ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Решение перевести маркировку лекарств на уведомительный порядок принесло первые позитивные результаты. Удалось устранить те сложности, что возникали у некоторых участников из-за неполной готовности к работе в новом режиме. Сейчас маркировка никак не влияет на оборот лекарств и их доступность.

Для понимания: доля маркированных препаратов в общем обороте – 10-15%. То есть доступность подавляющего большинства лекарств от маркировки не зависит вообще.

"Сбер Еаптека" основными причинами дефицита называет лавинообразный спрос и неготовность к такому скачку фарм-заводов (за короткий срок нарастить производственные мощности невозможно). Рост спроса в октябре на антиковидные лекарства: азитромицин - на 4694%, левофлоксацин - на 3698%, умифеновир - на 1789%. Рост продаж: умифеновира - в 10 раз, азитромицина - в 6 раз, левофлоксацина - в 8 раз.

В итоге возникает резонный вопрос: если фактор маркировки уже не актуален после решения о ее либерализации в области лекарственных препаратов, а дефицит все еще сохраняется - тогда роль других факторов серьезнее и разбираться уже нужно с ними?
Роспотребнадзор утвердил новый СанПиН в сфере общепита. Период действия - с 1 января 2021 года до 2027 года.

Вопрос обновления правил давно назрел и перезрел. Некоторые из тех, что действуют сейчас, разрабатывались еще в первой половине прошлого века. А сегодня на их основании бизнесу выписывают штрафы и предъявляют претензии.

В отрасли уже есть положительные оценки. В ресторанной группе Restart Vasilchuk Brothers и сети ресторанов "Мясо&Рыба" говорят, что это итог совместной работы, убраны все устаревшие нормы, а сам документ сокращен в 5 раз.

Но есть и другое мнение: по факту ничего не изменится, корень проблемы и причина злоупотреблений чиновников - само наличие СанПиНов. Была бы статья, бизнесмен найдется.

Вопрос, на самом деле, непростой. Свои варианты предлагали Минпромторг и Минэкономразвития. Рестораторы хотели направить контроль на результат, т.е. готовое блюдо, а не процесс его приготовления. И передать техническую сторону контроля независимым лабораториям.

Сам Роспотребнадзор, постепенно реагируя на критику и пожелания, неоднократно менял свои редакции. Но концепция осталась неизменной: набор требований по широкому спектру вопросов (от хранения продуктов до устройства помещений) и возможность контроля за приготовлением блюд на кухне.

Конечная цель бизнеса - полная отмена СанПиНов. С учетом намерения государства реализовать в полном объеме политику "регуляторной гильотины", у него хорошие шансы.
Неожиданно, несмотря на вторую волну пандемии, россияне увеличили свои расходы в октябре сразу на 5,6% к сентябрю (данные Ромира). По росту повседневных расходов россиян октябрь уступил только марту, когда из-за начала пандемии граждане скупали про запас продукты и лекарства.

Наибольший рост расходов пришелся на небольшие города (100-500 тыс. человек) - 7,3% и на семьи с высоким доходом - 7,7%. Скорее всего, такой резкий скачок произошел, т.к. россияне опасаются роста цен перед Новым годом, а также просто заранее готовятся к праздникам и стремятся насладиться услугами индустрии развлечений и торговых центров до их возможного закрытия из-за пандемии.

С другой стороны, все не так однозначно. По данным, например, «Сбербанка», который анализирует траты россиян по большему числу сфер, потребление в последнюю неделю октября, напротив, сократилось на 10,8%. Эксперты банка считают, что граждане начинают экономить из-за рисков от COVID-19. Больше всего просела сфера услуг (там расходы упали почти на треть), зато рекордными темпами (на 34,3%) растут траты на лекарства и медицинские услуги.
По данным сервиса онлайн-платежей CloudPayments, в октябре средний чек на продукты питания и товары первой необходимости сократился до 2,1 тыс. рублей. Это почти вдвое меньше (на 45%), чем в карантинном апреле, на который пришелся пик популярности покупок в интернете. Снизилась и их частота - в 4 раза.

Объясняется это привычкой россиян к коронавирусу - люди с меньшей опаской ходят в обычные магазины и делают это всё чаще. Кроме того, сказывается падение реальных доходов на фоне тревожных ожиданий, из-за чего граждане начинают экономить, в т.ч. на покупках в интернете.

Падение объемов:

• электроника и гаджеты - 171%
• одежда и обувь - 67%
• заказы готовой еды на дом - 23%
• косметика - 16%

Рост продаж:

• бытовая техника - 85% (средний чек уменьшился на 30%, до 25 тыс. рублей)
• товары для животных - 13%

В то же время в Ассоциации компаний интернет-торговли пока не фиксируют спада оборота. В "Пятерочке" и "Перекрестке Впрок" количество заказов выросло на 45-50% (средний чек снизился на 16-20%). Большой спрос на доставку на дом отмечают в "Ашане", за последние месяцы рост в 10 раз. Отчасти это обусловлено высоким сезоном у ритейла.
53% российских компаний в первую волну пандемии удержали расходы на персонал на докризисном уровне (согласно опросу SuperJob). Больше всего повезло сфере информационных технологий и телекоммуникаций, здесь эта доля достигает 75%.

• 19% компаний - пересмотрели политику выплат переменной части зарплаты,

• 15% - ввели неполный рабочий день или неполную рабочую неделю,

• 14% - попросили сотрудников уйти в неоплачиваемые отпуска,

• 8% - ввели режим простоя и сократили штат,

• 6% - пошли на полный или частичный отказ от компенсационного пакета (ДМС, питание и др.).

Стоит отметить, что на сокращение штата пошло незначительное число компаний и явно в ситуации, когда других вариантов уже не было. Данная мера демотивирует оставшийся коллектив, бьет по имиджу и экономически невыгодна (увольнять специалистов - это даром терять ценный актив, в который компания инвестировала время и средства).

Свою положительную роль сыграла и такая мера господдержки как льготные кредиты на зарплату.
Базовый прогноз Минэкономразвития по динамике ВВП:

2020 -3,9%
2021 +3,3%
2022 +3,4%
2023 +3%

Прогноз не учитывает вторую волну. По оценкам Счетной палаты, экономика упадет сильнее (4,2-4,8% в этом году), а рост будет меньше (не более 2%).
Помимо обязательных ограничительных мер, вводимых властями, многие компании дополнительно используют собственные практики по борьбе с ковидом (например, регулярное тестирование не менее 10% работников):

E-commerce

• стимулирование покупателей (например, скидками) к отказу от наличных
• горячая линия, на которую можно сообщать о сотрудниках без масок и перчаток

Кинотеатры

• увеличение интервалов между сеансами, чтобы дополнительно проветрить залы и провести санобработку

Рестораны, отели

• рекомендации персоналу мыть руки каждые 30 минут, а также дезинфицировать столы после каждого гостя.

Торговля бытовой и компьютерной техникой

• ограничение переговоров и командировок сотрудников
• отказ от рукопожатий в офисах и от общей посуды

Фитнес-индустрия

• предварительная запись (в добровольном порядке) перед посещением клуба
• отказ от одноразовых стаканчиков
• горячая линия для жалоб

Даже без полноценного локдауна коронавирус обходится бизнесу в копеечку. На дезинфекцию помещений, СИЗ для персонала и другие меры продуктовые компании совокупно тратят 2,1 млрд рублей в месяц, непродуктовые - более 3 млрд.
В III квартале Совокупный Индекс Роста МСП (рассчитывается Сбербанком вместе с двумя институтами) прибавил 5,8 пункта.

Увеличение значений Индекса по итогам трех кварталов:

• Выручка на 1 субъект МСП - 7.5 п. (из-за отложенного спроса и снятия карантинных мер).

• ФОТ на 1 занятого - 7.7 п. (из-за двукратного снижения страховых взносов).

• Численность занятых - 3.1 п.

Рост средней выручки в III квартале - на 5,9% (+336 тыс. рублей), средней зарплаты - на 4,2% (+1154 рубля). Наибольший прирост наблюдается в регионах с меньшей долей малого и среднего бизнеса.

Из-за снижения ставок страховых взносов у субъектов МСП с 30% до 15% сектор начал "обеляться" - общий ФОТ вырос относительно II квартала на 11,3%.

Хорошо бы подумать над сохранением этой меры господдержки и самим подходом в целом. Снижение фискального бремени - благо не только для предпринимателей, но и для государства. За счет легализации (и увеличения объема) рынка, в данном случае - рынка труда.
В октябре снова усилился спад в промышленном производстве - до 5,9% по сравнению с 3,6% месяцем ранее.

Добыча полезных ископаемых просела на 8,8%, обрабатывающие производства в два раза меньше - на 4,4%.

Общее снижение за первые десять месяцев 2020 года - 3,1%. Рост был только в первом квартале (по месяцам: 1,5%, 4,8% и 2,4%). С апреля индексы ушли в минус.

Рост производства в октябре:

• компьютеры - 71,3%
• тракторы для с/х - 47,6%
• вагоны пассажирские - 44,1%
• холодильники - 30,4%
• бульдозеры - 22,8%
• мясо - 10,1%
• бумага и картон - 6,8%
• стиральные машины - 6,5%
• легковые автомобили - 5,4%
• фанера - 4,5%

Спад:

• автобусы - 34%
• вагоны грузовые - 30,8%
• лифты - 23,8%
• электровозы и тепловозы - 22%
• обувь - 21,9%
• сигареты - 5%
• масло сливочное - 4,1%
Из-за угрозы снижения доходов населения во вторую волну банки стали строже подходить к оценке заемщиков.

Рекорды по отказам бьет ипотека (в октябре отказали больше трети желающих). У потребительских кредитов тоже снижение, но незначительное.
Розничная торговля все активнее следует современным трендам. В ближайшее десятилетие модели потребления будет определять именно поколение «зумеров», то есть людей, родившихся в период с 1997 по 2012 годы (по исследованию SberCIB Investment Research).

По мере взросления поколения Z, роста их доли на трудовом рынке и сокращения доли миллениалов (люди 1981–1996 г. рождения), их потребление в сферах общепита, досуга, электроники, косметики, туризма образования и т.п. будет расти. Не стоит рассчитывать на зумеров, разве что, в сфере медицины и продажи товаров для дома. Т.к. последний вид товаров обычно потребляют те, кто уже обзавелся полноценной семьей и жилищем, а у поколения Z эти процессы часто откладываются на потом.

Замеры будут влиять на развитие тренда онлайн-покупок, аренды (а не приобретения), популярности отзывов, психологического комфорта. Также это поколение склонно больше инвестировать и активнее интересуются образованием (особенно в онлайне), чем миллениалы. А значит в ближайшее десятилетие резко возрастет спрос на разного рода психологические и обучающие курсы, арендные сервисы (машина, дом или книга) и маркетплейсы.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Минпромторг выдал лицензию на производство медицинского кислорода Оскольскому комбинату "Металлоинвеста" — Мантуров
Ассоциации торговли просят правительство продлить на один год лицензии на продажу алкоголя, срок действия которых заканчивается в I полугодии 2021 года.

Продавцов лицензируют регионы, у которых этот процесс местами может быть организован недостаточно хорошо. Бизнес опасается, что из-за нагрузок, вызванных пандемией, и изменений правил лицензирования у него возникнут трудности с получением новых разрешений.

В следующем году за лицензиями обратится порядка 40-50 тыс. магазинов, и при таком массовом запросе риски действительно существуют.

В небольших торговых точках алкоголь обеспечивает до 40% оборота, т.е. от него зависит их рентабельность. Для малого бизнеса остаться без лицензии после всех трудностей 2020 года - приговор.

В первую волну из-за ограничений закрылось более 2 тыс. торговых точек, имеющих лицензию на торговлю алкоголем. Уменьшение числа легальных каналов продаж ведет к росту теневого рынка.
Сегодня государством компенсируется 2/3 ставки кредита или лизингового платежа при строительстве судов "река-море" не дороже 1,5 млрд рублей. На эту программу в ближайшие три года заложено 10,4 млрд рублей.

В свое время такие лимиты по стоимости вводил Минпромторг - в противном случае заказчики крупнотоннажного флота (например, "Атомфлот" или "Газпром нефть") выбирали бы большую часть средств.

Но крупным судам тоже нужна поддержка, поэтому Минпромторг предлагает для них отдельную программу по возмещению части затрат на кредиты и лизинг. Идею поддержал профильный вице-премьер Юрий Борисов.

Планы по строительству такого флота внушительные - для добычных и транзитных проектов в Арктике понадобятся десятки огромных танкеров и не только. Первые заказы уже реализуются на дальневосточной верфи "Звезда".

Скорее всего, новая программа не будет применяться там, где суда строят за бюджетные средства или где уже работают меры господдержки. Например, на "Звезде" заказаны газовозы для "Новатэка", а разница в цене с верфями Южной Кореи (где пока строят значительно дешевле) компенсируется государством.
Подписан закон о внесении в Налоговый кодекс изменений, подготовленных Минфином:

• С 3 до 10 тыс. рублей повышен порог по недоимке, который требует от налогового органа начать принудительную процедуру взыскания (вопросы по небольшим суммам можно будет решать в досудебном порядке).

• При приобретении рекламных и маркетинговых услуг можно предъявлять НДС к вычету.

• Налоговая база по налогу на имущество физлиц определяется по его кадастровой стоимости.

• Датой приобретения недвижимости по договору долевого участия считается дата ее полной оплаты.

• Налог на прибыль надо платить при безвозмездной передаче имущества от материнской организации, владеющей не менее 50% налогоплательщика.

• Допускается освобождение от налогов между взаимозависимыми лицами не только имущества, но и имущественных прав (не будет облагаться налогом прощение материнской компанией долгов дочерней структуры)

Многие статьи Кодекса дополнены нормами, регулирующими цифровой обмен документами.

Кроме того, на стадии обсуждения с бизнесом из проекта убрали некоторые спорные положения: требование о нотариальной форме доверенности для представительства организаций в налоговых органах, признание декларации неподанной при обнаружении арифметических ошибок и др.
Правительство корректирует подходы к управлению госкомпаниями:

• К 2024 году практически все из них (95%) будут направлять не менее 50% чистой прибыли на дивиденды (сейчас - не менее 25%).

• Уровень рентабельности большинства компаний, где собственник Росимущество, должен составлять не менее 85% от среднего по отрасли - ставится задача эффективного управления активами.

• Ежегодно число госкомпаний будет сокращаться не менее чем на 10%.

Уровень дивидендов влияет на капитализацию. Когда в 2019 году "Газпром" стал выплачивать половину чистой прибыли, стоимость акций выросла до исторического максимума 2011 года.

Обеспечить единую дивидендную политику на обозначенном уровне вполне реально. Многие крупные госкомпании уже его придерживаются, например, "Русгидро", "Роснефть", "Ростелеком".

Больше вопросов вызывают планы ежегодного сокращения госучастия на 10%. Результат будет зависеть от того, что выставят на приватизацию: какие компании и какие пакеты. Чем больше сохранится влияния государства (контрольный, блокирующий пакеты), тем меньше интереса инвесторов.

Согласно проекту бюджета, в ближайшие три года госкомпании заплатят в казну 2,1 трлн рублей.
В преддверие "черной пятницы" розничные обороты снижаются. Несмотря на то, что многие ритейлеры уже начали скидочные программы. На прошлой неделе потребительские расходы уменьшились на 9% относительно прошлого года (неделей раньше - 7,7%).

По-прежнему высокие расходы на продукты (+4,1%) и все меньше траты на непродовольственные товары (-4,8% / -2,2% неделей ранее) и услуги (-30,4% / -29,9%).

Спад по категориям:

• магазины Duty Free - 78,1%
• гостиницы - 77%
• развлечения - 69,2%
• авиабилеты - 56,8%
• цветы и подарки - 44,7%
• кафе и рестораны - 38,1%
• книги, музыка, фото и видео - 37,5%
• салоны красоты, парикмахерские, спа - 32,3%
• такси и каршеринг - 23,3%
• товары для красоты и здоровья - 22,1%

Рост:

• компьютеры и ПО - 59,2% (в августе - 75%)
• бытовая техника и электроника - 18,4% (27,9%)

Вполне возможно, продажи 27 ноября не окажутся внушительным.

Затухание потребительского спроса - плохой признак. Распродажи под конец года обеспечивают рознице до 25% доходов.
Один из каналов экспорта российской продукции - международная онлайн-торговля. Для поддержки российских поставщиков Минпромторг предлагает компенсировать маркетплейсам затраты на логистику и хранение - 500 млн рублей ежегодно в течение следующих трех лет.

Сейчас продажи российских товаров на внешние рынки несущественны и ведутся в основном через eBay и AliExpress, у Wildberries - в странах присутствия (в основном СНГ).

В то же время данные Wildberries говорят о значительном потенциале этого направления. В январе-октябре экспорт российских товаров вырос в деньгах на 99%, до 6,4 млрд рублей, в штуках - на 154%. За год число предпринимателей-экспортеров увеличилось почти втрое, до 17 тыс.

На субсидию, предлагаемую Минпромторгом, не смогут рассчитывать площадки, управляемые иностранным юрлицом или с иностранным участием (сейчас к таким относятся, например, Ozon, "Яндекс.Маркет", "AliExpress Россия").
На сегодняшний день в РФ существует 33 Особых экономических зоны (ОЭЗ) и 269 индустриальных парков. И хотя по формату льгот они отличаются, их объединяет одно: они делают жизнь бизнеса легче. На сегодняшний день заполняемость индустриальных парков уже превышает 60% - вокруг них создаётся комфортная инфраструктура. При этом 177 индустриальных парков - это частная инициатива.

По информации Knight Frank, решающий фактор для потенциального резидента - «локация и цена». Также им важны близость к Москве и готовая инфраструктура. Как ни странно, размеры налоговых льгот потенциальных участников волнуют в меньшей степени. Поэтому география инд.парков совпадает с картой экономической активности страны.

Активнее всего в инд.парках работают предприятия автомобилестроения, пищевой промышленности, металлургии, пластмассового производства и деревообработки. Логично, т.к. это одни из наиболее сложных отраслей с низкой добавочной стоимостью. Поэтому они в наибольшей степени заинтересованы в получении льгот.
Сегодня в 00:00 стартует восьмая российская "черная пятница", которая продлится до 23:59 воскресенья.

Главную распродажу года, ритейлеры делят на этапы pre-sale и основной. С начала месяца многие уже провели несколько акций, а, например, на Wildberries "черная пятница" стартовала 16 ноября.

Две основные онлайн-площадки с предложениями: b-friday.com и blackfridaysale.ru. На последней в акции примут участие около 200 магазинов с товарами в 340 категориях. В прошлом году интернет-продажи составили 22,3 млрд рублей.

Как правило, кассу на распродажу делают покупатели экономически активного возраста - от 25 до 45 лет. Но компьютерная грамотность среди старшего поколения растет, а в карантин оно активно осваивало онлайн-покупки. Поэтому самый большой рост ждут от аудитории старше 45-50 лет.

Прогнозы на этот год дают осторожные. Россияне уже научились заранее готовиться к шопингу и акциям, а снижение доходов в пандемию еще сильнее сократит количество интенсивных покупок. Распродажа 11 ноября (дает старт сезону) продемонстрировала тренд на экономию, и общие потребительские расходы тоже снижаются.
В правительстве обсуждается возможность повышения с 1 января 2021 года утильсбора на автомобили и спецтехнику. Размер индексации - в среднем на 25-30%.

Обычно эту меру используют в ответ на снижение таможенных ставок, чтобы сохранить общий уровень тарифной защиты. Сейчас внутреннего производителя оберегают в условиях девальвации. А также с учетом того, что вакцинирование в следующем году может восстановить мировое производство, и нужно оградить свои рынки.

Повышение утильсбора не отразится на технике, которая собирается в России и у завода есть специнвестконтракт, разницу компенсируют промсубсидиями. То есть цены на автомобили российского производства, включая самые массовые модели Hyundai, Kia, Renault и Volkswagen, не вырастут.

Базовая ставка сбора для легковых автомобилей - 20 тыс. рублей. При ее повышении обычно меняются и коэффициенты, на которые ее умножают (двигатель, возраст автомобиля). В этот раз коэффициенты сохраняются.