Выставочный проект к 500-летию Новодевичьей обители победил в номинации «Лучший историко-культурный проект» ежегодной премии Русского географического общества.
В экспозиции, которая была открыта с 14 августа по 4 ноября 2024 года, было представлено около 350 предметов — сокровищ монастырской ризницы, включающих вклады русских государей и восхитительные произведения монастырских художественных мастерских.
Награду получила Марина Викторовна Чистякова, заместитель генерального директора Государственного исторического музея по фондовой работе.
Премия РГО — престижная награда за достижения в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия нашей России.
В 2024 году проект экспозиции также получил «Золотой диплом» премии «Золотой Трезини», единственной в мире архитектурно-дизайнерской премии, проекты победителей которой признаются обладающими музейной ценностью.
Онлайн-экскурсия по выставке с куратором 📺
Сейчас в филиале Исторического музея в Туле можно увидеть обновленный проект от создателей выставки-победителя. Экспозиция «Новодевичий монастырь. История и легенды» открыта до 12 января. Успейте посетить!
На фото: экспозиция в филиале ГИМ в Туле, фотограф Илья Ходаковский
#ГИМТула @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥15😍5⚡1
Икона «Праведный Иов и мученица Мария» на выставке «Новодевичий Монастырь. История и легенды»
28 октября в филиале Исторического музея в Туле состоялся специальный показ реликвии из собрания ГИМ
Икона «Праведный Иов и мученица Мария» выполнена мастерами Иконописной школы Оружейной палаты. На ней изображены святые покровители супружеской пары Хитрово: Богдана Матвеевич, крещённого именем Иов, и его жены Марии Ивановны. При жизни Хитрово делал многочисленные вклады: ценные старинные книги и уникальные иконы в монастыри, в частности, Новодевичий монастырь.
Богдан Матвеевич Хитрово (1615-1680) ― боярин, ведавший царской оружейной казной, основатель городов-крепостей Карсун и Симбирск. В 1656-1680 гг. Хитрово возглавлял Оружейный приказ. Усилиями Богдана Матвеевича в Оружейной палате была создана одна из лучших школ отечественной иконописи. Наиболее яркими представителями ее стали Симон Ушаков, Иосиф Владимиров, Иван Салтанов.
Богдан Матвеевич, его жена Мария Ивановна и дочь Ирина похоронены в некрополе Смоленского собора Новодевичьего монастыря среди князей и представителей царских фамилий.
🕊Увидеть икону «Праведный Иов и мученица Мария» можно до 12 января
На выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды» в филиале Исторического музея в Туле представлены порядка 200 редчайших памятников XVI–XVII вв. Бесценные сокровища Новодевичьего монастыря впервые представлены за пределами столицы.
Фото: Илья Ходаковский
#ГИМТула #ИсторическийМузей @gimtula
28 октября в филиале Исторического музея в Туле состоялся специальный показ реликвии из собрания ГИМ
Икона «Праведный Иов и мученица Мария» выполнена мастерами Иконописной школы Оружейной палаты. На ней изображены святые покровители супружеской пары Хитрово: Богдана Матвеевич, крещённого именем Иов, и его жены Марии Ивановны. При жизни Хитрово делал многочисленные вклады: ценные старинные книги и уникальные иконы в монастыри, в частности, Новодевичий монастырь.
Богдан Матвеевич Хитрово (1615-1680) ― боярин, ведавший царской оружейной казной, основатель городов-крепостей Карсун и Симбирск. В 1656-1680 гг. Хитрово возглавлял Оружейный приказ. Усилиями Богдана Матвеевича в Оружейной палате была создана одна из лучших школ отечественной иконописи. Наиболее яркими представителями ее стали Симон Ушаков, Иосиф Владимиров, Иван Салтанов.
Богдан Матвеевич, его жена Мария Ивановна и дочь Ирина похоронены в некрополе Смоленского собора Новодевичьего монастыря среди князей и представителей царских фамилий.
🕊Увидеть икону «Праведный Иов и мученица Мария» можно до 12 января
На выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды» в филиале Исторического музея в Туле представлены порядка 200 редчайших памятников XVI–XVII вв. Бесценные сокровища Новодевичьего монастыря впервые представлены за пределами столицы.
Фото: Илья Ходаковский
#ГИМТула #ИсторическийМузей @gimtula
🔥9❤🔥4 2
3 и 4 ноября 2025 года в филиале Исторического музея в Туле состоится ежегодная Всероссийская акция «Ночь искусств».
3 ноября филиал Исторического музея в Туле продлевает режим работы 2025 года до 23:00. Кассы открыты до 22:30.
Посетить мероприятия можно по стоимости входного билета на временные экспозиции.
3 ноября
4 ноября
Подробности
#ГИМТула @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥8❤3👍3
#ВопросГИМ ❓
Первые экземпляры этих изделий из керамики начали появляться в мастерских Стаффордшира в первой половине XVIII века — чаще всего они изображали представителей профессий, распространенных в Великобритании: моряков, плантаторов, гвардейцев, эсквайров, пасторов. К середине XIX века эти предметы стали популярны и за рубежом.
Фигура выполнена в виде ночного сторожа, хотя его утилитарная функция не совсем связана с ночным туалетом.
Как вы думаете, в чем предназначение этого фаянсового джентльмена? Оставляйте ваши догадки в комментариях под постом на странице филиала Исторического музея в Туле ВКонтакте. Ответ опубликуем в понедельник!
Западная Европа, Великобритания. 1820-е гг.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Первые экземпляры этих изделий из керамики начали появляться в мастерских Стаффордшира в первой половине XVIII века — чаще всего они изображали представителей профессий, распространенных в Великобритании: моряков, плантаторов, гвардейцев, эсквайров, пасторов. К середине XIX века эти предметы стали популярны и за рубежом.
Фигура выполнена в виде ночного сторожа, хотя его утилитарная функция не совсем связана с ночным туалетом.
Как вы думаете, в чем предназначение этого фаянсового джентльмена? Оставляйте ваши догадки в комментариях под постом на странице филиала Исторического музея в Туле ВКонтакте. Ответ опубликуем в понедельник!
Западная Европа, Великобритания. 1820-е гг.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍7❤4💯2
О серии, которую можно увидеть в музее прямо сейчас!
Forwarded from Исторический музей. Официально
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Предметный разговор: серия скульптур «Волшебный фонарь»
Картинки журнала «Волшебный фонарь», изданного в Санкт-Петербурге в 1817 — 1818 гг., вдохновили мастеров завода Гарднера на создание серии фарфоровых фигур, посвященных народам России. Эта серия, основанная на гравюрах из издания, стала новым словом в освоении традиции изображения народных типажей. Где-то фигуры практически досконально воссоздают изображения — в выпуске услышим, о чем беседуют «Крестьянка» и «Крестьянин».
Сейчас увидеть предметы из серии «Волшебный фонарь» можно в филиале Исторического музея в Туле, где до 16 марта 2026 года проходит выставка «Народы России. Русская фарфоровая скульптура».
О серии и ее популярности рассказывает заведующая отделом керамики и стекла Исторического музея Елена Петровна Смирнова.
Подписаться на Исторический музей
Картинки журнала «Волшебный фонарь», изданного в Санкт-Петербурге в 1817 — 1818 гг., вдохновили мастеров завода Гарднера на создание серии фарфоровых фигур, посвященных народам России. Эта серия, основанная на гравюрах из издания, стала новым словом в освоении традиции изображения народных типажей. Где-то фигуры практически досконально воссоздают изображения — в выпуске услышим, о чем беседуют «Крестьянка» и «Крестьянин».
Сейчас увидеть предметы из серии «Волшебный фонарь» можно в филиале Исторического музея в Туле, где до 16 марта 2026 года проходит выставка «Народы России. Русская фарфоровая скульптура».
О серии и ее популярности рассказывает заведующая отделом керамики и стекла Исторического музея Елена Петровна Смирнова.
Подписаться на Исторический музей
❤12👍4 4
«Ночь искусств» онлайн. Трансляции Исторического музея в Туле
19:00 — «Новодевичий монастырь в Смутное время»
На выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды» представлено порядка 200 памятников-свидетелей исторических событий разных эпох. Об экспонатах периода Смутного времени рассказывают экскурсовод Исторического музея в Туле Леонид Шмельков.
📺 Смотреть в VK Видео
📺 Смотреть в Одноклассниках
21:00 — «Народы России. Русская фарфоровая скульптура»
Высшие достижения русского фарфора связаны с Императорским заводом, основанным в 1744 году. Благодаря скульптору Жану-Доминику Рашетту здесь сложилась традиция создания скульптурных ансамблей. Созданная под его руководством серия «Народности России» определила главное направление отечественной фарфоровой пластики — простонародный типаж, отражавший идею многонационального общества.
С выставкой «Народы России. Русская фарфоровая скульптура» и представленными на ней экспонатами знакомит заведующая отделом керамики и стекла Исторического музея Елена Смирнова.
📺 Смотреть в VK Видео
📺 Смотреть в Одноклассниках
Подключайтесь и оставляйте ваши комментарии под эфирами!
#ГИМТула #КоллекцияГИМ #НочьИскусств2025 @gimtula
19:00 — «Новодевичий монастырь в Смутное время»
На выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды» представлено порядка 200 памятников-свидетелей исторических событий разных эпох. Об экспонатах периода Смутного времени рассказывают экскурсовод Исторического музея в Туле Леонид Шмельков.
📺 Смотреть в VK Видео
📺 Смотреть в Одноклассниках
21:00 — «Народы России. Русская фарфоровая скульптура»
Высшие достижения русского фарфора связаны с Императорским заводом, основанным в 1744 году. Благодаря скульптору Жану-Доминику Рашетту здесь сложилась традиция создания скульптурных ансамблей. Созданная под его руководством серия «Народности России» определила главное направление отечественной фарфоровой пластики — простонародный типаж, отражавший идею многонационального общества.
С выставкой «Народы России. Русская фарфоровая скульптура» и представленными на ней экспонатами знакомит заведующая отделом керамики и стекла Исторического музея Елена Смирнова.
📺 Смотреть в VK Видео
📺 Смотреть в Одноклассниках
Подключайтесь и оставляйте ваши комментарии под эфирами!
#ГИМТула #КоллекцияГИМ #НочьИскусств2025 @gimtula
VK Видео
Новодевичий монастырь в Смутное время
Новодевичий монастырь принимал на себя удары крымских татар, был свидетелем Смуты в начале XVII века, когда обитель неоднократно переходила из рук в руки, а в 1612 году, при освобождении столицы от польских интервентов, именно под его стенами произошло одно…
❤9🔥3👍1
3 и 4 ноября в филиале Исторического музея в Туле состоится ежегодная Всероссийская акция «Ночь искусств».
3 ноября филиал Исторического музея в Туле продлевает режим работы 2025 года до 23:00. Кассы открыты до 22:30.
Посетить мероприятия можно по стоимости входного билета на временные экспозиции.
Программа
#ГИМТула @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤11🙏1🤝1
Внимание! Правильный ответ — кувшин-тоби
Кувшин для эля, неотъемлемый атрибут трапезы простого англичанина, получил имя «Тоби». Версий происхождения имени множество — от шекспировского героя до персонажа песни Френсиса Фаукса «Коричневая кружка» весельчака и любителя эля Тоби Филпота. Фаянсовых тоби начали изготавливать мастера Стаффордшира — ординарный тип тоби вышел из мастерской Ральфа Вуда в первой половине XVIII века.
Тоби были не только представители мужских профессий, но и дамы. Например, кувшин с фигурой в широкополой шляпе, ярком платье, с кружкой или ситом в руках — Марта Ганн, историческая личность, названная английскими газетчиками «многоуважаемой жрицей купания». Она, в соответствии с духом времени, ввозила в воду кабинки с купальщиками в Брайтоне.
Тоби были невысоки — до 30 см. Их назначение не только утилитарно, кувшины украшали окна английских пабов. К середине XIX века кувшины-тоби превратились в сувениры, спрос на них был приличным. В это же время тоби принялись путешествовать: их начали создавать в странах Европы и России. Российские керамисты выпускали кувшины-тоби по английским моделям. В России, где насчитывалось немало англоманов, кувшины-тоби были скорее украшением, нежели посудой для завтрака.
Одна из знаменитых фаянсовых фигур — кувшин «Джордж Уайтфилд», имеющий портретное сходство с прототипом — английским проповедником, представителем протестантской церкви.
Кувшин-тоби «Джордж Уайтфилд» или «Ночной сторож». Западная Европа, Великобритания, Англия, Стаффордшир. 1820-е гг.
Кувшин-тоби «Марта Ганн». Российская империя, д. Речицы. Завод Тереховых и Киселева. 1830-е гг.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Кувшин для эля, неотъемлемый атрибут трапезы простого англичанина, получил имя «Тоби». Версий происхождения имени множество — от шекспировского героя до персонажа песни Френсиса Фаукса «Коричневая кружка» весельчака и любителя эля Тоби Филпота. Фаянсовых тоби начали изготавливать мастера Стаффордшира — ординарный тип тоби вышел из мастерской Ральфа Вуда в первой половине XVIII века.
Тоби были не только представители мужских профессий, но и дамы. Например, кувшин с фигурой в широкополой шляпе, ярком платье, с кружкой или ситом в руках — Марта Ганн, историческая личность, названная английскими газетчиками «многоуважаемой жрицей купания». Она, в соответствии с духом времени, ввозила в воду кабинки с купальщиками в Брайтоне.
Тоби были невысоки — до 30 см. Их назначение не только утилитарно, кувшины украшали окна английских пабов. К середине XIX века кувшины-тоби превратились в сувениры, спрос на них был приличным. В это же время тоби принялись путешествовать: их начали создавать в странах Европы и России. Российские керамисты выпускали кувшины-тоби по английским моделям. В России, где насчитывалось немало англоманов, кувшины-тоби были скорее украшением, нежели посудой для завтрака.
Одна из знаменитых фаянсовых фигур — кувшин «Джордж Уайтфилд», имеющий портретное сходство с прототипом — английским проповедником, представителем протестантской церкви.
Кувшин-тоби «Джордж Уайтфилд» или «Ночной сторож». Западная Европа, Великобритания, Англия, Стаффордшир. 1820-е гг.
Кувшин-тоби «Марта Ганн». Российская империя, д. Речицы. Завод Тереховых и Киселева. 1830-е гг.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
❤15 2🔥1
С Днём народного единства!
В честь праздника обратимся к публикациям Исторического музея в Дзене — там собраны материалы о первом монументе народным героям, истории его создания и реставрации, а также о личных вещах князя Дмитрия Пожарского из коллекции музея.
🏛 Память о народных героях: предметы Дмитрия Пожарского в собрании ГИМ
🏛 Из истории создания и реставрации первого московского памятника
🏛 10 фактов о памятнике Минину и Пожарскому
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
@gimtula
В честь праздника обратимся к публикациям Исторического музея в Дзене — там собраны материалы о первом монументе народным героям, истории его создания и реставрации, а также о личных вещах князя Дмитрия Пожарского из коллекции музея.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
@gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤12 3🔥2
Вплоть до XX века коренные народы Сибири жили в относительной изоляции, что способствовало сохранению их древнейших верований и обрядов. Центральное место в этой уникальной духовной культуре занимает шаманизм.
Фарфоровая фигура «Тунгусский шаман» поступила в коллекцию Исторического музея в 1917 году. Скульптура была изготовлена в 1910 году на Императорском фарфоровом заводе вместе с другими предметами из серии «Народы России».
Герой скульптуры одет в традиционный для шамана костюм, имеет при себе традиционные аксессуары, один из которых — бубен.
Мировоззрение сибирских народов было основано на идее гармоничного единства человека и природы. Человек не противопоставлялся окружающему миру, а считался его неотъемлемой частью. Эта тесная связь породила веру в одушевленность всех природных сил, в духов животных и растений, а также в возможность общения с душами предков.
Считалось, что некоторые люди обладают даром взаимодействовать с этими духами и влиять на силы природы, их называли шаманами — посредниками между миром людей и миром духов. Часто шаман становился не только духовным лидером, но и вождем рода или племени, хранителем мудрости и традиций.
Главным ритуалом шамана было камлание — погружение в состояние транса для путешествия в мир духов. Достичь этого состояния шаману помогали ритмичные пляски, удары в бубен и пение.
Увидеть фарфоровые скульптуры представителей народности, выполненные на крупнейших предприятиях Российской империи, можно на выставке «Народы России. Русская фарфоровая скульптура» в филиале Исторического музея в Туле до 16 марта.
Скульптура «Тунгусский шаман». П. П. Каменский. Императорский фарфоровый завод. 1910 г.
@gimtula #ГИМТула #КоллекцияГИМ
Фарфоровая фигура «Тунгусский шаман» поступила в коллекцию Исторического музея в 1917 году. Скульптура была изготовлена в 1910 году на Императорском фарфоровом заводе вместе с другими предметами из серии «Народы России».
Герой скульптуры одет в традиционный для шамана костюм, имеет при себе традиционные аксессуары, один из которых — бубен.
Мировоззрение сибирских народов было основано на идее гармоничного единства человека и природы. Человек не противопоставлялся окружающему миру, а считался его неотъемлемой частью. Эта тесная связь породила веру в одушевленность всех природных сил, в духов животных и растений, а также в возможность общения с душами предков.
Считалось, что некоторые люди обладают даром взаимодействовать с этими духами и влиять на силы природы, их называли шаманами — посредниками между миром людей и миром духов. Часто шаман становился не только духовным лидером, но и вождем рода или племени, хранителем мудрости и традиций.
Главным ритуалом шамана было камлание — погружение в состояние транса для путешествия в мир духов. Достичь этого состояния шаману помогали ритмичные пляски, удары в бубен и пение.
Увидеть фарфоровые скульптуры представителей народности, выполненные на крупнейших предприятиях Российской империи, можно на выставке «Народы России. Русская фарфоровая скульптура» в филиале Исторического музея в Туле до 16 марта.
Скульптура «Тунгусский шаман». П. П. Каменский. Императорский фарфоровый завод. 1910 г.
@gimtula #ГИМТула #КоллекцияГИМ
❤12🔥6🤝1