МашТех – Telegram
МашТех
43K subscribers
3.74K photos
936 videos
33 files
3.03K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Компания Proteqta, входящая в ГК Softline, объявила о выпуске линейки умных касок Atom 4.0. Созданы они на базе защитной каски Росомз, в которую внедрен интеллектуальный модуль.

В систему также входит базовая станция с протоколом передачи данных LoRaWAN и аналитический сервер, который собирает и обрабатывает информацию о сотрудниках-носителях устройств. В саму каску встроены датчики определения температуры и влажности, высокоскоростной процессор и тревожная кнопка.

Для работы внутри помещений предназначен Bluetooth-модуль, а модуль GPS/ГЛОНАСС – для функционирования на открытой местности. И заряжается это все по беспроводной технологии.

Все вместе позволяет контролировать нахождение сотрудников в опасных зонах и выявлять нарушения трудового режима. Каска сообщит дежурному о падениях, ударах, неподвижности сотрудников. А если диспетчер захочет поорать на сотрудника (ну или просто дать ему указания, чего орать-то сразу), то можно использовать встроенный голосовой модуль.

Чаще всего пользователи таких девайсов жалуются на их вес и прочие неудобства при ношении, но на сайте производителя никаких подробных ТТХ не указано. А значит остается только догадываться, избавлена ли эта каска от привычных проблем и минусов.
Чубайс, долги и пустота.

Согласно отчету за первое полугодие 2023 года, задолженность перед кредиторами сильно превышает стоимость всех активов "Роснано" и доходит до 95 млрд рублей, хотя еще на 31 декабря 2022 года она была меньше на 5 млрд. Разумеется, рассчитаться с долгами до конца года руководство госкорпорации вряд ли сможет.

Еще в апреле мы называли проекты Чубайса "черной дырой", а в сентябре Владимир Путин практически повторил наши слова и охарактеризовал "Роснано" как "большую дыру". Напоминаем про некоторые прожекты, на которых и погорела госкорпорация:

● порядка 700 млн рублей убытков насчитали у "Пластик Лоджик" - той самой, которая обещала создать гибкие планшеты для российских школьников. Мало? Это только в 2022 году, а с 2015 по 2021 годы убытки составили 11,66 млрд рублей.

● 759,5 млн рублей убытка в прошлом году принес новосибирский завод литий-ионных аккумуляторов ООО "Энергорешения" (он же "Лиотех"). Ну это опять же убытки за 2022 год, а на конец 2021 года компания уже была должна кредиторам порядка 10 млрд рублей.

● замыкает ТОП-3 ООО "Гематологическая корпорация", с 2010 года развивающая метод диагностики свертываемости крови. Дело, безусловно, очень важное, но неблагодарное - в 2022 года убытки составили 295 млн рублей при выручке 76 млн.

Общий объем убытков за 12 месяцев составил 3,646 млрд рублей. Всего же с минусом разной величины закрыли 2022-й год 218 компаний "Роснано" из 259, которыми корпорация владеет в разных долях.

Лишь шесть компаний показали чистую прибыль, да и то в диапазоне от 1 до 11 млн рублей.

Больше всего (те самые 11 млн прибыли) у двух компаний, одна из которых ООО "Митотех". Она внедряет инновационные препараты на основе митохондриальных нанотехнологий. Возможно, секрет успеха в том, что "Роснано" принадлежат только 32,32% этой компании.
Быстрее, выше, пожалуйста.

Буквально вчера мы рассказывали о китайских чипах от Loongson, которые уже совсем скоро появятся в отечественной технике. Тогда мы сказали, что самостоятельно выпускать 12-нанометровые чипы Россия не научится, увы, еще очень долго. И вот пришло время поговорить о том, как именно выглядит это "долго".

Замглавы Минпромторга Василий Шпак представил "дорожную карту" развития индустрии, согласно которой:

● сейчас отечественные полупроводниковые предприятия способны выпускать микроэлектронику по топологическим нормам 90 и 130 нм;

● к 2026 году году попытаются перейти к 65 нм. Ведущие западные компании достигли этого уровня в 2004 году;

● а к 2030 году надеются освоить и 14 нм. Это технологии из уже далекого 2014 года.

На 12 нм, как у китайцев, в министерстве планов даже не строят, чего уж говорить о 3 нм, которые массово начали использовать Intel, Samsung и Apple.

Крупнейший и наиболее современный из существующих российских производителей "Микрон" хоть и способен делать единичные экземпляры на 65 нм, но массово может выпускать лишь 90 нм. А это уровень технологий, которого ведущие компании достигли еще в 2001 году.

Но есть и хорошие новости. На один только 2024 год правительство выделит 210 млрд рублей на поддержку российской микроэлектроники. В частности, эти деньги пойдут на создание собственного литографа.

Еще в 2020 году бюджетные инвестиции в эту сферу не превышали 10 млрд рублей, но затем грянул гром, мужик перекрестился, и в 2022 году они составляли уже 147 млрд рублей. Глядишь, дальше будет лучше. Лишь бы гром не давал расслабляться.
Гидро против электро.

В "Русгидро" недовольны качеством отечественных электромобилей Evolute, которые используются в принадлежащем компании каршеринге Green Crab. Виной всему "детские болезни" машин, которые отправляют в простой 20% парка и более.

При этом, как рассказал гендиректор ЭЗС "Русгидро" Дмитрий Беляев на круглом столе по перспективам электротранспорта в Совфеде, машины находятся в лизинге, и платежи за них приходится вносить даже во время простоя.

Чтобы минимизировать простой, на Дальний Восток (где и работает каршеринг) для устранения неполадок регулярно приходится выезжать инженерам Evolute. Но ресурсов не хватает, что вынуждает привлекать дополнительных специалистов на поддержку автопарка компании.

В каршеринге считают, что электромобили Evolute требуют доработки, но от дополнительных закупок не отказываются – в 2023–2024 годах компания приобретет еще 40 электромобилей.

Да и в целом альтернатив у Evolute среди "отечественных" электромобилей немного. Возможно, именно поэтому продажи модели I-Pro выросли на 54%, а электрическому "Москвичу" места в топе даже не нашлось.
ОПЖТ (оно же Объединение производителей железнодорожной техники) выкатило статистику по производству вагонов, тепловозов и всяческих комплектующих к ним за 9 месяцев 2023 года, порадовав нас хорошими новостями. Из позитива:

● Стали больше выпускать изотермических вагонов. Если конкретно, то один. Но в прошлом году за те же девять месяцев не выпустили ни одного. Уже прогресс.

● А вот путевых машин производить стали меньше, но зато отремонтировали в три раза больше, чем за тот же период в прошлом году. Тоже радостно.

● С вагонами ситуация обратная. Отремонтировали меньше - 289 103 вагона за 9 месяцев 2023 года против 345 121 вагона за такой же период 2022 года. Зато изготовили значительно больше - 45 145 против 35 294 соответственно.

И в остальном статистика позитивная, пациент скорее жив, особенно в части подвижного состава. Да и в производстве комплектующих статистику портят только колеса. Их в России произвели на 80 тыс. меньше.
Авиационный дайджест.

● Российско-украинские самолеты Ан-124-100 "Руслан" могут стать просто российскими, получив двигатели ПД-35 или модернизированные Д-18Т. Если Д-18 поставлялись с Украины, то ПД-35 – это уже полностью отечественная разработка. Его планировали устанавливать на Ил-96-400М и китайский широкофюзеляжный дальнемагистральный CRC929, но с последним как-то не сложилось. Модернизированный "Руслан" сможет летать до 2050 года, получив обновленную кабину, авионику и двигатели.

● Вертолет Ка-52М оснастят РЛС кругового обзора для всепогодной и круглосуточной разведки, работающей в сантиметровом диапазоне. Она позволит обнаруживать самолеты, вертолеты и БПЛА противника, бронетехнику, артиллерийские позиции, скопления живой силы и другие военные объекты, в том числе в режиме радиовидения высокой детализации. И да, цели с низкой радиолокационной контрастностью тоже.

● Опытный образец полностью импортозамещенного вертолета "Ансат" готовится к летным испытаниям. Дальность полета машины, оснащенной новым мотором ВК-650В и дополнительным баком, увеличилась до 660 км. Также в новом "Ансате" будут лопасти с новой аэродинамической компоновкой, что позволит увеличить взлетный вес с 3600 до 3800 кг.

● Шины для самолётов МС-21 и SJ-100 начнет делать поставщик "АвтоВАЗа" и "КамАЗа". До февраля 2022 года на самолёты SSJ-100 устанавливались только импортные шины, но теперь их заменят на разработку от "Нижнекамскшина". Ну или от "ЯШЗ Авиа", с которым ПАО "Яковлев" тоже заключил договор на разработку. Такая конкуренция должна повысить качество продукции и обеспечить выполнение планов по увеличению темпов производства самолетов.
Кадры.

Игорь Тимофеев назначен гендиректором входящего в ТМХ завода "Трансмаш" - одного из ключевых российских производителей грузовых вагонов и рельсовой снегоуборочной техники. В свое время Тимофеев трудился в горно-металлургическая компания "Северсталь", а после 15 лет работы там перешел в Группу ОМЗ и управлял "Ижорскими заводами". Успел управленец поработать в "Атомстройэкспорте" "Росатома", а в "Трансмашхолдинге" занимался производством грузовых вагонов и литья.

● Сменился директор и у "Казанского вертолетного завода". Там новым руководителем назначен Николай Яковлев, а Владимир Гинсбург покидает свой пост по личным обстоятельствам. Яковлев проработал на предприятиях холдинга "Вертолеты России" более 30 лет, начав с путь с простого рабочего на "Роствертол". Там он в итоге дослужился до директора по материально-техническому обеспечению, а в последнее время был первым заместителем гендиректора Арсеньевской Авиационной компании "Прогресс".
Ледоколы упёрлись в бюджет.

Финансирование строительства атомных ледоколов в России может сократиться на 10 млрд рублей за три года, при этом стоимость строительства наоборот может подскочить в два раза. Согласно проекту бюджета на 2024–2026 годы, поумерить аппетиты придется:

● строителям головного сверхмощного ледокола "Лидер". Им бюджеты уменьшат на 5,24 млрд рублей. В целом же объем бюджетного финансирования "Лидера" на 2022–2027 годы, согласно опубликованным еще в прошлом году планам, составлял 99 млрд рублей;

● на строительство третьего и четвертого серийных ледоколов типа "Арктика" бюджеты урежут на 0,56 млрд рублей;

● пятому и шестому повезло еще меньше. У них отберут по 2,36 млрд и 1,36 млрд рублей соответственно. По планам на строительство должны были выделить из бюджета 56,6 млрд и 61,3 млрд рублей;

● на 0,91 млрд рублей уменьшат также финансирование строительства судна атомно-технологического обслуживания. Она должно было обойтись бюджету в 24,8 млрд рублей.

О том, что сроки сдачи ледоколов постоянно срываются, а стоимость их строительства повышается, мы писали уже не раз. Как уточняет "Ъ", ситуация не улучшилась:

● пятый и шестой ледоколы многострадального проекта 22220 типа "Арктика" могут подорожать минимум вдвое от цены госконтракта;

● до 199,6 млрд рублей может вырасти стоимость госконтракта на строительство "Лидера", прибавив 70 млрд рублей. Да и сроки сдачи на "Звезде" могут передвинуть на два года.

Но, разумеется, в убытке "Росатом" не останется, а все лишние затраты аукнутся уже в тарифах на перевозку грузов по Севморпути. А у него проблем хватает и без того.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Недавно мы рассказывали о проблемах с ПО, с которыми столкнулись отечественные автопроизводители и не только. Приходится менять иностранное программное обеспечение на российское и в авиапроме.

Входящая в "Ростех" ОДК совместно с АСКОН показала начало тестирования и доработки российских CAD- и PLM-решений. После всех доработок новые перспективные двигатели ПД-8В и ПД-35, которыми заменят украинские Д-136 и Д-18Т, планируют создавать уже на собственных программных продуктах.

Тестируют программы в "ОДК-Авиадвигатель", но в частных технических заданиях учтены требования и других предприятий ОДК, что позволит тиражировать результаты проекта в масштабах всей отрасли двигателестроения.

Ну и как мы говорили раньше, программное обеспечение - это дорого и долго. В реализацию проекта уже инвестировали почти 1,2 млрд рублей, но в промышленную эксплуатацию отечественное ПО введут лишь в конце 2026 года. Правда, и стартовал проект относительно недавно - в начале 2023 года.
Концепт нового московского монорельса.

Сегодня утром стало известно, что правительство города подпишет концессионное соглашение о модернизации дороги, которая пройдет в два этапа. Подробнее об этом и о том, что монорельс будет беспилотным, мы уже написали в Беспилоте.

И вот появились концепты новых поездов для монорельса от "Московского института теплотехники". Итак, состав будет состоять из пяти вагонов, а общая его длина будет достигать 32,5 м.

● Длина головного вагона - 7 м, пассажирского - 5,5 м;

● сидячих мест в вагоне - 16, а максимальное количество пассажиров, включая сидячих, - 50. В итоге общее число пассажиров в составе достигает 250;

● максимальная конструкционная скорость - 80 км/ч, средняя по трассе - 30-60 км/ч, а разгоняется состав до 43,2 км/ч за 20 секунд;

● рассчитан состав на 20 лет эксплуатации.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Разработчики из "НТР Томск" научили беспилотник проводить инвентаризацию на складах мясокомбината без участия человека, причем делал он это фактически в морозильных камерах при температуре -20 градусов по Цельсию.

Разработка томичей не требует остановки рабочего процесса и не нуждается в спутниковой навигации, что особенно важно, поскольку в помещении она просто недоступна. Карта склада строится один раз, а дальше дрон с легкостью находит путь и считывает RFID-метки внутри упаковок, передавая данные в программу учета.
Деукраинизация российской авиации.

Недавно мы писали о том, что украинские двигатели в самолетах Ан-124-100 "Руслан" заменят на полностью отечественный ПД-35, а в вертолетах Ми-26 - на ПД-8В. Теперь пришло время избавиться и от самих самолетов "Антонова". Ан-26 и Ан-72, которые невозможно обслужить, в ВС РФ уступят место новому Ил-212.

Самолет, конечно, совершенно новый, но нам всем он уже давно известен - это многострадальный Ил-112В, который существенно переработают и оснастят турбореактивными двигателями ПД-8 вместо турбовинтовых ТВ7-117СТ. Также изменятся крыло самолета и шасси, будут установлены новые топливная и гидросистема. А вот бортовое оборудование, авионика и фюзеляж останутся прежними.

У Ил-112В двигатели стоят под крылом, а у Ил-212 будут находиться над ним, чтобы не допустить попадания в них мусора и предметов с земли, обеспечив тем самым эксплуатацию нового самолета с неподготовленных полос и грунтовых аэродромов. Также у нового самолета увеличится грузоподъемность благодаря более мощным двигателям.

Вот только непонятно, как быстро все это будет воплощено в жизнь. Также неясно, что будет с другими проектами, использующими проблемный двигатель серии ТВ7-117, ставший причиной катастрофы Ил-112В. Сроки сдачи Ил-114-300 уже сдвинули, та же история и с Ми-38. Возможно, их тоже ждет новая жизнь с новыми моторами, но когда-нибудь потом.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Станки и оборудование. Дайджест.

● Конструкторское бюро НПО "ПОФ" займется разработкой, проектированием и дальнейшим производством промышленного оборудования для переработки вторичного пластика. В течение пяти лет хотят построить завод, который будет не только производить оборудование для переработки пластика, но и перерабатывать отходы фильтрации в ПЭТ-гранулят. Инвестиции в реализацию проекта составят более 1 млрд рублей.

● В Перми начнут производить промышленных роботов-манипуляторов от компании "Роботех". Сумма вложений в инвестпроект оценивается примерно в 216 млн рублей. У компании есть целая линейка четырех- и шестиосевых роботов собственной разработки для выполнения широкого спектра операций, но какие именно модели будут производить на новой площадке, пока не понятно.

● На юго-востоке Москвы появится еще одно предприятие по производству оборудования "Полимер-Комплекс" для изготовления изделий из пенополиуретана. Выпускать оно будет до 100 заливочных машин в год, а в другом цехе будут выпускать изделия из пенополиуретана до одного млн штук в год. Инвестиции в этот проект составят 440 млн рублей.

● Петербургский "Станкозавод "ТБС" нарастил выпуск станков в области среднего сегмента на 140%, а в области станков тяжелого сегмента, где производственный цикл занимает в среднем от полутора до двух лет, выпуск вырос на 50%. И можно было бы улучшить статистику еще, но завод столкнулся со сложностями в поиске новых площадей, необходимых для дальнейшего расширения производства.

● А еще ЮЗТС показал таймлапс 48-часовых испытаний работы карусельного станка серии "А" по тест-программе, включающей проверку работоспособности, всех характеристик, функций и опций. Довольно завораживающее зрелище.
Водородные разработки выходят из воды на сушу.

Недавно мы видели испытания судна, созданного Центром водородных технологий АФК "Система", а теперь дошла очередь и до водородных грузовиков от того же разработчика. Делают его вместе с минским заводом "Белкоммунмаш", и уже есть заказчик на 25 таких машин.

Производят их на базе белорусского концепта грузовика Vitovt Truck Electro Prime, но если электрическая версия могла проезжать на одной зарядке до 200 км, то водородный генератор увеличивает пробег до 1000 км. Стоимость машины при этом не сильно увеличится, хотя и останется немалой – 25-30 млн рублей в зависимости от исполнения.

Водородный грузовик будет иметь грузоподъемность 12 тонн, и специально под него проектируются полностью российские топливные элементы с жидкостным охлаждением, мощность которых составит 100 кВт. К концу 2024 года БКМ и ЦВТ планируют произвести 20 водородных машин.

Будущее у проекта есть, поскольку происходит все это на фоне новых мер поддержки водородной отрасли.

Вчера премьер-министр Мишустин подписал постановление, согласно которому правительство компенсирует научным организациям, предприятиям и компаниям до 70% затрат на разработку технологий производства, транспортировки и хранения водорода. В 2023–2024 годах на выплату субсидий в федеральном бюджете зарезервированы более 1,3 млрд рублей.
Обновленную стратегию цифровизации промышленности утвердят до конца 2023 года.

Документ правительство одобрило еще в 2021 году, но его пришлось переписывать с учетом реалий, наступивших в году 2022-м. Обновленный документ готовили в соавторстве с коллективом "Политеха".

Среди ключевых направлений обновленной стратегии проекты цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности:

● Умное производство;

● Цифровой инжиниринг;

● Продукция будущего;

● Технологическая независимость;

● Интеллектуальная господдержка.

По словам директора департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли РФ Владимира Дождёва, новая стратегия позволит применять всю совокупность инженерных практик, связанных с цифровым инжинирингом во всех технологических отраслях.

Правда, мы уже писали, что финансирование проектов довольно скромное, а сами изменения вызваны нехваткой бюджетного финансирования для инновационного развития отрасли. Осталось дождаться и посмотреть, совпадут ли планы и надежды с реалиями жизни.