МашТех – Telegram
МашТех
43K subscribers
3.74K photos
936 videos
33 files
3.03K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
Стратегия без пилотов.

Правительство утвердило стратегию по цифровой трансформации транспортной отрасли России до 2030 года, речь в которой идет и о беспилотном транспорте. Согласно документу, который подписан премьер-министром Михаилом Мишустиным:

● в 2024 году трафик беспилотных транспортных средств на трассе М-11 "Нева" может составить 11 тысяч проездов в год:

● в следующем году по всем участкам этой трассы будет запущено движение грузовых беспилотных тягачей 4-го уровня автоматизации;

● тогда же будут заключены договоры на беспилотную перевозку почты/грузов на 48 маршрутах;

● также в 2024 году в России будут допущены к эксплуатации 16 БАС;

● выход на экспорт российских беспилотных авиационных систем и логистических решений намечен к 2035 году;

● а к 2030 году грузопоток беспилотных транспортных средств в РФ вырастет не менее чем в три раза.

Таким образом, по планам к 2030 году минимизация человеческого фактора на дорогах приведет к сокращению ДТП не менее чем на 2%.

Также будет расширен перечень территорий, на которых проводятся эксперименты с применением БАС. Речь идет о проектах "Беспилотные логистические коридоры", "Автономное судовождение", "Беспилотные авиационные системы".

Цель всей стратегии – достижение высокой степени цифровой зрелости государственного управления и основных участников транспортной отрасли для оказания качественных государственных услуг населению.
В интернете сегодня все решили отметить День заводчанина и публикуют фотографии с котиками, но мы такого праздника в календаре не нашли.

А жаль, ведь четвероногие работники на предприятиях по всей стране тоже есть. Производительность труда у них не очень, ибо лапки, зато уюта в трудовые будни добавляют. Надеемся, что традиция публиковать фото заводских котиков все же приживется.
Промышленность готовят к цифре.

Во вторник в правительстве обсуждали переход промышленности на отечественную цифровую систему поддержки полного жизненного цикла изделий. Размер этого рынка оценивается почти в 56 млрд рублей.

Системы такого класса используют более 88 тыс. предприятий. Причём практически половина из них уже применяет компоненты отечественного выпуска. На некоторых уже внедрены российские платформы.

В правительстве считают, что промышленники и разработчики ПО должны объединить усилия в рамках реализации крупных проектов. Об этом говорил премьер-министр Михаил Мишустин:

Уже отобраны порядка 200 особо значимых проектов с общим объемом финансирования свыше 230 млрд руб. Большая часть — это частные инвестиции. Сумма грантов из бюджета превысит 25 млрд руб.

Сейчас в рамках ИЦК насчитывается порядка 40 проектов ПО "тяжелого класса" с общим финансированием более 40 млрд рублей, но внедрение передовых продуктов требует изменения технологических и бизнес-процессов:

На национальном уровне необходимо договориться о единых правилах и форматах обмена данными, в том числе утвердить новые стандарты. Нужна так называемая интеграционная шина для всех российских разработок, которая упростит взаимодействие различных платформ

В стране уже разработаны и работают конкурентоспособные отечественные геометрические ядра САПР, которые нужны для формирования сложных двухмерных и трёхмерных моделей и управления ими. По словам Мишустина, их в мире всего семь, три из них – российские.

Также существуют отечественные решения по системам для поддержки изготовления, инженерного моделирования, автоматизированного проектирования и по другим компонентам.

А вот по программам для микроэлектроники, фотоники, автоматизированного контроля качества и другому софту на российском IT-ландшафте белые пятна, эти ниши пока не закрыты.
Учимся считать заново.

Минпромторг пересмотрел систему локализации автомобилей в России, отказавшись от идеи увеличения баллов за локализацию автокомпонентов. Такой план у министерства был еще в мае, и тогда мы писали, что это усложнит жизнь отечественному автопрому.

Но проще ему все же не станет, поскольку приоритет оценки "отечественности" сместят с обработки, сборки, установки сложных систем в пользу локализации необходимой для них элементной базы. В новом документе предлагается:

● снизить баллы за сборку и обработку деталей тягового электродвигателя с 300 до 140. Но за использования не менее 80% постоянных магнитов российского производства в таком двигателе будут прибавлять еще 150 баллов.

Зато существенно увеличат количество возможных операций и баллов по ряду крупных автомобильных систем:

● за локализацию элементов вариатора предлагают давать 400 дополнительных баллов;

● более 500 баллов дадут за локализацию элементов силовой электроники электромобилей, но для этого нужно использовать отечественные датчики и микросхемы;

315 баллов прибавят за отечественное рулевое управление;

● тормоза дороже – 385 баллов;

Помимо этого, теперь предлагают фиксировать достижения в локализации ЭБУ по годам до 2028-го в соответствии с перечнем требований того, что должно быть сделано ежегодно. Но итоговая максимальная сумма баллов за этот и другие подобные узлы не поменялась.

Проект изменений в постановление №719 предполагает, что уже со следующего года разработчики автоэлектроники должны будут владеть всеми необходимыми правами на техническую и конструкторскую документацию, а также на ПО, проводить НИОКР и все технологические операции в России. А с 2026 года в производстве необходимо будет использовать российские электронные компоненты.

Мы уже писали, что баллы за НИОКР сильно помогли "АвтоВАЗу""УАЗу" не очень), но механизм их начисления тоже предлагают изменить. Сейчас за каждый 1% от общей выручки, потраченный на НИОКР, можно получить по 400 баллов. Пока это правило распространяется на всех, но Минпромторг предлагает его изменить:

● концерны с годовой выручкой более 10 млрд рублей в год будут получать все те же 400 баллов за 1%, направленный на НИОКР;

● компании с оборотом от 1 млрд до 10 млрд рублей будут получать по 300 баллов;

● а при выручке менее 1 млрд рублей – всего по 200 баллов.

Максимально автопроизводитель из числа подписавших СПИК первой версии может набрать 7000 баллов. До этой планки никто не дотянулся. Локализация у самой продаваемой Lada Granta составляет лишь 5135 баллов, а у некоторых машин стремительно катится вниз.
Предприятие Росатома оцифрует отечественное МРТ.

Текущей осенью в отрасли под руководством АО "НИИТФА" (входит в дивизион "Технологии здоровья" Госкорпорации "Росатом") началась работа над реализацией проекта разработки отечественного МРТ.

В октябре на площадке питерского университета ИТМО прошло техническое совещание, участие в котором приняли текущие и потенциальные участники проекта, в том числе Инженерно-технический центр "ДЖЭТ" (входит в АО «Русатом Сервис» Госкорпорации "Росатом"), "НИИЭФА", "ТВЭЛ" и другие.

Гости мероприятия прослушали доклады по основам МРТ, архитектуре спектрометра, организации приемных катушек и специализированном ПО. Так, например, представители Инженерно-технического центра "ДЖЭТ" рассказали об использовании цифрового продукта собственной разработки - REPEAT - для создания математических моделей в проекте.

ИТЦ "ДЖЭТ" отвечает в проекте за разработку математических моделей и инженерных систем МРТ, а также создание простого понятного софта для оператора и врача. Сейчас разработчики компании заняты проработкой эскизного проекта как основы для всего комплекса работ и созданием MVP (минимальный жизнеспособный продукт) программного комплекса.

Работа над проектом МРТ показывает, насколько мультидисциплинарным является REPEAT и как широко его можно тиражировать (автомобильная, транспортная отрасль, ТЭК, авиастроение и другие сферы промышленности в стране и за ее пределами). Это еще раз подтверждает: такие продукты, как REPEAT вносят существенный вклад в обеспечение технологической независимости страны.

Завершиться проект должен в 2027 году.
Мы уже довольно много писали о проблеме с кадрами в отечественной промышленности, а Беспилот недавно рассказывал о том, что дефицит специалистов заставляет расти продажи сервисных роботов. Пришло время объединить две темы и узнать, как обстоят дела с роботами в российском машиностроении.

Поможет нам в этом анализ рынка интеграторов робототехнических решений от Национальной Ассоциации участников рынка робототехники, который рассматривает ситуацию с "роботизацией" на 2022 год. И если говорить о распределении по отраслям, то картина выглядит следующим образом:

44,43% проектов было реализовано в металлообработке и сварке;

● на машиностроение приходится почти в три раза меньше успешно завершенных интеграций – 15,42%;

● еще в три раза меньше роботов было внедрено в образовании, науке и исследованиях – 5,8%

● а вот в пищевая отрасль занимает 11,45% в этом распределении;

● еще 3,66% приходится на нефтегазовую отрасль, а 19,24% остается на "Другое". Что бы это ни значило.

Более 30 проектов российские интеграторы реализовали в странах ближнего и дальнего зарубежья, но больше они работали внутри страны. И тут топ-5 регионов выглядит следующим образом:

● в Московской области было реализовано 79 проектов, и это безусловный лидер пятерки;

● на втором месте Татарстан, но там роботов внедрено было значительно меньше – всего 33;

● на третьем месте Москва с 30 "интеграциями";

● дальше идет Санкт-Петербург – там интеграторы робототехнических комплексов смогли завершить 27 контрактов по внедрению роботов на предприятиях;

● c 19-ю проектами замыкает пятерку Челябинская область.

Всего же 56 компаний за 2022 год реализовали 655 проектов с интеграцией как минимум 764 промышленных и коллаборативных роботов на предприятиях России, ближнего и дальнего зарубежья. А по состоянию на май 2023 года "в работе" было уже 989 проектовна 50% больше, чем за весь 2022 год.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Несколько часов работы на фрезерном станке уместились всего в одну минуту, и в итоге мы видим результат всего этого многочасового труда - идеальную деталь. Такие "залипательные" видео позволяют иначе взглянуть на машиностроение.
Правительство пишет новеллы о единорогах.

Зампредседателя правительства Андрей Белоусов рассказал о ходе разработки закона о технологической политике, который закрепляет основные идеи "Концепции технологического развития", принятой в мае этого года.

По словам чиновника, закон содержит три основные правовые новеллы:

▪️ Правовые основы для реализации проектов технологического суверенитета регламентируются в первой. Речь идет о мегапроектах, которые нацелены на создание конкретной продуктовой линейки в станкостроении, микроэлектронике, беспилотных системах и т.д. Общий объём средств на каждый такой мегапроект – не менее 10 млрд рублей.

В законе чётко прописан статус головного исполнителя, который заключает с носителями спроса долгосрочные контракты. Они в свою очередь служат основой для привлечения господдержки.

В рамках системы кооперации определяется перечень тех критических технологий, которые необходимы для изготовления конкретной продуктовой линейки высокотехнологичной продукции. В итоге "НИРы и ОКРы" появляются не в кабинетах бюрократов, а из вполне конкретных потребностей.

▪️ Вторая новелла касается проектов так называемых сквозных технологий. Это прорывные технологии, которые будут определять облик производственных систем в ближайшие годы и десятилетия.

Тут речь про искусственный интеллект, новые материалы с программируемыми свойствами, новое поколение накопителей энергии, биотехнологии, 6G-станции и т.д. Технологии эти есть, а вот нормативной базы для их реализации не существует. Закон закроет эту брешь.

▪️ Третья новелла предполагает создание реестра малых технологических компаний. Он, с одной стороны, будет служить витриной для крупных инвесторов, а с другой – обеспечивать концентрацию мер поддержки.

Нужно создать чёткую систему бесшовного развития и роста этих компаний, начиная от технологических команд, от технологических стартапов до так называемых крупных компаний-"единорогов", которые могут конкурировать уже на глобальных рынках. Собственно, закон эти бреши закрывает


По словам зампредседателя правительства, закон из 75 страниц, 10 глав и 46 статей содержит еще ряд новелл. Сейчас он находится в высокой стадии подготовки.
Расправляя крылья.

Не успели мы порадоваться завершению строительства ангара на Казанском авиационном заводе, как ОАК сообщила о начале возведения новых мощностей под производство пассажирских самолетов Ту-214.

Производственная программа выросла, и под её нужды на предприятии будут построены центр механической обработки для производства длинномерных деталей и новый корпус агрегатной и окончательной сборки самолетов.

Темпы производства будут увеличены, прежде всего, за счет ввода в эксплуатацию нового высокопроизводительного оборудования и модернизации существующих мощностей, а также дополнительного набора основных производственных рабочих. Это позволит значительно увеличить пропускную способность завода


Проекту Ту-214 повезло особенно, поскольку на программу поддержки его выпуска отдельно выделят 42 млрд рублей. В этом году планируют собрать три таких самолета, в следующем - семь, в 2025-м - десять, в 2026-м - 15 самолетов. А уже в 2027–2030 годах – по 20 авиалайнеров ежегодно.

Ту-214 – это среднемагистральный узкофюзеляжный самолет, усовершенствованная версия Ту-204-100 с увеличенной взлетной массой, повышенной дальностью полета и вместимостью до 210 пассажиров. Впервые он поднялся в небо в 1996 году.