Крот Казанский | Локальная история Татарстана – Telegram
Крот Казанский | Локальная история Татарстана
2.1K subscribers
1.3K photos
6 videos
374 links
«Крот Казанский» — краеведческий проект о Татарстане. Мы беседуем с историками, краеведами, гидами, экскурсоводами и исследователями о культуре, событиях, местах и людях. Выпускаем подкасты и аудиогиды.
https://krot.guide
Download Telegram
Где в Казани в начале XIX века можно было послушать мистическую поэзию и поболтать о последних достижениях исторической науки?

В литературном клубе Саввы Москотильникова. Только дело это рискованное. Савву Андреевича не все в городе любили. Почему? Читайте в карусели.

Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана и Поволжья.
12👍10❤‍🔥3🔥1👏1🤯1
​​Чёрный рынок велосипедов в губернской Казани

В начале 1895 года в Казани местная дума опубликовала обязательные правила для велосипедистов. Желающие кататься по городу должны были сдать экзамен. Велосипеды получали специальные номерные значки.

3 сентября 1895 года журналист газеты «Казанский телеграф» сетовал, что велосипедный спорт в городе — общественно опасное дело. Казанцы, которые прошли экзамен, сдавали свои номерные велосипеды бесправным ездокам в аренду. За большие деньги! И лихачи, которые ещё плохо освоили управление железных конём, носились по городу и сбивали прохожих.

Официальный Казанский клуб велосипедистов появился в 1892 году. Основал его Евгений Остерман, главный популяризатор нового транспорта в городе. Он, кстати, делал это не только из любви к скорости. Торговый дом Остермана продавал первый в Казани велосипеды, мотоциклы и автомобили. Тем не менее, в конце XIX века двухколёсный транспорт оставался диковинкой. И причиной постоянных споров в прессе. Граждане требовали запретить велосипеды в общественных садах и парках.

Но уже в начале XX века главным местом для казанских велосипедистов стал сад Эрмитаж, где работал велодром и проходили соревнования.

Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана и Поволжья.
👍10😁5🤣3🏆322
​​Будущее казанских аудиогидов

Готовим с коллегами большой проект. Просьба, проголосуйте в опросе. А развёрнутое мнение можно оставить в комментариях к посту.

Что, как вы думаете, делает аудиогид современным? Эффекты, форма дистрибуции, подход к написанию сценария? Что вы ждёте, когда запускаете аудиогид в 2024?

Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана и Поволжья.
8🔥3🫡3👍1🤝1
​​Самый красный и самый белый дом в Казани

На улице Карла Маркса стоит дом 66. Памятник неоклассицизма. Построили в 1874 году. В начале XX века им владела купеческая жена Елена Александрова. А по фасаду проходила линия, которая разделяла два мира.

На первом этаже летом 1918 года работало кафе, где собиралась «белая публика», во всех смыслах. Щёголи-офицеры и интеллигенты-монархисты вкушали здесь мороженое и пили холодное молоко. А над их головами работал партийный клуб Рабоче-крестьянской партии (большевиков). О победе мировой революции здесь вещала девушка в красном платье — работница обувной фабрики «Поляр». В мезонине дома было общежитие коммунистов, складировали пулемёты и винтовки. У Александровых на первом этаже они тоже, по слухам, были.

Большевик Мазунин вспоминал, что в саду за домом отдыхали белогвардейцы. А мимо них иногда проходили рабочие-коммунисты. Они тоже заходили в кафе, но продавщицы заламывали нереально высокие цены.

Такая вот модель тогдашнего общества в миниатюре. Всё-таки история – великий художник.

Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана и Поволжья.
4👍168💔6🔥4👏1
Секретный аудиоколлаж от Крота

В это воскресенье в Нацбиблиотеке на несколько часов проявился в реальности арт-объект «СТОГ».

СТОГ — скульптура, посвященная творчеству казанского художника и дизайнера Евгения Голубцова. Металлические буквы на нём складываются в слова, связанные с историей казанского искусства.

Над проектом работали Студия «201», СПЕКТР и Крот Казанский. Мы создали аудиоколлаж о творчестве художника и его эпохе. Переходите по ссылке и слушайте его на русском и татарском языках.

Современное искусство — штука эфемерная. Посмотреть на СТОГ вживую уже не получится. Но, когда он вновь проявится в городе, мы обязательно расскажем.

Крот Казанский — проект о локальной истории и культура Татарстана и Поволжья.
5🔥5👍1👏1🤔1🗿1
«Околотки на перемотке» — новый проект краеведческого медиа «Крот Казанский» и креативного агентства 500na700

Это аудиогид, где каждый эпизод — необычная прогулка по Казани и её окрестностям. Мы познакомим вас с новыми историческими маршрутами и расскажем об атмосферных городских локациях.

Первый маршрут мы сделали вместе с бутик-отелем «Сомов». По сюжету главный герой эпизода Порфирий Сомов выходит на прогулку по улицам старого квартала и на своем пути встречает ученых, революционеров, писателей и художников. В небе над Панаевским садом летает парашютист Древницкий, купец Чернояров ждет важного гостя, а жандармы караулят студента Владимира Ульянова. Маршрут​​ проходит по улицам Маяковского, Щапова, Муштари и Бутлерова.

Следующий выпуск аудиогида выйдет совсем скоро и будет называться «Саммертайм». Мы расскажем о жизни старого профессорского дома и тонкостях советской архитектуры, а ещё поделимся детективными историями дореволюционных окраин.

Крот Казанский — локальная история и культура Татарстана.
530🔥12❤‍🔥4🍾32🏆2😘1
​​Горе от ума по-казански

В декабре 1874 года в Казанском городском театре установили газовое освещение. Это упрощало работу сцены и должно было привлечь посетителей. Новинка ведь! Газовый завод в городе ещё и года не проработал. А театр уже использует новые технологии. На радостях руководство сократило за ненадобностью ламповщиков, которые обслуживали старый масляный свет.

Ламповщик Влас затаил обиду. Вообще, жалование у него было небольшое. Но ламповщики в театре XIX века — люди важные. Они передавали записочки от фанатов за кулисы, приводили в чувство пьяных актёров и бегали за покупками. И получали за это чаевые.

В ночь с 3 на 4 декабря 1874 года Влас поджёг здание и сбежал. Что иронично, в этот день в театре ставили «Горе от ума» Александра Грибоедова. Целый год преступника найти не могли. А потом он сам явился в полицейскую часть. Совесть замучила. В пожаре погиб один из сторожей — друг Власа.

Ламповщика отправили на каторгу. А казанских погорельцев деньгами поддержал известный столичный драматург Александр Островский.

Крот Казанский — проект о локальной истории Казани и Поволжья.
🔥14👍6💔6❤‍🔥54🎃3😁2😈2
​​Как Гражданин К. обратился в казанский суд и обратился гражданкой

В 1957 году московские милиционеры арестовали гражданку К. А потом сильно смутились. По паспорту — женщина, а по факту — мужчина 46 лет. Даже на медицинскую экспертизу отправили, на всякий случай.

Гражданка К. рассказала следующую историю. С детства мужчина чувствовал себя некомфортно в собственном теле. На дворе был 1930-е годы. Тогда ещё юноша жил в Казани. Товарищ К. поступил, как сознательный советский гражданин — обратился в Народный комитет здравоохранения и суд. Приговор в 1938 году был строгим, но справедливым — женскую одежду разрешить, имя и паспорт сменить, с воинского учёта снять. Ну и диагноз «трансвестизм» в духе времени. Жить гражданке К. это не мешало. По крайней мере следующие 20 лет до ареста. Об её дальнейшей судьбе нам неизвестно.

Случай этот описывает профессор Мстислав Сердюков в книге «Гинекология и судебное акушерство» (1957). Там же приводится совмещённая фотография гражданки К. в женском и мужском платье.

Интересно, что первая научная дискуссия по вопросу смены пола прошла в Москве в январе–феврале 1929 года. И поводом стало обращение гражданина Каменева из Татарской АССР. Он просил сменить ему паспорт и провести хирургическую операцию. Несколько дней советские врачи и юристы обсуждали правовые и медицинские вопросы. А руководил встречей Народный комиссар здравоохранения Николай Семашко. Мы про него уже писали. Он тоже по-своему казанский персонаж.

Нет доказательств, что гражданин Каменев из 1929 года и гражданка К. из 1938 — один и тот же человек. Но, бесспорно, советский Татарстан — место интересное.

Крот Казанский — проект о локальной истории Казани и Поволжья.
❤‍🔥12🦄12🤯9👍7💅6🔥3🍌3👏1
​​Как главный казанский дачник всей империи помог

В 1896 году в Казани основали «Общество благоустройства дачной жизни в Паратском отрезе». Сегодня Паратский отрез — это посёлок Васильево. В Общество принимали мужчин и женщин, но не всех, а только владельцев дач и тех, кто арендовал их три года. Паратские дачники возвели собственные купели и общий зал для встреч, а ещё следили, чтобы в летний сезон из города исправно доставляли почту. Получилась такая казанская Куоккала, где  интеллигенты отдыхали от пыли и шума города.

В 1905 году Председателем Общества дачников был Иван Ланге (1845-1912) — директор Ветеринарного института. А в историю России он вошёл как создатель вакцины от сибирской язвы. Её так и называли — «Вакцина Ланге» или «Казанская». Ей привили более 4 миллионов животных по всей стране.

Дачники в Российской империи жили за городом не только летом, но и осенью и на квартиры возвращались только с наступлением холодов. А вы этим летом успели пожить на природе?

Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Татарстана и Поволжья.
19👍12🔥8🍓4❤‍🔥2🏆1👨‍💻1
​​Самое важное пиво в истории русского авангарда

В 1950-е годы в Европе был бум интереса к советскому авангардному искусству. Во Франции заново открыли для себя «живописные формулы» художника Павла Мансурова. Особенно всем понравилась его работа «Пиво. Живописная формула» 1922 года.

Центральную часть композиции — супрематическое изображение пивной кружки — художник начал разрабатывать ещё в 1920 году в Казани.

Как петроградский авангардист оказался в столице Татарии и что там делал? Рассказываем в нашей новой статье.

Крот Казанский — проект о локальной истории Казани и Поволжья.
17🔥12🍾7❤‍🔥3🥴1🎃1
Дым Отечества нам сладок, а вот вкус воды вызывает вопросы

Писатель, поэт, министр юстиций Российской империи Гавриил Державин учился в Императорской Казанской гимназии в 1758–1761 годах. Чем занимались школяры в XVIII веке? Например, экологическим мониторингом промышленности.

В 1760 году Державин с однокашниками участвовал в экспедиции в Чебоксары. Руководил поездкой директор гимназии Михаил Верёвкин. Экспедиция подготовила план города. А ещё гимназисты изучали район Волги, где местные кожевенные предприятия сливали в реку отходы.

Воду изучали «органолептически», в смысле, оценивали цвет, запах и вкус. Вполне себе научный подход для того времени. Казанские учёные-химики и в XIX веке пробовали реактивы на язык. Результат обследования воды был однозначный — кожевенные фабрики вредят реке.

Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Казани и Поволжья.
👍118🔥5🐳4🤓3❤‍🔥1😁1🤮1
​​Православный священник стал имамом — такой случай обсуждали в 1907 году в Российской империи

Иван Александрович Громов из семьи кряшен служил псаломщиком в Мензелинске, а потом приходским священником в селе Барский-Батрас Уфимской губернии (сегодня — село Большой Батрас в Заинском районе Татарстана). В 1907 году он подал прошение в Духовную консисторию о переходе в ислам. В Российской империи тогда имел силу Манифест императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Но, как пишет газета «Русское слово», священника заточили в монастырь с наложением строгой епитимьи.

Но Громов своего добился. В 1907 году в Казани с ним встретился редактор газеты «Вакыт» — татарский писатель и просветитель Фатых Карими. Иван в новой вере сменил имя. Звали его теперь Яхъя Искандер углы. Служил он имамом одной сельской мечети в Уфимской губернии. Карими описал его как «уважаемого человека с длинной белой бородой, красивой внешностью, обаятельным лицом и добродушным характером, давно убежденного в единстве Аллаха и правоте его собратьев-пророков…». Иван-Яхъя татарского и арабского изначально не знал, но выучил одну длинную и две короткие суры.

Случай этот, конечно использовали в миссионерской борьбе. Мусульманские газеты радовались, что правоту Ислама признал даже священник. Православные издания называли Громова сумасшедшим. Ходили слухи, что решение своё Громов обдумывал как минимум два года. Но постепенно история забылась.

Громов жил в Казани и Баку. А в 1911 году служил среди татар в Крыму. И лишь несколько газет в 1912 году скромно упомянули, что отлученный от церкви Иван Громов вернулся в православие и написал покаянное прошение уфимскому архиерею.

Крот Казанский — проект о локальной истории Казани и Поволжья.
🤯1411🙏8👍4😇3😈1