никогда не понимала Bifur, пока не увидела его рекламный буклет, который делал лично Кассандр…
1929 год
https://oa.letterformarchive.org/item?workID=lfa_type_0113
1929 год
https://oa.letterformarchive.org/item?workID=lfa_type_0113
🔥65❤20👍6💔3🤨3🌚1
Хотелось на разворот с картинками модульной акциденции поставить ещё что-нибудь советское. Полистала «Чехонинский шрифт / Палочный шрифт» и нашла логотип с комментарием В.Г.Кричевского, что Алексей Ган заявляет, будто логотип собран из набора без шрифта, но Кричевский ему не очень верит и считает, что это литеры прочерчены.
Но мне всё-таки кажется, что Ган не приукрашивает — во-первых, стыки в середине Я выглядят именно стыками, если продолжить линию, там будет ступенька, а во-вторых — кто бы дал конструктивистам царапать ценные литеры?))
но в ЧШ/ПШ не было даты, пошла гуглить и нашла подборку всех отсканированных номеров журнала, и посвящён он был не чему-нибудь, а научной организации труда и разумному распределению времени! Кстати, тексты очень легко читаются — если не знать, что написано сто лет назад, воспринимается как совершенно нормальный научпоп (за вычетом лёгкого оттенка политической агитации)
Все номера журнала: https://www.booksite.ru/vrem/index.htm
Но мне всё-таки кажется, что Ган не приукрашивает — во-первых, стыки в середине Я выглядят именно стыками, если продолжить линию, там будет ступенька, а во-вторых — кто бы дал конструктивистам царапать ценные литеры?))
но в ЧШ/ПШ не было даты, пошла гуглить и нашла подборку всех отсканированных номеров журнала, и посвящён он был не чему-нибудь, а научной организации труда и разумному распределению времени! Кстати, тексты очень легко читаются — если не знать, что написано сто лет назад, воспринимается как совершенно нормальный научпоп (за вычетом лёгкого оттенка политической агитации)
Все номера журнала: https://www.booksite.ru/vrem/index.htm
🔥40❤16👍8
UPD. Евгений Григорьев предполагает, что это линогравюра, имитирующая мозаичный набор — в 1920-х линогравюра была достаточно популярным способом добавить в плакат очень крупные буквы нестандартного рисунка
❤14👍2
Слушайте, а раз в прошлый раз получилось такое полезное и содержательное обсуждение, давайте я задам ещё один детективный вопрос, который меня давно смущает)
Сколько ни смотрю на фотографии Архитектурной газеты за 1937–1938 — вижу в этом Metro Двиггинса!
Причём с весьма приличной кириллицей… Но как это возможно, если Metro — шрифт 1929 года, то есть по меркам 30-х годов он был очень свежий? Ну, допустим, его продали редакции Архитектурной газеты в комплекте с линотипом, но откуда кириллица? Или советские шрифтовые дизайнеры во главе с Еленой Царегородцевой (допустим) делали в первой половине XX века так мало тиражных шрифтов, потому что параллельно с этим делали газетные?
Сколько ни смотрю на фотографии Архитектурной газеты за 1937–1938 — вижу в этом Metro Двиггинса!
Причём с весьма приличной кириллицей… Но как это возможно, если Metro — шрифт 1929 года, то есть по меркам 30-х годов он был очень свежий? Ну, допустим, его продали редакции Архитектурной газеты в комплекте с линотипом, но откуда кириллица? Или советские шрифтовые дизайнеры во главе с Еленой Царегородцевой (допустим) делали в первой половине XX века так мало тиражных шрифтов, потому что параллельно с этим делали газетные?
❤35🤔13👍2🔥1🤯1
Кажется, теперь понятно)) всего-то, как оказалось, надо было внимательно почитать последние главы «Русского типографского шрифта» Шицгала…
Он пишет, что к концу XIX–началу ХХ века производство шрифтовых матриц для русских типографий находилось в руках монополистов (видимо, Бертгольда и Лемана) и преимущественно — в Германии. Поэтому после революции делать матрицы (а особенно — линотипные и монотипные) было просто некому, и вплоть до конца 1930-х годов матрицы импортировали, а будущие сотрудники лаборатории шрифта ОГИЗ разбирались в том, как их вообще делать, и систематизировали имеющиеся шрифты.
Так что теперь понятно, что делает в каталоге Мергенталер Линотайп кириллица к довольно-таки модным шрифтам — хотя бы в каком-то количестве это было рентабельно, т. к. СССР покупал и линотипы, и шрифты к ним.
Он пишет, что к концу XIX–началу ХХ века производство шрифтовых матриц для русских типографий находилось в руках монополистов (видимо, Бертгольда и Лемана) и преимущественно — в Германии. Поэтому после революции делать матрицы (а особенно — линотипные и монотипные) было просто некому, и вплоть до конца 1930-х годов матрицы импортировали, а будущие сотрудники лаборатории шрифта ОГИЗ разбирались в том, как их вообще делать, и систематизировали имеющиеся шрифты.
Так что теперь понятно, что делает в каталоге Мергенталер Линотайп кириллица к довольно-таки модным шрифтам — хотя бы в каком-то количестве это было рентабельно, т. к. СССР покупал и линотипы, и шрифты к ним.
❤43👍17🔥1
Из каталога шрифтов треста Полиграф 1927 года (это великая книга): https://bibliotekus.artlebedev.ru/books/gosudarstvenniy-trest-poligraf-obraztsy-shriftov/
борюсь с соблазном ничего не писать про кириллицу в первой половине XX века, а просто поставить qr-код на эту книгу))
борюсь с соблазном ничего не писать про кириллицу в первой половине XX века, а просто поставить qr-код на эту книгу))
🔥38❤15👍4🤔4
Чтобы не пропадать совсем: у меня был очень напряжённый конец лета и осень (ну и начало зимы заодно) — частично в связи с работой, частично из-за того, что пришлось повозиться с детьми и их поступлением в художку-музыкалку-первый класс и всеми сопутствующими радостями 😬
В связи с чем есть вопрос: оставлять этот канал, как он первоначально задумывался, только с новостями про Живую типографику и периодически пропадать надолго, или частично превратить в личный блог итоже пропадать надолго тогда редкие новости по книге будут перемежаться чуть более личными постами вроде завалов на рабочем столе или играющего на пианино ребёнка 🤷
Ну и новость по книге: летом я подписала договор с издательством и уже давно запорола все сроки 🌚 они вздохнули и пока терпят)
В связи с чем есть вопрос: оставлять этот канал, как он первоначально задумывался, только с новостями про Живую типографику и периодически пропадать надолго, или частично превратить в личный блог и
Ну и новость по книге: летом я подписала договор с издательством и уже давно запорола все сроки 🌚 они вздохнули и пока терпят)
❤127🔥27👍13