В медиа часто встречаются выступления аналитиков, ученых и разных экспертов на тему общества. Чтобы понять насколько действительно то, что они говорят отличается от просто мнения я смотрю на две вещи:
1) Ссылаются ли они на данные? Мы же часто в повседневной жизни говорим что-то в стиле "люди делают это потому что...", "многие беларусы считают так-то", "среди украинцев мало таких-то". В принципе эксперты говорят то же самое, но от наших повседневных мыслей их суждения отличаются тем, что основаны на конкретных исследованиях. То есть они могут назвать процент людей, указать на корреляцию показателей, привести полный список и классификацию мотивов и т.п. Причем объяснить кем и какими научными методами эти данные были получены. Так что мнение эксперта - это когда человек ссылается на исследования или может на них сослаться, если об этом попросят.
2) Ссылаются ли они на теорию? Многие вещи доказываются не эмпирически (то ест данными), а именно рациональными рассуждениями. Системы таких рациональных рассуждений, построенных по правилам логики, выливаются в разные теоретические направления. Там где возможно, эти теории соотносятся с эмпирическими данными, обобщая их, составляя способы их интерпретации, ну или хотя бы не противореча им. В социальных науках множество соперничающих друг с другом теорий, есть более сильные и более слабые. Но если эксперт ссылается на теорию, говоря, например, "причина такого поведения в том-то, потому что это универсальная закономерность для этих людей, как показывает теория Х", то мы хотя бы можем оценить насколько это надежное суждение. Например, Александр Дзермат, тоже ссылается на свои евразийские теории, а значит в его суждениях есть аналитический элемент, но поскольку евразийство это в целом буллшит, мы можем делать соответствующие выводы о его выводах.
Если в выступлениях нет одного из этих элементов и есть основания полагать, что даже спросив человек вряд ли сошлется на данные или теорию, значит его мнение не особо отличается от разговора на кухне. Да, оно может быть основано на опыте, интуиции, неосознаваемом влиянии общего багажа знаний и т.п., но это не делает его достаточно надежным, чтобы оно сильно отличалось от обычных повседневных рассуждений.
1) Ссылаются ли они на данные? Мы же часто в повседневной жизни говорим что-то в стиле "люди делают это потому что...", "многие беларусы считают так-то", "среди украинцев мало таких-то". В принципе эксперты говорят то же самое, но от наших повседневных мыслей их суждения отличаются тем, что основаны на конкретных исследованиях. То есть они могут назвать процент людей, указать на корреляцию показателей, привести полный список и классификацию мотивов и т.п. Причем объяснить кем и какими научными методами эти данные были получены. Так что мнение эксперта - это когда человек ссылается на исследования или может на них сослаться, если об этом попросят.
2) Ссылаются ли они на теорию? Многие вещи доказываются не эмпирически (то ест данными), а именно рациональными рассуждениями. Системы таких рациональных рассуждений, построенных по правилам логики, выливаются в разные теоретические направления. Там где возможно, эти теории соотносятся с эмпирическими данными, обобщая их, составляя способы их интерпретации, ну или хотя бы не противореча им. В социальных науках множество соперничающих друг с другом теорий, есть более сильные и более слабые. Но если эксперт ссылается на теорию, говоря, например, "причина такого поведения в том-то, потому что это универсальная закономерность для этих людей, как показывает теория Х", то мы хотя бы можем оценить насколько это надежное суждение. Например, Александр Дзермат, тоже ссылается на свои евразийские теории, а значит в его суждениях есть аналитический элемент, но поскольку евразийство это в целом буллшит, мы можем делать соответствующие выводы о его выводах.
Если в выступлениях нет одного из этих элементов и есть основания полагать, что даже спросив человек вряд ли сошлется на данные или теорию, значит его мнение не особо отличается от разговора на кухне. Да, оно может быть основано на опыте, интуиции, неосознаваемом влиянии общего багажа знаний и т.п., но это не делает его достаточно надежным, чтобы оно сильно отличалось от обычных повседневных рассуждений.
👍5
Forwarded from Екологічна Платформа
Це Крот, один з наших бійців. Під час боїв на бахмутському напрямку він отримав важке поранення.
Ми вдвох опинились в оточенні, мій автомат знищено ворожою гранатою, лишився один АК і кілька магазинів на двох. Крот дав бій, знищив кількох ворогів та у відповідь отримав кульове в шию, після чого ворог закинув дві гранати, щоб добити. Потім наші відпрацювали і ворог відійшов, що врятувало ситуацію. Нині Крот з множинними уламковими і кульовим лікується в шпиталі.
Ціна свободи висока, і розплачуватись часто доводиться кров’ю. Допомагайте тим, хто щоденно, крок за кроком, руйнує тиранію. Найближчий час хлопець лікується в шпиталі. Потім, в залежності від результатів операцій і лікування, декілька місяців реабілітації.
В результаті бою втрачено плитоноску, рпс, тепловізор, додаткові ріжки, рюкзак. Якщо бажаєте підтримати закупівлю нового спорядження та реабілітацію бійця, доступні реквізити:
https://send.monobank.ua/jar/9gqR3jdbGg
5375 4112 0923 3514
Смерть всім, хто стоїть на перешкоді здобуття вільності🏴
Ми вдвох опинились в оточенні, мій автомат знищено ворожою гранатою, лишився один АК і кілька магазинів на двох. Крот дав бій, знищив кількох ворогів та у відповідь отримав кульове в шию, після чого ворог закинув дві гранати, щоб добити. Потім наші відпрацювали і ворог відійшов, що врятувало ситуацію. Нині Крот з множинними уламковими і кульовим лікується в шпиталі.
Ціна свободи висока, і розплачуватись часто доводиться кров’ю. Допомагайте тим, хто щоденно, крок за кроком, руйнує тиранію. Найближчий час хлопець лікується в шпиталі. Потім, в залежності від результатів операцій і лікування, декілька місяців реабілітації.
В результаті бою втрачено плитоноску, рпс, тепловізор, додаткові ріжки, рюкзак. Якщо бажаєте підтримати закупівлю нового спорядження та реабілітацію бійця, доступні реквізити:
https://send.monobank.ua/jar/9gqR3jdbGg
5375 4112 0923 3514
Смерть всім, хто стоїть на перешкоді здобуття вільності🏴
❤4
А какой отсюда вывод? Что ничего хорошего и не будет, пока нормальное образование, культура, достойный уровень жизни, хорошая медицина и прочие блага цивилизации будут доступы только нескольким десяткам процентов населения. И это тема не только Украины, но и Беларуси. Описанный портрет коллаборанта не случайно совпадает с портретом ябатьки: где есть социальное неравенство и нищета, там всегда найдется социальная база для фашистов.
👍5
Forwarded from ✙ Передостання інстанція ✙
Оце послухав інтерв'ю із засудженими колаборантами. Думав, там будуть якісь ідейні повстанці за російський світ, які мають чітку картину світу й не соромляться нею поділитись, особливо тоді, коли в тебе є 15 хвилин слави в Ютубі. Але реальність — жорстокіша.
Ці колаборанти виявилися просто напівграмотними недоумками та мудилами — тобто, крайньо маргіналізованими людьми з дуже вузькими та обмеженими соціальними зв'язками. Вони живуть у вигаданому світі, який навіть не здатні описати. Їхня ідеологія — глибока емоція без краплі тексту.
Ці люди — Герострати, ображені, злі на весь світ і готові до подвигу у вигляді стрільби по натовпу просто для того, щоб залишити по собі хоч якийсь слід. І цих людей страшенно приваблює Росія. Це щось звірине, на рівні спинного мозку, бо колаборанти не здатні пояснити свій мотив.
Тюрма їх не виправить, а на волі вони проживатимуть до самої смерті на самоті та в злиднях, яке самі для себе створювали впродовж всього свідомого життя. Ці люди ніби ніколи в житті не намагалися бодай до чогось докласти зусилля — навіть подумки.
В розумінні російської ідеології саме ці люди і є тими хорошими, чистими українцями, які насправді є росіянами, що живуть у фашистському полоні. І вони не цікавляться політикою й не мають достатньо клепки, щоб налагодити своє життя. Ідеальні громадяни нового російського світу.
Можна було б сказати, що Росія настільки мерзенна, що її можуть підтримувати тільки отакі типи людей. Однак насправді Росія сама багато зробила для того, щоб привертати увагу насамперед серед дурних, токсичних і надмірно емоційних. Тільки з ними росіяни й можуть подружитись.
Російський режим десятиліттями поглиблював відносини не з розумними, а з фанатичними, та ще й такими, що не до кінця усвідомлюють свої дії. Ймовірно, це сталося через те, що для дружби з розумними й прогресивними усталеним російським елітам довелося б ділитись владою.
Звідси й консервативно-революційний ресентимент про Захід, що загниває, але не через капіталізм, а через слабкість і моральний розлад. І його треба добити/підтримати в переродженні. Що західні русофіли, що українські колаборанти — однаково несповна розуму.
@penultimate_resort
Ці колаборанти виявилися просто напівграмотними недоумками та мудилами — тобто, крайньо маргіналізованими людьми з дуже вузькими та обмеженими соціальними зв'язками. Вони живуть у вигаданому світі, який навіть не здатні описати. Їхня ідеологія — глибока емоція без краплі тексту.
Ці люди — Герострати, ображені, злі на весь світ і готові до подвигу у вигляді стрільби по натовпу просто для того, щоб залишити по собі хоч якийсь слід. І цих людей страшенно приваблює Росія. Це щось звірине, на рівні спинного мозку, бо колаборанти не здатні пояснити свій мотив.
Тюрма їх не виправить, а на волі вони проживатимуть до самої смерті на самоті та в злиднях, яке самі для себе створювали впродовж всього свідомого життя. Ці люди ніби ніколи в житті не намагалися бодай до чогось докласти зусилля — навіть подумки.
В розумінні російської ідеології саме ці люди і є тими хорошими, чистими українцями, які насправді є росіянами, що живуть у фашистському полоні. І вони не цікавляться політикою й не мають достатньо клепки, щоб налагодити своє життя. Ідеальні громадяни нового російського світу.
Можна було б сказати, що Росія настільки мерзенна, що її можуть підтримувати тільки отакі типи людей. Однак насправді Росія сама багато зробила для того, щоб привертати увагу насамперед серед дурних, токсичних і надмірно емоційних. Тільки з ними росіяни й можуть подружитись.
Російський режим десятиліттями поглиблював відносини не з розумними, а з фанатичними, та ще й такими, що не до кінця усвідомлюють свої дії. Ймовірно, це сталося через те, що для дружби з розумними й прогресивними усталеним російським елітам довелося б ділитись владою.
Звідси й консервативно-революційний ресентимент про Захід, що загниває, але не через капіталізм, а через слабкість і моральний розлад. І його треба добити/підтримати в переродженні. Що західні русофіли, що українські колаборанти — однаково несповна розуму.
@penultimate_resort
👍2❤1
Вот кстати еще один exit poll, от Ogólnopolska Grupa Badawcza. Выше - от IPSOS и насколько я знаю он более надежный.
Говорят, что Trzecia droga может сформировать коалицию с KO и Lewica и тогда PiS больше не будет правящей партией.
Ирония польских выборов в том, что тут, вынося некоторые партии за скобки, консерваторы соревнуются с чуть менее консервативными и ультраконсервативными.
Говорят, что Trzecia droga может сформировать коалицию с KO и Lewica и тогда PiS больше не будет правящей партией.
Ирония польских выборов в том, что тут, вынося некоторые партии за скобки, консерваторы соревнуются с чуть менее консервативными и ультраконсервативными.
Часам сацыёлагі да сваіх апытанак дадаюць пытанні кшталту "якую мову вы лічыце роднай?". Вось, напрыклад, у адным знаным даследванні нацыянальная ідэнтычнасці беларускую лічылі роднай 30% у 2020 і 32% у 2021. Апошнім часам я стаў задумвацца - а што насамрэч азначаюць гэтыя адказы?
На першы погляд "родная мова" - гэта цалкам натуральная з'ява, нешта з дзяцінства, што ёсць ва ўсіх раз і назаўсёды. Як кажуць, "ад прадзедаў спакон вякой" і набываецца з "ласкай матчынай". У такім выпадку трыдцаць адсоткаў адлюстроўваюць аб'ектыўную сітуацыю ў беларускім грамадстве, як, напрыклад, размеркванне жыхароў па памеру населеннага пункта ці біялагічнаму ўзросту.
Але такой інтэрпрытацыі супярэчыць нават мой уласны досвед. Да апошняга часа усё свядомае жыццё я лічыў, што мая родная мова - руская. Таму што я ёй вельмі добра валодаю, таму што гляджу, чытаю, вучуся, працую, прымаю удзел у палітычных деяннях - усё амаль цалкам на расейскай. То бок на пытанне сацыёлагаў я бы стоадсоткава адказаў, што мая родная мова - расейская.
Але зараз, калі стаў крытычна ставіцца да гэтага вопыту і сваіх адносін з мовай, я стаў знаходзіць іншыя факты. Напрыклад, хаця першую кнігу ў жыцці - "Му-му" - я прачытаў у 6-7 гадоў менавіта на расейскай, але у гэты ж час я з 1 па 3 клас навучаўся у беларускамоўнай школе. Літаральна праз пару год я прачытаў амаль ўвесь 11-томны зборнік Караткевіча на беларускай. Натуральна, што быў ячшэ Быкаў, Мележ і шэраг іншых аўтараў на беларускай. Нават дома у дзяцінстве мой бацька часам размаўляў сам мной па-беларуску, вычыў усялякім прымаўкам і г.д. У сталым жыцці я таксама часам карыстаўся беларускай, як мінімум таму што заўсёды меў інтарэс да пратэстнай палітыкі якая, так склалася, у Беларусі была большай часткай беларускамоўнай. У гэтым кантэксце ўжо беларуская мова выглядае цалкам роднай. Як мінімум таксама роднай. Паказальна, што гэтыя факты былі фактамі заўсёды, выдумляць, нават, нічога не трэба, але яны не былі "актываваны" ў маёй ідэнтычнасці.
Вынік такі: родная мова чалавека можа змяняцца пад уплывам бягучых сацыяльных, напрыклад, палітычных абставін. Таму вынікі па падобных пытаннях менавіта так і трэба разглядаць: яны адлюстроўваюць не нейкую заданную ў мінулым аб'ектыўную рэальнасць, але і сённяшні сацыяльны лад і бягучыя абставіны.
На першы погляд "родная мова" - гэта цалкам натуральная з'ява, нешта з дзяцінства, што ёсць ва ўсіх раз і назаўсёды. Як кажуць, "ад прадзедаў спакон вякой" і набываецца з "ласкай матчынай". У такім выпадку трыдцаць адсоткаў адлюстроўваюць аб'ектыўную сітуацыю ў беларускім грамадстве, як, напрыклад, размеркванне жыхароў па памеру населеннага пункта ці біялагічнаму ўзросту.
Але такой інтэрпрытацыі супярэчыць нават мой уласны досвед. Да апошняга часа усё свядомае жыццё я лічыў, што мая родная мова - руская. Таму што я ёй вельмі добра валодаю, таму што гляджу, чытаю, вучуся, працую, прымаю удзел у палітычных деяннях - усё амаль цалкам на расейскай. То бок на пытанне сацыёлагаў я бы стоадсоткава адказаў, што мая родная мова - расейская.
Але зараз, калі стаў крытычна ставіцца да гэтага вопыту і сваіх адносін з мовай, я стаў знаходзіць іншыя факты. Напрыклад, хаця першую кнігу ў жыцці - "Му-му" - я прачытаў у 6-7 гадоў менавіта на расейскай, але у гэты ж час я з 1 па 3 клас навучаўся у беларускамоўнай школе. Літаральна праз пару год я прачытаў амаль ўвесь 11-томны зборнік Караткевіча на беларускай. Натуральна, што быў ячшэ Быкаў, Мележ і шэраг іншых аўтараў на беларускай. Нават дома у дзяцінстве мой бацька часам размаўляў сам мной па-беларуску, вычыў усялякім прымаўкам і г.д. У сталым жыцці я таксама часам карыстаўся беларускай, як мінімум таму што заўсёды меў інтарэс да пратэстнай палітыкі якая, так склалася, у Беларусі была большай часткай беларускамоўнай. У гэтым кантэксце ўжо беларуская мова выглядае цалкам роднай. Як мінімум таксама роднай. Паказальна, што гэтыя факты былі фактамі заўсёды, выдумляць, нават, нічога не трэба, але яны не былі "актываваны" ў маёй ідэнтычнасці.
Вынік такі: родная мова чалавека можа змяняцца пад уплывам бягучых сацыяльных, напрыклад, палітычных абставін. Таму вынікі па падобных пытаннях менавіта так і трэба разглядаць: яны адлюстроўваюць не нейкую заданную ў мінулым аб'ектыўную рэальнасць, але і сённяшні сацыяльны лад і бягучыя абставіны.
❤2👍2
Forwarded from Комітет Спротиву /// Resistance Committee
Ще одна втрата білоруського крила спротиву. У Києві пройшло прощання з товаришем, який загинув раніше під час виконання бойового завдання.
Загиблий товариш був частиною білоруської антифашистської панк-хардкор сцени і завжди був готовий прийти на допомогу до місцевих анархістів.
З початком повномасштабної війни товариш не зміг залишитись осторонь і вирушив особисто боротися з фашистською заразою під назвою “русский мир”.
На війні він проявляв себе тільки з кращого боку і залишиться в пам’яті побратимів як сміливий боєць та надійний товариш.
Висловлюємо співчуття сім’ї загиблого, його друзям і товаришам по службі.
Загиблий товариш був частиною білоруської антифашистської панк-хардкор сцени і завжди був готовий прийти на допомогу до місцевих анархістів.
З початком повномасштабної війни товариш не зміг залишитись осторонь і вирушив особисто боротися з фашистською заразою під назвою “русский мир”.
На війні він проявляв себе тільки з кращого боку і залишиться в пам’яті побратимів як сміливий боєць та надійний товариш.
Висловлюємо співчуття сім’ї загиблого, його друзям і товаришам по службі.
😢7
Давно хотел попробовать делать посты в жанре "до/после", улучшая визуализацию, встречающуюся в беларуской аналитике. Поводом для первого такого поста стал ужасный чарт, попавшийся мне на глаза аж в двух популярных передачах на ютубе.
Итак, любая визуализация не хорошая и не плохая сама по себе, ее качество определяется в способности передавать месседж. В данном случае чарт иллюстрирует следующий месседж, цитата:
[В Беларуси] 12% ВВП идет на финансирование отраслей социальной сферы. [...] Практически во всей остальной Европе доля расходов на социальную сферу существенно больше. В среднем по Евросоюзу - 20 с половиной процента.
Что можно сделать, чтобы улучшить визуал?
1) Убираем не относящиеся к месседжу показатели - "Euro area 19" и "Euro area 20". Убираем пустое место между Швецией и Исландией, которое отвлекает внимание.
2) Сортируем страны по убыванию, чтобы наглядно показать 3 место с конца у Беларуси.
3) Улучаем визуал увеличивая Data-Ink ratio:
- убираем пунктирную линию на 12%, поскольку возможность сравнения нам обеспечивает сортировка и длина баров.
- убираем горизонтальную ось, поскольку начальные точки баров сами по себе образуют легко считывающуюся линию.
- убираем подписи значений на вертикальной оси: вместо того чтобы заставлять зрителя играть в игру "угадай значение" - подписываем значения непосредственно тех баров, которые используем в нашем месседже. Плюс подписываем базовые значения минимума и максимума.
- Цветом подчеркиваем месседж: хайлайтим общеевропейский показатель и Беларусь, остальное оставляем фоном.
4) Еще несколько мелких улучшений:
- убираем бессмысленные в нашем случае звездочки в названиях стран
- добавляем источник данных для особо пытливых умов
- делаем стандартное расстояние между барами в 50% от их ширины
- переводим названия стран на беларуский
- правим заголовок
Итог: несколько простых действий заставляют данные говорить сами за себя. Возможно хватило бы только одного - сортировки стран.
П.С.: В первой передачи на этом чарте вообще не было Беларуси 🙈
Итак, любая визуализация не хорошая и не плохая сама по себе, ее качество определяется в способности передавать месседж. В данном случае чарт иллюстрирует следующий месседж, цитата:
[В Беларуси] 12% ВВП идет на финансирование отраслей социальной сферы. [...] Практически во всей остальной Европе доля расходов на социальную сферу существенно больше. В среднем по Евросоюзу - 20 с половиной процента.
Что можно сделать, чтобы улучшить визуал?
1) Убираем не относящиеся к месседжу показатели - "Euro area 19" и "Euro area 20". Убираем пустое место между Швецией и Исландией, которое отвлекает внимание.
2) Сортируем страны по убыванию, чтобы наглядно показать 3 место с конца у Беларуси.
3) Улучаем визуал увеличивая Data-Ink ratio:
- убираем пунктирную линию на 12%, поскольку возможность сравнения нам обеспечивает сортировка и длина баров.
- убираем горизонтальную ось, поскольку начальные точки баров сами по себе образуют легко считывающуюся линию.
- убираем подписи значений на вертикальной оси: вместо того чтобы заставлять зрителя играть в игру "угадай значение" - подписываем значения непосредственно тех баров, которые используем в нашем месседже. Плюс подписываем базовые значения минимума и максимума.
- Цветом подчеркиваем месседж: хайлайтим общеевропейский показатель и Беларусь, остальное оставляем фоном.
4) Еще несколько мелких улучшений:
- убираем бессмысленные в нашем случае звездочки в названиях стран
- добавляем источник данных для особо пытливых умов
- делаем стандартное расстояние между барами в 50% от их ширины
- переводим названия стран на беларуский
- правим заголовок
Итог: несколько простых действий заставляют данные говорить сами за себя. Возможно хватило бы только одного - сортировки стран.
П.С.: В первой передачи на этом чарте вообще не было Беларуси 🙈
👍8
Исследование идеологической асимметрии в восприятии ложных новостей
Опросный эксперимент показывает, что в США консерваторы чаще верят в фейк ньюз, чем либералы. Это значит, что консерваторы хуже умеют работать с информацией. При этом либералы более предвзятые: они чаще верят в новости, которые соответствуют либеральным ценностям, независимо от того, являются ли эти новости правдивыми или фейковыми. Среди консерваторов этот эффект предвзятости меньше. При этом, не смотря на статистически значимые различия, в абсолютных значениях они довольно маленькие, то есть радикального разрыва в восприятии новостей между консерваторами и либералами нет.
Это, конечно, не первое исследование восприятия фейк ньюз. Особенность подхода автора в том, что он делает случайной не только выборку респондентов, но и выборку тестируемых материалов. Обычно тестируемые материалы отбираются или даже придумываются самими исследователями и чаще используют всего несколько таких материалов. Автор данного исследования взял целый массив новостей за девять месяцев и случайным образом отобрал 80 из фейковых и 80 из правдивых. Это позволило максимально приблизить условия эксперимента к реальности - показать реальные новости в большом количестве, как и происходит в жизни.
Опросный эксперимент показывает, что в США консерваторы чаще верят в фейк ньюз, чем либералы. Это значит, что консерваторы хуже умеют работать с информацией. При этом либералы более предвзятые: они чаще верят в новости, которые соответствуют либеральным ценностям, независимо от того, являются ли эти новости правдивыми или фейковыми. Среди консерваторов этот эффект предвзятости меньше. При этом, не смотря на статистически значимые различия, в абсолютных значениях они довольно маленькие, то есть радикального разрыва в восприятии новостей между консерваторами и либералами нет.
Это, конечно, не первое исследование восприятия фейк ньюз. Особенность подхода автора в том, что он делает случайной не только выборку респондентов, но и выборку тестируемых материалов. Обычно тестируемые материалы отбираются или даже придумываются самими исследователями и чаще используют всего несколько таких материалов. Автор данного исследования взял целый массив новостей за девять месяцев и случайным образом отобрал 80 из фейковых и 80 из правдивых. Это позволило максимально приблизить условия эксперимента к реальности - показать реальные новости в большом количестве, как и происходит в жизни.
OUP Academic
Truth and Bias, Left and Right: Testing Ideological Asymmetries with a Realistic News Supply
Abstract. The debate around “fake news” has raised the question of whether liberals and conservatives differ, first, in their ability to discern true from false
👍3🔥1
Когда активно обсуждалась тема непосредственного вступления беларуской армии в российско-украинскую войну, я у кого-то слышал тейк, что этого скорее всего не будет (или не было), потому что масса солдат в армии политически ненадежные. Это обосновывалось следующим образом: поскольку в целом в обществе огромный процент противников власти, а армия набирается путем всеобщего призыва, то и в ней будет примерно такой же процент противников власти. Я думаю, что это ложный тезис. На самом деле солдаты скорее всего более лоялны режиму, чем общество в целом.
Во-первых, просто потому что армия не является слепком всего остального общества. Гораздо больше шансов быть призванными в армию у выходцев из низших слоев общества, чем у всех остальных. Это вероятно происходит как минимум из-за двух обстоятельств:
1) Скорее всего служба в армии по-разному воспринимается в разных социальных классах. Для людей, которые нацелены на построение карьеры, учебу в университете и тп, армия - это чаще серьезная и недопустимая трата времени, которое должно быть затрачено на карьеру и построение успеха. Наоборот, для выходцев из более низких классов армия скорее всего чаще воспринимается как, пусть и не желательная, но неизбежность, переходной этап от юношеской ко взрослой жизни.
2) У выходцев из более высоких классов просто напросто больше ресурсов, которые они могут вложить в процесс откоса. Консультации с юристами и платные едицинские обследования, взятки, связи влиятельных родственников и т.д.
Короче социальный портрет типичного солдата куда более близкий социальному портрету типичного ябатьки или нейтрально настроенного человека: более бедные, реже с высшим образованием, чаще выходцы из регионов и т.п. Я конечно говорю о статистически различиях, это не значит, что отучившиеся в бгуире айтишники или дети бизнесменов не идут служить. Идут, просто реже. Конечно эти рассуждения требуют эмпирической проверки, но как гипотезы звучат куда убедительнее, чем изначальный тейк. По крайней мере похожую ситуацию с социальным портретом солдат я встречал в описаниях французских социологов, вероятно у нас механизм довольно похожий в этом отношении.
Во-вторых, я бы не списывал со счетов идеологическую обработку в армии. Это конечно не способ переубедить убежденных противников режима, но на небольшую долю более нейтральных или не слишком ярых сторонников может подействовать. В том смысле, что для борьбы с идеологической обработкой нужны определенные усилия, тогда как просто плыть по течению проще. Тут работает эффект, который Бурдье называл amor fati, когда оказавшись в определенных социальных условиях, человек склонен описывать их как естественные для себя.
Таким образом, даже год-полтора назад армия в армии было куда меньше противников режима, чем в обществе в целом. Это не означает, что отправлять армию на войну не опасно для Лукашенко. Конечно опасно, но по другим причинам. Например, что независимо от политических взглядов, как показывают последние годы, беларусы очень чутко реагируют на угрозу витальным потребностям, угрозу жизни, каковой, конечно, является война.
Во-первых, просто потому что армия не является слепком всего остального общества. Гораздо больше шансов быть призванными в армию у выходцев из низших слоев общества, чем у всех остальных. Это вероятно происходит как минимум из-за двух обстоятельств:
1) Скорее всего служба в армии по-разному воспринимается в разных социальных классах. Для людей, которые нацелены на построение карьеры, учебу в университете и тп, армия - это чаще серьезная и недопустимая трата времени, которое должно быть затрачено на карьеру и построение успеха. Наоборот, для выходцев из более низких классов армия скорее всего чаще воспринимается как, пусть и не желательная, но неизбежность, переходной этап от юношеской ко взрослой жизни.
2) У выходцев из более высоких классов просто напросто больше ресурсов, которые они могут вложить в процесс откоса. Консультации с юристами и платные едицинские обследования, взятки, связи влиятельных родственников и т.д.
Короче социальный портрет типичного солдата куда более близкий социальному портрету типичного ябатьки или нейтрально настроенного человека: более бедные, реже с высшим образованием, чаще выходцы из регионов и т.п. Я конечно говорю о статистически различиях, это не значит, что отучившиеся в бгуире айтишники или дети бизнесменов не идут служить. Идут, просто реже. Конечно эти рассуждения требуют эмпирической проверки, но как гипотезы звучат куда убедительнее, чем изначальный тейк. По крайней мере похожую ситуацию с социальным портретом солдат я встречал в описаниях французских социологов, вероятно у нас механизм довольно похожий в этом отношении.
Во-вторых, я бы не списывал со счетов идеологическую обработку в армии. Это конечно не способ переубедить убежденных противников режима, но на небольшую долю более нейтральных или не слишком ярых сторонников может подействовать. В том смысле, что для борьбы с идеологической обработкой нужны определенные усилия, тогда как просто плыть по течению проще. Тут работает эффект, который Бурдье называл amor fati, когда оказавшись в определенных социальных условиях, человек склонен описывать их как естественные для себя.
Таким образом, даже год-полтора назад армия в армии было куда меньше противников режима, чем в обществе в целом. Это не означает, что отправлять армию на войну не опасно для Лукашенко. Конечно опасно, но по другим причинам. Например, что независимо от политических взглядов, как показывают последние годы, беларусы очень чутко реагируют на угрозу витальным потребностям, угрозу жизни, каковой, конечно, является война.
❤6👍1👎1
Forwarded from Комітет Спротиву /// Resistance Committee
Терміновий збір на ремонт автівок для анархістського дрон-скваду з Інтернаціонального Легіону.
Товариші борються з путінським фашизмом від початку повномасштабної війни.
Сьогодні хлопці виявляють та нищать ворогів на горячому Куп'янському напрямку.
Для робочого процесу нон-стоп і можливості робити це з найменшою небезпекою потрібен справний транспорт. Сумарний кошт ремонту трьох авто - 80 тис грн (2200$).
Реквізити:
Monobank:
https://send.monobank.ua/jar/61xdSotoyb
💳 Номер картки банки
5375 4112 0996 4944
PayPal:
nelsongarbo.vm@gmail.com
🎯 Ціль: 80 000 ₴ (2200$)
Товариші борються з путінським фашизмом від початку повномасштабної війни.
Сьогодні хлопці виявляють та нищать ворогів на горячому Куп'янському напрямку.
Для робочого процесу нон-стоп і можливості робити це з найменшою небезпекою потрібен справний транспорт. Сумарний кошт ремонту трьох авто - 80 тис грн (2200$).
Реквізити:
Monobank:
https://send.monobank.ua/jar/61xdSotoyb
💳 Номер картки банки
5375 4112 0996 4944
PayPal:
nelsongarbo.vm@gmail.com
🎯 Ціль: 80 000 ₴ (2200$)
Если окажетесь где-то на берегу Средиземного моря, читайте рассказ Альбера Камю "Изгнанничество Елены", впервые опубликованный в 1948. Всего несколько страниц страниц концентрированного текста, позволяющего до глубины души прочувствовать суть сегодняшней эпохи.
Средиземноморские пейзажи наглядно показывают связь природы и истории. Эти скалы, бухты, солнце, небо пережили десятки империй, сотни войн и революций. Для Камю природная красота олицетворяет постоянтсво и меру, неизбежно присущие миру и человеку, как его части. Когда история отказывается от этого принципа меры, которому ее учит природа, когда она преступает пределы, это оборачивается трагедией для истории.
Не сложно узнать в этих рассуждениях наше время, искалеченное благодаря различным реализаторам "исторических миссий".
Несколько из ярких цитат:
"Средиземноморью присуща своя солнечная трагичность, непохожая на трагичность туманных стран. В иные вечера близ моря, у подножия гор, ночь нисходит на строгую дугу крохотной бухты, и тогда из глубины молкнувших вод поднимается ввысь, повергая нас в треперт, полнота бытия."
"Греческая мысль всегда была сопряжена с представлением о пределе, мере. Она ничего не доводила до чрезмерности - ни священное, ни разум."
"Для греков нравственные ценности предшествовали всякому действию, как раз и устанавливая ему пределы. Новейшая философия отодвигает обретение ценностей к конечному исходу действия [...] поскольку взгляды расходятся, какими этим ценностям быть завтра, и поскольку без подобного тормоза борьба усугубляется до бесконечности, то сегодня безостановочно нарастает схватка различных видов мессианства, их боевые кличи сливаются в сплошном грохоте столкновений между огромными империями."
"[...] греки ведь никогда не утверждали, будто предел не может быть перейден. Они утверждали только, что он существует и что дерзнувший его преступить понесет беспощадную кару. Все, что творится в сегодняшней истории, лишь подтверждает эту истину."
"Но эта эпоха - наша [...] мы будем бороться за те ее добродетели, которые достались нам от далекого прошлого."
"Честно признанное неведение, отказ от фанатизма, уважение пределов вселенной и человека, нежно любибое лицо, красота - вот где мы сомкнемся с греками."
"Исторический разум и художник равно считают своим призванием переделку мира. Однако художник самой своей природой обязан сохранять чувство меры, которой не признает исторический разум. И потому тирания есть увенчание последнего, тогда как страстная приверженность первого - свобода. Всякий, кто сегодня борется за свободу, в конечном счете сражается и за красоту."
Средиземноморские пейзажи наглядно показывают связь природы и истории. Эти скалы, бухты, солнце, небо пережили десятки империй, сотни войн и революций. Для Камю природная красота олицетворяет постоянтсво и меру, неизбежно присущие миру и человеку, как его части. Когда история отказывается от этого принципа меры, которому ее учит природа, когда она преступает пределы, это оборачивается трагедией для истории.
Не сложно узнать в этих рассуждениях наше время, искалеченное благодаря различным реализаторам "исторических миссий".
Несколько из ярких цитат:
"Средиземноморью присуща своя солнечная трагичность, непохожая на трагичность туманных стран. В иные вечера близ моря, у подножия гор, ночь нисходит на строгую дугу крохотной бухты, и тогда из глубины молкнувших вод поднимается ввысь, повергая нас в треперт, полнота бытия."
"Греческая мысль всегда была сопряжена с представлением о пределе, мере. Она ничего не доводила до чрезмерности - ни священное, ни разум."
"Для греков нравственные ценности предшествовали всякому действию, как раз и устанавливая ему пределы. Новейшая философия отодвигает обретение ценностей к конечному исходу действия [...] поскольку взгляды расходятся, какими этим ценностям быть завтра, и поскольку без подобного тормоза борьба усугубляется до бесконечности, то сегодня безостановочно нарастает схватка различных видов мессианства, их боевые кличи сливаются в сплошном грохоте столкновений между огромными империями."
"[...] греки ведь никогда не утверждали, будто предел не может быть перейден. Они утверждали только, что он существует и что дерзнувший его преступить понесет беспощадную кару. Все, что творится в сегодняшней истории, лишь подтверждает эту истину."
"Но эта эпоха - наша [...] мы будем бороться за те ее добродетели, которые достались нам от далекого прошлого."
"Честно признанное неведение, отказ от фанатизма, уважение пределов вселенной и человека, нежно любибое лицо, красота - вот где мы сомкнемся с греками."
"Исторический разум и художник равно считают своим призванием переделку мира. Однако художник самой своей природой обязан сохранять чувство меры, которой не признает исторический разум. И потому тирания есть увенчание последнего, тогда как страстная приверженность первого - свобода. Всякий, кто сегодня борется за свободу, в конечном счете сражается и за красоту."
👍4
Forwarded from GNIP
Фіона — анархіст і антифашист із Мінська. Раніше в Мінську брав участь у вуличному активізмі та протестах, організовував FNB Мінськ, ініціював групу FNB Tbilisi в Сакартвело.
У 20-му, незважаючи на численні демонстрації, Лукашенка повалити не вдалося, тому що неозброєний протест проти диктатора не дієвий, вважає Фіона.
Тому на початку 2023 року він приїхав в Україну і пішов у мінометку. Відтоді бере участь у боях під Бахмутом як артилерист.
Для коригування вогню артилеристам необхідні дрони. Дрони бережуть людські життя і час. Там, куди раніше посилали групу розвідників, тепер летить дрон і в режимі онлайн показує, де розташована ворожа техніка.
Фіона вірить, що в Україні вони борються з двома диктаторами: Путіним і Лукашенком. Після того, як переможуть на фронті, настане свобода і в Білорусі. Ми підтримуємо всіх борців за свободу, тому відкриваємо збір на 3 970 євро:
Мavic 3 - 2 000 євро
Антена - 400 євро
Щогла - 261 євро
Зарядка - 116 євро
Інтелектуальна акумуляторна батарея (5 шт) - 1080 євро
Сумка для дрона - 110 євро
Наступний місяць збір на дрон із розхідниками для Фіони. Смерть диктаторам, воля народу.
PayPal:
https://paypal.me/gnimperialpride
BTC:
bc1qxks07f7vyu24dxgqaqc02x3zal54zqe7hyfmhp
Bank:
IBAN: DE71100708480645289000
BIC: DEUTDEDB110
Account holder: Anna Barkova
❗Payment reference: GNIP
У 20-му, незважаючи на численні демонстрації, Лукашенка повалити не вдалося, тому що неозброєний протест проти диктатора не дієвий, вважає Фіона.
Тому на початку 2023 року він приїхав в Україну і пішов у мінометку. Відтоді бере участь у боях під Бахмутом як артилерист.
Для коригування вогню артилеристам необхідні дрони. Дрони бережуть людські життя і час. Там, куди раніше посилали групу розвідників, тепер летить дрон і в режимі онлайн показує, де розташована ворожа техніка.
Фіона вірить, що в Україні вони борються з двома диктаторами: Путіним і Лукашенком. Після того, як переможуть на фронті, настане свобода і в Білорусі. Ми підтримуємо всіх борців за свободу, тому відкриваємо збір на 3 970 євро:
Мavic 3 - 2 000 євро
Антена - 400 євро
Щогла - 261 євро
Зарядка - 116 євро
Інтелектуальна акумуляторна батарея (5 шт) - 1080 євро
Сумка для дрона - 110 євро
Наступний місяць збір на дрон із розхідниками для Фіони. Смерть диктаторам, воля народу.
PayPal:
https://paypal.me/gnimperialpride
BTC:
bc1qxks07f7vyu24dxgqaqc02x3zal54zqe7hyfmhp
Bank:
IBAN: DE71100708480645289000
BIC: DEUTDEDB110
Account holder: Anna Barkova
❗Payment reference: GNIP
❤4