С Праздником Николы Зимнего!
По свидетельству русского этнографа XIX века Аполлона Коринфского, Зимний Никола ведет с собою на Русь Никольские морозы - дожидаючись которых, говорит деревенский люд:
«Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!»
Святителя Николая Чудотворца зовет люд православный великим угодником Божиим и обращается к его защите и заступничеству во всякой беде-напасти, крепко веруя в необоримую силу его святой молитвы перед Господом.
Но наиболее всего прибегает русский народ под покров Николы, путешествуя на водах. Потому как Никола Угодник - первый покровитель морей и рек. Неслучайно у поморов на Русском Севере спокон века в ходу была присказка:
"От Холмогора до Колы тридцать три Николы!"
Николе Угоднику дана Миродержцем, по народному представлению, власть над всеми темными силами, скрывающимися в бездне подводной от силы веры во Христа Спасителя и святых Его.
День, посвященный Церковью памяти святого угодника Божия, ведающего «все воды и все броды», был в старину еще и днем первого хлебного торга.
«Цены на хлеб строит Никольской торг!»
«Никольской обоз для боярской казны дороже золота!»
«У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!»...
«Никольской торг всему указ».
Обязательным правилом для каждого русского крестьянина было отметить Николу Зимнего посильной милостыней. После обедни в сей день всякая христианская душа делилась с убогим своим добром. А каликов перехожих сажали за стол и, разделив с ними трапезу, слушали их духовные сказы да старины про Святого Николу.
С Праздником, православные!
Русский странник
Платон Караваев
По свидетельству русского этнографа XIX века Аполлона Коринфского, Зимний Никола ведет с собою на Русь Никольские морозы - дожидаючись которых, говорит деревенский люд:
«Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!»
Святителя Николая Чудотворца зовет люд православный великим угодником Божиим и обращается к его защите и заступничеству во всякой беде-напасти, крепко веруя в необоримую силу его святой молитвы перед Господом.
Но наиболее всего прибегает русский народ под покров Николы, путешествуя на водах. Потому как Никола Угодник - первый покровитель морей и рек. Неслучайно у поморов на Русском Севере спокон века в ходу была присказка:
"От Холмогора до Колы тридцать три Николы!"
Николе Угоднику дана Миродержцем, по народному представлению, власть над всеми темными силами, скрывающимися в бездне подводной от силы веры во Христа Спасителя и святых Его.
День, посвященный Церковью памяти святого угодника Божия, ведающего «все воды и все броды», был в старину еще и днем первого хлебного торга.
«Цены на хлеб строит Никольской торг!»
«Никольской обоз для боярской казны дороже золота!»
«У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!»...
«Никольской торг всему указ».
Обязательным правилом для каждого русского крестьянина было отметить Николу Зимнего посильной милостыней. После обедни в сей день всякая христианская душа делилась с убогим своим добром. А каликов перехожих сажали за стол и, разделив с ними трапезу, слушали их духовные сказы да старины про Святого Николу.
С Праздником, православные!
Русский странник
Платон Караваев
❤29🙏8👍3
Памяти Ивана Александровича Ильина – величайшего русского философа
Ровно 70 лет назад, 21 декабря 1954 года, не стало русского философа, правоведа и общественного деятеля – Ивана Александровича Ильина. Он последовательно отстаивал идеи славянофильства и русского мира, за что был выслан большевиками на знаменитом «философском пароходе» за границу. Находясь на чужбине, он написал более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английском языках.
За границей Иван Ильин продолжил отстаивать важность единства русских людей, концепцию «сопротивления злу силой», а также сумел наиболее просто и ясно сформулировать «Русскую Идею». Согласно воззрениям Ильина, «русским является всякий, кто интерес единой русской Родины ставит выше индивидуализма и всякой коллективной части <...> передаёт любовь к русскому из поколения в поколение». В этом, по Ильину, заключена уникальность русского человека, его высоконравственная планка и служение.
Ещё каких-то три десятилетия назад имя Ивана Ильина было известно только специалистам по истории и философии, но всё изменилось в конце 80-х, когда русские люди, в поисках правды, обратили свой взор к богатому наследию писателя. Чуть позднее, 3 октября 2005 года, останки Ивана Ильина и его супруги перезахоронили на кладбище Донского монастыря в Москве.
«Пережитые испытания пробудят и укрепят его инстинкт самосохранения. Гонения на веру очистят его духовное око и его религиозность. Изжившиеся запасы зависти, злобы и раздорливости отойдут в прошлое. И восстанет новая Россия.
Мы верим в это не потому, что желаем этого, но потому, что знаем русскую душу, видим путь, пройденный нашим народом, и, говоря о России, мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской истории, русского национального бытия»
(из статьи «Почему верим мы в Россию, 1942 г.)
Русский странник
Платон Караваев
Ровно 70 лет назад, 21 декабря 1954 года, не стало русского философа, правоведа и общественного деятеля – Ивана Александровича Ильина. Он последовательно отстаивал идеи славянофильства и русского мира, за что был выслан большевиками на знаменитом «философском пароходе» за границу. Находясь на чужбине, он написал более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английском языках.
За границей Иван Ильин продолжил отстаивать важность единства русских людей, концепцию «сопротивления злу силой», а также сумел наиболее просто и ясно сформулировать «Русскую Идею». Согласно воззрениям Ильина, «русским является всякий, кто интерес единой русской Родины ставит выше индивидуализма и всякой коллективной части <...> передаёт любовь к русскому из поколения в поколение». В этом, по Ильину, заключена уникальность русского человека, его высоконравственная планка и служение.
Ещё каких-то три десятилетия назад имя Ивана Ильина было известно только специалистам по истории и философии, но всё изменилось в конце 80-х, когда русские люди, в поисках правды, обратили свой взор к богатому наследию писателя. Чуть позднее, 3 октября 2005 года, останки Ивана Ильина и его супруги перезахоронили на кладбище Донского монастыря в Москве.
«Пережитые испытания пробудят и укрепят его инстинкт самосохранения. Гонения на веру очистят его духовное око и его религиозность. Изжившиеся запасы зависти, злобы и раздорливости отойдут в прошлое. И восстанет новая Россия.
Мы верим в это не потому, что желаем этого, но потому, что знаем русскую душу, видим путь, пройденный нашим народом, и, говоря о России, мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской истории, русского национального бытия»
(из статьи «Почему верим мы в Россию, 1942 г.)
Русский странник
Платон Караваев
❤20🔥7❤🔥1👍1🕊1🤡1💯1
Емкая, точная и глубокая по смыслу формулировка, кто такой русский человек, от историка Сергея Перевезенцева, автора фундаментального труда "Русский мир":
Русский — это человек, являющийся представителем русского этноса, а также всякий, считающий себя русским и не имеющий иных этнических предпочтений;
говорящий и думающий на русском языке;
признающий православное христианство основой национальной духовной культуры;
ощущающий солидарность с исторической судьбой русского народа;
любящий свое Отечество, понимающий ответственность за судьбу своей Родины.
Русский странник
Платон Караваев
Русский — это человек, являющийся представителем русского этноса, а также всякий, считающий себя русским и не имеющий иных этнических предпочтений;
говорящий и думающий на русском языке;
признающий православное христианство основой национальной духовной культуры;
ощущающий солидарность с исторической судьбой русского народа;
любящий свое Отечество, понимающий ответственность за судьбу своей Родины.
Русский странник
Платон Караваев
👍25💯12
Прописная истина: если для русского человека православная традиция - пустой звук, он не знает и не понимает Россию, даже если считает себя патриотом. В отрыве от Христа нельзя рассматривать ни русскую литературу, ни историю Отечества, ни всю традиционную русскую культуру в целом.
На эту тему_привожу слова великого русского филолога Михаила Дунаева из его выдающейся книги "Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв":
"...Православие на протяжении веков так воспитывало русского человека, так учило его осмыслять своё бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог до конца отрешиться от православного миросозерцания.
Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой. Православие — основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире."
"Вот главная тема русской литературы — противоборство двух раздирающих душу и сердце наши стремлений к сокровищам небесным и сокровищам земным. Это тема, проблема не просто литературы исключительно, это проблема жизни, творческих поисков (нередко — метаний) и самих писателей, путь которых был отнюдь не прямым и направленным лишь к Горним высотам, но отмеченным многими ошибками, падениями, отступлениями от Истины."
Русский странник
Платон Караваев
На эту тему_привожу слова великого русского филолога Михаила Дунаева из его выдающейся книги "Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв":
"...Православие на протяжении веков так воспитывало русского человека, так учило его осмыслять своё бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог до конца отрешиться от православного миросозерцания.
Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой. Православие — основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире."
"Вот главная тема русской литературы — противоборство двух раздирающих душу и сердце наши стремлений к сокровищам небесным и сокровищам земным. Это тема, проблема не просто литературы исключительно, это проблема жизни, творческих поисков (нередко — метаний) и самих писателей, путь которых был отнюдь не прямым и направленным лишь к Горним высотам, но отмеченным многими ошибками, падениями, отступлениями от Истины."
Русский странник
Платон Караваев
👏16👍8❤6💯3👎2🕊2❤🔥1
Ничего лишнего
Село Горбачиха на Кенозере в Архангельской губернии. Фото: И.А.Роймуев
Русский странник
Платон Караваев
Село Горбачиха на Кенозере в Архангельской губернии. Фото: И.А.Роймуев
Русский странник
Платон Караваев
❤31
Мужик в накомарнике и две молодые девицы. Деревня Верх-Лупья, Чердынского уезда Пермской губернии. Фотография за авторством А. Ф. Теплоухова, 1910 год.
Замечательный снимок из этнографического альбома "Коми-пермяки на фотографиях второй половины XIX — начала XX в."( Санкт-Петербург, 2021 год). В книгу вошли более 400 фотографий из 16 музейных, библиотечных и архивных учреждений России, в том числе Кунсткамеры, Российского этнографического музея, Российской национальной библиотеки, Национального музея Республики Татарстан, Пермской государственной художественной галереи, Государственного архива Пермского края и других.
Представленные в альбоме фотографии презентуют лишь один из регионов России, Прикамье, куда входили северо-западные территории Пермской губернии, однако в целом они отражают процессы, связанные с бурным развитием фотографии в стране на рубеже XIX-XX вв.
В основу структуры издания положен коллекционный принцип. В коллекциях профессиональных фотографов — основателей и продолжателей фотодела в Перми и уездных городах Пермской губернии — преобладают фотоснимки, предназначенные для подарочных альбомов, для представления региона и народов, его населяющих, на различных выставках. Другой, исследовательский, взгляд на культуру и быт коми-пермяков характеризует коллекции путешественников и этнографов В.А. Плотникова, А.Ф. Теплоухова, А.К. Сыропятова.
Русский странник
Платон Караваев
Замечательный снимок из этнографического альбома "Коми-пермяки на фотографиях второй половины XIX — начала XX в."( Санкт-Петербург, 2021 год). В книгу вошли более 400 фотографий из 16 музейных, библиотечных и архивных учреждений России, в том числе Кунсткамеры, Российского этнографического музея, Российской национальной библиотеки, Национального музея Республики Татарстан, Пермской государственной художественной галереи, Государственного архива Пермского края и других.
Представленные в альбоме фотографии презентуют лишь один из регионов России, Прикамье, куда входили северо-западные территории Пермской губернии, однако в целом они отражают процессы, связанные с бурным развитием фотографии в стране на рубеже XIX-XX вв.
В основу структуры издания положен коллекционный принцип. В коллекциях профессиональных фотографов — основателей и продолжателей фотодела в Перми и уездных городах Пермской губернии — преобладают фотоснимки, предназначенные для подарочных альбомов, для представления региона и народов, его населяющих, на различных выставках. Другой, исследовательский, взгляд на культуру и быт коми-пермяков характеризует коллекции путешественников и этнографов В.А. Плотникова, А.Ф. Теплоухова, А.К. Сыропятова.
Русский странник
Платон Караваев
❤13👍9
Танкисты из экипажа танка Т-26 общаются с деревенскими жителями во время учений.
Тактические учения в Московском военном округе. 1936 год. Снимок сделан фотокорреспондентом газеты "Комсомольской правды" Иваном Михайловичем Шагиным.
Русский странник
Платон Караваев
Тактические учения в Московском военном округе. 1936 год. Снимок сделан фотокорреспондентом газеты "Комсомольской правды" Иваном Михайловичем Шагиным.
Русский странник
Платон Караваев
👍11🔥5❤2
Сегодня Святая Русь отмечает день святителя Спиридона Тримифунтского, в простонародье - Спиридон Солноворот
В сей день, 25 декабря по новому календарю, солнце, круто поворачивая с зимы на лето, словно возрождается к новой жизни с новой силою, - хотя и говорит народ, что со Спиридона-солноворота до Нового года день прибавляется всего только на "куриный шаг" или даже и того менее - "на гусиную лапу". В ночь на Спиридона Солноворота наши предки, радуясь победе света над тьмой, имели обычай разжигать костры по горам и пригоркам.
По свидетельству бытописателей, в день святителя Спиридона представал из года в год «пред светлыя очи государевы» звонарный староста московского Успенского собора. Он смиренно бил царю челом и докладывал про то, что «отсель возврат солнца с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется». Царь-государь жаловал старосту за его радостную для всей Земли Русской весть деньгами. Обычно выдавалось двадцать четыре серебряных рубля.
Со Спиридонова дня зима, по красному простонародному слову, "ходит в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит по ночам баб-хозяек - топить печи". Народные приметы гласят, что с какой стороны подует на Спиридона ветер, с той и будет дуть он «до сорока мучеников» (до весеннего равноденствия). «Ежели в сей день цена упадет на хлеб, то он будет дешев». Бабы-хозяйки, заботливо оберегающие свой птичник, прикармливают кур гречихой на Спиридона «из правова рукова, чтобы раньше неслись». Садовники, отряхивая заваленные снеговой заметью яблони, приговаривают: «Спиридонов день, подымайся вверх!» Это делается с той целью, чтобы4 предотвратить плодовые деревья от пагубного для урожая нападения прожорливых червей по весне...
Святитель Спиридон Тримифунтский, которого почитает весь православный мир, родился на Кипре в III веке. На иконах он изображён в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых веток. До того как Спиридона выбрали епископом, он был пастухом. Будучи епископом, святитель продолжал вести простую жизнь и пасти скот. Он всегда помогал каждому, кто обращался к нему за поддержкой и часто раздавал животных нуждающимся. Неслучайно его почитают как покровителя крестьян и защитника бедных.
С Праздником!
Русский странник
Платон Караваев
В сей день, 25 декабря по новому календарю, солнце, круто поворачивая с зимы на лето, словно возрождается к новой жизни с новой силою, - хотя и говорит народ, что со Спиридона-солноворота до Нового года день прибавляется всего только на "куриный шаг" или даже и того менее - "на гусиную лапу". В ночь на Спиридона Солноворота наши предки, радуясь победе света над тьмой, имели обычай разжигать костры по горам и пригоркам.
По свидетельству бытописателей, в день святителя Спиридона представал из года в год «пред светлыя очи государевы» звонарный староста московского Успенского собора. Он смиренно бил царю челом и докладывал про то, что «отсель возврат солнца с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется». Царь-государь жаловал старосту за его радостную для всей Земли Русской весть деньгами. Обычно выдавалось двадцать четыре серебряных рубля.
Со Спиридонова дня зима, по красному простонародному слову, "ходит в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит по ночам баб-хозяек - топить печи". Народные приметы гласят, что с какой стороны подует на Спиридона ветер, с той и будет дуть он «до сорока мучеников» (до весеннего равноденствия). «Ежели в сей день цена упадет на хлеб, то он будет дешев». Бабы-хозяйки, заботливо оберегающие свой птичник, прикармливают кур гречихой на Спиридона «из правова рукова, чтобы раньше неслись». Садовники, отряхивая заваленные снеговой заметью яблони, приговаривают: «Спиридонов день, подымайся вверх!» Это делается с той целью, чтобы4 предотвратить плодовые деревья от пагубного для урожая нападения прожорливых червей по весне...
Святитель Спиридон Тримифунтский, которого почитает весь православный мир, родился на Кипре в III веке. На иконах он изображён в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых веток. До того как Спиридона выбрали епископом, он был пастухом. Будучи епископом, святитель продолжал вести простую жизнь и пасти скот. Он всегда помогал каждому, кто обращался к нему за поддержкой и часто раздавал животных нуждающимся. Неслучайно его почитают как покровителя крестьян и защитника бедных.
С Праздником!
Русский странник
Платон Караваев
❤21👍5