МашТех – Telegram
МашТех
42.9K subscribers
3.75K photos
940 videos
33 files
3.03K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Недавно мы давали статистику по рынку оборудования для пищевой промышленности страны и выяснили грустное: доля российских машин в этой отрасли упала на 13%, а отечественных производителей теснят даже испанцы. Но, как оказалось, теснят далеко не всех и тут тоже есть хорошие новости.

Пермская производственная компания "Меридиан" разработала этикетировочную машину, которая наносит самоклеящиеся этикетки на продукт. Как она работает, можно посмотреть на видео. Но если говорить коротко, то тут задействовано техническое зрение, которое помогает определять координаты для точного нанесения этикеток аппликатором.

Приклеить таким образом этикетки машина может на 35 000 банок в час. Точнее говоря, не только банок. Благодаря модульной конструкции использовать её можно для любой продукции, упакованной в бутылки или банки круглого сечения: пива, молока, сгущенки, газировки и т.д.

Еще одна проблема, о которой мы говорили вчера, касается зависимости отечественных производителей от импорта компонентов. Тут её удалось избежать: машина почти на 100% состоит из российских деталей. Что опять же добавляет позитива на фоне той статистики.
Подъем с переворотом.

Российские активы одного из крупнейших производителей лифтов Kone проданы. Изначально их планировали передать местному менеджменту, однако в итоге бизнес оценочно за 0,5–1 млрд рублей приобрела российская компания S8 Capital. И это уже второй лифтовый актив в её портфеле, поскольку в конце июня входящая в холдинг компания Ice Development выкупила 100% доли производителя лифтов Otis в стране.

После ребрендинга российская "Отис Лифт" превратилась в METEOR Lift, с января 2023 года предприятие начало выпуск под этим брендом, и именно эта компания будет обслуживать лифтовое оборудование Kone.

Покупка активов финской компании добавила METEOR Lift более 7 000 единиц оборудования, в итоге общий сервисный портфель увеличился до 51 300 единиц лифтов, эскалаторов, траволаторов и турникетов. Таким образом, сделка позволит компании стать ведущим поставщиком сервисных услуг по количеству обслуживаемых высокоскоростных лифтов в России.

При этом управляющие и застройщики жалуются на падение качества сервисного обслуживания у компаний-преемников зарубежных производителей. Без внешнего контроля стандарты оказания услуг снизились, а сроки поставок выросли. Поднялись и цены на лифтовое оборудование - на 30–40%. А вот сами российские лифты часто могут подниматься не выше чем на 30–35 этажей.
Минцифры разработало новую версию "дорожной карты" развития "Нового общесистемного и прикладного программного обеспечения", в которой актуализировало данные по внедрению ПО и скорректировало целевые показатели до 2030 года.

● В 2023 году доля внедрения российского софта должна составить 54%, вместо 23% в прошлой редакции;

● в 2024 году этот уровень должен достичь 58%, вместо 33% в предыдущем варианте документа;

● в 2025 году – 63%, вместо 48% запланированных ранее;

● а уровень внедрения российского софта на 2030 год остался прежним – 71%.

При этом в 2022 году уровень внедрения российского общесистемного и прикладного софта уже достиг 50%. Под общесистемным ПО подразумеваются отечественные ОС и другие программы для решения общих задач, под прикладным – текстовые и графические редакторы, браузеры, медиаплееры и т.д.
ЦКР. ПО. БАС.

В России появится новый центр компетенций разработки (ЦКР), который займется анализом недостающих софтверных решений для дронов и заменой иностранных решений на собственные средства участников.

Проще говоря, в таких центрах сведут вместе разработчиков софта и заказчиков, которым он нужен. И одни по заказу других будут делать то, что нужно нам всем. Точнее говоря, так должно работать в теории.

На практике же половина разработчиков не заметила реального влияния на индустрию от запуска предыдущих ИЦК и ЦКР. Об этом свидетельствуют данные опросов "Руссофт", которые мы недавно публиковали в МашТехе. Так или иначе, но ЦКР для БАС создан, и в его состав вошли:

● представители "Геоскана";

● "Аэроскрипта";

● "Лаборатории Касперского";

● "Флай дрона";

● "Ростелекома"

● "Сбера";

● "Ситроникса";

● технопарка "Сколково";

● "Национальной технологической инициативы" и др.

Председателем центра назначен гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих. ЦКР, созданный в соответствии с поручением премьера Михаила Мишустина, будет делиться на пять групп:

- первая занимается программно-аппаратными комплексами для управления беспилотниками. Речь идет про навигацию, идентификацию, связь и т.д.

- вторая займется совершенствованием нормативного регулирования;

- третья сконцентрирует внимание на работе цифровых платформ для управления разработкой, сертификацией, обменом информацией и т.д.;

- четвертая группа будет заниматься цифровым симулятором для обучения персонала;

- пятая – решениями по безопасности и противодействию противоправному применению беспилотников.

При этом работа центра не будет оплачиваться из бюджета, а держать людей вместе по задумке должно осознание важности совместной работы.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Только мы рассказали, как важно не отстать с внедрением искусственного интеллекта в промышленности, как о необходимости передовых технологических решений заговорил и премьер Мишустин на стратегической сессии "О крупных проектах технологического суверенитета (мегапроектах)".

Впрочем, об этом премьер говорил в контексте, а основной темой было восстановление отечественной промышленности. По его словам, рост "обработки" в стране опережает темпы ВВП и по итогам восьми месяцев превысил 6,5%. Но для преодоления зависимости от иностранных комплектующих и оборудования все еще нужна поддержка ключевых секторов экономики.

Уже в этом году планируют реализовать комплекс мер для привлечения инвестиций в проекты по производству приоритетной промышленной продукции в размере не менее 2 трлн рублей, а через шесть лет эта сумма должна превышать 10 трлн рублей.

Для создания линейки глубоко локализованной высокотехнологичной продукции по всем ключевым направлениям были запущены мегапроекты, в том числе по выпуску:

● дизельных двигателей;

станков;

электронной и радиоэлектронной продукции;

● оборудования критической информационной инфраструктуры;

беспилотных авиационных систем;

● отечественных самолётов и судов.

Реализовываться они будут за счёт бюджетных и частных инвестиций. Общий объём средств на каждый проект – не менее 10 млрд рублей. При этом производство должно быть основано на собственных линиях разработки, находящихся под национальным контролем, важно использовать собственные средства проектирования и разработки средств производства.

На прошлой неделе уже было выделено дополнительно 5 млрд рублей на проведение НИОКР предприятиям, которые выпускают важную инновационную продукцию. По предварительным оценкам, выручка от этих проектов превысит 300 млрд рублей уже в ближайшие четыре года.
С IT-компаний снимут ответственность.

Законопроект о "О технологической политике" перепишут, добавив в него "право на риск": оно позволит технологическим компаниям и инвесторам не нести ответственность за потерю государственных денег в случае провала их проектов.

Как пишет "Ъ", от претензий и уголовных дел компании и инвесторы будут освобождены только при соблюдении процедур управления рисками и принятия решений:

● если предприниматель соблюдал установленную процедуру принятия решений, то оснований считать его действия недобросовестными нет, если нет иных сведений о правонарушениях с его стороны. Процедура принятия решений включает в себя систему управления рисками, коллегиальность, привлечение экспертов;

● те же процедуры должен соблюдать оператор мер поддержки, то есть инвестор.

Как всегда, у такого решения есть как плюсы, так и минусы. Да, может вырасти количество недобросовестных заявок, нужно организовывать регулярный мониторинг. С другой стороны, "право на риск" поможет более креативному развитию отечественных технологий.

Сейчас инвесторы и предприятия предпочитают вкладываться в "нерисковые" аналоги существующих западных решений либо в расширение имеющихся производств. Ничего нового с таким осторожным подходом создать не получится. Изменения в законе могут переломить ситуацию.
Самая быстрая электричка.

"Моторинвест"
готов начать производство нового электромобиля, который станет самым быстрым российским легковым автомобилем. Выпуск Evolute i-JET планируют начать только в ноябре, но в Китае эта машина всем известна как Dongfeng Seres SF5 еще с 2019 года.

У оригинального Dongfeng мотор мощностью 693 л.с, в то время как у российского Evolute на сайте производителя обещают лишь 585 л.с, зато 940 Нм, полный привод, разгон до "сотни" за 3,7 км/ч и запас хода 483 км по циклу WLTP. Такие характеристики у литий-железо-фосфатного аккумулятора, а полутвердотельный емкостью 90 кВт*ч даст запас хода до 530 км.

Интересно, что в 2021 году на Шанхайском автосалоне эта машина была представлена под маркой Huawei. Да, той самой Huawei, которая делает ваши смартфоны и кухонную технику.

Позиционируется машина как спортивный электрокроссовер премиум-класса, а значит с покупателями проблема решена: на него начнут пересаживаться чиновники, которым велено передвигаться на отечественном. Остаются только вопросы надежности, на которую жаловались в каршеринге, эксплуатирующем отечественные Evolute.
Такую цифру глава Минпромторга Мантуров назвал на встрече с Путиным. На "трехлетку" в бюджете запланированы 138 млрд рублей, а общий объём федерального проекта по развитию производства средств производства составляет более 500 миллиардов рублей с региональными и внебюджетными инвестициями.

Министр заявил, что фон для этого решения сейчас особенно благоприятный: индекс деловой активности к концу сентября превысил 54 пункта, что стало рекордом за последние семь лет. Загрузка предприятий повышается, производства нацелены на развитие и реализацию инвестиционных проектов.
Почему так частота пропадаешь.

Госкомиссия по радиочастотам выделила два диапазона частот для работы единого оператора по управлению БПЛА в России. Правда, сам оператор пока не утвержден, но его мы наверняка узнаем уже в ноябре 2023 года.

Для единой системы наземной инфраструктуры линии управления беспилотниками были выделены две частоты:

● для организации дальней связи БПЛА - 390–400 МГц;

● связь в ближней зоне будет осуществляться на частоте 5 ГГц. Она позволит передавать потоковое видео и управлять беспилотником вручную без задержек.

На первом этапе система, инфраструктуру для которой создаст будущий оператор, скорее всего, будет работать в регионах, где действует ЭПР: Башкирия, Томская область, Камчатский край, Чукотский, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО.

Оператор, которым может стать ГК по ОрВД (но это не точно), будет управлять движением БПЛА в полете, наблюдать за параметрами, давать команды на возврат или посадку. Правда, непонятно кому.

Все доступное оборудование для БПЛА гражданского применения работает в диапазонах 915/1200, 2400 и 5800 МГц, а аппаратуру для выделенных частот еще придется разрабатывать, изготавливать, масштабировать, выводить на рынок.

К тому же полосы слишком узкие, а значит будут проблемы с помехозащищенностью. И в целом вряд ли кто-то в ближайший год будет летать на этих частотах.
За платы на российском рынке электроники.

Еще одно производство печатных плат стартует в России весной 2024 года. Но если в недавней новости шла речь о новой площадке компании "Итэлма", то на этот раз мы говорим о заводе группы компаний "Бештау".

Производство будет запущено в Ростове – там же, где "Бештау" начала строительство предприятия по выпуску компьютерной техники за 8 млрд рублей. Мощность завода по производству плат составит около 1,4 тыс. кв. дм в день или около 35 тыс. кв. дм в месяц.

Будет отличаться у ростовского завода и класс точности продукции. Если "Итэлма" обещает нам печатные платы шестого класса из семи, то "Бештау" начнет всего лишь с четвертого класса, в 2024 году перейдет на пятый, а через два года освоит производство шестого класса.

Но даже такая продукция нужна на российском рынке электроники, где наблюдается явный дефицит печатных плат. Отечественные поставщики способны удовлетворить лишь 10% потребностей рынка, поэтому остальные 90% приходится закупать на стороне, прежде всего в Китае.

Вот только китайские платы уменьшают количество заветных баллов, которые необходимы для получения преференций и участия в госзакупках.

Основным потребителем продукции ростовской площадки будет сама "Бештау", однако 40% объема производства компания готова продавать отечественным производителям электроники. И учитывая ситуацию, покупатели на такой товар явно найдутся.
Время учить китайский.

Китайские грузовики продолжают отжирать огромные куски российского рынка, вытесняя из топ-10 по продажам некоторые модели "КамАЗа".

Отечественная компания пока держится на первом месте в рейтинге марок, продав 2566 машин в сентябре, но и тут отрыв сокращается, а в спину дышит китайский Sitrak c 2215 проданными грузовиками.

И есть немалая вероятность того, что он сместит "КамАЗ" с вершины рейтинга. Тем более что в топ-10 по моделям он уже на первом месте:

● в сентябре 1656 Sitrak C7H поставлены на учет. В прошлом году за тот же месяц их было всего 276;

● на втором месте FAW J6, которых зарегистрировано 1032 единицы против прошлогодних 636 штук;

● третье место - Foton Auman. Их в этом сентябре было продано 712;

Shacman SX331 – 701 шт.;

● на пятом месте — FAW J7, которых было зарегистрировано 542 единицы;

● столько же (542 штуки) было продано и трехосных полноприводных КамАЗ 43118 старого поколения K3. А машинам нового поколения К5 в топ-10 места просто не нашлось. Впрочем, и грузовики K3 рискуют скоро вылететь из топа, поскольку их продажи падают. В сентябре 2022 года их было продано больше, чем в сентябре 2023-го, – 830 единиц.

● чуть меньше продажи у Shacman SX 325, опять же китайского, – 532 машины;

● на восьмом месте Dongfeng DF c 515 проданными машинами за сентябрь 2023 года;

● и столько же "ГАЗонов Next" смог реализовать "ГАЗ". Тут тоже маленький повод для радости, поскольку в сентябре прошлого года их было продано намного меньше – 292 штуки;

● а замыкает топ-10 Shaanxi SX 418, которых было продано 473 экземпляра.

По данным "Автостата", за месяц в сегменте было продано 13 577 автомобилей, из них 63,3% — "китайцы". При этом в сентябре 2022 года китайцев было в полтора раза меньше - 41%. Всего же с начала года в России было продано 63 213 китайских машин против 31 735 отечественных.
Производство в позитивном тренде.

Объемы промышленного производства в сентябре 2023 года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 5,6%. Такие данные публикует "Росстат" в своем свежем отчете.

По сравнению с августом 2023 года производство выросло на 1%, а в целом за девять месяцев текущего года индекс промпроизводства по сравнению с таким же периодом прошлого года вырос на 3,3%. Если же говорить о конкретных отраслях, то:

● выпуск автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов вырос на 56,3%;

● производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, прибавило 47,5%;

● на 45,8% вырос выпуск прочих транспортных средств, включая авиационную технику, судостроение и т.д.;

● изготовление мебели увеличилось на 38,6%;

● производство компьютеров, электронных и оптических изделий выросло на 33,5%;

● ремонт и монтаж машин и оборудования прибавил 20,9%;

● производство электрического оборудования по сравнению с сентябрем прошлого года выросло на 16%;

● а выпуск машин и оборудования, не включенных в другие группировки, увеличился на 11,8%.

В целом же в сентябре обрабатывающие отрасли прибавили 10,9% по сравнению с сентябрем 2022 года и 2% по сравнению с августом 2023 года. А за девять месяцев 2023 года рост индекса производства по сравнению с январем-сентябрем прошлого года в "обработке" составил 7,1%.
Докатились.

Так на "УАЗе" собирают "Профи" и "Патриоты", которые входят в топ-25 самых продаваемых машин в нашей стране. В числе лидеров Ульяновский завод и в сегменте LCV, занимая второе место после "ГАЗа". Но на горизонте замаячили проблемы.

Как пишут профильные издания, локализация "Буханки" становится все хуже и хуже, приближаясь по количеству баллов к "иномаркам". На текущий момент "отечественность" этих моделей оценивается в 2035–2350 баллов, хотя еще на начало 2022 года "УАЗовские старички" были локализованы на 3200–3500 баллов.

В 2020 году для участия в госзакупках автомобиль должен был набрать 2000 баллов, и нынешняя "Буханка" спокойно прошла бы этот порог. Но с тех пор многое изменилось, и теперь нужны не менее 3 200 баллов. А значит госорганам при покупке "УАЗика" придется получать такое же специальное разрешение, как при покупке иномарок.
На Volvo нашелся покупатель.

Калужский завод Volvo хочет приобрести близкая к бизнесмену Дмитрию Стрежневу ГК "Промышленные инвестиции", а первые грузовики на площадке планируют выпустить уже до конца года. Во всяком случае такое заявление сделал губернатор Калужской области Владислав Шапша.

Стороной сделки выступит свежесозданное АО "Автомобильное моторное общество", а в качестве промышленного партнера рассматривается автозавод "Урал". Видимо, именно его грузовики и будут собирать на площадке в этом году, но в будущем допускается также привлечение азиатского партнера. Говорим азиатские партнеры, подразумеваем Китай.

О том, что АО "Стоков машинное оборудование" (бывший завод Volvo Trucks) и другие бывшие активы "Вольво" в России перешли под операционный контроль бизнесмена Игоря Кима и его партнеров, мы уже писали недавно.

После этого группа "Астон", подконтрольная Киму, начала искать бизнес-партнера для организации производства грузовой техники, им стала ГК "Промышленные инвестиции". В группу компаний входят бренд строительно-дорожной техники UMG, ранее входивший в "Объединенную машиностроительную группу", ООО "Литье и поковки" и лизинговое ООО "Спецтехника лизинг".
Объединяйтес.

Минпромторг объединит реестры промышленной и радиоэлектронной продукции, дабы оптимизировать данные и убрать одинаковые сведения в разных базах. В первую очередь это поможет госзаказчикам, которые в соответствии с законом о контрактной системе (44-ФЗ) должны убедиться в российском происхождении товаров и проверить их наличие в реестрах.

Сейчас у нас в стране 1,6–1,7 тыс. организаций в сфере разработки и производства радиоэлектроники, а когда они еще и дублируются в разных базах, жизнь и работу заказчикам это не упрощает, да и смысла существованию двух "разных одинаковых" реестров не добавляет.

Как пишет "Ъ", у участников торгов постоянно возникает путаница и Минпромторгу приходится "на регулярной основе ежемесячно обрабатывать порядка 150 запросов на предмет представления разъяснений по специфике каждого реестра, вопросам включения заявителя в реестры и, непосредственно, работы с указанными реестрами".

Поможет объединение баз и самим производителям, которым придется тратить меньше сил и времени на администрирование. Условия подтверждения отечественной промпродукции это также унифицирует, а получать господдержку станет проще.
И хочется, и колется.

Почти половина предприятий России хочет увеличить число сотрудников, но привлекать кадры за счет больших зарплат не собирается. Такие данные следуют из отчета компании Б1.

● 42% компаний планируют увеличить свой штат в среднем на 13%;

● 9% компаний готовятся избавиться от лишних сотрудников, сократив примерно 9% от текущей численности;

Однако в прошлом году большинство проиндексировало зарплаты на уровень инфляции, а средний процент индексации без учета индивидуальных пересмотров зарплат и вовсе составил всего 8%. Хотя уровень инфляции по итогам прошлого года – 12%.

Возможно, и поэтому тоже выросли сроки закрытия вакансий. По данным "Хантфлоу", сложнее всего найти инженеров с разной специализацией – на одну должность приходится отсматривать больше сотни соискателей, а средний срок закрытия вакансии доходит до 120 дней.

В 2023 году ситуация с повышением оплаты труда не сильно улучшится. Увеличить зарплату планируют 83% компаний, а средний процент изменения ФОТ для целей пересмотра составляет 10%.

И это чуть больше инфляции, которая по итогам года составит 7,5%. Больше всего повезло работникам предприятий легкой промышленности, химпрома и машиностроения, где зарплаты планируют увеличить на 15–20%.

Чтобы удержать старых и заполучить новых сотрудников, в следующем году HR-департаменты компаний планируют:

● повышать размер вознаграждения за работу. Такой инструмент достижения целей назвали 83% опрошенных;

● 54% будут внедрять новые методы нематериальной мотивации;

● а 41% расширит пакет льгот, социальных надбавок и выплат.
Хорошо, но мало.

Ассоциация сельхозтоваропроизводителей и промышленников в АПК полного цикла "ИнтерАгроТех" собрала данные по итогам первой аграрной кампании, прошедшей с применением беспилотных тракторов второго поколения "Кировец".

Применение беспилотных технологий сделало трактора дороже, но добавило и положительной статистики:

● беспилотники позволили аграрным предприятиям сэкономить около 30% затрат. Тут речь идет об экономии ресурсов, в частности ГСМ, средствах защиты растений, удобрениях и семенах;

● больше всего беспилотные технологии помогли на операции сева. Там экономия на посевном материале и топливе превысила 35%;

● в 17 хозяйствах из шести регионов России выгода от применения автопилота составила в среднем 2,6 млн рублей в год на трактор. Тут расчет исходит из размеров поля 1000 га и ширины орудия 5 метров.

Впрочем, выборка для такой статистики не самая большая. В настоящее время в хозяйствах работает всего около 200 тракторов ПТЗ с ИИ, также системы установлены на машинах других брендов. Отечественный рынок составляет примерно 24 тыс. тракторов в год, и 200 беспилотников в этом объеме – ничто.

Но уже в следующем году завод планирует значительно увеличить их производство. Также в 2024 году разработчики хотят научить трактора работать в группе с "лидером", когда ведущая машина будет пилотироваться оператором звена, а остальные будут следовать за ней без водителей. На рынок эту систему собираются вывести к 2025 году.