чугунные тетради – Telegram
чугунные тетради
210 subscribers
357 photos
3 videos
4 files
106 links
внеклассное чтение: психотерапия, философия, причудливые мемы
основной канал: @ironheaded, лично: @tschugun
сайт: https://ironhead.id
Download Telegram
Карл Ясперс. Общая психопатология


«Любое переживание содержит в себе элемент инстинктивного влечения. Во всех наших действиях и страданиях, в наших желаниях, удовольствиях и страхах присутствует нечто инстинктивное; то же можно сказать и о том, как мы ищем, находим, удерживаем и утверждаем найденное, или о том, как мы избегаем, стремимся ускользнуть, обходим, искореняем.

[…]

В приводимой ниже классификации влечения подразделяются на три иерархических уровня.

Группа 1 – соматические, чувственные влечения: половое влечение, голод, жажда; потребность в сне, влечение к деятельности; удовлетворение, получаемое от сосания, от принятия пищи, от дефекации и мочеиспускания.

[…]

Группа 2 – витальные влечения. Для этого типа влечений характерно отсутствие локализации на соматическом уровне; они направлены на бытие в целом. К витальным влечениям относятся:

(а) Витальные влечения, имеющие значение для наличного бытия в целом (vitale Daseinstriebe): воля к власти – воля к подчинению; потребность в самоутверждении – потребность в самопожертвовании; своеволие – влечение к коллективу (стадный инстинкт); храбрость – страх (агрессивный гнев – боязливая потребность в помощи); самоуважение – влечение к самоуничижению; любовь – ненависть.

[…]

(б) Витальные душевные влечения (vital-seelische Triebe): любопытство, потребность в заботе о младших, влечение к путешествиям, влечение к покою и удобствам, воля к обладанию.

(в) Витальные творческие влечения: стремление к самовыражению, представлению, производству инструментов, труду и творчеству.

Группа 3 – духовные влечения: стремление к постижению определенного состояния бытия и к посвящению себя этому состоянию, проявляющемуся в ценностях – религиозных, эстетических, этических или относящихся к воззрениям субъекта на истину, – переживаемых как абсолютные.

[…]

Чувственно-соматический оттенок присутствует в любом влечении, но было бы ошибкой полагать, что все более высокие влечения представляют собой лишь завуалированные формы каких-то основных разновидностей. То, что придает процессу определенный колорит, не обязательно служит его основой. Универсальный характер того воздействия, которое оказывает на человека половое влечение, не означает, что именно оно является решающей, а тем более единственной психической силой. В порядке гипотезы можно было бы предложить более умеренный тезис: дух сам по себе бессилен, а источником всех психических сил служат низшие уровни. Иначе говоря, наши глубочайшие переживания и сильнейшие импульсы всегда имеют своим источником низшие уровни нашего бытия. Надо сказать, что этот тезис Шиллера («любовь [сексуальность] и голод правят миром», то есть реализуются только те идеи, которые находят поддержку в естественных влечениях) достаточно спорен. Возможно, он подтверждается в применении к большинству исторических событий, но отнюдь не ко всем эпохам. Он, безусловно, помогает нам понять, как и почему духовные или этические мотивы выдвигаются вперед или даже удерживаются на переднем плане сознания в ситуациях, когда в качестве единственной движущей силы de facto выступают влечения чувственного или витального плана. Но это не значит, что из рассмотрения могут исключаться ситуации, когда истинные духовные и интеллектуальные влечения управляют влечениями низших уровней, используя их в качестве инструментов и источников энергии. Мы не имеем оснований сомневаться в первичности, исконном характере всех наших инстинктивных побуждений; но их взаимодействия и столкновения составляют фундаментальную проблему наличного бытия человека. Достаточно столкнуться с этой проблемой, чтобы перестать верить в любую окончательную и недвусмысленную классификацию влечений в рамках единой и единообразной иерархии.»
🕊2🔥1
Femi Oyebode. Sims' Symptoms in the Mind: Textbook of Denoscriptive Psychopathology (7th Edition)


Я когда переподготавливался по клинической психологии едва не впал в отчаяние от унылости учебников, да и просто глупости текстов, которые предлагалось читать. (Одна была радость — расхаживать по психиатрической больнице в белом халате, на этот раз)

И вот, наконец-то, попался толковый учебник по психопатологии. Настоящий учебник, как положено: невнятная обложка с электро-кибер-нейроном снаружи; последовательное, спокойное и без глупостей изложение внутри. Про Ясперса не забыли, феноменология (в его смысле) на месте. Две первые, вводные, главы отдельно очень понравились. Не зря седьмое по счету издание, надо думать, отточили подачу. Прям хорошо.

#id_books
🔥9🕊2❤‍🔥1
🔥4😁1😱1
чугунные тетради
Femi Oyebode. Sims' Symptoms in the Mind: Textbook of Denoscriptive Psychopathology (7th Edition) Я когда переподготавливался по клинической психологии едва не впал в отчаяние от унылости учебников, да и просто глупости текстов, которые предлагалось читать.…
вот про синестезию, например, какая красота

Femi Oyebode. Sims' Symptoms in the Mind: Textbook of Denoscriptive Psychopathology


«Synaesthesia can be defined as the perception of an object presented in one sensory modality and at the same time experienced in a different sensory modality. This is best illustrated by giving an example of music to colour synaesthesia:

When I listen to music, I see the shapes on an externalized area about 12 inches in front of my face and about one foot high onto which the music is visually projected. Sounds are most easily likened to oscilloscope configurations – lines moving in colour, often metallic, with height, width and, most importantly, depth. My favourite music has lines that extend horizontally beyond the ‘screen’ area.
(Cytowic and Eagleman, 2009)

Various forms of synaesthesia have been reported including, most commonly, graphene to colour, time unit to colour, musical sounds to colour, general sounds to colour and phoneme to colour. Other forms are sounds to taste, sound to touch, vision to taste, etc. Another example of sound to colour synaesthesia:

One of the things I love about my husband are the colours of his voice and his laugh. It’s a wonderful golden brown, like crisp, buttery toast, which sounds very odd, I know, but it is very real.

(Cytowic and Eagleman, 2009)

These experiences seem to be spatially extended but different from seeing or imagining. They are often experienced close to the body, within reach of limbs, and within ‘peri-personal space’. These experiences raise the question of whether the extended space in synaesthesia is akin to the space in which visual or auditory verbal hallucinations are experienced.

[…]

In summary, synaesthesia introduces the possibility of understanding some abnormal perceptions as occurring within peri-personal space, which is neither like imagery nor a normal percept. In other words, a ‘third space’ might exist in which some experiences such as those in synaesthesia take place.»
чугунные тетради
Femi Oyebode. Sims' Symptoms in the Mind: Textbook of Denoscriptive Psychopathology (7th Edition) Я когда переподготавливался по клинической психологии едва не впал в отчаяние от унылости учебников, да и просто глупости текстов, которые предлагалось читать.…
без пересечения психопатологии с буддизмом не обошлось:

A patient who exemplified both the loss of intensity of sensation and the change in feelings associated with perception in the context of a depressive illness was a 23-year-old Sri Lankan Buddhist priest. After a session of meditation, he became frightened on waking up to discover that he had assaulted another priest during the night. In the next few days, he felt that he had lost all sensation. Things he saw and heard he could not understand properly. He could see only the things that were nearby. He could not get any sensations from his skin. He said that he could not read nor understand nor feel sadness or happiness. He said that he could not feel anything: ‘all is numbed, body and mind’. He admitted to feeling low, that life was not worth living and that he had thought of ending his life. There was no neurologic or other physical abnormality.

— Femi Oyebode. Sims' Symptoms in the Mind

вспомнилась лекция Роберта Шарфа:

”Feelings of hopelessness will not always be restricted to the provoking incident—large or small. It may lead to thoughts about the hopelessness of one’s life in general. It is such generalization of hopelessness that we believe forms the central core of depressive disorder”. And to this Obeyesekere response: “This statement sounds strange to me, a Buddhist, for if it was placed in the context of Sri Lanka, I would say that we are not dealing with a depressive but a good Buddhist”.

— Robert H. Sharf. Mindfulness or Mindlessness: Traditional and Modern Buddhist Critiques of Bare Awareness” (лекция есть на ютубе, статья тоже отличная)
🕊22
😭8💯32👏1🕊1
Femi Oyebode. Sims' Symptoms in the Mind


«In psychiatry, the word paranoid is taken to mean ‘self- referent’ and is not limited to persecutory delusions; all delusions are delusions of reference in that they relate to the patient themself. A person will not form a delusional belief concerning 6-inch men on Mars unless they themself are significantly implicated in some way. So a paranoid delusion is a delusion of self-reference, not necessarily persecutory in nature.»
🕊1
чугунные тетради
Femi Oyebode. Sims' Symptoms in the Mind — «In psychiatry, the word paranoid is taken to mean ‘self- referent’ and is not limited to persecutory delusions; all delusions are delusions of reference in that they relate to the patient themself. A person will…
Карл Ясперс. Общая психопатология


«Объективный бред и бред, сосредоточенный на собственной личности.

Благодаря существованию такого универсального фактора, как общечеловеческие влечения и желания, надежды и страхи, содержание большинства бредовых конструкций находится в тесной связи с бедами и радостями отдельного человека. Почти всегда центральным пунктом бреда является сам больной. С другой стороны, изредка встречаются бредовые конструкции объективного содержания: бред об устройстве мира, о философских проблемах, об исторических событиях, не имеющих никакого отношения к личности больного. Делаются великие изобретения, ведется постоянная работа над ними, решаются проблемы квадратуры круга, трисекции угла и т. п.; с помощью числовых символов пророчески постигаются фундаментальные законы, управляющие мировыми событиями. Больной ощущает свою весомость, чувствует себя великим первооткрывателем; при этом лично для него содержательный аспект бреда почти ничего не значит. Его дни заполнены тяжелой умственной работой, имеющей для него глубокий смысл. Для него очень важно быть правым: ведь в противном случае жизнь потеряла бы для него всякий смысл; но вся работа его мысли носит объективный характер. Бредовые конструкции такого рода весьма интересны, но встречаются несравненно реже, нежели конструкции эгоцентрического плана.»
👍3🕊1😎1
🕊43😁1🦄1
> The therapist had to be patient, and instead of asking questions, which would only be disruptive, she decided to allow the patient to take the lead

> The therapist had to be patient to allow the patient

> The therapist had to be the patient
😁32
Я теперь пошел к супервизору гештальтисту, поэтому решил все же освоить гештальтистский словарь. Взял первое попавшееся введение — Dave Mann Gestalt Therapy — хорошее оказалось, и краткое. Но если у кого-то вдруг другие рекомендации есть по этому поводу, напишите, спасибо.
😁1
Hersch.From philosophy to psychotherapy.Ch1.pdf
2.4 MB
Давайте книжный клуб: вместе почитаем про психотерапию, философию, вокруг и около. Раз в неделю созвонимся на пару часов поговорим о чем прочитали, разберемся что непонятно. Читать надо будет страниц 20 средне-сложного текста на английском.

Начнем с книги Эдвина Херша о философских основаниях психотерапии “From Philosophy to Psychotherapy: A Phenomenological Model for Psychology, Psychiatry, and Psychoanalysis”. Это одновременно обзор вариантов философских позиций, лежащих в основании разных психотерапевтических подходов, и описание собственной позиции автора, ключевые слова для которой: бытие-в-мире, герменевтика, феноменология. Все слова, очевидно, важные для экзистенциальной, гештальт-терапии, и интерсубъективных, реляционых веток психоанализа. Если вам хочется разобраться, о чем, собственно, речь, когда в разговоре о психотерапии перебрасываются словами вроде “поле”, “two-person psychology”, “конструктивистская эпистемология”, “релятивизм” или еще чего похуже, то вам может быть это интересно.

Херш сильно уверен, что философия неизбежна, но философские позиции чаще остаются не осознанными, и принимаются необдуманно, что влияет на практику. Не знаю, насколько это влияет на практику, но на обсуждение психотерапии и ее обдумывание точно влияет. Философские основания практики можно продумать, чтобы увереннее на них опираться; прояснить, чтобы они ослабили хватку; или вообще ни для чего, а просто потому что это интересно само по себе. (Все как в терапии)

Прочитайте первую главу (прицеплена к посту), и если интересно записывайтесь через гуглформу: https://forms.gle/C8RC31tFqpKczsz57

Вопросы в личку: @tschugun, или в комменты.

Бесплатно. Количество мест ограничено, предпочтение отдается практикующим психотерапевтам/аналитикам.
5🕊2👍1
чугунные тетради
Hersch.From philosophy to psychotherapy.Ch1.pdf
сделал для книжного клуба эмблему. Должна еще быть лента с девизом типа “ignoramus et ignorabimus” или чем-то таким
6🕊1🍾1
Психотерапия — это способ преодоления привычного. Если замедлиться и разобраться что я делаю?, что я чувствую?, что я думаю?, почему так и откуда это взялось?, то есть надежда, что удастся подумать по-другому, чувствовать что-то новое, поступать иначе. Или, может, оставить все как есть, но с осознанием, что это выбор, а не только стечение обстоятельств.

Психотерапевтические теории описывают как образуются, застывают, и работают, незаметно для нас самих, наши привычные способы понимания действительности и взаимодействия с ней. Они называются “бессознательными фантазиями”, “глубинными убеждениями”, “схемами”, “интроектами” или еще как-нибудь.

Философия — это способ пересмотра базовых положений психотерапевтических теорий; привычных, а поэтому якобы очевидных. Время от времени стоит замедлиться и разобраться что мы делаем, и почему так. Философские позиции, лежащие в основании психотерапевтических теорий зачастую остаются неосознанными (как фантазии), принимаются необдуманно и кажутся самоочевидными (как интроекты), что влияет на теорию и практику психотерапии. Философские основания можно обдумать, чтобы увереннее опираться на теорию; или прояснить, чтобы перестать об теорию спотыкаться; или разбираться в основаниях просто потому что об этом интересно думать.

Книга Эдвина Херша “From Philosophy to Psychotherapy: A Phenomenological Model for Psychology, Psychiatry, and Psychoanalysis” как раз об этом. Это одновременно обзор вариантов философских позиций, лежащих в основании разных психотерапевтических подходов, и описание собственной позиции автора, ключевые слова для которой: бытие-в-мире, герменевтика, феноменология. Все слова, очевидно, важные для экзистенциальной, гештальт-терапии, и интерсубъективных, реляционных веток психоанализа. Если вам хочется разобраться, о чем, собственно, речь, когда в разговоре о психотерапии перебрасываются словами вроде “поле”, “two-person psychology”, “конструктивистская эпистемология”, “релятивизм” или еще чего похуже, то вам может быть это интересно.

Я предлагаю совместно почитать книгу Хирша и поразбираться том, что написано. Читать надо будет страниц 20 текста на английском, довольно простого, хоть и о сложных вопросах. Раз в неделю созвонимся на пару часов, поговорим, обсудим, разберем непонятное.

Прочитайте первую главу (прицеплена к посту в двух форматах) и, если интересно, записывайтесь через гуглформу: https://forms.gle/C8RC31tFqpKczsz57

Бесплатно. Количество мест ограничено, предпочтение отдается практикующим психотерапевтам/аналитикам. Начнем как наберется группа.

Вопросы в личку @tschugun или в комменты.
👍3