Крот Казанский | Локальная история Татарстана – Telegram
Крот Казанский | Локальная история Татарстана
2.1K subscribers
1.3K photos
6 videos
374 links
«Крот Казанский» — краеведческий проект о Татарстане. Мы беседуем с историками, краеведами, гидами, экскурсоводами и исследователями о культуре, событиях, местах и людях. Выпускаем подкасты и аудиогиды.
https://krot.guide
Download Telegram
Столичные футуристы — хорошо. Казанские нео-футуристы — круче?

Разбираемся с одной мистификацией прошлого века.

Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана.
8👍3🤪3❤‍🔥2🤓1
​​Казанский сборник «Нео-футуризм. Вызов общественным вкусам» (1913), кстати, оцифрован. Полистать его можно ПО ССЫЛКЕ .
8👍53
«Если бы я знал, что меня похоронят на Арском кладбище, то никогда бы не умер» — так говорил Индиана Джонс

Вернее — американский миллионер Форрест Фенн, которого журналисты часто называют «настоящим Индианой Джонсом». Забавный был мужик.

Ветеран ВВС США, совершивший 328 боевых вылетов за год во время Вьетнамской войны. Был однажды сбит в южном Лаосе, катапультировался и благополучно спасся. С детства коллекционировал всякую дрянь типа бутылочных крышек. Но детская страсть после армии переросла во взрослое увлечение древностями. В экспедициях по миру он как пылесос собирал всё подряд: от античных артефактов до африканских статуэток. Открыл в Санта Фе антикварный магазин с галереей, быстро разбогател и прославился как арт-дилер.

В 2010 году Фенн спрятал клад в Скалистых горах США — сундучок с драгоценностями на миллион долларов — и оставил несколько подсказок в стихах. За годы безуспешных поисков сокровищ погибли по меньшей мере пять авантюристов. А один из кладоискателей особо отличился — восемь месяцев раскапывал могилы на кладбище Йеллоустонского парка и заработал 12 лет тюрьмы.

Но вернёмся к нашим баранам! В 1974 году, Форест Фенн с женой и дочерьми приехал в Казань и отправился, нет не в Кремль, а прямиком на Арское кладбище. Поездку, кстати, помог организовать «личный капиталист Ленина» Арманд Хаммер.

Что же привело Фенна в Казань? Дело в том, что помимо прочего, он коллекционировал произведения искусства и дружил с семьёй нашего земляка — художника Николая Фешина, который в 1923 году эмигрировал с женой и дочерью в США, добившись там значительного успеха. Фенн высоко ценил творчество Фешина. И когда узнал, что художник, умерший в 1955 году, завещал похоронить его в родной Казани, вызвался с этим помочь. Фенн приехал, чтобы договориться о похоронах и выбрать место для могилы. А через год прах Фешина привезла и захоронила дочь художника — Ия.

Трудно утверждать, что миллионер остался доволен той поездкой. В своих мемуарах Фенн называет Россию исключительно «зловещей страной». Досталось и кладбищу. Он вспоминает как его раздражала бесконечная болтовня сопровождающего их гида. В кладбищенских мусорных баках копошилась нищенка, поблизости шли похороны, а по надгробиям барабанил сильный дождь, заливая открытый гроб с покойником. Нервы арт-дилера не выдержали напряжённой атмосферы, и он произнёс фразу из заголовка.

PS. А тот злополучный клад из середины поста нашёл студент-медик в 2020 году. Спустя пару месяцев у себя дома в родном Санта Фе умер Форест Фенн. Ну чем не кощеева смерть! А забронировал бы тогда могилку на Арском кладбище — глядишь, и пожил бы ещё.
🔥24😁10👍64👏2👻1😎1
​​📣 Наши друзья Казань глазами инженера анонсировали сразу два крутых события

Архитектурные утопии XX века и «Вино глазами инженера»

17 и 18 июля в ЦСК «Смена» историк архитектуры и создатель компании «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов прочтет две лекции — о великих архитектурных утопиях XX века, а также о связях между отечественной архитектурой и разными технологиями виноделия.

🏛 17 июля в 19:00 пройдет лекция «Архитектурные утопии и антиутопии XX века»

◻️ Почему мы обращаемся к утопиям в эпоху войн и потрясений — узнаем на лекции!
Билеты.

🍷 18 июля в 19:00 – премьера уникального формата «Вино глазами инженера» в гастро-баре «Солома»

◻️ На лекции вас будут ждать вино, сомелье, легкие закуски и противостояние двух архитектурных миров.
Билеты.

Перед тем как идти на лекции, пересмотрите нашу беседу с Айратом на канале Крота Казанского.
7👍7❤‍🔥6😍1
Минутка занимательных фактов из «Путеводителя по Казани» за 1899 год

Губернская Казань — город домовладелиц 🏫🏢🏤🏪
💅186🦄3👍2💋2😢1
«По пьянке произошла катастрофа: хожу прихрамывая и с завязанным глазом» — как Стругацкий в Казани писал свой первый рассказ

Весной 1946 года в Казань по распределению прибыл выпускник Военного института иностранных языков, а спустя много лет — известный писатель-фантаст, Аркадий Стругацкий.

Он был одним из лучших выпускников института и рассчитывал попасть в Японию на готовящийся Токийский процесс — суд над японскими военными преступниками.

В Казани Стругацкий был переводчиком на допросах пленных японских офицеров. Допрашивали их в тюрьме МГБ на Чёрном озере.

Один из тех офицеров — подполковник Маки — упомянут в антиутопии «Град обречённый», причём без тени вымысла:
Потом он командовал дивизией, высадившейся на Филиппинах, и организовал «марш смерти» пяти тысяч американских военнопленных. Потом его направили в Маньчжурию и назначили начальником Сахалинского укрепрайона, где он, между прочим, в целях сохранения секретности загнал в шахту и взорвал восемь тысяч китайских рабочих. Потом он попал к русским в плен, и они, вместо того чтобы повесить его или, что-то же самое, передать его Китаю, всего-навсего упрятали его на десяток лет в концлагерь…


Об этом периоде жизни Стругацкий не любил вспоминать — условия содержания пленных и методы допроса пугали молодого курсанта.

В Казани Аркадий Стругацкий написал фантастический рассказ «Как погиб Канг» о крокодилоподобном чудище. Это его самое раннее из всех сохранившихся произведений! Тетрадь с рукописью и авторскими иллюстрациями датирована 29 мая 1946 года.

Известно, что за месяц до этого в Центральной библиотеке Стругацкий прочитал рассказ «Взрыв», в котором загадка тунгусского метеорита объясняется крушением космического корабля чернокожей инопланетной шаманки. Автор рассказа — Александр Казанцев — другой известный фантаст, с которым позднее Аркадий не раз столкнётся в бурной полемике в прессе.

Аркадий Стругацкий был на хорошем счету у начальства, которое предложило ему работу в «органах», но в Татарии он не задержался.

В письме брату Аркадий писал:
Со мной по пьянке произошла небольшая катастрофа — хожу сейчас прихрамывая и с завязанным глазом, но всё уже проходит.


Что именно произошло с ним перед отъездом из Казани пока остаётся загадкой.

Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана.
🔥21👍11🍾3
ГОСТИ | ПРОЕКТ «ГОЛОСА»: аудиоатлас Казани, горожане-исследователи и роль бизнеса в краеведении

Новый спецвыпуск подкаста «Крот Казанский» мы записали прямо на веранде студии. А как проходит ваше лето?

Поговорили с коллегами о важном. Как выглядит современный формат аудиогида? О чём местные жители могут рассказать лучше любого экскурсовода? Кто сегодня вкладывает деньги в краеведение?

В гости к Кроту пришли основатели проекта «Голоса». Вместе мы обсудили новый формат исторического просвещения — аудиоатлас. Три казанских маршрута для него «Голоса» создали вместе с ЦСК «Смена» и презентовали на Летнем книжном фестивале.

Гости: Митя Ганопольский и Константин Лялин — создатели проекта «Голоса».
Ведущий: Михаил Остудин — основатель «Крота Казанского».

Крот Казанский — локальная история и культура Татарстана в подкастах и гидах.
👍8❤‍🔥4🤩4🍾3😎2🥱1
​​Самурайская честь или мешок картошки: японцы в Казани

В мае-июне 1946 года в Казани можно было увидеть странную сцену: японские офицеры при холодном оружии играют с ребятней в футбол. После окончания Второй мировой войны в Советском союзе находилось до полумиллиона пленных японских солдат. В ТАССР центром их содержания была Елабуга и тамошний офицерский лагерь №97. Но некоторых японцев отправили в Казань для допросов перед готовящимся Токийским процессом.

Их поселили недалеко от Центрального железнодорожного вокзала, на улице Новая дамба. Сегодня это район улицы Протопопа Аввакума и пляжа «Локомотив». Там располагались Стекольный завод и склад №1 Казгортопа. Лагерь японцев был разбит в низине, которую во время половодья часто затапливало. В своих палатках и шалашах расселились около сотни солдат и офицеров. Огнестрельное оружие у японцев изъяли, но клинки, по какой-то причине, остались у владельцев. Казанцы беспрепятственно ходили в лагерь японцев из любопытства или обменять продукты и вещи на японские редкости: зеркала, гребни, бритвы. Некоторые не без сожаления расставались со своими офицерскими клинками. Но один — для сэппуку — всегда оставляли.

Внутри лагеря, за японцами постоянно наблюдали несколько десятков вооруженных солдат. Поэтому к японцам без всякого страха прибегали и дети — поглазеть, поболтать, а то и погонять по полю мяч. Пленные офицеры пробыли в Казани чуть больше месяца, а после окончания допросов лагерь полностью опустел.

На снимке: Вид на стекольный завод со стороны железной дороги и Новой Дамбы, 1928 год.

Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Казани и Поволжья.
❤‍🔥9🏆5👍4🔥2🍌2🤓2👻21🤯1🌚1
Что почитать на выходных?

У писателя Василия Аксёнова есть целых три текста про казанское житьё-бытьё 1940-х годов. Подробности — в карусели.

Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана и Поволжья.
❤‍🔥106👍43🏆2🔥1🕊1🌭1
Вдевала ли язык свой по-татарски?

Страстные поцелуи, которые мы сегодня называем «французскими», долгое время (по меньшей мере до начала XVIII века) именовались в России «татарскими». Во время исповеди в XIV-XVII веков священник мог спросить девицу: «Вдевала ли язык свой, сказать, вкладывала ли по-татарски или тебе кто тако ж?». При этом имелся в виду именно поцелуй с открытым ртом и взаимной лаской языком. Наказанием за подобное поведение мог быть строгий пост вплоть до 20 дней.

Культура поцелуев на Руси имела строго устоявшиеся традиции. Троекратным поцелуем награждали дорогих гостей, «дипломатическим» поцелуем – руки государя и послов, к ушибам и ссадинам прикладывались поцелуем «защитным». Сакральную роль имели целование земли и креста. К поцелую в губы, пусть и даже между супругами, на Руси относились с опаской.

Племена монголов, пришедшие с Востока, пусть и не ввели новую моду, но открыто демонстрировали совсем иные способы проявления чувств. Они целовались взасос, могли при встрече тереться щеками или облизывать их друг другу. Очень скоро за страстными поцелуями закрепилось слово «татарский».

«Французским» поцелуй стал в петровскую эпоху. Причём ничего собственно французского в этом жесте не было. Просто публично выражали свои эмоций “офранцуженные” дворяне, которые уже и одевались в иностранное платье, и говорили на французском языке. А церковь продолжала осуждать эти поцелуи и в XVII, и в XVIII веках.

Крот Казанский – проект о локальной истории и культуре Татарстана и Поволжья.
❤‍🔥17🍓6💋6👍3🔥1