Тимлид Очевидность | Евгений Антонов – Telegram
Тимлид Очевидность | Евгений Антонов
13.9K subscribers
89 photos
3 videos
1 file
395 links
Евгений Антонов об ИТ, менеджменте и здравом смысле. Софты, карьера и т.д

Консультации https://clck.ru/3PyECF

Сообщество руководителей https://clck.ru/3PyEaL

Реклама https://clck.ru/3GdC7m

РКН https://www.gosuslugi.ru/snet/6785113f6aa9672b96a30f09
Download Telegram
Байкшеддинг
Если вам кажется, что частенько на совещаниях излишне долго обсуждаются незначительные мелочи, а по-настоящему важные вещи быстро пропускаются, то вам не кажется. У этого есть даже название.

«Эффект велосипедного сарая» — bike-shed.

«Эффект велосипедного сарая» или «закон тривиальности Паркинсона» был сформулирован Сирилом Норткотом Паркинсоном в 1957 году. Он привел в пример совещание на атомной электростанции, на котором большую часть времени участники потратили на обсуждение мелких и простых для понимания вопросов, таких как цвет велосипедного сарая, а не конструкции самой электростанции. Как объяснил инженер Карл Фогель, «время, потраченное на обсуждение пункта, обратно пропорционально его сложности и важности».

Почему так происходит?
Дискутировать о чем-то сложном и принимать ответственные решения – это большая когнитивная нагрузка, плюс не у всех есть для этого нужные компетенции.

Зато по любым тривиальным вопросам у каждого точно есть своё важное мнение, которое обязательно надо высказать. Да и обсуждать такое проще, а ответственности за всё это меньше.

Вот и получается, что люди интуитивно или по своей лени идут по более простому пути. Хоть это и контрпродуктивно

Что с этим делать?
Знать об этом явлении. Всегда об этом помнить. Стараться вовремя возвращать на путь важных и продуктивных обсуждений себя и помогать вернуться другим.

Человеческий фактор настолько неискореним, что лично я не вижу какой-то серебряной пули или волшебного слова, который раз и навсегда вылечит такую проблему.

Однако сознательность и дисциплина помогут сначала конкретному человеку, а педагогика и просвещение со стороны этого человека помогут всему коллективу.

Итог
Больше концентрируйтесь на важном. Возвращайте себя и своих коллег к обсуждению важного, когда они отвлеклись на обмусоливание незначительных мелочей.

Покажите этот пост коллегам, которые страдают байкшеддингом.
🔥2
Менеджеры с техническим бэкграундом
Хороший менеджер с внятным техническим бэкграундом – человек редкий. И скорее всего далеко не каждому удалось с таким поработать. Однако те, кто с подобными ребятами сталкивался, отмечают их разумность, эффективность и быстроту результатов.

В чем разница с гуманитариями?
Как показывает моя и чужая практика – ощутимая разница присутствует. Она начинает проявляться, как только дело касается какой-то инженерной практики, разработки, инфраструктуры и т. д.

Можно сколько угодно говорить про то, что менеджер не должен разбираться в деталях, он должен только подбирать крутую команду и направлять её. Однако эти лидерские разговоры быстро разбиваются о быт инженерных задач.

Да, конечно, менеджеру не надо прям в деталях знать, как их делать, но, если он в целом более-менее компетентен, можно сэкономить море времени на обсуждениях, согласованиях и даже разоблачении обманщиков. Сэкономить и время, и нервы, и трудозатраты.
А если вы подрядчик, то, выставляя вперед такого толкового менеджера, можно сразу заработать побольше авторитета в глазах заказчика.

Осторожнее с менеджерами-технарями
Звучит всё вышесказанное так, как будто прямо сейчас надо всех программистов перевести в менеджеры и наступит счастье. Однако это не так. Очень часто бывает, что хороший программист становится плохим менеджером, который приносит боль себе и коллегам.

Всё, что я говорил выше, относится к сравнению хороший менеджер без технического бэкграунда vs хороший менеджер с оным.

А в общем случае, конечно, лучше хороший менеджер-гуманитарий, чем плохой менеджер-технарь

Я перестаю быть крутым инженером, а менеджеров много
Оооочень частая проблема технарей – боязнь обесцениться в рядового менеджера, каких много.

Поэтому я этот пост и пишу. Не надо бояться. Если у вас правда получится стать толковым менеджером, то у вас будет очевидный плюс среди моря гуманитариев в менеджменте.

Кто знает в этом толк – вас с руками оторвет, не переживайте.

Итог
Если вы столкнулись с толковым менеджером технарем – радуйтесь и держите его.

Если видите, что человек может и хочет расти в менеджмент, а сейчас простой инженер – помогите ему, возможно, у вас
получится вырастить очень ценного сотрудника.

Если вы не хотите быть менеджером, то и не будьте🙂 Хорошие инженеры тоже очень нужны, важны и востребованы.
🔥6
Максимальная утилизация ресурсов - это плохо

Есть совершенно понятная и очевидная каждому, не шибко разбирающемуся менеджеру мысль – все должны быть при деле.

Есть команда, есть рабочие руки, и все их надо нагрузить. И запланировать работу так, чтобы как только они освободятся, работа уже их ожидала: без отрыва от производства, так сказать.

Где-то тут могут крыться неочевидные проблемы. Давайте поищем.

Простои и ожидания
Если бестолковый менеджер всё-таки углубится в то, как его команда работает, то он обнаружит, что задачи часто не изолированные, а один работник сначала пилит свой кусочек задачи, затем отдает его другому, тот работает с ним и своей частью, передает дальше.

И вот чем дольше простои между тем, как один другому передал, а другой от чего-то левого освободился, принял задачу и начал свою часть пилить, тем медленнее задача завершится. А чем медленнее задачи завершаются, тем длиннее копится очередь этих задач.

А чем нагруженнее параллельными задачами каждый работник в этой цепи, тем дольше эти простои. Ой, оказывается, если нагрузить людей морем параллельной работы, она быстро не сделается, вот это лайфхак!

Вот вам замечательное видео с визуализацией по этому поводу https://www.youtube.com/watch?v=CostXs2p6r0&ab_channel=crispagileacademy

Отряд замечает потерю бойца
Если в такой высоконагруженной команде с морем параллельных дел, когда все «при деле» (читай «работают изо всех сил не особо успевая»), выбывает хотя бы один человек, всё может резко усугубиться. Хотя бы одно звено в еле работающей цепи вываливается, и в этом месте скапливаются такие горы работы, которые сложно будет разгрести.

А выбыть может человек по сотне причин, в то время как успешный эффективный менеджер и не представляет, что его люди могут болеть, увольняться, ходить в отпуск, выгорать и прочим образом терять эффективность.

Какие новые идеи?
Потеря времени и способностей для креативного мышления – еще один отрицательный фактор для перегруженных команд. Некогда придумывать новые решения, некогда разбираться в новых технологиях и том, как их адаптировать для своих процессов, некогда даже проанализировать свои процессы на предмет разумности и эффективности.

Некогда точить пилу, когда всё время надо пилить.

Итог
Понятно, что бездельничать люди не должны, но при этом надо тщательно подходить к объему работы. И объему параллельной работы.

Не стоит думать, что если команда не успевает N задач делать, то чтобы повысить эффективность, надо им дать 2N задач и сказать, чтобы они «просто делали параллельно».

Подумайте об этом сами, покажите статью и видео эффективным менеджерам.
👍2
Некогда точить пилу, надо пилить!

Мудрый анекдот

Мужик пилит дерево, к нему подходит другой и говорит:
— Мужик, давно пилишь?
— 3 дня.
— А может тебе пилу заточить?
— Некогда мне, пилить нужно.

В реальной жизни
Эта абсурдная ситуация окружает нас сплошь и рядом. Порой в это даже сложно поверить.

- Есть рутинные ежедневные действия, которые вы делаете руками, но не автоматизировали до сих пор? Некогда точить пилу!

- Есть коллеги, у которых каждый день пожары, и они просто занимаются их тушением, никак не пытаясь разобраться в первопричинах? Некогда точить пилу!

- Есть желание вайти вайти, но при этом вы не занимаетесь изучением базовых фундаментальных принципов, а заучиваете что будет, если в реакте написать так, или сяк? Некогда точить пилу!

- Есть желание похудеть к лету, но вы не разбираетесь в питании, тренировках, а просто прочитали в яндекс.дзене, что если делать 100 скручиваний на пресс каждый день, то будет зашибись. Некогда точить пилу!

Остановитесь
Прекратите тратить время и генерировать сумбурный бесполезный труд. Остановитесь, подумайте о том, где действительно корень проблемы и вдумчиво разберитесь с этим. Локально вы потеряете чуть больше времени, но глобально вы сильно выиграете и по времени, и по качеству результатов своего труда.

Итог
Постоянно помните мудрый анекдот, и при малейших признаках того, что вы закрутились в суете, берите паузу для анализа ситуации.

Помогите сначала себе, потом своим товарищам осознать проблему и найти разумное решение.

Наточите, блин, уже свою пилу!
👍1
Инфантил расправил плечи

Сегодня хочется поговорить о довольно скользкой теме.
Скользкая, потому что есть в ней и полезное зерно, но в глобальном смысле много бед может приключиться.

Успешная инфосекта
Существует ряд мотивационной хрени в разной форме: книги, курсы, видео, организации. И ладно бы, если бы это была просто абстрактная мотивация что-то созидать, но там в подавляющем большинстве случаев всё завязано на деньги. А в идеале не просто деньги, а легкие деньги от бездумного действия.

Вам там расскажут, что каждый может стать миллиардером, регулярно летающем на своем бизнес джете на Мальдивы просто, чтобы выпить тропический коктейль.

И главное, что для этого нужно сделать – ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ. Обратите внимание, что про подумать, проанализировать, прикинуть риски, составить хороший план и так далее, там не очень-то говорится. Это ведь скучно, сложно и не каждый захочет заморачиваться.

Ожидание
Я реально знаю таких людей, которые начитались подобной литературы, напосещались таких тренингов.

Вот немного реальных примеров того, что они ожидают:

- Личный розовый кадиллак за год (это не шутка) с продажи косметики и бытовой химии.

- Новенький феррари за год с продажи оконных рам и входных дверей.

- Доход от 150к рублей в месяц после двух месяцев прохождения копеечных курсов по инстацыганству.

- Не работать никогда на дядю, будучи фрилансером, работая с солнечных пляжей по всему миру (про такое катастрофическое заблуждение в ИТ я отдельный пост напишу).

- Много денег и успеха, если всего лишь произносить каждое утро перед зеркалом аффирмации про деньги и успех.

А если обобщить, то это бизнес атлант, расправляющий плечи и летящий на крыльях мечты к заветным миллиардам и широкому общественному признанию.

Реальность
Начитавшиеся вдохновляющей литературы инфантилы начинают бездумно делать какие-то действия, при этом ожидая только самого успешного успеха.

В результате они тратят кучу времени, сил, остатков денег и нервов своих близких людей, при этом не получая ничего толкового в результате. Итог – разочарование, злость, депрессия, свистящая фляга.

При этом никому не приходит в голову, что если бы действительно был легкий рецепт успешного успеха, то уже все вокруг были бы суперзвездами.

Какая реальная польза?
Реальная польза в такой мотивации для умных людей существует. Зарядить человека на деятельность - это хорошо и полезно. А умный уже сам поймет, что надо не просто действовать абы как, а рационально и запланировано.

Итог
Будьте осторожны и вдумчивы. Критически мыслите, анализируя прочитанное и просмотренное.
Не гонитесь за легким и сказочным успехом.

Помните, что в большинстве случаев успеху сопутствует огромный труд и подготовка.
👍2
Иллюзия компетентности в обучении

Так как обучение – важный аспект жизни и работы в ИТ, то хотелось бы рассмотреть проблему иллюзии компетентности и то, как с этим бороться.

Суть проблемы

Вы читаете теорию, разбираетесь и даже полностью понимаете. И потом с чувством гордости удаляетесь лопатить другую теорию, потому что прошлую «вы уже знаете», и так далее.

Здесь две проблемные точки.

- Понять теорию – не значит вспомнить её, когда потребуется и успешно применить на практике.

- Теория загружается в голову, нон-стопом вытесняя постепенно предыдущую. При этом субъективно кажется, что вы знаете и помните сразу всё.

Личный пример проблемы

Обожаю слушать подкасты (вот мой тред про них https://twitter.com/_jeck/status/1326871921833676811)
Бывает, послушаю утром один подкаст, а потом оставшийся день он у меня где-то на фоне в голове варится потихонечку. Вроде чай пью, а вроде и мысль какая-то промелькнула хорошая про то, как что-то из этого подкаста у себя в проекте применить.

И на следующий день сохраняется довольно хорошее понимание того, про что там была речь и что с этим новым знанием делать, как его и когда применять.

А бывают дни, когда один за другим слушаю. И к вечеру такое ощущение, что ничего, кроме последнего подкаста, и не слушал, и не понял, и забыл. Только если сильно напрячься и целенаправленно попытаться вспомнить, то кой-чего и всплывет в памяти.

То же и с изучение теории буквально на каждом шагу. Прочитал, допустим, про то, как explain в базе работает, индексы строятся и ходишь гордый. А приходит время медленных запросов и «ой, что-то как-то я тут забыл, здесь не получается, вон то должны быть так, а оно вроде как и эдак».

Что делать

Стараться комбинировать теорию и практику. Да, не всегда это получается.
Тем не менее во многих случаях возможно, просто люди это редко делают. А почему редко делают? Потому что прочитать, понять и преисполниться гордостью легко, а вот потом еще и на практике это всё закрепить – ощутимо труднее. Поэтому и выбирают легкий, но неэффективный путь.

Лучше не загружать в голову очень много за раз. Давать себе переварить в фоне эти знания, подумать о них время от времени, прикинуть как, зачем и куда их девать.
Да, кажется, что вы не успеваете, что вокруг столько всего нужного и некогда делать паузы. Но постарайтесь думать об обучении не как о спринте, а как о марафоне. Медленный, но эффективный и комфортный темп в долгосрочной перспективе будет куда приятнее и полезнее, чем изматывающие спринты, после которых половина вылетает из головы, да и вообще уже ничего учить не хочется.

Итог

Знайте об эффекте иллюзии компетентности, старайтесь критически анализировать себя в этом ключе, напоминайте себе об этом.
Учитесь размеренно и не забывайте подкреплять теорию практикой. Продуктивной учебы!

Бонусный контент

Мы с каналом Psy в IT договорились написать пост на эту тему, каждый у себя в канале. Вариант ребят здесь https://news.1rj.ru/str/psyvit/406
Онбординг

С проблемой несистемного онбординга сотрудников сталкиваются многие. Причем неважно, насколько часто к вам устраиваются новые люди.

Если поток новых людей большой, нужно проводить много рутинных однотипных действий и легко в них запутаться, забыть, забить, исказить.

Если поток новых людей маленький, вроде работы меньше, а вроде и мало кто помнит, что именно нужно делать.

Так там дел на 5 минут
Проблема в том, что действительно кажется, что дел на 5 минут, а по факту это совсем не так. Выдать нужную технику, помочь в её настройке, выдать необходимые доступы, проверить, познакомить с нужными людьми, объяснить некоторые процессы, регламенты и т.д.

Продумайте процесс
Не действуйте стихийно, каждый раз придумывая и вспоминая, что еще нужно сделать, чтобы человек смог нормально работать.

Потратьте время, продумайте хорошенько процесс онбординга.

Представьте себе нового сотрудника, у которого нет ни техники, ни доступов, ни понимания, с кем и как работать.

Продумайте его типовые задачи, которые вы ему поручите в обозримом будущем.

Подумайте, как он будет их выполнять, чего ему не хватит, с какими проблемами он столкнется, какие вопросы вам задаст.

Напишите инструкцию
Чтобы ничего не забыть, не пропустить и не быть единственным хранителем сакрального знания, напишите хорошую пошаговую инструкцию. Тогда в какой-то момент вам даже не обязательно самому онбордить, а вы сможете этот процесс делегировать. Либо вас просто спокойно могут уволить, не боясь, что процесс сломается😁

Анализируйте и актуализируйте
Скорее всего идеальной всеобъемлющей инструкции с первого раза у вас не выйдет. Но это не повод опускать руки и думать, что такой подход не работает.

Вам нужно лишь после каждого такого онбординга проводить анализ его эффективности. И если где-то что-то пошло не так, постарайтесь соответствующим образом актуализировать свою инструкцию, чтобы в будущем избежать этих проблем.

Итог
Всё как всегда: системный подход и инструкции.

Ну и в целом хочется сказать, что если у вас нет внятного процесса онбординга, то это уже с самого начала сотрудничества создает негативное впечатление.

Вы бросаете растерянного нового работника на произвол судьбы, и вряд ли он вам будет за это благодарен.

На мой взгляд, не лучший старт для новых трудовых отношений. Особенно, если вы надеетесь на долгосрочное сотрудничество.
Сегодня в 19 буду проводить вебинар в Хекслете.

Тема - гайд для начинающего тимлида.
Приходите посмотреть, послушать, поспрашивать.

Более подробное описание: https://news.1rj.ru/str/hexlet_ru/2405

Просто ссылка на трансляцию: https://youtu.be/y_HkXvFovAc

Если вам не нравится смотреть, но нравится читать, то после вебинара я соберу подготовительные материалы и запощу статьей хабр.
Гайд для начинающего тимлида

Как и обещал вчера – вот моя статья https://habr.com/ru/post/559394/ по мотивам того, о чем я рассказывал на вчерашнем вебинаре в Хекслете.

Надеюсь, такое дублирование поможет еще большему количеству людей ознакомиться с материалом, определиться в карьере и избежать типовых проблем.

Очень благодарен своей жене, которая вычитывает и редактирует каждый мой пост и каждую статью. Без неё всё было бы несколько косноязычнее и хуже в плане некоторых синтаксических особенностей🧐

Она тоже в свободное время пишет тексты и ведет телеграм-канал. Если вы киноман или просто ищете, что бы еще посмотреть, то Катюха вам обязательно посоветует👍

Сегодня для подписчиков канала Тимлид Очевидность у неё максимально релевантный контент. «Тед Лассо» – сериал, который обожают все тимлиды https://news.1rj.ru/str/katyuha_smotrit/59
👍2
Сегодня приду одним из гостей в подкаст Цинковый Прод https://znprod.io/

Речь пойдет о собеседованиях.
Это не какое-то мое сольное выступления, а скорее здоровая (надеюсь) дискуссия ведущих и троих гостей. Так что какого-то внятного, структурированного материала я не готовил. Просто надеюсь приятно поболтать с ребятами о довольно холиварной теме в индустрии.

Не сомневаюсь, что ведущие всё направят в нужное, полезное и веселое русло🙂

Смотрите стрим сегодня в 20:00 на их ютуб канале https://www.youtube.com/channel/UC6cTShKx3lJWw-EzSr_ZAfw
Или ждите субботы, пока выйдет смонтированный аудио выпуск.
Подготовка к собеседованию по STAR

По мотивам вчерашнего выпуска Цинкового Прода про собеседования https://www.youtube.com/watch?v=ezt11G9fCVM хотелось бы чуть подробнее раскрыть тему про STAR, которую я немножко упомянул.

Что это такое
STAR – акроним от Situation Task Action Result. Ситуация, задача, действие, результат. Фактически это просто формат простой структуры рассказа о каких-то своих достижениях (хотя для фейлов тоже подойдет)

Зачем это использовать
Собеседования – это всегда стресс. Мысли путаются, ладошки потеют, язык заплетается. И если вам в таком стрессовом состоянии надо рассказать о своих успехах, а у вас нет четкой структуры, то получится скорее всего не очень понятно и наглядно.

Вы будете перескакивать с темы на тему, со следствия на предпосылки, с результата на действие. Впечатление будет смазано, а тема не раскрыта понятным образом.

Отдельно стоит отметить, что лучше всего заготовить несколько таких рассказов о вашем успешном успехе и неудачной неудаче заранее. Структура — это хорошо, но репетиция рассказа тоже важна. Иначе можно заволноваться, и без репетиций начать мямлить даже по четкой формуле рассказа.

Еще к плюсам рассказа об успехах по STAR можно отнести то, что это демонстрирует, насколько вы комплексно понимаете задачу и подходите к её решению. То есть вы не просто делаете какое-то действие, которое вас попросили сделать, а понимаете и способны проанализировать изначальную проблему, да еще и способны оценить конкретный результат своих действий.

Пример

Ситуация
В одном из разделов на сайте периодически протухают ссылки на внешние ресурсы. Ссылок сотни, уследить за ними в разумные сроки невозможно. На это уйдут десятки человекочасов в месяц.

Задача
Минимизировать количество протухших ссылок и время их существования на сайте.

Действие
Написан бот, автопроверятель ссылок, который каждый день ходит по этим ссылкам, смотрит на коды ответов и оповещает контент-менеджеров на почту о возникновении проблем.

Результат
Количество протухших ссылок в разделе снизилось до нуля (в среднем). Время на ручную проверку сотен этих ссылок снизилось до нуля.

Итог
Заготовьте и отрепетируйте пару-тройку рассказов о себе по STAR. Времени это у вас много не займет, а лишним точно не будет. Вы и впечатление хорошее произведете, и сами будете довольны своим рассказом в столь стрессовой ситуации.
Подкаст Кода Кода
В начале апреля был гостем в довольно новом подкасте Кода Кода. Ссылка на подкаст на разных платформах https://podcast.ru/1551786898

Сегодня вышел этот выпуск. Говорили об удаленной работе и распределенных командах. К разговору я подготовился, так что надеюсь вам будет интересно и/или полезно. Ссылка на выпуск https://music.yandex.ru/album/13732143/track/84350254

В рамках этой подготовки я написал структурированный текст, который опубликую на хабре чуть позже.

Хочу добавить, что подкаст молодой, но лично мне он довольно интересен. Там нет хардкорных тем, но затрагивается глобально всё, что регулярно окружает нас в жизни и работе в ИТ.

Добавил себе в список подкастов для регулярного прослушивания.

Отдельное спасибо автору подкаста за то, что смонтировал мой часовой бубнеж в получасовой внятный рассказ, при этом умудрившись ни капельки не потерять суть повествования.
Нужно ли быть незаменимым

Довольно часто можно встретить два противоположных отношения к вопросу незаменимости на работе.

Одни максимально запутывают следы, завязывают всё на себя лично и не дают другим разобраться в том, что они делают. Другие, наоборот, делают всё максимально прозрачно и общедоступно.

Незаменимый
Главный плюс, по мнению таких людей, в том, что их не уволят. Ибо всё на них держится, без них ничего ни у кого не получится.

А отсюда и перспективы карьерного роста. Раз они всё контролируют, то можно под себя подминать всё больше важных штук, завязывать их на себя, быть еще важнее и незаменимее, торговать (шантажировать) для себя всё больше и больше денег.

Минус для таких людей в том, что работать им приходится слишком много, что раз они всё замкнули на себе и без них никто не разберется. Даже в отпуске придется попотеть. А еще нельзя избавиться от не очень важной или просто надоевшей работы, ведь тогда придется кого-то научить это делать и теряется аура незаменимости.

Для компаний очевидный минус в том, что нельзя производить разумную ротацию кадров. Надо надеяться, что сотрудник, который фактически взял в заложники компанию, не заболеет, не уволится, не попадет под автобус.

Заменимый
Тут всё наоборот.

Когда ты сделал свою работу понятной и доступной чуть ли не каждому (по мере квалификации, разумеется), то тебя легко заменить без простоя дел компании. Но тебе хорошо отдыхается в отпуске, и ты легко можешь делегировать свои дела, занявшись чем-то более важным и/или интересным.

Моё мнение
Если компания недобросовестная, то в ней можно выжить, только будучи незаменимым. Если вам нравится плести интриги, ходить по головам и шантажировать – подыщите себе такого работодателя, и да начнется смертельная битва.

Ребята, которые просто хотят нормально работать, делать свои задачи понятными, писать инструкции, учить других людей, в такой компании будут страдать. А на зарплатных переговорах услышат о том, как их работу может сделать любой, за что им повышать, и вообще, если не нравится – пусть идут на мороз, щас других быстренько найдут на замену.

А если компания и менеджмент порядочные, то они будут ценить именно тех людей, кто борется с незаменимостью. И страхи быть уволенным тут беспочвенные. Разумный менеджер понимает, что если сотрудник сделал свою работу такой, что можно её передать, научить, то этот человек и дальше продолжит делать подобные полезные для компании вещи. И если его сейчас не ценить, унизить и заменить, то следующего, конечно, можно найти легко, но будет ли он поддерживать эту культуру – неизвестно. В итоге то, что было стройным вчера, может развалиться сегодня.

Для себя я твердо решил, что буду делать свою работу понятной, открытой, общедоступной. Писать регламенты, инструкции. Обучать других людей. Компании это на пользу. А если компании это на пользу и компания хорошая (что в моем случае так), то и мне это будет на пользу.

А в непорядочных я уже наработался, больше как-то и не хочется подковерными интригами заниматься.

Итог
Будьте порядочными людьми, облегчайте себе и другим жизнь и работу. Не связывайтесь с мутными компаниями и интригами (только если не кайфуете от этого).
Аналитический паралич и перфекционизм

Аналитический паралич (или паралич в результате анализа) описывает индивидуальный или групповой процесс, когда чрезмерный анализ или чрезмерное обдумывание ситуации может привести к «параличу» принятия решений: в итоге решение или курс действий не принимаются.

Ситуация может рассматриваться как слишком сложная, поэтому решение вообще не принимается из-за опасений, что могут возникнуть потенциальные осложнения.

Человек хочет найти идеальное решение, но на пути к лучшему решению опасается принятия ошибочного или считает, что оптимальное решение совсем близко, и продолжает поиск, не учитывая фактора убывающей отдачи.

Это проблема, которая случается с нами сплошь и рядом.

- Не знаете, какой фреймворк выбрать, и тонете в море сравнительных статей и видео, так и не понимая, что же лучше.

- В ресторане не можете выбрать из 10 приглянувшихся блюд и боитесь, что в конце вечера будете жалеть.

- Стоите на развилке карьерного пути и не знаете, идти в менеджмент или продолжать писать код, а вокруг в интернете – куча противоречивых ответов.

- Читаете комиксы и не можете решить, кто сильнее: бэтмен или человек-паук.

Что же делать?
К сожалению, у меня нет простого и идеального ответа на этот вопрос.

Есть теория, что при выборе из двух вариантов, надо подкинуть монетку и пока она летит, вы уже сами себе признаетесь, какой из вариантов вы хотите больше.

Мне она не очень по душе. Если только это не про какую-то мелочь.

Я всё же люблю накопать информацию, посмотреть какие-то обзоры, статьи, отзывы, рекомендации. Продумать потенциальные плюсы и минусы. Но как только я чувствую (тут надо быть очень внимательным), что я захожу на второй или третий круг, то для меня это знак, что пора уже действовать. Если я не начну делать уже что-то, то меня еще сильнее засосет в водоворот моря противоречивой информации, и я в итоге совсем запутаюсь.

Борьба с перфекционизмом
Я пытаюсь побороть в себе перфекциониста, который хочет сделать с первого раза идеально.

Наблюдая за всеми свои хоть сколь значимыми (для меня лично) достижениями, я понял, что все они случились благодаря тому, что разумное планирование перетекало в последующие действия. Да, в этом действии были ошибки, были потенциальные места для улучшений, были явные неудачи. Но именно эти препятствия и помогали мне откорректировать дальнейшее направление своих трудов.

Не представляю, насколько нужно обладать мощным хрустальным шаром и даром предсказания будущего, чтобы вот прям всё предвидеть и сделать сразу идеально.

Похоже на аджайл?
Ну да, в целом похоже. Нормально запланировали, сделали, посмотрели на результат, запланировали следующую итерацию по мотивам прошлой.

Итог
Прочитав, осознав и приняв в себе проблему паралича анализа, становится легче себя на этом ловить и вовремя начать действовать.

Надеюсь, вы сможете для себя подобрать определенный баланс между обдумыванием и началом конкретных действий.
👍1
Не работать на «дядю»

В одном из своих предыдущих постов я уже немного рассматривал это интересное мнение современного айти инфантила. Хочется остановиться на этом чуть подробнее.

Ожидание
В своих мечтах данный айтишник представляет себя лежащим на мальдивском пляже с макбуком на загорелом животике и пишущим очередную мега апликуху, которой пользуются миллионы людей.

А он сам – овнер этого бизнеса и гребет бабло лопатой, при этом никто ему не указ. У него нет ни менеджера, который спрашивает «что так долго?», ни тимлида, говорящего «что ж ты накодил-то?», ни эйчара, который говорит «на тебя жалуются коллеги, потому что ты с ними грубо разговариваешь».

При этом, конечно же, денег море, график такой, что можно работать только тогда, когда этого сам захочешь, а жить в любой стране мира, меняя их хоть каждую неделю.

Реальность №1
В реальной жизни, если ты пишешь что-то своё, вместо «работы на дядю», то притока денежек у тебя нет.

Скорее всего, придется не на пляже на Мальдивах это писать, а у мамки на квартире, потому что аренда нынче дорогая. И жить там придется, пока твое приложение не выстрелит и не захватит мир. А в подавляющем большинстве случаев оно не выстрелит и не захватит, и надо быть готовым к тому, что последние полгода-год ты делал работу в стол на хлебе и воде, под мамкины укоры. А в результате не получил ничего (кроме опыта).

А еще окажется, что ты возможно не так талантлив, и часть работ по проекту придется попросить кого-то делать. И тут – сюрприз, либо придется искать таких же инфантилов, как и ты, либо платить из собственного кармашка, скупо охая о том, как перегрет айти рынок и разрабы нынче дорогие. Ну а потом выжимать из этих разрабов достойный результат, пока они за твой счет затаскивают в проект и свое резюме новый фреймворк.

Реальность №2
Можно не работать на одного конкретного «дядю», а работать на себя, оказывая услуги аутсорсинга. Т.е. продавать свои часы работы за цену, которую считаешь нужной. Звучит как что-то хорошее. Да, что-то хорошее в этом правда есть. Ты можешь загнуть какую хочешь цену. Правда тут тоже есть нюансы.

Оказывается, далеко не всех волнует, что ты хороший программист (а может, и не очень хороший). И никто не прибежит к тебе с распростертым кошельком платить тебе сколько хочешь денег.

Надо будет помимо благородного (на самом деле обычного) написания кода заниматься поиском клиентов, продажами своих услуг, выбиванием оплаты, разбирательствами с клиентами, пересогласовываниями из-за съехавших сроков и т.д. В общем, заниматься всем тем, чем занимаются, по мнению инфантилов, «бесполезные менеджеры».

Ну и понятное дело, придется или позабыть об отпусках, или кататься в них за свой счет, потому что продаешь ты свою работу, а в отпуске ты не очень-то поработаешь.

Что знаю я
Из тех айтишников, с кем общался я, знаю много тех, кто уходил в это увлекательное «путешествие», а потом возвращался обратно под уютное «дядино» крылышко и присасывался к стабильной и сытной корпоративной сиське.

Знаю также и тех, кто, работая на постоянной работе, делал какие-то сайд проекты и получал с них свой профит.

Таких, кто ушел прям в свободное плавание и успешно денежно-богато самоорганизовался, знаю ооооочень мало. При этом ребята настолько в мыле, что надо за 2-3 недели договариваться с ними, чтобы созвониться на час. Ни о каком графике 5/2 с 9 до 18 речи не идет.

Итог
Не ведитесь на инфоцыганские статьи и курсы, которые вам обещают молочные реки и кисельные берега.

Не будьте инфантилами.

Ну а если вы всё-таки инфантил, то, конечно, сходите, посмотрите жизнь, повидайте, какая она снаружи теплого корпоративного крыла.

Если у вас всё же получится прийти к успеху – буду за вас очень рад. Если не получится – нагуляете болезненного, но полезного опыта, раз уж на чужом не получается учиться.
👍1
Добавочная стоимость старожилов
Сегодня хотелось бы затронуть тему со стоимостью людей, проработавших в компании / на проекте уже достаточно долго.

История вроде бы очевидная. Тем не менее, часто мы видим, что работает в жизни как-то наоборот.

Суть проблемы
Человека наняли 3 года назад на проект на одну зарплату. По ходу работы еще потихонечку индексировали, поднимали.

Сегодня ему в помощь наняли примерно такого же по скиллам коллегу по современной рыночной цене.
Так вот в довольно большом количестве случаев зарплата свежепришедшего человека будет выше, чем того, кто трудился тут три года. Почему? Потому что индексации и повышения за прошедшие три года в среднем отстают от скачков зарплаты на рынке труда.

Отсюда и растут ноги у распространенной идеи частой смены работы для ощутимого увеличения заработной платы.

Еще углубляемся в проблему
Представим, что нового работника наняли бы на одинаковую зарплату со старым. И тут тоже концы не сходятся.

Ведь старый работник уже 3 года лопатил этот проект, знает тут каждый уголок, каждый баг, каждую фичу. Знает, какие подходы пробовали и зафейлили. Знает, как что и почему делали, чтобы оно взлетело и стабильно работало. Знает, кто и где за что ответственный, к кому негласно можно обратиться, чтобы всё было зашибись.

Он ходячий сборник знаний об успехах и неудачах проекта. Он имеет свою дополнительную ценность, которой нет и не может быть у свежего сотрудника с рынка.
Так что даже при условии равных зарплат получится, что более ценного сотрудника, как будто бы меньше ценят.

Что делать?
Объективно оценивать ценность каждого и подкреплять это нужными способами.

Не думать в стиле «ну он молчит, значит всё устраивает». Очень часто такие ситуации приводят к тому, что молчащий сотрудник уходит, а потом начинается «ой-ой-ой, а кто же будет вот это вот всё так ловко делать?». И приходится нанимать с ощутимой прибавкой к зарплате и терять время на адаптацию человека. А в большие сложные проекты даже хороший специалист может запросто несколько месяцев въезжать. А уж то, чтобы знать какие-то сложные нюансы и исторические особенности – оно в какой-то мере и невосполнимо.

Итог
Не забывайте об этой мысли и периодически к ней возвращайтесь.

Цените других и цените себя.

Знайте, что старожилы полезнее проекту не сами по себе просто потому, что существует абстрактная выслуга лет, а потому, что существует реальный ценный опыт и его стоимость правда важна.
У меня нога такая же, но не болит

Часто в ИТ нам приходится дискутировать с коллегами о каких-то процессах, идеях, концепциях.
Обязательно находятся люди по обе стороны баррикад, одна и та же идея у одних взлетела, у других провалилась. И споры обычно строятся по принципу «тема хорошая, потому что у нас работает», либо «тема фигня, потому что у нас не зашло».

И всё это становится похоже на анекдоты:
⁃ Не понимаю, что у тебя не так. У меня нога точно такая же, но она не болит.

⁃ Не понимаю тех, кто носит обувь не 43-го размера. Я знаю, я пробовал — она же самая удобная: остальные либо жмут, либо болтаются. Зачем вы носите другие размеры, вы что — сумасшедшие?

Важен контекст
Главное понимать, что процесс, или практика не работают абстрактно в вакууме. Они хорошо или плохо срабатывают в конкретных командах, у конкретных людей, в конкретных проектах, при конкретных заказчиках, руководстве и так далее.

Да, какие-то идеи в среднем более жизнеспособные, какие-то менее, но универсальных серебряных пуль нет и не будет (понял, скрам?:)).

Не тратьте силы и нервы зря
В спорах, где нет подробного изучения контекста и следующей из этого аргументации, невозможно кому-то что-то доказать или объяснить. Максимум, что вы можете сделать – это постараться подробно описать свою ситуацию, рассказать, какие были предпосылки, почему применили то или иное решение, как убедились, что оно работает.

Если вторая сторона на встречный обмен контекстом не идет, то этот спор невозможно завершить разумно.

Всегда есть два стула
Мне порой говорят, что много моих постов несут примерно один и тот же смысл «смотрите по ситуации». Пожалуй, так и есть. Потому что, на мой взгляд, только так и можно осознано подобрать то, что нужно именно тебе именно в твоей ситуации.

А гонка за универсальными идеями лишь оправдывает малодушное желание не думать, не напрягаться, не анализировать, не мыслить системно, а просто взять какую-то штучку, которую умный дядя придумал, и её использовать в надежде на то, что всё будет хорошо.

Итог
Не загоняйте себя и собеседников в бессмысленные, плохо аргументированные споры, где сам факт успеха или неудачи ничего не доказывает, если подробно не разобран контекст.

Ну и анализируйте и думайте сами. Не надейтесь, что за вас кто-то это сделает так, что вам это точно подойдет.
Почем помидорки?

Очень многие знают про технику управления временем Pomodoro.
Если кто-то не знает, то вот тут можно почитать https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0

Если коротко, то суть в том, что вы работаете короткими интервалами по 25 (в среднем) минут и разделяете их перерывами по 5 минут. После нескольких таких подходов устраиваете себе перерыв побольше (15 минут).

Важный нюанс
Это не просто 25 минут, в которые вы работаете как обычно. Под «как обычно» я имею в виду то, что вы то пишете код, то отвечаете на письма, то прерываетесь на чатики, то через каждые 7,5 минут проверяете кто не прав в твиттере.

Это 25 минут, когда вы выключаете все отвлекающие нотификации, чатики, звоночки и, сосредоточившись только на одной задаче, делаете её.

А потом реально делаете 5 минут перерыва. Не тут же кидаетесь проверять чаты, или почту, или инстач листать, а прям отрываетесь от шумного инфопотока, делаете зарядку, наливаете чай, смотрите в окошко.

Личные ощущения
Если действовать по правилам однозадачности во время этих «помидоров», то у меня получается работать ооооочень продуктивно.

Порой за 2-3 часа такой сосредоточенной работы у меня получается сделать намного больше, чем за восьмичасовой день хаотичного скакания между задачами, письмами, звонками, чатами и спорами в твиттере.

А приятным бонусом становится то, что становится намного легче работать с трудными задачами.

Обычно сложные задачи не хочется даже начинать делать. А с Pomodoro нам не так страшно к ним подступиться, потому что поработать надо всего-то 25 минут. А потом оказывается, что ты 25 минут сосредоточенно поработал, хотя бы немножко продвинулся, и уже психологически становится легче дальше продолжать этим заниматься.

Итог
Если вы не пробовали эту технику – попробуйте обязательно. Существует множество мобильных и веб приложений для этой техники, которые засекают вам время, тикают таймером, засекают время перерывов и т.д.

Когда будете пробовать, не забывайте главное: это ОДНОЗАДАЧНАЯ деятельность. Если начнете отвлекаться на другие дела, то смысл данной техники теряется.
VUCA-мир и раздолбайство
Сейчас очень популярна концепция VUCA-мира. Это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).

Если коротко, то суть идеи в том, что мир сейчас такой непостоянный, непредсказуемый, постоянно изменяющийся, что никакой внятной стабильности и прогнозируемости ждать не приходится и надо быть гибким, постоянно развиваться и адаптироваться под новые реалии.

Это правда
Да, действительно в последние годы очень динамично развивается примерно все на свете. Новые технологии, новые политические движухи, новые экономические войны, новые санитарно-эпидемиологические условия и т.д. Каждый месяц ждешь, что что-то изменится.

И да, быть гибким, уметь адаптироваться под ситуацию, постоянно учиться новому - хорошая и логичная стратегия выживания и процветания.

Иными словами, я не вижу в этой концепции каких-то явных противоречий и логических нестыковок. Вроде вполне валидная идея.
Тем не менее есть нюансы:)

Это неправда
Частенько за идеями ВУКА-мира и гибкости прячется банальная лень, некомпетентность, нежелание заморачиваться.

- Зачем мы сейчас хоть как-то будем продумывать требования? Ведь у нас ВУКА, делай щас первое, что в голову пришло, а дальше посмотрим.

- Зачем нам даже пытаться планировать стратегию наперед? Ведь у нас ВУКА, щас кое-как заработает, а дальше поглядим.

- Зачем работать над развитием команды? Ведь у нас ВУКА, пусть работают как работают, завтра новых наймем.

- Зачем прорабатывать архитектуру приложения? Ведь у нас ВУКА, завтра менеджер требования кардинально изменит.

Иными словами, это либо желание сделать тяп-ляп не утруждаясь, либо уже последствия этого желания, когда следующие звенья в работе демотивированы и дезориентированы псевдоВУКА-подходом предыдущих звеньев.

Итог
Учитесь, развивайтесь, держите руку на пульсе, адаптируйтесь.

Не будьте раздувателями щек, прикрывающими свою лень и некомпетентность псевдоВУКА-миром.