МашТех – Telegram
МашТех
42.9K subscribers
3.75K photos
940 videos
33 files
3.04K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
В промышленном технопарке "Электрополис" прошло расширенное заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России под председательством Константина Бабкина, на котором тоже обсуждалась конкуренция с производителями из КНР.

И в качестве примера Константин Бабкин показал неравные условия, в которых работают китайские и российские производители:

● в Китае средняя стоимость кредита составляет 0,05%, в России – 12%;

● экспортная поддержка в Китае – 20-65%, а в России она полностью отсутствует;

● средняя налоговая нагрузка – 20% в Китае и 47,7% в России;

● при этом импортные пошлины одинаковые.

За январь – ноябрь 2023 года налог на производство и потребление выросли: НДС +10,98%, НДФЛ +12,9%, налог на прибыль +21,95%, имущественные налоги +5,1%. При этом налоги на сырье снизились.

Такая политика была актуальна в 90-е годы на определенном историческом этапе, чтобы уйти от дефицита продукции на российском рынке. Сегодня эта парадигма утратила актуальность, хоть реальная экономическая политика продолжается та же. Из зависимости от запада переходим в зависимость от востока


Чтобы создать комфортные условия производства в России, Константин Бабкин предложил отменить для производителей НДС и налог на прибыль (по аналогии с IТ-сектором), защитить рынок с помощью технического регулирования, стимулировать развитие производства мелкосерийных и специальных сталей. Разумная политика повысит социально-экономические показатели на 5-7 % в год.

Председатель Совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза рассказал, что для опережающего развития промышленности России требуются инвестиции объемом более 10 трлн рублей в год.

Сейчас машиностроение остается одной из отраслей, где сильнее всего сохраняется импортозависимость. И для восстановления индустриального потенциала и технологического суверенитета страны необходима комплексная национальная программа.
Умри, но сделай.

Недавно мы говорили о том, насколько востребованы рабочие кадры в судостроении. Тогда мы упоминали, что такая ситуация сейчас во всех отраслях, и вот очередное подтверждение от "Авито Работы":

📈 так, например, в топе оказались фрезеровщики - их стали искать на 126% чаще. Да, это всего лишь десятое место, зато по росту зарплат они на первом - прибавка составила 76%;

📈 у операторов производственных линий зарплаты подросли на 7%, а искать таких специалистов стали на 133% чаще;

📈 количество вакансий для резчиков выросло на 154%, зарплаты подросли на 12%.

В среднем же спрос на специалистов связанных со сферой производства в I квартале 2024 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2023 года почта в 2 раза, на 94%. И на фоне нехватки кадров Российский союз промышленников и предпринимателей предложил установить возможность увеличения количества дней сверхурочной работы подряд:

Это позволило бы повысить гибкость использования рабочего времени, а в отдельных случаях – сократить потребность в кадрах, обеспечить возможность маневра ресурсами


Сейчас допускаются переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, по 12 часов в день. И увеличение объема "сверхурочки" может привести к ухудшению показателей здоровья населения и повышенной смертности. Но есть и менее "убийственные" идеи:

📌например, "Деловая Россия" предлагает вернуть на рынок труда около 1 млн специалистов за счет индексации пенсий работающим пенсионерам. Правда, на это понадобится порядка 120 млрд рублей ежегодно;

📌другой вариант: расширить разрешенные сферы для привлечения к работе подростков в возрасте 14–18 лет.

Так или иначе, но проблемы с кадрами придется решать. Если в июле 2023 года о дефиците работников заявляли 56% опрошенных компаний, то в начале апреля 2024-го на это жаловались уже 70%. Сейчас в стране открыто 1,74 млн вакансий, и около 600 тыс из них – это рабочие места на производствах. За год число таких вакансий прибавило 20%.
"Брянский арсенал" (UMG) после модернизации завода собирается выпускать 1 тыс. грейдеров и погрузчиков в год. На предприятии планируют, что затраты на модернизацию окупятся в течение 3-3,5 лет, а производительность труда вырастет на 20% на первом этапе.

Техническое перевооружение предприятия позволит выпускать 500 автогрейдеров и 500 телескопических погрузчиков в год


В механообрабатывающем и сварочно-заготовительных цехах установлены современные станки с ЧПУ, комплексы термической резки металла, дробеметная установка очистки металла, окрасочно-сушильная камера и три комплекта окрасочных установок.

До конца года будет введено в эксплуатацию еще четыре механообрабатывающих станка и станка лазерной резки с ЧПУ, установка для лазерной сварки и лазерной очистки металла, готовится площадка для размещения станка лазерной резки труб и профильного проката.

В начале года мы публиковали статистику, согласно которой отгрузка отечественных телескопических погрузчиков снизилась на 34%, а автогрейдеров – на 12%. Как раз таки в этих сегментах российских производителей давят китайцы, но, видимо, в UMG планируют дать им бой.
Умели же раньше красиво работать: в далеком 1958 году была представлена газонокосилка Wonder-boy X-100, внутри которой был радиотелефон (!), кондиционер и холодильник, обеспечивающий охлаждение напитков в жаркий день.

🚜Использовать её можно было не только для того, чтобы стричь газон, но и пропалывать его, удобрять, засеивать, опрыскивать от насекомых и перевозить инструменты. И всё это в комфортной и стильной кабине-капсуле.

🪄Увы, в серийное производство всё это чудо так и не пошло. А может даже это и хорошо - подобные машины мы все видели в Fallout, а там всё закончилось не очень хорошо. Но как начиналось...
"Трансмашхолдинг" разрабатывает новые локомотивы, предназначенные для Восточного полигона российских железных дорог: электровоз 2ЭС9, тепловозы 2ТЭ30 и 3ТЭ30.

🚂 Особенностью последних двух является то, что их силовая установка сможет работы как на дизельном топливе, так и в газо-дизельном цикле. Машины с поосным регулированием силы тяги будут оборудованы трехосными тележками.

🛤Предназначены локомотивы для перевозки грузовых составов с массой 7100 тонн с допускаемой скоростью движения 120 км/ч. Уже в следующем году машины отправятся на испытания, а пока можно посмотреть, как они выглядят.
И снова подборка за неделю. Про что мы писали.

Про производство.

● В Муроме запустили автоматическую линию производства SMD-плат. Но поговаривают, что объемы не те.

● В Подмосковье начали производить системы для подачи и распределения технологических газов.

● А в Брянске собираются нарастить производство грейдеров и погрузчиков.

Про поддержку.

● Её теперь получат производители гибридных автомобилей (разумеется китайских), заключив СПИК.

● Началось общественное обсуждение цифровых паспортов промышленных продуктов. Их тоже собираются использовать для поддержки.

● А производителей электроники хотят поддержать, сравняв цену их продукции с китайской. Но есть нюанс.

Про крылья.

● Россия и Белоруссия начнут совместно делать самолет, но известно о нем мало. Собрали всё, что знаем.

Про шопинг.

● "Росатом" купил 50% одного из крупнейших в России производителей зарядок для электромобилей.

● А "Северсталь" стала единственным владельцем бывшего СП с Windar по производству башен для ветроустановок.

Про кадры.

● Люди рабочих профессий очень нужны в судостроении. И больше всего спрос на токарей и фрезеровщиков.

● Да и в целом в промышленности ситуация похожая.

Про новинки.

● СТАН разработал новые фрезерные станки для авиа-, двигателестроения и ОПК. Но пока их не покажет.

Про мнения.

● Проректор Иннополиса Искандер Бариев считает, что сейчас ситуация с роботами в России на грани преступления. Но в университете готовы решить проблему за 400 млн.

Про проблемы.

● "Москвич" могут признать банкротом за долги предыдущих владельцев. А могут и не признать.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Как-то совсем незаметно прошла презентация самолета "Альфа-КМ" от дагестанского Концерна КЭМЗ. Ну так вот, он успешно прошел испытания и был официально представлен на территории завода.

"Альфа-КМ" - это усовершенствованная версия МАИ-411, работы над которой велись около 5 лет. По ТТХ нам обещают:

● крейсерскую скорость 250км/ч;

● скорость набора высоты – 5м/с;

● скорость захода на посадку – 70км/ч;

● практическую дальность – 1600 км;

Самолет рассчитан на перевозку четырех человек, и как нам рассказывали раньше, у него есть встроенная парашютная спасательная система.

В этот проект предприятие вложило 662 млн рублей, а отбить вложение планирует в том числе и за счет экспорта в Малайзию, Турцию и Индию. Широкой общественности "Альфа-КМ" обещают показать на авиасалоне МАКС в этом году, если он состоится.
Но есть нюанс.

🚜 Произведено было техники на 70,3 млрд рублей, продажи тоже выросли на 9,6%, до 55,7 млрд рублей. И вроде новость позитивная, но дьявол кроется в деталях: рост происходит только в денежном выражении, а в штуках производство и отгрузка в большинстве сегментов рынка снижаются. Об этом говорят данные "Росспецмаша":

📈 продажи сеялок снизились на 15,1%, до 1 тыс штук;

📈 продажи борон упали на 5,3%, до 1,1 тыс штук;

📈 производство тракторов в прошлом году росло, а теперь снижается на 47,2%, до 900 штук;

📈 отгрузки тракторов вроде бы растут (на 2,6%, до 1,2 тыс штук), да только на фоне низкой базы прошлого года;

📈 производство зерноуборочных комбайнов подросло на 80,3%, до 1,8 тыс штук. Но тут опять же эффект низкой базы прошлого года, когда выпуск падал на 45%.

📌 На спрос влияют низкие доходы аграриев, которые закупают технику на средства оставшиеся после покупки удобрения, ГСМ, семян, обслуживания кредитов и тд. А потому в нашей стране используют довольно много старой техники, срок эксплуатации которой превышает 10–15 лет. Тем более, что ставки по кредитам сейчас позитивных мыслей не вызывают.
🏭 В 2024 году Минпромторг выделит 1,5 млрд рублей на возмещение части затрат предприятий на внедрение тяжелого промышленного и инженерного софта, а также программно-аппаратных комплексов. При этом как минимум половину расходов должны будут покрывать сами предприятия.

Запустят программу уже летом 2024 года, а продлится она до 2030-го и будет включена в формируемый нацпроект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Итак, что известно на данный момент:

📌 получить субсидию смогут предприятия, работающие в обрабатывающих отраслях промышленности;

📌 один заявитель сможет подать несколько заявок, в том числе в отношении проектов, реализацию которых уже начал за счет собственных средств;

📌 средства могут пойти на приобретение лицензий и средств защиты информации, доработку ПО, оснащение создаваемых автоматизированных рабочих мест и обучение работников;

📌 при этом общий срок реализации каждого из проектов не должен превышать три года.

Пока что на российских предприятиях используются решения немецкой Siemens, американской PTC и французской Dassault Systemes, а отечественное ПО тяжелого класса только разрабатывается. И замена его обойдется предприятиям очень дорого: одно рабочее место для инженера может стоить миллионы рублей, а над созданием крупных проектов трудятся целые коллективы. А значит счет пойдет на миллиарды рублей.

📈 Сейчас общий рынок ПАК составляет около 50 млрд рублей, а сегмент комплексных решений на основе тяжелого ПО для промышленных и инженерных задач - от 5 млрд рублей в год и выше. И 1,5 млрд рублей, даже при учете софинансирования, не такая уж и большая сумма для замещения такого ПО.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
НАМИ показал новую версию водородного Aurus (ну или точнее NAMI Hydrogen), назвав её самым мощным водородным автомобилем в мире и первым в истории водородным автомобилем класса люкс. Создан он на базе Aurus Senat, но с точки зрения инжиниринга с серийной машиной имеет мало общего.

В NAMI Hydrogen установлено три электромотора: один на передней и два на задней оси. Мощность каждого - 250 кВт, а суммарная мощность машины - 750 кВт или 1020 лошадиных сил. Они позволяют разгоняться машине до "сотни" менее чем за 4 секунды. Система хранения водорода состоит из трёх баллонов, вмещающих 8 кг газа при 700 атмосферах. Запас хода на полной заправке - 870 км.

Недавно мы публиковали данные доклада по электромобилям в России, но содержал он информацию и по водородным машинам. Так вот, к 2030 году планируется ввести в строй более 1 тыс водородных заправок. Но заправляться на них пока что некому: в стране зарегистрирован только один водородный автомобиль (Toyota Mirai). И вот теперь их два, а то и целых три.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
🚊 В швейцарском Цюрихе начали тестировать интересное - внешнюю подушку безопасности для трамваев. Она активируется датчиком, расположенным в передней части кабины водителя. И задача подушки состоит в том, чтобы не дать человеку попасть под колеса трамвая.

Судя по видео испытаний, пострадавшего (пока что в виде манекена) действительно не утащило под машину, но зато перед ней "прокувыркало" прилично. И пока сложно сказать, можно ли считать испытания успешными. Но выглядит это все сомнительно.

📆 Проект, который разрабатывается вместе с производителем поездов и трамваев Alstom, начался еще в декабре 2021 года и вот теперь подходит к своему финальному этапу. Завершен он будет летом 2024 года.
"КамАЗ" воскресит проект 12-местного беспилотника КAMAZ-1221, но сделает его импортонезависимым.

На 2024 год был утвержден бюджет передовой инженерной школы "КиберАвтоТех", который составит почти 2 млрд рублей. На эти деньги будут открыты новые лаборатории и запущены проекты, в том числе возрождения беспилотного "Шатла".

Это один из проектов 2024 года. Поставлена задача улучшить алгоритмы распознавания окружающей среды и перейти на отечественные компоненты


Понятно, что беспилотный автобус ждет тот же путь, что и другие проекты компании - в первую очередь его переведут на независимую от европейцев компонентную базу. Других подробностей нет, но вдобавок к сервисному беспилотнику передовая инженерная школа займется разработкой мультимодальной логистики с использованием БПЛА.

Впервые машину показали на Московском автосалоне еще в далеком 2016 году (в видео можно увидеть, как её создавали), а серийное производство планировалось начать к 2021 году. Но сначала повлияла пандемия коронавируса, а затем санкции и всем известные события. Теперь у проекта появится еще один шанс на жизнь.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Давненько у нас не было рубрики #МашТехСтиль, надо исправляться. Предлагаем посмотреть на то, как выглядит производство "Ласточек" на "Уральских Локомотивах".

Точнее говоря, так их делали. Сейчас поезд изменил не только начинку, сделав её более отечественной, но и название - теперь на бортах электропоездов красуется надпись "Финист".
В России анонсировали разработку и производство первого отечественного промышленного 3D-принтера с технологией селективного лазерного сплавления (SLM) для печати крупногабаритных деталей. Создавать оборудование будут производитель лазерных 3D-принтеров Onsint и ГК "ТехноСпарк".

👨🏻‍🔧 Конкретно Onsint создаст конструкторскую документацию и ПО, а также оснастит принтер специализированными комплектующими. А уже TEN group из "ТехноСпарка" займётся изготовлением компонентов и серийным производством. И по словам гендиректора ГК Олега Лысака, спрос на такое оборудование точно будет

В ближайшей перспективе российскому машиностроению потребуются десятки таких 3D-принтеров в год. Сейчас их можно купить только за рубежом, и, как показывает практика, это огромные риски. Реализация проекта даст промышленности российский 3D-принтер для печати крупногабаритных изделий из титановых и жаропрочных сплавов


Принтер AM450 (на фото "младшие" модели АМ350 и АМ150) позволит печатать детали размером до 450×450×550 мм из порошковых материалов титановых, хром-никелевых, кобальт-хромовых сплавов, а также из алюминия и нержавеющей стали. При этом будет выпущено два варианта оборудования: с одним и с четырьмя лазерами мощностью 500 и 1000 Вт.

📆 Сборку первого прототипа собираются завершить до конца 2024 года, а тестирование принтера состоится в следующем году.
Минпромторг ужесточил условия промышленной ипотеки, изменив проценты для новых займов. Виновата во всём ключевая ставка ЦБ, от неё же и будут "плясать" в расчётах.

📌 Теперь если ключевая ставка ЦБ будет превышать 10% годовых, то льготные ставки по программе становятся плавающими: cтавка будет составлять 3% и 5% плюс разница между 10-процентным порогом и размером ключевой ставки.

Арифметика тут простая: cейчас ключевая ставка ЦБ составляет 16%, то есть на 6% больше порога в 10% годовых. Вот к этим 6% мы прибавляем 3% или 5%, и получаем те самые 9% и 11% соответственно. Рассчитывать можно на займ до 500 млн рублей на срок до семи лет. Еще одно важное изменение: дифференциация размера субсидий, выплачиваемых банкам.

📌 если ключевая ставка ниже 10%, то компенсируется её полный размер (для кредитов технологических компаний) и размер ставки, уменьшенный на 2 процентных пункта (для остальных).

📌 если ставка выше 10%, то бюджет компенсирует только размер этого порогового значения по новым кредитам (для технологических компаний) и 8% — по остальным займам.

Третьим важным изменением стали ограничения по размеру выручки для потенциальных заемщиков. Теперь претендовать на льготу смогут компании с выручкой до 2 млрд рублей в год и малые технологические компании с выручкой до 4 млрд руб.
"КамАЗ" привез на выставку MiningWorld Russia-2024 парочку своих новых карьерных самосвалов семейства "Атлант". И они крутые.

🚚 Красный КАМАЗ-4555-0000030-ВС (Атлант 50) с колёсной формулой 6х4 предназначен для работы в условиях карьеров и эксплуатации в районах с умеренным и тропическим климатом. Климатическое исполнение - У1, позволяет прекрасно чувствовать себя при температурах окружающего воздуха от -40 до +40 °С.

Кабина от нового поколения К5 со спальным местом, холодильником, СВЧ печкой. И чтобы защитить всё это, предусмотрена система защиты кабины от падающих предметов, а также защиты при опрокидывании.

Машина оснащена дизельным двигателем КАМАЗ Р6 объёмом 13 литров без системы нейтрализации отработавших газов. Работает он в паре с 7-ступенчатой гидромеханической автоматическая КПП c ретардером и двухконтурным теплообменником. Грузоподъёмность задней балансирной рессорной подвески составляет 50 тонн, отсюда и цифра в названии.

🚛 КАМАЗ-4554 (Атлант 49) отличается от 50-го грузоподъемностью и колесной формулой. Он четырёхосный, с колёсной формулой 8×4, и способен перевозить 49 тонн. И это самый грузоподъёмный самосвал в "габарите". Как и Атлант 50, он комплектуется новой кабиной К5 с защитой кабины оператора ROPS/FOPS.