Эксперимент по маркировке молочной продукции стартовал летом прошлого года и должен закончиться 31 декабря.
Сопротивление части бизнеса уже давно стало нормой: кто-то не хочет показывать свои реальные обороты, кто-то боится новизны. У молочников тоже есть лобби, пытающееся оттянуть начало обязательной маркировки под предлогом неготовности отрасли.
Как правило, чиновники стараются идти на уступки. По крайней мере, если есть возможность сдвинуть сроки чуть вправо. По нашей информации из Минэкономразвития, во вторник состоялась встреча представителей министерства с коллегами из Минпромторга. Договорились о наиболее удобной для производителей молока этапности:
• с 20 января - старт маркировки, но она бесплатная и добровольная
• с 1 мая - становится обязательной, вводятся санкции за оборот немаркированного мороженого, сливочного масла и сыра
• с июля - добавляются йогурт, кефир, творог, молоко и сливки с длинным сроком годности
• с октября - всё остальное - молоко и сливки сроком годности до 28 дней и сгущенка.
Всем фермерам дают еще один дополнительный год.
Кроме того, предлагается растянуть во времени включение поэкземплярного контроля и промежуточного звена (между производством и розницей). С октября 2021 - обязательный контроль маркировки на кассах в момент продажи. С мая 2022 года необходимо отправлять в систему данные только о количестве товара (партии) и только с мая 2023 информацию о движении по цепи каждой единицы.
Если и после этого отдельные игроки на рынке продолжат вставлять палки в колеса, можно смело делать вывод о банальном саботаже, обращать внимания на который не имеет смысла.
Сопротивление части бизнеса уже давно стало нормой: кто-то не хочет показывать свои реальные обороты, кто-то боится новизны. У молочников тоже есть лобби, пытающееся оттянуть начало обязательной маркировки под предлогом неготовности отрасли.
Как правило, чиновники стараются идти на уступки. По крайней мере, если есть возможность сдвинуть сроки чуть вправо. По нашей информации из Минэкономразвития, во вторник состоялась встреча представителей министерства с коллегами из Минпромторга. Договорились о наиболее удобной для производителей молока этапности:
• с 20 января - старт маркировки, но она бесплатная и добровольная
• с 1 мая - становится обязательной, вводятся санкции за оборот немаркированного мороженого, сливочного масла и сыра
• с июля - добавляются йогурт, кефир, творог, молоко и сливки с длинным сроком годности
• с октября - всё остальное - молоко и сливки сроком годности до 28 дней и сгущенка.
Всем фермерам дают еще один дополнительный год.
Кроме того, предлагается растянуть во времени включение поэкземплярного контроля и промежуточного звена (между производством и розницей). С октября 2021 - обязательный контроль маркировки на кассах в момент продажи. С мая 2022 года необходимо отправлять в систему данные только о количестве товара (партии) и только с мая 2023 информацию о движении по цепи каждой единицы.
Если и после этого отдельные игроки на рынке продолжат вставлять палки в колеса, можно смело делать вывод о банальном саботаже, обращать внимания на который не имеет смысла.
Из-за уточнения статистики за прошлый год Росстат пересмотрел данные по спаду промышленного производства:
• май - 7,9% (было - 9,6%)
• июль - 5,9% (8%)
• август - 4,2% (7,2%)
Кроме того, улучшен показатель по росту промышленности в I квартале - 2,9% (вместо 1,5%).
Динамика производства в сентябре относительно прошлого года (августа):
• пищевые продукты: 2,2% (3,1%)
• табачные изделия: -2,1% (-9,6%)
• текстиль: 14,5% (5,2%)
• одежда: 4,4% (-0,5%)
• обувь: -7,2% (3,6%)
• бумага: -5,5% (-1,1%)
• мебель: 16,6% (13,5%)
• лекарства: 22,4% (15,3%)
• металлургия: -1,9% (-0,3%)
• компьютеры, электроника, оптика: -10,4% (-16,2%)
• автотранспорт, прицепы: 3,3% (48,3%)
• двигатели внутреннего сгорания -7,6% (63,9%)
• май - 7,9% (было - 9,6%)
• июль - 5,9% (8%)
• август - 4,2% (7,2%)
Кроме того, улучшен показатель по росту промышленности в I квартале - 2,9% (вместо 1,5%).
Динамика производства в сентябре относительно прошлого года (августа):
• пищевые продукты: 2,2% (3,1%)
• табачные изделия: -2,1% (-9,6%)
• текстиль: 14,5% (5,2%)
• одежда: 4,4% (-0,5%)
• обувь: -7,2% (3,6%)
• бумага: -5,5% (-1,1%)
• мебель: 16,6% (13,5%)
• лекарства: 22,4% (15,3%)
• металлургия: -1,9% (-0,3%)
• компьютеры, электроника, оптика: -10,4% (-16,2%)
• автотранспорт, прицепы: 3,3% (48,3%)
• двигатели внутреннего сгорания -7,6% (63,9%)
В августе заметно вырос объем кредитования малого и среднего бизнеса:
• Общая сумма - 698 млрд рублей (+7,2% к июлю и +25% относительно прошлого года).
• Количество кредитов - 272 тыс. (+10,4% / в 2,7 раза).
• Число заемщиков - 236,8 тыс. (+12,1% / в 2,7 раза).
По состоянию на 1 сентября кредит имели более 427 тыс. малых и средних компаний, на 35,6% больше, чем в начале года. При этом средний размер займа значительно уменьшился по сравнению с мартом - 2,6 вместо 5,7 млн рублей.
Основной фактор, обеспечивающий такую динамику - льготные программы. С апреля объем льготных кредитов, выданных МСБ, превысил 1 трлн рублей (всего за первые семь месяцев получено около 3,9 трлн рублей). Кроме того, сейчас самая низкая стоимость кредита за весь постсоветский период, и предприниматели активно этим пользуются.
В результате по состоянию на 1 сентября общая задолженность небольших компаний перед банками составила 5,2 трлн руб., что на 10,2% превышает показатели начала года.
Пока доля просроченных долгов прибавила совсем немного: на 1 января - 11,9%, на 1 августа - 11%, на 1 сентября - 12,2%. Но риски невозврата кредитов растут (простой, падение продаж), и в следующем году пропорция может кардинально измениться. Особенно если ситуация с пандемией пойдет по неблагоприятному сценарию.
• Общая сумма - 698 млрд рублей (+7,2% к июлю и +25% относительно прошлого года).
• Количество кредитов - 272 тыс. (+10,4% / в 2,7 раза).
• Число заемщиков - 236,8 тыс. (+12,1% / в 2,7 раза).
По состоянию на 1 сентября кредит имели более 427 тыс. малых и средних компаний, на 35,6% больше, чем в начале года. При этом средний размер займа значительно уменьшился по сравнению с мартом - 2,6 вместо 5,7 млн рублей.
Основной фактор, обеспечивающий такую динамику - льготные программы. С апреля объем льготных кредитов, выданных МСБ, превысил 1 трлн рублей (всего за первые семь месяцев получено около 3,9 трлн рублей). Кроме того, сейчас самая низкая стоимость кредита за весь постсоветский период, и предприниматели активно этим пользуются.
В результате по состоянию на 1 сентября общая задолженность небольших компаний перед банками составила 5,2 трлн руб., что на 10,2% превышает показатели начала года.
Пока доля просроченных долгов прибавила совсем немного: на 1 января - 11,9%, на 1 августа - 11%, на 1 сентября - 12,2%. Но риски невозврата кредитов растут (простой, падение продаж), и в следующем году пропорция может кардинально измениться. Особенно если ситуация с пандемией пойдет по неблагоприятному сценарию.
Интересная общественная инициатива, уже поддержанная в Госдуме, ОП и "Деловой России" - наносить специальные метки на еду и напитки с содержанием сахара свыше 5 г на 100 г продукта.
Свежие данные Роспотребнадзора, чтобы оценить масштаб проблемы: избыточная масса тела наблюдается у 47,6% мужчин и 35,6% женщин в России, ожирение - у 19% мужчин и 27,6% женщин. А еще сахар вызывает сердечно-сосудистые заболевания (главная причина смертности), диабет, онкологию, ослабление иммунитета, деформацию костной ткани и т.д.
Сегодня на полках магазинов не просто много еды с излишним количеством сахара. Он уже давно стал универсальной пищевой добавкой, которую производители добавляют повсеместно для того, чтобы сделать продукт "вкусным". При этом часто данная информация не отражается (или не в полной мере отражается) на упаковке.
Особая статья - продукты для детей (сладости, газировка, чипсы и т.д.). Вместо предупреждения о повышенном содержании сахара они ярко и красиво упакованы, чтобы привлечь внимание. Именно в детстве формируются вкусовые пристрастия. А за последние три года завтрак ребенка стал на 18% слаще.
Здоровье человека напрямую зависит от нашего питания. Ты то, что ты ешь. И люди имеют право знать, что они потребляют.
Свежие данные Роспотребнадзора, чтобы оценить масштаб проблемы: избыточная масса тела наблюдается у 47,6% мужчин и 35,6% женщин в России, ожирение - у 19% мужчин и 27,6% женщин. А еще сахар вызывает сердечно-сосудистые заболевания (главная причина смертности), диабет, онкологию, ослабление иммунитета, деформацию костной ткани и т.д.
Сегодня на полках магазинов не просто много еды с излишним количеством сахара. Он уже давно стал универсальной пищевой добавкой, которую производители добавляют повсеместно для того, чтобы сделать продукт "вкусным". При этом часто данная информация не отражается (или не в полной мере отражается) на упаковке.
Особая статья - продукты для детей (сладости, газировка, чипсы и т.д.). Вместо предупреждения о повышенном содержании сахара они ярко и красиво упакованы, чтобы привлечь внимание. Именно в детстве формируются вкусовые пристрастия. А за последние три года завтрак ребенка стал на 18% слаще.
Здоровье человека напрямую зависит от нашего питания. Ты то, что ты ешь. И люди имеют право знать, что они потребляют.
Правительство с 2009 года субсидирует строительство новых судов в России, компенсируя расходы заказчиков в размере 2/3 ставки кредита или лизингового платежа.
По оценкам, в 2009-2019 гг. было выделено около 12 млрд рублей. На начало 2020 года закончено субсидирование 27 судов, еще по 120 оно продолжалось.
Действующая сейчас программа завершается, и Минпромторг хочет ее продлить до 2023 года включительно (в объеме 10,4 млрд рублей). При этом ее распространят на рыбопромысловые суда, в отношении которых снимут ограничение в предельной стоимости судна - 1,5 млрд руб.
Решение верное: средний возраст рыбопромыслового флота - 32 года, а окупается он медленнее, чем транспортный или пассажирский. Кроме того, иностранные верфи строят на 30-40% дешевле и значительно быстрее. Субсидия повысит конкурентоспособность российских заводов.
К тому же благодаря ей раньше строились в основном танкеры и сухогрузы. Сейчас грузовые серии в сегменте "река-море" уже завершены, новые заказы в проекте. Осталось только выяснить, будет ли этот механизм распространяться на строительство судов через инвестквоты, на которые приходится более 80% новых заказов в отрасли.
По оценкам, в 2009-2019 гг. было выделено около 12 млрд рублей. На начало 2020 года закончено субсидирование 27 судов, еще по 120 оно продолжалось.
Действующая сейчас программа завершается, и Минпромторг хочет ее продлить до 2023 года включительно (в объеме 10,4 млрд рублей). При этом ее распространят на рыбопромысловые суда, в отношении которых снимут ограничение в предельной стоимости судна - 1,5 млрд руб.
Решение верное: средний возраст рыбопромыслового флота - 32 года, а окупается он медленнее, чем транспортный или пассажирский. Кроме того, иностранные верфи строят на 30-40% дешевле и значительно быстрее. Субсидия повысит конкурентоспособность российских заводов.
К тому же благодаря ей раньше строились в основном танкеры и сухогрузы. Сейчас грузовые серии в сегменте "река-море" уже завершены, новые заказы в проекте. Осталось только выяснить, будет ли этот механизм распространяться на строительство судов через инвестквоты, на которые приходится более 80% новых заказов в отрасли.
Из-за непонимания того, какие ограничительные меры предпримет государство во вторую волну пандемии, малый и средний бизнес теряет уверенность.
Индекс деловой активности RSBI после заметного улучшения в августе начал снижаться в сентябре - с 47 до 46,6 пункта. Минимальные показатели были в апреле - 38,5.
От тревожных настроений не спасает даже неплохая динамика по выручке: в сентябре ее реальный рост зафиксировали 16% предпринимателей (+4% к августу), о сокращении заявили 54% респондентов (-6%).
В первую очередь такой настрой отражается на инвестициях. Доля компаний, которые их наращивали, уменьшилась с 18% до 14%. Доля компаний, планировавших их будущем, сократилась с 25% до 20%. Если в августе хотели увеличить штат 17% предпринимателей, то в сентябре уже 14%. При этом на 1% выросла доля тех, кто хочет персонал сократить.
Данные Magram Market Research и Промсвязьбанка о готовности предпринимателей работать в условиях карантинных ограничений:
• не более месяца - 13%
• от 1 до 3 месяцев - 20%
• от 3 до 6 месяцев - 16%
• от 6 месяцев до года - 11%
• более года - 27%
• затруднились ответить - 13%
Индекс деловой активности RSBI после заметного улучшения в августе начал снижаться в сентябре - с 47 до 46,6 пункта. Минимальные показатели были в апреле - 38,5.
От тревожных настроений не спасает даже неплохая динамика по выручке: в сентябре ее реальный рост зафиксировали 16% предпринимателей (+4% к августу), о сокращении заявили 54% респондентов (-6%).
В первую очередь такой настрой отражается на инвестициях. Доля компаний, которые их наращивали, уменьшилась с 18% до 14%. Доля компаний, планировавших их будущем, сократилась с 25% до 20%. Если в августе хотели увеличить штат 17% предпринимателей, то в сентябре уже 14%. При этом на 1% выросла доля тех, кто хочет персонал сократить.
Данные Magram Market Research и Промсвязьбанка о готовности предпринимателей работать в условиях карантинных ограничений:
• не более месяца - 13%
• от 1 до 3 месяцев - 20%
• от 3 до 6 месяцев - 16%
• от 6 месяцев до года - 11%
• более года - 27%
• затруднились ответить - 13%
Оборот розничной торговли падает третий месяц с нарастающими темпами (Росстат):
• июль - 1,9%
• август - 2,7%
• сентябрь - 3%
Сентябрьские показатели могли оказаться еще хуже, если бы не рост продаж автомобилей на 3,4%, вызванный опасениями из-за девальвации рубля.
В то же время замедлился спад в потреблении платных услуг (с 16,8% в августе до 12,2% в сентябре) и обороте общепита (с 18,7% до 14%), на что повлияло проведение отпусков внутри России. Такая же динамика у потребительских расходов в целом: снижение на 6,5% в августе и на 5,1% в сентябре.
Уровень безработицы:
• январь - 4,7%
• февраль - 4,6%
• март - 4,7%
• апрель - 5,8%
• май - 6,1%
• июнь - 6,2%
• июль - 6,3%
• август - 6,4%
• сентябрь - 6,3%
Реальные располагаемые доходы россиян в III квартале сократились на 4,8% в годовом выражении. За первые девять месяцев снижение составило 4,3%.
• июль - 1,9%
• август - 2,7%
• сентябрь - 3%
Сентябрьские показатели могли оказаться еще хуже, если бы не рост продаж автомобилей на 3,4%, вызванный опасениями из-за девальвации рубля.
В то же время замедлился спад в потреблении платных услуг (с 16,8% в августе до 12,2% в сентябре) и обороте общепита (с 18,7% до 14%), на что повлияло проведение отпусков внутри России. Такая же динамика у потребительских расходов в целом: снижение на 6,5% в августе и на 5,1% в сентябре.
Уровень безработицы:
• январь - 4,7%
• февраль - 4,6%
• март - 4,7%
• апрель - 5,8%
• май - 6,1%
• июнь - 6,2%
• июль - 6,3%
• август - 6,4%
• сентябрь - 6,3%
Реальные располагаемые доходы россиян в III квартале сократились на 4,8% в годовом выражении. За первые девять месяцев снижение составило 4,3%.
Согласно исследованию "Ромира" (данные 15 тыс. домохозяйств в 220 городах), в пандемию россияне стали значительно больше тратить на товары повседневного спроса.
Максимальный рост отмечен в марте (+22%). В прошлые годы такие значения были в ноябре и декабре, на пике потребления. Объяснить эту динамику можно снижением доходов населения и тревожными ожиданиями - люди стараются покупать самое необходимое и делают запасы.
Под вопросом - торговый оборот в канун новогодних и рождественских праздников. По данным банка "Открытия", 24% россиян будут экономить на праздничном столе. В Aviasales говорят, что число забронированных турпутевок упало в 4 раза.
Потребительские расходы уже снижаются - на прошлой неделе SberIndex зафиксировал падение на 2,8% (за четыре последние недели - на 2,4%). Аналитики отмечают, что покупатели меняют свое поведение по образцу апреля-мая. Спрос сдвигается в сторону продовольственных товаров, в секторе услуг впервые с лета общее снижение на 20%:
• отели - 66,4%
• авиабилеты - 54,1%
• кафе и рестораны - 27%
• салоны красоты - 26,6%
Главный фактор, влияющий на поведение людей - неопределенность с COVID-19. Если удастся избежать жестких ограничений, потребительский тренд может измениться. В туристическом сегменте ждут рост спроса ближе к праздникам - программа по выплате кэшбэка за внутрироссийские туры продлена. Главное - обойтись без локдауна.
Максимальный рост отмечен в марте (+22%). В прошлые годы такие значения были в ноябре и декабре, на пике потребления. Объяснить эту динамику можно снижением доходов населения и тревожными ожиданиями - люди стараются покупать самое необходимое и делают запасы.
Под вопросом - торговый оборот в канун новогодних и рождественских праздников. По данным банка "Открытия", 24% россиян будут экономить на праздничном столе. В Aviasales говорят, что число забронированных турпутевок упало в 4 раза.
Потребительские расходы уже снижаются - на прошлой неделе SberIndex зафиксировал падение на 2,8% (за четыре последние недели - на 2,4%). Аналитики отмечают, что покупатели меняют свое поведение по образцу апреля-мая. Спрос сдвигается в сторону продовольственных товаров, в секторе услуг впервые с лета общее снижение на 20%:
• отели - 66,4%
• авиабилеты - 54,1%
• кафе и рестораны - 27%
• салоны красоты - 26,6%
Главный фактор, влияющий на поведение людей - неопределенность с COVID-19. Если удастся избежать жестких ограничений, потребительский тренд может измениться. В туристическом сегменте ждут рост спроса ближе к праздникам - программа по выплате кэшбэка за внутрироссийские туры продлена. Главное - обойтись без локдауна.
Известный журналист Юлия Латынина решила обратить внимание на рынок лекарств, обвинив систему маркировки в том, что препараты якобы исчезли из аптек.
В качестве живых свидетелей катастрофы приводится гендир региональной аптечной сети "Фармленд" (1300 точек на Урале и в Поволжье) и один питерский производитель "Гротекс". Выборка не самая впечатляющая, учитывая, что на 1 марта 2020 года в России работало свыше 67 тыс. аптек, а ведущих сетей в списке нет.
Судя по всему, корень проблемы - в банальной менеджерской халатности. По словам руководителя "Фармленда", компания до 1 июля забила свои склады под завязку (очевидно еще немаркированной продукцией), теперь запасы кончились. А как работать по новым правилам и как организовать необходимую логистику - не позаботились.
Эксперимент с маркировкой идет с 2017 года, вполне можно было успеть подготовиться. Если бы было желание. Просто слишком много велось разговоров (с подачи некоторых лоббистов) про то, что маркировку отменят/перенесут - вот многие и расслабились.
Статистические данные в материале "Новой" отсутствуют, если не считать слов представителя оператора маркировки о том, что 98% транзакций в системе проходит в течение 10 минут, т.е. без задержек. Контраргумент озвучивается крайне аргументированный: "не верим".
В последнее время валом идут новости о выявленных фактах мошенничества с лекарствами, когда, например, дорогие препараты воруют в государственных больницах и повторно нелегально вводят в оборот. Маркировка все эти преступные схемы ликвидирует. Естественно, недобросовестным участникам рынка такое не по душе и они продолжают с ней бороться. Но поезд уже ушел и даже ажиотажный спрос жителей страны на лекарства на борьбу с контрафактом повлиять не должен. Такой спрос в этом году можно объяснить, но скоро он пройдет.
В качестве живых свидетелей катастрофы приводится гендир региональной аптечной сети "Фармленд" (1300 точек на Урале и в Поволжье) и один питерский производитель "Гротекс". Выборка не самая впечатляющая, учитывая, что на 1 марта 2020 года в России работало свыше 67 тыс. аптек, а ведущих сетей в списке нет.
Судя по всему, корень проблемы - в банальной менеджерской халатности. По словам руководителя "Фармленда", компания до 1 июля забила свои склады под завязку (очевидно еще немаркированной продукцией), теперь запасы кончились. А как работать по новым правилам и как организовать необходимую логистику - не позаботились.
Эксперимент с маркировкой идет с 2017 года, вполне можно было успеть подготовиться. Если бы было желание. Просто слишком много велось разговоров (с подачи некоторых лоббистов) про то, что маркировку отменят/перенесут - вот многие и расслабились.
Статистические данные в материале "Новой" отсутствуют, если не считать слов представителя оператора маркировки о том, что 98% транзакций в системе проходит в течение 10 минут, т.е. без задержек. Контраргумент озвучивается крайне аргументированный: "не верим".
В последнее время валом идут новости о выявленных фактах мошенничества с лекарствами, когда, например, дорогие препараты воруют в государственных больницах и повторно нелегально вводят в оборот. Маркировка все эти преступные схемы ликвидирует. Естественно, недобросовестным участникам рынка такое не по душе и они продолжают с ней бороться. Но поезд уже ушел и даже ажиотажный спрос жителей страны на лекарства на борьбу с контрафактом повлиять не должен. Такой спрос в этом году можно объяснить, но скоро он пройдет.
Пандемия практически не затронула производство сельхозтехники. За январь-сентябрь оно прибавило 21%, достигнув почти 108 млрд рублей:
• российский рынок - 96,5 млрд (+38%)
• экспорт - 10,9 млрд (+10%)
Среди благоприятных для внутреннего спроса факторов: хороший урожай, высокие цены на сельхозпродукцию, низкие ставки по кредитам, меры господдержки. Кроме того, заводы не приостанавливали работу в период ограничений.
Внешние поставки непрерывно растут с 2013 года, но сейчас темпы замедлились - за первые семь месяцев рост был значительно выше - 23%. Снижение объясняют высокой базой прошлого года и растущим внутренним рынком (именно невостребованные в России сегменты более всего отгружают за рубеж).
Рост поставок по странам:
• Чехия - в 3 раза
• Франция - в 2 раза
• Нидерланды - 98%
• Киргизия - 84%
• Болгария - 37%
• Германия - 33%
• Казахстан - 23%
• Узбекистан - 9%
Итоговый прогноз по экспорту - не ниже прошлого года (более 12 млрд рублей).
• российский рынок - 96,5 млрд (+38%)
• экспорт - 10,9 млрд (+10%)
Среди благоприятных для внутреннего спроса факторов: хороший урожай, высокие цены на сельхозпродукцию, низкие ставки по кредитам, меры господдержки. Кроме того, заводы не приостанавливали работу в период ограничений.
Внешние поставки непрерывно растут с 2013 года, но сейчас темпы замедлились - за первые семь месяцев рост был значительно выше - 23%. Снижение объясняют высокой базой прошлого года и растущим внутренним рынком (именно невостребованные в России сегменты более всего отгружают за рубеж).
Рост поставок по странам:
• Чехия - в 3 раза
• Франция - в 2 раза
• Нидерланды - 98%
• Киргизия - 84%
• Болгария - 37%
• Германия - 33%
• Казахстан - 23%
• Узбекистан - 9%
Итоговый прогноз по экспорту - не ниже прошлого года (более 12 млрд рублей).
Маркировку лекарств для аптек и дистрибьютеров временно переводят в уведомительный режим работы. То есть выдавать товар покупателю можно будет сразу, не дожидаясь ответа системы.
Поводом к такому решению послужили замечания некоторых участников рынка на работу системы. Технические сбои действительно имели место: 2 раза за всё время с 1 июля. Но каждый раз их оперативно устраняли в течение суток.
Куда хуже обстоит дело с технической готовностью отдельных аптечных сетей. Несмотря на то что эксперимент длился более трех лет и у всех было время, чтобы подготовиться к работе с маркированными препаратами, кое-кто так и не смог перейти на новые правила игры.
К тому же их доля - не более 10-15% от общего объема рынка с учетом непомеченных остатков, которые легально находятся в обороте. В любом случае, не нагнетать ситуацию в условиях ажиотажного спроса и не давать поводов для паники тем, кто ее ждет - верное решение Минпромторга. Теперь можно в спокойном режиме разобраться с техническими моментами.
Спрос на лекарства сейчас проходит пиковые значения - сказывается и мощная волна коронавируса. Но дефицита, которым пугают противники маркировки, бояться не стоит - в августе производство выросло на 100% относительно предыдущего месяца, в сентябре - на 63%.
Поводом к такому решению послужили замечания некоторых участников рынка на работу системы. Технические сбои действительно имели место: 2 раза за всё время с 1 июля. Но каждый раз их оперативно устраняли в течение суток.
Куда хуже обстоит дело с технической готовностью отдельных аптечных сетей. Несмотря на то что эксперимент длился более трех лет и у всех было время, чтобы подготовиться к работе с маркированными препаратами, кое-кто так и не смог перейти на новые правила игры.
К тому же их доля - не более 10-15% от общего объема рынка с учетом непомеченных остатков, которые легально находятся в обороте. В любом случае, не нагнетать ситуацию в условиях ажиотажного спроса и не давать поводов для паники тем, кто ее ждет - верное решение Минпромторга. Теперь можно в спокойном режиме разобраться с техническими моментами.
Спрос на лекарства сейчас проходит пиковые значения - сказывается и мощная волна коронавируса. Но дефицита, которым пугают противники маркировки, бояться не стоит - в августе производство выросло на 100% относительно предыдущего месяца, в сентябре - на 63%.
Минфин хочет ускорить и упростить механизм госзакупок и подготовил проект поправок в закон № 44-ФЗ. Основные новеллы:
• Сокращение количества конкурентных процедур до 3 наиболее применяемых заказчиками: конкурс, аукцион, запрос котировок.
• Повышение предельного размера начальной (максимальной) цены контракта с 500 тыс. до 3 млн рублей. Для более дешевых госзакупок предлагается использовать аукционы.
• Право заказчика обсудить детали закупки с потенциальными поставщиками на этапе ее планирования. Сейчас - только во время конкурсных процедур.
• Ускорение процедуры: 4 рабочих дня - на размещение заявок, 2 дня - на их рассмотрение, по 1 дню - на заключение контракта для каждой стороны.
• Сокращение документооборота и цифровизация:
- вся информация о закупке включается в электронное извещение установленной формы в единой информационной системе (ЕИС),
- обязательное электронное актирование в ЕИС,
- информация о поставщиках будет поступать заказчику автоматически из ЕГРЮЛ.
Есть вопросы к сокращению способов госзакупок. Например, исключенный двухэтапный конкурс лидирует по уровню конкуренции (3,1 заявки на закупку) и по экономии средств (20,8%). Вариативность лучше не исключать, а, наоборот, расширять - ситуации могут быть самыми разными, заказчику так проще.
По итогам III квартала 2020 г. общий объем госзакупок снизился по объему начальных максимальных цен на 15% по сравнению с прошлым годом, до 1,98 трлн руб. По количеству опубликованных процедур ни одной из отраслей не удалось выйти на уровень I квартала.
• Сокращение количества конкурентных процедур до 3 наиболее применяемых заказчиками: конкурс, аукцион, запрос котировок.
• Повышение предельного размера начальной (максимальной) цены контракта с 500 тыс. до 3 млн рублей. Для более дешевых госзакупок предлагается использовать аукционы.
• Право заказчика обсудить детали закупки с потенциальными поставщиками на этапе ее планирования. Сейчас - только во время конкурсных процедур.
• Ускорение процедуры: 4 рабочих дня - на размещение заявок, 2 дня - на их рассмотрение, по 1 дню - на заключение контракта для каждой стороны.
• Сокращение документооборота и цифровизация:
- вся информация о закупке включается в электронное извещение установленной формы в единой информационной системе (ЕИС),
- обязательное электронное актирование в ЕИС,
- информация о поставщиках будет поступать заказчику автоматически из ЕГРЮЛ.
Есть вопросы к сокращению способов госзакупок. Например, исключенный двухэтапный конкурс лидирует по уровню конкуренции (3,1 заявки на закупку) и по экономии средств (20,8%). Вариативность лучше не исключать, а, наоборот, расширять - ситуации могут быть самыми разными, заказчику так проще.
По итогам III квартала 2020 г. общий объем госзакупок снизился по объему начальных максимальных цен на 15% по сравнению с прошлым годом, до 1,98 трлн руб. По количеству опубликованных процедур ни одной из отраслей не удалось выйти на уровень I квартала.
Стали известны решения бюро правления РСПП от 21 октября, проведенного с участием президента. Будут работать с правительством по следующим направлениям:
Инвестиции:
• Старт работы уже в этом году Фонда фондов - венчурный фонд, на паритетной основе финансируемый бюджетом и бизнесом. Вклад государства в 2020-2021 гг. - 14 млрд рублей.
• Развитие и поддержка основного инструмента стимулирования инвестиций - соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК).
Тарифы:
• Переход на долгосрочные тарифные решения.
Налоги:
• Стабилизация с 2023 года фискальной нагрузки на уровне 2020 года.
• Обсуждение с предпринимательским сообществом проектов федеральных законов в налоговой сфере.
Рынок труда:
• Разработка механизма софинансирования (с участием госбюджета) корпоративных программ по повышению квалификации и переобучению новых работников.
• Отмена НДФЛ на выплаты для учеников на период обучения по ученическому договору.
• Сокращение страховых взносов за вновь нанимаемых работников без актуальной профессии и профессионального образования.
• Завершение работы над нормативной базой для перехода на электронный кадровый документооборот (сегодня это только эксперимент Минтруда и ряда крупных компаний).
Инвестиции:
• Старт работы уже в этом году Фонда фондов - венчурный фонд, на паритетной основе финансируемый бюджетом и бизнесом. Вклад государства в 2020-2021 гг. - 14 млрд рублей.
• Развитие и поддержка основного инструмента стимулирования инвестиций - соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК).
Тарифы:
• Переход на долгосрочные тарифные решения.
Налоги:
• Стабилизация с 2023 года фискальной нагрузки на уровне 2020 года.
• Обсуждение с предпринимательским сообществом проектов федеральных законов в налоговой сфере.
Рынок труда:
• Разработка механизма софинансирования (с участием госбюджета) корпоративных программ по повышению квалификации и переобучению новых работников.
• Отмена НДФЛ на выплаты для учеников на период обучения по ученическому договору.
• Сокращение страховых взносов за вновь нанимаемых работников без актуальной профессии и профессионального образования.
• Завершение работы над нормативной базой для перехода на электронный кадровый документооборот (сегодня это только эксперимент Минтруда и ряда крупных компаний).
По итогам заседания президиума Госсовета, состоявшегося 28 сентября, утверждены поручения правительству, часть которых касается развития малого и среднего бизнеса:
• Продлить до 31 декабря 2021 года мораторий на проверки в отношении субъектов малого предпринимательства (за исключением налогового, бюджетного и таможенного контроля, а также опасных видов деятельности).
• Рассмотреть возможность снижения (путем субсидирования) процентной ставки по льготным кредитам для МСБ, выданным в 2019-2024 годах.
• Рассмотреть возможность обеспечения с 2022 года льготного доступа МСБ к инфраструктуре промышленных парков и технопарков.
• Представить предложения по вовлечению МСБ в экспортную деятельность, в том числе направленные на увеличение продаж российских товаров на электронных торговых площадках.
• Продлить до 31 декабря 2021 года мораторий на проверки в отношении субъектов малого предпринимательства (за исключением налогового, бюджетного и таможенного контроля, а также опасных видов деятельности).
• Рассмотреть возможность снижения (путем субсидирования) процентной ставки по льготным кредитам для МСБ, выданным в 2019-2024 годах.
• Рассмотреть возможность обеспечения с 2022 года льготного доступа МСБ к инфраструктуре промышленных парков и технопарков.
• Представить предложения по вовлечению МСБ в экспортную деятельность, в том числе направленные на увеличение продаж российских товаров на электронных торговых площадках.
В третьем квартале средний размер автокредитов на 11,5% превысил показатели второго, достигнув рекордных 843,3 тыс. рублей. Лидеры и аутсайдеры среди регионов:
• Москва - 1,27 млн
• Подмосковье - 1,05 млн
• Санкт-Петербург - 1,03 млн
• Краснодарский край - 932,4 тыс.
• ХМАО - 925,2 тыс.
...
• Чувашия - 674,1 тыс.
• Кировская область - 664,4 тыс.
• Кемеровская область - 637,0 тыс.
При этом, в Кемеровской области и Чувашской республике одни из самых высоких показателей роста средней суммы: 40,9% и 11,1% соответственно.
Положительная динамика обусловлена: реализацией отложенного на несколько месяца спроса, расширением ценового коридора госпрограмм льготного автокредитования ("Первый автомобиль", "Семейный автомобиль"), а также ожиданием роста цен из-за девальвации рубля.
В целом рынок уже восстановился до прошлогодних показателей, как по количеству выданных кредитов, так и по их объему. В следующие месяцы главным фактором, определяющим спрос, будет только стоимость автомобиля. Т.е. следует ожидать спада.
• Москва - 1,27 млн
• Подмосковье - 1,05 млн
• Санкт-Петербург - 1,03 млн
• Краснодарский край - 932,4 тыс.
• ХМАО - 925,2 тыс.
...
• Чувашия - 674,1 тыс.
• Кировская область - 664,4 тыс.
• Кемеровская область - 637,0 тыс.
При этом, в Кемеровской области и Чувашской республике одни из самых высоких показателей роста средней суммы: 40,9% и 11,1% соответственно.
Положительная динамика обусловлена: реализацией отложенного на несколько месяца спроса, расширением ценового коридора госпрограмм льготного автокредитования ("Первый автомобиль", "Семейный автомобиль"), а также ожиданием роста цен из-за девальвации рубля.
В целом рынок уже восстановился до прошлогодних показателей, как по количеству выданных кредитов, так и по их объему. В следующие месяцы главным фактором, определяющим спрос, будет только стоимость автомобиля. Т.е. следует ожидать спада.
Невероятно, но факт. Рынок eCommerce продолжает расти, и в сентябре уже смог переплюнуть рекордные цифры мая, когда действовал режим самоизоляции. Количество онлайн-заказов в сентябре составило 63,5 миллиона (без учета заказов продуктов питания через специализированные интернет-магазины и службы доставки). Это на 5,3% выше августовских показателей, на 2,5% выше прежнего рекорда от мая 2020 года и на 62% больше, чем в сентябре прошлого года.
Эти цифры наглядно демонстрируют, что борьба с пандемией изменила само мышление россиян. Интернет-потребление не только перестало быть чем-то излишним или экзотическим, но и стало более привычным, чем оффлайн-покупки. Объективные необходимости, вызванные весенним локдауном, приучили россиян покупать онлайн, а сами компании вовремя отреагировали на ситуацию и смогли расширить районы присутствия своих сервисов и повысить удобство их использования.
Так что нынешняя тенденция роста рынка eCommerce продолжится, особенно в случае применения новых изоляционных мер.
Эти цифры наглядно демонстрируют, что борьба с пандемией изменила само мышление россиян. Интернет-потребление не только перестало быть чем-то излишним или экзотическим, но и стало более привычным, чем оффлайн-покупки. Объективные необходимости, вызванные весенним локдауном, приучили россиян покупать онлайн, а сами компании вовремя отреагировали на ситуацию и смогли расширить районы присутствия своих сервисов и повысить удобство их использования.
Так что нынешняя тенденция роста рынка eCommerce продолжится, особенно в случае применения новых изоляционных мер.
Пандемия особенно сильно ударила по фитнес-индустрии. Ассоциация клубов обратилась за помощью в Роспотребнадзор. Просят:
• Ввести мораторий на штрафы до февраля 2021 года.
• Пересмотреть уже наложенные санкции.
• Проводить выездные проверки после уведомления.
• Привести требования к работе клубов во всех субъектах в соответствие с рекомендациями службы по профилактике COVID-19. За исключением Москвы, правила в других регионах существенно искажены. Особенно бизнес страдает из-за разных подходов к вопросам открытия/закрытия объектов.
Отрасль действительно в кризисе, но вряд ли из этой просьбы что-то выйдет. Роспотребнадзор лишь следит за соблюдениями ограничений, которые устанавливают региональные власти. Именно с ними и надо договариваться.
К тому же основная проблема - не проверки и штрафы, а обвал продаж и посещаемости клубов - на 55-60%. Начало высоко сезона (сентябрь-март) не оправдало ожиданий. В сентябре выручка на 35% ниже плана, и высок риск того, что к весне-лету следующего года (когда спрос традиционно падает) отрасль подойдет без денег.
К февралю ожидается закрытие 50-70% клубов. Помочь могут только прямые бюджетные вливания - россияне от походов в фитнес отказываются, и вернуть клиентов в условиях второй волны вряд ли получится.
• Ввести мораторий на штрафы до февраля 2021 года.
• Пересмотреть уже наложенные санкции.
• Проводить выездные проверки после уведомления.
• Привести требования к работе клубов во всех субъектах в соответствие с рекомендациями службы по профилактике COVID-19. За исключением Москвы, правила в других регионах существенно искажены. Особенно бизнес страдает из-за разных подходов к вопросам открытия/закрытия объектов.
Отрасль действительно в кризисе, но вряд ли из этой просьбы что-то выйдет. Роспотребнадзор лишь следит за соблюдениями ограничений, которые устанавливают региональные власти. Именно с ними и надо договариваться.
К тому же основная проблема - не проверки и штрафы, а обвал продаж и посещаемости клубов - на 55-60%. Начало высоко сезона (сентябрь-март) не оправдало ожиданий. В сентябре выручка на 35% ниже плана, и высок риск того, что к весне-лету следующего года (когда спрос традиционно падает) отрасль подойдет без денег.
К февралю ожидается закрытие 50-70% клубов. Помочь могут только прямые бюджетные вливания - россияне от походов в фитнес отказываются, и вернуть клиентов в условиях второй волны вряд ли получится.
Намечавшийся скандал, связанный с возможной нехваткой медицинского кислорода в московском регионе, закончился, по сути не начавшись.
ООО "Любергаз", третий по объему производитель медицинского кислорода в Москве, опроверг наличие каких бы то ни было трудностей, хотя еще на той неделе глава компании бил тревогу и утверждал, что под угрозой жизни тысяч больных коронавирусом.
Вот уже третий день как поставки кислорода на предприятие возобновились - триггером стало письмо в Минпромторг с просьбой оказать содействие в получении сырья. Как выяснилось, письмо тут же сбросили в рабочий чат, созданный представителями министерства, где собрались ключевые производители медицинского кислорода. Итог - проблема решена, и паника, организованная руководством "Любергаза", была явно лишней.
Кейс же этот показателен с точки зрения того, как могут и должны взаимодействовать рынок и власть - особенно в такие непростые моменты как сейчас. Это напомнило весенние страхи, связанные с возможным дефицитом продуктов и товаров - тогда всё ограничилось ажиотажным спросом на туалетную бумагу, который продлился несколько дней. И тогда, кстати, ситуация также была на контроле Правительства (а конкретно - всё того же Минпромторга).
ООО "Любергаз", третий по объему производитель медицинского кислорода в Москве, опроверг наличие каких бы то ни было трудностей, хотя еще на той неделе глава компании бил тревогу и утверждал, что под угрозой жизни тысяч больных коронавирусом.
Вот уже третий день как поставки кислорода на предприятие возобновились - триггером стало письмо в Минпромторг с просьбой оказать содействие в получении сырья. Как выяснилось, письмо тут же сбросили в рабочий чат, созданный представителями министерства, где собрались ключевые производители медицинского кислорода. Итог - проблема решена, и паника, организованная руководством "Любергаза", была явно лишней.
Кейс же этот показателен с точки зрения того, как могут и должны взаимодействовать рынок и власть - особенно в такие непростые моменты как сейчас. Это напомнило весенние страхи, связанные с возможным дефицитом продуктов и товаров - тогда всё ограничилось ажиотажным спросом на туалетную бумагу, который продлился несколько дней. И тогда, кстати, ситуация также была на контроле Правительства (а конкретно - всё того же Минпромторга).
Противодействие введению маркировки молочной продукции продолжается, несмотря на недавнее решение сделать удобную для бизнеса этапность.
Продолжают придумывать новые поводы для несогласия - озвучиваются расчеты, по которым расходы на внедрение системы превысят 60 млрд рублей, а затем ежегодно понадобится еще 35 млрд, что приведет к росту цен.
Во-первых, Минсельхоз уже предложил возмещать часть расходов производителей и предоставлять им льготное кредитование. В случае с лекарствами ФРП выдавал льготные кредиты на покупку нового оборудования - от 5 млн до 50 млн рублей под 1% на срок до двух лет.
Во-вторых, цифры взяты с потолка и ничем не подтверждены. Их цель - "возбудить" общественность. По оценкам оператора маркировки (ЦРПТ), у которого уже есть опыт работы с несколькими товарными группами, общие инвестиции не превысят 4 млрд рублей. Если раскидать это на все предприятия, говорить о влиянии на цену не приходится.
Во-третьих, все затраты этот оператор берет на себя, компаниям не надо будет покупать оборудование или что-то еще. А коды с января по май 2021 года будут выдавать бесплатно.
В-четвертых, говоря о расходах на маркировку, почему-то забывают о ее положительных сторонах. С рынка уходят нелегальные игроки, что принесет производителям дополнительную выручку в размере до 60 млрд рублей в год. Кроме того, маркировка позволяет компаниям оптимизировать внутренние затраты (предоставляя детальную информацию о движении товара) и стимулирует дальнейшую цифровизацию.
Особо отметим разработанную технологию печати кодов в типографиях, которая избавит всех от расходов на установку печатающего оборудования.
Продолжают придумывать новые поводы для несогласия - озвучиваются расчеты, по которым расходы на внедрение системы превысят 60 млрд рублей, а затем ежегодно понадобится еще 35 млрд, что приведет к росту цен.
Во-первых, Минсельхоз уже предложил возмещать часть расходов производителей и предоставлять им льготное кредитование. В случае с лекарствами ФРП выдавал льготные кредиты на покупку нового оборудования - от 5 млн до 50 млн рублей под 1% на срок до двух лет.
Во-вторых, цифры взяты с потолка и ничем не подтверждены. Их цель - "возбудить" общественность. По оценкам оператора маркировки (ЦРПТ), у которого уже есть опыт работы с несколькими товарными группами, общие инвестиции не превысят 4 млрд рублей. Если раскидать это на все предприятия, говорить о влиянии на цену не приходится.
Во-третьих, все затраты этот оператор берет на себя, компаниям не надо будет покупать оборудование или что-то еще. А коды с января по май 2021 года будут выдавать бесплатно.
В-четвертых, говоря о расходах на маркировку, почему-то забывают о ее положительных сторонах. С рынка уходят нелегальные игроки, что принесет производителям дополнительную выручку в размере до 60 млрд рублей в год. Кроме того, маркировка позволяет компаниям оптимизировать внутренние затраты (предоставляя детальную информацию о движении товара) и стимулирует дальнейшую цифровизацию.
Особо отметим разработанную технологию печати кодов в типографиях, которая избавит всех от расходов на установку печатающего оборудования.
Свежие данные Центробанка.
Регулятор отмечает снижение потребительской активности в октябре под влиянием пандемии. Меняется структура спроса: расходы на товары растут, на услуги существенно падают. Такая динамика ожидается до конца года в связи с введением новых ограничений и переводом сотрудников на удалёнку.
В третьем квартале реальные располагаемые доходы граждан упали на 4,8% (во втором - на 8,4%). Темпы снижаются, но общий масштаб спада до сих пор существенный и сдерживает восстановление спроса.
Всего за январь-сентябрь доходы населения сократились на 4,3% (год назад - рост на 0,9%).
Регулятор отмечает снижение потребительской активности в октябре под влиянием пандемии. Меняется структура спроса: расходы на товары растут, на услуги существенно падают. Такая динамика ожидается до конца года в связи с введением новых ограничений и переводом сотрудников на удалёнку.
В третьем квартале реальные располагаемые доходы граждан упали на 4,8% (во втором - на 8,4%). Темпы снижаются, но общий масштаб спада до сих пор существенный и сдерживает восстановление спроса.
Всего за январь-сентябрь доходы населения сократились на 4,3% (год назад - рост на 0,9%).