В погожий летний денек пузатый турист выберется из каменного плена на зеленый провинциальный простор, охнет на широкий среднерусский пейзаж, ахнет на дивное зодчество старинных храмов и монастырей, а потом и это наскучит - опять зевнет, подумает "все одно и то же" и примется рассуждать на тему "туристической инфраструктуры", где харчи пожирнее, ночлег поуютнее, да чтоб подешевле. Привычное средство от скуки вдали от дома.
А все от незнания. Под каждой маковкой самой ветхой церквушки в самом глухом медвежьем углу Руси скрыта история подлинной святости, которая от нас вместе с прошлым все дальше и дальше. Подметили предки: не стоит село без праведника, и город без святого.
Иной турист сам себя наказывает своим невежеством, если считает, что все это - "дела давно минувших дней", распавшиеся в прах. А кто-то и вовсе не поверит, скажет, что миф, чудесная выдумка, красивая сказка, но никак не реальность. Потому и скучает человек на родной земле, что прошлое вместе со святостью сам от себя отстраняет все дальше и дальше, что и не верит этому.
Вот в Белёвском уезде Тульской губернии притаился на грешной земле небольшой мужской монастырь на окраине лесной чащобы. Тишь, красота, сосны, целебный источник, пруд, два больших храма - но это все внешне, услада для глаз...
А тут старина седая напевает тебе свою песню для внутреннего разумения:
"Старцу Анофрию Жабынское городище под монастырь в Карманьи, да пашни... лужок церковный села Спыхова... ему ж данн бор на свечи и на ладан, а черный ему лес сечи на монастырское строение и на дрова про монастырский обиход, а не на продажу"... "на том Жабынском городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить". Так починилась Жабыньская пустынь, но не надолго.
Настали времена разорения: то крымские татары, то поляки да литовцы чинили тут грабежи и убийства. Пришла обитель в запустение на долгие годы, пока не послал Господь сюда преподобного Макария. Сей честной "возградитель стражда в терпении иночески плотию", претерпевая "мраз, зной, в алчбе и жажде", сызнова поднимал монастырь и призывал братию. Только в самом конце своей святой жизни закончил он устроение обители, уже схимником подвизался на кладезе Жабынце: "крайняго смирения не оставль в житии своем, великий Ангельский образ принял". И "плотию стражда", преподобный "врага человекоубийцу диавола под нозе свои покорил".
А ведь за каждым старым певучим словом - жизнь, человек, чувства, дела, смыслы, слезы, пот, кровь и наш общий итог - смерть. Абсолютно во всем - жажда святости, которая для нынешнего большинства - пустой звук, но без которой никак не понять историческую Россию. И только для открытого сердца это сущая реальность.
Русский странник
Платон Караваев
А все от незнания. Под каждой маковкой самой ветхой церквушки в самом глухом медвежьем углу Руси скрыта история подлинной святости, которая от нас вместе с прошлым все дальше и дальше. Подметили предки: не стоит село без праведника, и город без святого.
Иной турист сам себя наказывает своим невежеством, если считает, что все это - "дела давно минувших дней", распавшиеся в прах. А кто-то и вовсе не поверит, скажет, что миф, чудесная выдумка, красивая сказка, но никак не реальность. Потому и скучает человек на родной земле, что прошлое вместе со святостью сам от себя отстраняет все дальше и дальше, что и не верит этому.
Вот в Белёвском уезде Тульской губернии притаился на грешной земле небольшой мужской монастырь на окраине лесной чащобы. Тишь, красота, сосны, целебный источник, пруд, два больших храма - но это все внешне, услада для глаз...
А тут старина седая напевает тебе свою песню для внутреннего разумения:
"Старцу Анофрию Жабынское городище под монастырь в Карманьи, да пашни... лужок церковный села Спыхова... ему ж данн бор на свечи и на ладан, а черный ему лес сечи на монастырское строение и на дрова про монастырский обиход, а не на продажу"... "на том Жабынском городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить". Так починилась Жабыньская пустынь, но не надолго.
Настали времена разорения: то крымские татары, то поляки да литовцы чинили тут грабежи и убийства. Пришла обитель в запустение на долгие годы, пока не послал Господь сюда преподобного Макария. Сей честной "возградитель стражда в терпении иночески плотию", претерпевая "мраз, зной, в алчбе и жажде", сызнова поднимал монастырь и призывал братию. Только в самом конце своей святой жизни закончил он устроение обители, уже схимником подвизался на кладезе Жабынце: "крайняго смирения не оставль в житии своем, великий Ангельский образ принял". И "плотию стражда", преподобный "врага человекоубийцу диавола под нозе свои покорил".
А ведь за каждым старым певучим словом - жизнь, человек, чувства, дела, смыслы, слезы, пот, кровь и наш общий итог - смерть. Абсолютно во всем - жажда святости, которая для нынешнего большинства - пустой звук, но без которой никак не понять историческую Россию. И только для открытого сердца это сущая реальность.
Русский странник
Платон Караваев
❤24🙏8🔥4👍2
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года произошло страшное преступление - убийство Царской Семьи.
Об этой величайшей русской трагедии Святитель Иоанн Шанхайский писал:
Русский странник
Платон Караваев
Об этой величайшей русской трагедии Святитель Иоанн Шанхайский писал:
Кровь его на нас
Убийство Императора Николая II и его Семьи является исключительным как по виновности в нем русского и других народов, так и по его последствиям. Не сразу оно совершилось, подготавливалось постепенно.
Гнусная клевета поколебала преданность Царю и даже доверие к нему значительной части русской общественности. В связи с этим наступившему искусно вызванному мятежу не было дано должного отпора ни властями, ни обществом. Малодушие, трусость, предательство и измена во всей полноте были проявлены ими. Многие поспешили искать доверия и милостей от преступников, пришедших к власти. Народ безмолвствовал сначала, а потом быстро начал пользоваться создавшимися новыми условиями. Каждый старался о своей выгоде, попирая Божественные заповеди и человеческие законы. Открыто не было ничего сделано в защиту Государя и Престола. Молчаливо принято было известие о лишении Царя и его Семьи свободы. Втайне лишь возносились молитвы и воздыхания теми немногими, кто не поддался общему искушению и понимал преступность тех деяний. Посему Государь оказался всецело в руках своих тюремщиков и новой власти, знавшей, что может сделать все, что хочет.
Убийство легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и предательством, кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоду себе. Убийство Царя-Мученика есть прямое следствие их.
«Кровь Его на нас и на чадах наших» (Мф. 27, 25). Не только на современном поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии к преступлениям и настроениям, приведшим к Цареубийству.
Лишь полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности и покаяние за себя и своих предков освободят Русь от лежащего на ней греха.
Русский странник
Платон Караваев
❤25🙏6😢5❤🔥3😁1🕊1
"Природа - таинственное Евангелие"
Илья Пророк - особо почитаемый ветхозаветный пророк на Руси, поэтому старинных сел с названием Ильинское встречается на русских просторах в большом количестве.
Одно из них - на Калужской земле, в Козельском районе - место особое: настоящая частичка Родины, атом русского космоса, где от красоты и ощущения вечности замирает сердце.
О природе хорошо сказал преподобный преподобный Порфирий Кавсокаливит:
"Радуйтесь тому, что нас окружает. Все нас научает и ведет к Богу. Все вокруг нас – это капли любви Божией. И одушевленный мир, и неодушевленный, и растения, и животные, и птицы, и горы, и море, и закат солнца, и звездное небо. Это – любовь в миниатюре, через которую мы приходим к великой Любви – Христу...
...Природа – это таинственное Евангелие. Но когда у человека внутри отсутствует Благодать, тогда нет ему пользы и от природы."
Русский странник
Платон Караваев
Илья Пророк - особо почитаемый ветхозаветный пророк на Руси, поэтому старинных сел с названием Ильинское встречается на русских просторах в большом количестве.
Одно из них - на Калужской земле, в Козельском районе - место особое: настоящая частичка Родины, атом русского космоса, где от красоты и ощущения вечности замирает сердце.
О природе хорошо сказал преподобный преподобный Порфирий Кавсокаливит:
"Радуйтесь тому, что нас окружает. Все нас научает и ведет к Богу. Все вокруг нас – это капли любви Божией. И одушевленный мир, и неодушевленный, и растения, и животные, и птицы, и горы, и море, и закат солнца, и звездное небо. Это – любовь в миниатюре, через которую мы приходим к великой Любви – Христу...
...Природа – это таинственное Евангелие. Но когда у человека внутри отсутствует Благодать, тогда нет ему пользы и от природы."
Русский странник
Платон Караваев
❤30