Тема и запрос в терапии
Нередко то, что я называю темой терапии, называют запросом.
Тема для меня — это то, о чем мы работаем: о маме, о повышении на работе, об отношениях с мужем, о трудностях при переезде, о сложностях в общении с детьми-подростками, о неприятии своего тела, о потере смысла жизни, о том, что ничего не хочется, или наоборот о том, что никто не дает, о том, кто виноват и что делать, а также о многом другом, о чем мы говорим на сессии.
Обычно, когда терапевт пишет, с чем он работает или не работает, он перечисляет именно темы: адаптационные кризисы, астения и хронический стресс, зависимость. Это может звучать почти как диагноз, но это тема — то, о чем мы будем вести наш терапевтический диалог.
А запрос — ну, я так думаю — это немного другое. Это, скорее, опыт, который мы, клиент и терапевт, создадим вместе. Это, скорее то, что сейчас клиенту от терапевта нужно, и то, что терапевт клиенту может дать.
А дать терапевт может не очень много на самом-то деле. С другой стороны, клиент, приходя на терапию, многого может хотеть от себя и жизни, а не от терапевта. Но нередко то, что клиент хочет (запрашивает) не совпадает с тем, на что терапевт способен именно как терапевт.
Ну, то есть как Аня я денег или по морде дать могу, а как терапевт — не буду.
Но то, что терапевт может сделать для своего клиента, это вообще, совсем не мало. Это собственно, и есть терапия.
Вернемся к запросу. Точнее его типам, или стадиям, или уровням. Их придумала не я. Я их честно позаимствовала у Алексея Смирнова и вам рассказываю.
Итак, мы можем выделить 8 уровней запроса в терапии.
1️⃣Выслушай меня.
И терапевт может выслушать клиента. Юные гештальт-терапевты порой пугаются, что ничего не делают с клиентам, кроме слушают его, потому что клиент все время говорит. Да, потому что иногда клиенту надо, чтобы его просто выслушали, наконец-то, чтобы он просто выговориться, чтобы, наконец-то, кто-то услышал, как ему плохо и тяжело.
2️⃣Успокой меня/ Помоги мне успокоиться.
Клиент приходит встревоженный, возможно, в аффекте, возможно, ему кажется, что надо срочно что-то делать. Но обычно в этот момент важно немного замедлиться, обнаружить себя, другого и уже потом куда-то двигаться.
3️⃣Нормализуй это.
Порой клиенту очень важно услышать, что такое, какое сейчас у него, бывает.
Что это не ужас-ужас, что это, может, и стыдно, но из людей за такое его не выгонят. Так бывает. Фух.
4️⃣Посочувствуй мне.
И это терапевт обычно может. Если не получается, что стоит сходить к супервизору, пусть он посочувствует терапевту, глядишь, к тому вернется сочувствие к клиенту.
Посочувствуй — побудь со мной рядом в моих чувствах, раздели их со мной.
5️⃣Помоги мне понять, что происходит.
Со мной, в моей жизни, между нами…
Это очень важно, описать то, что происходит, из чего оно состоит, как мне с этим, как тебя с этим, к чему оно нас подталкивает, от чего останавливает, как оно называется. Иногда оно называется «неведомая фигня» и так тоже лучше, чем никак.
6️⃣Помоги мне понять, что мне делать?
Ну, наконец-то, мы добрались сюда. Нередко этот запрос озвучивает вперед первого, который «выслушай меня».
Но если не ясно, что делать, значит, не ясно, что происходит, значит, мы продолжаем исследовать ситуацию.
7️⃣Помоги мне это сделать?
Здесь может быть уместен эксперимент, мысленный, со стульями, с привлечением терапевта, а может, и совместное размышление — но это тоже форма мысленного эксперимента.
8️⃣Помоги мне присвоить то, что я это сделал, то есть ассимилировать полученный опыт.
Клиент тут, скорее, хвастается, чем жалуется, но поделиться радостью и погордиться своим успехом не менее важно, чем рассказать о горестях.
Тему клиент приносит сам.
А вот понять, с каким уровнем запроса мы будем иметь дело, — это задача терапевта.
Возможно, опытный клиент сможет сказать «Просто послушай и покивай» или «Посочувствуй мне». Но нередко запрос звучит иначе.
Например:
«Я моральный урод» — третий уровень.
«Я не хочу ничего чувствовать» — четвертый уровень.
«Вроде получилось, но никакой радости» — восьмой уровень.
Нередко то, что я называю темой терапии, называют запросом.
Тема для меня — это то, о чем мы работаем: о маме, о повышении на работе, об отношениях с мужем, о трудностях при переезде, о сложностях в общении с детьми-подростками, о неприятии своего тела, о потере смысла жизни, о том, что ничего не хочется, или наоборот о том, что никто не дает, о том, кто виноват и что делать, а также о многом другом, о чем мы говорим на сессии.
Обычно, когда терапевт пишет, с чем он работает или не работает, он перечисляет именно темы: адаптационные кризисы, астения и хронический стресс, зависимость. Это может звучать почти как диагноз, но это тема — то, о чем мы будем вести наш терапевтический диалог.
А запрос — ну, я так думаю — это немного другое. Это, скорее, опыт, который мы, клиент и терапевт, создадим вместе. Это, скорее то, что сейчас клиенту от терапевта нужно, и то, что терапевт клиенту может дать.
А дать терапевт может не очень много на самом-то деле. С другой стороны, клиент, приходя на терапию, многого может хотеть от себя и жизни, а не от терапевта. Но нередко то, что клиент хочет (запрашивает) не совпадает с тем, на что терапевт способен именно как терапевт.
Ну, то есть как Аня я денег или по морде дать могу, а как терапевт — не буду.
Но то, что терапевт может сделать для своего клиента, это вообще, совсем не мало. Это собственно, и есть терапия.
Вернемся к запросу. Точнее его типам, или стадиям, или уровням. Их придумала не я. Я их честно позаимствовала у Алексея Смирнова и вам рассказываю.
Итак, мы можем выделить 8 уровней запроса в терапии.
1️⃣Выслушай меня.
И терапевт может выслушать клиента. Юные гештальт-терапевты порой пугаются, что ничего не делают с клиентам, кроме слушают его, потому что клиент все время говорит. Да, потому что иногда клиенту надо, чтобы его просто выслушали, наконец-то, чтобы он просто выговориться, чтобы, наконец-то, кто-то услышал, как ему плохо и тяжело.
2️⃣Успокой меня/ Помоги мне успокоиться.
Клиент приходит встревоженный, возможно, в аффекте, возможно, ему кажется, что надо срочно что-то делать. Но обычно в этот момент важно немного замедлиться, обнаружить себя, другого и уже потом куда-то двигаться.
3️⃣Нормализуй это.
Порой клиенту очень важно услышать, что такое, какое сейчас у него, бывает.
Что это не ужас-ужас, что это, может, и стыдно, но из людей за такое его не выгонят. Так бывает. Фух.
4️⃣Посочувствуй мне.
И это терапевт обычно может. Если не получается, что стоит сходить к супервизору, пусть он посочувствует терапевту, глядишь, к тому вернется сочувствие к клиенту.
Посочувствуй — побудь со мной рядом в моих чувствах, раздели их со мной.
5️⃣Помоги мне понять, что происходит.
Со мной, в моей жизни, между нами…
Это очень важно, описать то, что происходит, из чего оно состоит, как мне с этим, как тебя с этим, к чему оно нас подталкивает, от чего останавливает, как оно называется. Иногда оно называется «неведомая фигня» и так тоже лучше, чем никак.
6️⃣Помоги мне понять, что мне делать?
Ну, наконец-то, мы добрались сюда. Нередко этот запрос озвучивает вперед первого, который «выслушай меня».
Но если не ясно, что делать, значит, не ясно, что происходит, значит, мы продолжаем исследовать ситуацию.
7️⃣Помоги мне это сделать?
Здесь может быть уместен эксперимент, мысленный, со стульями, с привлечением терапевта, а может, и совместное размышление — но это тоже форма мысленного эксперимента.
8️⃣Помоги мне присвоить то, что я это сделал, то есть ассимилировать полученный опыт.
Клиент тут, скорее, хвастается, чем жалуется, но поделиться радостью и погордиться своим успехом не менее важно, чем рассказать о горестях.
Тему клиент приносит сам.
А вот понять, с каким уровнем запроса мы будем иметь дело, — это задача терапевта.
Возможно, опытный клиент сможет сказать «Просто послушай и покивай» или «Посочувствуй мне». Но нередко запрос звучит иначе.
Например:
«Я моральный урод» — третий уровень.
«Я не хочу ничего чувствовать» — четвертый уровень.
«Вроде получилось, но никакой радости» — восьмой уровень.
🔥37❤25👍7
В этом тексте запрос раскрывается по уровням, как лесенка или матрешка, но не всегда будет каждая из «ступенек» и они могут длится очень разное время.
Бывает по разному.
Вот такой взгляд на запрос и тему в терапии. Можно смотреть на это так, а можно иначе. Но мне так помогает. И с клиентами. И с супервизантами.
Бывает по разному.
Вот такой взгляд на запрос и тему в терапии. Можно смотреть на это так, а можно иначе. Но мне так помогает. И с клиентами. И с супервизантами.
🔥24❤18
Почему нет отношений?
В последнее время мне не очень пишется, но говориться.
Поэтому я решила возобновить свои прямые эфиры.
Сейчас это будет серия размышлений о каких-то насущных вопросах с точки зрения социологии и гештальт-подхода. Попробую объединить эти свои компетенции.
Первый эфир посвящен размышления о том, по чему в XXI веке людям сложнее заводить отношения, чем это было раньше.
https://youtu.be/AKMsYwuHMwU
В последнее время мне не очень пишется, но говориться.
Поэтому я решила возобновить свои прямые эфиры.
Сейчас это будет серия размышлений о каких-то насущных вопросах с точки зрения социологии и гештальт-подхода. Попробую объединить эти свои компетенции.
Первый эфир посвящен размышления о том, по чему в XXI веке людям сложнее заводить отношения, чем это было раньше.
https://youtu.be/AKMsYwuHMwU
🔥14❤11
Аня, а что почитать о сексуальности?
Отвечая на это вопрос, я помимо своего канала обычно рекомендую «Как хочет женщина» Э. Нагоски и прекрасную книгу Н. Фомичевой «Близость». Ну, еще «Сексуальность. Любовь. Гештальт» Б. Мартель.
Но мне лично больше всего нравится именно «Близость. Книга о хорошем сексе» Натальи Фомичевой. Мне очень нравится взгляд автора и ее манера писать о столь сложной и полной уязвимости теме. Нравится и как психотерапевту, и как женщине.
🧡 Так вот у нас в МИГе 27-28 сентября пройдет онлайн фестиваль о психологии и психотерапии доя всех желающих, не только для специалистов.
И на нем выступит Наталья Фомичева.
И я жду этого выступления.
🧡 А еще моя коллега Инна Никитина прочитает лекцию о том, как личная история влияет на наше сексуальные предпочтения и табу.
Конечно, и другие мои замечательные коллеги расскажут много всего интересного. Не только о сексе)
🧡 Я сама, например, буду вести группу ассимиляции опыта во второй день в рамках вертикали, посвященной эмиграции, где Юлия Терешкина проведет мастер-класс о том, как плэзия Бродского помогает эмигранту.
Сайт фестиваля здесь:
https://mig-institute.com/fest
🧡 А еще на фестиваль будет индивидуальный промокод 30%
IVANYUTENKO
Отвечая на это вопрос, я помимо своего канала обычно рекомендую «Как хочет женщина» Э. Нагоски и прекрасную книгу Н. Фомичевой «Близость». Ну, еще «Сексуальность. Любовь. Гештальт» Б. Мартель.
Но мне лично больше всего нравится именно «Близость. Книга о хорошем сексе» Натальи Фомичевой. Мне очень нравится взгляд автора и ее манера писать о столь сложной и полной уязвимости теме. Нравится и как психотерапевту, и как женщине.
И на нем выступит Наталья Фомичева.
И я жду этого выступления.
Конечно, и другие мои замечательные коллеги расскажут много всего интересного. Не только о сексе)
Сайт фестиваля здесь:
https://mig-institute.com/fest
IVANYUTENKO
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Mig-Institute
МИГ.ФЕСТ 2025 — Онлайн-фестиваль практической психологии и психотерапии (27–28 сентября)
Онлайн-фестиваль практической психологии и психотерапии 27–28 сентября 2025 от Международного Института Гештальта. Интенсивные лекции, мастер-классы, группы поддержки и самоисследование через опыт. Участвуйте из любой точки мира!
❤11🔥3
Такая нужная агрессия
Агрессия —- это проявление нашей витальности, жизненной силы в самом простом смысле этого слова — возбуждение и движение организма навстречу чему-то во вне: к другим людям, новым опытам, объектам удовлетворения потребностей и так далее.
Сталкиваясь с препятствием, витальность приобретает разрушающий аспект, задача которого трансформировать среду таким образом, чтобы потребность организма была удовлетворена. И я не знаю, есть ли кто-то более агрессивный к окружающей среде, чем птенчик, разбивающий скорлупу. Он разрушает её, но ему необходимо выбраться из яйца, чтобы жить.
Еще один пример агрессии, но из мира растений.
Росточек прорастает, пробивается сквозь кожуру семечки, сквозь землю, туда, на поверхность, раздвигает частички земли, выползает наверх через траву и опавшие листья, другие растения, и тянется к солнцу, повинуясь своей витальности. Но при этом он довольно агрессивен к окружающей среде, он вытягивает из нее воду, воздух, полезные вещества, чтобы расти и стать тем, чем ему суждено быть — одуванчиком или дубом.
Брать желаемое и отталкивать нежелательное — это агрессия.
Например, малыш требует у мамы любимое лакомство и не останавливается ни перед чем. К счастью, силы его невелики, а когда они возрастут, и он немного повзрослеет и начнет замечать, какой урон наносит окружению своими требованиями, а пока он будет плеваться нелюбимой едой и отталкивать ложку, что тоже весьма агрессивно.
Агрессия не ограничивается только движением к объектам окружающего мира, которые могут удовлетворить наши потребности. С ее помощью мы также как-то разрушаем устоявшийся порядок вещей, поскольку он не способен дать нам того, чего мы хотим.
Однако разрушение — это не всегда деструкция, нередко - это реконструкция.
Вспомните какой-нибудь фрукт — яблоко, хурму, манго.
Пусть он будет сочный, спелый, вкусный. Вспомните, как вы берете его в руку, вдыхаете аромат и, вонзая в него свои зубы, откусываете кусочек, пережевываете. Вам очень вкусно, и в этом моменте вы очень агрессивны к этому сочному кусочку внешнего мира, который уже почти стал внутренним. Разрушив этот фрукт, вы напитали себя, а если бы это было не о вас, а о животном в дикой природе, то его организм еще бы создал удобрение для того дерева, на котором вырос этот замечательный плод.
Еще один пример агрессии — это юмор.
И это необязательно нападение на другого, но это точно какой-то новый способ обойтись с некоей ситуацией: оттолкнуть ее, взглянуть на нее с другой стороны, разрушить те связи, которые есть между объектами в ней, перемешать их, расставить каким-то новым образом и тем самым создать что-то новое, например, шутку или песенку.
Это справедливо и для научных исследований, для творчества и даже для психотерапии.
Терапевт анализирует и разбирает привычный для клиента способ организовывать свою жизнь, чтобы он смог создать новый, более адаптивный и способствующий повышению качества жизни.
Разрабатывая лекарства от неизлечимых болезней, врачи и ученые сопротивляются текущему положению вещей и тому факту, что люди умирают, ищут способ изменить это.
Получается, что они агрессивны к мироустройству? И некоторые ортодоксальные религиозные доктрины отвечают на этот вопрос утвердительно.
А еще агрессия — это первым пойти мириться, сделать шаг навстречу своему близкому и разрушить стену непонимания между вами, начав прояснять происходящее и говорить на сложную для вас обоих тему. И, конечно, набраться смелости и сделать первый шаг, например, в отношениях или последний, например, с надоевшей работы — это тоже агрессия.
И даже прямо сейчас я проявляю агрессию к стереотипам о ней же, я разрушаю их и предлагаю вам новый взгляд на природу этого явления. Агрессия есть у нас для изменения мира и себя в нем, для его созидания, где разрушение лишь один из этапов, на котором не стоит останавливаться.
Агрессия —- это проявление нашей витальности, жизненной силы в самом простом смысле этого слова — возбуждение и движение организма навстречу чему-то во вне: к другим людям, новым опытам, объектам удовлетворения потребностей и так далее.
Сталкиваясь с препятствием, витальность приобретает разрушающий аспект, задача которого трансформировать среду таким образом, чтобы потребность организма была удовлетворена. И я не знаю, есть ли кто-то более агрессивный к окружающей среде, чем птенчик, разбивающий скорлупу. Он разрушает её, но ему необходимо выбраться из яйца, чтобы жить.
Еще один пример агрессии, но из мира растений.
Росточек прорастает, пробивается сквозь кожуру семечки, сквозь землю, туда, на поверхность, раздвигает частички земли, выползает наверх через траву и опавшие листья, другие растения, и тянется к солнцу, повинуясь своей витальности. Но при этом он довольно агрессивен к окружающей среде, он вытягивает из нее воду, воздух, полезные вещества, чтобы расти и стать тем, чем ему суждено быть — одуванчиком или дубом.
Брать желаемое и отталкивать нежелательное — это агрессия.
Например, малыш требует у мамы любимое лакомство и не останавливается ни перед чем. К счастью, силы его невелики, а когда они возрастут, и он немного повзрослеет и начнет замечать, какой урон наносит окружению своими требованиями, а пока он будет плеваться нелюбимой едой и отталкивать ложку, что тоже весьма агрессивно.
Агрессия не ограничивается только движением к объектам окружающего мира, которые могут удовлетворить наши потребности. С ее помощью мы также как-то разрушаем устоявшийся порядок вещей, поскольку он не способен дать нам того, чего мы хотим.
Однако разрушение — это не всегда деструкция, нередко - это реконструкция.
Вспомните какой-нибудь фрукт — яблоко, хурму, манго.
Пусть он будет сочный, спелый, вкусный. Вспомните, как вы берете его в руку, вдыхаете аромат и, вонзая в него свои зубы, откусываете кусочек, пережевываете. Вам очень вкусно, и в этом моменте вы очень агрессивны к этому сочному кусочку внешнего мира, который уже почти стал внутренним. Разрушив этот фрукт, вы напитали себя, а если бы это было не о вас, а о животном в дикой природе, то его организм еще бы создал удобрение для того дерева, на котором вырос этот замечательный плод.
Еще один пример агрессии — это юмор.
И это необязательно нападение на другого, но это точно какой-то новый способ обойтись с некоей ситуацией: оттолкнуть ее, взглянуть на нее с другой стороны, разрушить те связи, которые есть между объектами в ней, перемешать их, расставить каким-то новым образом и тем самым создать что-то новое, например, шутку или песенку.
Это справедливо и для научных исследований, для творчества и даже для психотерапии.
Терапевт анализирует и разбирает привычный для клиента способ организовывать свою жизнь, чтобы он смог создать новый, более адаптивный и способствующий повышению качества жизни.
Разрабатывая лекарства от неизлечимых болезней, врачи и ученые сопротивляются текущему положению вещей и тому факту, что люди умирают, ищут способ изменить это.
Получается, что они агрессивны к мироустройству? И некоторые ортодоксальные религиозные доктрины отвечают на этот вопрос утвердительно.
А еще агрессия — это первым пойти мириться, сделать шаг навстречу своему близкому и разрушить стену непонимания между вами, начав прояснять происходящее и говорить на сложную для вас обоих тему. И, конечно, набраться смелости и сделать первый шаг, например, в отношениях или последний, например, с надоевшей работы — это тоже агрессия.
И даже прямо сейчас я проявляю агрессию к стереотипам о ней же, я разрушаю их и предлагаю вам новый взгляд на природу этого явления. Агрессия есть у нас для изменения мира и себя в нем, для его созидания, где разрушение лишь один из этапов, на котором не стоит останавливаться.
❤46🔥13👍10
Есть такой замечательный проект Humans of Gestalt — это международный энтузиастический проект, посвященный многообразию человеческого опыта через призму гештальт-подхода. Его создательница Хезер Энн Киз хотела поближе познакомиться с людьми, гештальт‑терапевтами, без официоза, очень лично и доверительно. Так родился формат разговоров (не совсем подкасты, но нечто документально‑нарративное), которые выросли в масштаб международного проекта.
На днях вышло мое интервью в этом проекте, взятое Евгением Колесниковым.
Это было удивительно и неожиданно глубоко доя меня. Возможно, в этом интервью (запись одним кадром и отсутствует монтаж) я открываюсь так, как никогда не открывалась в публичном пространстве, рассказываю об очень личном и сокровенном. О пути в гештальт, маме, том, что болит, том, что важно, том, что зажигает, что для меня эта профессия, что для меня жизнь…
https://youtu.be/Sm5JpYAu-HA
А еще 27 августа (то есть завтра) мы с Евгением проведем открытую супервизию в прямом эфире.
Я буду давать, а он брать супервизию.
Вот такой эксперимент со всех сторон.
И более опытный коллега в роли супервизанта, а менее опытный (я) в роли супервизора. И прямой эфир без заготовок.
Эфир будет включать две основные части — собственно супервизия, а потом ее совместное обсуждение.
27 августа в 16:30 по СЕТ
К эфиру можно будет подключится через
мой инстаграм
или инстаграм МИГа.
Запись будет доступна и я, как всегда, опубликую здесь ссылку на нее.
На днях вышло мое интервью в этом проекте, взятое Евгением Колесниковым.
Это было удивительно и неожиданно глубоко доя меня. Возможно, в этом интервью (запись одним кадром и отсутствует монтаж) я открываюсь так, как никогда не открывалась в публичном пространстве, рассказываю об очень личном и сокровенном. О пути в гештальт, маме, том, что болит, том, что важно, том, что зажигает, что для меня эта профессия, что для меня жизнь…
https://youtu.be/Sm5JpYAu-HA
А еще 27 августа (то есть завтра) мы с Евгением проведем открытую супервизию в прямом эфире.
Я буду давать, а он брать супервизию.
Вот такой эксперимент со всех сторон.
И более опытный коллега в роли супервизанта, а менее опытный (я) в роли супервизора. И прямой эфир без заготовок.
Эфир будет включать две основные части — собственно супервизия, а потом ее совместное обсуждение.
27 августа в 16:30 по СЕТ
К эфиру можно будет подключится через
мой инстаграм
или инстаграм МИГа.
Запись будет доступна и я, как всегда, опубликую здесь ссылку на нее.
YouTube
Humans of Gestalt - Anna Ivanyutenko (Анна Иванютенко)
Enjoy the videos and music you love, upload original content, and share it all with friends, family, and the world on YouTube.
❤27👍6
Пупупу…
Кажется, у меня очередной творческий кризис. Очередной в том смысле, что не первый и не последний.
Поскольку он не первый, то я знаю, что он закончится, и знаю, что повторится.
Потому что творческий кризис — это просто симптом, а не проблема.
И не факт, что симптом чего-то, что нужно менять или предотвращать.
Просто сейчас мое внимание и возбуждение не там, где мне нравится собирать буквы в узоры смыслов, а в другом важно и будоражащем меня процессе.
Так бывает.
А еще я знаю, в том числе и по своему опыту, что иногда пугаешься: вдруг какой-то такой совсем кризис — не вдохновляет чего-то, что вдохновляло раньше, и вдруг все пропало и не вернется…
Но все течет, все меняется и постоянны только изменения.
Кризис, особенно творческий — это всегда переход. Откуда и куда не всегда понятно, но точно он.
А раз переход, значит нужно продолжать идти.
Кажется, у меня очередной творческий кризис. Очередной в том смысле, что не первый и не последний.
Поскольку он не первый, то я знаю, что он закончится, и знаю, что повторится.
Потому что творческий кризис — это просто симптом, а не проблема.
И не факт, что симптом чего-то, что нужно менять или предотвращать.
Просто сейчас мое внимание и возбуждение не там, где мне нравится собирать буквы в узоры смыслов, а в другом важно и будоражащем меня процессе.
Так бывает.
А еще я знаю, в том числе и по своему опыту, что иногда пугаешься: вдруг какой-то такой совсем кризис — не вдохновляет чего-то, что вдохновляло раньше, и вдруг все пропало и не вернется…
Но все течет, все меняется и постоянны только изменения.
Кризис, особенно творческий — это всегда переход. Откуда и куда не всегда понятно, но точно он.
А раз переход, значит нужно продолжать идти.
❤43👍8
В прошлую среду состоялась наша с Евгением Колесниковым экспериментальная супервизия в прямом эфире инстаграм.
Это действительно эксперимент, в ходе которого мы уперлись в ожидаемые этические дилеммы, но нашли способ, как с ними обойтись, не нарушая своих принципов.
Как следствие супервизия состоялась. Я побыла супервизором в прямом эфире. Не могу сказать, что мне это очень понравилось, но опыт был интересный.
Как именно это происходило можно посмотреть по ссылке ниже.
https://youtu.be/IBIRA2EJ3hI
А 17 сентября в 16:30 по СЕТ мы снова встретимся с Евгением, чтобы поговорить о супервизии, но теперь в формате «норм или стрем» (ну почти).
Записью этого эфира я тоже поделюсь.
Это действительно эксперимент, в ходе которого мы уперлись в ожидаемые этические дилеммы, но нашли способ, как с ними обойтись, не нарушая своих принципов.
Как следствие супервизия состоялась. Я побыла супервизором в прямом эфире. Не могу сказать, что мне это очень понравилось, но опыт был интересный.
Как именно это происходило можно посмотреть по ссылке ниже.
https://youtu.be/IBIRA2EJ3hI
А 17 сентября в 16:30 по СЕТ мы снова встретимся с Евгением, чтобы поговорить о супервизии, но теперь в формате «норм или стрем» (ну почти).
Записью этого эфира я тоже поделюсь.
YouTube
Открытая супервизия с Евгением Колесниковым
Экспериментальный эфир — это очень по-гештальтистки.
Какой может быть супервизия, если провести ее в прямом эфире? А если в роли супервизанта Евгений Колесников, а в роли супервизора Анна Иванютенко?
Еще на этапе подготовки к эфиру мы поняли, что поставили…
Какой может быть супервизия, если провести ее в прямом эфире? А если в роли супервизанта Евгений Колесников, а в роли супервизора Анна Иванютенко?
Еще на этапе подготовки к эфиру мы поняли, что поставили…
❤11🔥1
И снова актуальное
Если вам сложно говорить «нет» и отказывать, то, возможно, дело не только в вас, но и в вашем окружении.
Давайте исследовать, как формируется запрос к вам и какова возможная реакция на ваш отказ.
😶Запрос сформулирован так, что отказ практически невозможен. Отказываясь
вы поставите себя в неловкое положение (потеряете лицо) или выставите себя черствым человеком. Это не просьба, а манипуляция
вы откажитесь от чего-то ценного для вас. Это не просьба, а торг
вы рискуете разрывом контакта ил бы и отношений. Это не просьба, а шантаж.
Просьба от требования отличается тем, что в выполнении просьбы можно отказать без угрозы для отношений.
Остальное - это требование, подкрепленное манипуляцией (в том числе чувстве вины), торгом, угрозами и шантажом.
😶Запрос сформулирован так, что отказать становится очень сложно:
Это очень соблазнительное предложение, но нужно на что-то согласиться, чего вам не хочется
Вас «разводят на слабо»
Вас убеждают, что только вы можете это сделать
И другие подобные варианты, со множеством отягощений, мешающих сказать «нет».
От приведенного выше отличается тем, что здесь не угрозы, а соблазнение.
Есть некоторая разница.
😶 Вам не дают сказать нет.
Любые попытки возражений или сомнения перекрываются доводами и напором, вы сдаётесь и соглашаетесь.
Но это не согласие, здесь нет добровольности.
😶Предположим, вам все-таки удалось сказать «нет», за этим может последовать реакция, принуждающая вас согласиться:
Игнорируют отказ, продолжают настаивать, используя один или несколько описанных выше приемов, усиливая нажим
Реагируют агрессией, нападают на вас
Реагируют агрессией и разрывают с вами контакт, отвергают вас
Реагируют обесцениванием и презрением (тоже агрессия)
Реагируют демонстративным страданием (тоже агрессия, кстати)
Реагируют как на что-то немыслимое и невозможное
Если в вашем опыте много ситуаций, когда к вам обращались с такими «запросами» и так реагировали на ваши попытки отказать, то вам непросто говорить людям «нет», даже когда они обращаются к вам с корректной просьбой, а на отказ способны отреагировать сожалением и грустью.
Если люди часто не говорят вам «нет», но так или иначе «сливаются», то убедитесь, не действуйте ли вы каким-то из описанных выше способов.
Если вам сложно говорить «нет» и отказывать, то, возможно, дело не только в вас, но и в вашем окружении.
Давайте исследовать, как формируется запрос к вам и какова возможная реакция на ваш отказ.
😶Запрос сформулирован так, что отказ практически невозможен. Отказываясь
вы поставите себя в неловкое положение (потеряете лицо) или выставите себя черствым человеком. Это не просьба, а манипуляция
вы откажитесь от чего-то ценного для вас. Это не просьба, а торг
вы рискуете разрывом контакта ил бы и отношений. Это не просьба, а шантаж.
Просьба от требования отличается тем, что в выполнении просьбы можно отказать без угрозы для отношений.
Остальное - это требование, подкрепленное манипуляцией (в том числе чувстве вины), торгом, угрозами и шантажом.
😶Запрос сформулирован так, что отказать становится очень сложно:
Это очень соблазнительное предложение, но нужно на что-то согласиться, чего вам не хочется
Вас «разводят на слабо»
Вас убеждают, что только вы можете это сделать
И другие подобные варианты, со множеством отягощений, мешающих сказать «нет».
От приведенного выше отличается тем, что здесь не угрозы, а соблазнение.
Есть некоторая разница.
😶 Вам не дают сказать нет.
Любые попытки возражений или сомнения перекрываются доводами и напором, вы сдаётесь и соглашаетесь.
Но это не согласие, здесь нет добровольности.
😶Предположим, вам все-таки удалось сказать «нет», за этим может последовать реакция, принуждающая вас согласиться:
Игнорируют отказ, продолжают настаивать, используя один или несколько описанных выше приемов, усиливая нажим
Реагируют агрессией, нападают на вас
Реагируют агрессией и разрывают с вами контакт, отвергают вас
Реагируют обесцениванием и презрением (тоже агрессия)
Реагируют демонстративным страданием (тоже агрессия, кстати)
Реагируют как на что-то немыслимое и невозможное
Если в вашем опыте много ситуаций, когда к вам обращались с такими «запросами» и так реагировали на ваши попытки отказать, то вам непросто говорить людям «нет», даже когда они обращаются к вам с корректной просьбой, а на отказ способны отреагировать сожалением и грустью.
Если люди часто не говорят вам «нет», но так или иначе «сливаются», то убедитесь, не действуйте ли вы каким-то из описанных выше способов.
🔥16❤15👍6
Гештальт-сексология — непопулярные вопросы
Меня ждет очень интересная беседа уже в ближайший понедельник 15 сентября.
Я встречусь с Мариано Пиццементи, основателем и директором центра «Гештальт-сексологии» в Турине.
Это не первая наша встреча - в прошлом году в Тбилиси он проводил семинар по сексуальной агрессии в рамках моего обучения во Французском гештальт-институте. О моих впечатлениях о том семинаре можно прочитать тут.
В этот раз мы встретимся онлайн для беседы, интервью, где мне предстоит задать Мариано много непростых и интересных вопросов, например, о религиозных и патриархальных интроектах блокирующих сексуальность, о гетеронормативности и гендерной идентичности, о немоногамии и о том, когда это осознанный выбор, а когда что-то иное, о гештальтисткой оптике в работе с нарушениями сексуального поведения, о власти и контроле в паре…
Беседа обещает быть очень интересной 🔥
Спасибо Международному институту гештальта за приглашение провести это интервью.
Оно состоится 15 сентября 10:00-12:00 по СЕТ. Регистрация тут.
Меня ждет очень интересная беседа уже в ближайший понедельник 15 сентября.
Я встречусь с Мариано Пиццементи, основателем и директором центра «Гештальт-сексологии» в Турине.
Это не первая наша встреча - в прошлом году в Тбилиси он проводил семинар по сексуальной агрессии в рамках моего обучения во Французском гештальт-институте. О моих впечатлениях о том семинаре можно прочитать тут.
В этот раз мы встретимся онлайн для беседы, интервью, где мне предстоит задать Мариано много непростых и интересных вопросов, например, о религиозных и патриархальных интроектах блокирующих сексуальность, о гетеронормативности и гендерной идентичности, о немоногамии и о том, когда это осознанный выбор, а когда что-то иное, о гештальтисткой оптике в работе с нарушениями сексуального поведения, о власти и контроле в паре…
Беседа обещает быть очень интересной 🔥
Спасибо Международному институту гештальта за приглашение провести это интервью.
Оно состоится 15 сентября 10:00-12:00 по СЕТ. Регистрация тут.
🔥21
Готовясь к интервью Мариано Пиццементи о гештальт-сексологии, которое состоится в понедельник, вспомнила одно замечательное упражнение для самоисследования.
А для этого мы сменим привычный фокус.
Давайте попробуем отказаться от конструкции «меня что-то возбуждает».
Попробуем использовать активный залог:
- Я возбуждаю себя об то то и так то
- Я возбуждаю тебя тем то и так то
Для исследования:
•Секс
•Творчество
•Еда и аппетит, особенно если вы готовите для себя или кого-то еще
•Ваш вариант
Наблюдаем за собой. Не просто из головы берем варианты, а исследуем актуальный опыт.
В сексе:
Обо что и как я себя возбуждаю. На что направляю внимание, на чем его удерживаю, как именно делаю это, какие каналы восприятия задействую (слух, зрение, осязание, обоняние…), как останавливаю и запускаю возбуждение вновь, какую роль в этом играет дыхание, как реагирует тело….
Как и чем возбуждаю другого - что с ним делаю, чем соблазняя, как заманиваю, как останавливаю, как пробуждаю, как обламываю, какие органы чувств задействованы, какие поведенческие паттерны и эмоциональные реакции…
И так далее.
В творчестве:
Я вот пишу тексты, за какие темы я цепляюсь, как я за них цепляюсь, как я побуждаю себя раскрывать их, сталкивать смыслы, деконструировать идеи, синтезировать новые.
Что я делаю с читателем, как возбуждаю его? Иногда люблю все разжевать и разложить по полочкам, а иногда только аперитив - пробудить желание сопротивляться моей идее, пожевать ее, погрызть и обнаружить свое.
Еда и аппетит… хрум хрум…
Меня привычный фокус, способ говорить и думать о себе, возвращаем себе агентность, учимся наблюдать за своим возбуждением. Даже в чем-то управлять им. И вдохновением. И желание жить 😋
А для этого мы сменим привычный фокус.
Давайте попробуем отказаться от конструкции «меня что-то возбуждает».
Попробуем использовать активный залог:
- Я возбуждаю себя об то то и так то
- Я возбуждаю тебя тем то и так то
Для исследования:
•Секс
•Творчество
•Еда и аппетит, особенно если вы готовите для себя или кого-то еще
•Ваш вариант
Наблюдаем за собой. Не просто из головы берем варианты, а исследуем актуальный опыт.
В сексе:
Обо что и как я себя возбуждаю. На что направляю внимание, на чем его удерживаю, как именно делаю это, какие каналы восприятия задействую (слух, зрение, осязание, обоняние…), как останавливаю и запускаю возбуждение вновь, какую роль в этом играет дыхание, как реагирует тело….
Как и чем возбуждаю другого - что с ним делаю, чем соблазняя, как заманиваю, как останавливаю, как пробуждаю, как обламываю, какие органы чувств задействованы, какие поведенческие паттерны и эмоциональные реакции…
И так далее.
В творчестве:
Я вот пишу тексты, за какие темы я цепляюсь, как я за них цепляюсь, как я побуждаю себя раскрывать их, сталкивать смыслы, деконструировать идеи, синтезировать новые.
Что я делаю с читателем, как возбуждаю его? Иногда люблю все разжевать и разложить по полочкам, а иногда только аперитив - пробудить желание сопротивляться моей идее, пожевать ее, погрызть и обнаружить свое.
Еда и аппетит… хрум хрум…
Меня привычный фокус, способ говорить и думать о себе, возвращаем себе агентность, учимся наблюдать за своим возбуждением. Даже в чем-то управлять им. И вдохновением. И желание жить 😋
🔥19❤14👍1😢1
Сижу жду свой боул с курицей и вдруг замечаю, что мне как-то стало лучше, чем было. Ага - сидящие рядом девушки, которые что-то громко и возбуждено обсуждали, ушли.
Я увидела их сразу, как вошла, но другого столика не было, поэтому я села по соседству с ними, и этот выбор принес мне определенный дискомфорт. Спасаясь от него, я уткнулась в телефон, перебирала заметки и перестала замечать своих разговорчивых соседок, настолько перестала замечать, что лаже не помню, когда они ушли.
Но я отчетливо помню, как заметила, что качество моей жизни на этом маленьком отрезке времени вдруг повысилось, когда они ушли.
То, что человек адаптируется к дискомфорту и как бы перестает его чувствовать, не означает, что человек перестает в нем находится, получать от него урон и сталкиваться с какими-то последствиями.
Это снижается именно чувствительность, чтобы, когда ситуация изменится в лучшую сторону, вернуться.
Например, когда мои соседки ушли я стала замечать музыку и у меня стал рождаться этот текст.
И действительно, когда мы терпим и долго терпим какой-то дискомфорт, то никто не умирает и руки-ноги целы (кто вообще придумал так определять норму?), но… что-то не рождается.
Это текст мог бы не родиться.
Могла бы не прийти ценная мысль.
Или какое-то важное осознание.
Или новый опыт.
Или этот день мог бы не оказаться чуть счастливее и радостнее, чуть больше про то, чтобы хотеть жить эту жизнь, а не наоборот.
И иногда мы терпим дискомфорт или даже страдание, потому что в этом есть смысл. Или потому что, и правда, иначе сейчас никак.
А иногда просто потому что уже привычно не замечаем его…
Я увидела их сразу, как вошла, но другого столика не было, поэтому я села по соседству с ними, и этот выбор принес мне определенный дискомфорт. Спасаясь от него, я уткнулась в телефон, перебирала заметки и перестала замечать своих разговорчивых соседок, настолько перестала замечать, что лаже не помню, когда они ушли.
Но я отчетливо помню, как заметила, что качество моей жизни на этом маленьком отрезке времени вдруг повысилось, когда они ушли.
То, что человек адаптируется к дискомфорту и как бы перестает его чувствовать, не означает, что человек перестает в нем находится, получать от него урон и сталкиваться с какими-то последствиями.
Это снижается именно чувствительность, чтобы, когда ситуация изменится в лучшую сторону, вернуться.
Например, когда мои соседки ушли я стала замечать музыку и у меня стал рождаться этот текст.
И действительно, когда мы терпим и долго терпим какой-то дискомфорт, то никто не умирает и руки-ноги целы (кто вообще придумал так определять норму?), но… что-то не рождается.
Это текст мог бы не родиться.
Могла бы не прийти ценная мысль.
Или какое-то важное осознание.
Или новый опыт.
Или этот день мог бы не оказаться чуть счастливее и радостнее, чуть больше про то, чтобы хотеть жить эту жизнь, а не наоборот.
И иногда мы терпим дискомфорт или даже страдание, потому что в этом есть смысл. Или потому что, и правда, иначе сейчас никак.
А иногда просто потому что уже привычно не замечаем его…
❤71👍9🔥7
Эта ужасная долгосрочная терапия
Сегодня снова прочитала вечное: мол, не мучайте клиентов долгосрочной терапией, есть эффективные методы, там, где раньше нужны были годы, теперь хватит и часов (и была аналогия с современными технологиями) и что, мол, работать надо так, чтобы (цитата) человек получил результат и пошел жить.
И вот что мне есть тут сказать.
Во-первых, аналогия с современными технологиями неверная и тут даже обсуждать нечего. Аналогия как псевдо-доказательство — старый манипулятивный прием, который вот прям фу, особенно когда мы пытаемся сравнивать научно-технических прогресс и те или иные способы работы с психическим и социальным.
Во-вторых, тут я зацеплюсь за последние слова про результат и пошел жить.
Дорогие апологеты краткосрочной терапии на результат, вот неужели вы правда думаете, что раз я 10 лет в терапии, то эти 10 лет моя жизнь стоит на паузе? Я вот жду этого мистического результата, который никак не наступает, и больше ничего не делаю?
И я не знаю, как у вас, теперь уже правда мои дорогие читатели, но такой насыщенной, яркой и даже плотной (местами потной) жизни, как в последние 10 лет у меня не было до.
И дело не только в том, что происходит в мире, или в том, что это было мое 4-е десятилетие (а ему положенно таким быть), но еще и в том, что благодаря терапии я рискую жить и беру на себя ответственность за то, что со мной происходит. Если я себе не устрою всякое Лимпопо в виде написанной книги, французской учебы или классного проекта, то странно ожидать, что кто-то другой мне будет регулярно это устраивать.
И в-третьих. Регулярно. Даже размеренно. А еще ритмично. А еще стабильно.
Это все про терапию. Но не про то, как устроена наша современная СДВГ-реальность (спасибо, что дочитали, я бы, может, и не дочитала).
Думается мне, что вот именно сейчас нам очень нужна эта размеренная, стабильная, ритмичная, регулярная штука, которую называют долгосрочной терапией.
И да… на каждой сессии в долгосрочной терапии происходит то, что происходит и в краткосрочной - озарение, инсайт, принятое решение…
И кое-что еще, что возможно именно на долгой дистанции.
Мы учимся выносить неопределенность и отсутствие этого самого результата, принимаем то, что принять невозможно, если сразу, но если по чуть-чуть, то получается, опытным путем выясняем, что фрустрация и облом — это не конец света, не прячемся за магическими и эффективными техниками от всей нелепости и банальности человеческого существования… и как-то рассматриваем себя, такого как есть здесь и теперь, а не лепим из себя сверх-человека, потому что жить эту жизнь мне уже сейчас прям на сессии, а не после нее, когда я получу этот быстрый результат.
Вывод: я не против краткосрочной терапии. Каждому свое. И терапевту, и клиенту. Я не очень понимаю, зачем хаять коллег, которые работают в другом методе и подходе, неужели не удается поддержать свою идентичность не через противопоставление себя соседу?
Сегодня снова прочитала вечное: мол, не мучайте клиентов долгосрочной терапией, есть эффективные методы, там, где раньше нужны были годы, теперь хватит и часов (и была аналогия с современными технологиями) и что, мол, работать надо так, чтобы (цитата) человек получил результат и пошел жить.
И вот что мне есть тут сказать.
Во-первых, аналогия с современными технологиями неверная и тут даже обсуждать нечего. Аналогия как псевдо-доказательство — старый манипулятивный прием, который вот прям фу, особенно когда мы пытаемся сравнивать научно-технических прогресс и те или иные способы работы с психическим и социальным.
Во-вторых, тут я зацеплюсь за последние слова про результат и пошел жить.
Дорогие апологеты краткосрочной терапии на результат, вот неужели вы правда думаете, что раз я 10 лет в терапии, то эти 10 лет моя жизнь стоит на паузе? Я вот жду этого мистического результата, который никак не наступает, и больше ничего не делаю?
И я не знаю, как у вас, теперь уже правда мои дорогие читатели, но такой насыщенной, яркой и даже плотной (местами потной) жизни, как в последние 10 лет у меня не было до.
И дело не только в том, что происходит в мире, или в том, что это было мое 4-е десятилетие (а ему положенно таким быть), но еще и в том, что благодаря терапии я рискую жить и беру на себя ответственность за то, что со мной происходит. Если я себе не устрою всякое Лимпопо в виде написанной книги, французской учебы или классного проекта, то странно ожидать, что кто-то другой мне будет регулярно это устраивать.
И в-третьих. Регулярно. Даже размеренно. А еще ритмично. А еще стабильно.
Это все про терапию. Но не про то, как устроена наша современная СДВГ-реальность (спасибо, что дочитали, я бы, может, и не дочитала).
Думается мне, что вот именно сейчас нам очень нужна эта размеренная, стабильная, ритмичная, регулярная штука, которую называют долгосрочной терапией.
И да… на каждой сессии в долгосрочной терапии происходит то, что происходит и в краткосрочной - озарение, инсайт, принятое решение…
И кое-что еще, что возможно именно на долгой дистанции.
Мы учимся выносить неопределенность и отсутствие этого самого результата, принимаем то, что принять невозможно, если сразу, но если по чуть-чуть, то получается, опытным путем выясняем, что фрустрация и облом — это не конец света, не прячемся за магическими и эффективными техниками от всей нелепости и банальности человеческого существования… и как-то рассматриваем себя, такого как есть здесь и теперь, а не лепим из себя сверх-человека, потому что жить эту жизнь мне уже сейчас прям на сессии, а не после нее, когда я получу этот быстрый результат.
Вывод: я не против краткосрочной терапии. Каждому свое. И терапевту, и клиенту. Я не очень понимаю, зачем хаять коллег, которые работают в другом методе и подходе, неужели не удается поддержать свою идентичность не через противопоставление себя соседу?
❤70🔥24👍11
Еще один эфир о супеовизии, где Евгений Колесников и я пытаемся ответить на неудобный вопросы о супервизии, которые беспокоят каждого начинающего психотерапевта.
– Что если супервизор будет меня ругать?
– Как быть, если я «выпадаю» из клиентского процесса на супервизии – забываю ход сессии, свои интервенции и т.д.?
– Есть ли смысл приносить в супервизию случай, если клиент уже ушёл?
– Что если у меня всё хорошо в практике и нужды в супервизии нет?
– Должны ли мои клиенты знать, что я обсуждал нашу работу с супервизором?
– Что если я не могу чётко ответить на вопросы супервизора – путаюсь в терминах, туплю и т.д.?
– Что если супервизор только хвалит меня и никогда не критикует?
https://youtu.be/gJmYoNGLpDw
– Что если супервизор будет меня ругать?
– Как быть, если я «выпадаю» из клиентского процесса на супервизии – забываю ход сессии, свои интервенции и т.д.?
– Есть ли смысл приносить в супервизию случай, если клиент уже ушёл?
– Что если у меня всё хорошо в практике и нужды в супервизии нет?
– Должны ли мои клиенты знать, что я обсуждал нашу работу с супервизором?
– Что если я не могу чётко ответить на вопросы супервизора – путаюсь в терминах, туплю и т.д.?
– Что если супервизор только хвалит меня и никогда не критикует?
https://youtu.be/gJmYoNGLpDw
YouTube
Разбор полетов: как и зачем получать супервизию?
Мы пытаемся ответить на неудобный вопросы о супервизии, которые беспокоят каждого начинающего психотерапевта. И даже нас
– Что если супервизор будет меня ругать?
– Как быть, если я «выпадаю» из клиентского процесса на супервизии – забываю ход сессии, свои…
– Что если супервизор будет меня ругать?
– Как быть, если я «выпадаю» из клиентского процесса на супервизии – забываю ход сессии, свои…
❤10🔥4
Шпаргалка «Я-сообщения»
Противоположность «Я-сообщению» - «Ты-сообщение».
Сравните:
«Я злюсь» и «Ты меня злишь»
«Я грущу в этой ситуации рядом с тобой» и «Мне из-за тебя грустно».
«Я-сообщения» помогают лучше осознавать свои эмоции и стоящие за ними потребности.
Как использовать «Я-сообщения»:
-Шаг 1.
Что я чувствую?
-Шаг 2.
В каком контексте?
-Шаг 3.
Чего я хочу/ Какая потребность за этой эмоцией?
Примеры:
«Я чувствую раздражение, когда возвращаюсь домой вечером, а посуда не вымыта, потому что я хочу вечером отдыхать, а не мыть ее или «пилить» тебя»
«Я чувствую растерянность, когда ты плачешь и молчишь, а я хочу помочь тебе и не знаю, как»
«Я чувствую радость, когда вся семья дома, потому что я хочу больше времени проводить с близкими»
«Я-сообщения» используются для того, чтобы человек немного замедлился, заметил и осознал свое актуальное состояние и обнаружил связанную с ним потребность, но не для того, чтобы таким образом лучше донести до другого свои мысли/ожидания/требования и повлиять на его поведение.
«Я-сообщения» нужны для того, чтобы лучше понять себя и другого, а не для того, чтобы другой лучше понял вас, и наконец-то, сделал то, что вы хотите.
«Я-сообщения» в первую очередь направлены на осознание себя и своих интенций, во вторую - на налаживание диалога, но никогда не доя того, чтобы влиять на другого.
Не потому, что не эффективны, а потому что это уже манипуляция на чувстве вины в как бы правильной оболочке.
Противоположность «Я-сообщению» - «Ты-сообщение».
Сравните:
«Я злюсь» и «Ты меня злишь»
«Я грущу в этой ситуации рядом с тобой» и «Мне из-за тебя грустно».
«Я-сообщения» помогают лучше осознавать свои эмоции и стоящие за ними потребности.
Как использовать «Я-сообщения»:
-Шаг 1.
Что я чувствую?
-Шаг 2.
В каком контексте?
-Шаг 3.
Чего я хочу/ Какая потребность за этой эмоцией?
Примеры:
«Я чувствую раздражение, когда возвращаюсь домой вечером, а посуда не вымыта, потому что я хочу вечером отдыхать, а не мыть ее или «пилить» тебя»
«Я чувствую растерянность, когда ты плачешь и молчишь, а я хочу помочь тебе и не знаю, как»
«Я чувствую радость, когда вся семья дома, потому что я хочу больше времени проводить с близкими»
«Я-сообщения» используются для того, чтобы человек немного замедлился, заметил и осознал свое актуальное состояние и обнаружил связанную с ним потребность, но не для того, чтобы таким образом лучше донести до другого свои мысли/ожидания/требования и повлиять на его поведение.
«Я-сообщения» нужны для того, чтобы лучше понять себя и другого, а не для того, чтобы другой лучше понял вас, и наконец-то, сделал то, что вы хотите.
«Я-сообщения» в первую очередь направлены на осознание себя и своих интенций, во вторую - на налаживание диалога, но никогда не доя того, чтобы влиять на другого.
Не потому, что не эффективны, а потому что это уже манипуляция на чувстве вины в как бы правильной оболочке.
❤32👍10🔥4
Модное психологическое
В моде долго были типы привязанности — их повязывали так и эдак: у одних плотный, тугой узел вокруг шеи и запястий, другие небрежно набрасывали на плечи, третьи без конца теребили в руках, как четки и этот как его ну такой, вертушкой, а уже и не вспомнишь…
Еще были и есть четыре буквы. Две штуки.
Одни более попсовые из каждого утюга. Похожи на неоновые ботинки и яркую кепку, тут же скейт, и скутер, и плеер, и этот из предыдущего абзаца, который я забыла.
Другие четыре буквы позабористей и типа для избранных. Такой мерцающий камуфляж из вечного напряжения. Но про них не из каждого утюга, не из каждого. К счастью.
Теперь вот травма. Да не та, что раньше.
Раньше-то что было? Было отвержение. Все его боялись и прорабатывали вместе с мамой и папой для роста доходов. Но почему-то в 2020-е годы травма отвержения потеряла свою актуальность, как когда-то ее потеряли окрашенные анилином платья и кринолины .
Теперь травма у нас нарциссическая.
Просто писк моды. Вот если нет ее у тебя, то словно бы даже и не знаю, ну из дома что ль не выходи в своих прошлогодних нарядах, не позорься… с другой стороны выйдешь в них и тут же и заработаешь эту самую модную травма - и вот уже в тренде. Красота!
А помните как носились с деструктивными отношениями и нарцами? А помните вязанные сапоги носили? А я вот помню. И джинсы с самой низкой талией? Вот…
И внутренний ребенок, конечно.
Он из моды никогда не выходит. Показалось, что в 2022 он сошел с подиумов, а нет - триумфальное возвращение. Куда ж без него.
Короче, чего это я?..
Пованговать надо бы. А давай те лучше вы?
Что будет в популярно-психологической моде следующей весной?
А может, я еще как е модные тренда поп-психа позабыла)
В моде долго были типы привязанности — их повязывали так и эдак: у одних плотный, тугой узел вокруг шеи и запястий, другие небрежно набрасывали на плечи, третьи без конца теребили в руках, как четки и этот как его ну такой, вертушкой, а уже и не вспомнишь…
Еще были и есть четыре буквы. Две штуки.
Одни более попсовые из каждого утюга. Похожи на неоновые ботинки и яркую кепку, тут же скейт, и скутер, и плеер, и этот из предыдущего абзаца, который я забыла.
Другие четыре буквы позабористей и типа для избранных. Такой мерцающий камуфляж из вечного напряжения. Но про них не из каждого утюга, не из каждого. К счастью.
Теперь вот травма. Да не та, что раньше.
Раньше-то что было? Было отвержение. Все его боялись и прорабатывали вместе с мамой и папой для роста доходов. Но почему-то в 2020-е годы травма отвержения потеряла свою актуальность, как когда-то ее потеряли окрашенные анилином платья и кринолины .
Теперь травма у нас нарциссическая.
Просто писк моды. Вот если нет ее у тебя, то словно бы даже и не знаю, ну из дома что ль не выходи в своих прошлогодних нарядах, не позорься… с другой стороны выйдешь в них и тут же и заработаешь эту самую модную травма - и вот уже в тренде. Красота!
А помните как носились с деструктивными отношениями и нарцами? А помните вязанные сапоги носили? А я вот помню. И джинсы с самой низкой талией? Вот…
И внутренний ребенок, конечно.
Он из моды никогда не выходит. Показалось, что в 2022 он сошел с подиумов, а нет - триумфальное возвращение. Куда ж без него.
Короче, чего это я?..
Пованговать надо бы. А давай те лучше вы?
Что будет в популярно-психологической моде следующей весной?
А может, я еще как е модные тренда поп-психа позабыла)
👍21🔥13❤10
Проекция возникает там, где недостает информации.
Сегодня третий день уже девятого (о боже!) модуля на моей супервизорской учебе в Бордо. Его ведет Чимо Таррега, который несколько паз приезжал к нам в Тбилиси. Модуль посвящен гештальтисткому взгляду на работу с психопатологией, когда уникальный опыт клиента или пациента нам важнее диагноза и протокола.
В прошлое воскресенье я читала студентам лекцию о проекции, основной мыслью которой была та, что я вынесла в первый абзац этого текста. Этой же мыслью начал Чимо нашу работу в этот четверг и предложил задавать ему вопросы про него, особенно тем, кто встретил его впервые.
Мы же с ним немного поговорили про Валенсию в перерыве. Он сказал, что очень выросли цены на аренду жилья. Я ответила, что знаю, что они наконец-то достигли Ереванских.
Но вернемся к вопросам, которые Чимо предложил ему задавать вместо того, чтобы плодить проекции.
Я нахожу, это очень элегантным способом продемонстрировать ту идею работы с симптомом, которой посвящен этот семинар.
Мы откладываем, выносим за скобки (привет, Гуссерль) наши знания о симптоме или синдроме, и вместо этого стараемся максимально открыться чему-то новому об уникальном опыте проживания этого страдания, который есть у человека напротив нас и который этот человек проживает в том числе рядом с нами.
Чтобы что? Чтобы вместе создать уникальный выход из этого страдания.
Конечно, это не значит, что если речь идет о психопатологии и серьезных нарушениях, то мы отказываемся от диагностики или медикаментозной терапии. Нет, суть в том, что мы ими не ограничиваемся.
Наша задача видеть не только и не столько диагноз, сколько человека и его уникальный опыт.
А как мы можем это делать?
Интересуясь, задавая вопросы, проявляя благожелательное любопытство, отказываясь от оценки и даже самого научно обоснованного предубеждения.
И на самом это вовсе не просто…
Не просто это быть рядом с другим в его страдании и видеть этого другого, а не набор симптомов и схем, что с этим делать. И не просто во многом именно потому, что человек, вообще-то, существо сострадающее, и боль ближнего, правда, делает больно нам. И этой боли поскорее хочется спрятаться, завернуться в какие-нибудь компетенции и уверенности и не чувствовать.
Тот способ, который предлагает Чимо и гештальт-подход в принципе, наоборот, про то, чтобы чувствовать, про то, чтобы быть, про то, чтобы оставаться рядом с другим. А для этого и самому терапевту нужно много поддержки.
#супервизор_из_Бордо
Сегодня третий день уже девятого (о боже!) модуля на моей супервизорской учебе в Бордо. Его ведет Чимо Таррега, который несколько паз приезжал к нам в Тбилиси. Модуль посвящен гештальтисткому взгляду на работу с психопатологией, когда уникальный опыт клиента или пациента нам важнее диагноза и протокола.
В прошлое воскресенье я читала студентам лекцию о проекции, основной мыслью которой была та, что я вынесла в первый абзац этого текста. Этой же мыслью начал Чимо нашу работу в этот четверг и предложил задавать ему вопросы про него, особенно тем, кто встретил его впервые.
Мы же с ним немного поговорили про Валенсию в перерыве. Он сказал, что очень выросли цены на аренду жилья. Я ответила, что знаю, что они наконец-то достигли Ереванских.
Но вернемся к вопросам, которые Чимо предложил ему задавать вместо того, чтобы плодить проекции.
Я нахожу, это очень элегантным способом продемонстрировать ту идею работы с симптомом, которой посвящен этот семинар.
Мы откладываем, выносим за скобки (привет, Гуссерль) наши знания о симптоме или синдроме, и вместо этого стараемся максимально открыться чему-то новому об уникальном опыте проживания этого страдания, который есть у человека напротив нас и который этот человек проживает в том числе рядом с нами.
Чтобы что? Чтобы вместе создать уникальный выход из этого страдания.
Конечно, это не значит, что если речь идет о психопатологии и серьезных нарушениях, то мы отказываемся от диагностики или медикаментозной терапии. Нет, суть в том, что мы ими не ограничиваемся.
Наша задача видеть не только и не столько диагноз, сколько человека и его уникальный опыт.
А как мы можем это делать?
Интересуясь, задавая вопросы, проявляя благожелательное любопытство, отказываясь от оценки и даже самого научно обоснованного предубеждения.
И на самом это вовсе не просто…
Не просто это быть рядом с другим в его страдании и видеть этого другого, а не набор симптомов и схем, что с этим делать. И не просто во многом именно потому, что человек, вообще-то, существо сострадающее, и боль ближнего, правда, делает больно нам. И этой боли поскорее хочется спрятаться, завернуться в какие-нибудь компетенции и уверенности и не чувствовать.
Тот способ, который предлагает Чимо и гештальт-подход в принципе, наоборот, про то, чтобы чувствовать, про то, чтобы быть, про то, чтобы оставаться рядом с другим. А для этого и самому терапевту нужно много поддержки.
#супервизор_из_Бордо
❤29🔥10👍2
Сегодня Жан-Мари Робин, отвечая на вопрос коллеги, говорил о том, что будущее определяет или — он использовал глагол «вылепливает» — не меньше, а может и больше, чем прошлое.
Просто мы не привыкли так думать.
Более того мы можем здесь уточнить, что не само будущее или прошлое, а наши актуальные представления о нем.
И для иллюстрации он привел такой пример: мы находимся здесь в предместье Бордо у него на семинаре из-за каких-то наших прошлых решений и обстоятельств, но главная причина, почему мы тут — это наши надежды в будущем благодаря этой учебн стать профессиональнее и грамотнее, как гештальт-терапевты.
Вот так будущее вылепливает настоящее.
А я вспомнила свой текст 10-летней давности, в котором описываю примерно это же явление и называю его реверсивными эффектами времени.
Я нахожу этот архивный текст немного наивным и сейчас бы написала иначе, но я хочу поделиться именно им.
Из архива, август 2015 г.
Реверсивные эффекты времени - вот, что я обнаружила исследуя свою собственную Вселенную. А в вашей такое случается? В моей- повсеместно. И пора уже это признать.
Почему реверсивные? Потому что некое событие в будущем вдруг начинает оказывать влияние на весь ход событий, происходящих прямо сейчас и порой так сильно, что само сейчас теряет всякий смысл и исчезает.
А если исчезает сейчас, то непонятно, что остается и зачем.
Ожидаемое событие приобретает эмоциональную значимость и его вероятность субъективно повышается.
Тут возможны два варианта:
1. Вероятность того, что событие произойдет, действительно близка к единице, что и придает ему эмоциональную окраску.
2. Вероятность того, что событие произойдет, близка к нулю, но оно изначально эмоционально нагружено: либо очень желанно, либо очень пугающе.
И вот где-то в грядущем словно бы зажигается маяк, который либо манит, либо отталкивает, и искажает не только восприятие и проживание текущего момента, но и, кстати, всё древо вероятностей будущего, которое складываются в том числе и из действий в настоящем.
В итоге желанное не случается, пугающее - когда как, а то, что точно произойдет, парит и напрягает прямо сейчас, а не через час, день, год и т.д.
А жизнь куда-то ускользает вместе с настоящим. Зато остаются привычное напряжение и разочарование.
Конечно, совсем без маяков нельзя, и реверсивные эффекты времени могут быть положительными. В психоанализе это называется принципом отложенного вознаграждения.
Конечно, все не так страшно в моей Вселенной. Жизнь из нее почти не ускользает. Но хотелось бы минимизировать негативные последствия реверсивных эффектов времени.
И это возможно.
В первом варианте - варьируя вероятность события, если не его наступления, то хотя бы условий и особенностей его протекания.
А во втором - снижая эмоциональный заряд события.
Любопытно, что пресловутое "здесь и теперь" помогает в обоих случаях.
#супервизор_из_Бордо
Просто мы не привыкли так думать.
Более того мы можем здесь уточнить, что не само будущее или прошлое, а наши актуальные представления о нем.
И для иллюстрации он привел такой пример: мы находимся здесь в предместье Бордо у него на семинаре из-за каких-то наших прошлых решений и обстоятельств, но главная причина, почему мы тут — это наши надежды в будущем благодаря этой учебн стать профессиональнее и грамотнее, как гештальт-терапевты.
Вот так будущее вылепливает настоящее.
А я вспомнила свой текст 10-летней давности, в котором описываю примерно это же явление и называю его реверсивными эффектами времени.
Я нахожу этот архивный текст немного наивным и сейчас бы написала иначе, но я хочу поделиться именно им.
Из архива, август 2015 г.
Реверсивные эффекты времени - вот, что я обнаружила исследуя свою собственную Вселенную. А в вашей такое случается? В моей- повсеместно. И пора уже это признать.
Почему реверсивные? Потому что некое событие в будущем вдруг начинает оказывать влияние на весь ход событий, происходящих прямо сейчас и порой так сильно, что само сейчас теряет всякий смысл и исчезает.
А если исчезает сейчас, то непонятно, что остается и зачем.
Ожидаемое событие приобретает эмоциональную значимость и его вероятность субъективно повышается.
Тут возможны два варианта:
1. Вероятность того, что событие произойдет, действительно близка к единице, что и придает ему эмоциональную окраску.
2. Вероятность того, что событие произойдет, близка к нулю, но оно изначально эмоционально нагружено: либо очень желанно, либо очень пугающе.
И вот где-то в грядущем словно бы зажигается маяк, который либо манит, либо отталкивает, и искажает не только восприятие и проживание текущего момента, но и, кстати, всё древо вероятностей будущего, которое складываются в том числе и из действий в настоящем.
В итоге желанное не случается, пугающее - когда как, а то, что точно произойдет, парит и напрягает прямо сейчас, а не через час, день, год и т.д.
А жизнь куда-то ускользает вместе с настоящим. Зато остаются привычное напряжение и разочарование.
Конечно, совсем без маяков нельзя, и реверсивные эффекты времени могут быть положительными. В психоанализе это называется принципом отложенного вознаграждения.
Конечно, все не так страшно в моей Вселенной. Жизнь из нее почти не ускользает. Но хотелось бы минимизировать негативные последствия реверсивных эффектов времени.
И это возможно.
В первом варианте - варьируя вероятность события, если не его наступления, то хотя бы условий и особенностей его протекания.
А во втором - снижая эмоциональный заряд события.
Любопытно, что пресловутое "здесь и теперь" помогает в обоих случаях.
#супервизор_из_Бордо
❤19👍17
Эфирчик-кефирчик, в котором я снова обращаюсь к социологии, чтобы поразмышлять о том, что присходит.
Эфир называется «Мир сошел с ума?», но в процессе я не столько отвечаю на этот вопрос, сколько еще способ как-то это объяснить и вписать в картину мира, опираясь на идеи о социо-культурной динамики Питирима Сорокина и социальный структур Толкота Парсонса.
https://youtu.be/TIpKHD4HMmM
Приятного просмотра!
Эфир называется «Мир сошел с ума?», но в процессе я не столько отвечаю на этот вопрос, сколько еще способ как-то это объяснить и вписать в картину мира, опираясь на идеи о социо-культурной динамики Питирима Сорокина и социальный структур Толкота Парсонса.
https://youtu.be/TIpKHD4HMmM
Приятного просмотра!
YouTube
Мир сошел с ума? Можно ли так сказать...
Эфир, в котором я пытаюсь совместить социологическую и гештальтисткую оптику, и не столько найти ответ на этот вопрос, сколько поискать, как нам во всем этом быть. И помогают мне в этом идеи выдающихся социологов прошлого века П. Сорокина и Т. Парсонса.
❤9
Три регистра работы в супервизорской группе, которые нам предложил Чимо Таррега на прошедшем семинаре.
Или как разнообразить привычный формат работы в кругу?
Работа в кругу.
В нашем случае это были супервизор и супервизант, но может быть терапевт и клиент.
Из числа наблюдающих выбираются (сами вызываются) трое, которые будут наблюдать за сессию определенным образом. Чимо назвал это регистрами:
▫️Перцептивный
▫️Сенситивный
▫️Когнитивный
В первом случае наблюдатель регистрирует так или иначе воспринимаемые им феномены, то сто он может услышать, увидеть, обонять - если вдруг такое будет. То есть это о внимательности к движениям и позам, громкости и тембру речи, используемым глаголам и наречиям, и как это в е меняется в процессе сессии.
После сессии он рассказывает о ней, опираясь на свои наблюдения.
Во втором случае наблюдатель регистрирует свои чувства, ощущения и эмоции, которые поднимаются в процессе сессии, и их динамику, конечно. Он регистрирует их и рассказывает о них после сессии.
А третий регистр предлагает наблюдателю описать сессию и то, что в ней происходило с опрой на какие-либо известные ему концепции или с использованием метафор.
Иначе говоря —
Что происходило и было наблюдаемо?
Как это затрагивало наблюдателя чувственно?
Как это можно объяснить?
Получается такой дополнительный трехсторонний анализ, который может помочь всем участникам сессии в кругу, а также ведущему группу, который будет давать супервизию или гипервизию на эту работу, и который затрагивает три уровня: восприятие, ощущение и осмысление.
Такую работу можно проводить в супервизорских и интервизорских группах, выбирая по одному наблюдателю на каждый регистр или деля группу на три равные части.
Но но…
Но я, конечно, стала думать дальше.
В обучающих программах студентам обычно предлагается наблюдать за тем, как сменяют друг друга вазы цикла контакта, как проявляются функции селф, как терапевт(супервизор) их поддерживает, и какие прерывая контакта возникают, и что терапевт с ними делает.
Это такие привычные фокусы работы.
Но ведь можно иначе. Например, вот так, как предложил Чимо.
Или как-то еще.
▪️Например, можно быть внимательным к тому, что происходит с телом обоих участников сессии: как они сидят, двигаются, меняют позы, дышат или нет, краснеют, белеют, пожимают ноги, кусаю губы и вот это все, а также то, на какие телесные феномены обращали внимание, а какие остались не замеченным или не проговоренными.
▪️А можно проявить чувствительность к речи: ее громкости, ее скорости, тембру голоса, к паузам, к наличию вопросов, побуждений и чего-то вроде многоточий, к тому, какие слова используются — глаголы, наречия, междометия, возвратные формы…
▪️Или к образам и метафорам.
▪️Или быть внимательным к той последовательности, которая разворачивается в этом взаимодействии.
Попробовать отвлечься от привычных «преконтакт», «контактирование» и увидеть что-то еще, и увидеть что-то другое. Может, в этой последовательности будет какая-то симметрия или логика, а может, и нет — это вовсе не обязательно: просто видеть то, что было, что было следующим, а что за ним…
▪️Или фокусироваться на чем-то еще, выбрав один или несколько фокусов.
Но важно понимать, зачем это делать и почему мы выбираем те или иные фокусы/регистры.
Чтобы не пытаться охватить все, а наоборот таким образом создать более целостный полный образ сессии, выделяя в ней те или иные пласты.
#супервизор_из_Бордо
Или как разнообразить привычный формат работы в кругу?
Работа в кругу.
В нашем случае это были супервизор и супервизант, но может быть терапевт и клиент.
Из числа наблюдающих выбираются (сами вызываются) трое, которые будут наблюдать за сессию определенным образом. Чимо назвал это регистрами:
▫️Перцептивный
▫️Сенситивный
▫️Когнитивный
В первом случае наблюдатель регистрирует так или иначе воспринимаемые им феномены, то сто он может услышать, увидеть, обонять - если вдруг такое будет. То есть это о внимательности к движениям и позам, громкости и тембру речи, используемым глаголам и наречиям, и как это в е меняется в процессе сессии.
После сессии он рассказывает о ней, опираясь на свои наблюдения.
Во втором случае наблюдатель регистрирует свои чувства, ощущения и эмоции, которые поднимаются в процессе сессии, и их динамику, конечно. Он регистрирует их и рассказывает о них после сессии.
А третий регистр предлагает наблюдателю описать сессию и то, что в ней происходило с опрой на какие-либо известные ему концепции или с использованием метафор.
Иначе говоря —
Что происходило и было наблюдаемо?
Как это затрагивало наблюдателя чувственно?
Как это можно объяснить?
Получается такой дополнительный трехсторонний анализ, который может помочь всем участникам сессии в кругу, а также ведущему группу, который будет давать супервизию или гипервизию на эту работу, и который затрагивает три уровня: восприятие, ощущение и осмысление.
Такую работу можно проводить в супервизорских и интервизорских группах, выбирая по одному наблюдателю на каждый регистр или деля группу на три равные части.
Но но…
Но я, конечно, стала думать дальше.
В обучающих программах студентам обычно предлагается наблюдать за тем, как сменяют друг друга вазы цикла контакта, как проявляются функции селф, как терапевт(супервизор) их поддерживает, и какие прерывая контакта возникают, и что терапевт с ними делает.
Это такие привычные фокусы работы.
Но ведь можно иначе. Например, вот так, как предложил Чимо.
Или как-то еще.
▪️Например, можно быть внимательным к тому, что происходит с телом обоих участников сессии: как они сидят, двигаются, меняют позы, дышат или нет, краснеют, белеют, пожимают ноги, кусаю губы и вот это все, а также то, на какие телесные феномены обращали внимание, а какие остались не замеченным или не проговоренными.
▪️А можно проявить чувствительность к речи: ее громкости, ее скорости, тембру голоса, к паузам, к наличию вопросов, побуждений и чего-то вроде многоточий, к тому, какие слова используются — глаголы, наречия, междометия, возвратные формы…
▪️Или к образам и метафорам.
▪️Или быть внимательным к той последовательности, которая разворачивается в этом взаимодействии.
Попробовать отвлечься от привычных «преконтакт», «контактирование» и увидеть что-то еще, и увидеть что-то другое. Может, в этой последовательности будет какая-то симметрия или логика, а может, и нет — это вовсе не обязательно: просто видеть то, что было, что было следующим, а что за ним…
▪️Или фокусироваться на чем-то еще, выбрав один или несколько фокусов.
Но важно понимать, зачем это делать и почему мы выбираем те или иные фокусы/регистры.
Чтобы не пытаться охватить все, а наоборот таким образом создать более целостный полный образ сессии, выделяя в ней те или иные пласты.
#супервизор_из_Бордо
🔥9❤7