Внутренняя Монголия – Telegram
Внутренняя Монголия
408 subscribers
66 photos
6 videos
6 files
81 links
Тренды, инсайты, рефы и просто жиза от стратега-фрилансера

Автор: @s_azin
Download Telegram
Forwarded from Креатив со звездочкой
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Мне скинули очень сильный по смыслу ролик к 8 марта под названием «Зомби мама».

Креаторы решили так поддержать молодых мам, для которых материнство — это новый непростой опыт.

Пусть этот ролик служит напоминанием, что даже самый заботливый человек сам нуждается в заботе.
3👍1😱1
Кстати если кто-то думает, что мода на критику успешного успеха и весь нарратив про тиранию счастья это что-то невероятно новенькое и пришло к нам с запада вместе со всем остальным лево-либерализмом...

То вот вам кусок текста из песенки 1999-го года

"Были дни безумных машин,
О которых мы видели фильмы,
И нам казалось – это сладкая жизнь,
Но жизнь там осталась за титром,
И те, кто не понял это кино,
Как и те, кто вовремя понял,
Все ловят, ловят, ловят любовь,
Но любовь никто не догонит"

Все новое это хорошо забытое старое ;)

Но если серьезно критика идеалов и авторитетов всего-лишь неминуемая часть взросления, такая же как сепарация от родителей.

Просто взрослеют не только отдельные люди, но еще и целые группы, поколения, страны, культуры.

И вот этот этап взросления добрался и до рожденных в СССР.

Такие дела.

#Инсайты #Мещанство
👍7
Настала пора поговорить о популярной психологии.

Точнее о порочной практики применения популярной психологии в менеджменте.

Не хотелось бы читать громких нотаций и осуждать руководов мнящих себя психологами. В мире где каждый футболист, политолог, эпидемиолог и вообще знаток и всего и вся - считать себя еще и психологом - не самый страшный грех.

И даже осуждать все эти популярные модели или вообще лженауки вроде соционики - не мое дело. Рыночек пси-услуг растет - популяризаторов и разъяснял и без меня вагон и маленькая тележка.

Сосредоточимся на главном, простом и понятному даже такому же чайнику как я.

Итак:

1. Само применение моделей объясняющих личностные отношение в менеджменте отношений рабочих - это уже провал.

Тут не надо быть гуру, чтобы понять, что меряя рабочее методами личного вы не просто спутали одно с другим, а подменили одно другим.

Заключенный и вертухай это не абьюзер и жертва - это заключенный и вертухай. А если же они относятся друг к другу настолько лично, что там применимы всяческие истории про созависимые отношения - это уже статья, ибо нарушение не только границ личного и рабочего, но и УК РФ.

Так же и руковод со специалистом или даже бизнес-партнеры. Если между ними уже идут обиды, сюжеты и сценарии межличностных манипуляций более приемлемые для семейной пары - это залет боец. Залет и точка. Так дела не делаются.

2. Главная беда применения любых моделей из научпопа - это потеря динамического взгляда на ситуацию.

Научпоп тем и отличается от реальной практики, что его задача дать простую, ясную и понятную картинку для развлечения, а не руководство к действию.

145% научпоповских книг для достижения своей цели массовости, опускают большинство моментов касающихся динамики процесса. Статичная картинка проще, понятнее и доступнее.

Но решать реальные задачи без учета динамики ситуации - это бред. Одно дело сраться в интернете, развешивая ярлыки черного и белого, а другое строить рабочие отношения. Тут без динамики никак. Не работает черно-белое видение в практике.

В общим научпоп это именно научпоп, а не мануал - не путайте горячее и твердое.

3. Любая модель это верный способ загнать себя в ловушку самосбывающегося пророчества

"Если у вас в руках молоток - слишком велико искушение в любой проблеме увидеть гвоздь". Это азы-азовичи. База-баз. Основа-основ.

Как только вы начинаете смотреть на рабочие отношения через призму моделей описывающих личностные конфликты - вы уже провоцируете личностный конфликт.

Не все в этом мире сводится к межличностной психологии. Большинство рабочих проблем находятся вообще не в плоскость личностей участвующих в процессе.

Простой пример.

Вот я веду группу сплавляться на катамаране. Все участники группы понимают, что им надо из пункта А в пункт Б. Все понимают, что в качестве средства передвижения у них судно без рулевого управления и моторной тяги. И никто кроме меня не умеет пользоваться этим сплав-средством. Более того за выделенное мне время никто и не научится - это утопия. Максимум к концу пути кто-то начнет хоть что-то понимать в турбулентности водного потока, инерции судна, особенностях речной навигации и специфике гребли канойным веслом.

И вот либо я выстраиваю процесс так, что превращаю себя в руль, а остальным даю минимум знаний и практики достаточный для выполнения функции тяги. Либо мы крутимся как "говно в проруби", ибо люди не имеющие ни навыка гребли ни навыка исполнения простейших команд, могут с равной эффективностью как грести так и не грести вообще.

Но!

Допустим мне показалось, что просто организации процесса мало. Надо еще поработать над командобразованием и построением отношений в коллективе.

И вот я начал играть в психолога. Стал выявлять в команде лидеров и аутсайдеров, абьюзеров и жертв, взрослых личностей и инфантилов и т.д. и т.п.

И случился полный пиздец.

Мы не только стали двигаться со скоростью меньшей скорости течения (нас обгоняли даже неуправляемые бревна), но и пересрались к хуям.

Вот в общем то и все что я хотел сказать по психологии.

Ложка хороша к обеду.

#Кухня #Мещанство
👍3😁3
Все вышеописанное не отменяет того, что интересоваться психологией приятно и местами полезно. Просто не стоит путать популярную психологию и тонкости мотивационных схем, которые юзают мастера HR.

Лучше вещи в которых не компетентен - доверять профи.

Хотя помню в сове время меня очень порадовала книжка Э. Берна "Секс в жизни человека". И даже в чем-то помогла для личной жизни.

Но потом все равно оказалось, что работа с терапевтом и аналитиком куда эффективнее игры в самоделкина )))

Тем не менее книжку рекомендую.

Конспект уже 8 лет висит тут: Антропология Сети

#Конспекты
👍4
Внутренняя миграция одна из самых недооценённых тем.

То, что треть населения - внутренние мигранты это очень важно не только для рынка труда и жилья.

Это база современной культуры, так же как базой совка был исход из села.

Когда ни будь обязательно раскрою тему глубже.

Но пока вот - линк по теме, что бы не потерялся.

Целая страна мигрантов, работающих в серую - это вам не просто фильм "Земля Кочевников" - это серьёзное явление, определяющие многие тренды русской повседневности.

Добавьте сюда исчезновение пожизненной занятости и рост платформенно-прекариатной, да немножко логики кредитного огораживания... Вот и становится яснее откуда нулевое доверие общественным институтам при аномально высоком межличностном доверии. Страна сетевых племен, а не национальное государство.

В общем есть об чем подумать.

Такие дела ;)

#Аналитика #Черновики
👍4
Приятно конечно вспомнить, что демография это не только статичный срез, но и динамика во времени и пространстве.

Только одной демографией конечно же картина социального не ограничивается.

Еще один фундаментальный момент, находящий свой отклик во всем-всем-всем - рынок труда.

К примеру сегодня оооочень модно стало кричать об атомарности русского общества и прочей политоте. НО! Мало кто задумывался, что бичуемая атомарность не продукт пропаганды, а прямое следствие специфики русского рынка труда.

Рынок труда вообще часто выпускают из виду, даже те, кто вроде бы должен задаваться вопросом по поводу источника доходов своей аудитории и специфики ее занятости. Банально кричать про "домохозяек" в стране, где безработных мужчин больше чем безработных женщин - это как говорится "такое". Или огульно кричать про вред "инфоциганства" не понимая, что работодателям тупо неоткуда брать новые кадры кроме как переучивать взрослых. Растущие рынки вынуждены переучивать взрослых - нет молодежи в товарном количестве. Ну и мое любимое это отрицать реальность низкой безработицы в РФ, не понимая, что дело тут не в том, что "рисуют", а в том, что наши работодатели предпочитают сократить зарплаты всему колективу, чем наглухо выпилить нескольких. Причем дело тут не в "совковости", а в том, что урезать премиальную часть зп тупо проще чем выпилить людей вообще, неся организационные издержки по перераспределению функционала в коллективе. Ну и любимые истории про то, что свободная посещаемость важнее финансовых бонусов, а гарантированный оклад важнее журавля в небе. Да и вопросы налогов\пенсий\дмс\грейдов. А фишка с тем, что о деньгах люди стесняются говорить даже больше чем о сексе? И т.д. и т.п.

Да и просто рынок труда это увлекательно. Тем более он у нас правда уникальный. Интересно в нем все - история, динамика, влияние на другие рынки, общество и культуру. То насколько рынок труда фундаментален не только для экономики и политики, но и для культуры вообще - ни в сказке сказать, ни пером описать.

В общем рекомендую послушать умного человека, посвятившего жизнь изучению русского рынка труда. Да и просто постоянно мониторить тему - полезно. Рынок туда - это главный нерв любого общества.

Понимая специфику рынка труда вы отучитесь от этой позорной песенки про "а у них, а у нас". Дело ведь не мифической ментальности, а в радикально отличной специфике занятости.

Надеюсь заинтриговал ;)

#Инсайты #Аналитика #Черновики

PS

Будут еще ссылочке по теме, да и тексты наверное. Благо в теме рынка труда повязан со всех сторон, начиная с проектов HR-брендингу\коммуникации и заканчивая тупо опытом работодателя. Про свои левацкие замашки вообще промолчу - история трейд-юнионизма и профессиональных сообществ отдельная тема )))
👍5
Бывает такое, носишься с идей носишься, потом уже забрасываешь её и вдруг видишь как реализовано нечто похожее. Реализовано вообще без тебя. Просто "всюду на земле в каждой голове дует тот же ветер". Или как говаривал Альтшуллер - "социально-культурное детерминированные открытия".

Давно, еще со времен проекта "Забытые храмы Урала", кружу вокруг темы создания урало-сбириского сеттинга. Что бы никак Иванов пытаться выдать историческое за фантастическое, а как Red Dead Redemption - превратить историческое в фэнтезийное.

Долгое время единственным референсом была игра Never Alone. А вот теперь союзмульт добавил в копилку нового "Умку".

Прям кайф. Значит жива тема, значит нужна идея, есть запрос. Ну раз не только мне в голову приходит такое решение ;)

#Кухня #Черновики
👍4
Для меня как для родителя нет ничего лицемернее чем сказки про традиционные семейные ценности. Это просто такой феерический бред, что уже даже не смешно. Мало того, что кричать о скрепности семьи в мире где минимум 25% вообще отказываются от деторождения - это "такое", дак еще умудряются совершенно игнорировать кризис не только расширенной, но и нуклеарной семьи.

Просто послушайте про родительский быт без наличия рук бабушек и дедушек. Причем в сравнении с историями тех у кого эти руки есть. И вот вы уже узнаете про разницу между расширенной и нуклеарной семьей. А потом задумайтесь сколько сейчас семей состоящих либо из одиночек либо из меняющихся взрослых. Ни для кого ведь ни секрет, что у некоторых детей пап и отчимов бывает больше, чем у их предков было сексуальных партнёров за всю жизнь?

И это нормально. Мир реально изменился и конечно же семья вслед за ним. Не нормально отрицать эту реальность.

Ну невозможно слушать лицемерие про ценности которых нет в реальной практике. Особенно от тех кто сам от идеала традиционной семьи - далек как никогда.

Как минимум стоит признать, что единого стандарта семьи уже нет как явления. Где-то классическая семья держит удар, где-то жива даже традиционная расширенная семья, но большинство в таких безумных конфигурациях и постоянной динамике, что мерить их стандартами прошлого века - просто смех.

Подробный разбор темы тут - Patriarchy, Power, and Pay: The Transformation of American Families, 1800–2015

Картинка оттуда же.

Понимание современной семьи с ее замещением родственников друзьями, куда интереснее чем официальная некрофилия.

Такие дела ;)

#Аналитика
👍10🔥3
Ну что видимо партия решила что нужно ещё больше феминизма.

Запрет на ведение бизнеса и частной практики в случае уклонения это же явно стимул к повышению доли женщин среди ИП и самозанятых.

Да и ценность женщин на рынке труда ещё раз апнется.
Меньше рисков. Тем более рожать в такой ситуации уж точно желающих поубавится.

В общем дядя Вова не только главный по неолиберализму (подчинение государства частным интересам), но ещё и первый феминист и самый главный чайлдфри.

Такие дела.

#Мещанство
👍7😁1
Ну и моё любимое

Закон прям обнажает роль банков и кредитов в системе государственного принуждения. В стране где 70% населения живёт от кредита до кредита не надо к каждому приставлять полицейского. Долг это лучший опер, следователь, прокурор, судья и надзиратель.

Не зря деньги монополия государств, а банки всегда в прямом подчинении у ЦБ.

Сегодня считать, будто банкинг развивался вопреки  режиму все-равно,  что считать будто АК сделали на перекор  ЦК.

Читаем классику - "Утопия правил ил Тайное обаяние бюрократии". Там все это прекрасно описано.

И вот мы видим эти теоритические наблюдения на практике. Видим во всей красе.

Дела, дела, дела.

#Конспекты
👍3
Раз Юрьев день уже полностью перекрыт совсем не космической повесткой, то и я поделюсь приземленными новостями.

Главная беда стратегов, что их финальный продукт это презентации которые никому кроме заказчика показать то и нельзя. От этого и выгорание и куча разночтений в применяемых моделях и методов, да и вообще этот ареал то ли таинственности, то ли шарлатанства.

Поэтому ооочень люблю ситуации, когда появляются публичные презентации иллюстрирующие подход вообще, а не отдельные модельки в частности.

И вот мы вместе с командой Manyletters как раз выкатили такую презентацию.

Публичный продукт на суд зрителей и экспертов, предпочитающих свои продукты скрывать от публики - это прям золото.

Пост по презе: Как застройщику выстроить свое позиционирование в 2023 году
Преза: 2023: Платформа коммуникации для игроков рынка Development
Отдельно Лум для желающих послушать подкастом

#Рефы #Аналитика #Инструменты #Инсайты #Кухня
👍3
На неделе будет важный и нужный текст про бренд-мепинг (о позиционировании на пальцах).

Разверну наконец-то идею о том, что реклама это прежде всего про принятия решений и факторы выбора, а не магию. Вроде по задумке все просто, понятно и наглядно.

А пока немножко солнца и весны. Фото из числа тех, что не попадут в инстаграмм.

Урал, река Исеть, порог Ревун.

#Черновики #Мещанство
👍6
Забавно, но часто люди проводящие тендерные процедуры выбора не верят в брендинг. Я сам был таким человеком, когда разрабатывал и реализовывал тендерные процедуры.

Теперь смешно вспоминать. Типа определение критериев оценки и выбора альтернатив для бизнеса - это одно, а эти ваши инфоциганские песенки про брендинг - совсем другое.

Любой учебник менеджмента включает в себя теорию принятия решений, где есть всяческие методиики и формулы по осознанной организации выбора, но как только речь заходит про брендинг почему-то все это великолепие математики теряется и начинаются просто мотивационные песенки с отсылками к Джобсу и прочий булшит.

Но ведь потребительский и управленческий выбор отличаются друг от друга только формализованностью процедуры, но не общей логикой. И там и там происходит выбор на основании сравнения альтернатив.

И там и там мы прежде всего работаем с выбором, а только потом с такими сущностями как "ценности, образы, смыслы".

Но почему-то в менеджменте мы говорим про математику выбора, а в брендинге сразу перескакиваем на тему ценностей, философий и джобсов, забывая, что все это высокопарное нас волнует только как фактор выбора, а не как кабалистическое знание само по себе.

Все-все маркетосы до последнего прежде всего заняты управлением критериями выбора, что бы их любимый продукт сравнивался не только по прайсу словно в госзакупках, но как только речь заходит про маркетинг, позиционирование и брендинг они говорят о чем угодно кроме теории выбора.

Все истории про reason to believe, атрибуты, характеристики, ценнности и прочие штуки, которые вписывают в так называему пирамиду бренда - это истории про то как вы видите выбор потребителя и каким образом собираетесь оптимизировать процесс этого выбора в свою пользу.

Все на самом деле очень тупо и просто - предлагайте рынку критерии выбора по которым вы лучше альтернатив и будет вам счастье. Выбирать очень трудно и муторно, поэтому если вы предложите людям какое-то решение снимающие проблему выбора как таковую - успех гарантирован.

Ну это если про то, что такое маркетинг на пальцах. Оптимизация процесса выбора.

Остается только понять алгоритм выбора в случае вашего продукта и как его сломать под себя. Вот и все - прям как поисковая оптимизация. И ведь понтяно даже не гуманитариям. Без всякого-го бла-бла-бла про архетипы и прочую инфоциганскую заумь на гране с философией и мистикой.

Вы делаете тендеры? Ну дак и ваши потребители его делают. Пусть даже неосознанно.

А как проще всего наебнуть любой тендер в пользу конкретного игрока? Правильно - поставить такой критерий выбора, что бы остальные участники оказались в пролете.

Поздравляю - вы поняли суть брендинга. Это банальное читерство. Способ поломать алгоритм выбора под себя.

Только есть нюанс.

Понять и визуализировать алгоритм потребительского выбора - это не два пальца обоссать. Особенно если алгоритм не один.

И вот тут-то к нам на помощь и приходят все эти американские модели, про которые говорят после песенок о джобсе. Это и сегментация потребителей и построение сценария покупки (Customer Journey Mapping) и пирамиды\лестницы преимуществ и все прочие премудрости из учебников по маркетингу.

Но самая первая и главная из них - карта восприятия (brand-map).

О ней мы и поговорим ниже ;)

#Конспекты #Аналитика #Черновики
👍2
Карта позиционирования, карта рынка, карта восприятия - все это именования Brand Map.

Brand Map - это способ визуализации игроков рынка, позволяющая выделить ключевые критерии выбора используемые ими в коммуникации.

По хорошему конечно же она должна строится на основании потребительского видения. Т.е. целой серии серьезных социологических исследований. Но бюджеты и сроки на маркетинговые исследования всегда оставляют желать лучшего. Поэтому что? Приходится искать под фонарем. Ну или смирится с тем, что рыба будет без головы вообще.

На практике Brand Map строится на основе анализа рекламных материалов выбранного пула игроков рынка. Посадки, странички в соцсетях, рекламные ролики и т.д. и т.п.

Анализ этих вещей позволяет нам выделить ключевые факторы выбора декларируемые игроками рынка. Кто-то делает упор на прайсе, а кто-то поет про уникальность технологии, ну а третьи и пятые придумывают еще что-то.

И вот мы имеем базу слоганов, атрибутов, характеристик и прочих reason to believe (ключевых факторов выбора) взятых из информационных материалов игроков. Дальше собственно вопрос только в систематизации и визуализации этого добра.

1. Кресты против Паутинок

Визуализация данных чаще всего строится по осям и полюсам. И либо мы строим привычный со школы крест с XY, либо рисуем звездочку с множестом осей и полюсов на которой потом будем рисовать паутинки связей, путая и себя и клиента.

Т.к. бюджет всегда ограничен - побеждает крестик. Простите за ценизм, но такова жиза.

2. Типовые полюса vs Кастомизация полюсов

Теперь вопрос о том как мы будем заполнять крестик. Тут тоже всего два путя. Либо мы берем типовые оси.

К примеру мы берем вот такие оси/полюса: "Имидж-Продукт" (больше эмоциональных или рациональных аргументов) и "Эконом-Премиум" (цена). Вы удивитесь, но всегда у нас будет так получатся, что бренды с большей долей эмоциональных аргументво будут одновременно и с ценой повыше, а бренды с рациональной (чаще всгео ценовой) аргументацией в сегменте эконома. Т.е. у нас всегда будет одна и таже картинка и один и тот же вывод.

Это не стратегия. Надо пилить оси на базе каждой конкретной категории, а не констатировать общее по больнице.

3. Интерпретация сегментов

Когда у нас есть оси и полюса мы получаем сегменты. В случае крестика это квадранты (их четыре). Каждый квадрант это набор игроков со схожим позиционированием (типовым набором аргументов в пользу выбора). Собственно эти квадратны и называются "территории брендов".

Действий с полученными териториями всего два:

- Переход из одной территории в другую
- Расширение выбранной территории

За примерами далеко ходить не надо. Стройка к середине 10-х ушла от мышления квадратными метрами в сторону продажи еще и качества общедомового пространства - это то самое расширение территории бренда. Кто сделал это первым - расширил территорию (подсказка это Брусника), а кто ломанулся за первыми - перешел из одной в другую.

4. Выводы и рекомендации

Имея понмиание территорий брендов и необходимых действий с ними мы и предлагаем клиенту сделать акцент на конкретных аргументах.

Вот так все просто - никакой магии. Смотрим аргументы рынка, сситематизирем, визуализируем, предлагаем решение. От глубины проработки предложения по внедрению аргументов в коммуникацию и зависит прайс работ. Просто нарисовать карту и сделать вывод - один чек. Нафигарить еще и руководство движению по ней - другой.

Итого:

Мэппинг - основа основ. Без навигации какая блин коммуникация?

#Инструменты
👍63
Мем, который "Make my day"

Это прям мой любимый "Случайный Ренессанс". Если "Эстетика Ебеней" и "Страдающее средневековье" уже во всю юзаются в рекламе, то вот "Ренесанс" пока встречал только в искусстве-искусстве. "Московская молитва" Андрея Шатилов и "Киевская Мадонна" Марины Соломениковой - уже современная классика. Второе еще и акутальная "актуалочка".

В любом случае в меме вся боль заваленного горизота планирования одним кадром и мысль наподумать о том, что пока реклама только убегает от "повесточки" искусство уже учится ее овнутрять и преигровать.

Вот это ощущения заваленного горизонта надо отрабатывать и в коммуникации. Хотя бы понимать, что потребление сегодня уходят не только отдохнуть, но и убегают забыться.

#Мещанство #Рефы #Черновики
👍32😢1