СофтТех – Telegram
СофтТех
17K subscribers
2.4K photos
173 videos
43 files
1.95K links
Всё об IT-решениях для бизнеса и о тех, кто их создаёт: ПО, кибербез, облака, ЦОДы.

ИД НОМ idnom.ru
Сотрудничество @id_nom
Редакция @softtech_ed

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FAYNW
Download Telegram
Гарда усиливает развитие бизнеса кадрами.

Ещё одно новое топ-назначение в ИТ. Наталья Мишина стала директором департамента развития бизнеса ГК Гарда, которая занимается разработкой продуктов для защиты данных и сетевой безопасности.

В новой роли Наталья займется развитием взаимоотношений с партнерами и VAD-дистрибьюторами, а также разработкой и адаптацией инструментов повышения эффективности партнёрских коллабораций.

У Натальи большой опыт работы в телекоме и ИТ (Emerson Network Power, Nokia Networks, ВымпелКом, ISS Facility Services и др.). Всего порядка 30 лет, 15 из которых на руководящих должностях в различных направлениях: от операционного и финансового управления до трансформации и развития бизнеса.

Последнее время Наталья работала ГК «Инностэйдж» на должности директора по операционной поддержке продаж и трансформации, а войдя в правление компании, активно участвовала в разработке стратегии и поиске новых моделей бизнеса.

До этого в течение 5 лет Наталья работала в Cisco, где отвечала за расширение и модернизацию взаимодействия с партнерской экосистемой компании и оптимизацию внутренних бизнес-процессов, а также за поиск и реализацию новых инициатив по продвижению стратегически важных и инновационных технологий и решений на российский рынок.
Собрать со всех!

Каждая такая новость вызывает дежавю, но в правительстве обсуждается ввод утилизационного сбора с производителей электроники. В очередной версии под раздачу попадает не только импортное оборудование, но и отечественное.

Подаётся это, конечно, под «вкусным» соусом, что он позволит расчистить рынок от иностранных конкурентов и дополнительно финансировать развитие отечественных производств. Но, по сути, это перекладывание средств на одном и том же месте, но с маржой за логистику.

Проект пока находится на стадии формирования идеи, так что особых деталей нет ни по перечню техники, ни по срокам реализации. Но озвучиваются следующие предложения:

● Внедрение заградительных мер или утильсбора для продукции по пяти кодам ОКПД: портативные компьютеры и смартфоны, планшеты, видеокамеры, аппаратура записи и воспроизведения изображения и печатные платы.

● Внедрять в два этапа: сначала только для импортного оборудования, а через год для всех, но для своих – с существенной скидкой.

Отечественные производители пока в замешательстве не пришли к единому мнению. Некоторым «норм», если скидка будет существенная, что позволит выровнять цены, а другим «не зашло», поскольку бьет по карману.

Но отчетливо понятно одно —благотворительностью никто заниматься не будет, и для потребителей цены вырастут, так что рост промышленности снова будет финансироваться де-факто из кармана обычных граждан. Хотя в отраслях, где особо «лютует» ФАС (не будем показывать пальцем), в очередной раз достанется и компаниям.
Дефицит ремонтников со знанием китайского.

В 2023 г. увеличился спрос на специалистов, разбирающихся в ремонте техники Huawei. Рост уже составил 28%, и тренд только увеличивается. Сейчас количество таких вакансий составляет более 7 тысяч по всей России, и компании не находят ответа, где их найти.

В основном спрос на ремонтников базовых станций телекома. Оно и понятно, поскольку по верхнеуровневой оценке, порядка трети сети операторов используют данное оборудование, наравне с оборудованием других ушедших вендоров Nokia и Ericsson. Но также часть вакансий нацелены на ремонт серверов и систем хранения данных, которые в последнее «докризисное» время компания массово поставляла как мелким компаниям, так и ключевым игрокам ИТ-сектора.

Учитывая, что оборудование уже почти 2 года без надлежащего ухода, а вендор всё так же находится «на холде», проблема будет только усиливаться как со стороны ухудшения надежности оборудования, так и со стороны дефицита кадров. ИТ-шников и так мало, так еще и многие не заинтересованы сохранять рудиментные знания по отсутствующему на рынке вендору. Легче и перспективнее переучиться на отечественные оборудование и системы на волне хайпа импортозамещения.

Но, несмотря на удручающую ситуацию, далеко не все компании бегут менять железки на отечественные. Деньги ведь потратили, оборудование пока работает – надо выжимать из этого максимум.

Импортозамещение хоть и озолотили пакетами льгот и субсидий, но всё равно оно выйдет в «копеечку», с которой компаниям не так легко расстаться.
На рынке кибербеза пополнение.

Тема платформизации – одна из самых трендовых в ИТ-отрасли, наравне с импортозамещением, ранее упомянутыми сборами, ИИ и кибербезом.

И телеком-операторы цифровые экосистемы тут не исключение. МТС RED совместила сразу 2 тренда и выпустила новую платформу управления процессами безопасной разработки класса ASOC (Application Security Orchestration and Correlation).

Вводные рынка следующие: растущие темпы и объёмы разработки и уже, можно сказать, случившийся переход от Waterfall’ной разработки к гибким практикам в погоне за лидтаймами, T2M и т.д.

В этих условиях разработчикам ПО все чаще приходится ломать голову, как интегрировать инструменты анализа защищенности приложений в DevOps процессы. Во многих случаях всё решается достаточно «костыльно» – без критично нужных в данном процессе систематизации, прозрачности и автоматизации.

Платформа МТС RED решает эту проблему. Она имеет не только собственные инструменты анализа защищенности ПО, но и оставляет возможность интегрировать внешние решения, централизованно собирая и управляя данными из них. В сумме это позволяет повысить эффективность борьбы с уязвимостями.

По информации коллег, решение уже апробировано на внутреннем контуре – им пользуются более 400 продуктов и 7 тыс. разработчиков.

Выглядит так, что предложение вовремя выходит на рынок. На сегодняшний день Gartner оценивает проникновение таких решений от 5% до 20% для клиентов из целевой аудитории (в отечественных реалиях этот показатель ниже), при этом озвучивая основным препятствием к масштабированию то, что про такие решения банально не так много знают.

Со своей стороны МТС RED оценивает объем рынка в 4,2 млрд руб. к концу 2023 г. с потенциалом роста до 20 млрд рублей к 2027 г., что в 2 раза опережает темпы роста рынка кибербезопасности в целом.
Апология GenAI. Ч. 1

В тему новости коллеги про новое топ-назначение в сфере финансов МТС. McKinsey разработал гайд для CFO, как использовать генеративный ИИ в масштабах предприятия и финансовой службы.

Сначала выдали рекомендации из области общего vision'а. Если коротко, то CFO должен быть в авангарде инноваций. А значит, повышать квалификацию и расширять возможности членов команды, подталкивать к развитию остальные подразделения, а также показывать высокую вовлеченность, не ограничиваясь периодическими «проверками». Ну и, разумеется, приоритизировать инновации и своевременно выделять ресурсы на всё это.

GenAI же McKinsey прочит в один из важнейших инструментов передового CFO. Главный бенефит – экономия времени и ресурсов.

По прогнозам McKinsey, GenAI в значительной степени станут использовать в течение ближайших 3-5 лет, и это рассматривается как «третья волна» цифровизации.

● Первая волна заключается в создании цифрового фундамента – подключения к цифровым технологиям и использование данных для базовых целей, таких как визуализация информации.

● Вторая волна – расширение возможностей аналитики: например, в таких задачах, как анализ затрат, бюджетирование и прогнозирование.

● Третья волна предполагает широкое использование робототехники и искусственного интеллекта. До этой стадии зрелости пока дошло очень мало компаний.

Продолжение в следующем посте.
Апология GenAI. Ч. 2

Сперва McKinsey предлагает просто поэкспериментировать и оценить технологию.

● Загрузить в GenAI публичные стенограммы обсуждений финансовых результатов и попросить составить топ задаваемых вопросов, а потом предложить на них ответы.

● Загрузить открытые финансовые отчеты компании и конкурентов и попросить оценить их с т.з. инвестора. Какие аспекты могут представлять для него интерес?

● Загрузить данные о платежах и попросить создать графики, визуализирующие информацию.

Подход с реальным «прощупыванием» технологии позволит не только лучше её понимать, но и придумать кейсы применения на практике. При этом целью должно быть не массовое внедрение, а поиск 2-3 ключевых сценариев, которые могут дать максимальный эффект.

McKinsey выделяет три основных варианта применения GenAI: автоматизация рутинных задач, увеличение производительности труда, а также ускорение финансовых процессов за счет извлечения и индексирования знаний.

Приводятся примеры реальных кейсов:

● Чат-бот, отвечающий на общие вопросы, и инструменты визуализации, которые генерируют диаграммы за пару секунд на основе введенных данных.

● Цифровое управление эффективностью – синтезирует статус и сценарии, выявляет драйверы и основные причины отклонений бюджета и предлагает варианты решений.
Может использоваться как self-service.

● Создание драфтов презентаций отчетности – это экономит недели рабочего времени для целых команд.

● Управление оборотным капиталом с помощью таких функций, как постоянно работающий бот поддержки, помогающий осуществлять взыскания и платежи.

GenAI, конечно, выглядит сейчас как инструмент, который «может многое, ооооочень многое», но как именно он может помочь твоему бизнесу, ты должен определить сам. «Прощупать» технологию... Оценили уровень риторики?

Технология настолько нуждается в «прощупывании», что крупнейшие консалтинговые компании мира публикуют гайды, в которых рекомендуют использовать её для чат-ботов и создания драфтов презентаций.
Немного рекламной археологии.

Открыли для себя удивительный мир рекламы ПК и комплектующих прошлого.

1. Не только прекрасные дамы завлекали в компьютерный мир. В ранние годы Apple могла удивить и голым мужчиной. Сейчас такое будет сделать сложнее, например, с Mac Mini пришлось бы долго подбирать ракурс, чтобы не зарезала цензура.

2. Уже в 1986 были умные устройства. Подтверждение тому реклама BodyLink COMET, "компьютерного" тренажера для мышц. Пока отстающие от технологического развития люди ходили по старинке в тренажерный зал, вы могли быть на волне цифровизации и прокачать все тело не отходя от телевизора.

3. А вот и известный всем Logitech сделал понятную и наглядную инструкцию как подключить свой сканер.

4. И снова Apple. В этот раз предлагала с помощью своей продукции расширить зрачки. Учитывая насыщенную биографию Стива Джобса обойдемся тут без комментариев.

5. Тема мобильности рабочих мест и удаленки оказывается не нова – вот вам и «переносной» компьютер, даже ручка есть!

6. Logitech не отстает в нашей подборке от Apple – в этот раз реклама трекбола, который имел более подходящую форму для человека, и позволял не чувствовать себя инопланетянином. И это еще за много лет до того, как изобрели анатомически правильные вертикальные мыши.

7. Lotus рекламирует программу Magellan 2.0 и ее новую фичу – поиск по документам. Вот что значит ушел с головой в работу.

8. Старичок, идем на двойничок – незатейливая (но это не точно) реклама 16 битного микрокомпьютера. 2 байта же лучше, как думаете?

9. Реклама графического планшета предлагала посмотреть, как выглядит улыбающаяся Мона Лиза. Как тебе такое, Илон Маск Midjourney?

10. Ну и немного про цены. Вот вам величие развития микроэлектроники: HDD на 10 МБ всего за 3,5 тыс. долларов (если хотите новый, то добавьте еще тысячу). С таким удельником терабайтный хард стоил бы 40,5 млрд рублей, который сейчас можно найти за 3-5 тыс. А вы все продолжаете жаловаться на инфляцию?
Лучшие «кузницы кадров» для ИИ.

Альянс в сфере искусственного интеллекта составил рейтинг отечественных вузов, подготавливающих специалистов в области ИИ.

В топе университетов оказались:
● ВШЭ, МФТИ и ИТМО (А+)
● МГУ и СПбГУ (А)
● УрФУ и «Бауманка» (В+)
● «Питерский» Политех, МИФИ и Иннополис (В)

Оценка производилась на базе 4 критериев: востребованность выпускников в найме, актуальность процесса обучения в сфере ИИ, образовательная среда, активность по развитию школьного образования.

Аналитика включала оценку по 13 критериям разной степени значимости, а далее группировку участников рейтинга в 12 групп в зависимости от схожести результатов. Озвучивается, что методология согласована Минобрнауки РФ. А информационная база состояла из данных из открытых источников, результатов опросов и данных о заработной плате выпускников.
Цифровой двойник для Россетей.

Россети ищут подрядчика для создания системы информационного моделирования электрической сети, которая нужна для наглядного управления объектами электроэнергетики.

Причем система должна обязательно быть на базе отечественно решения PC-20.ModelEditor, разработчиком которого является АО «Оператор автоматизированных систем технологического управления цифровой электрической сети» (дочка Россетей АО «Федеральный испытательный центр). Интересное совпадение, но на самом деле понятное: учитывая масштаб и важность активности, логично внедрять собственное решение, а привлечение стороннего вендора для выполнения работ может дать экономию.

За такое удовольствие Россети готовы расщедриться – ожидаемое вознаграждение за работы составит 566 млн руб. Но и масштаб работы значительный – за 26 месяцев к системе нужно подключить исполнительный аппарат и филиалы Россетей: магистральные электрические сети (около 900 энергообъектов) и дочерние предприятия с филиалами (более 545 000 энергообъектов).

И это не отдельная закупка, а часть масштабной программы цифровизации к 2030 г., которая началась еще в 2019 г., с общим бюджетом более 1,3 трлн руб. Суть плана заключалась в модернизации электросети с помощью автоматизации систем управления. Это позволит снизить на 30% операционные затраты, уменьшить на 15% инвестиции, а также увеличить на 10% срок службы активов.

В рамках программы почти каждый месяц появляются новые закупки. Ранее в октябре Россети разместили конкурс на 600 тыс. лицензий ОС и офисного ПО на 3,6 млрд рублей, а в августе был конкурс на замену системы управления производственными активами от SAP на 0,4 млрд рублей.
Всё как у всех.

Один из крупных игроков отечественного ИТ-рынка – ПАО «Софтлайн», о результатах и биржевых аномалиях которого мы уже писали, обновил и утвердил стратегию развития до 2030 года. Основными целями компании ставятся рост доходов выше роста ИТ-рынка в целом, повсеместное занятие лидерских позиций, увеличение доли собственных решений в портфеле, а также кратное увеличение EBITDA.

Основными приоритетами и целями компании озвучиваются:

Более осторожно выпускать сообщения для акционеров.

● Укрепление позиции как поставщика и партнера на отечественном рынке ИТ-решений, в том числе за счет создания новых решений для импортозамещения, внедрения решений «под ключ» и предоставления решений «ИТ как услуга».

● Развитие направлений информационной безопасности и облачных сервисов, а также предложение собственных ПО и ИТ-решений в областях автоматизации бизнеса, аналитики данных, ИИ, IoT и роботизации.

● Реализация M&A сделок и укрепление экосистемы продуктов – проведение RnD инфраструктурных решений и выход на новые растущие ниши российского рынка.

● Повышение финансовой эффективности и устойчивости, а также выход на международные рынки.

Стратегия описывает достаточно базовые и понятные всем тезисы, которые как через кальку можно перевести и на другие ИТ-компании. Соответственно – индифферентно – отреагировали и миноритарии «Софтлайна». За 24 ноября цена акций снизилась на 1%, но, учитывая прошлые нюансы с реакцией акционеров, нужно немного больше времени для оценки восприятия новости рынком.
Ваши диски в зоне риска!

Как сообщают зарубежные издания, крупный тайваньский производитель компонентов для HDD активно сократил штат и планирует закрыть предприятие. Предположительно, это Resonac, который производит пленки для покрытия поверхности пластин HDD.

Это не единичный случай сокращения штата производителей HDD. Ранее в сентябре 40 тайваньских компаний из научного парка Синьчжу уволили порядка 165 сотрудников. В октябре ещё 48 компаний сократили 496 сотрудников. Продолжение ожидается и в ноябре – будет третий этап увольнений в Resonac и последующее закрытие завода.

Так производители HDD реагируют на существенное снижение спроса на продукцию. Продажи HDD упали на 43% в 2022 году к 2021.

HDD не выдерживают конкуренцию с SSD-накопителями, которые, кроме более высокой производительности, ещё и дешевели.

Теперь ждём увеличения стоимости HDD. Ну а как иначе? Предложение уменьшится, спрос как минимум зафиксируется (HDD ещё остаются полезными для технологических задач), а как максимум – подрастет из-за прогнозируемого роста цен на SSD.

Так и работает колесо сансары спроса и предложения.