Выставка «Народы России. Русская фарфоровая скульптура»
Высшие достижения в искусстве русского фарфора связаны с Императорским фарфоровым заводом — одним из крупнейших европейских фарфоровых производств, основанным в 1744 году.
Усилиями скульптора Жана-Доминика Рашетта была заложена традиция создания скульптурных ансамблей. Выполненная под его руководством серия фигур, изображающих народности России, определила тематическую направленность русской фарфоровой пластики. К началу XIX века простонародный типаж стал одной из главных тем в фарфоровой скульптуре, отражающей идею о многонациональном российском обществе.
Основой для структуры выставки послужила «Карта России и племена её населяющие» 1866 года, включающая в себя планы Санкт-Петербурга, Москвы, карты всех частей Российской империи и изображения народов России в национальных костюмах. Данный принцип был использован в создании экспозиции выставки, которая состоит из трех разделов: «Петербург», «Москва» и «Вся Россия».
На выставке будут представлены редкие экземпляры скульптур из серии «Народы России, торговцы и ремесленники», выполненной на Императорском фарфоровом заводе по мотивам иллюстрированного издания 1770-х гг. «Описание всех обитающих в Российском государстве народов», а также знаменитая серия «Народности России», созданная по инициативе императора Николая II и приуроченная к празднованию трехсотлетия Дома Романовых в 1913 году.
Экспозицию открывает скульптура «Тульская крестьянка» — её образ был вдохновлен фотографическим портретом жительницы Тульской губернии, сделанным шотландским фотографом Вильямом Карриком в 1860-е гг. Будучи пионером постановочной художественной фотографии, Каррик был автором ряда уникальных фотографий, запечатлевших представителей различных профессий, городских типов, и народностей, населявших Российскую империю. Впервые в полном составе будет экспонироваться серия из сорока двух фарфоровых скульптур «Народы России», выполненная на заводе Гарднера в 1870–1880-х гг. Вдохновением для создания скульптур послужил альбом Т. Паули «Этнографическое описание народов России». Гарднер также создал несколько серий фигур с изображением типажа городских торговцев и разносчиков. Одна из этих серий, основанная на гравюрах из издания «Волшебный фонарь», стала новым словом в освоении традиции изображения народных типажей.
С 25 сентября 2025 года по 16 марта 2026 года. Подробности🎟️
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Высшие достижения в искусстве русского фарфора связаны с Императорским фарфоровым заводом — одним из крупнейших европейских фарфоровых производств, основанным в 1744 году.
Усилиями скульптора Жана-Доминика Рашетта была заложена традиция создания скульптурных ансамблей. Выполненная под его руководством серия фигур, изображающих народности России, определила тематическую направленность русской фарфоровой пластики. К началу XIX века простонародный типаж стал одной из главных тем в фарфоровой скульптуре, отражающей идею о многонациональном российском обществе.
Основой для структуры выставки послужила «Карта России и племена её населяющие» 1866 года, включающая в себя планы Санкт-Петербурга, Москвы, карты всех частей Российской империи и изображения народов России в национальных костюмах. Данный принцип был использован в создании экспозиции выставки, которая состоит из трех разделов: «Петербург», «Москва» и «Вся Россия».
На выставке будут представлены редкие экземпляры скульптур из серии «Народы России, торговцы и ремесленники», выполненной на Императорском фарфоровом заводе по мотивам иллюстрированного издания 1770-х гг. «Описание всех обитающих в Российском государстве народов», а также знаменитая серия «Народности России», созданная по инициативе императора Николая II и приуроченная к празднованию трехсотлетия Дома Романовых в 1913 году.
Экспозицию открывает скульптура «Тульская крестьянка» — её образ был вдохновлен фотографическим портретом жительницы Тульской губернии, сделанным шотландским фотографом Вильямом Карриком в 1860-е гг. Будучи пионером постановочной художественной фотографии, Каррик был автором ряда уникальных фотографий, запечатлевших представителей различных профессий, городских типов, и народностей, населявших Российскую империю. Впервые в полном составе будет экспонироваться серия из сорока двух фарфоровых скульптур «Народы России», выполненная на заводе Гарднера в 1870–1880-х гг. Вдохновением для создания скульптур послужил альбом Т. Паули «Этнографическое описание народов России». Гарднер также создал несколько серий фигур с изображением типажа городских торговцев и разносчиков. Одна из этих серий, основанная на гравюрах из издания «Волшебный фонарь», стала новым словом в освоении традиции изображения народных типажей.
С 25 сентября 2025 года по 16 марта 2026 года. Подробности
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤16👍3🔥3
Forwarded from Исторический музей. Официально
Как работают пресс-службы музеев и чем занимаются пресс-секретари в сфере культуры?
Рассказываем вместе с коллегами из ведущих федеральных музеев 😉
#ИсторическийМузей
Рассказываем вместе с коллегами из ведущих федеральных музеев 😉
#ИсторическийМузей
РИА Новости
Золотой век пресс-службы: как сегодня меняется пиар музеев
За последний год работа пресс-служб музеев стала заметней и существенней, а руководителей пиар-направлений вывели на передний план. О любом проекте посетители узнают из медиа, блогов, аккаунтов соцсетей самих музеев.
🔥6💯4👍2
#ВопросГИМ ❓
Перед вами — важный атрибут любого рабочего стола. Его «собратья» могли быть изготовлены из самых разных материалов: значение имела прочность и определенная острота, позволяющая выполнять необходимые функции предмета.
Что это за предмет? Оставляйте свои догадки под постом на странице филиала Исторического музея в Туле ВКонтакте
Кость, инкрустация. XIX в. Длина — 28 см
@gimtula
Перед вами — важный атрибут любого рабочего стола. Его «собратья» могли быть изготовлены из самых разных материалов: значение имела прочность и определенная острота, позволяющая выполнять необходимые функции предмета.
Что это за предмет? Оставляйте свои догадки под постом на странице филиала Исторического музея в Туле ВКонтакте
Кость, инкрустация. XIX в. Длина — 28 см
@gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤5🔥5🙏1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Напрестольное Евангелие в богатом окладе, оформленном в технике скани и чеканки, было вложено в Новодевичий монастырь одним из сподвижников царя Алексея Михайловича. О дарителе и драгоценном даре рассказывает экскурсовод Исторического музея в Туле Дарья Тамуркина
Выставка «Новодевичий монастырь. История и легенды», впервые представляющая уникальные памятники знаменитой обители за пределами столицы, продлена до 12 января 2026 года! Не упустите возможность увидеть реликвии XVI–XVII вв. вживую.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Выставка «Новодевичий монастырь. История и легенды», впервые представляющая уникальные памятники знаменитой обители за пределами столицы, продлена до 12 января 2026 года! Не упустите возможность увидеть реликвии XVI–XVII вв. вживую.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
❤16👍2🙏1
8 сентября — Международный день грамотности
Международный день грамотности был объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в 1965 году в Тегеране. Проблема, ставшая объектом внимания мирового сообщества в середине XX века, в России к тому моменту была в основном решена, и ее опыт стал ценным примером.
К концу XIX века в России лишь 27% населения были грамотными, особенно в деревне и национальных районах, где неграмотность доходила до 80-99,5%.
Пришедшие к власти большевики сразу взялись за решение этой проблемы. В 1919 году вышел декрет «О ликвидации безграмотности», обязывавший всё население от 8 до 50 лет обучаться грамоте. Кампания сопровождалась мощной пропагандой, например, лозунгом:
Было введено новое правописание, создано добровольное общество «Долой неграмотность!», а в 1928 году начался Всесоюзный культпоход, объединивший усилия сотен тысяч грамотных граждан.
В результате уже в 1939 году перепись населения показала, что задача достижения всеобщей грамотности была в основном выполнена.
Значок «Долой неграмотность». 1923 г.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Международный день грамотности был объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в 1965 году в Тегеране. Проблема, ставшая объектом внимания мирового сообщества в середине XX века, в России к тому моменту была в основном решена, и ее опыт стал ценным примером.
К концу XIX века в России лишь 27% населения были грамотными, особенно в деревне и национальных районах, где неграмотность доходила до 80-99,5%.
Пришедшие к власти большевики сразу взялись за решение этой проблемы. В 1919 году вышел декрет «О ликвидации безграмотности», обязывавший всё население от 8 до 50 лет обучаться грамоте. Кампания сопровождалась мощной пропагандой, например, лозунгом:
«Безграмотность — резерв контрреволюции».
Было введено новое правописание, создано добровольное общество «Долой неграмотность!», а в 1928 году начался Всесоюзный культпоход, объединивший усилия сотен тысяч грамотных граждан.
В результате уже в 1939 году перепись населения показала, что задача достижения всеобщей грамотности была в основном выполнена.
Значок «Долой неграмотность». 1923 г.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
❤9🔥6🎉4
235 лет назад, 9 сентября (29 августа) 1790 года, родился князь Сергей Петрович Трубецкой
Представитель знатного дворянского рода, участник Отечественной войны, Сергей, как и многие его товарищи, полагал, что спасенная Россия заслуживает лучшего устройства. Это убеждение привело его в круг единомышленников, где он стал одним из основателей и ключевых руководителей Северного общества.
Князь Трубецкой был человеком умеренных взглядов: Сергей Петрович надеялся на установление в России конституционной монархии и освобождение крестьян. Именно он был избран руководителем запланированного восстания. Однако в решающий день, 26 (14) декабря 1825 года, Трубецкой на Сенатскую площадь не вышел, осознав, что выступление обречено.
Этот поступок навсегда остался самым спорным эпизодом его биографии. Трубецкой был арестован и осужден. От смертной казни его спасло лишь помилование императора, но следующие 30 лет жизни он провел в сибирской ссылке: на каторге и в поселении.
Лишь в 1856 году, после амнистии, он смог вернуться из Сибири, но уже без титула и прежних прав. Последние годы жизни Трубецкой провел в Киеве, Одессе и Москве, стараясь избегать шумного общества. Он оставил после себя «Записки» — глубокие и искренние мемуары, которые помогают нам понять мысли и чувства человека, оказавшегося в самом центре одного из ключевых событий в истории российского престолонаследия.
Восстание декабристов 1825 года глубоко повлияло не только на политическую траекторию Российской империи, но и глубоко преобразило личность и правление самого будущего императора.
🇷🇺 Узнать больше о жизни императора и увидеть подлинные артефакты эпохи можно на выставке «Николай I. Идеальный самодержец», которая откроется 17 сентября в Историческом музее #ИдеальныйСамодержец
Трубецкой Сергей Петрович (1790-1860 гг.). Бергнер К. А., Якушкин Е. И. 1857-1858 гг.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Представитель знатного дворянского рода, участник Отечественной войны, Сергей, как и многие его товарищи, полагал, что спасенная Россия заслуживает лучшего устройства. Это убеждение привело его в круг единомышленников, где он стал одним из основателей и ключевых руководителей Северного общества.
Князь Трубецкой был человеком умеренных взглядов: Сергей Петрович надеялся на установление в России конституционной монархии и освобождение крестьян. Именно он был избран руководителем запланированного восстания. Однако в решающий день, 26 (14) декабря 1825 года, Трубецкой на Сенатскую площадь не вышел, осознав, что выступление обречено.
Этот поступок навсегда остался самым спорным эпизодом его биографии. Трубецкой был арестован и осужден. От смертной казни его спасло лишь помилование императора, но следующие 30 лет жизни он провел в сибирской ссылке: на каторге и в поселении.
Лишь в 1856 году, после амнистии, он смог вернуться из Сибири, но уже без титула и прежних прав. Последние годы жизни Трубецкой провел в Киеве, Одессе и Москве, стараясь избегать шумного общества. Он оставил после себя «Записки» — глубокие и искренние мемуары, которые помогают нам понять мысли и чувства человека, оказавшегося в самом центре одного из ключевых событий в истории российского престолонаследия.
Восстание декабристов 1825 года глубоко повлияло не только на политическую траекторию Российской империи, но и глубоко преобразило личность и правление самого будущего императора.
Трубецкой Сергей Петрович (1790-1860 гг.). Бергнер К. А., Якушкин Е. И. 1857-1858 гг.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤15👍1😁1
11 сентября — День граненого стакана
В этот день в 1943 году на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном был выпущен первый экземпляр граненого стакана. Считается, что форма с гладким ободком и гранями была разработана Верой Мухиной специально для использования в советском общепите, хотя документальных подтверждений этому нет.
Этот ободок делал стакан невероятно прочным и удобным для мытья в посудомоечных машинах, что позволило ему надолго стать главной посудой в столовых, поездах и автоматах с газировкой. Стандартный стакан имел высоту 90 мм и диаметр 65 мм, но выпускался в разном объёме — от 50 до 350 мл. Классическим вариантом считается стакан с 16 гранями, хотя встречались и 12, 14, 18 или даже 20 граней. На дне часто выдавливалась цена стакана — 7 или 14 копеек.
Стакан граненый. Колымский стекольный завод. 1943 г.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
В этот день в 1943 году на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном был выпущен первый экземпляр граненого стакана. Считается, что форма с гладким ободком и гранями была разработана Верой Мухиной специально для использования в советском общепите, хотя документальных подтверждений этому нет.
Этот ободок делал стакан невероятно прочным и удобным для мытья в посудомоечных машинах, что позволило ему надолго стать главной посудой в столовых, поездах и автоматах с газировкой. Стандартный стакан имел высоту 90 мм и диаметр 65 мм, но выпускался в разном объёме — от 50 до 350 мл. Классическим вариантом считается стакан с 16 гранями, хотя встречались и 12, 14, 18 или даже 20 граней. На дне часто выдавливалась цена стакана — 7 или 14 копеек.
Стакан граненый. Колымский стекольный завод. 1943 г.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
❤17👍4🎉1
#ВопросГИМ ❓
Перед вами — столовый прибор из собрания Государственного исторического музея. Сделан из фарфора, украшен надглазурной росписью, золочением и цировкой. На предмете виден вензель «GM»
Как называется этот предмет? Оставляйте свои догадки под постом на странице филиала Исторического музея в Туле ВКонтакте. Ответ опубликуем в понедельник!
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Перед вами — столовый прибор из собрания Государственного исторического музея. Сделан из фарфора, украшен надглазурной росписью, золочением и цировкой. На предмете виден вензель «GM»
Как называется этот предмет? Оставляйте свои догадки под постом на странице филиала Исторического музея в Туле ВКонтакте. Ответ опубликуем в понедельник!
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤11👍3🔥2
Поздравляем с Днём города Тулы!
Тула — город с богатейшей историей, которой по праву можно гордиться. В этот праздничный день мы желаем нашему замечательному городу процветания, а его жителям благополучия и новых свершений!
В честь праздничного события филиал Исторического музея в Туле подготовил программу мероприятий:
📍 10:30, 11:30, 12:30, 13:30, 14:30, 16:30, 17:00, 19:00 — экскурсия по выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды», 12+
Купить билет
📍 12:00 —16:00 — интерактивная площадка «Тула в далеком прошлом», 7+
📍 12:00 — музейное занятие «Античный город», 8+
Купить билет
📍 14:00 — лекция «Первые монастыри Тулы: история и современность», 12+
Купить билет
📍 15:00 — экскурсия от куратора выставки «Новодевичий монастырь. История и легенды», 14+
Купить билет
📍 16:00 — экскурсия для глухих и слабослышащих посетителей по выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды» с переводом на русский жестовый язык*, 12+
Стоимость: бесплатно
*Для участия в экскурсии необходима предварительная запись по телефону +7 (4872) 77-31-65 или по электронной почте access.tula@shm.ru.
📍 16:00 — музейное занятие «Что скрывают царские курганы», 8+
Купить билет
@gimtula
Тула — город с богатейшей историей, которой по праву можно гордиться. В этот праздничный день мы желаем нашему замечательному городу процветания, а его жителям благополучия и новых свершений!
В честь праздничного события филиал Исторического музея в Туле подготовил программу мероприятий:
Купить билет
Купить билет
Купить билет
Купить билет
Стоимость: бесплатно
*Для участия в экскурсии необходима предварительная запись по телефону +7 (4872) 77-31-65 или по электронной почте access.tula@shm.ru.
Купить билет
@gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤12🔥5👍2
Моменты празднования Дня Тулы в филиале Исторического музея
Фото: Илья Ходаковский
Все фото смотрите в альбоме
@gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤14🔥1💯1