Forwarded from Беспилот | БПЛА, дроны, роботы
Стратегия без пилотов.
Правительство утвердило стратегию по цифровой трансформации транспортной отрасли России до 2030 года, речь в которой идет и о беспилотном транспорте. Согласно документу, который подписан премьер-министром Михаилом Мишустиным:
● в 2024 году трафик беспилотных транспортных средств на трассе М-11 "Нева" может составить 11 тысяч проездов в год:
● в следующем году по всем участкам этой трассы будет запущено движение грузовых беспилотных тягачей 4-го уровня автоматизации;
● тогда же будут заключены договоры на беспилотную перевозку почты/грузов на 48 маршрутах;
● также в 2024 году в России будут допущены к эксплуатации 16 БАС;
● выход на экспорт российских беспилотных авиационных систем и логистических решений намечен к 2035 году;
● а к 2030 году грузопоток беспилотных транспортных средств в РФ вырастет не менее чем в три раза.
Таким образом, по планам к 2030 году минимизация человеческого фактора на дорогах приведет к сокращению ДТП не менее чем на 2%.
Также будет расширен перечень территорий, на которых проводятся эксперименты с применением БАС. Речь идет о проектах "Беспилотные логистические коридоры", "Автономное судовождение", "Беспилотные авиационные системы".
Цель всей стратегии – достижение высокой степени цифровой зрелости государственного управления и основных участников транспортной отрасли для оказания качественных государственных услуг населению.
Правительство утвердило стратегию по цифровой трансформации транспортной отрасли России до 2030 года, речь в которой идет и о беспилотном транспорте. Согласно документу, который подписан премьер-министром Михаилом Мишустиным:
● в 2024 году трафик беспилотных транспортных средств на трассе М-11 "Нева" может составить 11 тысяч проездов в год:
● в следующем году по всем участкам этой трассы будет запущено движение грузовых беспилотных тягачей 4-го уровня автоматизации;
● тогда же будут заключены договоры на беспилотную перевозку почты/грузов на 48 маршрутах;
● также в 2024 году в России будут допущены к эксплуатации 16 БАС;
● выход на экспорт российских беспилотных авиационных систем и логистических решений намечен к 2035 году;
● а к 2030 году грузопоток беспилотных транспортных средств в РФ вырастет не менее чем в три раза.
Таким образом, по планам к 2030 году минимизация человеческого фактора на дорогах приведет к сокращению ДТП не менее чем на 2%.
Также будет расширен перечень территорий, на которых проводятся эксперименты с применением БАС. Речь идет о проектах "Беспилотные логистические коридоры", "Автономное судовождение", "Беспилотные авиационные системы".
Цель всей стратегии – достижение высокой степени цифровой зрелости государственного управления и основных участников транспортной отрасли для оказания качественных государственных услуг населению.
В интернете сегодня все решили отметить День заводчанина и публикуют фотографии с котиками, но мы такого праздника в календаре не нашли.
А жаль, ведь четвероногие работники на предприятиях по всей стране тоже есть. Производительность труда у них не очень, ибо лапки, зато уюта в трудовые будни добавляют. Надеемся, что традиция публиковать фото заводских котиков все же приживется.
А жаль, ведь четвероногие работники на предприятиях по всей стране тоже есть. Производительность труда у них не очень, ибо лапки, зато уюта в трудовые будни добавляют. Надеемся, что традиция публиковать фото заводских котиков все же приживется.
Промышленность готовят к цифре.
Во вторник в правительстве обсуждали переход промышленности на отечественную цифровую систему поддержки полного жизненного цикла изделий. Размер этого рынка оценивается почти в 56 млрд рублей.
Также существуют отечественные решения по системам для поддержки изготовления, инженерного моделирования, автоматизированного проектирования и по другим компонентам.
А вот по программам для микроэлектроники, фотоники, автоматизированного контроля качества и другому софту на российском IT-ландшафте белые пятна, эти ниши пока не закрыты.
Во вторник в правительстве обсуждали переход промышленности на отечественную цифровую систему поддержки полного жизненного цикла изделий. Размер этого рынка оценивается почти в 56 млрд рублей.
Системы такого класса используют более 88 тыс. предприятий. Причём практически половина из них уже применяет компоненты отечественного выпуска. На некоторых уже внедрены российские платформы.В правительстве считают, что промышленники и разработчики ПО должны объединить усилия в рамках реализации крупных проектов. Об этом говорил премьер-министр Михаил Мишустин:
Уже отобраны порядка 200 особо значимых проектов с общим объемом финансирования свыше 230 млрд руб. Большая часть — это частные инвестиции. Сумма грантов из бюджета превысит 25 млрд руб.Сейчас в рамках ИЦК насчитывается порядка 40 проектов ПО "тяжелого класса" с общим финансированием более 40 млрд рублей, но внедрение передовых продуктов требует изменения технологических и бизнес-процессов:
На национальном уровне необходимо договориться о единых правилах и форматах обмена данными, в том числе утвердить новые стандарты. Нужна так называемая интеграционная шина для всех российских разработок, которая упростит взаимодействие различных платформВ стране уже разработаны и работают конкурентоспособные отечественные геометрические ядра САПР, которые нужны для формирования сложных двухмерных и трёхмерных моделей и управления ими. По словам Мишустина, их в мире всего семь, три из них – российские.
Также существуют отечественные решения по системам для поддержки изготовления, инженерного моделирования, автоматизированного проектирования и по другим компонентам.
А вот по программам для микроэлектроники, фотоники, автоматизированного контроля качества и другому софту на российском IT-ландшафте белые пятна, эти ниши пока не закрыты.
Учимся считать заново.
Минпромторг пересмотрел систему локализации автомобилей в России, отказавшись от идеи увеличения баллов за локализацию автокомпонентов. Такой план у министерства был еще в мае, и тогда мы писали, что это усложнит жизнь отечественному автопрому.
Но проще ему все же не станет, поскольку приоритет оценки "отечественности" сместят с обработки, сборки, установки сложных систем в пользу локализации необходимой для них элементной базы. В новом документе предлагается:
● снизить баллы за сборку и обработку деталей тягового электродвигателя с 300 до 140. Но за использования не менее 80% постоянных магнитов российского производства в таком двигателе будут прибавлять еще 150 баллов.
Зато существенно увеличат количество возможных операций и баллов по ряду крупных автомобильных систем:
● за локализацию элементов вариатора предлагают давать 400 дополнительных баллов;
● более 500 баллов дадут за локализацию элементов силовой электроники электромобилей, но для этого нужно использовать отечественные датчики и микросхемы;
● 315 баллов прибавят за отечественное рулевое управление;
● тормоза дороже – 385 баллов;
Помимо этого, теперь предлагают фиксировать достижения в локализации ЭБУ по годам до 2028-го в соответствии с перечнем требований того, что должно быть сделано ежегодно. Но итоговая максимальная сумма баллов за этот и другие подобные узлы не поменялась.
Проект изменений в постановление №719 предполагает, что уже со следующего года разработчики автоэлектроники должны будут владеть всеми необходимыми правами на техническую и конструкторскую документацию, а также на ПО, проводить НИОКР и все технологические операции в России. А с 2026 года в производстве необходимо будет использовать российские электронные компоненты.
Мы уже писали, что баллы за НИОКР сильно помогли "АвтоВАЗу" (а "УАЗу" не очень), но механизм их начисления тоже предлагают изменить. Сейчас за каждый 1% от общей выручки, потраченный на НИОКР, можно получить по 400 баллов. Пока это правило распространяется на всех, но Минпромторг предлагает его изменить:
● концерны с годовой выручкой более 10 млрд рублей в год будут получать все те же 400 баллов за 1%, направленный на НИОКР;
● компании с оборотом от 1 млрд до 10 млрд рублей будут получать по 300 баллов;
● а при выручке менее 1 млрд рублей – всего по 200 баллов.
Максимально автопроизводитель из числа подписавших СПИК первой версии может набрать 7000 баллов. До этой планки никто не дотянулся. Локализация у самой продаваемой Lada Granta составляет лишь 5135 баллов, а у некоторых машин стремительно катится вниз.
Минпромторг пересмотрел систему локализации автомобилей в России, отказавшись от идеи увеличения баллов за локализацию автокомпонентов. Такой план у министерства был еще в мае, и тогда мы писали, что это усложнит жизнь отечественному автопрому.
Но проще ему все же не станет, поскольку приоритет оценки "отечественности" сместят с обработки, сборки, установки сложных систем в пользу локализации необходимой для них элементной базы. В новом документе предлагается:
● снизить баллы за сборку и обработку деталей тягового электродвигателя с 300 до 140. Но за использования не менее 80% постоянных магнитов российского производства в таком двигателе будут прибавлять еще 150 баллов.
Зато существенно увеличат количество возможных операций и баллов по ряду крупных автомобильных систем:
● за локализацию элементов вариатора предлагают давать 400 дополнительных баллов;
● более 500 баллов дадут за локализацию элементов силовой электроники электромобилей, но для этого нужно использовать отечественные датчики и микросхемы;
● 315 баллов прибавят за отечественное рулевое управление;
● тормоза дороже – 385 баллов;
Помимо этого, теперь предлагают фиксировать достижения в локализации ЭБУ по годам до 2028-го в соответствии с перечнем требований того, что должно быть сделано ежегодно. Но итоговая максимальная сумма баллов за этот и другие подобные узлы не поменялась.
Проект изменений в постановление №719 предполагает, что уже со следующего года разработчики автоэлектроники должны будут владеть всеми необходимыми правами на техническую и конструкторскую документацию, а также на ПО, проводить НИОКР и все технологические операции в России. А с 2026 года в производстве необходимо будет использовать российские электронные компоненты.
Мы уже писали, что баллы за НИОКР сильно помогли "АвтоВАЗу" (а "УАЗу" не очень), но механизм их начисления тоже предлагают изменить. Сейчас за каждый 1% от общей выручки, потраченный на НИОКР, можно получить по 400 баллов. Пока это правило распространяется на всех, но Минпромторг предлагает его изменить:
● концерны с годовой выручкой более 10 млрд рублей в год будут получать все те же 400 баллов за 1%, направленный на НИОКР;
● компании с оборотом от 1 млрд до 10 млрд рублей будут получать по 300 баллов;
● а при выручке менее 1 млрд рублей – всего по 200 баллов.
Максимально автопроизводитель из числа подписавших СПИК первой версии может набрать 7000 баллов. До этой планки никто не дотянулся. Локализация у самой продаваемой Lada Granta составляет лишь 5135 баллов, а у некоторых машин стремительно катится вниз.
Предприятие Росатома оцифрует отечественное МРТ.
Текущей осенью в отрасли под руководством АО "НИИТФА" (входит в дивизион "Технологии здоровья" Госкорпорации "Росатом") началась работа над реализацией проекта разработки отечественного МРТ.
В октябре на площадке питерского университета ИТМО прошло техническое совещание, участие в котором приняли текущие и потенциальные участники проекта, в том числе Инженерно-технический центр "ДЖЭТ" (входит в АО «Русатом Сервис» Госкорпорации "Росатом"), "НИИЭФА", "ТВЭЛ" и другие.
Гости мероприятия прослушали доклады по основам МРТ, архитектуре спектрометра, организации приемных катушек и специализированном ПО. Так, например, представители Инженерно-технического центра "ДЖЭТ" рассказали об использовании цифрового продукта собственной разработки - REPEAT - для создания математических моделей в проекте.
ИТЦ "ДЖЭТ" отвечает в проекте за разработку математических моделей и инженерных систем МРТ, а также создание простого понятного софта для оператора и врача. Сейчас разработчики компании заняты проработкой эскизного проекта как основы для всего комплекса работ и созданием MVP (минимальный жизнеспособный продукт) программного комплекса.
Работа над проектом МРТ показывает, насколько мультидисциплинарным является REPEAT и как широко его можно тиражировать (автомобильная, транспортная отрасль, ТЭК, авиастроение и другие сферы промышленности в стране и за ее пределами). Это еще раз подтверждает: такие продукты, как REPEAT вносят существенный вклад в обеспечение технологической независимости страны.
Завершиться проект должен в 2027 году.
Текущей осенью в отрасли под руководством АО "НИИТФА" (входит в дивизион "Технологии здоровья" Госкорпорации "Росатом") началась работа над реализацией проекта разработки отечественного МРТ.
В октябре на площадке питерского университета ИТМО прошло техническое совещание, участие в котором приняли текущие и потенциальные участники проекта, в том числе Инженерно-технический центр "ДЖЭТ" (входит в АО «Русатом Сервис» Госкорпорации "Росатом"), "НИИЭФА", "ТВЭЛ" и другие.
Гости мероприятия прослушали доклады по основам МРТ, архитектуре спектрометра, организации приемных катушек и специализированном ПО. Так, например, представители Инженерно-технического центра "ДЖЭТ" рассказали об использовании цифрового продукта собственной разработки - REPEAT - для создания математических моделей в проекте.
ИТЦ "ДЖЭТ" отвечает в проекте за разработку математических моделей и инженерных систем МРТ, а также создание простого понятного софта для оператора и врача. Сейчас разработчики компании заняты проработкой эскизного проекта как основы для всего комплекса работ и созданием MVP (минимальный жизнеспособный продукт) программного комплекса.
Работа над проектом МРТ показывает, насколько мультидисциплинарным является REPEAT и как широко его можно тиражировать (автомобильная, транспортная отрасль, ТЭК, авиастроение и другие сферы промышленности в стране и за ее пределами). Это еще раз подтверждает: такие продукты, как REPEAT вносят существенный вклад в обеспечение технологической независимости страны.
Завершиться проект должен в 2027 году.
Мы уже довольно много писали о проблеме с кадрами в отечественной промышленности, а Беспилот недавно рассказывал о том, что дефицит специалистов заставляет расти продажи сервисных роботов. Пришло время объединить две темы и узнать, как обстоят дела с роботами в российском машиностроении.
Поможет нам в этом анализ рынка интеграторов робототехнических решений от Национальной Ассоциации участников рынка робототехники, который рассматривает ситуацию с "роботизацией" на 2022 год. И если говорить о распределении по отраслям, то картина выглядит следующим образом:
● 44,43% проектов было реализовано в металлообработке и сварке;
● на машиностроение приходится почти в три раза меньше успешно завершенных интеграций – 15,42%;
● еще в три раза меньше роботов было внедрено в образовании, науке и исследованиях – 5,8%
● а вот в пищевая отрасль занимает 11,45% в этом распределении;
● еще 3,66% приходится на нефтегазовую отрасль, а 19,24% остается на "Другое". Что бы это ни значило.
Более 30 проектов российские интеграторы реализовали в странах ближнего и дальнего зарубежья, но больше они работали внутри страны. И тут топ-5 регионов выглядит следующим образом:
● в Московской области было реализовано 79 проектов, и это безусловный лидер пятерки;
● на втором месте Татарстан, но там роботов внедрено было значительно меньше – всего 33;
● на третьем месте Москва с 30 "интеграциями";
● дальше идет Санкт-Петербург – там интеграторы робототехнических комплексов смогли завершить 27 контрактов по внедрению роботов на предприятиях;
● c 19-ю проектами замыкает пятерку Челябинская область.
Всего же 56 компаний за 2022 год реализовали 655 проектов с интеграцией как минимум 764 промышленных и коллаборативных роботов на предприятиях России, ближнего и дальнего зарубежья. А по состоянию на май 2023 года "в работе" было уже 989 проектов – на 50% больше, чем за весь 2022 год.
Поможет нам в этом анализ рынка интеграторов робототехнических решений от Национальной Ассоциации участников рынка робототехники, который рассматривает ситуацию с "роботизацией" на 2022 год. И если говорить о распределении по отраслям, то картина выглядит следующим образом:
● 44,43% проектов было реализовано в металлообработке и сварке;
● на машиностроение приходится почти в три раза меньше успешно завершенных интеграций – 15,42%;
● еще в три раза меньше роботов было внедрено в образовании, науке и исследованиях – 5,8%
● а вот в пищевая отрасль занимает 11,45% в этом распределении;
● еще 3,66% приходится на нефтегазовую отрасль, а 19,24% остается на "Другое". Что бы это ни значило.
Более 30 проектов российские интеграторы реализовали в странах ближнего и дальнего зарубежья, но больше они работали внутри страны. И тут топ-5 регионов выглядит следующим образом:
● в Московской области было реализовано 79 проектов, и это безусловный лидер пятерки;
● на втором месте Татарстан, но там роботов внедрено было значительно меньше – всего 33;
● на третьем месте Москва с 30 "интеграциями";
● дальше идет Санкт-Петербург – там интеграторы робототехнических комплексов смогли завершить 27 контрактов по внедрению роботов на предприятиях;
● c 19-ю проектами замыкает пятерку Челябинская область.
Всего же 56 компаний за 2022 год реализовали 655 проектов с интеграцией как минимум 764 промышленных и коллаборативных роботов на предприятиях России, ближнего и дальнего зарубежья. А по состоянию на май 2023 года "в работе" было уже 989 проектов – на 50% больше, чем за весь 2022 год.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Несколько часов работы на фрезерном станке уместились всего в одну минуту, и в итоге мы видим результат всего этого многочасового труда - идеальную деталь. Такие "залипательные" видео позволяют иначе взглянуть на машиностроение.
Правительство пишет новеллы о единорогах.
Зампредседателя правительства Андрей Белоусов рассказал о ходе разработки закона о технологической политике, который закрепляет основные идеи "Концепции технологического развития", принятой в мае этого года.
По словам чиновника, закон содержит три основные правовые новеллы:
▪️ Правовые основы для реализации проектов технологического суверенитета регламентируются в первой. Речь идет о мегапроектах, которые нацелены на создание конкретной продуктовой линейки в станкостроении, микроэлектронике, беспилотных системах и т.д. Общий объём средств на каждый такой мегапроект – не менее 10 млрд рублей.
В законе чётко прописан статус головного исполнителя, который заключает с носителями спроса долгосрочные контракты. Они в свою очередь служат основой для привлечения господдержки.
В рамках системы кооперации определяется перечень тех критических технологий, которые необходимы для изготовления конкретной продуктовой линейки высокотехнологичной продукции. В итоге "НИРы и ОКРы" появляются не в кабинетах бюрократов, а из вполне конкретных потребностей.
▪️ Вторая новелла касается проектов так называемых сквозных технологий. Это прорывные технологии, которые будут определять облик производственных систем в ближайшие годы и десятилетия.
Тут речь про искусственный интеллект, новые материалы с программируемыми свойствами, новое поколение накопителей энергии, биотехнологии, 6G-станции и т.д. Технологии эти есть, а вот нормативной базы для их реализации не существует. Закон закроет эту брешь.
▪️ Третья новелла предполагает создание реестра малых технологических компаний. Он, с одной стороны, будет служить витриной для крупных инвесторов, а с другой – обеспечивать концентрацию мер поддержки.
По словам зампредседателя правительства, закон из 75 страниц, 10 глав и 46 статей содержит еще ряд новелл. Сейчас он находится в высокой стадии подготовки.
Зампредседателя правительства Андрей Белоусов рассказал о ходе разработки закона о технологической политике, который закрепляет основные идеи "Концепции технологического развития", принятой в мае этого года.
По словам чиновника, закон содержит три основные правовые новеллы:
▪️ Правовые основы для реализации проектов технологического суверенитета регламентируются в первой. Речь идет о мегапроектах, которые нацелены на создание конкретной продуктовой линейки в станкостроении, микроэлектронике, беспилотных системах и т.д. Общий объём средств на каждый такой мегапроект – не менее 10 млрд рублей.
В законе чётко прописан статус головного исполнителя, который заключает с носителями спроса долгосрочные контракты. Они в свою очередь служат основой для привлечения господдержки.
В рамках системы кооперации определяется перечень тех критических технологий, которые необходимы для изготовления конкретной продуктовой линейки высокотехнологичной продукции. В итоге "НИРы и ОКРы" появляются не в кабинетах бюрократов, а из вполне конкретных потребностей.
▪️ Вторая новелла касается проектов так называемых сквозных технологий. Это прорывные технологии, которые будут определять облик производственных систем в ближайшие годы и десятилетия.
Тут речь про искусственный интеллект, новые материалы с программируемыми свойствами, новое поколение накопителей энергии, биотехнологии, 6G-станции и т.д. Технологии эти есть, а вот нормативной базы для их реализации не существует. Закон закроет эту брешь.
▪️ Третья новелла предполагает создание реестра малых технологических компаний. Он, с одной стороны, будет служить витриной для крупных инвесторов, а с другой – обеспечивать концентрацию мер поддержки.
Нужно создать чёткую систему бесшовного развития и роста этих компаний, начиная от технологических команд, от технологических стартапов до так называемых крупных компаний-"единорогов", которые могут конкурировать уже на глобальных рынках. Собственно, закон эти бреши закрывает
По словам зампредседателя правительства, закон из 75 страниц, 10 глав и 46 статей содержит еще ряд новелл. Сейчас он находится в высокой стадии подготовки.
Расправляя крылья.
Не успели мы порадоваться завершению строительства ангара на Казанском авиационном заводе, как ОАК сообщила о начале возведения новых мощностей под производство пассажирских самолетов Ту-214.
Производственная программа выросла, и под её нужды на предприятии будут построены центр механической обработки для производства длинномерных деталей и новый корпус агрегатной и окончательной сборки самолетов.
Проекту Ту-214 повезло особенно, поскольку на программу поддержки его выпуска отдельно выделят 42 млрд рублей. В этом году планируют собрать три таких самолета, в следующем - семь, в 2025-м - десять, в 2026-м - 15 самолетов. А уже в 2027–2030 годах – по 20 авиалайнеров ежегодно.
Ту-214 – это среднемагистральный узкофюзеляжный самолет, усовершенствованная версия Ту-204-100 с увеличенной взлетной массой, повышенной дальностью полета и вместимостью до 210 пассажиров. Впервые он поднялся в небо в 1996 году.
Не успели мы порадоваться завершению строительства ангара на Казанском авиационном заводе, как ОАК сообщила о начале возведения новых мощностей под производство пассажирских самолетов Ту-214.
Производственная программа выросла, и под её нужды на предприятии будут построены центр механической обработки для производства длинномерных деталей и новый корпус агрегатной и окончательной сборки самолетов.
Темпы производства будут увеличены, прежде всего, за счет ввода в эксплуатацию нового высокопроизводительного оборудования и модернизации существующих мощностей, а также дополнительного набора основных производственных рабочих. Это позволит значительно увеличить пропускную способность завода
Проекту Ту-214 повезло особенно, поскольку на программу поддержки его выпуска отдельно выделят 42 млрд рублей. В этом году планируют собрать три таких самолета, в следующем - семь, в 2025-м - десять, в 2026-м - 15 самолетов. А уже в 2027–2030 годах – по 20 авиалайнеров ежегодно.
Ту-214 – это среднемагистральный узкофюзеляжный самолет, усовершенствованная версия Ту-204-100 с увеличенной взлетной массой, повышенной дальностью полета и вместимостью до 210 пассажиров. Впервые он поднялся в небо в 1996 году.