Forwarded from Мы и Менделеевск
Фестиваль «Мы и Менделеевск» возвращается ⚡️
19 и 20 октября, в следующий выходные, наш детский книжный краеведческий фестиваль второй раз пройдет в Менделеевске!
Событие состоится в куполе «Атмосфера» (ул. Бурмистрова, 10) в центре Менделеевска с 11:00 до 19:00. На время фестиваля купол уже традиционно переименовывается в «Менделеевск-дом».
В программе:
• книжная ярмарка — гости фестиваля познакомятся с главными литературными новинками, смогут купить книги без наценок и лично обсудить их с представителями издательств;
• резиденция «Среда Менделеева» — вместе с учёными и исследователями обсудим жизнь и путь к открытиям Дмитрия Менделеева и его коллег;
• встречи и занятия с авторами детских книг;
• спектакль «Жизнь Н» от театра МОÑ и Фонда «Живой город»;
• занятия для детей от проекта «Смена Дети»;
• воркшопы для всех желающих по сценарному мастерству и созданию собственных музыкальных произведений;
• специальные проекты и многое другое 💫
«Мы и Менделеевск» в 2024 становится dog-friendly фестивалем. Вместе с проектом «Дог-френдли Татарстан» обсудим ответственное отношение к животным и создадим банданы для своих животных. Ждём вас вместе с любимыми питомцами 🤍
Когда: 19 и 20 октября, с 11:00 до 19:00
Где: купол «Менделеевск-дом», ул. Бурмистрова, 10
Подробное расписание событий уже доступно на сайте: https://s-m-e-n-a.org/mendel2024/
Фестиваль организован проектом «МИГ. Мы и город» при поддержке акционерного общества «Аммоний» и администрации Менделеевского района РТ. Соорганизаторы фестиваля — платформа контекстного развития территорий «Книги в городе» и Центр современной культуры «Смена».
19 и 20 октября, в следующий выходные, наш детский книжный краеведческий фестиваль второй раз пройдет в Менделеевске!
Событие состоится в куполе «Атмосфера» (ул. Бурмистрова, 10) в центре Менделеевска с 11:00 до 19:00. На время фестиваля купол уже традиционно переименовывается в «Менделеевск-дом».
В программе:
• книжная ярмарка — гости фестиваля познакомятся с главными литературными новинками, смогут купить книги без наценок и лично обсудить их с представителями издательств;
• резиденция «Среда Менделеева» — вместе с учёными и исследователями обсудим жизнь и путь к открытиям Дмитрия Менделеева и его коллег;
• встречи и занятия с авторами детских книг;
• спектакль «Жизнь Н» от театра МОÑ и Фонда «Живой город»;
• занятия для детей от проекта «Смена Дети»;
• воркшопы для всех желающих по сценарному мастерству и созданию собственных музыкальных произведений;
• специальные проекты и многое другое 💫
«Мы и Менделеевск» в 2024 становится dog-friendly фестивалем. Вместе с проектом «Дог-френдли Татарстан» обсудим ответственное отношение к животным и создадим банданы для своих животных. Ждём вас вместе с любимыми питомцами 🤍
Когда: 19 и 20 октября, с 11:00 до 19:00
Где: купол «Менделеевск-дом», ул. Бурмистрова, 10
Подробное расписание событий уже доступно на сайте: https://s-m-e-n-a.org/mendel2024/
Фестиваль организован проектом «МИГ. Мы и город» при поддержке акционерного общества «Аммоний» и администрации Менделеевского района РТ. Соорганизаторы фестиваля — платформа контекстного развития территорий «Книги в городе» и Центр современной культуры «Смена».
🔥6👍5❤4🥰2💘2
В Кукморе — валенки, в Чебаксе — кузнецы, а в Пановке — лучшие могильные кресты
Жители Казани в конце XIX века знали, что работа сельских мастеров стоит дешевле, чем товары в магазинах. Главное не полениться и съездить за город. Например, резной деревянный крест на могилу в Казани мог стоить рублей 10, а такой же по качеству в деревне Пановка — вдвое дешевле.
Пановка находится в 20 километрах от Казани. Кресты здесь делали «с исстари», «от отцов». В 1890 году этим занимались 11 семей. В день мастер мог справить 2-3 креста. Делали и копеечные берёзовые, и дорогие узорчатые из дуба.
Самый сезон заказов приходился на весну. А вот зимой, как говорили крестьяне, «усопшие замёрзнут». То есть крестов покупают мало. Работали Пановцы всё свободное от полевых работ время.
Сегодня Пановка — это село в Высокогорском районе Татарстана. Иронично, что больше всего оно известна одной могилой. В 2012 году здесь обнаружили место захоронения князя Дмитрия Тенишева (1766-1829). Он был участником Отечественной войны 1812 года, руководил Симбирским ополчением, а после служил казанским вице-губернатором.
Крот Казанский — проект о локальной истории, культуреи ремёслах Татарстана и Поволжья.
Жители Казани в конце XIX века знали, что работа сельских мастеров стоит дешевле, чем товары в магазинах. Главное не полениться и съездить за город. Например, резной деревянный крест на могилу в Казани мог стоить рублей 10, а такой же по качеству в деревне Пановка — вдвое дешевле.
Пановка находится в 20 километрах от Казани. Кресты здесь делали «с исстари», «от отцов». В 1890 году этим занимались 11 семей. В день мастер мог справить 2-3 креста. Делали и копеечные берёзовые, и дорогие узорчатые из дуба.
Самый сезон заказов приходился на весну. А вот зимой, как говорили крестьяне, «усопшие замёрзнут». То есть крестов покупают мало. Работали Пановцы всё свободное от полевых работ время.
Сегодня Пановка — это село в Высокогорском районе Татарстана. Иронично, что больше всего оно известна одной могилой. В 2012 году здесь обнаружили место захоронения князя Дмитрия Тенишева (1766-1829). Он был участником Отечественной войны 1812 года, руководил Симбирским ополчением, а после служил казанским вице-губернатором.
Крот Казанский — проект о локальной истории, культуре
👍14👻11❤9🎃8👀3💋2😁1
КУРАТОР МАЕВСКИЙ: восточный стиль, бумажный город и непрерывное краеведение
Почему изучение чердаков и архивов — это реальный авангард и футурология? Как может выглядеть историческая выставка в 2024 году? Как не потеряться в современном музее?
Осенью 2024 года в Казани открылась выставка «Восточный стиль», посвященная трём нереализованным проектам разных лет. Непостроенный город, неисполненная симфония и непринятый дизайн-код. Но в зале гости могут увидеть много больше: руины Санкт-Петербурга, макет безумного советского здания-памятника, светомузыкальные приборы и рукописные мемуары.
Пригласили в студию куратора экспериментальной выставки «Восточный стиль», чтобы он помог нам разобраться во всех переплетениях исторических сюжетов. Как связан посёлок Дербышки и Марсово Поле в Санкт-Петербурге? Кто измерял Башню Сююмбике в годы войны? Как звучит академическая татарская музыка, которую писали до изобретения академической татарской музыки?
Гость: Кирилл Маевский — сооснователь Центра современной культуры «Смена», исполнительный директор издательства Ad Marginem.
Ведущий: Иван Ротов — историк, блогер, главный редактор краеведческого проекта «Крот Казанский».
Крот Казанский — краеведческий проект, посвященный истории и культуре Казани и Татарстана.
Наши аккаунты: ТГ / ВК / ДЗЕН / YouTube
Почему изучение чердаков и архивов — это реальный авангард и футурология? Как может выглядеть историческая выставка в 2024 году? Как не потеряться в современном музее?
Осенью 2024 года в Казани открылась выставка «Восточный стиль», посвященная трём нереализованным проектам разных лет. Непостроенный город, неисполненная симфония и непринятый дизайн-код. Но в зале гости могут увидеть много больше: руины Санкт-Петербурга, макет безумного советского здания-памятника, светомузыкальные приборы и рукописные мемуары.
Пригласили в студию куратора экспериментальной выставки «Восточный стиль», чтобы он помог нам разобраться во всех переплетениях исторических сюжетов. Как связан посёлок Дербышки и Марсово Поле в Санкт-Петербурге? Кто измерял Башню Сююмбике в годы войны? Как звучит академическая татарская музыка, которую писали до изобретения академической татарской музыки?
Гость: Кирилл Маевский — сооснователь Центра современной культуры «Смена», исполнительный директор издательства Ad Marginem.
Ведущий: Иван Ротов — историк, блогер, главный редактор краеведческого проекта «Крот Казанский».
Крот Казанский — краеведческий проект, посвященный истории и культуре Казани и Татарстана.
Наши аккаунты: ТГ / ВК / ДЗЕН / YouTube
YouTube
ВОСТОЧНЫЙ СТИЛЬ: бумажный город и непрерывное краеведение
Почему изучение чердаков и архивов — это реальный авангард и футурология? Как может выглядеть историческая выставка в 2024 году? Как не потеряться в современном музее?
Осенью 2024 года в Казани открылась выставка «Восточный стиль», посвященная трём нереализованным…
Осенью 2024 года в Казани открылась выставка «Восточный стиль», посвященная трём нереализованным…
❤8⚡5👍5❤🔥2🔥2🥰1👏1🎉1💩1👌1💋1
Крот Казанский | Локальная история Татарстана pinned «КУРАТОР МАЕВСКИЙ: восточный стиль, бумажный город и непрерывное краеведение Почему изучение чердаков и архивов — это реальный авангард и футурология? Как может выглядеть историческая выставка в 2024 году? Как не потеряться в современном музее? Осенью 2024…»
Как архитектор и писатель пороли друг друга в губернской Казани
В феврале 1906 года начинающего писателя Алексея Толстого пригласил в гости знаменитый казанский архитектор Константин Олешкевич. Толстой пришёл. Хозяин дома достал револьвер и кнут. Подробности этой истории читайте в нашей новой статье.
Крот Казанский — проект о локальной истории Татарстана и Поволжья.
В феврале 1906 года начинающего писателя Алексея Толстого пригласил в гости знаменитый казанский архитектор Константин Олешкевич. Толстой пришёл. Хозяин дома достал револьвер и кнут. Подробности этой истории читайте в нашей новой статье.
Крот Казанский — проект о локальной истории Татарстана и Поволжья.
🔥7❤🔥6🌚2😈2😎2❤1🥰1
Вашего Крота и там, и тут передают! Сразу две возможности пообщаться с нами вживую
🔥 Предводитель «Крота Казанского» и студии языковой локализации «Юнивойс» Михаил Остудин и директор студии подкастов «Большая Красная» Булат Карцев участвуют в фестивале «Игры с огнём» в литературном посёлке Переделкино под Москвой.
27 октября в 12:00 они прочитают лекцию «Почём речь? Жизнь и смерть текста после его перевода». Расскажут о тонкостях и нюансах локализации. Как правильно подготовить сценарий к озвучанию и работать с иностранными дикторами и актёрами.
Кстати, благодаря специалистам из «Юнивойса» у Крота можно не только заказать разработку аудиогида под ключ, но и его локализацию — то есть перевод с дальнейшим озвучанием на любом языке мира.
😈 В Казани главный редактор «Крота Казанского» Иван Ротов выступит с лекцией «Как Лев Толстой против современного мира восставал».
27 октября в 15:00 в Национальной библиотеке он расскажет о текстах и высказываниях великого писателя, от которых рвался шаблон даже у ярых фанатов. Про запрещённые тексты Толстого и его главных казанских хейтеров. Билеты по ссылке.
Две прошлые лекции, кстати, можно посмотреть онлайн. Про литературу «безвременья» и русский дореволюционный хоррор.
Крот Казанский — проект о локальной истории Татарстана и Поволжья.
🔥 Предводитель «Крота Казанского» и студии языковой локализации «Юнивойс» Михаил Остудин и директор студии подкастов «Большая Красная» Булат Карцев участвуют в фестивале «Игры с огнём» в литературном посёлке Переделкино под Москвой.
27 октября в 12:00 они прочитают лекцию «Почём речь? Жизнь и смерть текста после его перевода». Расскажут о тонкостях и нюансах локализации. Как правильно подготовить сценарий к озвучанию и работать с иностранными дикторами и актёрами.
Кстати, благодаря специалистам из «Юнивойса» у Крота можно не только заказать разработку аудиогида под ключ, но и его локализацию — то есть перевод с дальнейшим озвучанием на любом языке мира.
😈 В Казани главный редактор «Крота Казанского» Иван Ротов выступит с лекцией «Как Лев Толстой против современного мира восставал».
27 октября в 15:00 в Национальной библиотеке он расскажет о текстах и высказываниях великого писателя, от которых рвался шаблон даже у ярых фанатов. Про запрещённые тексты Толстого и его главных казанских хейтеров. Билеты по ссылке.
Две прошлые лекции, кстати, можно посмотреть онлайн. Про литературу «безвременья» и русский дореволюционный хоррор.
Крот Казанский — проект о локальной истории Татарстана и Поволжья.
👍15❤10❤🔥7🔥3🏆3🎉2🤡1
Казанский Кремль на кадрах первого татарского кино-боевика
Фильм «Булат батыр» снимали в 1927 году. Премьера состоялась в феврале 1928 года. Сюжет разворачивался на фоне осады города войсками Емельяна Пугачёва. Главный герой — татарин Асфан — офицер царской армии встречает в городе своего потерянного отца Булата, предводителя крестьянских бунтов. И влюбляется в местную девушку, конечно.
В 1935 году в журнале «Кино» писали, что во время проката «Булат батыра» в Германии некий эмигрант Антонов-Иванов забрался в будку киномеханика и попытался уничтожить фильм. Такая вот впечатляющая картина. Её можно посмотреть в VK и на YouTube.
Хотите, расскажем о съёмках подробнее в следующих постах?
Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана и Поволжья.
Фильм «Булат батыр» снимали в 1927 году. Премьера состоялась в феврале 1928 года. Сюжет разворачивался на фоне осады города войсками Емельяна Пугачёва. Главный герой — татарин Асфан — офицер царской армии встречает в городе своего потерянного отца Булата, предводителя крестьянских бунтов. И влюбляется в местную девушку, конечно.
В 1935 году в журнале «Кино» писали, что во время проката «Булат батыра» в Германии некий эмигрант Антонов-Иванов забрался в будку киномеханика и попытался уничтожить фильм. Такая вот впечатляющая картина. Её можно посмотреть в VK и на YouTube.
Хотите, расскажем о съёмках подробнее в следующих постах?
Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана и Поволжья.
❤28🔥15👍11👀4⚡2👏2🎉1🤩1
Forwarded from Миллиард Татар
На каких фронтах воевали татары в Первой мировой войне?
«Миллиард.Татар» продолжает регистрацию на новую лекцию «Татары на фронтах Первой мировой войны».
В 2024 году отмечается 110-летие со дня начала Первой мировой войны 1914–1918 годов. Зная об этой дате, наша команда приняла решение рассказать об участии татар в одном из самых кровопролитных конфликтов начала XX столетия. О судьбе мусульманских военных расскажет доктор исторических наук Искандер Гилязов.
💫 Лекторий пройдет 31 октября (четверг) в 18:00 в Интерактивном мультимедийном комплексе истории татарского театра "Шарык клубы" (Казань, ул.Татарстан, 8).
Зарегистрироваться на лекцию можно тут: https://milliardtatar.timepad.ru/event/3094066/
Подробные условия для участия в лекции вы можете найти по ссылке - https://news.1rj.ru/str/TatarHistory1/1579
Хотите стать частью лектория?
🌐 Переходите в наш чат в Телеграм, где публикуются свежие анонсы: https://news.1rj.ru/str/TatarHistory1
🌐 В нашем «ВК» мы оперативно выкладываем видео с наших мероприятий: https://vk.com/tatarhistorymt
«Миллиард.Татар» продолжает регистрацию на новую лекцию «Татары на фронтах Первой мировой войны».
В 2024 году отмечается 110-летие со дня начала Первой мировой войны 1914–1918 годов. Зная об этой дате, наша команда приняла решение рассказать об участии татар в одном из самых кровопролитных конфликтов начала XX столетия. О судьбе мусульманских военных расскажет доктор исторических наук Искандер Гилязов.
💫 Лекторий пройдет 31 октября (четверг) в 18:00 в Интерактивном мультимедийном комплексе истории татарского театра "Шарык клубы" (Казань, ул.Татарстан, 8).
Зарегистрироваться на лекцию можно тут: https://milliardtatar.timepad.ru/event/3094066/
Подробные условия для участия в лекции вы можете найти по ссылке - https://news.1rj.ru/str/TatarHistory1/1579
Хотите стать частью лектория?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤7🕊3✍2👍2🔥1👏1
🌠 Премьера! Казанские трущобы, герои, скандалы и праздники: Крот озвучил уникальные мемуары о жизни дореволюционного города
Сегодня запускаем аудиосериал по ещё неопубликованной книге воспоминаний о жизни в Казани 1890-1910-х годов. И вы можете послушать его бесплатно.
В 1930-е годы журналист Иван Андреев написал книгу «Силуэты старой Казани». В их основу легли детские воспоминания, рассказы товарищей и документы. До Революции 1917 года Андреев пел в церковном хоре, после — работал в казанской типографии и создавал в Поволжье районные газеты.
Черновой рукописный текст «Силуэтов» 70 лет хранился в Отделе рукописей и редких книг Научной Библиотеки имени Лобачевского. Мы его нашли, расшифровали и озвучили.
Вы узнаете:
🏚 Как жили самые тёмные окраины губернской Казани
🎅🏽 Почему старого сапожника прозвали «Бароном»
🎭 Как аплодисменты вредили артистам, театрам и зрителям
🏛 Почему казанцы боялись студентов
👨🏻🚒 Как главный городской пожарный разбогател
🧌 Где в Казани жили сухомятчики и зимогоры
«Силуэты старой Казани» будут выходить раз в две недели. Каждый эпизод — отдельная глава книги. Первые два эпизода уже доступны. Подписывайтесь на подкаст в удобном для вас стриминге, чтобы не пропустить, например в Яндекс Музыке. Или слушайте в телеграм-плеере.
Над аудиокнигой работали:
🔹 Крот Казанский — проект о локальной истории Татарстана и Поволжья
🔹 Библиотека имени Лобачевского — старейшая научная библиотека Казани
🔹 Университет во времени — проект об университетской культуре и истории
Ранее в проекте «Аудиопроза» мы озвучили повесть казанского писателя Айдара Сахибзадинова «Сними шляпу, поклонись». С шолоховским колоритом и набоковской ностальгией автор метко описывает сермяжную жизнь туземцев на крутом правом берегу Волги. Слушать здесь.
Сегодня запускаем аудиосериал по ещё неопубликованной книге воспоминаний о жизни в Казани 1890-1910-х годов. И вы можете послушать его бесплатно.
В 1930-е годы журналист Иван Андреев написал книгу «Силуэты старой Казани». В их основу легли детские воспоминания, рассказы товарищей и документы. До Революции 1917 года Андреев пел в церковном хоре, после — работал в казанской типографии и создавал в Поволжье районные газеты.
Черновой рукописный текст «Силуэтов» 70 лет хранился в Отделе рукописей и редких книг Научной Библиотеки имени Лобачевского. Мы его нашли, расшифровали и озвучили.
Вы узнаете:
🏚 Как жили самые тёмные окраины губернской Казани
🎅🏽 Почему старого сапожника прозвали «Бароном»
🎭 Как аплодисменты вредили артистам, театрам и зрителям
🏛 Почему казанцы боялись студентов
👨🏻🚒 Как главный городской пожарный разбогател
🧌 Где в Казани жили сухомятчики и зимогоры
«Силуэты старой Казани» будут выходить раз в две недели. Каждый эпизод — отдельная глава книги. Первые два эпизода уже доступны. Подписывайтесь на подкаст в удобном для вас стриминге, чтобы не пропустить, например в Яндекс Музыке. Или слушайте в телеграм-плеере.
Над аудиокнигой работали:
🔹 Крот Казанский — проект о локальной истории Татарстана и Поволжья
🔹 Библиотека имени Лобачевского — старейшая научная библиотека Казани
🔹 Университет во времени — проект об университетской культуре и истории
Ранее в проекте «Аудиопроза» мы озвучили повесть казанского писателя Айдара Сахибзадинова «Сними шляпу, поклонись». С шолоховским колоритом и набоковской ностальгией автор метко описывает сермяжную жизнь туземцев на крутом правом берегу Волги. Слушать здесь.
15🔥22❤4🎉4🍾4❤🔥2👍1👏1
Крот Казанский | Локальная история Татарстана pinned «🌠 Премьера! Казанские трущобы, герои, скандалы и праздники: Крот озвучил уникальные мемуары о жизни дореволюционного города Сегодня запускаем аудиосериал по ещё неопубликованной книге воспоминаний о жизни в Казани 1890-1910-х годов. И вы можете послушать…»
Крот Казанский | Локальная история Татарстана
🌠 Премьера! Казанские трущобы, герои, скандалы и праздники: Крот озвучил уникальные мемуары о жизни дореволюционного города Сегодня запускаем аудиосериал по ещё неопубликованной книге воспоминаний о жизни в Казани 1890-1910-х годов. И вы можете послушать…
Трейлер. Силуэты старой Казани
Крот Казанский
❤🔥7❤3👏2⚡1
Лев Толстой и революционер с тонкими руками
Кто в Казани повлиял на Льва Толстого? Обычно вспоминают профессора Мейера. В каких текстах графа есть казанский след? «После бала» и «Детство. Отрочество. Юность». А ещё?
Лев Толстой в Казани жил одновременно со ссыльными дворянами-поляками. Что связывало молодого писателя с опальными революционерами? Разбираемся в новой статье.
Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана и Поволжья.
Кто в Казани повлиял на Льва Толстого? Обычно вспоминают профессора Мейера. В каких текстах графа есть казанский след? «После бала» и «Детство. Отрочество. Юность». А ещё?
Лев Толстой в Казани жил одновременно со ссыльными дворянами-поляками. Что связывало молодого писателя с опальными революционерами? Разбираемся в новой статье.
Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана и Поволжья.
❤10👍9🔥5👏1💅1
Словарь дореволюционного загула
Во втором эпизоде нашего аудиосериала есть такой отрывок:
Всё понятно? Нам — нет. Давайте разбираться.
🏘 Виттевские казёнки — это официальные государственные магазины, где продавали легальный алкоголь. С лета 1893 года министр Сергей Витте ввёл новые правила алкогольной торговли. Государство контролировало качества продукта. Но жители империи негодовали. Ведь появилась минимальная цена на водку.
🥤Косушка — 307 мл, то есть полбутылки или 1/40 ведра.
🍹Крючок — это просто другое название чарки. Объём — 123 мл. Кабатчик наливал её специальным мерным ковшиком, похожим на крючок. Отсюда и название.
🍶 Шкалик — это уже новая мера, установленная министром. 1/100 ведра, то есть 123 мл. Разница в том, что дореформенная чарка в разных губерниях и заведениях могла таки быть побольше. И подешевле.
👿 Мерзавчик — 1/200 ведра, чуть больше 60 мл. Таким не напьёшься, придётся брать ещё. Поэтому и «мерзавчик». Кстати, сегодня этим словом казанские музыканты называют короткий альбом на 6 треков.
🐮 А с трактиром на Коровьем базаревсё просто всё сложно. Мы сначала решили, что это район Мокрой слободы, улица Коротченко. Но ошиблись. Спасибо историку Алексею Клочкову. Коровий торг был в районе Подлужной улицы. Но во времена Андреева уже не работал. Куда же ходил выпивать Барон?
В общем, где-то в середине 1890-х годов кабаки позакрывались. Сапожнику Ивану «Барону» Фёдоровичу в казённых лавках не понравилось. Но, благо, он нашёл себе трактир, где цена-качество радовали. А что с Бароном случилось потом? Слушайте в аудиосериале «Силуэты старой Казани»: Mave, Яндекс Музыка, Apple Podcasts.
Новые эпизоды выходят раз в две недели по четвергам. Третья глава «Узенькая улица» — 14 ноября.
Крот Казанский — проект о локальной истории Казани и Поволжья.
Во втором эпизоде нашего аудиосериала есть такой отрывок:
«И потекли годы, похожие один на другой, как верстовые столбы. Лишь возникновение виттевских казёнок изменило местопребывание Барона во время его запоев. Вместо косу́шек и крючков, которые до этого можно было выпить тут же, в кабаке за стойкой или даже за одиноким, грубо сколоченным столом, закусив солёной капустой или огурцом, теперь приходилось покупать шка́лики и мерза́вчики, и пить их на улице, прямо из горлышка. Поэтому, отвергнув казёнки, Барон избрал своей резиденцией трактир Андрея Иваныча на Коровьем базаре».
Всё понятно? Нам — нет. Давайте разбираться.
🏘 Виттевские казёнки — это официальные государственные магазины, где продавали легальный алкоголь. С лета 1893 года министр Сергей Витте ввёл новые правила алкогольной торговли. Государство контролировало качества продукта. Но жители империи негодовали. Ведь появилась минимальная цена на водку.
🥤Косушка — 307 мл, то есть полбутылки или 1/40 ведра.
🍹Крючок — это просто другое название чарки. Объём — 123 мл. Кабатчик наливал её специальным мерным ковшиком, похожим на крючок. Отсюда и название.
🍶 Шкалик — это уже новая мера, установленная министром. 1/100 ведра, то есть 123 мл. Разница в том, что дореформенная чарка в разных губерниях и заведениях могла таки быть побольше. И подешевле.
👿 Мерзавчик — 1/200 ведра, чуть больше 60 мл. Таким не напьёшься, придётся брать ещё. Поэтому и «мерзавчик». Кстати, сегодня этим словом казанские музыканты называют короткий альбом на 6 треков.
🐮 А с трактиром на Коровьем базаре
В общем, где-то в середине 1890-х годов кабаки позакрывались. Сапожнику Ивану «Барону» Фёдоровичу в казённых лавках не понравилось. Но, благо, он нашёл себе трактир, где цена-качество радовали. А что с Бароном случилось потом? Слушайте в аудиосериале «Силуэты старой Казани»: Mave, Яндекс Музыка, Apple Podcasts.
Новые эпизоды выходят раз в две недели по четвергам. Третья глава «Узенькая улица» — 14 ноября.
Крот Казанский — проект о локальной истории Казани и Поволжья.
5❤16🔥6🏆5🍾3❤🔥2🤯1🐳1🦄1
Уникальная казанская газета и выпуск, который её погубил
В 1921–1922 году в Казани жил писатель Михаил Осоргин. Его едва не расстреляли и выслали из Москвы по сфабрикованному делу «Комитета помощи голодающим». В Казани Осоргин хорошо устроился. Благо, сопроводительные документы чекисты потеряли ещё в поезде.
Осоргин организовал в Казани книжный магазин на углу улиц Баумана и Кави Наджми, приходил на литературные вечера в университет и был завсегдатаем театра. Он закрутил роман с местной поэтессой Верой Клюевой. А главное — помог организовать «Литературную газету». Это была в те годы единственная в стране частная газета об искусстве.
За техническую сторону дела отвечал Сергей Арбатов: «нелепый местный поэт с забавным прошлым». В своё время он служил в ЧК, но отпустил приговорённых к расстрелу и потерял должность. Редакция газеты располагалась на спуске нынешней улицы Бутлерова, в доме номер 19. Сегодня там строят новые жилые дома.
Осоргин поначалу скрывал своё участие в «Литературной газете». Всё-таки он был высланный «враг народа». Но привлекал к работе столичных друзей. Например, писали для газеты Борис Пастернак и Борис Пильняк, а ещё популярный до революции критик Юлий Айхенвальд. Из казанцев — искусствоведы Пётр Дульский и Борис Денике.
Местная цензура, по словам Осоргина, газету не трогала. Но шестой номер за 1922 год лёг на стол некоего московского начальника. Этот февральский номер, кстати, можно прочитать онлайн.
Возможно москвичей разозлила статья о свободной печати на третьей странице? Или стихи казанского историка Милицы Нечкиной про страсти и Италию? Очень интересная дама, кстати. Мы про неё ещё расскажем. К счастью, в 1922 году никого из редакции не арестовали. Но газету закрыли. Если у вас есть варианты, что в казанской «Литературной газете» насторожило правительство, пишите в комментарии.
Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана и Поволжья.
В 1921–1922 году в Казани жил писатель Михаил Осоргин. Его едва не расстреляли и выслали из Москвы по сфабрикованному делу «Комитета помощи голодающим». В Казани Осоргин хорошо устроился. Благо, сопроводительные документы чекисты потеряли ещё в поезде.
Осоргин организовал в Казани книжный магазин на углу улиц Баумана и Кави Наджми, приходил на литературные вечера в университет и был завсегдатаем театра. Он закрутил роман с местной поэтессой Верой Клюевой. А главное — помог организовать «Литературную газету». Это была в те годы единственная в стране частная газета об искусстве.
За техническую сторону дела отвечал Сергей Арбатов: «нелепый местный поэт с забавным прошлым». В своё время он служил в ЧК, но отпустил приговорённых к расстрелу и потерял должность. Редакция газеты располагалась на спуске нынешней улицы Бутлерова, в доме номер 19. Сегодня там строят новые жилые дома.
Осоргин поначалу скрывал своё участие в «Литературной газете». Всё-таки он был высланный «враг народа». Но привлекал к работе столичных друзей. Например, писали для газеты Борис Пастернак и Борис Пильняк, а ещё популярный до революции критик Юлий Айхенвальд. Из казанцев — искусствоведы Пётр Дульский и Борис Денике.
Местная цензура, по словам Осоргина, газету не трогала. Но шестой номер за 1922 год лёг на стол некоего московского начальника. Этот февральский номер, кстати, можно прочитать онлайн.
Возможно москвичей разозлила статья о свободной печати на третьей странице? Или стихи казанского историка Милицы Нечкиной про страсти и Италию? Очень интересная дама, кстати. Мы про неё ещё расскажем. К счастью, в 1922 году никого из редакции не арестовали. Но газету закрыли. Если у вас есть варианты, что в казанской «Литературной газете» насторожило правительство, пишите в комментарии.
Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана и Поволжья.
👍13❤8❤🔥3👀3✍2👏2🔥1