыли, снижению уровня рентабельности, а, следовательно, и будущих инвестиций. То есть напрямую это сейчас влияет на потенциал роста экономики", - сказал Решетников. Это поразительно, ведь даже известный системный либерал Решетников признает негативное воздействие политики Банка России на экономику страны.
Для достижения показателей прогноза Минэкономразвития сохраняются риски. Внешние - потенциальное снижение цен и спроса на товары российского экспорта. Это возможно, как из-за замедления мировой экономики, так и из-за новых санкций, в том числе вторичных. Ключевым из внутренних рисков остается траектория смягчения денежно-кредитных условий и их влияние на инвестиционную и потребительскую активности.
Решетников напомнил, что в 2025-2026 годах Минэкономразвития ожидает темпы роста ВВП на уровне 1% и 1,3% соответственно с постепенным ускорением в 2027 и 2028 гг. до 2,8% и 2,5%.
Инфляция по итогам этого года прогнозируется на уровне 6,8%, а в 2026–2028 годах — на уровне целевых 4%. Прогноз по инфляции уже учитывает предложенные Минфином налоговые новации, в частности, повышение с 2026 года ставки НДС с 20% до 22%.
Ключевым драйвером для экономического роста России Решетников назвал внутренний спрос. Прежде всего потребительский. В основе - рост реальных зарплат и доходов населения. Всего за 3 года, по словам главы Минэкономразвития, реальные заработные платы вырастут на 10%, реальные денежные доходы более чем на 9%", - отметил он.
Инвестиционная активность на фоне жесткой денежно-кредитной политики в этом году замедлится. По данным минэкономразвития рост ожидается на уровне 1,7% после 7,4% в 2024 году, а в 2026-м динамика показателя станет отрицательной — минус 0,5%. В 2027–2028 годах с учетом лагов смягчения денежно-кредитной политики рост инвестиций возобновится — до 3,8% и 3,3% соответственно.
Кроме того, аналитики Минэкономразвития прогнозируют:
1. Ненефтегазовый экспорт в этом году сократится на 2,4% (после роста на 2,3% в 2024-м), а в 2026–2028 годах вернется к росту — на 3,3%, 5,8% и 5,9% соответственно. Вывоз нефтегазовой продукции в 2025 году снизится на 1% (после роста на 2,7% в 2024-м), а затем будет постепенно расти: в 2026 году — на 2,9%, в 2027-м — на 3,1%, а в 2028-м — на 4,6%.
2. Импорт в этом году сократится на 2,4% и сохранится на этом уровне в 2026-м, а в 2027–2028 годах будет расти в среднем на 3,4% в год. Цена на нефть марки Brent прогнозируется на уровне $70–72 за баррель.
3. Рубль будет постепенно ослабляться — с 86,1 руб./$ в среднем за 2025 год до 92,2 руб./$ в 2026 году, 95,8 руб./$ в 2027-м и 100,1 руб./$ в 2028-м.
"В результате совместных усилий правительства и Банка России наблюдаем постепенное замедление инфляции - сейчас она снизилась до 8% (в годовом выражении на 29 сентября). Обратная сторона этого процесса - жизнь в условиях высоких ставок. Это уже сказалось на показателях предприятий, привело к сокращению прибыли, снижению уровня рентабельности, а, следовательно, и будущих инвестиций. То есть напрямую это сейчас влияет на потенциал роста экономики", - сказал Решетников. Это поразительно, ведь даже известный системный либерал Решетников признает негативное воздействие политики Банка России на экономику страны.
Для достижения показателей прогноза Минэкономразвития сохраняются риски. Внешние - потенциальное снижение цен и спроса на товары российского экспорта. Это возможно, как из-за замедления мировой экономики, так и из-за новых санкций, в том числе вторичных. Ключевым из внутренних рисков остается траектория смягчения денежно-кредитных условий и их влияние на инвестиционную и потребительскую активности.
Решетников напомнил, что в 2025-2026 годах Минэкономразвития ожидает темпы роста ВВП на уровне 1% и 1,3% соответственно с постепенным ускорением в 2027 и 2028 гг. до 2,8% и 2,5%.
Инфляция по итогам этого года прогнозируется на уровне 6,8%, а в 2026–2028 годах — на уровне целевых 4%. Прогноз по инфляции уже учитывает предложенные Минфином налоговые новации, в частности, повышение с 2026 года ставки НДС с 20% до 22%.
Ключевым драйвером для экономического роста России Решетников назвал внутренний спрос. Прежде всего потребительский. В основе - рост реальных зарплат и доходов населения. Всего за 3 года, по словам главы Минэкономразвития, реальные заработные платы вырастут на 10%, реальные денежные доходы более чем на 9%", - отметил он.
Инвестиционная активность на фоне жесткой денежно-кредитной политики в этом году замедлится. По данным минэкономразвития рост ожидается на уровне 1,7% после 7,4% в 2024 году, а в 2026-м динамика показателя станет отрицательной — минус 0,5%. В 2027–2028 годах с учетом лагов смягчения денежно-кредитной политики рост инвестиций возобновится — до 3,8% и 3,3% соответственно.
Кроме того, аналитики Минэкономразвития прогнозируют:
1. Ненефтегазовый экспорт в этом году сократится на 2,4% (после роста на 2,3% в 2024-м), а в 2026–2028 годах вернется к росту — на 3,3%, 5,8% и 5,9% соответственно. Вывоз нефтегазовой продукции в 2025 году снизится на 1% (после роста на 2,7% в 2024-м), а затем будет постепенно расти: в 2026 году — на 2,9%, в 2027-м — на 3,1%, а в 2028-м — на 4,6%.
2. Импорт в этом году сократится на 2,4% и сохранится на этом уровне в 2026-м, а в 2027–2028 годах будет расти в среднем на 3,4% в год. Цена на нефть марки Brent прогнозируется на уровне $70–72 за баррель.
3. Рубль будет постепенно ослабляться — с 86,1 руб./$ в среднем за 2025 год до 92,2 руб./$ в 2026 году, 95,8 руб./$ в 2027-м и 100,1 руб./$ в 2028-м.
За этот год в России успели закрыться магазины 10 российских и двух иностранных брендов. Замки на двери вешают даже старожилы рынка – вроде Incity (существовали 20 лет, закрыли все 116 оставшихся магазинов), Pelican и Orby – гигант детской одежды, который сейчас проходит процедуру банкротства.
Что происходит?
На самом деле, fashion-ритейл не столько умирает, сколько мигрирует от традиционной розницы к е-кому – большинство закрывающихся брендов вполне успешно торгуют своей продукцией на маркетплейсах.
Первые тревожные звоночки появились не в 2022, а в 2020-м году – стартовали первые локдауны, а покупатели впервые задумались об Ozon и WB как о более удобной альтернативе традиционной рознице.
Потом западные бренды ушли из России, и в 2022-2023 началась золотая лихорадка – российские игроки бросились занимать освободившиеся площади в торговых центрах. Открывались новые проекты вроде Just Clothes (позиционировали как аналог Uniqlo) и Yollo (занял площади H&M в "Афимолл сити").
Все они закрылись в течение двух лет.
Сейчас на маркетплейсы приходится до 64% всех покупок одежды и обуви. Трафик в торговых центрах падает, доля fashion-ритейла в ТЦ за 10 лет сократилась на 22%. На закрытия одежных магазинов приходится 38% всех закрытий в ТЦ.
Что говорят игроки рынка:
• Finn Flare: Зарплаты продавцов с 2019 года выросли вдвое, налоги тоже подросли, а выручка в офлайне осталась на месте. Итог – магазины стали убыточными. Спасает только е-ком – сейчас он дает половину выручки вместо прежних 25%.
• NappyClub: Повышение налогов давит на покупательскую способность людей. Спрос падает на товары, без которых можно обойтись. Одежда – как раз из этой категории.
• "Лен и семья": Закрываются те, кто не проработал уникальность продукта. Потребитель стал искушеннее – после ухода больших сетей он обратил внимание на локальные бренды и понял, что они могут быть интересными. Теперь выживут только те, кто создает аутентичный продукт с реальной историей.
• Pinkbus: В среднем и премиум-сегменте важны смыслы, позиционирование, качество. Бренды низкого ценового сегмента не выдерживают конкуренции с маркетплейсами и их демпингом – площадки до сих пор дают скидки за свой счет.
Что происходит?
На самом деле, fashion-ритейл не столько умирает, сколько мигрирует от традиционной розницы к е-кому – большинство закрывающихся брендов вполне успешно торгуют своей продукцией на маркетплейсах.
Первые тревожные звоночки появились не в 2022, а в 2020-м году – стартовали первые локдауны, а покупатели впервые задумались об Ozon и WB как о более удобной альтернативе традиционной рознице.
Потом западные бренды ушли из России, и в 2022-2023 началась золотая лихорадка – российские игроки бросились занимать освободившиеся площади в торговых центрах. Открывались новые проекты вроде Just Clothes (позиционировали как аналог Uniqlo) и Yollo (занял площади H&M в "Афимолл сити").
Все они закрылись в течение двух лет.
Сейчас на маркетплейсы приходится до 64% всех покупок одежды и обуви. Трафик в торговых центрах падает, доля fashion-ритейла в ТЦ за 10 лет сократилась на 22%. На закрытия одежных магазинов приходится 38% всех закрытий в ТЦ.
Что говорят игроки рынка:
• Finn Flare: Зарплаты продавцов с 2019 года выросли вдвое, налоги тоже подросли, а выручка в офлайне осталась на месте. Итог – магазины стали убыточными. Спасает только е-ком – сейчас он дает половину выручки вместо прежних 25%.
• NappyClub: Повышение налогов давит на покупательскую способность людей. Спрос падает на товары, без которых можно обойтись. Одежда – как раз из этой категории.
• "Лен и семья": Закрываются те, кто не проработал уникальность продукта. Потребитель стал искушеннее – после ухода больших сетей он обратил внимание на локальные бренды и понял, что они могут быть интересными. Теперь выживут только те, кто создает аутентичный продукт с реальной историей.
• Pinkbus: В среднем и премиум-сегменте важны смыслы, позиционирование, качество. Бренды низкого ценового сегмента не выдерживают конкуренции с маркетплейсами и их демпингом – площадки до сих пор дают скидки за свой счет.
Таким образом, экспорт российских сладостей за январь–август 2025-го года вырос на 8% год к году.
Ключевые рынки - страны СНГ, но при этом поставки в Китай за первые пять месяцев года увеличились на 25%. Также начинают развивать новые направления для экспорта, включая Вьетнам и регион Персидского залива - но для полноценной экспансии нужно решить ряд задач, с которыми наша индустрия, если и сталкивалась, то не в таком масштабе - от вопросов халяльности до температурной логистики.
Ключевые рынки - страны СНГ, но при этом поставки в Китай за первые пять месяцев года увеличились на 25%. Также начинают развивать новые направления для экспорта, включая Вьетнам и регион Персидского залива - но для полноценной экспансии нужно решить ряд задач, с которыми наша индустрия, если и сталкивалась, то не в таком масштабе - от вопросов халяльности до температурной логистики.
Кабмин засветил, что ждет бизнес в регуляторике в ближайшие пять лет: вице-премьер Новак рассказал, что правительство утвердило национальный план развития конкуренции до 2030 года – это рамочная стратегия, которая признает конкуренцию ключевым фактором развития экономики и дает примерное представление, какие решения по бизнесу примет регулятор.
Ключевое:
• Антимонопольное регулирование цифровых платформ – власти возьмутся за крупные tech-компании, чтобы они не душили конкуренцию
• Цифровизация процедур обжалования – бизнесу будет проще оспаривать решения регуляторов онлайн
• Сервисы подбора земли для агробизнеса – создадут платформу для поиска участков под сельхозпроекты
• Портал спроса и предложения на инновационную продукцию – упростят связь между разработчиками и заказчиками
• Упрощение рефинансирования ипотеки – перекредитоваться станет быстрее и проще
• Обмен практиками развития туризма между регионами – регионы будут делиться работающими кейсами
План готовили с участием бизнеса и общественных организаций, реализовывать будут на федеральном и региональном уровнях. К 2030 правительство ждет роста удовлетворенности участников рынков на 12% и повышения качества товаров и услуг для граждан.
Рост конкуренции должен снизить издержки, подстегнуть инновации и укрепить экономическую устойчивость страны.
Ключевое:
• Антимонопольное регулирование цифровых платформ – власти возьмутся за крупные tech-компании, чтобы они не душили конкуренцию
• Цифровизация процедур обжалования – бизнесу будет проще оспаривать решения регуляторов онлайн
• Сервисы подбора земли для агробизнеса – создадут платформу для поиска участков под сельхозпроекты
• Портал спроса и предложения на инновационную продукцию – упростят связь между разработчиками и заказчиками
• Упрощение рефинансирования ипотеки – перекредитоваться станет быстрее и проще
• Обмен практиками развития туризма между регионами – регионы будут делиться работающими кейсами
План готовили с участием бизнеса и общественных организаций, реализовывать будут на федеральном и региональном уровнях. К 2030 правительство ждет роста удовлетворенности участников рынков на 12% и повышения качества товаров и услуг для граждан.
Рост конкуренции должен снизить издержки, подстегнуть инновации и укрепить экономическую устойчивость страны.
Россияне работают меньше турок, сербов и черногорцев (они лидеры по количеству рабочих часов в Европе)
Жители РФ, вопреки стереотипам, далеко не самые трудоголичные - на 23-м месте, в середине рейтинга. Заметно меньше россиян работают голландцы, англичане и датчане.
Другой вопрос - какая производительность этого самого труда. И тут тоже неожиданные показатели: в ЕС лидирует...нет, не Германия, а Испания. В то время как немцы - на предпоследнем месте. А вот в России производительность труда в 3–4 раза ниже, чем в развитых странах. Основная причина – низкое качество управления.
Жители РФ, вопреки стереотипам, далеко не самые трудоголичные - на 23-м месте, в середине рейтинга. Заметно меньше россиян работают голландцы, англичане и датчане.
Другой вопрос - какая производительность этого самого труда. И тут тоже неожиданные показатели: в ЕС лидирует...нет, не Германия, а Испания. В то время как немцы - на предпоследнем месте. А вот в России производительность труда в 3–4 раза ниже, чем в развитых странах. Основная причина – низкое качество управления.
Одна из особенностей европейской экономики - осёдлость работников. Каждый четвертый европеец работает у одного работодателя 20+ лет.
Но следствие тех самых традиций - это не только ровные зеленые газоны и уютные семейные траттории, но и угроза экономического роста. Точнее, угроза в современной модели экономики, которая требует постоянных изменений и креативных подходов - а "старожилы", уверенно сидящие на своих местах, как правило не готовы развивать такие навыки. Косвенно это подтверждает сравнение ЕС с США по количеству инновационных компаний - их в Штатах значительно больше, что может быть связано с тем, что только каждый десятый сотрудник в стране засиживается на одном месте около 20 лет.
Но следствие тех самых традиций - это не только ровные зеленые газоны и уютные семейные траттории, но и угроза экономического роста. Точнее, угроза в современной модели экономики, которая требует постоянных изменений и креативных подходов - а "старожилы", уверенно сидящие на своих местах, как правило не готовы развивать такие навыки. Косвенно это подтверждает сравнение ЕС с США по количеству инновационных компаний - их в Штатах значительно больше, что может быть связано с тем, что только каждый десятый сотрудник в стране засиживается на одном месте около 20 лет.
Экосборы в РФ вырастут в сотни тысяч раз
РСПП направил Мишустину письмо с просьбой приостановить поэтапный рост ставок для экологических платежей, запланированный на 2026-2030 годы. Новые тарифы утверждены распоряжением правительства от 1 сентября и касаются выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты и размещения отходов.
Позиция РСПП
Для 35 загрязняющих веществ увеличение ставок в 2026 составит от 2 до 11 тысяч (!) раз. К 2030 рост более чем в 20 раз предусмотрен для 154 из 199 веществ, эмитируемых в воздух, и для 152 из 173 – в воду.
Особенный пример – железо. Ставка за его сброс вырастет в 1,4 тыс. раз уже в 2026 и в 28,1 тыс. раз к 2030 году. Для углеводородов рост составит 1,25 тыс. раз, для диоксинов – 227,4 тыс. раз.
РСПП считает, что документ не проходил оценку регулирующего воздействия, а бизнесу неизвестна методология расчетов. Союз предлагает сохранить текущие ставки на 2026 с индексацией по инфляции и пересмотреть тарифы только после научно обоснованного анализа.
По расчетам РСПП, Водоканал Санкт-Петербурга заплатит в 2030 году 14 млрд рублей – треть валовой выручки. Это либо парализует работу, либо приведет к росту тарифов на 40%. Пострадает потребитель.
Позиция государства
Минприроды объясняет реформу тем, что старая система не стимулировала бизнес снижать выбросы. Плата за загрязнение воздуха составляла не более 4 млрд рублей, тогда как установка фильтров обходилась в тысячи раз дороже. При сбросах в воду ситуация аналогичная – 5 млрд сборов против десятков миллиардов на строительство очистных сооружений.
Министерство признало ошибку в ставке по железу и подготовило корректировку – вместо 13,2 млн рублей за тонну в 2026 году будет 13,2 тыс. рублей, то есть снижение в тысячу раз.
Будут ли пересматривать другие ставки – большой вопрос.
РСПП направил Мишустину письмо с просьбой приостановить поэтапный рост ставок для экологических платежей, запланированный на 2026-2030 годы. Новые тарифы утверждены распоряжением правительства от 1 сентября и касаются выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты и размещения отходов.
Позиция РСПП
Для 35 загрязняющих веществ увеличение ставок в 2026 составит от 2 до 11 тысяч (!) раз. К 2030 рост более чем в 20 раз предусмотрен для 154 из 199 веществ, эмитируемых в воздух, и для 152 из 173 – в воду.
Особенный пример – железо. Ставка за его сброс вырастет в 1,4 тыс. раз уже в 2026 и в 28,1 тыс. раз к 2030 году. Для углеводородов рост составит 1,25 тыс. раз, для диоксинов – 227,4 тыс. раз.
РСПП считает, что документ не проходил оценку регулирующего воздействия, а бизнесу неизвестна методология расчетов. Союз предлагает сохранить текущие ставки на 2026 с индексацией по инфляции и пересмотреть тарифы только после научно обоснованного анализа.
По расчетам РСПП, Водоканал Санкт-Петербурга заплатит в 2030 году 14 млрд рублей – треть валовой выручки. Это либо парализует работу, либо приведет к росту тарифов на 40%. Пострадает потребитель.
Позиция государства
Минприроды объясняет реформу тем, что старая система не стимулировала бизнес снижать выбросы. Плата за загрязнение воздуха составляла не более 4 млрд рублей, тогда как установка фильтров обходилась в тысячи раз дороже. При сбросах в воду ситуация аналогичная – 5 млрд сборов против десятков миллиардов на строительство очистных сооружений.
Министерство признало ошибку в ставке по железу и подготовило корректировку – вместо 13,2 млн рублей за тонну в 2026 году будет 13,2 тыс. рублей, то есть снижение в тысячу раз.
Будут ли пересматривать другие ставки – большой вопрос.
• За 2024 год промышленные площадки ТМК (крупнейший в РФ производитель труб) посетили свыше 50 тысяч человек – это на 20% больше, чем годом ранее.
• Цех "Высота 239" на Челябинском трубопрокатном заводе в 2025 занял первое место в премии "Маршрут построен" – там 700-метровая галерея с паркетом и живыми деревьями, а столовая выполнена в форме трубной заготовки.
• Музейный комплекс "Северская домна" с 2009 посетили свыше 100 тысяч туристов.
• Всего же за 2024 трафик промышленного туризма вырос на 40% и составил 2 млн человек.
И это очень хорошо со всех точек зрения
Промтуризм превратился из обычных экскурсий в полноценную экономику впечатлений – заводы проводят худ. выставки, музыкальные фестивали, театральные представления – даже концерты-квартирники прямо на производственных площадках.
Для бизнеса это прямой диалог с потребителем, демонстрация достижений и создание имиджа – в первую очередь экологического. Для жителей регионов – мотивация оставаться жить на своей земле, а не искать лучшую долю в другом месте. Для оргов мероприятий – сотни квадратных километров свободной площади.
• Цех "Высота 239" на Челябинском трубопрокатном заводе в 2025 занял первое место в премии "Маршрут построен" – там 700-метровая галерея с паркетом и живыми деревьями, а столовая выполнена в форме трубной заготовки.
• Музейный комплекс "Северская домна" с 2009 посетили свыше 100 тысяч туристов.
• Всего же за 2024 трафик промышленного туризма вырос на 40% и составил 2 млн человек.
И это очень хорошо со всех точек зрения
Промтуризм превратился из обычных экскурсий в полноценную экономику впечатлений – заводы проводят худ. выставки, музыкальные фестивали, театральные представления – даже концерты-квартирники прямо на производственных площадках.
Для бизнеса это прямой диалог с потребителем, демонстрация достижений и создание имиджа – в первую очередь экологического. Для жителей регионов – мотивация оставаться жить на своей земле, а не искать лучшую долю в другом месте. Для оргов мероприятий – сотни квадратных километров свободной площади.
Forwarded from Аналитический центр ВЦИОМ
Продавцы обеспокоены, что скидки, которые маркетплейсы делают на их товары без прямого согласия, могут навредить их бизнесу
Особенно это касается тех, кто использует несколько каналов сбыта. 57% продавцов отмечают, что из-за таких скидок на маркетплейсах цена на других площадках становится неконкурентоспособной.
Проблема усугубляется низкой прозрачностью механизма предоставления скидок маркетплейсами: по словам шести из десяти опрошенных продавцов, критерии отбора продавцов и товаров для предоставления скидок за счёт маркетплейсов им неизвестны, а 38% опрошенных сталкивались с ситуацией, когда скидки применялись только на аналогичные товары их конкурентов.
Обладая значительной рыночной властью, маркетплейсы часто диктуют свои условия. Наиболее распространённое из них – требование к продавцам установить более низкую цену по сравнению с другими каналами продаж (52%).
Исследование проведено по заказу РАТЭК.
Источник: ВЦИОМ
➡️ Подписывайтесь на MAX!
#АЦ_ВЦИОМ #АЦ_ВЦИОМ_опрос
Особенно это касается тех, кто использует несколько каналов сбыта. 57% продавцов отмечают, что из-за таких скидок на маркетплейсах цена на других площадках становится неконкурентоспособной.
Проблема усугубляется низкой прозрачностью механизма предоставления скидок маркетплейсами: по словам шести из десяти опрошенных продавцов, критерии отбора продавцов и товаров для предоставления скидок за счёт маркетплейсов им неизвестны, а 38% опрошенных сталкивались с ситуацией, когда скидки применялись только на аналогичные товары их конкурентов.
Обладая значительной рыночной властью, маркетплейсы часто диктуют свои условия. Наиболее распространённое из них – требование к продавцам установить более низкую цену по сравнению с другими каналами продаж (52%).
Исследование проведено по заказу РАТЭК.
Источник: ВЦИОМ
➡️ Подписывайтесь на MAX!
#АЦ_ВЦИОМ #АЦ_ВЦИОМ_опрос
428 млрд рублей направит Минпромторг на развитие электронной и радиоэлектронной промышленности в три следующих года. Радикально больше, чем было прежде: в 2026 году на программу выделят 186,5 млрд руб. – это в 6,3 раза больше предыдущих показателей. В 2027 бюджетная поддержка вырастет в 4,8 раза (до 122,4 млрд руб.), в 2028 – еще 119,6 млрд руб.
Но это скорее не увеличение, а перераспределение имеющихся средств. Регулятор переходит от субсидирования к льготному кредитованию. Разница принципиальная: субсидии не возвращаются и редко заканчиваются тиражным производством, а кредиты придется отдавать – это дисциплинирует бизнес.
За три года импортозамещения стало понятно, кто реально может выдавать конечные продукты, а кто застрял на презентациях и макетах. Государство переходит от поддержки всех сразу к точечной.
Одно но: налоговые льготы и дешевый кредит работают только при реальной выручке и инвестициях (это отмечают игроки рынка), а значит изменения в ДКП должны быть соответствующие.
Но это скорее не увеличение, а перераспределение имеющихся средств. Регулятор переходит от субсидирования к льготному кредитованию. Разница принципиальная: субсидии не возвращаются и редко заканчиваются тиражным производством, а кредиты придется отдавать – это дисциплинирует бизнес.
За три года импортозамещения стало понятно, кто реально может выдавать конечные продукты, а кто застрял на презентациях и макетах. Государство переходит от поддержки всех сразу к точечной.
Одно но: налоговые льготы и дешевый кредит работают только при реальной выручке и инвестициях (это отмечают игроки рынка), а значит изменения в ДКП должны быть соответствующие.
В России 14,3 млн самозанятых, и вполне возможно, что скоро это число превратится в ноль: Совфед рекомендовал завершить эксперимент с самозанятостью уже в 2026 году. Все верно – спустя две недели после того, как Минэк пообещал этого не делать.
Предлог для реформы – злоупотребления: бизнес, мол, подменяет трудовые отношения самозанятостью, чтобы не платить лишние налоги. Проверка Минтруда показала, что такие нарушения встречаются в 84% из 170 компаний.
А сокращение налоговой базы в этом году ощущается больновато: по итогам января-сентября 2025 федеральный бюджет сложился с дефицитом в размере 3 787 млрд рублей.
Позиция чиновников
Министр экономразвития Решетников на правительственном часе 23 сентября говорил, что режим самозанятых надо переработать вместе с режимом для ИП. Мол, предприниматели могут продавать те же услуги, что и самозанятые, только с лимитом не 2 млн, а 60 млн рублей.
ФНС уже запустила опрос самозанятых через личный кабинет "Мой налог" – спрашивает про справедливую ставку и что люди будут делать, если условия станут неприемлемыми. Варианты ответов: переход в найм, на другой налоговый режим или прекращение деятельности.
Минфин обещал представить предложения по корректировке режима в 2026. Эксперимент стартовал в 2019 на 10 лет и должен был завершиться в конце 2028. Изначально ФНС прогнозировала 18 млн самозанятых к концу эксперимента.
Предлог для реформы – злоупотребления: бизнес, мол, подменяет трудовые отношения самозанятостью, чтобы не платить лишние налоги. Проверка Минтруда показала, что такие нарушения встречаются в 84% из 170 компаний.
А сокращение налоговой базы в этом году ощущается больновато: по итогам января-сентября 2025 федеральный бюджет сложился с дефицитом в размере 3 787 млрд рублей.
Позиция чиновников
Министр экономразвития Решетников на правительственном часе 23 сентября говорил, что режим самозанятых надо переработать вместе с режимом для ИП. Мол, предприниматели могут продавать те же услуги, что и самозанятые, только с лимитом не 2 млн, а 60 млн рублей.
ФНС уже запустила опрос самозанятых через личный кабинет "Мой налог" – спрашивает про справедливую ставку и что люди будут делать, если условия станут неприемлемыми. Варианты ответов: переход в найм, на другой налоговый режим или прекращение деятельности.
Минфин обещал представить предложения по корректировке режима в 2026. Эксперимент стартовал в 2019 на 10 лет и должен был завершиться в конце 2028. Изначально ФНС прогнозировала 18 млн самозанятых к концу эксперимента.
"Мега" расширяется до маркетплейса: сеть ТЦ подала заявку на регистрацию товарного знака «Мега онлайн», а до конца года запустит полноценный онлайн-проект вместе с "Мегамаркетом" (с кем ж еще).
Причина – у ТЦ упал офлайн-трафик. При этом сеть чувствует себя отлично: выручка в 2024 году выросла на 1% до 9,7 млрд рублей, а чистая прибыль увеличилась почти втрое – до 680,7 млн.
Но от "Меги" ушла IKEA – якорный арендатор, который формировал основной поток покупателей. После продажи сети Газпромбанку в 2023 освободилось около 400 тыс. кв. м площадей. Трафик, тем временем, проседает по всему рынку: Mall Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м) в январе-августе 2025 снизился на 3% по стране.
Владельцы подходят к решению стратегически, диверсифицируя доход до того, как начнутся серьезные проблемы. Проект объединит онлайн и офлайн: покупатель сможет выбирать товар на маркетплейсе и забирать в ТЦ или наоборот. Арендаторы получат доступ к широкой аудитории "Мегамаркета", который в 2024 обработал 39,8 тыс. заказов с оборотом 342,6 млрд рублей.
Работа над проектом началась больше года назад. "Мегамаркет" уже арендует бывшие площади IKEA под склады для быстрой доставки. Теперь на этих площадях появятся интерактивные кластеры – что-то вроде шоурумов, где можно потрогать товар перед онлайн-заказом. Аналогов такому проекту в России пока нет.
Причина – у ТЦ упал офлайн-трафик. При этом сеть чувствует себя отлично: выручка в 2024 году выросла на 1% до 9,7 млрд рублей, а чистая прибыль увеличилась почти втрое – до 680,7 млн.
Но от "Меги" ушла IKEA – якорный арендатор, который формировал основной поток покупателей. После продажи сети Газпромбанку в 2023 освободилось около 400 тыс. кв. м площадей. Трафик, тем временем, проседает по всему рынку: Mall Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м) в январе-августе 2025 снизился на 3% по стране.
Владельцы подходят к решению стратегически, диверсифицируя доход до того, как начнутся серьезные проблемы. Проект объединит онлайн и офлайн: покупатель сможет выбирать товар на маркетплейсе и забирать в ТЦ или наоборот. Арендаторы получат доступ к широкой аудитории "Мегамаркета", который в 2024 обработал 39,8 тыс. заказов с оборотом 342,6 млрд рублей.
Работа над проектом началась больше года назад. "Мегамаркет" уже арендует бывшие площади IKEA под склады для быстрой доставки. Теперь на этих площадях появятся интерактивные кластеры – что-то вроде шоурумов, где можно потрогать товар перед онлайн-заказом. Аналогов такому проекту в России пока нет.
Forwarded from PORNSTAT / статистика
▫️ Потребительская инфляция за 2020-2025 в разных странах мира
За пять лет, прошедших с начала пандемии, в мире очень много чего поменялось - в том числе, очень сильно поменялись цены. И, разумеется, поменялись они в сторону увеличения
Наши 44% роста потребительских цен за пять лет, при этом, смотрятся вполне нормальными на фоне результатов других стран Восточной Европы: чуть хуже 41% в Чехии и 42% в Польше, но лучше 52% в Венгрии. Хотя на фоне 22% в Германии или 17% во Франции конечно выглядят печально
Но, к примеру, на фоне более, чем двух тысяч процентов роста в Аргентине - у нас всё выглядит великолепно. Как и на фоне 464% в Турции или даже 116% в Египте
За пять лет, прошедших с начала пандемии, в мире очень много чего поменялось - в том числе, очень сильно поменялись цены. И, разумеется, поменялись они в сторону увеличения
Наши 44% роста потребительских цен за пять лет, при этом, смотрятся вполне нормальными на фоне результатов других стран Восточной Европы: чуть хуже 41% в Чехии и 42% в Польше, но лучше 52% в Венгрии. Хотя на фоне 22% в Германии или 17% во Франции конечно выглядят печально
Но, к примеру, на фоне более, чем двух тысяч процентов роста в Аргентине - у нас всё выглядит великолепно. Как и на фоне 464% в Турции или даже 116% в Египте