Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
16 декабря 1864 года состоялась битва под Иканом: сотня уральских казаков сражалась против 10-тысячной армии неприятеля
Во второй половине XIX века Российская Империя расширяла свои границы в Средней Азии. Овладев Чимкентом, наши войска готовились к штурму Ташкента.
Сотня уральских казаков под командованием есаула Василия Родионовича Серова, вышедшая на разведку из Чимкента, попала в окружение десятитысячной кокандской армии муллы Алимкула.
Отряд под командованием Серова состоял из двух офицеров, пяти урядников, 98 казаков, кроме того к сотне придано четыре артиллериста, фельдшер, обозный и три посыльных казаха.
Наткнувшись на вражеское войско, казаки успели занять канаву, развьючить верблюдов, создать небольшие укрепления из мешков с провиантом.
В течение трех дней без пищи и воды уральцы героически держали круговую оборону, отбивая десятки сокрушительных атак. Во время одной из них им даже удалось подбить лошадь под самим Алимкулом.
Во время осады мулла Алимкул прислал Серову записку:
"Сдайся и прими нашу веру: никого не обижу!"
Предателей среди доблестных казаков не нашлось.
Ранним утром отбив четыре очередных атаки подряд с трех сторон, голодные, полуживые от усталости, не спавшие трое суток, казаки встали в каре и пошли на прорыв.
Кокандцы налетали на ослабевших уральцев, рубили им головы, которые потом уносили с собой.
За три часа наши изможденные воины прошли меньше трех верст. В сумерках они увидели отряд, отправленый комендантом Туркестана им на подмогу. Выживших 42-х казаков погрузили на подводы и доставили в лазарет. Войско Алимкула ушло в степь.
Итоги боя сложно переоценить — бесстрашный отряд казаков остановил кокандскую армию и пресёк атаку Алимкула, изменив исход войны в пользу России.
Спустя двадцать лет, в 1884 году, на месте сражения на добровольные пожертвования поставили памятник, к сожалению, разрушенный после революции.
Вечная память русским воинам.
Русский странник
Платон Караваев
Во второй половине XIX века Российская Империя расширяла свои границы в Средней Азии. Овладев Чимкентом, наши войска готовились к штурму Ташкента.
Сотня уральских казаков под командованием есаула Василия Родионовича Серова, вышедшая на разведку из Чимкента, попала в окружение десятитысячной кокандской армии муллы Алимкула.
Отряд под командованием Серова состоял из двух офицеров, пяти урядников, 98 казаков, кроме того к сотне придано четыре артиллериста, фельдшер, обозный и три посыльных казаха.
Наткнувшись на вражеское войско, казаки успели занять канаву, развьючить верблюдов, создать небольшие укрепления из мешков с провиантом.
В течение трех дней без пищи и воды уральцы героически держали круговую оборону, отбивая десятки сокрушительных атак. Во время одной из них им даже удалось подбить лошадь под самим Алимкулом.
Во время осады мулла Алимкул прислал Серову записку:
"Сдайся и прими нашу веру: никого не обижу!"
Предателей среди доблестных казаков не нашлось.
Ранним утром отбив четыре очередных атаки подряд с трех сторон, голодные, полуживые от усталости, не спавшие трое суток, казаки встали в каре и пошли на прорыв.
Кокандцы налетали на ослабевших уральцев, рубили им головы, которые потом уносили с собой.
За три часа наши изможденные воины прошли меньше трех верст. В сумерках они увидели отряд, отправленый комендантом Туркестана им на подмогу. Выживших 42-х казаков погрузили на подводы и доставили в лазарет. Войско Алимкула ушло в степь.
Итоги боя сложно переоценить — бесстрашный отряд казаков остановил кокандскую армию и пресёк атаку Алимкула, изменив исход войны в пользу России.
Спустя двадцать лет, в 1884 году, на месте сражения на добровольные пожертвования поставили памятник, к сожалению, разрушенный после революции.
Вечная память русским воинам.
Русский странник
Платон Караваев
🙏24❤6🫡3❤🔥2👍2
Русская живопись XIX века дает нам возможность в деталях увидеть картины быта той далекой поры.
Шедевр Ивана Константиновича Айвазовского "Зимний обоз в пути" 1857-го года из Смоленской художественной галереи позволяет нам рассмотреть, как выглядели хлебные и прочие торговые санные обозы, стекавшиеся с началом снежной зимы в города из сельской местности.
Русский странник
Платон Караваев
Шедевр Ивана Константиновича Айвазовского "Зимний обоз в пути" 1857-го года из Смоленской художественной галереи позволяет нам рассмотреть, как выглядели хлебные и прочие торговые санные обозы, стекавшиеся с началом снежной зимы в города из сельской местности.
Русский странник
Платон Караваев
❤22
Завтра, 19 декабря по новому стилю, Русский Мир празднует Николу Зимнего.
По седому преданию Николай Угодник испокон веков странствует по лицу Земли Русской, заглядывая в каждый угол, чтобы помочь в беде всякому просящему. А в день 19 декабря он обходит Русь обыдёнкой – одним днём – из одного конца в другой, поспевая зайти в каждое жилище. Он же Чудотворец, ему всё под силу. И об этом знал русский поэт Сергей Есенин:
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с Богом
В белой туче-бороде.
Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.
Защити там в чёрных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют.
С наступающим Праздником Николы Зимнего!
Русский странник
Платон Караваев
По седому преданию Николай Угодник испокон веков странствует по лицу Земли Русской, заглядывая в каждый угол, чтобы помочь в беде всякому просящему. А в день 19 декабря он обходит Русь обыдёнкой – одним днём – из одного конца в другой, поспевая зайти в каждое жилище. Он же Чудотворец, ему всё под силу. И об этом знал русский поэт Сергей Есенин:
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с Богом
В белой туче-бороде.
Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.
Защити там в чёрных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют.
С наступающим Праздником Николы Зимнего!
Русский странник
Платон Караваев
❤31🙏4👍1
С Праздником Николы Зимнего!
По свидетельству русского этнографа XIX века Аполлона Коринфского, Зимний Никола ведет с собою на Русь Никольские морозы - дожидаючись которых, говорит деревенский люд:
«Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!»
Святителя Николая Чудотворца зовет люд православный великим угодником Божиим и обращается к его защите и заступничеству во всякой беде-напасти, крепко веруя в необоримую силу его святой молитвы перед Господом.
Но наиболее всего прибегает русский народ под покров Николы, путешествуя на водах. Потому как Никола Угодник - первый покровитель морей и рек. Неслучайно у поморов на Русском Севере спокон века в ходу была присказка:
"От Холмогора до Колы тридцать три Николы!"
Николе Угоднику дана Миродержцем, по народному представлению, власть над всеми темными силами, скрывающимися в бездне подводной от силы веры во Христа Спасителя и святых Его.
День, посвященный Церковью памяти святого угодника Божия, ведающего «все воды и все броды», был в старину еще и днем первого хлебного торга.
«Цены на хлеб строит Никольской торг!»
«Никольской обоз для боярской казны дороже золота!»
«У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!»...
«Никольской торг всему указ».
Обязательным правилом для каждого русского крестьянина было отметить Николу Зимнего посильной милостыней. После обедни в сей день всякая христианская душа делилась с убогим своим добром. А каликов перехожих сажали за стол и, разделив с ними трапезу, слушали их духовные сказы да старины про Святого Николу.
С Праздником, православные!
Русский странник
Платон Караваев
По свидетельству русского этнографа XIX века Аполлона Коринфского, Зимний Никола ведет с собою на Русь Никольские морозы - дожидаючись которых, говорит деревенский люд:
«Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!»
Святителя Николая Чудотворца зовет люд православный великим угодником Божиим и обращается к его защите и заступничеству во всякой беде-напасти, крепко веруя в необоримую силу его святой молитвы перед Господом.
Но наиболее всего прибегает русский народ под покров Николы, путешествуя на водах. Потому как Никола Угодник - первый покровитель морей и рек. Неслучайно у поморов на Русском Севере спокон века в ходу была присказка:
"От Холмогора до Колы тридцать три Николы!"
Николе Угоднику дана Миродержцем, по народному представлению, власть над всеми темными силами, скрывающимися в бездне подводной от силы веры во Христа Спасителя и святых Его.
День, посвященный Церковью памяти святого угодника Божия, ведающего «все воды и все броды», был в старину еще и днем первого хлебного торга.
«Цены на хлеб строит Никольской торг!»
«Никольской обоз для боярской казны дороже золота!»
«У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!»...
«Никольской торг всему указ».
Обязательным правилом для каждого русского крестьянина было отметить Николу Зимнего посильной милостыней. После обедни в сей день всякая христианская душа делилась с убогим своим добром. А каликов перехожих сажали за стол и, разделив с ними трапезу, слушали их духовные сказы да старины про Святого Николу.
С Праздником, православные!
Русский странник
Платон Караваев
❤29🙏8👍3
Памяти Ивана Александровича Ильина – величайшего русского философа
Ровно 70 лет назад, 21 декабря 1954 года, не стало русского философа, правоведа и общественного деятеля – Ивана Александровича Ильина. Он последовательно отстаивал идеи славянофильства и русского мира, за что был выслан большевиками на знаменитом «философском пароходе» за границу. Находясь на чужбине, он написал более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английском языках.
За границей Иван Ильин продолжил отстаивать важность единства русских людей, концепцию «сопротивления злу силой», а также сумел наиболее просто и ясно сформулировать «Русскую Идею». Согласно воззрениям Ильина, «русским является всякий, кто интерес единой русской Родины ставит выше индивидуализма и всякой коллективной части <...> передаёт любовь к русскому из поколения в поколение». В этом, по Ильину, заключена уникальность русского человека, его высоконравственная планка и служение.
Ещё каких-то три десятилетия назад имя Ивана Ильина было известно только специалистам по истории и философии, но всё изменилось в конце 80-х, когда русские люди, в поисках правды, обратили свой взор к богатому наследию писателя. Чуть позднее, 3 октября 2005 года, останки Ивана Ильина и его супруги перезахоронили на кладбище Донского монастыря в Москве.
«Пережитые испытания пробудят и укрепят его инстинкт самосохранения. Гонения на веру очистят его духовное око и его религиозность. Изжившиеся запасы зависти, злобы и раздорливости отойдут в прошлое. И восстанет новая Россия.
Мы верим в это не потому, что желаем этого, но потому, что знаем русскую душу, видим путь, пройденный нашим народом, и, говоря о России, мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской истории, русского национального бытия»
(из статьи «Почему верим мы в Россию, 1942 г.)
Русский странник
Платон Караваев
Ровно 70 лет назад, 21 декабря 1954 года, не стало русского философа, правоведа и общественного деятеля – Ивана Александровича Ильина. Он последовательно отстаивал идеи славянофильства и русского мира, за что был выслан большевиками на знаменитом «философском пароходе» за границу. Находясь на чужбине, он написал более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английском языках.
За границей Иван Ильин продолжил отстаивать важность единства русских людей, концепцию «сопротивления злу силой», а также сумел наиболее просто и ясно сформулировать «Русскую Идею». Согласно воззрениям Ильина, «русским является всякий, кто интерес единой русской Родины ставит выше индивидуализма и всякой коллективной части <...> передаёт любовь к русскому из поколения в поколение». В этом, по Ильину, заключена уникальность русского человека, его высоконравственная планка и служение.
Ещё каких-то три десятилетия назад имя Ивана Ильина было известно только специалистам по истории и философии, но всё изменилось в конце 80-х, когда русские люди, в поисках правды, обратили свой взор к богатому наследию писателя. Чуть позднее, 3 октября 2005 года, останки Ивана Ильина и его супруги перезахоронили на кладбище Донского монастыря в Москве.
«Пережитые испытания пробудят и укрепят его инстинкт самосохранения. Гонения на веру очистят его духовное око и его религиозность. Изжившиеся запасы зависти, злобы и раздорливости отойдут в прошлое. И восстанет новая Россия.
Мы верим в это не потому, что желаем этого, но потому, что знаем русскую душу, видим путь, пройденный нашим народом, и, говоря о России, мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской истории, русского национального бытия»
(из статьи «Почему верим мы в Россию, 1942 г.)
Русский странник
Платон Караваев
❤20🔥7❤🔥1👍1🕊1🤡1💯1
Емкая, точная и глубокая по смыслу формулировка, кто такой русский человек, от историка Сергея Перевезенцева, автора фундаментального труда "Русский мир":
Русский — это человек, являющийся представителем русского этноса, а также всякий, считающий себя русским и не имеющий иных этнических предпочтений;
говорящий и думающий на русском языке;
признающий православное христианство основой национальной духовной культуры;
ощущающий солидарность с исторической судьбой русского народа;
любящий свое Отечество, понимающий ответственность за судьбу своей Родины.
Русский странник
Платон Караваев
Русский — это человек, являющийся представителем русского этноса, а также всякий, считающий себя русским и не имеющий иных этнических предпочтений;
говорящий и думающий на русском языке;
признающий православное христианство основой национальной духовной культуры;
ощущающий солидарность с исторической судьбой русского народа;
любящий свое Отечество, понимающий ответственность за судьбу своей Родины.
Русский странник
Платон Караваев
👍25💯12
Прописная истина: если для русского человека православная традиция - пустой звук, он не знает и не понимает Россию, даже если считает себя патриотом. В отрыве от Христа нельзя рассматривать ни русскую литературу, ни историю Отечества, ни всю традиционную русскую культуру в целом.
На эту тему_привожу слова великого русского филолога Михаила Дунаева из его выдающейся книги "Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв":
"...Православие на протяжении веков так воспитывало русского человека, так учило его осмыслять своё бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог до конца отрешиться от православного миросозерцания.
Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой. Православие — основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире."
"Вот главная тема русской литературы — противоборство двух раздирающих душу и сердце наши стремлений к сокровищам небесным и сокровищам земным. Это тема, проблема не просто литературы исключительно, это проблема жизни, творческих поисков (нередко — метаний) и самих писателей, путь которых был отнюдь не прямым и направленным лишь к Горним высотам, но отмеченным многими ошибками, падениями, отступлениями от Истины."
Русский странник
Платон Караваев
На эту тему_привожу слова великого русского филолога Михаила Дунаева из его выдающейся книги "Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв":
"...Православие на протяжении веков так воспитывало русского человека, так учило его осмыслять своё бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог до конца отрешиться от православного миросозерцания.
Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой. Православие — основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире."
"Вот главная тема русской литературы — противоборство двух раздирающих душу и сердце наши стремлений к сокровищам небесным и сокровищам земным. Это тема, проблема не просто литературы исключительно, это проблема жизни, творческих поисков (нередко — метаний) и самих писателей, путь которых был отнюдь не прямым и направленным лишь к Горним высотам, но отмеченным многими ошибками, падениями, отступлениями от Истины."
Русский странник
Платон Караваев
👏16👍8❤6💯3👎2🕊2❤🔥1
Ничего лишнего
Село Горбачиха на Кенозере в Архангельской губернии. Фото: И.А.Роймуев
Русский странник
Платон Караваев
Село Горбачиха на Кенозере в Архангельской губернии. Фото: И.А.Роймуев
Русский странник
Платон Караваев
❤31
Мужик в накомарнике и две молодые девицы. Деревня Верх-Лупья, Чердынского уезда Пермской губернии. Фотография за авторством А. Ф. Теплоухова, 1910 год.
Замечательный снимок из этнографического альбома "Коми-пермяки на фотографиях второй половины XIX — начала XX в."( Санкт-Петербург, 2021 год). В книгу вошли более 400 фотографий из 16 музейных, библиотечных и архивных учреждений России, в том числе Кунсткамеры, Российского этнографического музея, Российской национальной библиотеки, Национального музея Республики Татарстан, Пермской государственной художественной галереи, Государственного архива Пермского края и других.
Представленные в альбоме фотографии презентуют лишь один из регионов России, Прикамье, куда входили северо-западные территории Пермской губернии, однако в целом они отражают процессы, связанные с бурным развитием фотографии в стране на рубеже XIX-XX вв.
В основу структуры издания положен коллекционный принцип. В коллекциях профессиональных фотографов — основателей и продолжателей фотодела в Перми и уездных городах Пермской губернии — преобладают фотоснимки, предназначенные для подарочных альбомов, для представления региона и народов, его населяющих, на различных выставках. Другой, исследовательский, взгляд на культуру и быт коми-пермяков характеризует коллекции путешественников и этнографов В.А. Плотникова, А.Ф. Теплоухова, А.К. Сыропятова.
Русский странник
Платон Караваев
Замечательный снимок из этнографического альбома "Коми-пермяки на фотографиях второй половины XIX — начала XX в."( Санкт-Петербург, 2021 год). В книгу вошли более 400 фотографий из 16 музейных, библиотечных и архивных учреждений России, в том числе Кунсткамеры, Российского этнографического музея, Российской национальной библиотеки, Национального музея Республики Татарстан, Пермской государственной художественной галереи, Государственного архива Пермского края и других.
Представленные в альбоме фотографии презентуют лишь один из регионов России, Прикамье, куда входили северо-западные территории Пермской губернии, однако в целом они отражают процессы, связанные с бурным развитием фотографии в стране на рубеже XIX-XX вв.
В основу структуры издания положен коллекционный принцип. В коллекциях профессиональных фотографов — основателей и продолжателей фотодела в Перми и уездных городах Пермской губернии — преобладают фотоснимки, предназначенные для подарочных альбомов, для представления региона и народов, его населяющих, на различных выставках. Другой, исследовательский, взгляд на культуру и быт коми-пермяков характеризует коллекции путешественников и этнографов В.А. Плотникова, А.Ф. Теплоухова, А.К. Сыропятова.
Русский странник
Платон Караваев
❤13👍9
Танкисты из экипажа танка Т-26 общаются с деревенскими жителями во время учений.
Тактические учения в Московском военном округе. 1936 год. Снимок сделан фотокорреспондентом газеты "Комсомольской правды" Иваном Михайловичем Шагиным.
Русский странник
Платон Караваев
Тактические учения в Московском военном округе. 1936 год. Снимок сделан фотокорреспондентом газеты "Комсомольской правды" Иваном Михайловичем Шагиным.
Русский странник
Платон Караваев
👍11🔥5❤2
Сегодня Святая Русь отмечает день святителя Спиридона Тримифунтского, в простонародье - Спиридон Солноворот
В сей день, 25 декабря по новому календарю, солнце, круто поворачивая с зимы на лето, словно возрождается к новой жизни с новой силою, - хотя и говорит народ, что со Спиридона-солноворота до Нового года день прибавляется всего только на "куриный шаг" или даже и того менее - "на гусиную лапу". В ночь на Спиридона Солноворота наши предки, радуясь победе света над тьмой, имели обычай разжигать костры по горам и пригоркам.
По свидетельству бытописателей, в день святителя Спиридона представал из года в год «пред светлыя очи государевы» звонарный староста московского Успенского собора. Он смиренно бил царю челом и докладывал про то, что «отсель возврат солнца с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется». Царь-государь жаловал старосту за его радостную для всей Земли Русской весть деньгами. Обычно выдавалось двадцать четыре серебряных рубля.
Со Спиридонова дня зима, по красному простонародному слову, "ходит в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит по ночам баб-хозяек - топить печи". Народные приметы гласят, что с какой стороны подует на Спиридона ветер, с той и будет дуть он «до сорока мучеников» (до весеннего равноденствия). «Ежели в сей день цена упадет на хлеб, то он будет дешев». Бабы-хозяйки, заботливо оберегающие свой птичник, прикармливают кур гречихой на Спиридона «из правова рукова, чтобы раньше неслись». Садовники, отряхивая заваленные снеговой заметью яблони, приговаривают: «Спиридонов день, подымайся вверх!» Это делается с той целью, чтобы4 предотвратить плодовые деревья от пагубного для урожая нападения прожорливых червей по весне...
Святитель Спиридон Тримифунтский, которого почитает весь православный мир, родился на Кипре в III веке. На иконах он изображён в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых веток. До того как Спиридона выбрали епископом, он был пастухом. Будучи епископом, святитель продолжал вести простую жизнь и пасти скот. Он всегда помогал каждому, кто обращался к нему за поддержкой и часто раздавал животных нуждающимся. Неслучайно его почитают как покровителя крестьян и защитника бедных.
С Праздником!
Русский странник
Платон Караваев
В сей день, 25 декабря по новому календарю, солнце, круто поворачивая с зимы на лето, словно возрождается к новой жизни с новой силою, - хотя и говорит народ, что со Спиридона-солноворота до Нового года день прибавляется всего только на "куриный шаг" или даже и того менее - "на гусиную лапу". В ночь на Спиридона Солноворота наши предки, радуясь победе света над тьмой, имели обычай разжигать костры по горам и пригоркам.
По свидетельству бытописателей, в день святителя Спиридона представал из года в год «пред светлыя очи государевы» звонарный староста московского Успенского собора. Он смиренно бил царю челом и докладывал про то, что «отсель возврат солнца с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется». Царь-государь жаловал старосту за его радостную для всей Земли Русской весть деньгами. Обычно выдавалось двадцать четыре серебряных рубля.
Со Спиридонова дня зима, по красному простонародному слову, "ходит в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит по ночам баб-хозяек - топить печи". Народные приметы гласят, что с какой стороны подует на Спиридона ветер, с той и будет дуть он «до сорока мучеников» (до весеннего равноденствия). «Ежели в сей день цена упадет на хлеб, то он будет дешев». Бабы-хозяйки, заботливо оберегающие свой птичник, прикармливают кур гречихой на Спиридона «из правова рукова, чтобы раньше неслись». Садовники, отряхивая заваленные снеговой заметью яблони, приговаривают: «Спиридонов день, подымайся вверх!» Это делается с той целью, чтобы4 предотвратить плодовые деревья от пагубного для урожая нападения прожорливых червей по весне...
Святитель Спиридон Тримифунтский, которого почитает весь православный мир, родился на Кипре в III веке. На иконах он изображён в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых веток. До того как Спиридона выбрали епископом, он был пастухом. Будучи епископом, святитель продолжал вести простую жизнь и пасти скот. Он всегда помогал каждому, кто обращался к нему за поддержкой и часто раздавал животных нуждающимся. Неслучайно его почитают как покровителя крестьян и защитника бедных.
С Праздником!
Русский странник
Платон Караваев
❤21👍5