Forwarded from Банки, деньги, два офшора
У миллениалов стало меньше свободных денег на карте, за год показатель снизился на 1,7%, — до 38,4 тысячи рублей, рассказали в ВТБ. Объём свободных денег также упал у представителей поколения X, до 52,8 тысячи рублей, опустившись на 4%. У бэби-бумеров наоборот остаток на картах вырос на 1%, до 81,3 тысячи рублей. У родившихся в нулевые свободные средства также выросли на 26%, до 15,3 тысячи рублей. @bankrollo
Российский рынок общепита, основные характерные особенности
(на конец 2025 года)
• оборот рынка общественного питания за январь-сентябрь 2025 года составил 4,3–4,4 трлн рублей (в реальных ценах рост составил 7–8%)
• в России работает свыше 200 тыс. кафе и ресторанов - 90% новых ресторанов закрываются в первый год работы
• рынок московского общепита становится более динамичным и "молодым". Доля ресторанов, проработавших менее 1 года, выросла с 1,07% до 13,81%, доля кафе - с 2,13% до 17,56%
• продолжают активно развиваться доставки и дарк-кухни. За два года сегмент прибавил более 30%, а заказы на вынос и доставка в городах уже дают почти половину оборота
• падает количество заказов в классических кафе и ресторанах (-5% в Москве за октябрь-2025 по сравнению с октябрем 2024-го), одновременно растет трафик у фастфуд-сетей (+3% в Москве)
• причина смещения потребительского интереса: более низкий ценник (в условиях падения реальных расходов), развитие доставки и мобильных сервисов - при предсказуемом качестве
• часть гостей заведений общепита переориентируется на покупку готовой еды в магазинах (с октября-2024 по сентябрь-2025 объем продаж готовых блюд в продуктовых сетях вырос на 24,8% по сравнению с предыдущим периодом)
• на фоне снижения трафика в классических кафе и ресторанах многие сети ставят на оптимизацию расходов и внедрение новых инструментов, таких как ИИ
(на конец 2025 года)
• оборот рынка общественного питания за январь-сентябрь 2025 года составил 4,3–4,4 трлн рублей (в реальных ценах рост составил 7–8%)
• в России работает свыше 200 тыс. кафе и ресторанов - 90% новых ресторанов закрываются в первый год работы
• рынок московского общепита становится более динамичным и "молодым". Доля ресторанов, проработавших менее 1 года, выросла с 1,07% до 13,81%, доля кафе - с 2,13% до 17,56%
• продолжают активно развиваться доставки и дарк-кухни. За два года сегмент прибавил более 30%, а заказы на вынос и доставка в городах уже дают почти половину оборота
• падает количество заказов в классических кафе и ресторанах (-5% в Москве за октябрь-2025 по сравнению с октябрем 2024-го), одновременно растет трафик у фастфуд-сетей (+3% в Москве)
• причина смещения потребительского интереса: более низкий ценник (в условиях падения реальных расходов), развитие доставки и мобильных сервисов - при предсказуемом качестве
• часть гостей заведений общепита переориентируется на покупку готовой еды в магазинах (с октября-2024 по сентябрь-2025 объем продаж готовых блюд в продуктовых сетях вырос на 24,8% по сравнению с предыдущим периодом)
• на фоне снижения трафика в классических кафе и ресторанах многие сети ставят на оптимизацию расходов и внедрение новых инструментов, таких как ИИ
За 9 месяцев оборот рынка онлайн-продаж продуктов питания увеличился на 28% год к году (до 1,15 трлн руб.). Правда, за год рост замедлился более чем на 16%, а его существенная доля - продовольственная инфляция. На конец года доля онлайн в обороте продовольственной розницы остается сравнительно небольшой - 7,3%.
Драйвером дальнейшего роста может стать развитие экспресс-доставки, спрос на которую высок в городах-миллионниках. Но это потребует от игроков немалых допинвестиций в открытие дарксторов, складов и расширение штата.
Драйвером дальнейшего роста может стать развитие экспресс-доставки, спрос на которую высок в городах-миллионниках. Но это потребует от игроков немалых допинвестиций в открытие дарксторов, складов и расширение штата.
В России по-прежнему 29 роботов на 10 тыс. работников, в то время как целевой показатель по нацпроекту "Средства производства и автоматизации" – 145 (это позволит РФ занять 25 место по уровню плотности роботизации).
Понять, в темпе ли РФ, получится уже через несколько месяцев, когда кончится календарный год и станут известны свежие данные. А пока – вот кейсы трех предприятий, которые тянут роботизацию вперед:
1. "Ронави Роботикс" (Москва)
Делают автономных мобильных роботов для складов – тех самых, что заменяют погрузчики и тележки. Флагман Ronavi H1500 таскает до 1,5 тонн и работает 8 часов без подзарядки.
Фишка – собственные алгоритмы навигации на базе ИИ. Роботы сами ориентируются в пространстве и синхронизируются между собой. Решение для работы с маленькими грузами тоже есть – недавно компания запустила серию ультракомпактных сортировщиков грузов до 10 кг(презентацию на выставке назвали "Балетом роботов" – вот настолько плавно и синхронно двигались машины) .
2. "Роботех" (Пермь)
Производят промышленных роботов-манипуляторов грузоподъемностью 60-120 кг. Главное достижение – высокая степень локализации: уже есть свое литейное и обрабатывающее производство.
Другой повод для гордости – автоматическая система контроля брака на деревообработке: ИИ распознает 29 видов дефектов размером от 1 мм с точностью 98%.
3. "Эйдос Робототехника" (Казань)
Специализируются на интеллектуальных роботизированных ячейках и линиях. Есть собственное ПО, которое умеет управлять как своими, так и зарубежными манипуляторами.
Внедрили автоматическую линию сборки ПЭТ-кег для упаковочной отрасли. Производительность – 250 контейнеров в час. Роботы с техническим зрением взяли на себя всю монотонную работу по сборке и контролю качества, высвободив людей для более интересных задач.
Понять, в темпе ли РФ, получится уже через несколько месяцев, когда кончится календарный год и станут известны свежие данные. А пока – вот кейсы трех предприятий, которые тянут роботизацию вперед:
1. "Ронави Роботикс" (Москва)
Делают автономных мобильных роботов для складов – тех самых, что заменяют погрузчики и тележки. Флагман Ronavi H1500 таскает до 1,5 тонн и работает 8 часов без подзарядки.
Фишка – собственные алгоритмы навигации на базе ИИ. Роботы сами ориентируются в пространстве и синхронизируются между собой. Решение для работы с маленькими грузами тоже есть – недавно компания запустила серию ультракомпактных сортировщиков грузов до 10 кг
2. "Роботех" (Пермь)
Производят промышленных роботов-манипуляторов грузоподъемностью 60-120 кг. Главное достижение – высокая степень локализации: уже есть свое литейное и обрабатывающее производство.
Другой повод для гордости – автоматическая система контроля брака на деревообработке: ИИ распознает 29 видов дефектов размером от 1 мм с точностью 98%.
3. "Эйдос Робототехника" (Казань)
Специализируются на интеллектуальных роботизированных ячейках и линиях. Есть собственное ПО, которое умеет управлять как своими, так и зарубежными манипуляторами.
Внедрили автоматическую линию сборки ПЭТ-кег для упаковочной отрасли. Производительность – 250 контейнеров в час. Роботы с техническим зрением взяли на себя всю монотонную работу по сборке и контролю качества, высвободив людей для более интересных задач.
С 2026 года маркетплейсы начнут регулировать иначе
Инициатором изменений выступил Минэк – глава ведомства Максим Решетников рассказал о планах в ходе Дня платформенной экономики.
Что изменится:
1. Интеграция с госреестрами. Маркетплейсы подключат к ~10 гос. системам, включая Честный знак, Роспатент и ФНС. WB уже верифицировали через Росаккредитацию более 20 млн товаров.
2. Возвраты. Сейчас работники ПВЗ возвращают даже те товары, которые испорчены покупателями – это приводит к убыткам продавцов. Минэк будет пресекать потребительский экстремизм.
3. Вопрос комиссий. Замглавы администрации президента Орешкин заявил о необходимости снижать комиссии платформ – они достигают 60% от стоимости товара. Селлеры жалуются: их налоговая нагрузка вырастет до 13% с 2026 года, а Ozon с оборота 2,7 трлн рублей заплатил всего 4 млрд налогов (0,1%).
Инициатором изменений выступил Минэк – глава ведомства Максим Решетников рассказал о планах в ходе Дня платформенной экономики.
Что изменится:
1. Интеграция с госреестрами. Маркетплейсы подключат к ~10 гос. системам, включая Честный знак, Роспатент и ФНС. WB уже верифицировали через Росаккредитацию более 20 млн товаров.
2. Возвраты. Сейчас работники ПВЗ возвращают даже те товары, которые испорчены покупателями – это приводит к убыткам продавцов. Минэк будет пресекать потребительский экстремизм.
3. Вопрос комиссий. Замглавы администрации президента Орешкин заявил о необходимости снижать комиссии платформ – они достигают 60% от стоимости товара. Селлеры жалуются: их налоговая нагрузка вырастет до 13% с 2026 года, а Ozon с оборота 2,7 трлн рублей заплатил всего 4 млрд налогов (0,1%).
Российские обувники бьют тревогу – маркетплейсы придумали схему по ввозу китайской обуви без пошлин и НДС и тем самым убивают обувную отрасль в России.
О схеме пишет BFM со ссылкой на сотрудника некой обувной компании: китайские фабрики размещают товар на российских маркетплейсах как будто для частных покупок. Формально 10 000 россиян заказывают себе одинаковые ботинки – каждый для личного пользования.
Маркетплейс собирает эти заказы в огромную партию, грузит контейнерами и ввозит в Россию. Юридически это не коммерческий импорт, а тысячи мелких покупок физлиц => никаких пошлин и НДС. Схема полностью легальная.
Результат: одни и те же ботинки российский производитель продает за 26 000 рублей (с НДС, пошлинами и сертификацией в 1 млн руб. за коллекцию), а китайцы через маркетплейс – за 5-7 тысяч. Плюс комиссия площадок: у россиян – до 47%, у китайцев – 12%. Конкурировать невозможно.
За год отрасль потеряла 134 игрока – закрывается по 2 фабрики в месяц. Это 13% сокращение ежегодно. Чебоксарская фабрика трекинговой обуви упала с 600 пар в день до 150, притом половина уходит на склад. Из 500 фабрик более-менее держатся только те сотни, что делают спецобувь.
По расчетам, бюджет недополучает 42 млрд рублей в год – только на обуви. Треть всей закупаемой обуви (около 200 млн пар) теперь идет напрямую из Китая мимо налогов.
О схеме пишет BFM со ссылкой на сотрудника некой обувной компании: китайские фабрики размещают товар на российских маркетплейсах как будто для частных покупок. Формально 10 000 россиян заказывают себе одинаковые ботинки – каждый для личного пользования.
Маркетплейс собирает эти заказы в огромную партию, грузит контейнерами и ввозит в Россию. Юридически это не коммерческий импорт, а тысячи мелких покупок физлиц => никаких пошлин и НДС. Схема полностью легальная.
Результат: одни и те же ботинки российский производитель продает за 26 000 рублей (с НДС, пошлинами и сертификацией в 1 млн руб. за коллекцию), а китайцы через маркетплейс – за 5-7 тысяч. Плюс комиссия площадок: у россиян – до 47%, у китайцев – 12%. Конкурировать невозможно.
За год отрасль потеряла 134 игрока – закрывается по 2 фабрики в месяц. Это 13% сокращение ежегодно. Чебоксарская фабрика трекинговой обуви упала с 600 пар в день до 150, притом половина уходит на склад. Из 500 фабрик более-менее держатся только те сотни, что делают спецобувь.
По расчетам, бюджет недополучает 42 млрд рублей в год – только на обуви. Треть всей закупаемой обуви (около 200 млн пар) теперь идет напрямую из Китая мимо налогов.
Хорошие новости для тех, кто раньше торговал с США. Теперь снова можно отправлять с Штаты небольшие посылки с коммерческими образцами (с конца августа это опция была россиянам недоступна).
Для понимания. Коммерческий образец нужно отсылать не для того, чтобы дать возможность будущему покупателю пощупать продукцию. Покупатель в Штатах обязан иметь такой сертифицированный образец, чтобы ввезти официально большую партию в страну. А без них сделка невозможна.
Для понимания. Коммерческий образец нужно отсылать не для того, чтобы дать возможность будущему покупателю пощупать продукцию. Покупатель в Штатах обязан иметь такой сертифицированный образец, чтобы ввезти официально большую партию в страну. А без них сделка невозможна.
Гринвошинг – это введение покупателей в заблуждение относительно экологических свойств продукта: попытка подкупить зеленых не вставая с дивана.
Оказывается, что рынок косметики состоит из гринвошинг-товаров на 42%.
Союз производителей органической косметики вместе с Роскачеством проанализировали 1000 самых продаваемых кремов для лица и шампуней. Результат: почти половина зеленых товаров таковыми на самом деле не являются – это более 1,5 млн проданных единиц на >280 млн рублей.
Основные виды обмана:
• Процент натуральных компонентов без методики расчета – 19%
• Размытые формулировки типа "эко", "натуральный", "чистый" – 15%
• Ложная или неподтвержденная сертификация – 5%
• Выдача обязательных свойств за преимущества (например, "не содержит озоноразрушающих веществ", которые и так запрещены) – 5%
Оказывается, что рынок косметики состоит из гринвошинг-товаров на 42%.
Союз производителей органической косметики вместе с Роскачеством проанализировали 1000 самых продаваемых кремов для лица и шампуней. Результат: почти половина зеленых товаров таковыми на самом деле не являются – это более 1,5 млн проданных единиц на >280 млн рублей.
Основные виды обмана:
• Процент натуральных компонентов без методики расчета – 19%
• Размытые формулировки типа "эко", "натуральный", "чистый" – 15%
• Ложная или неподтвержденная сертификация – 5%
• Выдача обязательных свойств за преимущества (например, "не содержит озоноразрушающих веществ", которые и так запрещены) – 5%
Банкиры обеспокоились экспансией маркетплейсов
В авангарде нового крестового похода на маркетплейсы оказались Герман Греф и Эльвира Набиуллина.
Глава ЦБ недавно поведала о радикальном сценарии регулирования е-коммерсов: запретить маркетплейсам владеть своими финансовыми организациями. В некоторых странах такое уже работает, но пока ЦБ предлагает не торопиться и начать с запрета конкретных практик, которые "явно нарушают конкуренцию" – в первую очередь скидок при оплате картами своих банков.
Ожидаемый исход, учитывая то, как активно маркетплейсы в последнее время лезут в финтех.
А вот Греф выстроил свою линию атаки более хитроумно: запрещать е-кому финтех он не предлагает, а лишь сетует на несправедливую конкуренцию. Его тезис: печально известные скидки маркетплейсов в убыток себе – это якобы недоплаченные налоги. Государство создало им льготные условия, которыми те пользуются, чтобы давить традиционную розницу.
Греф даже оценил недостачу бюджета: 1,5 трлн рублей в год из-за корыстных площадок.
АКИТ парировала: скидка – это прямая выгода покупателя, а не доход площадки. Платить налоги с того, что не получил, невозможно. Маркетплейсы и так крупнейшие налогоплательщики с более высокой налоговой нагрузкой, чем у офлайна.
WB назвала инициативу по запрету скидок абсурдной, потому как 1) от нее пострадают миллионы покупателей – товары станут дороже; 2) текущее поведение маркетплейсов полностью соответствуют закону и рыночным практикам; 3) истинная цель банков – не помочь россиянам и государству, а нерыночным путем придушить конкурентов.
Вот и поди разберись, кто за, а кто против рыночка.
В авангарде нового крестового похода на маркетплейсы оказались Герман Греф и Эльвира Набиуллина.
Глава ЦБ недавно поведала о радикальном сценарии регулирования е-коммерсов: запретить маркетплейсам владеть своими финансовыми организациями. В некоторых странах такое уже работает, но пока ЦБ предлагает не торопиться и начать с запрета конкретных практик, которые "явно нарушают конкуренцию" – в первую очередь скидок при оплате картами своих банков.
Ожидаемый исход, учитывая то, как активно маркетплейсы в последнее время лезут в финтех.
А вот Греф выстроил свою линию атаки более хитроумно: запрещать е-кому финтех он не предлагает, а лишь сетует на несправедливую конкуренцию. Его тезис: печально известные скидки маркетплейсов в убыток себе – это якобы недоплаченные налоги. Государство создало им льготные условия, которыми те пользуются, чтобы давить традиционную розницу.
Греф даже оценил недостачу бюджета: 1,5 трлн рублей в год из-за корыстных площадок.
АКИТ парировала: скидка – это прямая выгода покупателя, а не доход площадки. Платить налоги с того, что не получил, невозможно. Маркетплейсы и так крупнейшие налогоплательщики с более высокой налоговой нагрузкой, чем у офлайна.
WB назвала инициативу по запрету скидок абсурдной, потому как 1) от нее пострадают миллионы покупателей – товары станут дороже; 2) текущее поведение маркетплейсов полностью соответствуют закону и рыночным практикам; 3) истинная цель банков – не помочь россиянам и государству, а нерыночным путем придушить конкурентов.
Вот и поди разберись, кто за, а кто против рыночка.
Вероятность, что традиционную розницу зарегулируют еще сильнее, мала, но никогда не равна нулю
Слышали же, как часто в последнее время в готовом питании от ритейлеров (X5, "Магнит", "Вкусвилл" и прочие) находят опасные бактерии, инородные предметы и другие угрозы для вашего ЖКТ? Скандалы гремят, иногда даже заканчиваются закрытиями (как в случае со "Светофором"), но институциональных изменений никто не продвигает.
Кажется, скоро все изменится, потому что против ритейла выступили рестораторы
Федерация рестораторов и отельеров России (ФРиО) в ноябре обратилась к председателю ГД с жалобой: торговые сети продают готовую еду и организуют зоны для приема пищи, но работают по более мягким правилам, чем рестораны. Это – нечестная конкуренция.
Как сегодня все устроено: фуд-зоны в супермаркетах – это розничная торговля, а не общепит. То есть магазины не оказывают услугу, а продают товар. А столики с микроволновками – это "зона отдыха покупателей", т. е. тоже не общепит. Поэтому магазины не обязаны иметь отдельные кухни, специальную вентиляцию или соблюдать требования к обработке посуды. Достаточно поставить стол и стулья.
Рестораторы же вынуждены вкладывать миллионы во все – от водоочистки и оборудования до обучения персонала. А в магазинных фуд-зонах часто даже нет мойки для рук или туалета.
Если инициативу поддержат, сетям придется либо убрать зоны питания, либо переоборудовать их под стандарты ресторанов. А это совсем другие деньги(но пойти на это, видимо, придется: слишком много сил ритейлеры уже вбухали в развитие собственных торговых марок готового питания – они приносят кучу денег и точно стоят того) .
Слышали же, как часто в последнее время в готовом питании от ритейлеров (X5, "Магнит", "Вкусвилл" и прочие) находят опасные бактерии, инородные предметы и другие угрозы для вашего ЖКТ? Скандалы гремят, иногда даже заканчиваются закрытиями (как в случае со "Светофором"), но институциональных изменений никто не продвигает.
Кажется, скоро все изменится, потому что против ритейла выступили рестораторы
Федерация рестораторов и отельеров России (ФРиО) в ноябре обратилась к председателю ГД с жалобой: торговые сети продают готовую еду и организуют зоны для приема пищи, но работают по более мягким правилам, чем рестораны. Это – нечестная конкуренция.
Как сегодня все устроено: фуд-зоны в супермаркетах – это розничная торговля, а не общепит. То есть магазины не оказывают услугу, а продают товар. А столики с микроволновками – это "зона отдыха покупателей", т. е. тоже не общепит. Поэтому магазины не обязаны иметь отдельные кухни, специальную вентиляцию или соблюдать требования к обработке посуды. Достаточно поставить стол и стулья.
Рестораторы же вынуждены вкладывать миллионы во все – от водоочистки и оборудования до обучения персонала. А в магазинных фуд-зонах часто даже нет мойки для рук или туалета.
Если инициативу поддержат, сетям придется либо убрать зоны питания, либо переоборудовать их под стандарты ресторанов. А это совсем другие деньги
"Сейчас мы активно работаем над разработкой небольших граммовок, актуальных для домохозяйств, состоящих из одного человека, а таких сегодня уже не менее 40%. Мы ввели упаковки из шести яиц и планируем добавить упаковку из четырех, а также мини-упаковки хлеба (по два куска), сосисок (по две штуки), молока (пол-литра)"
"Пятерочка", видимо, поняла, что падение потребительского спроса - это всерьез и надолго и решила ввести новые форматы.
"Пятерочка", видимо, поняла, что падение потребительского спроса - это всерьез и надолго и решила ввести новые форматы.
ЗОЖ корректирует привычные тренды не только на алкогольном рынке.
Выясняется, что всё больше россиян интересуются "полезными сладостями" - с пониженным содержанием сахара. Эти товары в последние два года показывают двузначный рост продаж, опережая показатели кондитерской категории в целом. Да, сейчас "полезные сладости" - это всего 10–12% от общего ассортимента кондитерских изделий, но сегмент активно развивается. А с учетом запроса зумеров на здоровый образ жизни совершенно точно вырастет в разы в ближайшие годы.
За год сегмент "без сахара/с пониженным содержанием сахара" в кондитерке показал рост на 8,5% в натуральном выражении - в первую очередь это пирожные длительного хранения, мармелад и печенье.
Выясняется, что всё больше россиян интересуются "полезными сладостями" - с пониженным содержанием сахара. Эти товары в последние два года показывают двузначный рост продаж, опережая показатели кондитерской категории в целом. Да, сейчас "полезные сладости" - это всего 10–12% от общего ассортимента кондитерских изделий, но сегмент активно развивается. А с учетом запроса зумеров на здоровый образ жизни совершенно точно вырастет в разы в ближайшие годы.
За год сегмент "без сахара/с пониженным содержанием сахара" в кондитерке показал рост на 8,5% в натуральном выражении - в первую очередь это пирожные длительного хранения, мармелад и печенье.
Россияне уже меньше хотят работать в крупных госкомпаниях. Уже каждый пятый опрошенный не хочет работать ни в одной из компаний из предложенного списка (это рекордный показатель).
Компанией-мечты по-прежнему остается "Газпром" - но по сравнению с 2022-м желающих получить там место упало более чем в два раза. Потеряли в привлекательности и другие топы рейтинга: "РЖД", "Росатом", Роснефть и даже Яндекс.
От места работы россияне ждут прежде всего "полный соцпакет", тогда как профессиональная самореализация и повышение квалификации как критерии работодателя с каждым годом теряют свое значение.
Компанией-мечты по-прежнему остается "Газпром" - но по сравнению с 2022-м желающих получить там место упало более чем в два раза. Потеряли в привлекательности и другие топы рейтинга: "РЖД", "Росатом", Роснефть и даже Яндекс.
От места работы россияне ждут прежде всего "полный соцпакет", тогда как профессиональная самореализация и повышение квалификации как критерии работодателя с каждым годом теряют свое значение.
Натуральный обмен вернулся в русский внешторг: представители бизнеса рассказали, что из-за санкций компании начали применять бартер с иностранцами – в некоторых сферах доля таких сделок может достигать 10-20%.
• Схемы предлагают сами банки: приходишь в банк, говоришь, что нужно закупить партию товара в Китае – тебе организуют обмен. Например, продали нефть, за это получили транспортные услуги. Притом это белая история, без особых юридических рисков (слова совладельца ПЭК Филатова).
• Крупный ретейл использует бартер для закупок товаров народного потребления. Компании обменивают пшеницу на китайские автомобили, семена льна на стройматериалы – такие сделки набирают обороты впервые с начала 1990-х.
• Минэк в 2024 разработало "Навигатор по внешнеторговым бартерным сделкам" и предлагало создать торговую площадку как бартерную биржу. Тогда инициативу забыли, но кажется, что новая итерация обсуждений может случиться совсем скоро.
• Схемы предлагают сами банки: приходишь в банк, говоришь, что нужно закупить партию товара в Китае – тебе организуют обмен. Например, продали нефть, за это получили транспортные услуги. Притом это белая история, без особых юридических рисков (слова совладельца ПЭК Филатова).
• Крупный ретейл использует бартер для закупок товаров народного потребления. Компании обменивают пшеницу на китайские автомобили, семена льна на стройматериалы – такие сделки набирают обороты впервые с начала 1990-х.
• Минэк в 2024 разработало "Навигатор по внешнеторговым бартерным сделкам" и предлагало создать торговую площадку как бартерную биржу. Тогда инициативу забыли, но кажется, что новая итерация обсуждений может случиться совсем скоро.
ЕБИТДА
Россияне уже меньше хотят работать в крупных госкомпаниях. Уже каждый пятый опрошенный не хочет работать ни в одной из компаний из предложенного списка (это рекордный показатель). Компанией-мечты по-прежнему остается "Газпром" - но по сравнению с 2022-м желающих…
Соискатели теплого места в крупных компаниях чувствуют то, что подтверждают сухие цифры: крупные компании теряют в рентабельности по целому ряду причин (от снижения мировых цен на сырье и до ослабления господдержки в условиях бюджетного дефицита). Осложняется дело ростом долговой нагрузки.
Ситуация может стать более оптимистичной уже в 2026-м, но для этого нужно, чтобы сошлись два фактора: наступление геополитической стабильности и снижение кредитных ставок.
Ситуация может стать более оптимистичной уже в 2026-м, но для этого нужно, чтобы сошлись два фактора: наступление геополитической стабильности и снижение кредитных ставок.
Коммерсантъ
Крупные компании теряют в рентабельности
Мониторинг бизнес-климата
Forwarded from Без рецепта
ЕС побил пятилетний рекорд по закупке российских лекарств.
В сентябре этого года страны Евросоюза приобрели у России медикаментов на 7,6 млн евро — это максимум с декабря 2020 года и в 7,2 раза больше в месячном выражении, посчитали «РИА Новости» на основе данных Евростата. Год к году закупки выросли примерно в пять раз.
Суммарно за три квартала 2025 года ЕС ввёз лекарств из РФ на 26,9 млн евро, что вдвое больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Больше всего российской фармпродукции внутри ЕС ввезли: Словения (6,5 млн евро) и Венгрия (951 тыс. евро).
Россия от европейских лекарств тоже не отказывается – в сентябре импорт увеличился на 14% в месячном выражении и на девять% — в годовом, до 553,8 млн евро. Однако годовая динамика по итогам трёх незначительна — плюс 1,1% (5,1 млрд евро).
Основные экспортёры в этом месяце:
🔘 Германия (134,6 млн евро);
🔘 Нидерланды (82,7 млн евро);
🔘 Бельгия (78,1 млн евро);
🔘 Словения (49 млн евро);
🔘 Австрия (31 млн евро).
™ Без рецепта
В сентябре этого года страны Евросоюза приобрели у России медикаментов на 7,6 млн евро — это максимум с декабря 2020 года и в 7,2 раза больше в месячном выражении, посчитали «РИА Новости» на основе данных Евростата. Год к году закупки выросли примерно в пять раз.
Суммарно за три квартала 2025 года ЕС ввёз лекарств из РФ на 26,9 млн евро, что вдвое больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Больше всего российской фармпродукции внутри ЕС ввезли: Словения (6,5 млн евро) и Венгрия (951 тыс. евро).
Россия от европейских лекарств тоже не отказывается – в сентябре импорт увеличился на 14% в месячном выражении и на девять% — в годовом, до 553,8 млн евро. Однако годовая динамика по итогам трёх незначительна — плюс 1,1% (5,1 млрд евро).
Основные экспортёры в этом месяце:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
За последние 10 лет в стране стало больше россиян, которые работают по полученной специальности.
Причин здесь может быть сразу несколько:
• зумеры стали тщательнее подходить к выборы профессии, чем их родители
• вырос спрос на "синие воротнички", а зарплата в той же промышленности многократно выросла
Причин здесь может быть сразу несколько:
• зумеры стали тщательнее подходить к выборы профессии, чем их родители
• вырос спрос на "синие воротнички", а зарплата в той же промышленности многократно выросла
Тренд на унификацию условий и правил добрался до супермаркетов. А именно - появилось предложение (справедливое) уравнять санитарные нормы для общепита и супермаркетов, продающих готовую еду. Сейчас для первых правила значительно жестче.
Инициаторы изменений - рестораторы, которых поддержали в Госдуме.
"Рестораны и кафе обязаны соблюдать комплексные СанПиН, которые регламентируют планировку помещений, исключающую встречные потоки сырья и готовой продукции, организацию отдельной приточно-вытяжной вентиляции, производственный контроль по принципам ХАССП, строгие правила товарного соседства и маркировки инвентаря. В торговых залах магазинов с ограниченной площадью такие требования зачастую не выполняются. В конечном счете для потребителей готовая еда из торговых сетей содержит больше рисков, чем из заведений общественного питания"
И там, и там готовится еда - но продаваемая у ритейлеров "готовая еда" определяется как розничная торговля, а не общественное питание .
При этом, в крупных фастфуд-сетях процессы максимально автоматизированы и уровень стерильности, за редким исключением, достаточно высокий. А вот торговые сети не обязаны иметь отдельные помещения для приготовления пищи, специальные системы вентиляции или соблюдать те же требования к обработке посуды. По сути, поставил стол и стулья в торговом зале - и всё. На лицо - неравноправные условия для игроков одной отрасли.
Инициаторы изменений - рестораторы, которых поддержали в Госдуме.
"Рестораны и кафе обязаны соблюдать комплексные СанПиН, которые регламентируют планировку помещений, исключающую встречные потоки сырья и готовой продукции, организацию отдельной приточно-вытяжной вентиляции, производственный контроль по принципам ХАССП, строгие правила товарного соседства и маркировки инвентаря. В торговых залах магазинов с ограниченной площадью такие требования зачастую не выполняются. В конечном счете для потребителей готовая еда из торговых сетей содержит больше рисков, чем из заведений общественного питания"
И там, и там готовится еда - но продаваемая у ритейлеров "готовая еда" определяется как розничная торговля, а не общественное питание .
При этом, в крупных фастфуд-сетях процессы максимально автоматизированы и уровень стерильности, за редким исключением, достаточно высокий. А вот торговые сети не обязаны иметь отдельные помещения для приготовления пищи, специальные системы вентиляции или соблюдать те же требования к обработке посуды. По сути, поставил стол и стулья в торговом зале - и всё. На лицо - неравноправные условия для игроков одной отрасли.