ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Молочного суррогата станет меньше

Почему? Минсельхоз предложил вывести из-под льготной ставки НДС (10%) молочные изделия с заменителями молочного жира - к ним относятся, например, различные пудинги/муссы, спреды, соусы и т.д.

И этот случай, когда фискальное решение направлено, скорее, не на дополнительное пополнение бюджета, а на очищение отрасли - теперь те, кто занимается производством молочных имитаций хотя бы не будут иметь преимуществ перед полноценными "молочниками".

А дальше включится его величество Рынок - потребители начнут, при большей ценовой схожести, отдавать предпочтение натуральных продуктов. И, как следствие, рынок начнет самоочищение - двигаясь от количества к качеству.

А учитывая, что ранее в магазинах стали блокировать
продажу просрочки и фальсификата молока (с помочью системы маркировки), то сфера молочных продуктов может стать первой в продуктовой отрасли, где произойдет полноценное обеление.
ЕС планирует запретить ввоз "опасных товаров" из Китая

И это неплохой повод задуматься о том, что помимо дешевой техники ввозят в РФ из Поднебесной.

Из 4,6 млрд недорогих посылок, которые ввезли в Евросоюз в 2024 году, 90% были из Китая. Часто то, что обнаруживают в этих посылках, небезопасно для здоровья и жизни покупателей: особенно детские игрушки и косметика.

В идеале все такие товары должны проходить процедуры сертификации, чтобы и регулятор, и покупатель точно понимали, из чего те сделаны и как могут повлиять на здоровье.

Но китайский ритейл придерживается других соображений: онлайн-платформы вроде Shein и Alibaba не несут ответственности за товары сторонних продавцов. Таможенные службы импортеров же перегружены и выявляют крошечную часть нарушений.

В России же товары с китайских площадок часто заказывают не напрямую, а через перекупщиков на Ozon и Wildberries. Формально это все почти российское, фактически – те же китайские товары без должного контроля качества.

В конце июля 2026 ЕС введет пошлину в €3 на каждую посылку, а к 2028 запустит общеевропейский центр отслеживания.

Действия российских регуляторов предсказать сложно, но от себя посоветуем лишь одно: изучайте товары, которые вы планируете покупать.
Рынок digital-рекламы в России продолжает расти - за год он оформил +12%. Но структура главных рекламодателей продолжает меняться: активнее стали рекламироваться товары повседневного спроса (повлияли развитие быстрой доставки и интеграция с маркетплейсами).

Активнее всех в 2025-м росли рекламные онлайн-бюджеты в сфере "бытовая химия" (в 2,2 раза), "парфюмерия" (+71%), "медоборудование" (+65%) и медицинские услуги" (+56%).

Среди тех, кто резко снизил свои траты на продвижение в интернете, особо выделяются букмекеры (-33%; причина - реформа системы налогообложения), а также сегменты "видеопродукция и игры" (-60%) и fashion-сегмент (-4%, хотя в последние годы наблюдался активный рост).
Немного о том, как СМИ разводят пустую панику по поводу нелегальных мигрантов.

"Известия" на днях провели журналистское расследование: мол, агентства занятости десятками тысяч нанимают гастарбайтеров якобы к себе на работу и втихую перепродают их другим компаниям. Те платят зарплаты в серую, агентства зарабатывают по 100 млрд рублей в год, а государство недосчитывается налогов.

В качестве пруфа: у корреспондента газеты получилось договориться с одной такой конторой о найме пяти граждан Таджикистана в обход законных процедур.

В ответ BFM провели свое расследование – чуть более комплексное: обзвонили несколько кадровых компаний, представившись заказчиком, которому нужны 20 разнорабочих без официального оформления.

Результаты:

1. Большинство предлагали легальные схемы. Классический аутстаффинг по 5-6 тысяч за смену с официальным трудоустройством.

2. Аутсорсинг через самозанятых. Рекрутмент за 25 тысяч с подбором персонала, где клиент сам решает, как оформлять отношения. Как и в первом случае, рекрутер ничего не нарушает.

3. Серая схема нашлась только в одной компании. Согласились оформить работников на четверть ставки (11,6 тысячи рублей), из которых 8,2 тыс. – официальная зарплата с налогами, а остальное – в конверте.

4. Этот рынок оказался меньше, чем кажется. Весь аутстаффинг в России – это около 200 млрд рублей в год. Это годовая зарплата примерно 200 тысяч работников, а не миллионов.

Так что недобросовестные конторы, конечно, есть, но на такой риск идти готов мало кто: если такая схема вскроется, репутации бренда гарантирован мощный урон, а юрлицу – санкции регулятора.

Куда больше рынок труда сейчас озабочен другой проблемой: волнами трудовых мигрантов из Индии и Пакистана. Нелегалов среди выходцев побережья Индийского океана меньше, чем в случае с мигрантами из Средней Азии, а вот проблем с ассимиляцией – воз и маленькая тележка.​​​​​​​​​​​​​​​​
Россия подсаживается...на казеиновую иглу!

А если серьезно, то кейс с мороженым - это когда совпали сразу несколько факторов: смена экспортного направления (вместо Европы - страны Азии и Африки), удачные бизнес-стратегии компаний и гослобби.
• за год объем продаж сигарет в России вырос на 5%

• россияне в 2025-м потратили на сигареты 1,5 трлн руб. (+14% к 2024 году)

• Забайкальский край и Амурская обл. - одни из лидеров прошлого года по потреблению табаку - в этом году не попал в топ-5
Строительство входит в топ-5 отраслей по кадровому дефициту.

Нехватка в отрасли сейчас - 160 000 человек. А к 2030-му она достигнет еще около 789 000 работников. Особый спрос - на каменщиков, монолитчиков, сварщиков, электромонтажников и сантехников.

Так, в первом полугодии 2025-го потребность в каменщиках выросла на 72% - а их средний оклад поднялся до 198 тыс. руб. Спрос на отделочников (маляров, штукатуров) увеличился более чем в 2 раза (средняя з/п - 164 тыс. руб.). За кровельщиками и арматурщиками тоже идет настоящая охота - получают они уже около 173 000 рублей.

Причем, чем выше квалификация требуется - тем сложнее найти подходящего специалиста. Если сварщика 3-го разряда найти проще, то аналогичные сотрудники 5–6-го разряда – настоящий дефицит, их зарплата уже достигает 300 тыс. руб.

А активнее всего специалистов ищут в Краснодаре, Казани и Новосибирске - неопровержимое доказательство девелоперской активности в регионах.
Платежная система "Мир" в 2025 году ежесуточно обрабатывает порядка 80 млн транзакций. За 10 лет существования было проведено 86 млрд операций и выпущено 470 млн карт.

Суммарный оборот с момента запуска в 2015 году достиг 101 трлн рублей – почти втрое больше, чем планируемые доходы бюджета РФ за 2025.

Самые популярные сценарии использования – оплата в супермаркетах, кафе и ресторанах, а также проезд в общественном транспорте. Короче, повседневные операции обычных россиян.

Бонусом "Мир" стал основным инструментом для получения соцвыплат и господдержки, включая электронные сертификаты.

Самый удачный пример импортозамещения на данный момент.
Nothing personal

Немецкая Metro продолжает вкладывать в Россию - по итогам финансового года 2024/25 инвестиции в российские магазины сети выросли на 13% (до €43 млн), выручка составила €2,6 млрд (+6,7%).

Откуда такая настойчивость? Всё просто - Россия делает 8% выручки группы, уступая среди европейских стран лишь Франции и Германии. Уйти из страны - дать фору двум другим западным FMCG-ритейлерам (французскому "Ашану" и немецкому Globus), которые продолжают работу в стране.
За год число россиян, которые покупают онлайн (без учёта маркетплейсов) выросло на 16%.

Быстрее всего растёт доставка еды: 24% всех онлайн-расходов составили продукты (+4,6% за год), а услуги - 18% (драйверы - туризм и образование). Среди товаров чаще платят за стройку или ремонт, а также за одежду и технику.

Что интересно - доля женщин среди покупателей достигла 57%, а самой платёжеспособной группой оказались люди в возрасте 35–44 лет (39% всех онлайн-трат, 37% от всех покупателей). При этом молодёжь от 18 до 24 лет отвечает за треть (33%) всех потраченных сумм.
Если в последние месяцы вам стало казаться, что неконкурентные практики в ритейле применяют только маркетплейсы – вам надо лучше следить за работой ФАС: на неделе служба изучила закупочные цены десяти крупнейших торговых сетей за январь-август 2025 года и сравнила их с розничными ценами на полках.

Вердикт: наценки на ряд продуктов питания завышены.

Какие именно товары попали под подозрение – ФАС пока не раскрывает. Зато уже направила официальные запросы X5, "Магниту", "Ленте", "Дикси", "Азбуке вкуса" и еще пяти федеральным сетям с требованием обосновать такую маржу. Если нарушения подтвердятся, служба обещает принять меры.

Для справки: эксперты рынка говорят, что средняя наценка сетей – от 80% до 100%, причем на социально значимые товары она минимальная (иногда даже нулевая или отрицательная – вспоминаем кейс питерского дискаунтера), а вот на премиальные категории – кратно выше. В X5 уже отреагировали, заверив, что на социально значимые позиции наценки минимальны.​​​​​​​​​​​​​​​​
Кадровые итоги года – что говорят эйчары и чего ждать в 2026 году

• Гонка зарплат продолжится. Их повысят 83% компаний в РФ – в среднем на 5-10%, то есть на уровень инфляции. Вынужденная мера на фоне кадрового голода. Правда, теперь фокус при индексациях сделают на ключевых сотрудниках, чтобы уменьшить текучку. Компаний, которые вообще не планируют повышать зарплаты, всего 5%.

• Автоматизация. 70% компаний закладывают рост бюджетов на цифровизацию HR-процессов, но внедрение тормозится – компании пока не готовы выделять достаточное количество денег на то, чтобы радикально автоматизировать эту часть своей работы. Так что массово цифровизация скорее ограничится ChatGPT, куда эйчары уже сегодня сгружают резюме для проверки.

• ИИ создает новые рабочие места. Половина работодателей увеличит бюджет на искусственный интеллект, но вопреки страшилкам о сокращениях, технология пока требует дополнительных рук – специалистов по внедрению. Еще треть компаний занимает выжидательную позицию и смотрит, как ИИ работает у других.

• Обучение вместо найма. Около 70% компаний делают ставку на переобучение: нанять нового человека стало сложнее и дороже, чем научить старого новым навыкам.

• Вместо поиска нового руководителя отдела обязанности часто распределяют между оставшимися сотрудниками. Работы больше, а доплаты нет – такова суровая реальность кадрового дефицита.
🍦 Кубанское мороженое покоряет Дубай

Краснодарский пломбир стал хитом за границей. С начала года кубанские предприятия отправили на экспорт почти тысячу тонн мороженого. Основные направления поставок — Абхазия, Южная Осетия и Азербайджан, но сладкий десерт теперь отправляют и в ОАЭ с Китаем.

Все 146 партий прошли контроль качества и получили одобрение на экспорт.

Подписаться | Прислать новость
На Дальнем Востоке ширится малая промышленность – суммарный доход производственных МСП увеличился в полтора раза за последние два года: с 600 млрд руб. в 2022 году до 900 млрд в 2024. Тем временем число малых и средних предприятий превысило 24 тысячи.

75% этого роста – заслуга обработки. Притом четверть из них – это пищепром, предприятия по переработке рыбы и морепродуктов.

На первый взгляд кажется, что такой скачок доходов произошел из-за инфляции. Это важный фактор, но не единственный: главную роль сыграла господдержка. За два года ей воспользовались 44% промышленных МСП региона: через Национальную гарантийную систему малый и средний бизнес привлек 17,9 млрд руб. заемных финансов. Только за восемь месяцев 2025 добавилось еще 4,43 млрд.

Приятно, что промышленный рост оживляет пространство вокруг: под предприятия подтягивается логистика, инфраструктура, растет спрос на научные разработки. Плюс география: близость к рынкам Азии и богатые рыбные ресурсы создают естественные конкурентные преимущества для местных производителей.

Где больше всего предприятий:

• Приморский край – 23%
• Хабаровский край – 15%
• Республика Саха (Якутия) – 15%
• Республика Бурятия – 11%
• Амурская область – 10%
Питер, а не Москва, уже третий год подряд - лидер по тратам на новогоднее украшение города.

Главный "растратчик" - Адмиралтейский район (почти 80 млн). В Москве дороже всего обошлось оформление искусственными елями района Коммунарка (почти в 30 млн руб.)

За пределами столиц особо отличился Сыктывкар: "кажется, что к 2026 году в Сыктывкаре светится все, что только возможно", - пишут местные.
ЕБИТДА
Тренд на унификацию условий и правил добрался до супермаркетов. А именно - появилось предложение (справедливое) уравнять санитарные нормы для общепита и супермаркетов, продающих готовую еду. Сейчас для первых правила значительно жестче. Инициаторы изменений…
У Х5 количество фабрик-кухонь уже сопоставимо с крупной сетью общепита, и X5 будет дальше его наращивать, выстраивая свою компетенцию в готовой еде таким образом, чтобы обеспечивать не только ей свои магазины, но и продавать через другие каналы. По сути, сейчас для нас готовая еда — отдельное бизнес-направление. За год продажи нашей готовой еды увеличились на 49%, а в чеках она стала появляться на треть чаще.

Говорит президент Х5.

Надо признать, что далее в интервью Екатерина Лобачева признает, что пришло время заняться регуляторикой в этом вопросе, справедливо полагая, что если это не сделать, то можно получить вал проверок от различных органов в ответ на каждый кейс с тараканом или отравлением.
Еще одно подтверждение того, что привычка к ЗОЖу коснулась даже алкогольных напитков - те, кто пока не отказался совсем, пытается хотя бы снизить градус. Итог - в 2025-м продолжило расти потребление игристых вин. Правда, тренд распространяется пока только на мегаполисы. В региональных райцентрах к замене "беленькой" на петнаты пока не готовы.

Да, резкий скачок случился в 2024-м, когда произвели на 25% больше продукта год к году, но тенденция продолжилась и в этом году (хотя не так активно - из-за меньшего урожая и повышения акцизов). Рост достигается за счет роста объема именно российских вин.

Еще один важный сдвиг в модели потребителей - шампанское перестает быть исключительно сезонным напитком, его потребление распределяется по всему году уже равномернее, чем когда-либо до этого.
Вот только ситуация с отелями начала налаживаться, как агрегаторы сразу напомнили, кто тут заказывает музыку: онлайн-сервисы бронирования повысили комиссии для всего гостиничного бизнеса.

Ценовую политику поменял более-менее весь крупняк: "Яндекс Путешествия" подняли комиссию с 15% до 17%, а по премиальным программам продвижения до 20-25%. "Авито Путешествия" накинули 20% на услуги продвижения. RealtyCalendar тоже не отстал.

Агрегаторы объясняют повышение так:

• инфляция 7% в 2025 году
• рост НДС с 20% до 22%
• вложения в развитие сервисов и поддержку растущей аудитории
• увеличение операционных издержек

Справедливости ради, зарубежный Booking в свое время брал от 17% и выше. Так что новые российские тарифы – это просто возврат к международным стандартам, которые были до 2022 года.

Что дальше? Отельеры в шоке, но выбора особо нет: агрегаторы – ключевой канал продаж. В краткосрочной перспективе расходы лягут на гостиницы, но со временем неизбежно переложатся на гостей через повышение цен.

Есть и альтернатива: вкладываться в собственную таргетированную рекламу и прокачивать прямые продажи через лендинги. Это тоже стоит денег, но с учетом роста комиссий может со временем стать выгоднее работы через посредников – особенно для отелей с хорошей локацией и репутацией.
Минэк опубликовал занятное исследование креативной экономики в РФ, где постановил: главное препятствие для развития индустрий в РФ – кадры. А точнее их отсутствие.

К главным выводам:

1. Креативная экономика приносит 7,5 трлн рублей в год – это 4,1% ВВП страны. В секторе работают 5,4 млн человек, почти каждый 16-й трудоспособный житель. С 2017 года креативная экономика росла в четыре раза быстрее остальной, но сильнее реагирует на кризисы.

2. Дефицит кадров уже критический: нужно минимум 75 тысяч новых специалистов ежегодно, чтобы достичь цели – 6% ВВП к 2030 году. При этом 54% работодателей жалуются на нехватку квалифицированных спецов, 43% – на дефицит менеджеров.

3. Рынку нужны не просто креаторы, а "гибриды" – дизайнеры, который сами запустят работу через ИИ-инструменты, адаптируют под платформы и протестируют эффективность. Особенно такие востребованы в рекламе, кино, анимации и диджитал-дизайне.

4. Не хватает middle-специалистов с опытом – тех самых "доученных", из которых вырастают руководители. Компании готовы брать даже подростков из школ креативных индустрий, лишь бы закрыть вакансии.

5. Вузы не совсем в коннекте с реальностью. Пока в учебных планах доминируют классические подходы, рынок подсел на ИИ и аналитические платформы. Преподаватели часто не имеют актуального практического опыта, а лучшие специалисты из индустрии слишком заняты, чтобы преподавать.

6. Зарплаты растут медленно. В маркетинге, рекламе и PR зарплаты за год выросли всего на 10% – это меньше, чем в HR (16%) или банковской сфере (13%). Это при всем дефиците кадров и обилии джунов в индустрии. То есть работодателям тоже стоит задуматься, все ли они делают правильно.
Россияне всё больше едят черную икру: в 2024 году ее стали покупать на 9% чаще. Рост цен при этом составил 7-8%, что ниже инфляции за прошлый год (9,52%) – ценам не дает разрастаться избыточное производство.

Как мы от "черная икра – дефицитный продукт для резидентов Рублевки" пришли к этому?

Немного истории

В 1990-х осетровые запасы на Каспии деградировали: браконьерство процветало, контроля не было, а маржа была огромной.

Образовался дефицит, и к началу 2000-х международная система CITES ввела жесткие ограничения на торговлю дикой икрой, а Россия и соседи запретили промышленный лов осетровых.

Легальная икра переехала на аквафермы.

Вы еще учитывайте, что разведение осетровых и добыча икры – ремесло крайне медленное: осетры начинают давать икру в 7-10 лет, белуги – в 2027. И это только временные инвестиции, есть ведь еще денежные.

И все же в 2010-х фермерский рынок хорошо вырос. Производство икры с 13 тонн в 2010 достигло 44 тонн к 2018. Приоритетом стали ветконтроль, прозрачность и премиальный потребитель через HoReCa и ритейл. К 2023 году выпуск достиг почти 70 тонн.

А что сегодня?

По данным Росрыболовства, сейчас производство держится на уровне 60 тонн в год, хотя ветеринарный учет за 11 месяцев 2025 зафиксировал 88 тонн – разница в методиках подсчета. Практически весь объем уходит на внутренний рынок.

Притом растет не только количество покупок, но и культура потребления: типичные фасовки увеличились до 50-100 граммов (в противовес всеобщей шринкфляции), а сезонность сместилась на ноябрь-январь.

Средний ценник – 50 тысяч рублей за кило, но зависит от региона и рыбины: белужья икра стоит 130 тысяч, стерляди – 45 тыс., а в ресторанах столицы 100 граммов легко могут стоить 31 тыс.

Главная проблема сейчас (как и везде) – фальсификат. Китайские сверхдешевые подделки продают под видом астраханской икра. Закономерно 1 мая 2024 на продукт действует обязательная маркировка через "Честный знак" (с тех пор система выявила >5 тонн фальсификата).

Экспорт после санкций сместили на Азию и Ближний Восток: ОАЭ, Гонконг, Китай. За 10 месяцев 2023 из РФ вывезли всего 2,4 тонны – объемы скромные.

В мире сейчас доминирует Китай с сотнями тонн от одного производителя. Россия же осталась нишевым игроком, несмотря на сильный бренд происхождения.