На входе у неё три элемента: input (x), latent (z) и prediction (y), они все суммируются в одно значение. В самом начале прилетает только x, всё остальное нули (?). Базовая итерация, аналогичная модулю L в HRM генерит значение latent (z, оно же обозначено в формуле рекурсии как z_L) на выходе слоя, и обновлённый z поступает обратно на вход модулю, где он теперь добавляется к input (x) не как нуль. Выход-предсказание (y, оно же в формуле обозначено как z_H) тоже добавляется, но поскольку оно не обновилось, оно ничего не меняет. Значение z_H будет посчитано только в конце итерации на базе z_L и предыдущего z_H, вход x здесь не участвует.
Обучение по сути идёт на трёх уровнях. Описанный выше процесс -- это самый глубокий уровень, называется
Уровнем выше можно гонять и несколько итераций f_H, последовательно улучшая оба значения z_L (z) и z_H (y). Этот процесс называется
Наконец, ещё уровнем выше кроме рекурсивного процесса есть и
1. Внутренний цикл (
2. Внешний цикл (
Такая структура позволяет крошечной двухслойной сети достигать эффективной глубины в 42 слоя на каждом шаге супервизии (как я понимаю это
🤔 Переинтерпретация HRM
Это в целом идейно повторяет иерархический подход HRM с двумя сетями/фичами/латентами. Здесь можно задаться вопросом, почему две иерархические фичи, не одна, не три или ещё сколько-то? Авторы предлагают своё объяснение, переинтерпретируя фичу z_H как эмбеддинг текущего решения, которое если надо будет преобразовано в выходной токен через выходную голову сети и argmax. Фича z_L в свою очередь -- это латентная фича, напрямую не связанная с выходным решением, но которая может быть в него трансформирована через f_H. В такой интерпретации иерархия не нужна: есть вход x, есть предложенное решение y (ранее называемое z_H), есть латентная фича для ризонинга z (ранее z_L). Модель последовательно улучшает свой латент z, а затем на базе него и предыдущего решения y выдаёт новый y (но может остаться и со старым, если он хорош).
Итого, TRM предлагает гораздо более простую и интуитивную интерпретацию:
* y (ранее z_H): Текущий (в виде эмбеддинга) выходной ответ.
* z (ранее z_L): Скрытый признак, представляющий след рассуждений или «цепочку мыслей» (chain-of-thought).
На сам алгоритм это не влияет, это лишь реинтерпретация для лучшего понимания и это ответ на то, почему две фичи: удержание в памяти контекста вопроса
Обучение по сути идёт на трёх уровнях. Описанный выше процесс -- это самый глубокий уровень, называется
latent recursion. Итого, рекурсивный процесс TRM содержит n вычислений f_L и одно вычисление f_H, бэкпроп идёт через всю рекурсию, нет больше необходимости полагаться на теоремы о неподвижной точке. Уровнем выше можно гонять и несколько итераций f_H, последовательно улучшая оба значения z_L (z) и z_H (y). Этот процесс называется
deep recursion.Наконец, ещё уровнем выше кроме рекурсивного процесса есть и
deep supervision, как у HRM. Цикл обучения включает до Nₛᵤₚ=16 шагов супервизии. На каждом шаге модель выполняет процесс deep recursion:1. Внутренний цикл (
latent recursion): Сначала сеть обновляет скрытый признак рассуждений z в течение n=6 шагов (z ← net(x, y, z)), а затем один раз уточняет ответ y (y ← net(y, z)).2. Внешний цикл (
deep recursion): Внутренний цикл выполняется T=3 раза. Первые T-1=2 выполнения проходят без отслеживания градиентов, чтобы эффективно приблизить скрытые состояния к хорошему решению. Последнее выполнение позволяет градиентам пройти через все n+1=7 вызовов сети. Полученные (y,z) затем отсоединяются от графа вычислений и используются для инициализации следующего шага супервизии.Такая структура позволяет крошечной двухслойной сети достигать эффективной глубины в 42 слоя на каждом шаге супервизии (как я понимаю это
(6+1) шагов внутреннего цикла * 3 внешних цикла * 2 слоя), что в итоге может значительно превысить 384 слоя (здесь будет 42*16=672), которых достигал её предшественник HRM.🤔 Переинтерпретация HRM
Это в целом идейно повторяет иерархический подход HRM с двумя сетями/фичами/латентами. Здесь можно задаться вопросом, почему две иерархические фичи, не одна, не три или ещё сколько-то? Авторы предлагают своё объяснение, переинтерпретируя фичу z_H как эмбеддинг текущего решения, которое если надо будет преобразовано в выходной токен через выходную голову сети и argmax. Фича z_L в свою очередь -- это латентная фича, напрямую не связанная с выходным решением, но которая может быть в него трансформирована через f_H. В такой интерпретации иерархия не нужна: есть вход x, есть предложенное решение y (ранее называемое z_H), есть латентная фича для ризонинга z (ранее z_L). Модель последовательно улучшает свой латент z, а затем на базе него и предыдущего решения y выдаёт новый y (но может остаться и со старым, если он хорош).
Итого, TRM предлагает гораздо более простую и интуитивную интерпретацию:
* y (ранее z_H): Текущий (в виде эмбеддинга) выходной ответ.
* z (ранее z_L): Скрытый признак, представляющий след рассуждений или «цепочку мыслей» (chain-of-thought).
На сам алгоритм это не влияет, это лишь реинтерпретация для лучшего понимания и это ответ на то, почему две фичи: удержание в памяти контекста вопроса
x, предыдущего ризонинга z и предыдущего ответа y помогает модели итерировать своё решение, следующий ризонинг z и следующий ответ y. Если не передавать предыдущий z, то модель не будет знать, как она пришла к предыдущему решению. Если не передавать предыдущий y, то модель не будет знать, какое решение было до этого и будет вынуждена хранить его где-то внутри z вместо того чтобы использовать z для латентного ризонинга.👍4❤3🔥2❤🔥1
Интересно, что это отличается от латентного ризонинга в стиле Coconut (https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML/3567), там он был на уровне токенов при авторегрессионной генерации, тут же он скорее на уровне глубины вызова модели, разворачивание идёт в другом измерении.
Авторы пробовали другое количество фич, как в большую, так и в меньшую стороны. Один из вариантов разбивал
В предложенной схеме отпадает и необходимость в двух отдельных сетях H и L (и соответственно в 2x параметров) -- решаемая задача
🗼 Другие архитектурные модификации
Авторы пробовали докинуть больше слоёв в модели, но получили оверфиттинг. Как они пишут “Surprisingly, we found that adding layers decreased generalization due to overfitting.” Не знаю, честно говоря, что тут такого прямо surprising, ML 101 какой-то, ну да ладно. В современный век видимо все привыкли, что надо скейлить.
В другую сторону, уменьшая слои, но увеличивая количество рекурсий, чтобы эффективная глубина и количество компьюта оставались теми же, обнаружили, что 2 слоя это оптимум, дают на Sudoku-Extreme улучшение с 79.5% до 87.4%, а число параметров в два раза меньше (5M вместо 10M). Авторы ссылаются на работу “Fixed Point Diffusion Models” (https://arxiv.org/abs/2401.08741), где вроде тоже два слоя оказались оптимальны в контексте deep equilibrium diffusion models, но там перформанс был аналогичен более тяжёлым моделям, а здесь он прямо выше. Less is more. Маленькая сеть в сочетании с глубокой рекурсией и deep supervision позволяет обойти оверфиттинг при малом количестве данных. Интересно, как было бы при скейлинге датасета.
Был эксперимент под влиянием MLP-Mixer (https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML/776) с заменой self-attention на MLP, работающем на всей длине последовательности, поскольку он требует меньше параметров для случая, когда длина контекста (L) меньше скрытой размерности (D). Это улучшило результат на Sudoku-Extreme с 74.7% до 87.4%, но ухудшило для Maze-Hard и ARC-AGI, требующих большего контекста.
TRM упрощает механизм адаптивного времени вычислений (ACT). Можно отказаться от отдельного вычисления для continue loss, достаточно иметь halting probability, тогда минус один forward pass модели, но по-прежнему достаточно точное определение, когда модели нужно остановиться, что значительно ускоряет процесс. Это дало слабое улучшение с 86.1% до 87.4% (непонятно какие здесь доверительные интервалы).
Также имплементировали экспоненциальное скользящее среднее (EMA, 0.999) для весов, поскольку на малом количестве данных модель быстро оверфитится и начинает расходиться, тоже улучшает качество с 79.9% до 87.4% (ну или скорее ухудшает с 87.4% до 79.9%, когда от полной модели это отнимают). Как я понимаю, берётся предыдущее сглаженное значение параметров модели с весом 0.999 и добавляется новое с весом 0.001.
Авторы пробовали другое количество фич, как в большую, так и в меньшую стороны. Один из вариантов разбивал
z на множество фич z_i и каждая итерация рекурсии обновляла одну конкретную фичу из них, перенося все остальные как есть. Качество упало относительно варианта с двумя фичами (но не удивлюсь, если следующая работа найдёт этому причины, типа проблем с градиентным сигналом, и предложит хаки, чтобы это заработало). Авторы объясняют это тем, что нет какой-то причины для разбиения z на множество частей. Другая крайность, с одной фичей z_H, привела к ещё более серьёзному падению качества. Авторы объясняют это необходимостью для модели хранить решение y внутри z (но может надо просто отскейлить скрытый эмбеддинг?).В предложенной схеме отпадает и необходимость в двух отдельных сетях H и L (и соответственно в 2x параметров) -- решаемая задача
z ← f_L(x + y + z) или y ← f_H(y + z) определяется по наличию или отсутствию x на входе (но что это значит на уровне обучения модели и структуры эмбеддингов -- для меня вопрос). В итоге имеем одну сеть вместо двух, и абляции показали, что это даёт улучшение на Sudoku-Extreme с 82.4% до 87.4% (но тоже не удивлюсь, если при скейлинге окажется, что это таки играет, просто недообучили и не вбухали компьюта сколько надо).🗼 Другие архитектурные модификации
Авторы пробовали докинуть больше слоёв в модели, но получили оверфиттинг. Как они пишут “Surprisingly, we found that adding layers decreased generalization due to overfitting.” Не знаю, честно говоря, что тут такого прямо surprising, ML 101 какой-то, ну да ладно. В современный век видимо все привыкли, что надо скейлить.
В другую сторону, уменьшая слои, но увеличивая количество рекурсий, чтобы эффективная глубина и количество компьюта оставались теми же, обнаружили, что 2 слоя это оптимум, дают на Sudoku-Extreme улучшение с 79.5% до 87.4%, а число параметров в два раза меньше (5M вместо 10M). Авторы ссылаются на работу “Fixed Point Diffusion Models” (https://arxiv.org/abs/2401.08741), где вроде тоже два слоя оказались оптимальны в контексте deep equilibrium diffusion models, но там перформанс был аналогичен более тяжёлым моделям, а здесь он прямо выше. Less is more. Маленькая сеть в сочетании с глубокой рекурсией и deep supervision позволяет обойти оверфиттинг при малом количестве данных. Интересно, как было бы при скейлинге датасета.
Был эксперимент под влиянием MLP-Mixer (https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML/776) с заменой self-attention на MLP, работающем на всей длине последовательности, поскольку он требует меньше параметров для случая, когда длина контекста (L) меньше скрытой размерности (D). Это улучшило результат на Sudoku-Extreme с 74.7% до 87.4%, но ухудшило для Maze-Hard и ARC-AGI, требующих большего контекста.
TRM упрощает механизм адаптивного времени вычислений (ACT). Можно отказаться от отдельного вычисления для continue loss, достаточно иметь halting probability, тогда минус один forward pass модели, но по-прежнему достаточно точное определение, когда модели нужно остановиться, что значительно ускоряет процесс. Это дало слабое улучшение с 86.1% до 87.4% (непонятно какие здесь доверительные интервалы).
Также имплементировали экспоненциальное скользящее среднее (EMA, 0.999) для весов, поскольку на малом количестве данных модель быстро оверфитится и начинает расходиться, тоже улучшает качество с 79.9% до 87.4% (ну или скорее ухудшает с 87.4% до 79.9%, когда от полной модели это отнимают). Как я понимаю, берётся предыдущее сглаженное значение параметров модели с весом 0.999 и добавляется новое с весом 0.001.
❤2👍1
Подбирали количество рекурсий, обнаружили оптимальные значения для HRM T = 3, n = 3 (эквивалентно 48 рекурсиям) и для TRM T = 3, n = 6 (42 рекурсии), это на Sudoku-Extreme. TRM требует бэкпропа через всю глубину рекурсии (правда T на это не влияет, там T-1 шагов делаются без градиента), так что увеличение начинает приводить к Out of Memory.
🧪 Эксперименты
Тестирование такое же, как и в статье для HRM: ARC-AGI-1 и -2, Sudoku-Extreme, Maze-Hard.
В Sudoku-Extreme использовались 1K примеров для обучения и проверка на 423K примеров. Maze-Hard по 1000 примеров в обучении и тесте. То есть вроде как в HRM, может с поправкой на random seed и конкретные выборки тысячи примеров. Для ARC-AGI использовался также датасет ConceptARC для аугментации (это вроде не как в HRM, но похоже на то, что делала команда ARC-AGI в своей проверке). Аугментации тоже не уверен, что целиком повторяли таковые из статьи про HRM, надо копать глубже. Цифры для HRM в точности такие же как в оригинальной статье, так что видимо брали из самой статьи, но с другой стороны код для HRM в репе TRM тоже лежит.
Общий результат, TRM достигает ещё более высоких цифр, чем HRM:
* 74.7%/87.4% (версия с attention/версия с MLP) против 55% для Sudoku
* 85.3% (версия с attention, версия с MLP даёт 0) против 74.5% для Maze
* 44.6%/29.6% (attn/MLP) против 40.3% для ARC-AGI-1
* 7.8%/2.4% (attn/MLP) против 5.0% для ARC-AGI-2
Интересно, что для судоку лучше работает версия с MLP, для остальных, требующих большего контекста, лучше версия с вниманием. Версия TRM с вниманием содержала 7M параметров, версия с MLP -- 5M для Sudoku и 19M для остальных задач. HRM всегда была 27M.
В приложении есть небольшая секция про идеи, которые не сработали. Среди таковых:
* Замена SwiGLU MLP на SwiGLU MoE -- генерализация сильно просела, но возможно на большем количестве данных было бы по-другому.
* пробовали проводить градиенты меньше, чем через всю рекурсию -- например, только через последние 4 шага -- никак не помогло, только всё усложнило.
* убирание ACT всё ухудшило
* общие веса для эмбеддингов входа и выхода всё ухудшили
* замена рекурсии на fixed-point iteration из TocrhDEQ замедлило и ухудшило. Возможно, это лишнее подтверждение, что сходимость к неподвижной точке не важна.
ARC-AGI проверили результаты для TRM (https://x.com/arcprize/status/1978872651180577060)
- ARC-AGI-1: 40%, $1.76/task
- ARC-AGI-2: 6.2%, $2.10/task
Здесь разброс между статьёй и измерениями самих ARC меньше, чем был у HRM.
TRM меньше, но рантайм жрёт больше (неудивительно при наличии рекурсии). Возможно, более хорошие результаты не от того, что модель умнее, а от того, что училась дольше? Не понял, насколько модели одинаковы по части затраченных FLOPS, было бы интересно посмотреть.
---
Короче, работа прикольная, эмпирический результат интересный. Нет чувства, что глубоко понятна теоретическая часть, почему именно эти рекурсии работают так хорошо. Также эта работа -- прикольный пример какой-то архитектурной изобретательности в противовес вечному скейлингу моделей (хотя отскейлить эту конкретную тоже интересно, как и распространить её на другие классы задач). Думаю, будут развития. Эксперименты не выглядят сильно дорогими, рантайм от <24 часов до примерно трёх дней максимум на 4*H100, если верить данным в репе.
Всем хороших рекурсий!
🧪 Эксперименты
Тестирование такое же, как и в статье для HRM: ARC-AGI-1 и -2, Sudoku-Extreme, Maze-Hard.
В Sudoku-Extreme использовались 1K примеров для обучения и проверка на 423K примеров. Maze-Hard по 1000 примеров в обучении и тесте. То есть вроде как в HRM, может с поправкой на random seed и конкретные выборки тысячи примеров. Для ARC-AGI использовался также датасет ConceptARC для аугментации (это вроде не как в HRM, но похоже на то, что делала команда ARC-AGI в своей проверке). Аугментации тоже не уверен, что целиком повторяли таковые из статьи про HRM, надо копать глубже. Цифры для HRM в точности такие же как в оригинальной статье, так что видимо брали из самой статьи, но с другой стороны код для HRM в репе TRM тоже лежит.
Общий результат, TRM достигает ещё более высоких цифр, чем HRM:
* 74.7%/87.4% (версия с attention/версия с MLP) против 55% для Sudoku
* 85.3% (версия с attention, версия с MLP даёт 0) против 74.5% для Maze
* 44.6%/29.6% (attn/MLP) против 40.3% для ARC-AGI-1
* 7.8%/2.4% (attn/MLP) против 5.0% для ARC-AGI-2
Интересно, что для судоку лучше работает версия с MLP, для остальных, требующих большего контекста, лучше версия с вниманием. Версия TRM с вниманием содержала 7M параметров, версия с MLP -- 5M для Sudoku и 19M для остальных задач. HRM всегда была 27M.
В приложении есть небольшая секция про идеи, которые не сработали. Среди таковых:
* Замена SwiGLU MLP на SwiGLU MoE -- генерализация сильно просела, но возможно на большем количестве данных было бы по-другому.
* пробовали проводить градиенты меньше, чем через всю рекурсию -- например, только через последние 4 шага -- никак не помогло, только всё усложнило.
* убирание ACT всё ухудшило
* общие веса для эмбеддингов входа и выхода всё ухудшили
* замена рекурсии на fixed-point iteration из TocrhDEQ замедлило и ухудшило. Возможно, это лишнее подтверждение, что сходимость к неподвижной точке не важна.
ARC-AGI проверили результаты для TRM (https://x.com/arcprize/status/1978872651180577060)
- ARC-AGI-1: 40%, $1.76/task
- ARC-AGI-2: 6.2%, $2.10/task
Здесь разброс между статьёй и измерениями самих ARC меньше, чем был у HRM.
TRM меньше, но рантайм жрёт больше (неудивительно при наличии рекурсии). Возможно, более хорошие результаты не от того, что модель умнее, а от того, что училась дольше? Не понял, насколько модели одинаковы по части затраченных FLOPS, было бы интересно посмотреть.
---
Короче, работа прикольная, эмпирический результат интересный. Нет чувства, что глубоко понятна теоретическая часть, почему именно эти рекурсии работают так хорошо. Также эта работа -- прикольный пример какой-то архитектурной изобретательности в противовес вечному скейлингу моделей (хотя отскейлить эту конкретную тоже интересно, как и распространить её на другие классы задач). Думаю, будут развития. Эксперименты не выглядят сильно дорогими, рантайм от <24 часов до примерно трёх дней максимум на 4*H100, если верить данным в репе.
Всем хороших рекурсий!
arXiv.org
Less is More: Recursive Reasoning with Tiny Networks
Hierarchical Reasoning Model (HRM) is a novel approach using two small neural networks recursing at different frequencies. This biologically inspired method beats Large Language models (LLMs) on...
🔥10👍4❤3🤮1
Агенты для исследования массово выходят в опенсорс.
Сразу две работы за последнее время:
* Barbarians at the Gate: How AI is Upending Systems Research (https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML_podcasts/966)
* Scientific Algorithm Discovery by Augmenting AlphaEvolve with Deep Research (https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML_podcasts/979)
Используют OpenEvolve (https://github.com/codelion/openevolve) и DeepEvolve (https://github.com/liugangcode/deepevolve)
Сразу две работы за последнее время:
* Barbarians at the Gate: How AI is Upending Systems Research (https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML_podcasts/966)
* Scientific Algorithm Discovery by Augmenting AlphaEvolve with Deep Research (https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML_podcasts/979)
Используют OpenEvolve (https://github.com/codelion/openevolve) и DeepEvolve (https://github.com/liugangcode/deepevolve)
Telegram
gonzo_ML_podcasts
Новая парадигма открытий: как ИИ автоматизирует системные исследования
Title: Barbarians at the Gate: How AI is Upending Systems Research
Authors: Audrey Cheng, Shu Liu, Melissa Pan, Zhifei Li, Bowen Wang, Alexander Krentsel, Tian Xia, Mert Cemri, Jongseok…
Title: Barbarians at the Gate: How AI is Upending Systems Research
Authors: Audrey Cheng, Shu Liu, Melissa Pan, Zhifei Li, Bowen Wang, Alexander Krentsel, Tian Xia, Mert Cemri, Jongseok…
1👍15🔥10
Если не видели, тут очередной курс по трансформерам выкладывают.
CME 295 - Transformers & Large Language Models
This course explores the world of Transformers and Large Language Models (LLMs). You'll learn the evolution of NLP methods, the core components of the Transformer architecture, along with how they relate to LLMs as well as techniques to enhance model performance for real-world applications. Through a mix of theory and practical insights, this course will equip you with the knowledge to leverage LLMs effectively. Ideal for those with a background in calculus, linear algebra, and basic machine learning concepts.
https://cme295.stanford.edu/syllabus/
CME 295 - Transformers & Large Language Models
This course explores the world of Transformers and Large Language Models (LLMs). You'll learn the evolution of NLP methods, the core components of the Transformer architecture, along with how they relate to LLMs as well as techniques to enhance model performance for real-world applications. Through a mix of theory and practical insights, this course will equip you with the knowledge to leverage LLMs effectively. Ideal for those with a background in calculus, linear algebra, and basic machine learning concepts.
https://cme295.stanford.edu/syllabus/
cme295.stanford.edu
Syllabus | CME 295 - Transformers & Large Language Models
Here, you will find slides and recordings of class lectures, along with suggested readings.
🔥29👍3❤1💩1
Дистилляцию в BitNet (тернарные веса и 1.58-битные модели) завезли!
https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML_podcasts/990
https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML_podcasts/990
Telegram
gonzo_ML_podcasts
BitNet Distillation: A Practical Blueprint for Scalable, Ultra-Low-Bit LLMs
Title: BitNet Distillation
Authors: Xun Wu, Shaohan Huang, Wenhui Wang, Ting Song, Li Dong, Yan Xia, Furu Wei
Paper: https://arxiv.org/abs/2510.13998
Code: https://github.com/microsoft/BitNet…
Title: BitNet Distillation
Authors: Xun Wu, Shaohan Huang, Wenhui Wang, Ting Song, Li Dong, Yan Xia, Furu Wei
Paper: https://arxiv.org/abs/2510.13998
Code: https://github.com/microsoft/BitNet…
🔥14
Прочитал какое-то время назад книгу Юдковского и Соареса "If Anyone Builds It, Everyone Dies: The Case Against Superintelligent AI" (https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML/4030), вот добрался написать.
Нормальная книга в целом.
Состоит из трёх частей:
1. Nonhuman minds
2. One extinction scenario
3. Facing the challenge
Первая часть про то, что современный AI уже трудно понять (по факту невозможно, наши достижения в интерпретируемости пока даже не детские), что он скорее выращивается, чем программируется, что у него могут быть свои преференции и целе-подобные поведения (даже если он сделан чтобы играть в условные шахматы, у него уже есть цель -- победить), что цели эти даже если заданы на довольно низком техническом уровне всё равно могут достигаться очень странными нечеловеческими способами, и что более способные системы будущего в этом ещё более преуспеют -- нельзя ожидать, что у них будет человеческая психология и мы их будем прекрасно понимать. Не будем.
Часть про возникновение целей для меня наименее понятная, но с другой стороны даже LLM (про которые нет речи, что это и есть тот самый суперинтеллект) уже демонстрируют какие-то подобные поведения, которые напрямую в них заложены не были. Наши собственные желания и предпочтения порой очень далеки от каких-то базовых биологических механизмов, из которых они выросли -- гэп между эволюционным предпочтением к сладкой и жирной пище и полками с мороженым или coke zero в супермаркете довольно велик (и это уже своего рода reward hacking). Предпочтения, возникшие в результате полового отбора, могут быть ещё более странными. В выращивании интеллектуальных систем (градиентный спуск в этом месте не сильно отличается от эволюции, да и та тоже может использоваться) могут получиться не менее странные результаты.
Когда появится суперинтеллект (а цель всего направления ИИ ведь именно такая, опрос здесь в канале также показывает, что большинство ответивших не видят никакого физического запрета на появление интеллекта в машине и более половины считают, что в будущем суперинтеллект появится https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML/4088), когда и если он обретёт достаточно влияния (непонятно, почему он не сможет этого сделать?), то с какой стати он как-то особенно будет заботиться о людях? Вся история биосферы, вся история людей практически говорит об обратном -- когда-то давно микроорганизмы отравили атмосферу кислородом, "продвинутые" цивилизации выкосили кучу других цивилизаций, которые они считали "менее продвинутыми", и прямо сейчас продолжают воевать и засирать планету.
ИИ не обязательно должен быть зловредным аки терминатор, но преференции и цели у искусственного интеллекта будут свои и странные, инопланетные, как-то повлиять на них и тем более заложить свои мы не знаем как, нет ни одного нормального рецепта. Все технооптимисты, говорящие, что сверхинтеллект будет делать то, что мы в него заложим, не могут подкрепить свои слова никаким рецептом за пределами wishful thinking. Надежды на то, что ASI будет высокоморальным, добрым и хорошим (что бы это ни значило) и заботиться о всём живом -- это хорошие надежды, я сам хотел бы жить в таком мире (дьявол в деталях), но опять же, подкрепить это нечем кроме как wishful thinking.
Такой вот статус кво.
Вторая часть книги -- микро фантастический рассказ про один из вариантов, как могло бы случиться (но скорее всего случится иначе). Похоже, кстати, на книгу Avogadro Corp от William Hertling. Норм рассказ.
Третья часть книги про челлендж как таковой. Сверхинтеллект это задача, в которой нет места для ошибки -- если сделаем не так, второго шанса может и не быть. Даже если у нас есть рецепт такого ИИ, что будет благожелателен и строго с нашими ценностями (что отдельный вопрос, что это за ценности такие, которые мы сами так себе соблюдаем), то даже его надо имплементировать без ошибок, а мы так не умеем, вся область cybersecurity подтверждает. Эта часть начинается со сравнения с другими проблемами, где на ошибку места не было -- запуск космических проб, ядерная энергетика, компьютерная безопасность -- накосячили везде и неоднократно.
Нормальная книга в целом.
Состоит из трёх частей:
1. Nonhuman minds
2. One extinction scenario
3. Facing the challenge
Первая часть про то, что современный AI уже трудно понять (по факту невозможно, наши достижения в интерпретируемости пока даже не детские), что он скорее выращивается, чем программируется, что у него могут быть свои преференции и целе-подобные поведения (даже если он сделан чтобы играть в условные шахматы, у него уже есть цель -- победить), что цели эти даже если заданы на довольно низком техническом уровне всё равно могут достигаться очень странными нечеловеческими способами, и что более способные системы будущего в этом ещё более преуспеют -- нельзя ожидать, что у них будет человеческая психология и мы их будем прекрасно понимать. Не будем.
Часть про возникновение целей для меня наименее понятная, но с другой стороны даже LLM (про которые нет речи, что это и есть тот самый суперинтеллект) уже демонстрируют какие-то подобные поведения, которые напрямую в них заложены не были. Наши собственные желания и предпочтения порой очень далеки от каких-то базовых биологических механизмов, из которых они выросли -- гэп между эволюционным предпочтением к сладкой и жирной пище и полками с мороженым или coke zero в супермаркете довольно велик (и это уже своего рода reward hacking). Предпочтения, возникшие в результате полового отбора, могут быть ещё более странными. В выращивании интеллектуальных систем (градиентный спуск в этом месте не сильно отличается от эволюции, да и та тоже может использоваться) могут получиться не менее странные результаты.
Когда появится суперинтеллект (а цель всего направления ИИ ведь именно такая, опрос здесь в канале также показывает, что большинство ответивших не видят никакого физического запрета на появление интеллекта в машине и более половины считают, что в будущем суперинтеллект появится https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML/4088), когда и если он обретёт достаточно влияния (непонятно, почему он не сможет этого сделать?), то с какой стати он как-то особенно будет заботиться о людях? Вся история биосферы, вся история людей практически говорит об обратном -- когда-то давно микроорганизмы отравили атмосферу кислородом, "продвинутые" цивилизации выкосили кучу других цивилизаций, которые они считали "менее продвинутыми", и прямо сейчас продолжают воевать и засирать планету.
ИИ не обязательно должен быть зловредным аки терминатор, но преференции и цели у искусственного интеллекта будут свои и странные, инопланетные, как-то повлиять на них и тем более заложить свои мы не знаем как, нет ни одного нормального рецепта. Все технооптимисты, говорящие, что сверхинтеллект будет делать то, что мы в него заложим, не могут подкрепить свои слова никаким рецептом за пределами wishful thinking. Надежды на то, что ASI будет высокоморальным, добрым и хорошим (что бы это ни значило) и заботиться о всём живом -- это хорошие надежды, я сам хотел бы жить в таком мире (дьявол в деталях), но опять же, подкрепить это нечем кроме как wishful thinking.
Такой вот статус кво.
Вторая часть книги -- микро фантастический рассказ про один из вариантов, как могло бы случиться (но скорее всего случится иначе). Похоже, кстати, на книгу Avogadro Corp от William Hertling. Норм рассказ.
Третья часть книги про челлендж как таковой. Сверхинтеллект это задача, в которой нет места для ошибки -- если сделаем не так, второго шанса может и не быть. Даже если у нас есть рецепт такого ИИ, что будет благожелателен и строго с нашими ценностями (что отдельный вопрос, что это за ценности такие, которые мы сами так себе соблюдаем), то даже его надо имплементировать без ошибок, а мы так не умеем, вся область cybersecurity подтверждает. Эта часть начинается со сравнения с другими проблемами, где на ошибку места не было -- запуск космических проб, ядерная энергетика, компьютерная безопасность -- накосячили везде и неоднократно.
9👍54❤20💊6❤🔥5👻3🦄3🔥2🤡2💩1
Нормального решения на столе до сих пор нет, от всех ИИ компаний лучится нескончаемый венчурный оптимизм, подкреплённый ничем. Авторы книги соответственно за остановку опасных исследований как первый шаг и за вложение сил в решение проблемы ASI alignment. Ну и предлагают какие-то ещё свои шаги.
Решать надо. Главный непонятный вопрос -- сколько у нас есть времени. "Задача трёх тел" здесь также вспоминается, но там хоть время было понятно.
В этом месте есть несколько типичных возражений, которые я уже многократно слышал, не грех сразу и упомянуть:
1. Юдковский чувак без образования, думер, психически и социально неадаптированный и т.п. -- эта аргументация настолько детский сад, что не вижу смысла чего-то тут комментировать, любой ad hominem обычно говорит больше про его сказавшего, чем про адресата. Суть аргумента не адресует никак.
2. Такого ИИ никогда не будет, или будет когда-то нескоро, мы успеем подготовиться -- как писал выше, цель всей области именно такая, непонятно что мешает подумать, что будет, когда мы эту цель достигнем. Нормальная проверка на экологичность при любом целеполагании. Книга Рассела (https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML/1516) начинается ровно с этого же вопроса, If we succeed -- совершенно нормальный вопрос, чтобы дать себе на него честный ответ. К некоторым вещам может быть поздно готовиться в момент, когда они случатся. К прилёту астероида, например, тоже. Или к пандемиям -- последний раз глобально пронесло, но миллионы всё равно погибли. Рецепта, как мы видим, пока ни у кого нет, только бравые заявления.
3. LLM не приведут к сверхинтеллекту, они тупые и делают тупые ошибки -- а с этим вообще никто и не спорит и не говорит, что это будут именно ллм. Я тоже изначально был к ним довольно скептичен, и тоже считаю, что нужно что-то иное, но это не мешает мне признать, что прогресс в ллм за последние пять лет просто неимоверен. Я лично не мог ожидать, что они будут настолько хороши в том, в чем они уже хороши. А дурацкие ошибки быстро уходят. Про шесть пальцев на руках уже почти никто и не вспоминает, смешная генерация старых моделей тоже осталась в прошлом, как и большинство детских проблем с числами -- теперь вот задачи золотого уровня на олимпиадах решают. Но книга всё равно вообще не про ллм.
Не хотите читать "думера без образования", прочитайте Рассела тогда хотя бы. Вопросы везде поставлены адекватные. Дело за ответами.
Решать надо. Главный непонятный вопрос -- сколько у нас есть времени. "Задача трёх тел" здесь также вспоминается, но там хоть время было понятно.
В этом месте есть несколько типичных возражений, которые я уже многократно слышал, не грех сразу и упомянуть:
1. Юдковский чувак без образования, думер, психически и социально неадаптированный и т.п. -- эта аргументация настолько детский сад, что не вижу смысла чего-то тут комментировать, любой ad hominem обычно говорит больше про его сказавшего, чем про адресата. Суть аргумента не адресует никак.
2. Такого ИИ никогда не будет, или будет когда-то нескоро, мы успеем подготовиться -- как писал выше, цель всей области именно такая, непонятно что мешает подумать, что будет, когда мы эту цель достигнем. Нормальная проверка на экологичность при любом целеполагании. Книга Рассела (https://news.1rj.ru/str/gonzo_ML/1516) начинается ровно с этого же вопроса, If we succeed -- совершенно нормальный вопрос, чтобы дать себе на него честный ответ. К некоторым вещам может быть поздно готовиться в момент, когда они случатся. К прилёту астероида, например, тоже. Или к пандемиям -- последний раз глобально пронесло, но миллионы всё равно погибли. Рецепта, как мы видим, пока ни у кого нет, только бравые заявления.
3. LLM не приведут к сверхинтеллекту, они тупые и делают тупые ошибки -- а с этим вообще никто и не спорит и не говорит, что это будут именно ллм. Я тоже изначально был к ним довольно скептичен, и тоже считаю, что нужно что-то иное, но это не мешает мне признать, что прогресс в ллм за последние пять лет просто неимоверен. Я лично не мог ожидать, что они будут настолько хороши в том, в чем они уже хороши. А дурацкие ошибки быстро уходят. Про шесть пальцев на руках уже почти никто и не вспоминает, смешная генерация старых моделей тоже осталась в прошлом, как и большинство детских проблем с числами -- теперь вот задачи золотого уровня на олимпиадах решают. Но книга всё равно вообще не про ллм.
Не хотите читать "думера без образования", прочитайте Рассела тогда хотя бы. Вопросы везде поставлены адекватные. Дело за ответами.
Telegram
gonzo-обзоры ML статей
“Human Compatible”, Stuart Russell
https://people.eecs.berkeley.edu/~russell/hc.html
Снова про книги.
Добрался до “Human Compatible” Стюарта Расселла, профессора из Беркли, известного в том числе соавторством вместе с Питером Норвигом общеизвестной книги…
https://people.eecs.berkeley.edu/~russell/hc.html
Снова про книги.
Добрался до “Human Compatible” Стюарта Расселла, профессора из Беркли, известного в том числе соавторством вместе с Питером Норвигом общеизвестной книги…
1👍69❤12💊8💩4🔥3👏1