Спрятанная Москва с Георгием Давыдовым – Telegram
Forwarded from Новый мир
"Стремление Льва Толстого овладеть ремеслом сапожника вызывает улыбку так же, как и сто лет назад. Лучше всех — с тонким юмором образованного человека — откликнулся на причуды гения его зять Сухотин: получив в подарок сапоги толстовской работы, он аккуратно поставил их в шкаф, рядом... с томиками Льва Николаевича. Между тем сама жизнь готовила юмористическое (или, впрочем, пессимистическое) продолжение этого сюжета, и теперь, в наши дни, встретить сапожника в какой бы то ни было стране мира (включая обувные державы вроде Италии), который сотворит обувь ручной работы, — возможность более редкая, чем встретить писателя — разумеется, не Толстого — но носящего на донце души: «Ну-тка, преподнесу романище!..» Получается, сапожник оказался более редкой птахой. Да и что нам известно о его ремесле? Вспомнится присловье «пьет, как сапожник» (сюда же извозчик), но понадобится конференция культурологов, дабы выяснить, почему, собственно, сапожники немилосердно заливали за воротник. В любом случае присловьем ограничатся наши познания, и такие термины, как «дратва» или «лапа», вызовут ступор, словно шумерская клинопись, между тем первое — просмоленная нить (или воловья жила) для прошива подошвы, а вторая — упор, на который вдевают заготовку будущего башмака. Я не заставлю вас рыскать по словарям, чтобы выяснить значение бухтармы, опойка, выростка, не требую отличать с первого взгляда юфть от шевро, а про шагрень знать, что это, собственно, такое (и вовсе не только Бальзак), откладывая в сторону заведомый живец и закал, — кстати, не увлекайтесь однобочиной, и, между прочим, мы покамест лишь возились с кожами, а тачать сапоги не начинали — как бы не спутать гладчик с токмачкой или цвики с форштиком, легче, быть может, с правúлом? или капиком? Почтенному графу понадобился год для овладения ремеслом. Раз в неделю к нему приходил сапожник Алешка (где граф его выискал? — боюсь, толстоведы спасуют), и начинался перестук молоточков. А пьянство объясняется просто: борьбой с холодом. Извозчик — целый день на морозе. Сапожник? Так в Москве была разновидность «холодных сапожников», то есть работающих прямо на улице, хоть в мороз: пока клиент попрыгивал на одной ноге, поджав другую, сапожник делал срочный ремонт"

Георгий Давыдов - ТЕАТР ТЕНЕЙ. Тетрадь первая. "Новый мир", 2021, № 9: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2021_9/Content/Publication6_7831/Default.aspx
Почему башни Новодевичьего монастыря называются Швальная и Чеботарная?

Каменные стены и двенадцать башен Новодевичьего монастыря, возведенные по подобию кремлевских, в конце XVI века выполняли оборонительную функцию.

Чеботарная башня - угловая круглая караульная, построена в 1680-е года. Историки связывают название башни с тем, что изначально в ней проживали ремесленники, занимающиеся чеботарным, то есть сапожным, делом.

Квадратная Швальная башня, построенная в те же годы, располагается на восточной стене между Иоасафовской башней и угловой Чеботарной. Название башни произошло от находившейся поблизости "швальне" - портняжной мастерской.

4 января в 14:00 вместе с Георгием Давыдовым, гидом МоскваХода, мы отправляемся на "Рождественские гулянья у Новодевичьего", где узнаем много нового не только про башни, но и
• Почему зодчий Баженов считал колокольню Новодевичьего красивее колокольни Ивана Великого?
• Где до сих пор находятся жилые палаты 17 века и как они поставлены прямо на монастырскую стену?
• Из какого окна смотрела царевна Софья на повешенных стрельцов?
• Где пишут желания, чтобы они исполнялись?
• Был ли в монастыре подземный ход?
И еще у каждого в руках будет карта со всеми соборами и башнями! В путь, друзья!

Подробнее по ссылке, присоединяйтесь к нам: https://www.moskvahod.ru/peshie-ekskursii/рождественские-гулянья-у-новодевичьего/
Георгий Давыдов приглашает на «Рождественские гулянья у Новодевичьего» завтра, 4 января в 14.00
Присоединяйтесь!
В старой Москве были богатейшие традиции народных гуляний, балаганов и праздников. На все большие русские праздники – Пасху, Троицу, Ильин день, Рождество, Масленицу – устраивались представления и фейерверки. Неудивительно, что в своем кинополотне «Сибирский цирюльник» Никита Михалков показывает нам одно из таких гуляний у стен древнего Новодевичьего монастыря. Пришло время и москваходам насладиться красотой монастырских соборов, стен и башен на фоне русской зимы!
Наша прогулка рассчитана на настоящих гурманов, ведь мы обследуем то, что обычно ускользает от внимания экскурсантов, считающих, что с внешней стороны стен нет никаких тайн.
Мы узнаем:
• Почему зодчий Баженов считал колокольню Новодевичьего красивее колокольни Ивана Великого?
• Где до сих пор находятся жилые палаты 17 века и как они поставлены прямо на монастырскую стену?
• Почему башни называются Швальная и Чеботарная?
• Из какого окна смотрела царевна Софья на повешенных стрельцов?
• Где пишут желания, чтобы они исполнялись?
• Был ли в монастыре подземный ход?
И еще у каждого в руках будет карта со всеми соборами и башнями! В путь, друзья!
4 января в 14.00
Место встречи группы:на улице на выходе из станции метро Спортивная (сокольническая линия), выход к Новодевичьему монастырю
Стоимость участия: 450 руб. Оплачивается гиду перед началом прогулки.
Скидки для студентов, пенсионеров, обладателей дисконтных карт «МоскваХод».
Предварительной регистрации не требуется.
Дополнительная информация и полное расписание прогулок – на сайте https://www.moskvahod.ru/peshie-ekskursii/рождественские-гулянья-у-новодевичьего/
Был ли в Новодевичьем монастыре подземный ход?

С Новодевичьим монастырем связано несколько легенд о тайных подземельях и ходах.

В 1909 году И. Я. Стеллецкий узнал о том, что в доме купца Ганешина, который находился на Девичьем поле обнаружили подземные ходы. В 1840 году полиция засыпала ходы, поскольку использовались они с преступными целями. но в XX веке дом приобретает фабрикант Альфред Гюбнер и Стеллецкий исследует подземные ходы.

Вход в тайник, принадлежавший ранее Новодевичьему монастырю, он отыскал на территории фабрики Гюбнера. Вот как он его описывал: «Узкая и ветхая лестница в шесть полусгнивших ступеней приводит в прямоугольную, слегка вытянутую, 6х3,5 аршина, палату с коробовым кирпичным сводом и такими же стенами и полом. [...] У восточной стены палаты, налево от входа навалена груда дикого камня. Детальный осмотр палаты обнаружил боковые ходы. Загадочным представляется ход в северо-восточной стене, направо от входной лестницы. Свод его приходится как раз над полом палаты, образуя узкую щель в две четверти (0,53 метра. - Т.Б.) длиною. Через эту щель видно, что ход вел в камеру около сажени длиною с коробовым сводом, теперь на 3/4 заваленную щебнем. По-видимому, из камеры был ход влево. Из палаты в юго-западном направлении ведет выложенная кирпичом, длинная, до 30 аршин, приметно покатая подземная галерея, заканчивающаяся, подобно первой, но меньших размеров, 2,5x1,5 аршина, палатой. Из этой последней, сооруженной на глубине значительно большей, чем первая, расходясь под тупым углом, шли две боковые галереи: под Новодевичий монастырь и к упомянутому пруду. Обе галереи обрушились».

Ход был выложен кирпичом с клеймом «ФШ» - такие производились в 1815-1845 годах. Однако, с дальнейшей реставрацией хода не получилось - администрация фабрики Гюбнера выступила против раскопок

После революции фабрику Альфреда Гюбнера национализировали, здесь была создана фабрика имени Я. М. Свердлова. В этом время хъоды были замурованы, потому как использовались для воровства рулонов ткани.

Долго ходила легенда о том, что существовал и еще один вход из Новодевичьего монастыря ведет к Москве-реке. Стеллецкий обращался к игуменье обители Леониде Озеровой, она подтвердила слухи, но подземный ход не был найден .

В 1970-е годы при раскопках на территории завода «Союз» обнаружили старинный подземный ход от Новодевичьего монастыря к Москве-реке.

4 января в 14:00 вместе с Георгием Давыдовым, на прогулке "Рождественские гулянья у Новодевичьего" мы узнаем не только про подземные ходы, но и

• Почему зодчий Баженов считал колокольню Новодевичьего красивее колокольни Ивана Великого?
• Где до сих пор находятся жилые палаты 17 века и как они поставлены прямо на монастырскую стену?
• Почему башни называются Швальная и Чеботарная?
• Из какого окна смотрела царевна Софья на повешенных стрельцов?
• Где пишут желания, чтобы они исполнялись?

И еще у каждого в руках будет карта со всеми соборами и башнями! В путь, друзья!

Присоединяйтесь: https://www.moskvahod.ru/peshie-ekskursii/рождественские-гулянья-у-новодевичьего/
СВЯТКИ В МОСКВЕ

Время после Рождества традиционно именуют Святками (святыми днями). В эти дни строгость церковного поста сменялась празднованием, колядками, песнями, хождением в гости. Причем, хождение в гости считалось обязательным! Не будет преувеличением добавить, что в современных условиях Святки предполагают и хождение на экскурсии МоскваХода) Обычаи Святок восходят ко временам православного византийского императора Юстиниана (482-565), но традиции гаданий (излюбленная тема дореволюционных художников и поэтов) имеют еще дохристианские корни. Главное гадание — узнать будущего жениха.

Несколько лет назад, как рассказала друг МоскваХода Анна Шанькова, колядования в Москве возродили в семье художника Ивана Ильича Глазунова. Правда, вместо саней пересели в автомобиль, зато адреса для колядовщиков подобрались истинно-московские: заехали в Кривоарбатский к внучке Мельникова (музея еще не было), в Щетининский переулок, где рядом с музеем Тропинина живут потомки коллекционера Вишневского (создателя тропининского музея)… В современной Москве привычна стала ярмарка «Путешествие в Рождество» (на Манежной и Театральной площади), в том числе с катанием на горках. Вспомним, что зимние горки были излюбленным развлечением веселой императрицы Елизаветы Петровны (1709-1762), а там и до Татьяниного дня (25 января) недалеко. А Татьянин день, как известно, день рождения Московского университета и всего русского студенчества. Значит, опять веселье!

Новой традицией двухвекового студенческого праздника стало приготовление лично ректором праздничного сбитня. А где-то, говорят, варят сбитень из зачеток и бессонных ночей студентов) Наш рассказ о Святках мы проиллюстрировали фотографией январского заката. Алое солнце, белоснежный Храм Христа и, конечно, неожиданный ракурс для москваходов-эрудитов. Справа видны дома на Манежной улице (тот, что с башенками, — эффектный доходник Егоровой-Скарчинской, перестроенный в 1904 году из ампирного особняка 1824 года). Фото сделано Марией Асмус из Кремлевского Дворца.

Кстати, на переделкинской даче ее деда — философа Валентина Фердинандовича Асмуса (1894-1975) — сохранена вся прижизненная обстановка. Именно там Валентин Фердинандович с помощью профессионального телескопа вел наблюдения звездного неба, изумлявшего еще Иммануила Канта.

Не исключено, что МоскваХодам когда-нибудь повезет и мы отправимся туда в гости. А совсем рядом, в Мичуринце, действует галерея «Сад» Анны и Александра Мессерер. Тоже нагрянем!)

Георгий Давыдов