Потребительские планы россиян на 2021 год снова очень амбициозные. Но предыдущие года, в том числе 2020-й, показывают, что вместо квартир и путевок на море многие покупают смартфон.
На протяжении всего мониторинга с 2013 по 2020 самым частым приобретением соотечественников стал смартфон или мобильный телефон. Его купили 26% опрошенных. На втором месте трат в 2020 году - ремонт в квартире. Далее идут покупка бытовой техники (19%), оплата образования или покупка телевизора (11%), поездка на отдых или приобретение компьютера (8%).
В 2021 году в два раза увеличилось число тех, кто очень хочет позвонить себе турпооездку - таких стало 20% против 10% годом ранее. Очевидно, что такой результат связан с усталостью от пандемии и самоизоляции. И все же самым главным направлением трат для наших граждан, судя по их планам, должен стать ремонт (26%). Также как и раньше многие хотят купить бытовую технику (15%), оплатить обучение (12%), а приобрести смартфон мечтают лишь 11%.
Купить абонемент в фитнес-клуб или квартиру, дом в нынешнем году запланировали по 8% россиян, также по 7% хотят в этом году купить компьютер, ноутбук, планшет или телевизор.
Такая картина говорит о том, что, несмотря на пандемию, потребительские предпочтения россиян не изменились. А вот удастся ли им исполнить свои планы в условиях затяжного коронакризиса в 2021 году - большой вопрос.
На протяжении всего мониторинга с 2013 по 2020 самым частым приобретением соотечественников стал смартфон или мобильный телефон. Его купили 26% опрошенных. На втором месте трат в 2020 году - ремонт в квартире. Далее идут покупка бытовой техники (19%), оплата образования или покупка телевизора (11%), поездка на отдых или приобретение компьютера (8%).
В 2021 году в два раза увеличилось число тех, кто очень хочет позвонить себе турпооездку - таких стало 20% против 10% годом ранее. Очевидно, что такой результат связан с усталостью от пандемии и самоизоляции. И все же самым главным направлением трат для наших граждан, судя по их планам, должен стать ремонт (26%). Также как и раньше многие хотят купить бытовую технику (15%), оплатить обучение (12%), а приобрести смартфон мечтают лишь 11%.
Купить абонемент в фитнес-клуб или квартиру, дом в нынешнем году запланировали по 8% россиян, также по 7% хотят в этом году купить компьютер, ноутбук, планшет или телевизор.
Такая картина говорит о том, что, несмотря на пандемию, потребительские предпочтения россиян не изменились. А вот удастся ли им исполнить свои планы в условиях затяжного коронакризиса в 2021 году - большой вопрос.
По данным Росстата, в прошлом году объем ресторанного рынка сократился на 20,7% до 1,67 трлн рублей, в Москве - на 15,9%, до 173,3 млрд рублей. Около 20-30% кафе и ресторанов не пережили ограничений и закрылись. Еще больше предпринимателей были вынуждены продать свой бизнес.
В то же время говорить о катастрофе в отрасли нельзя, и значительную роль здесь сыграла господдержка. В первую очередь, кредиты на персонал (которые не надо было возвращать при сохранении 90% сотрудников) и отсрочка по налогам. В Москве рестораторы могли получить кредиты в банках под гарантию города, который оплачивал проценты.
2020-й стал для ресторанного бизнеса проверкой на прочность. Закрылись самые слабые, у которых и до пандемии были проблемы. Места с хорошим доходом уже летом пошли на поправку. Сохранились и те, кто смог быстро перестроиться в новых условиях (доставка обеспечила 70% продаж).
После отмены ограничений в Москве бизнес стремительно восстанавливается. Хорошие показатели второй половины января признают и рестораторы. От наступающего Дня всех влюбленных в Ginza Project ждут роста выручки в своих заведениях до 30-40% по сравнению с будними днями.
Лидерство в этом году прогнозируют для заведений, предлагающих суши, пиццу и бургеры (в пандемию они смогли набрать лояльную аудиторию за счет доставки), фудмаркеты, винные рестораны и бары (выросло поколение с соответствующим вкусом, а вино сегодня весьма доступно и выбор широк).
В то же время говорить о катастрофе в отрасли нельзя, и значительную роль здесь сыграла господдержка. В первую очередь, кредиты на персонал (которые не надо было возвращать при сохранении 90% сотрудников) и отсрочка по налогам. В Москве рестораторы могли получить кредиты в банках под гарантию города, который оплачивал проценты.
2020-й стал для ресторанного бизнеса проверкой на прочность. Закрылись самые слабые, у которых и до пандемии были проблемы. Места с хорошим доходом уже летом пошли на поправку. Сохранились и те, кто смог быстро перестроиться в новых условиях (доставка обеспечила 70% продаж).
После отмены ограничений в Москве бизнес стремительно восстанавливается. Хорошие показатели второй половины января признают и рестораторы. От наступающего Дня всех влюбленных в Ginza Project ждут роста выручки в своих заведениях до 30-40% по сравнению с будними днями.
Лидерство в этом году прогнозируют для заведений, предлагающих суши, пиццу и бургеры (в пандемию они смогли набрать лояльную аудиторию за счет доставки), фудмаркеты, винные рестораны и бары (выросло поколение с соответствующим вкусом, а вино сегодня весьма доступно и выбор широк).
Уважаемый Незыгарь пишет про задачи, стоящие перед кабинетом Мишустина, и в частности касается темы малого и среднего бизнеса в торговле.
Правительство "должно ослабить монополизм федеральных ритейлеров при формировании розничных цен и ограничить их рост".
С этим согласимся.
А вот это –
"попытки законодательно расширить свободу торговли блокировались мощным лобби торговых сетей в Минпромторге и Федеральном собрании"
верно лишь наполовину.
Если кто забыл, Минпромторг, наоборот, лоббирует поправки в закон о торговле в части малых форматов - в полном соответствии с планами Мишустина. Летом 2020-го, на фоне пандемических проблем в реальном секторе, Мантуров сам предложил Госдуме вернуться к законопроекту от 2018 года.
Если искать лоббистов крупных торговых сетей, то надо смотреть в сторону Совета Федерации, который затягивает принятие закона, ссылаясь на мнимое ущемление прав регионов.
Правительство "должно ослабить монополизм федеральных ритейлеров при формировании розничных цен и ограничить их рост".
С этим согласимся.
А вот это –
"попытки законодательно расширить свободу торговли блокировались мощным лобби торговых сетей в Минпромторге и Федеральном собрании"
верно лишь наполовину.
Если кто забыл, Минпромторг, наоборот, лоббирует поправки в закон о торговле в части малых форматов - в полном соответствии с планами Мишустина. Летом 2020-го, на фоне пандемических проблем в реальном секторе, Мантуров сам предложил Госдуме вернуться к законопроекту от 2018 года.
Если искать лоббистов крупных торговых сетей, то надо смотреть в сторону Совета Федерации, который затягивает принятие закона, ссылаясь на мнимое ущемление прав регионов.
В правительстве готовят новый антикризисный пакет мер, направленных на поддержку бизнеса:
• Перезапуск программы кредитования "ФОТ 0" - беспроцентные займы на выплату зарплат.
• Дополнительное снижение (с 7% на 2-3 п.п.) стоимости льготных кредитов для МСП - для компаний, чей персонал за 2021 год вырастет на 10%.
• Списание задолженности по налогам и страховым взносам для МСП из наименее восстановившихся отраслей (туризм, общепит, гостиничная индустрия и др.).
• Фиксация кадастровой стоимости офисов, торговых объектов, точек общепита и бытового обслуживания на уровне 2020 года - для расчета налогов на имущество.
• Переходный налоговый режим для компаний, которые по своим масштабам "переросли" специальные режимы (УСН, патент), но работа на общих основаниях для них критична (и это искусственно сдерживает рост бизнеса).
Перечень не окончательный - до 1 марта Минэк, Минфин и ФНС должны дополнительно проработать предложенные меры, после чего возможны корректировки.
Заливать экономику деньгами не планируется. По предварительным оценкам, весь пакет может обойтись государству в 150-200 млрд рублей.
Меры носят точечный характер и в первую очередь направлены на сохранение занятости. Подход выглядит оправданным - тяжелая фаза кризиса в целом закончилась и отдельным сегментам экономики нужен дополнительный импульс, чтобы преодолеть его последствия.
• Перезапуск программы кредитования "ФОТ 0" - беспроцентные займы на выплату зарплат.
• Дополнительное снижение (с 7% на 2-3 п.п.) стоимости льготных кредитов для МСП - для компаний, чей персонал за 2021 год вырастет на 10%.
• Списание задолженности по налогам и страховым взносам для МСП из наименее восстановившихся отраслей (туризм, общепит, гостиничная индустрия и др.).
• Фиксация кадастровой стоимости офисов, торговых объектов, точек общепита и бытового обслуживания на уровне 2020 года - для расчета налогов на имущество.
• Переходный налоговый режим для компаний, которые по своим масштабам "переросли" специальные режимы (УСН, патент), но работа на общих основаниях для них критична (и это искусственно сдерживает рост бизнеса).
Перечень не окончательный - до 1 марта Минэк, Минфин и ФНС должны дополнительно проработать предложенные меры, после чего возможны корректировки.
Заливать экономику деньгами не планируется. По предварительным оценкам, весь пакет может обойтись государству в 150-200 млрд рублей.
Меры носят точечный характер и в первую очередь направлены на сохранение занятости. Подход выглядит оправданным - тяжелая фаза кризиса в целом закончилась и отдельным сегментам экономики нужен дополнительный импульс, чтобы преодолеть его последствия.
В правительстве утвердили стратегию борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции. Цель: поддержать добросовестных предпринимателей, защитить потребителей от некачественной продукции и минимизировать влияние теневого рынка на экономику.
Основные направления работы:
• Усиление защиты интеллектуальной собственности.
• Создание национального центра компетенций, который займётся анализом ситуации на рынке.
• Развитие системы прослеживаемости товаров (в т.ч. маркировки).
• Гармонизация законодательства с партнёрами по ЕАЭС.
Документ фиксирует отрасли, подлежащие особому мониторингу: химическая, электронная, пищевая и лёгкая промышленность, фармацевтика, авто- и авиапром, индустрия детских товаров, сельскохозяйственное машиностроение и др.
Особое внимание уделяется маркировке. На сегодняшний день она уже предусмотрена для целого ряда товаров: табак, лекарства, обувь, парфюмерия, шины и др. На очереди новые: молоко, вода пиво, велосипеды. Список будет расширяться, а сама система после внедрения в России - масштабироваться на другие рынки ЕАЭС.
В сегменте e-commerce серые товарные потоки будут пресекать через борьбу с поддельными сопроводительными документами и нелегальными логистическими схемами.
Через 3 месяца Минпромторг должен разработать план мероприятий по исполнению стратегии.
Основные направления работы:
• Усиление защиты интеллектуальной собственности.
• Создание национального центра компетенций, который займётся анализом ситуации на рынке.
• Развитие системы прослеживаемости товаров (в т.ч. маркировки).
• Гармонизация законодательства с партнёрами по ЕАЭС.
Документ фиксирует отрасли, подлежащие особому мониторингу: химическая, электронная, пищевая и лёгкая промышленность, фармацевтика, авто- и авиапром, индустрия детских товаров, сельскохозяйственное машиностроение и др.
Особое внимание уделяется маркировке. На сегодняшний день она уже предусмотрена для целого ряда товаров: табак, лекарства, обувь, парфюмерия, шины и др. На очереди новые: молоко, вода пиво, велосипеды. Список будет расширяться, а сама система после внедрения в России - масштабироваться на другие рынки ЕАЭС.
В сегменте e-commerce серые товарные потоки будут пресекать через борьбу с поддельными сопроводительными документами и нелегальными логистическими схемами.
Через 3 месяца Минпромторг должен разработать план мероприятий по исполнению стратегии.
Статистика по импорту свидетельствует о росте инвестиционной активности в обработке.
Согласно расчетам ВШЭ, импорт растет третий месяц подряд, а его стоимость второй месяц превышает уровни прошлого года. При этом 90% поставок приходится на дальнее зарубежье и 51% из них - продукция машиностроения.
В январе выросли закупки по ключевым группам товаров: механическое оборудование, электрооборудование, наземный транспорт, инструменты и оптика. В целом стоимость превысила прошлогодний уровень на 9% (месяц назад на 7%).
Положительная динамика по машинам и оборудованию означает, что обрабатывающий сектор активно вкладывается в обновление основных фондов. То есть компании инвестируют в производство, что должно вызвать промышленный рост. Такая картина наблюдается почти повсеместно, лидеры - фарминдустрия и химпром.
Кроме того, растет импорт продукции химической промышленности (в т.ч. парфюмерия и фармацевтика), продовольствия (растительное масло, напитки, овощи, рыба) и автотранспорта (дилеры жаловались на опустевшие склады, из-за чего пошел спад продаж).
Если тенденция сохранятся в течение года, общая стоимость импорта в 2021 году может вырасти на 6-7%, до $254-257 млрд (в прошлом году был спад на 5,7%). Итоговый результат во многом будет зависеть от восстановления доходов населения и реализации отложенного спроса на импортные товары.
Согласно расчетам ВШЭ, импорт растет третий месяц подряд, а его стоимость второй месяц превышает уровни прошлого года. При этом 90% поставок приходится на дальнее зарубежье и 51% из них - продукция машиностроения.
В январе выросли закупки по ключевым группам товаров: механическое оборудование, электрооборудование, наземный транспорт, инструменты и оптика. В целом стоимость превысила прошлогодний уровень на 9% (месяц назад на 7%).
Положительная динамика по машинам и оборудованию означает, что обрабатывающий сектор активно вкладывается в обновление основных фондов. То есть компании инвестируют в производство, что должно вызвать промышленный рост. Такая картина наблюдается почти повсеместно, лидеры - фарминдустрия и химпром.
Кроме того, растет импорт продукции химической промышленности (в т.ч. парфюмерия и фармацевтика), продовольствия (растительное масло, напитки, овощи, рыба) и автотранспорта (дилеры жаловались на опустевшие склады, из-за чего пошел спад продаж).
Если тенденция сохранятся в течение года, общая стоимость импорта в 2021 году может вырасти на 6-7%, до $254-257 млрд (в прошлом году был спад на 5,7%). Итоговый результат во многом будет зависеть от восстановления доходов населения и реализации отложенного спроса на импортные товары.
В марте 2020 года правительство ввело мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса и ограничило внеплановые. Осенью мораторий продлили на весь 2021 год.
В этом году в планах было провести более 488 тыс. мероприятий. Каждое четвертое отклонила прокуратура, еще 60 тыс. не состоится из-за моратория.
Снижение административной нагрузки на бизнес довольно существенное, но пока это всё привязано к пандемии и ее последствиям. При том, что даже сейчас некоторые ведомства стараются проверять бизнес, несмотря на прямые запреты.
Можно с уверенностью сказать, что мораторий не привел к росту числа аварий и жалоб потребителей. А значит, количество проверок должно быть снижено и после того, как экономика преодолеет последствия пандемии. В большинстве случаев это просто инструмент давления на предпринимателей.
В этом году в планах было провести более 488 тыс. мероприятий. Каждое четвертое отклонила прокуратура, еще 60 тыс. не состоится из-за моратория.
Снижение административной нагрузки на бизнес довольно существенное, но пока это всё привязано к пандемии и ее последствиям. При том, что даже сейчас некоторые ведомства стараются проверять бизнес, несмотря на прямые запреты.
Можно с уверенностью сказать, что мораторий не привел к росту числа аварий и жалоб потребителей. А значит, количество проверок должно быть снижено и после того, как экономика преодолеет последствия пандемии. В большинстве случаев это просто инструмент давления на предпринимателей.
Если общий экспорт в 2020 году просел на 20,7%, то поставки несырьевых неэнергетических товаров (ННЭ) выросли на 3,9%, до $161,3 млрд. Это новый рекорд, уже третий год подряд. Лучший месячный показатель достигнут в декабре - $18,8 млрд.
Основные товарные категории:
• металлопродукция - 20,8%
• продукция машиностроения - 17,7%
• продовольствие - 17,3%
• химические товары - 16%
В продовольствии наибольший рост у пшеницы (+$1,8 млрд) и подсолнечного масла (+$600 млн), в химии - у полиэтилена (+$449 млн).
Основные потребители российского ННЭ:
• Китай - $16,4 млрд
• Казахстан - $12,3 млрд
• Белоруссия - $9,4 млрд
• Турция - $8,15 млрд
• Нидерланды - $6,2 млрд
Среди регионов лидирует Москва. За 9 месяцев пошлого года ее поставки увеличились на 41,2%, до $27,11 млрд. Промышленный экспорт - на 44,8%, до $24,83 млрд, экспорт продукции АПК - на 11%, до $2,28 млрд. Отгрузки осуществляются в 176 стран.
Основные товарные категории:
• металлопродукция - 20,8%
• продукция машиностроения - 17,7%
• продовольствие - 17,3%
• химические товары - 16%
В продовольствии наибольший рост у пшеницы (+$1,8 млрд) и подсолнечного масла (+$600 млн), в химии - у полиэтилена (+$449 млн).
Основные потребители российского ННЭ:
• Китай - $16,4 млрд
• Казахстан - $12,3 млрд
• Белоруссия - $9,4 млрд
• Турция - $8,15 млрд
• Нидерланды - $6,2 млрд
Среди регионов лидирует Москва. За 9 месяцев пошлого года ее поставки увеличились на 41,2%, до $27,11 млрд. Промышленный экспорт - на 44,8%, до $24,83 млрд, экспорт продукции АПК - на 11%, до $2,28 млрд. Отгрузки осуществляются в 176 стран.
Научно-исследовательский институт Минфина провел исследование рынка молока и молочных продуктов на предмет контрафакта и фальсификата.
И результат оказался впечатляющим со знаком минус. Вот какова доля незаконного оборота по основным товарным группам:
• питьевое молоко и сливки - 24,56%
• молоко и сливки в твердой форме - 11,47%
• сливочное и топленое масло, спреды - 44,13%
• сыр и сырные продукты - 19,09%
• мороженое - 21,51%
• другая молочная продукция - 33,61%
• заменители молочных продуктов - 34,29%
То есть, покупая сливочное масло, мы в каждом втором случае рискуем приобрести контрафакт, а молоко - в каждом четвертом. Понятно, что с этим пора уже что-то сделать, т.к. проблема носит системный характер: под ударом оказывается как потребитель, так и государство, которое страдает от недополучения налогов из-за непрозрачности рынка. Основные задачи, стоящие перед властями: обезопасить потребителей от некачественной продукции, избавить рынок от недобросовестной конкуренции и повысить налоговые сборы.
Ответом на эти вызовы может стать цифровизация бизнес-процессов, позволяющая сегодня максимально просвечивать всю товаропроводящую цепь, препятствуя нелегальному обороту. Один из инструментов - маркировка. Ее введение по указанным группам товаров выведет из тени свыше 22% продукции. При этом рост цен не прогнозируется.
Дополнительные доходы производителей в результате замещения незаконной продукции составят до 52 млрд рублей. Поступления в бюджет за счет роста налога на прибыль и страховых взносов, вырастут на 21,3 млрд рублей.
И результат оказался впечатляющим со знаком минус. Вот какова доля незаконного оборота по основным товарным группам:
• питьевое молоко и сливки - 24,56%
• молоко и сливки в твердой форме - 11,47%
• сливочное и топленое масло, спреды - 44,13%
• сыр и сырные продукты - 19,09%
• мороженое - 21,51%
• другая молочная продукция - 33,61%
• заменители молочных продуктов - 34,29%
То есть, покупая сливочное масло, мы в каждом втором случае рискуем приобрести контрафакт, а молоко - в каждом четвертом. Понятно, что с этим пора уже что-то сделать, т.к. проблема носит системный характер: под ударом оказывается как потребитель, так и государство, которое страдает от недополучения налогов из-за непрозрачности рынка. Основные задачи, стоящие перед властями: обезопасить потребителей от некачественной продукции, избавить рынок от недобросовестной конкуренции и повысить налоговые сборы.
Ответом на эти вызовы может стать цифровизация бизнес-процессов, позволяющая сегодня максимально просвечивать всю товаропроводящую цепь, препятствуя нелегальному обороту. Один из инструментов - маркировка. Ее введение по указанным группам товаров выведет из тени свыше 22% продукции. При этом рост цен не прогнозируется.
Дополнительные доходы производителей в результате замещения незаконной продукции составят до 52 млрд рублей. Поступления в бюджет за счет роста налога на прибыль и страховых взносов, вырастут на 21,3 млрд рублей.
Статистика розничных продаж в России и США отражает разные подходы к государственной поддержке спроса.
В России оборот вырос на 3%. Годом ранее было 3,9%, т.е. темпы снизились на четверть. При этом рынок непродовольственных товаров просел на 3% (на фоне роста на 2,2% в 2019 г.).
В США розница продемонстрировала рекордный плюс - на 6,9%, приблизившись к $5 трлн. Это самый высокий показатель прироста более чем за 20 лет. Такие темпы обеспечило двукратное увеличение онлайн-продаж, которые составили $839 млрд.
В России у онлайн-продаж потребительских товаров аналогичная динамика, но она не смогла компенсировать общий низкий уровень потребления. Причина замедления покупательской активности - недостаточный уровень господдержки населения в период пандемии.
В США прямые выплаты населению в большинстве случаев тут же возвращались в оборот через кассы магазинов. В России стимулирование потребительского спроса как подход государства только формируется.
В пандемию экономику поддерживали через помощь "наиболее пострадавшим отраслям". Граждане же (основные потребители) получили финансовую поддержку, крайне ограниченную на фоне американских и европейских практик. Стать импульсом для роста потребительского рынка она никак не могла.
В России оборот вырос на 3%. Годом ранее было 3,9%, т.е. темпы снизились на четверть. При этом рынок непродовольственных товаров просел на 3% (на фоне роста на 2,2% в 2019 г.).
В США розница продемонстрировала рекордный плюс - на 6,9%, приблизившись к $5 трлн. Это самый высокий показатель прироста более чем за 20 лет. Такие темпы обеспечило двукратное увеличение онлайн-продаж, которые составили $839 млрд.
В России у онлайн-продаж потребительских товаров аналогичная динамика, но она не смогла компенсировать общий низкий уровень потребления. Причина замедления покупательской активности - недостаточный уровень господдержки населения в период пандемии.
В США прямые выплаты населению в большинстве случаев тут же возвращались в оборот через кассы магазинов. В России стимулирование потребительского спроса как подход государства только формируется.
В пандемию экономику поддерживали через помощь "наиболее пострадавшим отраслям". Граждане же (основные потребители) получили финансовую поддержку, крайне ограниченную на фоне американских и европейских практик. Стать импульсом для роста потребительского рынка она никак не могла.
За 2020 год количество заведений общепита, которые перешли на доставку готовых блюд (сами или с помощью внешних сервисов), выросло в 2,2 раза (на 123%) и превысило 20 тыс.
Одновременно с увеличением числа таких ресторанов менялись и потребительские вкусы. Если раньше традиционно самыми популярными блюдами в доставке были фастфуд, пицца, роллы и бургеры, то в пандемию значительно увеличился спрос на домашнюю кухню (что расширяет возможности ресторанов).
Среди городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей наибольший прирост заведений с доставкой показали Ярославль (130,8%), Оренбург (90,1%), Ульяновск (86%), Краснодар (85,7%), Махачкала (84,3%).
Одновременно с увеличением числа таких ресторанов менялись и потребительские вкусы. Если раньше традиционно самыми популярными блюдами в доставке были фастфуд, пицца, роллы и бургеры, то в пандемию значительно увеличился спрос на домашнюю кухню (что расширяет возможности ресторанов).
Среди городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей наибольший прирост заведений с доставкой показали Ярославль (130,8%), Оренбург (90,1%), Ульяновск (86%), Краснодар (85,7%), Махачкала (84,3%).
Группа Renault опубликовала отчет, согласно которому чистый убыток АвтоВАЗа за 2020 год составил €196 млн (год ранее - €72 млн прибыли), выручка снизилась на 17,1%, до €2,8 млрд.
Экспорт упал (впервые с 2016 года) на 18%, до 41 тыс. машин. Продажи в России уменьшились на 5,2%, до 343,5 тыс. машин, хотя доля АвтоВАЗА растет - рынок в целом просел почти на 10%.
Относительно неплохих показателей добились за счет высокого уровня локализации (минимум проблем с поставками в пандемию) и благодаря господдержке, в т.ч. через увеличенную в 2020 году программу госзакупок.
Французы владеют автоконцерном совместно с "Ростехом" (67,61% и 32,39% соответственно). Последний планирует снижать свою долю, но это зависит от перевода компании в российскую юрисдикцию. Совместное предприятие зарегистрировано в Нидерландах по просьбе Renault-Nissan и процесс затягивается по их вине.
В октябре "АвтоВАЗ" объявил о планах ввести "четырехдневку" с 1 января, но под конец года от этого решения отказались, указав, что предприятие обеспечено заказами на первые месяцы 2021 года.
Экспорт упал (впервые с 2016 года) на 18%, до 41 тыс. машин. Продажи в России уменьшились на 5,2%, до 343,5 тыс. машин, хотя доля АвтоВАЗА растет - рынок в целом просел почти на 10%.
Относительно неплохих показателей добились за счет высокого уровня локализации (минимум проблем с поставками в пандемию) и благодаря господдержке, в т.ч. через увеличенную в 2020 году программу госзакупок.
Французы владеют автоконцерном совместно с "Ростехом" (67,61% и 32,39% соответственно). Последний планирует снижать свою долю, но это зависит от перевода компании в российскую юрисдикцию. Совместное предприятие зарегистрировано в Нидерландах по просьбе Renault-Nissan и процесс затягивается по их вине.
В октябре "АвтоВАЗ" объявил о планах ввести "четырехдневку" с 1 января, но под конец года от этого решения отказались, указав, что предприятие обеспечено заказами на первые месяцы 2021 года.
По прогнозам экспертов, объем российского рынка люксовых автомобилей в 2025 году останется практически прежним - 5,4 тыс. машин (+2%), но изменится структурно. Доля Porsche снизится с 87 до 66% (3,5 тыс. машин), Maserati вырастет с 1 до 10%, а отечественный Aurus займет 9% (485 машин).
В линейке бренда представлен седан и лимузин Aurus Senat, внедорожник Komendant (в конце года должна состояться сертификация), минивэн Arsenal. Сейчас Aurus только принимает предзаказы, розничные продажи еще не начались. Дистрибуцией занимается совместное предприятие с фондом Tawazun из ОАЭ.
Первые экземпляры выпущены в 2018 году. Точное количество произведенных автомобилей не известно. Часть поступает в Гараж особого назначения (ФСО) для обеспечения передвижения первых лиц государства и высоких зарубежных гостей. На лимузинах Aurus ездят президент Владимир Путин и премьер-министр Михаил Мишустин (ранее - Дмитрий Медведев), на седанах - главы Татарстана, "Ростеха" и Минпромторга.
Сейчас идет мелкосерийная сборка на мощностях разработчика - ФГУП "НАМИ" (рассчитаны на 150-200 единиц в год). Весной должен начаться выпуск на совместном предприятии "Соллерса" и Ford в Татарстане. Поставки первых елабужских автомобилей клиентам ожидаются уже в мае.
Одна из основных задач сегодня - обеспечить достаточно эффективную дилерскую сеть, способную обслуживать все выпускаемые машины. Пока официальный дилер один - "Панавто", во втором квартале свой шоурум откроет "Авилон".
В линейке бренда представлен седан и лимузин Aurus Senat, внедорожник Komendant (в конце года должна состояться сертификация), минивэн Arsenal. Сейчас Aurus только принимает предзаказы, розничные продажи еще не начались. Дистрибуцией занимается совместное предприятие с фондом Tawazun из ОАЭ.
Первые экземпляры выпущены в 2018 году. Точное количество произведенных автомобилей не известно. Часть поступает в Гараж особого назначения (ФСО) для обеспечения передвижения первых лиц государства и высоких зарубежных гостей. На лимузинах Aurus ездят президент Владимир Путин и премьер-министр Михаил Мишустин (ранее - Дмитрий Медведев), на седанах - главы Татарстана, "Ростеха" и Минпромторга.
Сейчас идет мелкосерийная сборка на мощностях разработчика - ФГУП "НАМИ" (рассчитаны на 150-200 единиц в год). Весной должен начаться выпуск на совместном предприятии "Соллерса" и Ford в Татарстане. Поставки первых елабужских автомобилей клиентам ожидаются уже в мае.
Одна из основных задач сегодня - обеспечить достаточно эффективную дилерскую сеть, способную обслуживать все выпускаемые машины. Пока официальный дилер один - "Панавто", во втором квартале свой шоурум откроет "Авилон".
Президент одобрил продление льготного кредитования бизнеса. Годовая программа ФОТ 3.0 рассчитана на микро- и малые предприятия из отраслей, которые еще не вернулись на докризисный уровень: сфера общепита, культуры, спорта, развлечений, туризма и ряд других.
В то же время льготная ставка повышена на 1 п.п., с 2 до 3%, с учетом постепенного восстановления экономики. Поддержкой смогут воспользоваться около 75 тыс. предпринимателей, на которых работают около 1,5 млн человек.
Ранее бизнес направил свои предложения к готовящемуся правительственному пакету:
• Упростить работу торговым палаткам, чтобы муниципальные власти предоставляли необходимое число мест и продлевали договоры на размещение без торгов (законопроект застрял в Госдуме).
• Возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям только после налоговой проверки (сейчас это можно делать на основании информации из других источников, например, по заявлению компании против своего контрагента).
• Налоговая амнистия - прощение долгов по налогам за 2020 год.
• Снижение НДС с 20% до 10% для гостиничного бизнеса и общепита.
• Повышение квот по госзакупкам для малого и среднего бизнеса c 15% до 25%.
В то же время льготная ставка повышена на 1 п.п., с 2 до 3%, с учетом постепенного восстановления экономики. Поддержкой смогут воспользоваться около 75 тыс. предпринимателей, на которых работают около 1,5 млн человек.
Ранее бизнес направил свои предложения к готовящемуся правительственному пакету:
• Упростить работу торговым палаткам, чтобы муниципальные власти предоставляли необходимое число мест и продлевали договоры на размещение без торгов (законопроект застрял в Госдуме).
• Возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям только после налоговой проверки (сейчас это можно делать на основании информации из других источников, например, по заявлению компании против своего контрагента).
• Налоговая амнистия - прощение долгов по налогам за 2020 год.
• Снижение НДС с 20% до 10% для гостиничного бизнеса и общепита.
• Повышение квот по госзакупкам для малого и среднего бизнеса c 15% до 25%.
По итогам 2019 года объем производства российской композитной отрасли оценивался на уровне 83,1 млрд рублей. Это всего 1% от мирового рынка. При этом спрос на углеволокно, главный компонент композитов, к 2025 году должен увеличиться в 10 раз.
В конце января правительство приняло решение о создании в Тульской области научно-технологического центра "Композитная долина". Цель - охватить все компетенции от научных изобретений до выхода на рынок: создание волокна, материалов, готовых изделий, испытания и сертификация, производство.
Значение отрасли переоценить трудно - от наличия современных материалов и их характеристик зависят перспективы всей промышленности. Несколько фактов:
• Применение композитов в ракете-носителе "Протон" экономит $2,5 млн при каждом пуске.
• В Боинге-747 (1% композитов) более миллиона крепежных изделий, в Боинге-787 (50% композитов) менее десяти тысяч.
• Использование стеклопластиковых труб сокращает количество порывов трубопроводов в 14 раз.
Показательна история с санкциями вокруг самолета МС-21. Американцы запретили поставки композитов, используемых для производства крыльев. Под угрозой оказался весь проект. В итоге материал разработала компания "Унихимтек", а углеродные волокна для него - UMATEX (Росатом).
Основная проблема в России не с самими композитами а с сырьем для их изготовления, которое в значительных объемах приходится закупать за рубежом. Отставание от развитых стран существенное, но научный потенциал хороший и уже есть разработки, способные конкурировать и даже превосходить лучшие зарубежные аналоги.
Без создания собственной научно-промышленной базы в этом сегменте не получится добиться хороших результатов в продукции высших переделов.
В конце января правительство приняло решение о создании в Тульской области научно-технологического центра "Композитная долина". Цель - охватить все компетенции от научных изобретений до выхода на рынок: создание волокна, материалов, готовых изделий, испытания и сертификация, производство.
Значение отрасли переоценить трудно - от наличия современных материалов и их характеристик зависят перспективы всей промышленности. Несколько фактов:
• Применение композитов в ракете-носителе "Протон" экономит $2,5 млн при каждом пуске.
• В Боинге-747 (1% композитов) более миллиона крепежных изделий, в Боинге-787 (50% композитов) менее десяти тысяч.
• Использование стеклопластиковых труб сокращает количество порывов трубопроводов в 14 раз.
Показательна история с санкциями вокруг самолета МС-21. Американцы запретили поставки композитов, используемых для производства крыльев. Под угрозой оказался весь проект. В итоге материал разработала компания "Унихимтек", а углеродные волокна для него - UMATEX (Росатом).
Основная проблема в России не с самими композитами а с сырьем для их изготовления, которое в значительных объемах приходится закупать за рубежом. Отставание от развитых стран существенное, но научный потенциал хороший и уже есть разработки, способные конкурировать и даже превосходить лучшие зарубежные аналоги.
Без создания собственной научно-промышленной базы в этом сегменте не получится добиться хороших результатов в продукции высших переделов.
Валентина Матвиенко предложила Михаилу Мишустину создавать такие условия для бизнеса, чтобы ему было выгодно вкладываться в Россию и невыгодно выводить средства за рубеж.
Одно из направлений, которому следует уделить внимание - благотворительность. Спикер Совета Федерации считает важным подумать над тем, как возродить традиции меценатства.
Логика понятная и с ней трудно спорить. Тем более, сейчас проводить такую политику можно с высокой степенью эффективности - в условиях санкционного давления не только на государство, но и крупный российский бизнес.
Единственный работающий стимул для предпринимателей - материальный. Взывать надо не к их сердцам и патриотическим чувствам, а мотивировать через кошелек. На Западе, например, крупная корпоративная благотворительность дает серьезные налоговые льготы.
У этой медали есть и другая сторона - многие компании используют меценатство как способ ухода от налогов. Поэтому развивать аналогичные подходы в России нужно осторожно, избегая такого сценария.
Одно из направлений, которому следует уделить внимание - благотворительность. Спикер Совета Федерации считает важным подумать над тем, как возродить традиции меценатства.
Логика понятная и с ней трудно спорить. Тем более, сейчас проводить такую политику можно с высокой степенью эффективности - в условиях санкционного давления не только на государство, но и крупный российский бизнес.
Единственный работающий стимул для предпринимателей - материальный. Взывать надо не к их сердцам и патриотическим чувствам, а мотивировать через кошелек. На Западе, например, крупная корпоративная благотворительность дает серьезные налоговые льготы.
У этой медали есть и другая сторона - многие компании используют меценатство как способ ухода от налогов. Поэтому развивать аналогичные подходы в России нужно осторожно, избегая такого сценария.
Первый месяц в экономике России начался спорно, выяснили в Минэкономразвития. ВВП просел на 2,4%, однако оборот розничной торговли снизился всего лишь на 0,1% (-3,6% г/г в декабре 2020 года). Также вырос спрос на непродовольственные товары на 0,9%, а в продовольственном сегменте зафиксировано минимальное снижение в течение 10 последних месяцев (-1,0% г/г после -4,5% г/г в декабре 2020 года). Все это говорит о постепенно восстановлении экономики.
Но в производственных отраслях пока еще не все гладко. Добывающий комплекс продолжает стагнировать и тянет за собой ВВП и транспортный сектор из-за сокращений трубопроводной прокачки. Произошло также снижение в обрабатывающий промышленности на 1% против роста в 7,9% в декабре, что было обусловлено высокой базой прошлого года. Отрицательный вклад также внесли отрасли нефтепереработки, металлургии и отдельные отрасли машиностроения. При этом в большинстве отраслей, ориентированных на производство непродовольственных потребительских товаров (фармацевтика, легкая промышленность, производство мебели), наблюдалась положительная динамика выпуска.
Позитив также вносит трудовой рынок. Число безработных в январе выросло на 101,5 тыс. человек, а по данным портала HeadHunter рост числа вакансий составил 68%. По итогам 2020 года наблюдался уверенный рост заработных плат. Так, рост номинальной заработной платы в декабре 2020 г. ускорился до 9,7% г/г (+4,6% г/г в ноябре 2020 г.), реальной заработной платы – до 4,6% г/г (+0,2% г/г в ноябре).
Но в производственных отраслях пока еще не все гладко. Добывающий комплекс продолжает стагнировать и тянет за собой ВВП и транспортный сектор из-за сокращений трубопроводной прокачки. Произошло также снижение в обрабатывающий промышленности на 1% против роста в 7,9% в декабре, что было обусловлено высокой базой прошлого года. Отрицательный вклад также внесли отрасли нефтепереработки, металлургии и отдельные отрасли машиностроения. При этом в большинстве отраслей, ориентированных на производство непродовольственных потребительских товаров (фармацевтика, легкая промышленность, производство мебели), наблюдалась положительная динамика выпуска.
Позитив также вносит трудовой рынок. Число безработных в январе выросло на 101,5 тыс. человек, а по данным портала HeadHunter рост числа вакансий составил 68%. По итогам 2020 года наблюдался уверенный рост заработных плат. Так, рост номинальной заработной платы в декабре 2020 г. ускорился до 9,7% г/г (+4,6% г/г в ноябре 2020 г.), реальной заработной платы – до 4,6% г/г (+0,2% г/г в ноябре).
По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, у значительной части МСБ по-прежнему сохраняются ощутимые проблемы. Главная из них - слабый спрос. О том, что он так и не восстановился сообщают почти 60% респондентов (у более чем 40% компаний он упал в полтора раза и более).
У 60% компаний выручка уменьшилась на 30%. Примерно 45% урезали ФОТ. Сказывается и прекращение действия моратория на банкротства. Если об инициировании процедуры в прошлом году заявили лишь 1,7% респондентов, то теперь об этом думают 10,9%.
Ожидания на 2021-й год:
• дальнейшее снижение оборотов - 33,1%
• сохранение уровня 2020 года - 27,6%
• постепенное восстановление потерь - 19,1%
• готовятся к закрытию - 9,7%
• стабильная работа на докризисном уровне - 6,6%
• рост по сравнению с 2019 годом - 3,8%
От государства бизнес в первую очередь ждет снижения налоговой нагрузки или новой налоговой реструктуризации - о необходимости таких мер высказались 66,8% респондентов.
У 60% компаний выручка уменьшилась на 30%. Примерно 45% урезали ФОТ. Сказывается и прекращение действия моратория на банкротства. Если об инициировании процедуры в прошлом году заявили лишь 1,7% респондентов, то теперь об этом думают 10,9%.
Ожидания на 2021-й год:
• дальнейшее снижение оборотов - 33,1%
• сохранение уровня 2020 года - 27,6%
• постепенное восстановление потерь - 19,1%
• готовятся к закрытию - 9,7%
• стабильная работа на докризисном уровне - 6,6%
• рост по сравнению с 2019 годом - 3,8%
От государства бизнес в первую очередь ждет снижения налоговой нагрузки или новой налоговой реструктуризации - о необходимости таких мер высказались 66,8% респондентов.
Минфин продолжает борьбу за снижение порога беспошлинного ввоза товаров из иностранных интернет-магазинов. Сейчас все зависит от позиции партнеров по ЕАЭС, и министр Антон Силуанов заявил, что Россия продолжит убеждать их в необходимости такого шага.
Мотив - купленные на зарубежных маркетплейсах товары якобы создают неконкурентные условия на российском рынке. При том, что доля отечественных онлайн-магазинов в 2020 году выросла до 86%, а на трансграничную торговлю пришлось всего 14%.
Сейчас беспошлинный порог провоза товаров через границу для личных целей - €500 и 25 кг. Чиновники хотят ограничить эту норму одним разом в месяц. На все остальные случаи лимит снизится до €50 и 10 кг. Всё, что сверх этого, будет облагаться пошлиной в 30% от стоимости ввозимых товаров.
Под ударом окажутся обычные покупатели, которые экономят, приобретая товары без посредников на зарубежных электронных площадках. Да и "челноков", зарабатывающих мелкой розницей, вряд ли стоит именно сейчас делать первоочередной целью в борьбе за очищение рынков.
В условиях непрекращающегося падения доходов населения такая ретивость Минфина выглядит довольно странно и не соответствует общей социальной направленности политики правительства.
Мотив - купленные на зарубежных маркетплейсах товары якобы создают неконкурентные условия на российском рынке. При том, что доля отечественных онлайн-магазинов в 2020 году выросла до 86%, а на трансграничную торговлю пришлось всего 14%.
Сейчас беспошлинный порог провоза товаров через границу для личных целей - €500 и 25 кг. Чиновники хотят ограничить эту норму одним разом в месяц. На все остальные случаи лимит снизится до €50 и 10 кг. Всё, что сверх этого, будет облагаться пошлиной в 30% от стоимости ввозимых товаров.
Под ударом окажутся обычные покупатели, которые экономят, приобретая товары без посредников на зарубежных электронных площадках. Да и "челноков", зарабатывающих мелкой розницей, вряд ли стоит именно сейчас делать первоочередной целью в борьбе за очищение рынков.
В условиях непрекращающегося падения доходов населения такая ретивость Минфина выглядит довольно странно и не соответствует общей социальной направленности политики правительства.