Гештальт-единорог. Иванютенко Анна – Telegram
Гештальт-единорог. Иванютенко Анна
3.95K subscribers
137 photos
23 videos
4 files
202 links
Канал гештальт-терапевта Иванютенко Анны. О терапии и жизни.
Для связи @annyutenko.
Рекламу не размещаю.
Download Telegram
ФАЗЫ САМОНАПАДЕНИЯ — 3

Наконец-то фазы)
Начало в двух предыдущих постах, окончание в следующих. Напоминаю, что это отрывок из моей книги «Любить нельзя гнобить»

Первая фаза - это неудачный или неудавшийся контакт с окружающей средой (другой человек, люди, организации, социальные институты, общество и мир в целом), в результате которого человек либо подвергается какому-то принесшему урон воздействию, возможно, насилию или принуждению, либо сталкивается с невозможностью удовлетворения своих потребностей и фрустрацией. У человека что-то не получилось, что-то пошло не так, как он хотел, что-то не удается, кто-то поступает плохо или несправедливо по отношению к нему.

Во второй фазе возникает естественное телесное и эмоциональное возбуждение недовольства происходящим, которое ищет своего выхода и реализации в виде каких-то действий по изменению ситуации. Это агрессия, о которой более подробно мы поговорим в следующей главе. Агрессия не обязательно сопровождается деструктивными и разрушающими действиями. Несогласие людей с тем, что неизлечимые болезни существует и от них умирают люди, выражается в том, что они ищут вакцины и способы лечения - это пример конструктивной агрессии, направленной во вне.

Если на проживание агрессии наложен запрет, то она может переживаться как страх, тревога, обида и выражаться в слезах и искреннем страдании.

В третьей фазе возникает препятствие для размещения этого возбуждения, которое провоцирует замирание и переживание собственного бессилия. Таковым может быть, во-первых, встречная атака окружающей среды, во-вторых, запрет на выражение агрессии а в-третьих, и это явление нам более интересно, - внутренний критик или внутренний агрессор. Он может проявиться в виде стыдящей или еще как-то останавливающей фразы, которая сама собой всплывает в голове, или в виде неясной тревоги и смутного беспокойства.

Внутренний критик формируется у ребенка, когда тот словно бы помещает нападающего, контролирующего, стыдящего и т.п. родителя внутрь себя, для того что защитить себя от родительских атак. Внутри словно бы появляется дополнительная инстанция, которая помогает выжить рядом с такой матерью или отцом, ребенок словно бы идет на опережение - я первый замечу свой промах, сам себя остановлю и, если надо, накажу.

Эта инстанция остается с человеком на всю жизнь, полностью избавиться от нее невозможно, и вероятно, не нужно, но можно трансформировать ее во что-то более полезное и даже скажу так - изящное. Именно этим мы займемся в следующих главах. Важно подчеркнуть, что если в первые годы препятствие для размещения недовольства находится снаружи - рассерженная мама, то затем оно оказывается внутри: человек сам способен на себя рассердиться, себя отчитать и лишить поддержки и заботы.

В четвертой фазе происходит привычное удержание и подавление возбуждения, то есть отказ от его проживания и применения для реального изменения текущей неблагоприятной ситуации. Удержание возбуждения происходит путем сдерживания дыхания или напряжения мышц, но при этом для взрослого человека оно может протекать почти незаметно, но не потому, что оно такое незначительное, а потому что оно стало настолько привычным, что сознание его не фиксирует.

Остановка агрессии оказывается не выбором, а неосозноваемым поведенческим партерном, который привычно используется для того, чтобы отрегулировать свое состояние. В итоге чувствительность к собственной агрессии и эмоциям, с ней связанными (злость, гнев, ярость, раздражение и даже обида), может стать настолько низкой, что человек их не распознает, а чувствует совсем другие - страх, тревогу, чувство вины и даже благодарность (об эмоциях мы будем подробно говорить во второй части книги). Четвертая стадия позволяет человеку отрегулировать себя и остаться и перестроить контакт с окружающей средой, тот самый неудачный контакт, с которого все началось.

Если вы читаете эту книгу, то вы прекрасно представляете, как переживается пятая фаза: самообвинения, оскорбление себя, обесценивание своих заслуг и сравнение себя с другими, поиск своих недостатков, в зеркале например, и так далее.
17🔥8
Человек перенаправляет свой полный недовольства взгляд с фрустрировавшей его ситуации на самого себя и начинает изменять не окружающую среду, а себя.

Во-первых, далеко не всегда такие трансформации нужны, а уж тем более полезны, а во-вторых, чаще это не изменения к лучшему, а наказание себя, повышение уровня требований к себе, лишение себя заботы и сочувствия. Представьте себе львицу, которая не смогла догнать лань, осталась голодной, и поэтому начинает кусать и рвать себя. Нет, скорее всего львица отдохнет и снова отправит на охоту, но человек под действием мифов о своей неправильности начнет себя атаковать.

#любить_нельзя_гнобить
18🔥16
ФАЗЫ САМОНАПАДЕНИЯ — 4

И последний отрывок.

В какой фазе можно выйти из описанного паттерна?
На каждой из них, начиная со второй.
Изменения в первой фазе невозможны. Попытка сделать из себя человека нечувствительного к атакам или фрустрации со стороны окружающего мира - уже аутоагрессия.

Во второй фазн есть возможность разместить свою агрессии вовне и не заворачивать ее на себя.

Если препятствие все-таки возникло или активировался внутренний критик - третья фаза, то это повод найти лучшую и наиболее уместную форму для выражения своего недовольства.

В четвертой - важно научиться осозновать свое привычное удержание возбуждения, добавить в него хоть капельку внимания и начать дифференцировать свои переживания.

В пятой фазе важно сказать себе - «стоп!»

Сложность в работе с аутоагрессией заключается еще и в том, что не возникает другого навыка обращаться со своим возмущением и недовольством, кроме как удерживать и перенаправлять на себя. В итоге у человека не оказывается опыта того, что верно и уместно примененная агрессия - это творческая сила, способная изменять и мир, и самого человека к лучшему, но не через самоедство и принуждение, а благодаря тому, что он будет рисковать, пробовать новое и раскрывать свои новые грани.

Еще одна сложность в работе с самонападением заключается в том, что чем больше человек себя атакуют, тем более он убеждается в собственной плохости и недостойности. У него формируется негативный образ себя, который он сам регулярно поддерживает своей критикой и обесцениванием. Не веря в себя, человек меньше рискует и реже отваживается на новое, реже решается заявить о себе, противостоять нежелательному воздействию других, получать желаемое и отстаивать свои убеждения.

Здесь я хочу вернуться к первой фазе и засорить ваше внимание на ней - неудачный или неудавшийся контакт со средой. Уже одного этого достаточно для сочувствия к себе, уже одного этого достаточно, чтобы попытаться обратиться за помощью и поддержкой, уже одно этого достаточно, чтобы отнестись к себе добрее: вам сейчас и так непросто, попробуйте быть к себе добрее, может, тогда получиться то, что вы хотите.

Например, ранний подъем. Как вы разговариваете с собой после того, как прозвонил будильник или несколько будильников? Какие слова вы находите для себя, чтобы подняться с постели? Резкий окрик, достойный надсмотрщика на галерее или плантации сахарного тростника?

Или добрые слова мамы или бабушки: «Просыпайся, мой хороший. Да, я знаю, что тебе хочется еще поспать, очень хочется, но сегодня тебя ждет важный и интересный день, поэтому нужно встать прямо сейчас. Да, я знаю, что тебе не хочется, но ты же помнишь, зачем это нужно»?

Попробуйте поговорить с собой по-доброму и пробуждение будет проходить гораздо легче. Еще и потому, что подбирать милые слова - это творческая задача, для решения которой вашему организму придется проснуться.

Аутоагрессивное поведение - это всегда следствие неудачного или неудавшегося контакта с окружающей средой. Вы что-то не получили или получили не то или не так, как хотели. И потому вы уже заслуживаете сочувствия и доброго отношения к себе.

Самонападение это не диагноз и не приговор, это сложившийся в раннем детстве способ обращения с собой, который, когда-то помог вам выжить, но сейчас, скорее всего, мешает жить.

#любить_нельзя_гнобить
26👍1🔥1
КАК Я ПОМИРИЛАСЬ С ВНУТРЕННИМ КРИТИКОМ

Пришел ко мне как-то мой внутренний критик и говорит:
- А я?
- Что ты?
- Долго еще я буду младшим помощником старшего дворника, которому ты только и фыркаешь сквозь зубы отъ***сь?
- В смысле, - начала было я, - да ты, да тебя... да вообще не заткнуть!
- И сейчас послушай, - отвечает, - у меня между прочим уважаемая профессия. Ты сама собиралась на факультет литературной критики поступать...
- И поступила бы, если бы... Не, тут дело не в тебе
- Да, тут не во мне. Так вот профессия уважаемая, нормальная - подмечать, что хорошо, а что можно сделать лучше, где развить, а на что забить. И я этим уже больше тридцати лет занимаюсь. И посмотри, каких результатов ты достигла!
- Ты уверен, что благодаря тебе?
- Ну, мы работали в тандеме.
- Что-то мягко стелешь ты, дорогой мой внутренний критик, чего хочешь-то?
- Ну, чего-чего? Хочу дальнейшего плодотворного сотрудничества. Я буду замечать, что улучшить, а на что забить, ты ко мне прислушивайся и это... уважай, пожалуйста.
- Уважать внутреннего критика?
- Да, и поддерживай.
- А что еще?
- Этого достаточно. Прислушивайся, уважай и поддерживай. Ты же знаешь, когда человека уважаешь и поддерживаешь, то работает он лучше.
- Знаю.
- Это и к внутренним объектам относится. И уважая и поддерживая меня, ты уважаешь поддерживаешь себя. Даже себя самикритикующую.
- Да уж! Звучит интересно.
- Значит, договорились?
- Да!

Так Иванютенка помирилась с внутренним критиком.
Теперь, когда он говорит мне гадости, я отвечаю:
- Скажи это как-нибудь по-доброму.
И он говорит. То есть я сама себе говорю. Иногда.

Этому тексту уже больше пяти лет.
И мы прекрасно сотрудничаем с этим персонажем: книжку о любви друг к другу написали, преподавать и супервизировать начали, несколько стран сменили, даже замуж вышли, да и в целом пережили эти пять лет и живем дальше.

#любить_нельзя_гнобить
36🔥7
С большим завершением меня!

Вчера я успешно прошла сертификацию во Французском институте гештальт-терапии. Мы стартовали в августе 21, а закончили вчера. Так много произошло за эти четыре года, что длилась эта программа совершенствования в гештальт-терапии под руководством Жан-Мари Робина. Очень много…

И за эти четыре дня, что длилась наша сертификация, тоже произошло немало.

Я наблюдала за работой своих коллег и любовалась ими — зрелые терапевты, у каждого из которых есть своя уникальная манера работы. А еще просто замечательные люди, которых я очень люблю.

Я удивлялась тем смелым людям, которые пришли на сертификацию как клиенты. Для большинства из них это был первый опыт терапии. И я вспомнила, зачем люди приходят в терапию и какой может быть первая встреча с нею.

Я провела свою сессию. Но мне достался опытный клиент, коллега, которая сертифицируется в следующем году. Так получилось, потому что мой грузинский клиент не пришел.

И получилось очень-очень… трепетно. Пишу и улыбаюсь. И плачу.
Я так ждала этой сессии, столько фантазировала о том, как это будет…
А получилось увидеть другого человека в его уязвимости, проявиться в своей и… снова пережить чудо, похожее на то, что случилось со мной уже больше восьми лет назад, из-за которого я в этой профессии и так люблю её.

Спасибо, Юля, что побыла мои клиентом.
И спасибо всей моей группе за поддержку и признание, вы чудесные!
А еще большое спасибо нашей переводчице Алене — и за перевод и за комментарий о моей работе)
И конечно, спасибище Оле и Тике за то, что это программа состоялась, что все эти 4 года заботились о нас.

Четыре дня — это долго, 21 сессия и супервизия после — это много.
Но дольше всего был час перед вручением сертификатов, когда Пьер Ив Горио (я рассказывала о его семинаре про подростковый возраст и детство) и Доминик Мишель (глава Французского института в Бордо) ушли совещаться.

А потом они вернулись.
Говоря о проведенной мною сессии, Пьер Ив сказал о моей манере работать как той, в которой есть и тонкость, и игривость, и хорошая поддержка, и что-то будоражащее.
«Мы почувствовали способность к игре» — эту цитату я прям уношу с собой. Это точно очень обо мне как терапевте, и как человеке.

А Жан-Мари комментировал наши письменные работы. Я писала о зависти в терапевтической ситуации.
Но прежде чем я поделюсь его словами о моем тексте, мне важно сказать, что его книга «Быть в присутвии другого» одна из первых прочитанных мною о гештальт-терапии, и когда я читала ее я даже не могла подумать, что буду учиться у него, а тем более, я и не предполагала, что Жан-Мари, прочитав мою работу, скажет мне — пиши ещё.

И особенно ценным для меня было то, что он подчеркнул, что мне удалось подойти к выбранной теме с точки зрения полевой парадигмы, точнее перспективы поля и ситуации.
Я приложила немало усилий, чтобы понять идеи Жан-Мари и Ко, и применить их в своих и в теоретических размышлениях о зависти, и на практике.

Фух…
Заканчивается что-то очень большое.
И я буду еще ассимилировать это, наверное, всю жизнь.
И начнется что-то новое.
И в Тбилиси я буду приезжать гулять, а не учиться, и возможно, я еще напишу тексты с тегом #учусь_у_робина

А пока посмотрите смешные фото с сертификации. У меня с Жаном-Мари много смешных фото всегда)
49🔥20
Я сэкономлю вам годы терапии и скажу:

Идите сразу в терапию.

В долгосрочную.
А не туда, где обещают исцеление через три сессии. А если кажется, что психологи тянут деньги, то исследуйте свою параноидальную часть в терапии. Скорее всего она у вас еще где-то проявляется и как-то на вашу жизнь влияет.

Идите к терапевту, который работает в каком-то банальном подходе, на который долго учится и много всего надо сделать для сертификации. Гештальт, психоанализ (любой), КПТ любой волны, экзистенциальная или клиентооинтированная терапия, схема-терапия…
А не к тому, кто практикует в супер интонационном все в себя включающем подходе или, наоборот, в каком-то квантовом и мистическом.

Идите в эту скучную терапию, в которой инсайт не на каждой сессии, а катарсис и конвульсии вообще не случаются.
А не туда где спец-эффекты и рефлекс-оргазм вместо осознования.

Идите к одному терапевту и носите ему все свои проблемы.
Но не ходите ко многим под каждую тему. Терапевт работает не с темой, а с человеком.

Идите к тому терапевту, с которым вы готовы обсуждать сложное, с которым вы совпадаете по времени, и которого вы можете себе позволить.
А не к самому-самому лучшему.
Длительная терапия у новичка лучше разовой сессии у профи.

Идите туда, где придется встречаться со своими уязвимостью и ограничениями, и даже с уязвимостью и ограничениями терапевта.
А не туда, где сверх-люди обещают сделать из вас сверх-человека.

И не идите туда, где вам сэкономят годы терапии.
Потому что годы терапии — это годы вашей жизни, когда у вас каждую неделю есть час, чтобы вместе с другим человеком исследовать то, как вы живете, чувствуете и думаете, что вы хотите, а что нет, что вас притягивает, а что отталкивает, и осознавать, что вы со всем этим делаете.

Всего час в неделю, чтобы уделять своей жизни больше внимания, уделять больше внимания себя.
Всего час, чтобы наломать меньше дров и меньше потом расхлебывать.

На днях будет ровно 10 лет, как я в терапии у одного терапевта. Это примерно 500 часов моей жизни… примерно 21 день.

Примерно 21 день своей жизни за последние 10 лет я потратила на то, чтобы любить свою жизнь, хотеть ее жить и жить ее довольно прикольно.

Кажется, это не очень много.
91🔥45👍3
Какая банальность…
Идея принять свою тень, на мой взгляд, довольно романтичная…
Сама идея тени, да простят меня
юнгианские аналитики, приглашает нас к исследованию чего-то…, чего-то под покровом, тайного, скрытого, отвергнутого… и мне видятся замки, и монстры, и дамы в светлых платьях. И гроза еще должна быть. И лорд Байрон хромает…

И я сейчас не иронизирую.
Я думаю, что это какая-то очень важная часть самопознания — заглянуть туда, где сам себя ужасаешь, где от самого себя воротит, и двигаться к тому, чтобы интегрировать это с собой знакомым и приятным себе.

И это по-хорошему романтично.

Но есть еще одно место. Без грозы, замка и лорда Байрона.

Это моя собственная банальность.
Бытие человеком — это банально. А я человек. И будучи человеком имею очень банальные чаяния и страхи. Я хочу любви и денег. И прожить подольше, будучи здоровой. Я не хочу лишний раз напрягаться. Я не люблю, когда меня критикуют и не слушают. Я боюсь боли, бедности и смерти. Я хочу всего и сразу, но чтобы мне за это ничего не было. Я хочу на ручки, но все сама. Я хочу оставить след в истории, но чтобы история не оставила след во мне.

И конечно, хочется быть уникальной.
Очень хочется. И в этом своем желании я совсем не уникальна, и очень-очень банальна.

Но вот ты лежишь на каталке, у тебя взяли кровь на анализ, а врач пощупал живот и сказал, что это не к ним, и машина скорой помощи везет тебя через ночь, мост и лес в другое отделение,ты очень надеешься, что с тобой что-то достаточно банальное, чтобы у врачей не возникло вопросов, как это лечить.
Но вопросы возникли, потому что реакция у организма была не специфичная. Но потом все-таки выяснилось, что все достаточно банально. Но восстановление затянулось…

И это очень банальная история: женщина 26 лет поступила в отделение с обширным внутренним кровотечением…

Но это мой очень уникальный опыт.
Мой уникальный опыт, который сильно меня изменил. На операционном столе я вспомнила Тибетскую книгу мертвых. А после, когда проснулась, как будто наконец-то проснулась. И жить свою жизнь, как до этого больше не получилось.
И вот я живу, намечаю будущие шаги, осмысляю то, что было, надеюсь на то, что будет, все равно оставаясь очень банальной в своих желаниях, чаяниях и стремлениях к оригинальности.

И я думаю, что вот эту банальность своего человеческого существования очень-очень важно принять, увидеть ее очертания и границы, не пугаться ее и не прятаться от нее.
И все это еще и для того, чтобы дать место тому, что вовсе не банальное, что у каждого свое, что и не описать постом в социальной сети…

При всей банальности человеческой жизни у каждого из нас уникальный опыт ее проживания.

Может, Мэри Шелли об этом и пыталась сказать: созданный доктором Франкенштейном монстр был уникумом, но хотел простого и человеческого, а сама доктор стремился к экстраординарному, а сделал банальную человеческую ошибку, избегая ответственности за то, что сотворил.

Уникальны не обстоятельства, а те выборы, которые мы совершаем. И ответственность за них.
Это и делает нашу жизнь уникальной для нас самих. Дает ощущение своего собственного пути: я сам сюда свернул и мне самому встречаться с тем, что я здесь встречу.

Но так манит безответственная тень…😈
Это тоже выбор 😇


А на фото выше я и встреченное мною the существо 12 лет назад на Хэллуин в Анси.
33
Заканчивается первый сезон моей супервизорской группы
«О сексуальности» и с января освобождается несколько мест для новых участников.

• Онлайн группа
• 6-10 участников, донабор сейчас есть 2-4 места
• Длительность одной встречи - 3 часа
• Периодичность встреч - примерно раз в месяц по пятницам
• С 17:00 по 20:00 по Еревану
• Стоимость одной встречи - 20 000 армянских драм (около 50 долларов),
• Пропуски оплачиваются
• Запись в группу по предварительному собеседованию, напишите мне в телеграмме @annyutenko

Это тематическая супервизорская группа для гештальт-терапевтов, у которых много любопытства к работе с темами секса и сексуальности и они хотели бы работать с этими темами свободнее, увереннее и с большей легкостью.

Это гештальтисткая супервизорская группа, а значит, как супервизор я буду
опираться на теорию гештальт-терапии, теорию Self, процессуальный подход,
феноменологию и полевую перспективу.
Мы будем исследовать, как можно работатьс темами секса и сексуальности методами именно гештальт-терапии без привлечения методологии других, даже близких подходов.

Группа ориентированна на гештальт-терапевтов, начинающих и продолжающих практику.

На группе мы вместе с вами будем с мягким любопытством исследовать, как
именно вы работает и можете работать с темой сексуальности, будем
распознавать ваш собственный способ работать «про это».

Группа включает в себя шеринг, заочную супервизию кейса, в том числе
групповую, очную супервизию работы в кругу, небольшую лекцию (тема
которой зависит от актуальной фигуры группы).

РАССПИСАНИЕ ВСТРЕЧ:
• 30 января 2025
• 27 февраля 2026
• 27 марта 2026
• 24 апреля 2026
• 29 мая 2026

В летние месяцы - каникулы, с сентября продолжим.
Весной 2026 будут даты на осень и зиму.

ОБО МНЕ
Иванютенко Анна - гештальт-терапевт, закончила 3-ю ступень во Французском
Институте Гештальт Терапии, программой руководил Жан-Мари Робин, сейчас продолжаю обучение супервизии в полевой перспективе у него, окончание этой программы весной 2026 г.

Нахожусь в супервзии у Д.Новикова и гипервизии у Т. Салахиевой-Талал.
Работе с темами сексуальности в гештальт- подходе я училась у А.Смирнова, Д.Новикова, Ж.-М.Робина, Андре Лами, Мариано Пиццименти.

Хотя...работе с сексуальностью и творчеством я учусь всю жизнь и точно у
всех, у кого училась гештальт-терапии.

Ниже я оставлю несколько ссылок, в которых есть информация о том, каких принципов я придерживаюсь, работая с этой темой.

Если остались вопросы, можно написать мне в директ или в телеграм @annyutenko

https://news.1rj.ru/str/gestalt_unicorn/998
Почему тематическая супервизорская группа?

https://news.1rj.ru/str/gestalt_unicorn/993
Сексуальность, возбуждение и ситуация

https://news.1rj.ru/str/gestalt_unicorn/990
На что я опираюсь, я работая с темой сексуальности

https://news.1rj.ru/str/gestalt_unicorn/979
Секс, возбуждение и рост человеческой личности - недописанный цикл в пяти частях

https://news.1rj.ru/str/sexicetement
Мой канал о сексуальности, не только и не столько гештальтисткий, но и социологический и философский.
🔥64
#ПРОЩАЙ_2025
До конца декабря каждую субботу я буду выкладывать одну практику для завершения уходящего года и встречи нового.

Это уже шестой раз, когда я провожу завершающий год курс.
И второй раз, когда я делаю это бесплатно у себя здесь для всех желающих. Но не потому что я вдруг стала очень щедрая и разлюбила деньги, а потому что мне сейчас совсем не до того, чтобы заниматься продвижением и организацией курса.

А подвести итоги и подготовиться к грядущему году я хочу. Если вы тоже хотите сделать это да еще и вместе со мной — то присоединяйтесь.

В этот раз будет четыре практики: одна совсем новая, две уже знакомых, но как без них закончить год?, и обновленная.

С нее и начнем.

Практика «Оставляю» на новый лад.

Раньше я предлагала взять лист бумаги, сверху в центре написать «Оставляю», разделить его на две колонки и в одной написать «в своем сердце», а во второй — «в прошлом». И перебрать свои воспоминания об уходящем годе, словно сортируя их, решая, что вы отдаете прошлому, а что забираете с собой в будущее.

Сегодня я предлагаю сделать что-то похожее.
Но это не практика с листком бумаги.
А фокус внимания на неделю: оставляю в прошлом или оставляю себе.

В течение недели перебирайте шкафы, вещи, электронную почту, сообщения, подписки, дела, долги, знакомства, связи, недоделанное, книги, которые не дочитали, сериалы, которые не досмотрели…. И решайте, что вы оставите в прошлом, а что вы возьмете с собой в новый год, оставив себе.

А что-то может, стоит завершить сейчас, чтобы не тащить в 2026.
Отдать долг, дописать работу, прибить, наконец-то, эту полочку и вылечить уже этот зуб.

Следующая практика, новая, такую я еще ни разу не предлагала за пять лет, будет в следующую субботу.

Буду очень рада вашим лайкам и репостам🎄
45🔥13👍6