Внутренняя Монголия – Telegram
Внутренняя Монголия
409 subscribers
66 photos
6 videos
6 files
81 links
Тренды, инсайты, рефы и просто жиза от стратега-фрилансера

Автор: @s_azin
Download Telegram
Внутренняя миграция одна из самых недооценённых тем.

То, что треть населения - внутренние мигранты это очень важно не только для рынка труда и жилья.

Это база современной культуры, так же как базой совка был исход из села.

Когда ни будь обязательно раскрою тему глубже.

Но пока вот - линк по теме, что бы не потерялся.

Целая страна мигрантов, работающих в серую - это вам не просто фильм "Земля Кочевников" - это серьёзное явление, определяющие многие тренды русской повседневности.

Добавьте сюда исчезновение пожизненной занятости и рост платформенно-прекариатной, да немножко логики кредитного огораживания... Вот и становится яснее откуда нулевое доверие общественным институтам при аномально высоком межличностном доверии. Страна сетевых племен, а не национальное государство.

В общем есть об чем подумать.

Такие дела ;)

#Аналитика #Черновики
👍4
Приятно конечно вспомнить, что демография это не только статичный срез, но и динамика во времени и пространстве.

Только одной демографией конечно же картина социального не ограничивается.

Еще один фундаментальный момент, находящий свой отклик во всем-всем-всем - рынок труда.

К примеру сегодня оооочень модно стало кричать об атомарности русского общества и прочей политоте. НО! Мало кто задумывался, что бичуемая атомарность не продукт пропаганды, а прямое следствие специфики русского рынка труда.

Рынок труда вообще часто выпускают из виду, даже те, кто вроде бы должен задаваться вопросом по поводу источника доходов своей аудитории и специфики ее занятости. Банально кричать про "домохозяек" в стране, где безработных мужчин больше чем безработных женщин - это как говорится "такое". Или огульно кричать про вред "инфоциганства" не понимая, что работодателям тупо неоткуда брать новые кадры кроме как переучивать взрослых. Растущие рынки вынуждены переучивать взрослых - нет молодежи в товарном количестве. Ну и мое любимое это отрицать реальность низкой безработицы в РФ, не понимая, что дело тут не в том, что "рисуют", а в том, что наши работодатели предпочитают сократить зарплаты всему колективу, чем наглухо выпилить нескольких. Причем дело тут не в "совковости", а в том, что урезать премиальную часть зп тупо проще чем выпилить людей вообще, неся организационные издержки по перераспределению функционала в коллективе. Ну и любимые истории про то, что свободная посещаемость важнее финансовых бонусов, а гарантированный оклад важнее журавля в небе. Да и вопросы налогов\пенсий\дмс\грейдов. А фишка с тем, что о деньгах люди стесняются говорить даже больше чем о сексе? И т.д. и т.п.

Да и просто рынок труда это увлекательно. Тем более он у нас правда уникальный. Интересно в нем все - история, динамика, влияние на другие рынки, общество и культуру. То насколько рынок труда фундаментален не только для экономики и политики, но и для культуры вообще - ни в сказке сказать, ни пером описать.

В общем рекомендую послушать умного человека, посвятившего жизнь изучению русского рынка труда. Да и просто постоянно мониторить тему - полезно. Рынок туда - это главный нерв любого общества.

Понимая специфику рынка труда вы отучитесь от этой позорной песенки про "а у них, а у нас". Дело ведь не мифической ментальности, а в радикально отличной специфике занятости.

Надеюсь заинтриговал ;)

#Инсайты #Аналитика #Черновики

PS

Будут еще ссылочке по теме, да и тексты наверное. Благо в теме рынка труда повязан со всех сторон, начиная с проектов HR-брендингу\коммуникации и заканчивая тупо опытом работодателя. Про свои левацкие замашки вообще промолчу - история трейд-юнионизма и профессиональных сообществ отдельная тема )))
👍5
Бывает такое, носишься с идей носишься, потом уже забрасываешь её и вдруг видишь как реализовано нечто похожее. Реализовано вообще без тебя. Просто "всюду на земле в каждой голове дует тот же ветер". Или как говаривал Альтшуллер - "социально-культурное детерминированные открытия".

Давно, еще со времен проекта "Забытые храмы Урала", кружу вокруг темы создания урало-сбириского сеттинга. Что бы никак Иванов пытаться выдать историческое за фантастическое, а как Red Dead Redemption - превратить историческое в фэнтезийное.

Долгое время единственным референсом была игра Never Alone. А вот теперь союзмульт добавил в копилку нового "Умку".

Прям кайф. Значит жива тема, значит нужна идея, есть запрос. Ну раз не только мне в голову приходит такое решение ;)

#Кухня #Черновики
👍4
Для меня как для родителя нет ничего лицемернее чем сказки про традиционные семейные ценности. Это просто такой феерический бред, что уже даже не смешно. Мало того, что кричать о скрепности семьи в мире где минимум 25% вообще отказываются от деторождения - это "такое", дак еще умудряются совершенно игнорировать кризис не только расширенной, но и нуклеарной семьи.

Просто послушайте про родительский быт без наличия рук бабушек и дедушек. Причем в сравнении с историями тех у кого эти руки есть. И вот вы уже узнаете про разницу между расширенной и нуклеарной семьей. А потом задумайтесь сколько сейчас семей состоящих либо из одиночек либо из меняющихся взрослых. Ни для кого ведь ни секрет, что у некоторых детей пап и отчимов бывает больше, чем у их предков было сексуальных партнёров за всю жизнь?

И это нормально. Мир реально изменился и конечно же семья вслед за ним. Не нормально отрицать эту реальность.

Ну невозможно слушать лицемерие про ценности которых нет в реальной практике. Особенно от тех кто сам от идеала традиционной семьи - далек как никогда.

Как минимум стоит признать, что единого стандарта семьи уже нет как явления. Где-то классическая семья держит удар, где-то жива даже традиционная расширенная семья, но большинство в таких безумных конфигурациях и постоянной динамике, что мерить их стандартами прошлого века - просто смех.

Подробный разбор темы тут - Patriarchy, Power, and Pay: The Transformation of American Families, 1800–2015

Картинка оттуда же.

Понимание современной семьи с ее замещением родственников друзьями, куда интереснее чем официальная некрофилия.

Такие дела ;)

#Аналитика
👍10🔥3
Ну что видимо партия решила что нужно ещё больше феминизма.

Запрет на ведение бизнеса и частной практики в случае уклонения это же явно стимул к повышению доли женщин среди ИП и самозанятых.

Да и ценность женщин на рынке труда ещё раз апнется.
Меньше рисков. Тем более рожать в такой ситуации уж точно желающих поубавится.

В общем дядя Вова не только главный по неолиберализму (подчинение государства частным интересам), но ещё и первый феминист и самый главный чайлдфри.

Такие дела.

#Мещанство
👍7😁1
Ну и моё любимое

Закон прям обнажает роль банков и кредитов в системе государственного принуждения. В стране где 70% населения живёт от кредита до кредита не надо к каждому приставлять полицейского. Долг это лучший опер, следователь, прокурор, судья и надзиратель.

Не зря деньги монополия государств, а банки всегда в прямом подчинении у ЦБ.

Сегодня считать, будто банкинг развивался вопреки  режиму все-равно,  что считать будто АК сделали на перекор  ЦК.

Читаем классику - "Утопия правил ил Тайное обаяние бюрократии". Там все это прекрасно описано.

И вот мы видим эти теоритические наблюдения на практике. Видим во всей красе.

Дела, дела, дела.

#Конспекты
👍3
Раз Юрьев день уже полностью перекрыт совсем не космической повесткой, то и я поделюсь приземленными новостями.

Главная беда стратегов, что их финальный продукт это презентации которые никому кроме заказчика показать то и нельзя. От этого и выгорание и куча разночтений в применяемых моделях и методов, да и вообще этот ареал то ли таинственности, то ли шарлатанства.

Поэтому ооочень люблю ситуации, когда появляются публичные презентации иллюстрирующие подход вообще, а не отдельные модельки в частности.

И вот мы вместе с командой Manyletters как раз выкатили такую презентацию.

Публичный продукт на суд зрителей и экспертов, предпочитающих свои продукты скрывать от публики - это прям золото.

Пост по презе: Как застройщику выстроить свое позиционирование в 2023 году
Преза: 2023: Платформа коммуникации для игроков рынка Development
Отдельно Лум для желающих послушать подкастом

#Рефы #Аналитика #Инструменты #Инсайты #Кухня
👍3
На неделе будет важный и нужный текст про бренд-мепинг (о позиционировании на пальцах).

Разверну наконец-то идею о том, что реклама это прежде всего про принятия решений и факторы выбора, а не магию. Вроде по задумке все просто, понятно и наглядно.

А пока немножко солнца и весны. Фото из числа тех, что не попадут в инстаграмм.

Урал, река Исеть, порог Ревун.

#Черновики #Мещанство
👍6
Забавно, но часто люди проводящие тендерные процедуры выбора не верят в брендинг. Я сам был таким человеком, когда разрабатывал и реализовывал тендерные процедуры.

Теперь смешно вспоминать. Типа определение критериев оценки и выбора альтернатив для бизнеса - это одно, а эти ваши инфоциганские песенки про брендинг - совсем другое.

Любой учебник менеджмента включает в себя теорию принятия решений, где есть всяческие методиики и формулы по осознанной организации выбора, но как только речь заходит про брендинг почему-то все это великолепие математики теряется и начинаются просто мотивационные песенки с отсылками к Джобсу и прочий булшит.

Но ведь потребительский и управленческий выбор отличаются друг от друга только формализованностью процедуры, но не общей логикой. И там и там происходит выбор на основании сравнения альтернатив.

И там и там мы прежде всего работаем с выбором, а только потом с такими сущностями как "ценности, образы, смыслы".

Но почему-то в менеджменте мы говорим про математику выбора, а в брендинге сразу перескакиваем на тему ценностей, философий и джобсов, забывая, что все это высокопарное нас волнует только как фактор выбора, а не как кабалистическое знание само по себе.

Все-все маркетосы до последнего прежде всего заняты управлением критериями выбора, что бы их любимый продукт сравнивался не только по прайсу словно в госзакупках, но как только речь заходит про маркетинг, позиционирование и брендинг они говорят о чем угодно кроме теории выбора.

Все истории про reason to believe, атрибуты, характеристики, ценнности и прочие штуки, которые вписывают в так называему пирамиду бренда - это истории про то как вы видите выбор потребителя и каким образом собираетесь оптимизировать процесс этого выбора в свою пользу.

Все на самом деле очень тупо и просто - предлагайте рынку критерии выбора по которым вы лучше альтернатив и будет вам счастье. Выбирать очень трудно и муторно, поэтому если вы предложите людям какое-то решение снимающие проблему выбора как таковую - успех гарантирован.

Ну это если про то, что такое маркетинг на пальцах. Оптимизация процесса выбора.

Остается только понять алгоритм выбора в случае вашего продукта и как его сломать под себя. Вот и все - прям как поисковая оптимизация. И ведь понтяно даже не гуманитариям. Без всякого-го бла-бла-бла про архетипы и прочую инфоциганскую заумь на гране с философией и мистикой.

Вы делаете тендеры? Ну дак и ваши потребители его делают. Пусть даже неосознанно.

А как проще всего наебнуть любой тендер в пользу конкретного игрока? Правильно - поставить такой критерий выбора, что бы остальные участники оказались в пролете.

Поздравляю - вы поняли суть брендинга. Это банальное читерство. Способ поломать алгоритм выбора под себя.

Только есть нюанс.

Понять и визуализировать алгоритм потребительского выбора - это не два пальца обоссать. Особенно если алгоритм не один.

И вот тут-то к нам на помощь и приходят все эти американские модели, про которые говорят после песенок о джобсе. Это и сегментация потребителей и построение сценария покупки (Customer Journey Mapping) и пирамиды\лестницы преимуществ и все прочие премудрости из учебников по маркетингу.

Но самая первая и главная из них - карта восприятия (brand-map).

О ней мы и поговорим ниже ;)

#Конспекты #Аналитика #Черновики
👍2
Карта позиционирования, карта рынка, карта восприятия - все это именования Brand Map.

Brand Map - это способ визуализации игроков рынка, позволяющая выделить ключевые критерии выбора используемые ими в коммуникации.

По хорошему конечно же она должна строится на основании потребительского видения. Т.е. целой серии серьезных социологических исследований. Но бюджеты и сроки на маркетинговые исследования всегда оставляют желать лучшего. Поэтому что? Приходится искать под фонарем. Ну или смирится с тем, что рыба будет без головы вообще.

На практике Brand Map строится на основе анализа рекламных материалов выбранного пула игроков рынка. Посадки, странички в соцсетях, рекламные ролики и т.д. и т.п.

Анализ этих вещей позволяет нам выделить ключевые факторы выбора декларируемые игроками рынка. Кто-то делает упор на прайсе, а кто-то поет про уникальность технологии, ну а третьи и пятые придумывают еще что-то.

И вот мы имеем базу слоганов, атрибутов, характеристик и прочих reason to believe (ключевых факторов выбора) взятых из информационных материалов игроков. Дальше собственно вопрос только в систематизации и визуализации этого добра.

1. Кресты против Паутинок

Визуализация данных чаще всего строится по осям и полюсам. И либо мы строим привычный со школы крест с XY, либо рисуем звездочку с множестом осей и полюсов на которой потом будем рисовать паутинки связей, путая и себя и клиента.

Т.к. бюджет всегда ограничен - побеждает крестик. Простите за ценизм, но такова жиза.

2. Типовые полюса vs Кастомизация полюсов

Теперь вопрос о том как мы будем заполнять крестик. Тут тоже всего два путя. Либо мы берем типовые оси.

К примеру мы берем вот такие оси/полюса: "Имидж-Продукт" (больше эмоциональных или рациональных аргументов) и "Эконом-Премиум" (цена). Вы удивитесь, но всегда у нас будет так получатся, что бренды с большей долей эмоциональных аргументво будут одновременно и с ценой повыше, а бренды с рациональной (чаще всгео ценовой) аргументацией в сегменте эконома. Т.е. у нас всегда будет одна и таже картинка и один и тот же вывод.

Это не стратегия. Надо пилить оси на базе каждой конкретной категории, а не констатировать общее по больнице.

3. Интерпретация сегментов

Когда у нас есть оси и полюса мы получаем сегменты. В случае крестика это квадранты (их четыре). Каждый квадрант это набор игроков со схожим позиционированием (типовым набором аргументов в пользу выбора). Собственно эти квадратны и называются "территории брендов".

Действий с полученными териториями всего два:

- Переход из одной территории в другую
- Расширение выбранной территории

За примерами далеко ходить не надо. Стройка к середине 10-х ушла от мышления квадратными метрами в сторону продажи еще и качества общедомового пространства - это то самое расширение территории бренда. Кто сделал это первым - расширил территорию (подсказка это Брусника), а кто ломанулся за первыми - перешел из одной в другую.

4. Выводы и рекомендации

Имея понмиание территорий брендов и необходимых действий с ними мы и предлагаем клиенту сделать акцент на конкретных аргументах.

Вот так все просто - никакой магии. Смотрим аргументы рынка, сситематизирем, визуализируем, предлагаем решение. От глубины проработки предложения по внедрению аргументов в коммуникацию и зависит прайс работ. Просто нарисовать карту и сделать вывод - один чек. Нафигарить еще и руководство движению по ней - другой.

Итого:

Мэппинг - основа основ. Без навигации какая блин коммуникация?

#Инструменты
👍63
Мем, который "Make my day"

Это прям мой любимый "Случайный Ренессанс". Если "Эстетика Ебеней" и "Страдающее средневековье" уже во всю юзаются в рекламе, то вот "Ренесанс" пока встречал только в искусстве-искусстве. "Московская молитва" Андрея Шатилов и "Киевская Мадонна" Марины Соломениковой - уже современная классика. Второе еще и акутальная "актуалочка".

В любом случае в меме вся боль заваленного горизота планирования одним кадром и мысль наподумать о том, что пока реклама только убегает от "повесточки" искусство уже учится ее овнутрять и преигровать.

Вот это ощущения заваленного горизонта надо отрабатывать и в коммуникации. Хотя бы понимать, что потребление сегодня уходят не только отдохнуть, но и убегают забыться.

#Мещанство #Рефы #Черновики
👍32😢1
Моя любимая рубрика "как Саша изобретает велосипед".

Часто сталкивался с ситуацией, когда откладывал ролики, книги и статьи на потом. Откладывал и забываем навсегда.

Почему так происходило?

Ответ на самом деле очень простой - использование всего лишь одной папки для отложенного.

Это самое страшное, что можно сделать при работе с информацией. Когда у меня оказывается одна папка для закладок, избранного или "смотреть позже" в ней со временем набирается столько контента, что мозг просто отказывается воспринимать эту цифру как нечто "оперируемое". Эта цифра воспринимается как мертвый груз. Написано "избранное" или "отложенное", а читается как "мусор".

Сколько я не пытался разом разобрать этот мусор в поисках жемчужин - сдавался не дойдя и до половины.

Но в итоге оказалось, что самым простейшим способом сдвинутся с мертвой точки становится предварительная сортировка.

Просто разбиваю папку на несколько подпапочек, рассортировываю и вот уже у меня не 500 или 700 линков на почитать, послушать и посмотреть, а 10 или 20 по конкретной теме.

Из 10 или 20ти проще выбрать то, что действительно настоялось, а что и правда уже "стухший мусор".

Очень удобный способ перелопатить массив скопившегося, отделив котлеты от мух.

К примеру за год набралось под 1000 роликов на посмотреть - разобрал по тегам, понял что просто часть тегов не интересна, а в тех, что интересны на самом деле важны 2 или 3 ролика. Вуаля - готово.

Тоже самое с книгами. Услышал рекомендацию, скачал пиратку, отложил и вот когда взялся обновить ридер, оказалось, что в папке для переноса с ПК в ридер уже за 300 книжек. Это нереальный объем ни для вечера, ни для месяца, ни даже для года чтения. По крайне мере для меня.

Рассортировал и вот уже сотни две исчезли просто за ненадобнастью самого тега, а из оставшейся сотни уже легко выбрать книжек 20 на пролистать и остановится на 5-ти или 3-х действительно стоящих чтения.

Тоже самое с фильмами, сериалами, статьями, постами и даже всяческими лекциями и вебинарами.

Секрет тут в том, что не надо рейтинговать пытаясь сразу выбрать приоритетный контент. Надо просто разбить на категории и подкатегори по самой формальной схожести и как только цифра станет "оперируемой" - рейтинг приоритетов возникнет сам по себе.

Самый смех - по сути то я всеголишь начал для личного досуга использовать рабочие методики. Ибо в работе вообще никогда не сталкивался с проблемой превращения массива информации в мусор. Все всегда изначально разложено по полочкам. Ведь все итак собирается под конкретный проект и рабочий фреймворк, а не воообще.

Уверен, что этот "лайфхак" на самом деле баян баянов и велосипед велосипедов, но не мог не поделится. Личный опыт он все-таки личный :)

Банальная категоризация и сортировка - весчь.

Такие дела.

#Инструменты #Мещанство
👍10
Кстати про книги

Конспект "Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут"?

Просто цитатки, потоком:

Никто не обязан говорить вам правду. Вы сами должны её узнать.

Порой делать неправильно - хуже чем не делать ничего вообще.

Чтобы узнать интересно ли людям, то чем вы занимаетесь - не надо даже упоминать об этом. Достаточно поговорить с людьми о них самих и об их жизни.

Три правила:

- Говорите с людьми об их жизни, а не вашей задаче
- Спрашивайте о конкретном опыте, а не мнениях
- Меньше говорите и больше слушайте

Прогнозы с использованием цифр - самый зловещий обман. Они лишь кажутся правдивыми и надёжными просто в силу “магии цифр”.

Люди знают в чем заключаются стоящие перед ними проблемы, но не знают как их решить.

Пока вы не поймёте цели собеседника - вы будете стрелять вслепую.

Помните, что некоторые проблемы не являются проблемами.

Мнения бесполезны. Реальные действия, процесс и опыт решения куда важнее мнения о них.

Если клиенты не ищут решения самостоятельно - они не обратят внимания ни на какое предложение.

На стороне клиентов проблема, а на вашей решение. Им не указывать что вам, а вам в чем их проблема. Надо наоборот.

Комплименты, общие фразы и встречные идеи - это все главный булшит.

Комплименты как и мнения - это самоварное золото, не имеющее никакой ценности.

Часто встречные идеи и предложения это тоже лишь комплименты и пустые эмоции.

Вы никогда ничему не научитесь, если не сможете посидеть хотя бы пять минут не открывая рта.

Чем больше вы говорите - тем меньше делаете.

Ответы должны шокировать и впечатляет, а не поглаживать самооценку.

Нет ничего хуже чем игнорировать негативную информацию.

Вопросы всегда должны быть заранее готовы.

Результат встречи - обсуждение следующего шага, а не эмоциональная оценка.

Клиент должен иметь право на отказ - если вы не принимаете отказа клиентов, то ваши клиенты никогда не превратиться из потенциальных в реальные.

Первые клиенты всегда сумасшедшие, но в хорошем смысле слова.

На первых этапа бизнеса - информация важнее доходов.

Люди естественные агрегатов контактов - инвесторы, преподаватели, отраслевые консультанты и эксперты, рекрутеры.

Лучше просить клиентов принять участие в исследовании чем пытаться продать им еще сырой продукт.

Общаться с человеком нужно до тех пор, пока вы получаете от него новую информацию.

Стартапы тонут в контактах и идеях.

Перед тем как обслуживать всех - нужно обслуживать кого-то конкретно.

Ориентация на всех - верный способ утонуть в деталях.

Чёткие проблемы и цели - лучший способ сегментации.

Управлять фразой "так сказал клиент" - это путь вникуда.


#Конспекты
👍3
Техника рождения идей.pdf
312.1 KB
И еще из закладок

Книжка которой нет в продаже, но прочесть ее должен каждый работающий с креативом хотя бы косвенно

Просто и достуно о том, что поиск идей это все-таки работа, а не магия и волшебство

#Конспекты #Инструменты #Инсайты
👍6🙏1
Маркетинговая тусовка переползает с фэйсбука в телеграмм и начинаются острые споры даже не о том кого читать, а кого считать каналом для профи. Раз лезу в эти холивары, то пора обозначить свое видение отраслевой периодики.

Для наглядности поясню в сравнении с играми и спортом.

Там тоже есть внутренние и внешние медиа. Одни для игроков и тренеров, а другие для болельщиков, зрителей и любителей просадить бабло на ставках.

В чем главная разница между профанными и профессиональными медиа?

Естественно в цели их чтения.

Никогда у канала про билды и тактики не будет столько же подписоты и просмотров, сколько у стримера фигурно подгорающего на камеру. Так же как сериал про шахматистку и наркотики не сравним по популярности с книжкой про историю дебютов с пошаговым разбором логики ходов. Это просто разные явления.

Ни один режик не будет учится продакшену по художественной биографии великого режиссера. Так же как фильм по вселенной WOW не даст вам ровным счетом ничего в вопросах фарма и вытаскивания катки. Ну и конечно же “Поколение П” от реальности каждого дня креативного директора так же далеко как книги по программам подготовки космонавтов от фильмов про трудности бороздения просторов вселенной.

Итак профессиональные медиа - это медиа про правила и методики, элементы работы, логику решений, особенности подготовки и опыт оперирования этим всем. Отрефлексированный опыт, упакованный для поюза - вот это профессиональная инфа. А просто красивые картинки и эмоции - это в лучшем случае сопутка.

Профессиональные медиа и медиа на тему профессии - это разные сущности.

Если подменять одно другим, то начинается весь этот бред про: “в творчестве главное наркотой упороться”, “реклама это магическое зомбирование биомассы”, “для достижения успеха главное захотеть”, “миром правят рептилоиды - вот пруфы из телеги” и т.д. и т.п.

Ну серьезно. Вы представляете себе актеров учащихся мастерству по желтой прессе, пишушей о зашкварах голивудских звезд? Или футболистов тренирующихся по советам комментаторов? А почему вы тогда считаете паблик про вау-пыщ-пыщ, скандалы, интриги, расследования и креатив руководством по маркетингу?

Да отделить мух от котлет ооочень тяжело, но опять же на помощь нам придет наглядный киберспорт. Где-где а там очевидно различие как между нудной инфой для киберкотлет и разработчиков, так и между инфой для киберкотлет и просто нубасов-казуалов или вообще сторонних зрителей.

Просто смотрим на поток медиа, также как игрок в какое-бы то ни было ММО.

Подробный разбор профмедиа через игровой подход в следующем посте.

#Кухня #Аналитика #Инсайты
👍3🙏1