У соседей жизнь в автопроме тоже бьет ключом. Сегодня в Белоруссии показали макетный образец грузовика MAZ-X, который создала инжиниринговая фирма Unimo. Она же, кстати, изготовила и первый образец электромобильчика L-type для "Алмаз-Антей".
Но сегодня все же речь про концептуальный МАЗ. Он, как утверждается, оснащен последовательной гибридной установкой с двумя тяговыми электромоторами мощностью 250 л.с. каждый, которые позволяют на одной полной заправке проехать три тыс. километров.
Правая дверь у грузовика сдвижная, а левая отсутствует вовсе. Нет у машины и зеркал заднего вида, что сделано в угоду аэродинамике. Зеркала заменят камеры заднего вида, изображения которых выводится на отдельные экраны на передних стойках в кабине.
Для отдыха водителя внутри есть анатомическое кресло, многофункциональная трансформируемая лежанка со встроенным откидным столиком, места для хранения и даже встроенная в переднюю панель выдвижная раковина. Сделано все красиво, но вряд ли все это доберется до серии в таком виде, если доберется вообще.
Но сегодня все же речь про концептуальный МАЗ. Он, как утверждается, оснащен последовательной гибридной установкой с двумя тяговыми электромоторами мощностью 250 л.с. каждый, которые позволяют на одной полной заправке проехать три тыс. километров.
Правая дверь у грузовика сдвижная, а левая отсутствует вовсе. Нет у машины и зеркал заднего вида, что сделано в угоду аэродинамике. Зеркала заменят камеры заднего вида, изображения которых выводится на отдельные экраны на передних стойках в кабине.
Для отдыха водителя внутри есть анатомическое кресло, многофункциональная трансформируемая лежанка со встроенным откидным столиком, места для хранения и даже встроенная в переднюю панель выдвижная раковина. Сделано все красиво, но вряд ли все это доберется до серии в таком виде, если доберется вообще.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
ОДК готова подвинуть французов.
Если моторы для Як-152 еще предстоит разработать и испытать, то с агрегатами для вертолетов Ка-226, Ка-62 и "Ансат" дела обстоят намного лучше. Во всяком случае в ОДК уверяют, что разработка моторов ВК-1600В и ВК-650В находится на "финишной прямой".
ВК-1600В предназначен для установки на многоцелевые и специальные вертолеты взлетной массой 5-8 тонн, и на сегодняшний день еще не существует отечественных двигателей такой размерности. Еще одной уникальной особенностью мотора можно назвать то, что для его разработки применяются новейшие решения, электронное проектирование и 3D-печать многих деталей.
Взлетная мощность мотора должна составить 1400 л.с, удельный расход топлива – 200 г/на л.с. в час, поставочная масса - 210 кг. При этом двигатель имеет запас форсирования около 10-15%. По своим характеристикам мотор похож на французский Ardiden 3G, который и должен заменить в отечественных вертолетах. У двигателей одинаковые места стыковки с объектом, а также такие характеристики, как частота вращения вала, масса и габаритные размеры.
Если моторы для Як-152 еще предстоит разработать и испытать, то с агрегатами для вертолетов Ка-226, Ка-62 и "Ансат" дела обстоят намного лучше. Во всяком случае в ОДК уверяют, что разработка моторов ВК-1600В и ВК-650В находится на "финишной прямой".
Мы выходим также в новые сегменты: это двигатели для легких и средних вертолетов. Это двигатель ВК-650В для вертолета "Анасат" - это преимущественно гражданское применение - и Ка-226 - преимущественно военное. И двигатель ВК-1600В для вертолета Ка-62. Оба эти двигателя находятся в стадии разработки, но где-то уже на финишной прямой
ВК-1600В предназначен для установки на многоцелевые и специальные вертолеты взлетной массой 5-8 тонн, и на сегодняшний день еще не существует отечественных двигателей такой размерности. Еще одной уникальной особенностью мотора можно назвать то, что для его разработки применяются новейшие решения, электронное проектирование и 3D-печать многих деталей.
Взлетная мощность мотора должна составить 1400 л.с, удельный расход топлива – 200 г/на л.с. в час, поставочная масса - 210 кг. При этом двигатель имеет запас форсирования около 10-15%. По своим характеристикам мотор похож на французский Ardiden 3G, который и должен заменить в отечественных вертолетах. У двигателей одинаковые места стыковки с объектом, а также такие характеристики, как частота вращения вала, масса и габаритные размеры.
По сравнению с 2022 годом рост рынка составил 5%. Такие данные следуют из отчета аналитической компании TelecomDaily о развитии IIoT в России, представленного на "Дне цифры".
Бизнес стремится повысить эффективность через автоматизацию производственных процессов, а также вынужден будет импортозамещать оборудования и технологий из-за ухода зарубежных вендоров с российского рынка, а потому рынок продолжит расти на 11% год к году и к 2026 году достигнет 188,9 млрд рублей.
После ухода из России иностранных производителей появилась необходимость в замене контроллеров, SCADA и MES-систем на многих предприятиях страны, но для импортозамещения необходимо время. Согласно данным исследования "МегаФон", лишь 33% компаниям удалось найти полноценную отечественную замену ПО и оборудованию. 60% компаний смогли только частично заменить дефицитное оборудование на российские аналоги.
А вот рынок потребительского IoT в 2024 году ждет сокращение на 10,6%, хотя в 2023-м он вырос на 21%. Объем рынка "Умного дома" в прошлом году поднялся почти на 19%, до $1,7 млн, и продолжит расти в году наступившем - примерно на 9,5%.
Бизнес стремится повысить эффективность через автоматизацию производственных процессов, а также вынужден будет импортозамещать оборудования и технологий из-за ухода зарубежных вендоров с российского рынка, а потому рынок продолжит расти на 11% год к году и к 2026 году достигнет 188,9 млрд рублей.
После ухода из России иностранных производителей появилась необходимость в замене контроллеров, SCADA и MES-систем на многих предприятиях страны, но для импортозамещения необходимо время. Согласно данным исследования "МегаФон", лишь 33% компаниям удалось найти полноценную отечественную замену ПО и оборудованию. 60% компаний смогли только частично заменить дефицитное оборудование на российские аналоги.
А вот рынок потребительского IoT в 2024 году ждет сокращение на 10,6%, хотя в 2023-м он вырос на 21%. Объем рынка "Умного дома" в прошлом году поднялся почти на 19%, до $1,7 млн, и продолжит расти в году наступившем - примерно на 9,5%.
Еще одна неделя позади, а значит пришло время подвести её новостные итоги. Про что мы писали.
Про обещания.
● ОСК планирует в наступившем году передать гражданским заказчикам почти в полтора раза больше судов, чем в прошлом. Верим?
● РЖД обещает запустить поезда на водороде уже в следующем году. Ждем?
Про деньги.
● В создание 600 гражданских самолетов будет вложено 865 млрд денег в ценах 2023 года. В пересчете на настоящие рубли получается еще больше.
Про инновации.
● Уровень инновационной активности в высокотехнологичных отраслях в России достиг 42,7%. Рассказываем, что это и как.
Про производство.
● В рамках большого спецпроекта рассказали, как менялось производство сельхозтехники в России. Спойлер: всё росло и колосилось.
Про авиацию.
● "Сколково" выделит 400 млн рублей на софт для авиастроения. Но импортозаместить его получится не скоро.
● Як-152 для ВКС успешно испытали, но успех этот преждевременный. Для самолета нужно найти отечественный двигатель и не только.
● Зато двигатели для вертолетов уже почти готовы. Ждем, когда будет не почти.
Про статистику.
● Проблемы с кадрами испытывают 87% промпредприятий страны. Короче, ничего не изменилось.
● А 60% считают себя пострадавшими от санкций и продолжают бороться с последствиями.
Про обещания.
● ОСК планирует в наступившем году передать гражданским заказчикам почти в полтора раза больше судов, чем в прошлом. Верим?
● РЖД обещает запустить поезда на водороде уже в следующем году. Ждем?
Про деньги.
● В создание 600 гражданских самолетов будет вложено 865 млрд денег в ценах 2023 года. В пересчете на настоящие рубли получается еще больше.
Про инновации.
● Уровень инновационной активности в высокотехнологичных отраслях в России достиг 42,7%. Рассказываем, что это и как.
Про производство.
● В рамках большого спецпроекта рассказали, как менялось производство сельхозтехники в России. Спойлер: всё росло и колосилось.
Про авиацию.
● "Сколково" выделит 400 млн рублей на софт для авиастроения. Но импортозаместить его получится не скоро.
● Як-152 для ВКС успешно испытали, но успех этот преждевременный. Для самолета нужно найти отечественный двигатель и не только.
● Зато двигатели для вертолетов уже почти готовы. Ждем, когда будет не почти.
Про статистику.
● Проблемы с кадрами испытывают 87% промпредприятий страны. Короче, ничего не изменилось.
● А 60% считают себя пострадавшими от санкций и продолжают бороться с последствиями.
Легкий многоцелевой Ка-226Т совершил свой первый полёт на Колыме. Это не первый полёт вертолета вообще, но в этой местности аппараты такого типа еще не летали.
Выглядит Ка-226Т необычно, поскольку это трансформер со сменными модулями, которые можно менять буквально за 30 минут. Пассажирский "блок" можно заменить на грузовой, санитарный или поисково-спасательный. Появится и сельскохозяйственная версия. На двух фотографиях можно увидеть, как вертолет выглядит с пассажирским модулем и без него.
Благодаря соосной схеме Ка-226Т обладает высокой маневренностью, устойчивостью к боковому ветру и обладает высокой скороподъемностью. Пока что делает он это с французскими моторами, но отечественная замена уже на подходе.
Выглядит Ка-226Т необычно, поскольку это трансформер со сменными модулями, которые можно менять буквально за 30 минут. Пассажирский "блок" можно заменить на грузовой, санитарный или поисково-спасательный. Появится и сельскохозяйственная версия. На двух фотографиях можно увидеть, как вертолет выглядит с пассажирским модулем и без него.
Благодаря соосной схеме Ка-226Т обладает высокой маневренностью, устойчивостью к боковому ветру и обладает высокой скороподъемностью. Пока что делает он это с французскими моторами, но отечественная замена уже на подходе.
Forwarded from Высокое напряжение | энергетика
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
"Т Плюс" передумала строить экспериментальные энергоблоки ТЭЦ в Перми и Саратове стоимостью более 20 млрд рублей.
Компания отказывается покупать пилотные газовые турбины "Силмаша" ГТЭ-65, жалуясь, что ей никак не назовут конечную стоимость турбин. Позицию "Т Плюс" можно понять - вряд ли кто-то станет покупать непроверенный товар по неназванной цене.
С учетом того, что изначально энергокомпания вообще рассчитывала на серийную машину, а сейчас ей требуются средства на тепловой бизнес, становится совсем все понятно.
В "Силмаше" утверждают, что у них и без "Т Плюс" много желающих купить турбины, в т.ч. для замены иностранных машин.
Вот только "Т Плюс" - уже не первый заказчик, который "съехал" с турбин "Силмаша". Ранее поставить головной образец турбины планировали на ТЭЦ "Северстали", но предприятие отказалось под предлогом экономических проблем.
Сейчас в производстве у "Силмаша" три турбины ГТЭ-65. Первая машина будет изготовлена в декабре этого года с последующим испытанием в 2025 году.
Компания отказывается покупать пилотные газовые турбины "Силмаша" ГТЭ-65, жалуясь, что ей никак не назовут конечную стоимость турбин. Позицию "Т Плюс" можно понять - вряд ли кто-то станет покупать непроверенный товар по неназванной цене.
С учетом того, что изначально энергокомпания вообще рассчитывала на серийную машину, а сейчас ей требуются средства на тепловой бизнес, становится совсем все понятно.
В "Силмаше" утверждают, что у них и без "Т Плюс" много желающих купить турбины, в т.ч. для замены иностранных машин.
Вот только "Т Плюс" - уже не первый заказчик, который "съехал" с турбин "Силмаша". Ранее поставить головной образец турбины планировали на ТЭЦ "Северстали", но предприятие отказалось под предлогом экономических проблем.
Сейчас в производстве у "Силмаша" три турбины ГТЭ-65. Первая машина будет изготовлена в декабре этого года с последующим испытанием в 2025 году.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Рассекретили УТС-800.
Сегодня УЗГА впервые показал полет новейшего российского учебно-тренировочного самолёта УТС-800. Все системы самолёта отработали без отказов, в штатном режиме, но впереди еще много испытаний.
Планируется, что основным потребителем УТС-800 будут лётные училища ВКС. Самолет позволит обучать технике пилотирования на простой и сложный пилотаж в диапазоне высот от 1000 до 8000 метров, при этом сможет базироваться на ВПП с искусственным покрытием и с грунтовых ВПП.
Согласно официальным данным, крейсерская скорость УТС-800 составляет 360 км/ч, потолок высоты – 6 км, максимальная взлетная масса – 2150 кг, масса пустого самолёта – 1700 кг. В серийное производство УТС-800 должен пойти с отечественным турбовинтовым двигателем ВК-800ПС.
Но, как сообщают профильные СМИ, пока на самолете установлен двигатель General Electric H80, а сертификация ВК-800СМ ожидается лишь в конце 2024 года. А значит у УТС-800 та же проблема, что и у Як-152, альтернативой которого он должен стать.
Сегодня УЗГА впервые показал полет новейшего российского учебно-тренировочного самолёта УТС-800. Все системы самолёта отработали без отказов, в штатном режиме, но впереди еще много испытаний.
Летные испытания УТС-800 продолжаются по графику. Выполнена серия полётов с уборкой шасси и закрылков. Самолет "собран", устойчив и хорошо управляем. В последующих полетах по программе поэтапно снимем ограничения, в полном объеме выполним проверки оборудования и систем, подтвердим летно-технические характеристики
Планируется, что основным потребителем УТС-800 будут лётные училища ВКС. Самолет позволит обучать технике пилотирования на простой и сложный пилотаж в диапазоне высот от 1000 до 8000 метров, при этом сможет базироваться на ВПП с искусственным покрытием и с грунтовых ВПП.
Согласно официальным данным, крейсерская скорость УТС-800 составляет 360 км/ч, потолок высоты – 6 км, максимальная взлетная масса – 2150 кг, масса пустого самолёта – 1700 кг. В серийное производство УТС-800 должен пойти с отечественным турбовинтовым двигателем ВК-800ПС.
Но, как сообщают профильные СМИ, пока на самолете установлен двигатель General Electric H80, а сертификация ВК-800СМ ожидается лишь в конце 2024 года. А значит у УТС-800 та же проблема, что и у Як-152, альтернативой которого он должен стать.
Плата за честность.
В конце февраля в России стартует эксперимент по маркировке ноутбуков, планшетов и смартфонов, позже к нему присоединятся моноблоки и мониторы. Также маркировать планируют и ввозимые в страну печатные платы. По задумке авторов идеи, это не позволит выдавать китайскую технику за отечественную.
Маркировать в рамках эксперимента планируют как конечное изделие, так и саму плату. Это позволит отслеживать соответствие элементов производственного цикла заявленным при получении статуса "отечественности". Мы уже рассказывали, как отечественные производители получают заключение Минпромторга на продукцию с российскими комплектующими, а потом поставляют по госзаказам "китайщину" с переклеенными шильдиками. Благодаря маркировке таких случаев можно будет избежать.
Эксперимент планируют провести с 29 февраля 2024 года по 30 апреля 2025 года, но участие в нём – дело добровольное. И пока маркировка не станет обязательной, хитрецы продолжат заниматься любимым делом, выдавая китайскую продукцию за российскую.
А тем, кто все же захочет присоединиться к эксперименту, придется раскошелиться на закупку и эксплуатацию маркировочного оборудования. И это в итоге скажется на конечной стоимости продукции. Значит пока что товары честных производителей будут дорожать и терять привлекательность, а мошенники продолжат впаривать подделки.
Проект постановления правительства о проведении эксперимента по маркировке электроники и плат уже разработан, скоро он должен появиться на портале проектов нормативных правовых актов. Неделю назад там же было опубликовано похожее постановление, касающееся эксперимента по маркировке светотехнической продукции и ее компонентов.
В конце февраля в России стартует эксперимент по маркировке ноутбуков, планшетов и смартфонов, позже к нему присоединятся моноблоки и мониторы. Также маркировать планируют и ввозимые в страну печатные платы. По задумке авторов идеи, это не позволит выдавать китайскую технику за отечественную.
Маркировать в рамках эксперимента планируют как конечное изделие, так и саму плату. Это позволит отслеживать соответствие элементов производственного цикла заявленным при получении статуса "отечественности". Мы уже рассказывали, как отечественные производители получают заключение Минпромторга на продукцию с российскими комплектующими, а потом поставляют по госзаказам "китайщину" с переклеенными шильдиками. Благодаря маркировке таких случаев можно будет избежать.
Эксперимент планируют провести с 29 февраля 2024 года по 30 апреля 2025 года, но участие в нём – дело добровольное. И пока маркировка не станет обязательной, хитрецы продолжат заниматься любимым делом, выдавая китайскую продукцию за российскую.
А тем, кто все же захочет присоединиться к эксперименту, придется раскошелиться на закупку и эксплуатацию маркировочного оборудования. И это в итоге скажется на конечной стоимости продукции. Значит пока что товары честных производителей будут дорожать и терять привлекательность, а мошенники продолжат впаривать подделки.
Проект постановления правительства о проведении эксперимента по маркировке электроники и плат уже разработан, скоро он должен появиться на портале проектов нормативных правовых актов. Неделю назад там же было опубликовано похожее постановление, касающееся эксперимента по маркировке светотехнической продукции и ее компонентов.
Оптимизм промышленников на спаде.
Индекс промышленного оптимизма Института Гайдара снизился на три пункта по сравнению с показателями четвертого квартала 2023 года, когда он демонстрировал максимальный с 2022 года уровень. Оптимизм за собой потянули вниз три из четырех исходных показателей:
● прогнозы выпуска;
● оценка запасов готовой продукции;
● текущий объем продаж.
Динамика промышленного производства выходит на плато, и дальнейшего мощного роста ждать не стоит. На фоне госзакупок для нужд СВО и ударного импортозамещения промышленники ждали ускорения роста спроса, но ожидания эти оправдались не в полной мере.
В итоге удовлетворенность продажами снизилась, а избыточность запасов готовой продукции выросла. Предприятия считают, что рост выпуска в феврале-марте сохранится, но будет менее интенсивным.
Индекс промышленного оптимизма Института Гайдара снизился на три пункта по сравнению с показателями четвертого квартала 2023 года, когда он демонстрировал максимальный с 2022 года уровень. Оптимизм за собой потянули вниз три из четырех исходных показателей:
● прогнозы выпуска;
● оценка запасов готовой продукции;
● текущий объем продаж.
Динамика промышленного производства выходит на плато, и дальнейшего мощного роста ждать не стоит. На фоне госзакупок для нужд СВО и ударного импортозамещения промышленники ждали ускорения роста спроса, но ожидания эти оправдались не в полной мере.
В итоге удовлетворенность продажами снизилась, а избыточность запасов готовой продукции выросла. Предприятия считают, что рост выпуска в феврале-марте сохранится, но будет менее интенсивным.
Как и предсказывал МашТех, гражданскому судостроению снова подрезали планы.
До 2035 года российским судовладельцам понадобится 589 гражданских судов, а совокупная стоимость этих заказов оценивается в 1,36 трлн рублей. Такие прогнозы в своей презентации дает Объединенная судостроительная корпорация.
● строительство 161 балкера потребует инвестиций в 329,3 млрд рублей;
● 287,6 млрд рублей понадобится на 30 аварийно-спасательных судов;
● на 22 научно-исследовательских судна понадобятся инвестиции в размере 155,5 млрд рублей;
● еще 143 млрд рублей – на пять ледоколов;
● на 55 контейнеровозов потратят 95,2 млрд рублей;
● 30 траулеров обойдутся в 81,6 млрд рублей;
● 42 краболова – в 72,7 млрд рублей;
● а 103 пассажирских судна – в 64,6 млрд рублей.
Цифры внушительные, но они значительно меньше прошлогодних прогнозов Минпромторга.
Тогда министерство скорректировало программу судостроения до 2035 года, сократив количество судов с 1101 до 985. Мы прогнозировали, что цифры снова могут быть урезаны в любой момент, и вот он настал. Во всяком случае прогнозы ОСК отличаются от планов Минпромторга почти в два раза. А если учитывать прежний план на 1101 судов, то снижение получается и вовсе без "почти".
Но даже эти планы ОСК могут оказаться далеки от реальности, поскольку основные производственные активы группы уже загружены, а для строительства крупнотоннажного флота нужна модернизация мощностей или строительство новых верфей. А специализированные производственные площадки сегмента среднетоннажных морских судов в диапазоне 15 000–70 000 т дедвейта в стране и вовсе отсутствуют.
До 2035 года российским судовладельцам понадобится 589 гражданских судов, а совокупная стоимость этих заказов оценивается в 1,36 трлн рублей. Такие прогнозы в своей презентации дает Объединенная судостроительная корпорация.
● строительство 161 балкера потребует инвестиций в 329,3 млрд рублей;
● 287,6 млрд рублей понадобится на 30 аварийно-спасательных судов;
● на 22 научно-исследовательских судна понадобятся инвестиции в размере 155,5 млрд рублей;
● еще 143 млрд рублей – на пять ледоколов;
● на 55 контейнеровозов потратят 95,2 млрд рублей;
● 30 траулеров обойдутся в 81,6 млрд рублей;
● 42 краболова – в 72,7 млрд рублей;
● а 103 пассажирских судна – в 64,6 млрд рублей.
Цифры внушительные, но они значительно меньше прошлогодних прогнозов Минпромторга.
Тогда министерство скорректировало программу судостроения до 2035 года, сократив количество судов с 1101 до 985. Мы прогнозировали, что цифры снова могут быть урезаны в любой момент, и вот он настал. Во всяком случае прогнозы ОСК отличаются от планов Минпромторга почти в два раза. А если учитывать прежний план на 1101 судов, то снижение получается и вовсе без "почти".
Но даже эти планы ОСК могут оказаться далеки от реальности, поскольку основные производственные активы группы уже загружены, а для строительства крупнотоннажного флота нужна модернизация мощностей или строительство новых верфей. А специализированные производственные площадки сегмента среднетоннажных морских судов в диапазоне 15 000–70 000 т дедвейта в стране и вовсе отсутствуют.
Недавно в рамках нашего большого спецпроекта мы рассказали вам о ледокольном флоте России, которому больше всего подходит слово "уникальный". Подходит это слово и отечественной системе спутниковой навигации ГЛОНАСС, помогающей не сбиться с пути самолетам, кораблям и автомобилям во всем мире.
Формально первый запуск спутников состоялся еще в 1982 году, но к началу 2000-х из-за отсутствия финансирования и малого срока службы аппаратов система по сути прекратила свое существование, и создавать её пришлось заново. А значит ГЛОНАСС идеально вписывается в наш большой спецпроект об изменениях, которые произошли в нашей стране с начала века.
Сейчас орбитальная группировка системы состоит из 26 спутников, 24 из которых используются по целевому назначению, а еще два находятся на этапе летных испытаний. Да, это несколько меньше группировки системы GPS (31 спутник), но и этого достаточно, чтобы покрывать практически всю поверхность земного шара.
Именно поэтому модули ГЛОНАСС устанавливаются в устройства по всему миру, в том числе и в iPhone, смартфоны Samsung, Google Pixel, Хiaomi и прочие. Устанавливается ГЛОНАСС в иностранное оборудование для геодезии и строительства, в приборы американской Trimble, японской Topcon, швейцарской Leica Geosystems, канадской Novatel и т.д.
Система GPS для работы также использует 24 спутника, а остальные находятся в резерве. К тому же из-за особенностей расположения аппараты американской системы требуют постоянной корректировки орбит. Спутники ГЛОНАСС, в свою очередь, движутся асинхронно с вращением Земли, а потому в корректировке практически не нуждаются. Есть у отечественной системы и другие преимущества по сравнению с западной.
Так, например, скорость обработки и передачи данных в режиме реального времени у ГЛОНАСС выше, чем у GPS. Лучше дела у российской навигационной системы и с безопасностью: она использует FDMA, более энергозатратный протокол шифрования информации, но с лучшей защитой данных, а GPS – экономичный и менее безопасный CDMA. ГЛОНАСС требует больше технических затрат, но при этом лучше работает в условиях помех от строений, облачности и осадков.
Сейчас орбитальная группировка включает в себя три модификации космических аппаратов, запущенные в 2003, 2011 и 2023 годах. Надо признать, что пока по точности позиционирования они несколько уступают спутникам GPS: по данным на 2022 год, она была на уровне 1,3 метров. Но в августе 2023 года на орбиту были направлены первые спутники "ГЛОНАСС-К2" нового поколения, благодаря которым точность планируют довести до 30 см.
В 2014 году Владимир Путин заявил о необходимости запуска системы "ЭРА-ГЛОНАСС", которая теперь уже ежегодно спасает тысячи жизней. Только в 2023 году она передала в службы спасения более 81 тыс. экстренных вызовов от автомобилистов, которые нуждались в срочной помощи. Всего же за время работы системы экстренным службам было передано более 350 тыс. вызовов.
В 2023 же году завершилась интеграция ЭРА-ГЛОНАСС со всеми действующими в стране "Системами-112". Теперь в случае ДТП или любой другой непредвиденной ситуации экстренные службы за 19 секунд автоматически получают важную для спасения информацию, в том числе точные координаты попавшей в аварию машины. Это позволило на 50% сократить время реагирования медиков, полицейских и спасателей.
Формально первый запуск спутников состоялся еще в 1982 году, но к началу 2000-х из-за отсутствия финансирования и малого срока службы аппаратов система по сути прекратила свое существование, и создавать её пришлось заново. А значит ГЛОНАСС идеально вписывается в наш большой спецпроект об изменениях, которые произошли в нашей стране с начала века.
Сейчас орбитальная группировка системы состоит из 26 спутников, 24 из которых используются по целевому назначению, а еще два находятся на этапе летных испытаний. Да, это несколько меньше группировки системы GPS (31 спутник), но и этого достаточно, чтобы покрывать практически всю поверхность земного шара.
Именно поэтому модули ГЛОНАСС устанавливаются в устройства по всему миру, в том числе и в iPhone, смартфоны Samsung, Google Pixel, Хiaomi и прочие. Устанавливается ГЛОНАСС в иностранное оборудование для геодезии и строительства, в приборы американской Trimble, японской Topcon, швейцарской Leica Geosystems, канадской Novatel и т.д.
Система GPS для работы также использует 24 спутника, а остальные находятся в резерве. К тому же из-за особенностей расположения аппараты американской системы требуют постоянной корректировки орбит. Спутники ГЛОНАСС, в свою очередь, движутся асинхронно с вращением Земли, а потому в корректировке практически не нуждаются. Есть у отечественной системы и другие преимущества по сравнению с западной.
Так, например, скорость обработки и передачи данных в режиме реального времени у ГЛОНАСС выше, чем у GPS. Лучше дела у российской навигационной системы и с безопасностью: она использует FDMA, более энергозатратный протокол шифрования информации, но с лучшей защитой данных, а GPS – экономичный и менее безопасный CDMA. ГЛОНАСС требует больше технических затрат, но при этом лучше работает в условиях помех от строений, облачности и осадков.
Сейчас орбитальная группировка включает в себя три модификации космических аппаратов, запущенные в 2003, 2011 и 2023 годах. Надо признать, что пока по точности позиционирования они несколько уступают спутникам GPS: по данным на 2022 год, она была на уровне 1,3 метров. Но в августе 2023 года на орбиту были направлены первые спутники "ГЛОНАСС-К2" нового поколения, благодаря которым точность планируют довести до 30 см.
В 2014 году Владимир Путин заявил о необходимости запуска системы "ЭРА-ГЛОНАСС", которая теперь уже ежегодно спасает тысячи жизней. Только в 2023 году она передала в службы спасения более 81 тыс. экстренных вызовов от автомобилистов, которые нуждались в срочной помощи. Всего же за время работы системы экстренным службам было передано более 350 тыс. вызовов.
В 2023 же году завершилась интеграция ЭРА-ГЛОНАСС со всеми действующими в стране "Системами-112". Теперь в случае ДТП или любой другой непредвиденной ситуации экстренные службы за 19 секунд автоматически получают важную для спасения информацию, в том числе точные координаты попавшей в аварию машины. Это позволило на 50% сократить время реагирования медиков, полицейских и спасателей.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В общественном сознании давно укоренился миф, что завод - это всегда серая бетонная колонка, внутри которой уставшие старики по уши в мазуте стучат огромными гаечными ключами по железным болванкам. Пожалуй, пришло время запустить рубрику #МашТехСтиль и показать нашим читателям, что производство может быть красивым.
Так, например, выглядит вагоносборочный цех Тверского вагоностроительного завода, в котором собирают электропоезда "Иволга" и пассажирские вагоны для железных дорог нашей страны. Очевидно, что светлые и чистые цеха явно отличаются от стереотипного представления, к которому многие привыкли.
Так, например, выглядит вагоносборочный цех Тверского вагоностроительного завода, в котором собирают электропоезда "Иволга" и пассажирские вагоны для железных дорог нашей страны. Очевидно, что светлые и чистые цеха явно отличаются от стереотипного представления, к которому многие привыкли.
Генеральный конструктор РКК "Энергия" Владимир Соловьёв показал проект космоплана, который сможет доставлять космонавтов и туристов на будущую Российскую орбитальную станцию. Космоплан представляет из себя аппарат с отклоняемым стреловидным V-образным крылом, способный вмещать до четырех человек.
Конструкция позволит сделать его многоразовым, расширит выбор возможных районов посадки, уменьшит затраты на поисково-спасательные операции, позволит снизить перегрузки и поможет развивать космический туризм. Правда, ни о каких конкретных сроках создания нового космоплана для РОС пока не сообщается. Понятно лишь, что на орбиту его будут выводить с помощью ракеты-носителя среднего класса из семейства "Ангара".
Отечественный космолет очень похож на американский ракетоплан Dream Chaser, который с середины нулевых разрабатывают в компании SpaceDev. Но если отечественная разработка рассчитана на запуск в космос четырех человек, то американский аппарат сможет вмещать шестерых. Первый орбитальный запуск грузовой версии корабля планируется в апреле 2024 года, а на орбиту выводить его будет ракета-носитель Vulcan.
Наверное, сейчас у кого-то засвербило в одном месте и захотелось закричать "Энергия" ворует идеи!", но тут все намного интереснее. Американский Dream Chaser создан с использованием конструкции корабля НАСА HL-20, а тот сделан на основе снимков советских экспериментальных аппаратов серии БОР-4, запущенных по программе "Энергия — Буран".
CEO SpaceDev Марк Сиранджело даже приезжал в Россию в 2005 году и встречался с тремя из пяти русских инженеров, работавшими по программе БОР-4. Он пригласил их на первый запуск Dream Chaser и пообещал написать имена российских разработчиков рядом с американскими, когда создание аппарата будет закончено.
А советские БОР-4 все же несколько раз побывали в космосе. Всего было осуществлено пять запусков, один из которых был суборбитальным, а во время других аппараты совершили несколько витков вокруг Земли. Выходит, РКК просто возрождает хорошо забытое старое.
Конструкция позволит сделать его многоразовым, расширит выбор возможных районов посадки, уменьшит затраты на поисково-спасательные операции, позволит снизить перегрузки и поможет развивать космический туризм. Правда, ни о каких конкретных сроках создания нового космоплана для РОС пока не сообщается. Понятно лишь, что на орбиту его будут выводить с помощью ракеты-носителя среднего класса из семейства "Ангара".
Отечественный космолет очень похож на американский ракетоплан Dream Chaser, который с середины нулевых разрабатывают в компании SpaceDev. Но если отечественная разработка рассчитана на запуск в космос четырех человек, то американский аппарат сможет вмещать шестерых. Первый орбитальный запуск грузовой версии корабля планируется в апреле 2024 года, а на орбиту выводить его будет ракета-носитель Vulcan.
Наверное, сейчас у кого-то засвербило в одном месте и захотелось закричать "Энергия" ворует идеи!", но тут все намного интереснее. Американский Dream Chaser создан с использованием конструкции корабля НАСА HL-20, а тот сделан на основе снимков советских экспериментальных аппаратов серии БОР-4, запущенных по программе "Энергия — Буран".
CEO SpaceDev Марк Сиранджело даже приезжал в Россию в 2005 году и встречался с тремя из пяти русских инженеров, работавшими по программе БОР-4. Он пригласил их на первый запуск Dream Chaser и пообещал написать имена российских разработчиков рядом с американскими, когда создание аппарата будет закончено.
А советские БОР-4 все же несколько раз побывали в космосе. Всего было осуществлено пять запусков, один из которых был суборбитальным, а во время других аппараты совершили несколько витков вокруг Земли. Выходит, РКК просто возрождает хорошо забытое старое.