10 выводов для жизни из четвертой серии сериала «Карточный домик» о свободе выбора
🔹 Слова лишь ширма для того, что происходит на самом деле. Их надо слушать, но при этом помнить о том, что 90% информации находится вне слов.
🔹 Не можете исполнить угрозу – не угрожайте. Да и вообще угрожать стоит лишь только для того, чтобы вывести противника из равновесия. Во всех остальных случаях угрозы смысла не имеют, а переводят отношения в детско-родительские, из которых потом вылезти непросто.
🔹 Паузы – хороший способ не только для того, чтобы собраться с мыслями, но и для того, чтобы выровнять баланс сил в системе.
🔹 Время – ресурс невосполнимый. Все остальное при желании можно возобновить.
🔹 Обидеть невозможно. Но всегда есть возможность обидеться на то, что ваши собственные ожидания не оправдались и в вашей картине мира что-то не сошлось.
🔹 Анализируя происходящее, потрудитесь посмотреть на ситуацию не только в моменте. Шаблоны поведения со временем не меняются. Меняются паттерн восприятия и бессознательные цели использования этих шаблонов.
🔹 Любая зависимость исключает свободу выбора и повышает шансы стать пешкой в чужой игре.
🔹 Выяснение отношений ни к чему не приводит, если нет задачи понять модель поведения и реакций другого человека в целом, а не в конкретной ситуации. Ситуативно вопрос может быть решен, но обратка не заставит себя ждать.
🔹 Делая выбор, осознавайте, чем он продиктован. Свобода выбора заключается в свободе собственных чувств и возможности отделять чувства от действий.
🔹 Какой бы ни была ваша жизненная шахматная доска, помните, что есть шахматные доски бОльшего размера. И вы на ней – фигура, а не шахматист.
⭐️ Разбор четвертой серии находится в комментариях к этому посту.
#системывкино
Подписаться | Задать вопрос
#системывкино
Подписаться | Задать вопрос
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍13❤7🙏2
Запреты
Очередная страна запрещает очередную соцсеть по причине пропаганды насилия среди подростков. Подростки, насмотревшись роликов, тащат с собой ножи в школу и устраивают бойню.
И это правда.Дети ищут способы проявить то, что на них сваливается. Соцсети показывают им эти способы. Но сваливается-то на них все это из мира взрослых. Взрослых по паспорту. И при этом недостаточно взрослых, чтобы осознать ответственность за то, что именно они построили тот мир, в котором люди друг другу улыбаются, а за спиной держат нож.
Дети – младшие. Они берут этот нож из-за спины взрослых и предъявляют миру. Они делают то, что взрослые пытаются исключить, не признавая своей агрессии и не ища способ найти для нее приемлемое выражение.
Международные соревнования как здоровый способ проявления агрессии уходят из-за того, что в них все меньше участия человека и все больше – фармакологии, роботизации и ИИ.
Конкуренция как здоровый способ проявления агрессии перестраивается, поскольку конкурентные преимущества все более затратны и выбраться из трущоб экономики становится все сложнее, а попасть туда можно совершенно незаметно для себя.
Остается трясти оружием и пулять угрозами в адрес друг друга. Это создает много напряжения. Дети напряжение выдерживают многократно сложнее, чем взрослые, а потому проявляют движение энергии быстрее и яснее.
Бесполезно просто закрыть соцсеть. Дети все равно будут искать способ разрядить напряжение. Точно так же, как на уровне отдельной семьи дети проявляют исключенное у родителей, так и в мировом масштабе дети демонстрируют то, что очень хочет сделать старшее поколение, но не может.
Никакой запрет сам по себе работать не будет. Детей надо организовывать и направлять их энергию, раз уж системно старшие создали такую историю.
#системнаясовесть #агрессия
Подписаться | Задать вопрос
Очередная страна запрещает очередную соцсеть по причине пропаганды насилия среди подростков. Подростки, насмотревшись роликов, тащат с собой ножи в школу и устраивают бойню.
И это правда.
Дети – младшие. Они берут этот нож из-за спины взрослых и предъявляют миру. Они делают то, что взрослые пытаются исключить, не признавая своей агрессии и не ища способ найти для нее приемлемое выражение.
Международные соревнования как здоровый способ проявления агрессии уходят из-за того, что в них все меньше участия человека и все больше – фармакологии, роботизации и ИИ.
Конкуренция как здоровый способ проявления агрессии перестраивается, поскольку конкурентные преимущества все более затратны и выбраться из трущоб экономики становится все сложнее, а попасть туда можно совершенно незаметно для себя.
Остается трясти оружием и пулять угрозами в адрес друг друга. Это создает много напряжения. Дети напряжение выдерживают многократно сложнее, чем взрослые, а потому проявляют движение энергии быстрее и яснее.
Бесполезно просто закрыть соцсеть. Дети все равно будут искать способ разрядить напряжение. Точно так же, как на уровне отдельной семьи дети проявляют исключенное у родителей, так и в мировом масштабе дети демонстрируют то, что очень хочет сделать старшее поколение, но не может.
Никакой запрет сам по себе работать не будет. Детей надо организовывать и направлять их энергию, раз уж системно старшие создали такую историю.
#системнаясовесть #агрессия
Подписаться | Задать вопрос
👍16🔥10❤7💯7🤔1
«Упремся – разберемся», – Наталья Зубаревич
Обожаю этот подход к жизни)) А еще:
🍲 Подумаю об этом завтра – когда нет ресурса на решение вопроса сегодня, стоит отложить это на завтра.
🍱 Значит, сегодня так – если что-то не получатся, поскольку внешние обстоятельства не складываются, надо сдаться этим обстоятельствам и посмотреть, что будет.
🍤 И так тоже бывает – когда растет внутреннее несогласие с происходящим, и на это противостояние начинает уходить слишком много ресурса, лучше отойти от закручивающейся воронки.
А какой подход к жизни вы предпочитаете?
#мышление
Подписаться
Обожаю этот подход к жизни)) А еще:
А какой подход к жизни вы предпочитаете?
#мышление
Подписаться
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥16❤8👍5
К теме управления
Можно бороться, а можно создавать условия.
Можно даже потом признаться и осознанно огрести, но к коту уже все привыкнут.
@psydynamics
Можно бороться, а можно создавать условия.
Можно даже потом признаться и осознанно огрести, но к коту уже все привыкнут.
@psydynamics
🔥16😁7👍6❤5
Гибкость – наше всё…
🍲 Из текущих новостей
«Корпоративная Америка стремится оставить позади прошлые разногласия и наладить отношения с Дональдом Трампом. Главы крупнейших компаний один за другим совершают «паломничество в Мар-а-Лаго» и жертвуют миллионы в фонд инаугурации…»
🍤 Из подкаста американского политического блогера Патрика Бет Дэвида, у которого в гостях был Алексей Арестович, точнее из речи Арестовича: «Путин — самый либеральный из всех российских политиков, который искренне хотел подружиться с Западом и сделать Россию его частью. Но Запад нарушил свои обещания перед Россией, Путин, с его точки зрения, ведет оборонительную войну. И когда он (Путин) говорит, что украинцы для нас братья и сёстры, а воюет он с неонацистским правительством в Киеве и с НАТО, то он говорит правду».
Способность переобуваться в воздухе – это неотъемлемая часть жизни в кругах, где идет бесконечная конкуренция за власть и деньги.
🥓 Где грань, отделяющая гибкость, продиктованную договороспособностью, от гибкости, произрастающей из изворотливости и тщеславия?
🌭 Фрэнк Андервуд нам тоже демонстрирует гибкость. Что это? Договороспособность или изворотливость? А может, их комбо?
#лидерство #коммуникации
Подписаться | Задать вопрос
«Корпоративная Америка стремится оставить позади прошлые разногласия и наладить отношения с Дональдом Трампом. Главы крупнейших компаний один за другим совершают «паломничество в Мар-а-Лаго» и жертвуют миллионы в фонд инаугурации…»
Способность переобуваться в воздухе – это неотъемлемая часть жизни в кругах, где идет бесконечная конкуренция за власть и деньги.
#лидерство #коммуникации
Подписаться | Задать вопрос
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤8🔥7😁4🤔2
Подводить ли «Итоги года»?
В разных пабликах противоположные истории, которые активно выводятся в свет.
1️⃣ нужно подвести итоги: вот тут я молодец, а вот тут я огурец.
2️⃣ не подводить итоги: какая разница, какой период, я всегда и молодец, и огурец.
3️⃣ не подводить итоги, но и не заявлять громко, что подведения итогов не будет.
Так подводить итоги или нет? Какие коллективные процессы происходят, в которые мы включаемся или нет?
Хотим мы того или нет, мы живем циклами: часовыми, суточными, недельными, годовыми, столетними и даже тысячелетними. Конечно, отдельный человек ни тысячелетний, ни даже столетний цикл не захватывает, чтобы сделать выводы и пойти дальше. Но циклы годовые доступны нам всем.
Годовой цикл разделен на 4 периода. И если вы посмотрите на разные управленческие (и не только) концепции, то во многих из них увидите четырехэтапные модели, которые включают в себя этапы: (1) зарождения, (2) развития, (3) подведения итогов, (4) анализа результатов и подготовки на их основе к новому циклу. Данные этапы идут по кругу.
Природа в северном полушарии дает нам поддержку этих этапов через времена года: весна, лето, осень и зима. Мы не можем осенью собрать то, что не посадили весной. А летом мы смотрим, что проросло и решаем: что оставить, а что нет. Зимой мы готовимся к новому циклу, используя полученное и заготовленное, анализируя свой опыт. И живя таком регионе, конечно же, мы синхронизированы с этими природными энергиями.
Вспомните про летний подъем энергии, когда все кажется по силам и осеннюю хандру, когда мы входим в зимнюю заморозку. Как раз примерно к Новому году начинается новый цикл – энергетически – после дня зимнего солнцестояния, если ваша чувствительность достаточно развита, то достаточно сосредоточиться на своих ощущениях и можно почувствовать, как совершается этот природный переход.
📍 Возвращаясь к вопросу о подведении итогов: мы не просто перечисляем для себя результаты того, что получили.
Мы аккумулируем энергию, чтобы пережить на ней внутренний зимний период. Делая это публично, мы приглашаем людей дать этому внимание.
Помним: наша энергия там, где наше внимание. Обозначая оставление в прошлом того, куда не хотим больше расходовать ресурс, мы закрываем дверь и завершаем событие/действие, чтобы не тащить за собой незавершенку. Кто-то ее итак не тащит, но большинство все свое несет с собой, причем с каждым годом нужно все больше внутренних верблюдов, чтобы ее тащить.
Метафорически можно представить себе: фокусируя свое внимание на полученном опыте, мы как бы делаем осенние заготовки, чтобы воспользоваться ими в периоды, когда нам это нужно.
💌 И если вам это откликается, возьмите лист бумаги и выпишите для себя 10-20 историй/ситуаций/событий из 2024 года, где вы получили важный опыт, который готовы взять с собой в новый, 2025 год. И еще десяток ситуаций/событий, которые можно просто оставить в прошлом как отходы жизнедеятельности. Зачем они вам в новом году?
❤️ ❤️ ❤️ ❤️ Поговорите об этом со своими сотрудниками, если вы руководитель. И со своими детьми, если вы родитель. И со своими учениками, если вы учитель/наставник.
#энергия #коммуникации
Подписаться | Задать вопрос
В разных пабликах противоположные истории, которые активно выводятся в свет.
Так подводить итоги или нет? Какие коллективные процессы происходят, в которые мы включаемся или нет?
Хотим мы того или нет, мы живем циклами: часовыми, суточными, недельными, годовыми, столетними и даже тысячелетними. Конечно, отдельный человек ни тысячелетний, ни даже столетний цикл не захватывает, чтобы сделать выводы и пойти дальше. Но циклы годовые доступны нам всем.
Годовой цикл разделен на 4 периода. И если вы посмотрите на разные управленческие (и не только) концепции, то во многих из них увидите четырехэтапные модели, которые включают в себя этапы: (1) зарождения, (2) развития, (3) подведения итогов, (4) анализа результатов и подготовки на их основе к новому циклу. Данные этапы идут по кругу.
Природа в северном полушарии дает нам поддержку этих этапов через времена года: весна, лето, осень и зима. Мы не можем осенью собрать то, что не посадили весной. А летом мы смотрим, что проросло и решаем: что оставить, а что нет. Зимой мы готовимся к новому циклу, используя полученное и заготовленное, анализируя свой опыт. И живя таком регионе, конечно же, мы синхронизированы с этими природными энергиями.
Вспомните про летний подъем энергии, когда все кажется по силам и осеннюю хандру, когда мы входим в зимнюю заморозку. Как раз примерно к Новому году начинается новый цикл – энергетически – после дня зимнего солнцестояния, если ваша чувствительность достаточно развита, то достаточно сосредоточиться на своих ощущениях и можно почувствовать, как совершается этот природный переход.
Помним: наша энергия там, где наше внимание. Обозначая оставление в прошлом того, куда не хотим больше расходовать ресурс, мы закрываем дверь и завершаем событие/действие, чтобы не тащить за собой незавершенку. Кто-то ее итак не тащит, но большинство все свое несет с собой, причем с каждым годом нужно все больше внутренних верблюдов, чтобы ее тащить.
Метафорически можно представить себе: фокусируя свое внимание на полученном опыте, мы как бы делаем осенние заготовки, чтобы воспользоваться ими в периоды, когда нам это нужно.
#энергия #коммуникации
Подписаться | Задать вопрос
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍12❤11🔥7
Поделитесь с друзьями и коллегами, репост приветствую!
#обзор
Подписаться | Задать вопрос
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥8👍5🙏5❤2
Сказки… Сказки? Сказки!
И вот Новый год наступил.
Все подарки подарены и распакованы. Все салаты если не съедены, то попробованы. Кто-то рано встал, а для кого-то утро наступило примерно после обеда) Может быть, вы сегодня пошли в гости, а может, устроились удобно у киноэкрана и ищете, что посмотреть.
Вы можете выбрать новый сериал или милый рождественский фильм. Но если у вас есть дети, посмотрите детскую сказку. Пока они переживают за героев, сочувствуют неудачам и радуются их успехам, вы можете посмотреть на сказку с другого ракурса.
В сказках мы видим, что спасителями человечества становятся маленькие дети. Тема детского всемогущества многократно исследована в психологических трактатах. И в то же время это интересный системный процесс, где старшие ожидают от младших этих поступков.
Вчера я предложила вам обратить внимание на сагу о Гарри Поттере. В первом же фильме, малыша, которому предстоит, по их мнению, победить зло, отдают в обычную семью и забирают обратно ровно тогда, когда он готов к подвигам.
Аналогичные истории мы видим и в других рождественских (и не только) сказках: дети спасают мир взрослых через решение отнюдь не детских задач.
Кстати, в организациях так же ведь нередки случаи, когда на вновь пришедшего сотрудника возлагаются надежды о спасении если не компании, то важного технологического процесса.
Как вы умаете, почему в нашем коллективном бессознательном, реализующемся через такие вот истории, существует паттерн ожиданий от младших подвигов и спасения ценного и значимого?
«Один дома», «Хроники Нарнии», «Полярный экспресс»… Какие еще сказки вы можете вспомнить с похожим сюжетом?
#системывкино
Подписаться | Задать вопрос
И вот Новый год наступил.
Все подарки подарены и распакованы. Все салаты если не съедены, то попробованы. Кто-то рано встал, а для кого-то утро наступило примерно после обеда) Может быть, вы сегодня пошли в гости, а может, устроились удобно у киноэкрана и ищете, что посмотреть.
Вы можете выбрать новый сериал или милый рождественский фильм. Но если у вас есть дети, посмотрите детскую сказку. Пока они переживают за героев, сочувствуют неудачам и радуются их успехам, вы можете посмотреть на сказку с другого ракурса.
В сказках мы видим, что спасителями человечества становятся маленькие дети. Тема детского всемогущества многократно исследована в психологических трактатах. И в то же время это интересный системный процесс, где старшие ожидают от младших этих поступков.
Вчера я предложила вам обратить внимание на сагу о Гарри Поттере. В первом же фильме, малыша, которому предстоит, по их мнению, победить зло, отдают в обычную семью и забирают обратно ровно тогда, когда он готов к подвигам.
Аналогичные истории мы видим и в других рождественских (и не только) сказках: дети спасают мир взрослых через решение отнюдь не детских задач.
Кстати, в организациях так же ведь нередки случаи, когда на вновь пришедшего сотрудника возлагаются надежды о спасении если не компании, то важного технологического процесса.
Как вы умаете, почему в нашем коллективном бессознательном, реализующемся через такие вот истории, существует паттерн ожиданий от младших подвигов и спасения ценного и значимого?
«Один дома», «Хроники Нарнии», «Полярный экспресс»… Какие еще сказки вы можете вспомнить с похожим сюжетом?
#системывкино
Подписаться | Задать вопрос
❤5👍5🔥3🤔3
ДО и ПОСЛЕ
Какими бы разными мы ни были, как бы ни относились к празднованию Нового года, на каких бы диетах мы ни сидели, но в культурологической части нашего бессознательного хранятся одинаковые образы.
По тому, на какие мемы мы эмоционально реагируем – неважно, радуясь или морщив нос, определяется наша принадлежность.
Так праздновали и празднуем либо мы сами, либо наши родители, либо наши друзья и близкие.
И несмотря на то, что многие уже не встречают Новый год ТАК, это в любом случае присутствует в нашем поле и определяет нашу принадлежность среде. И никуда от этого не деться 😀
Какими бы разными мы ни были, как бы ни относились к празднованию Нового года, на каких бы диетах мы ни сидели, но в культурологической части нашего бессознательного хранятся одинаковые образы.
По тому, на какие мемы мы эмоционально реагируем – неважно, радуясь или морщив нос, определяется наша принадлежность.
Так праздновали и празднуем либо мы сами, либо наши родители, либо наши друзья и близкие.
И несмотря на то, что многие уже не встречают Новый год ТАК, это в любом случае присутствует в нашем поле и определяет нашу принадлежность среде. И никуда от этого не деться 😀
😁6💯6👍3
«Как верили в себя»
Если включить «Гарри Поттер и Философский камень» без звука, а в качестве сопровождения взять песню незабвенного тандема-скороговорки «музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова» «Как молоды мы были», и пустить ее практически в любой момент повествования фильма, каждое слово из этой величественной песни объяснит то, что происходит на экране.
Да, пусть мелодраматично, но по содержанию в самую точку.
В большинстве сказочных и фантазийных повествованиях мир спасают не исполины и великаны, а дети или просто физически слабые существа. Былинный Илья Муромец скорее исключение. Впрочем, и в русской мифологии сплошь юродивые и Иванушки-дурачки.
Вопрос «Почему именно слабые, младшие, дети спасают мир?» далеко не праздный. Коротыши Фродо Бэггинс и Сэм во «Властелине колец» и правда сделали то, что было не по силам более ловким, быстрым, благородным, высоким, наконец, героям. А сила «героических героев» была в том, чтобы отказаться от почётной миссии спасать мир и уступить её мелким ушастым хоббитам.
🎄 Сейчас Рождество и Новый Год. По традиции в ротации идут «Один дома» и, конечно, «Гарри Поттер». В обеих историях мы видим, как дети спасают взрослых – дом от грабителей и Вселенную Магов от зла.
В мире, где люди нуждаются в предупреждающих знаках «Не прыгайте в обрыв, можно умереть», именно детям позволяют совершать опасные и даже безумные поступки: летать на метле, играть в квиддич, сражаться с Троллем и огромным змеем.
Сегодня дети растут под усиленной иногда тошной опекой, ограничивающей их возможности выходить за рамки дозволенного, исследуя этот мир. А фильмы о Гарри Поттере будто приглашают: «Ошибайтесь, шалите, это на благо всем нам».
В комментарии к предыдущему сообщению вы вспомнили еще немало историй, где именно детям предоставляется возможность проявить свое всемогущество и справиться с самыми невероятными вызовами. Аленький цветочек и Крошечка-хаврошечка. Иван-дурак и Звездный мальчик.
Сюда же – немощные и убогие с точки зрения социума Конек-горбунок и Хоббит, хотя, конечно же, они далеко не слабые.
Кто еще? Почему именно они? Они находятся вне системы? Попадают под системную раздачу? Не знают об ограничениях системы? Или просто чисты сердцем?
#системнаясовесть
Подписаться | Задать вопрос
Если включить «Гарри Поттер и Философский камень» без звука, а в качестве сопровождения взять песню незабвенного тандема-скороговорки «музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова» «Как молоды мы были», и пустить ее практически в любой момент повествования фильма, каждое слово из этой величественной песни объяснит то, что происходит на экране.
Да, пусть мелодраматично, но по содержанию в самую точку.
Ничто на земле не проходит бесследно.
И юность ушедшая все же бессмертна. …
Как молоды мы были, как молоды мы были…
Как искренно любили… как верили в себя
В большинстве сказочных и фантазийных повествованиях мир спасают не исполины и великаны, а дети или просто физически слабые существа. Былинный Илья Муромец скорее исключение. Впрочем, и в русской мифологии сплошь юродивые и Иванушки-дурачки.
Вопрос «Почему именно слабые, младшие, дети спасают мир?» далеко не праздный. Коротыши Фродо Бэггинс и Сэм во «Властелине колец» и правда сделали то, что было не по силам более ловким, быстрым, благородным, высоким, наконец, героям. А сила «героических героев» была в том, чтобы отказаться от почётной миссии спасать мир и уступить её мелким ушастым хоббитам.
В мире, где люди нуждаются в предупреждающих знаках «Не прыгайте в обрыв, можно умереть», именно детям позволяют совершать опасные и даже безумные поступки: летать на метле, играть в квиддич, сражаться с Троллем и огромным змеем.
Сегодня дети растут под усиленной иногда тошной опекой, ограничивающей их возможности выходить за рамки дозволенного, исследуя этот мир. А фильмы о Гарри Поттере будто приглашают: «Ошибайтесь, шалите, это на благо всем нам».
В комментарии к предыдущему сообщению вы вспомнили еще немало историй, где именно детям предоставляется возможность проявить свое всемогущество и справиться с самыми невероятными вызовами. Аленький цветочек и Крошечка-хаврошечка. Иван-дурак и Звездный мальчик.
Сюда же – немощные и убогие с точки зрения социума Конек-горбунок и Хоббит, хотя, конечно же, они далеко не слабые.
Кто еще? Почему именно они? Они находятся вне системы? Попадают под системную раздачу? Не знают об ограничениях системы? Или просто чисты сердцем?
#системнаясовесть
Подписаться | Задать вопрос
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤11👍4💯4🤔2
Так почему дети?
С точки зрения системной иерархии, дети – системно младшие и проявляют то, что взрослые исключают. Самое очевидное в этой ситуации предположить, что взрослые исключают силу из своей жизни. Но кажется, это слишком просто. И даже обидно для нас, взрослых.
Дети – проводники изменений
Как и в сказках, в реальной жизни именно молодые люди часто становятся движущей силой. Дети и подростки, свободные от догм взрослых, становятся катализаторами перемен. Новое приходит на смену старому. Старое уходить не хочет, тормозя развитие. В этом извечный конфликт поколений. И системный тоже.
Не то, чтобы детям неизвестно понятие «иерархии». Конечно, они осознают, кто главный в классе. Но, если убрать крайние случаи, когда родители/взрослые по-настоящему жестоки к своим детям, мы помним, насколько шатки границы запретов.
Все мы шалили. Потому что знали: нам простят. А значит, вот он шанс исследовать, изучать, падать и разбивать коленки. Отсутствие в голове установки «как бы чего не вышло» позволяет детям и позволяло НАМ свершать то, на что, повзрослев, мы оказываемся способны не часто.
Дети действуют интуитивно, исходя из ощущений и чувств. Их энергия легко движется, она в лучшем контакте с окружающим миром. Они не обременены приобретенными страхами, у них нет взрослой корысти. Дети принимают мир через чувства, а не ум.
Взрослые персонажи саги о Гарри Поттере, прежде всего Дамблдор, понимают, что магический мир существует в рамках сложной системы — законов, правил, традиций — и состоит из множества разнонаправленных институтов. Эта система громоздка и инертна, она не может измениться быстро. Волан-де-Морт же не связан никакими рамками. Дамблдор осознаёт, что бороться с ним могут те, для кого социальные законы так же пока не писаны — дети. И поэтому руководит школой Хоггвартс, а не министерством Магии.
Взрослые «обращаются» к детям от бессилия. Но это НЕ человеческое бессилие. А системное.
И мудрость, и сила Дамблдора в том, что он принимает слабость и начинает действовать, исходя из того, что финальная битва Добра и Зла не обойдется без детей. В конце концов, именно им жить в этом мире дальше. А значит, задача старших – обеспечить их ресурсами.
Каждое новое поколение слегка умнее предыдущего. Потому что приходит на подготовленную почву, информацию, знания, которые уже есть в системе.
Задача взрослых – создавать условия, в которых дети будут действовать, научатся выживать, рассчитывая на свои силы. Снабдить их знаниями и навыками. «Гарри Поттер» – действительно отличный пример того, как дети справляются, не надеясь на «дядю» или «принца».
Сила взрослых не в том, чтобы быстро принимать решения, а в стратегическом мышлении, умении управлять сложными системами, в опыте, видении большой картины.
Дамблдор на протяжении всей истории, от смерти Поттеров и даже после своей физической смерти защищает Гарри, понимая, насколько он будет важен в грядущих событиях.
Именно Дамблдор выстроил ход “войны” еще когда Волан-де-Морт пребывал в анабиозе. Он спланировал и предпринял шаги, чтобы поступательно разрушить многоступенчатую защиту мага. И к такой многоходовке относится в том числе сложный, неоднозначный персонаж Алана Рикмана, двойной агент Северус Снейп.
Все, что мешает взрослым, – консерватизм, опасения действовать без долгих расчетов, гибко – приобретенная слабость взросления. И даже старения. Признать эти ограничения, ПОВЕРИТЬ, что молодость не равно глупость – в этом сила.
Мы - взрослые и дети - части одной большой Вселенной. Задача первых – создать стабильность, обучить и защитить настолько, насколько это не мешает набивать разумные шишки. Задача вторых – с опорой на взрослых изменить мир, дать энергии движение.
#мышление #закониерархии
Подписаться | Задать вопрос
С точки зрения системной иерархии, дети – системно младшие и проявляют то, что взрослые исключают. Самое очевидное в этой ситуации предположить, что взрослые исключают силу из своей жизни. Но кажется, это слишком просто. И даже обидно для нас, взрослых.
Дети – проводники изменений
Как и в сказках, в реальной жизни именно молодые люди часто становятся движущей силой. Дети и подростки, свободные от догм взрослых, становятся катализаторами перемен. Новое приходит на смену старому. Старое уходить не хочет, тормозя развитие. В этом извечный конфликт поколений. И системный тоже.
Не то, чтобы детям неизвестно понятие «иерархии». Конечно, они осознают, кто главный в классе. Но, если убрать крайние случаи, когда родители/взрослые по-настоящему жестоки к своим детям, мы помним, насколько шатки границы запретов.
Все мы шалили. Потому что знали: нам простят. А значит, вот он шанс исследовать, изучать, падать и разбивать коленки. Отсутствие в голове установки «как бы чего не вышло» позволяет детям и позволяло НАМ свершать то, на что, повзрослев, мы оказываемся способны не часто.
Дети действуют интуитивно, исходя из ощущений и чувств. Их энергия легко движется, она в лучшем контакте с окружающим миром. Они не обременены приобретенными страхами, у них нет взрослой корысти. Дети принимают мир через чувства, а не ум.
Взрослые персонажи саги о Гарри Поттере, прежде всего Дамблдор, понимают, что магический мир существует в рамках сложной системы — законов, правил, традиций — и состоит из множества разнонаправленных институтов. Эта система громоздка и инертна, она не может измениться быстро. Волан-де-Морт же не связан никакими рамками. Дамблдор осознаёт, что бороться с ним могут те, для кого социальные законы так же пока не писаны — дети. И поэтому руководит школой Хоггвартс, а не министерством Магии.
Взрослые «обращаются» к детям от бессилия. Но это НЕ человеческое бессилие. А системное.
И мудрость, и сила Дамблдора в том, что он принимает слабость и начинает действовать, исходя из того, что финальная битва Добра и Зла не обойдется без детей. В конце концов, именно им жить в этом мире дальше. А значит, задача старших – обеспечить их ресурсами.
Каждое новое поколение слегка умнее предыдущего. Потому что приходит на подготовленную почву, информацию, знания, которые уже есть в системе.
Задача взрослых – создавать условия, в которых дети будут действовать, научатся выживать, рассчитывая на свои силы. Снабдить их знаниями и навыками. «Гарри Поттер» – действительно отличный пример того, как дети справляются, не надеясь на «дядю» или «принца».
Сила взрослых не в том, чтобы быстро принимать решения, а в стратегическом мышлении, умении управлять сложными системами, в опыте, видении большой картины.
Дамблдор на протяжении всей истории, от смерти Поттеров и даже после своей физической смерти защищает Гарри, понимая, насколько он будет важен в грядущих событиях.
Именно Дамблдор выстроил ход “войны” еще когда Волан-де-Морт пребывал в анабиозе. Он спланировал и предпринял шаги, чтобы поступательно разрушить многоступенчатую защиту мага. И к такой многоходовке относится в том числе сложный, неоднозначный персонаж Алана Рикмана, двойной агент Северус Снейп.
Все, что мешает взрослым, – консерватизм, опасения действовать без долгих расчетов, гибко – приобретенная слабость взросления. И даже старения. Признать эти ограничения, ПОВЕРИТЬ, что молодость не равно глупость – в этом сила.
Мы - взрослые и дети - части одной большой Вселенной. Задача первых – создать стабильность, обучить и защитить настолько, насколько это не мешает набивать разумные шишки. Задача вторых – с опорой на взрослых изменить мир, дать энергии движение.
#мышление #закониерархии
Подписаться | Задать вопрос
🔥11👍8💯5
Нет, это не триангуляция
Часто встречающимся нарушением системной иерархии является триангуляция, когда системно старшие приглашают младших решать взрослые задачи. Нарушая системный порядок, мы приходим к тому, что энергия в системе перестает течь свободно и ровно: она как бы захлестывает назад, и в итоге движение системы в целом начинает тормозить. Чем больше в системе таких нарушений, тем сильнее замедляется ее развитие, пока она совсем не встанет, превратившись в болото.
Ключевое в триангуляции то, что системно старшие в момент приглашения младших разделить бремя своей ответственности, убеждают младших в том, что они на равных. В том числе, что те обладают такой же властью и таким же доступом к ресурсу, что и старшие. Но в тот момент, когда начинается раздел этих ресурсов, младших буквально выставляют за дверь, потому что их приглашали разделить ответственность, решить задачи, но не получить блага, причитающиеся старшим.
Возвращаясь к Гарри Поттеру (и другим сказкам о спасении мира), отмечу, что тут не триангуляция. Вот если бы детей буквально послали разобраться со злодеями. Если бы посвящали их во все аспекты борьбы. Если бы они были частью разговоров, предназначенных для взрослых. Если бы взрослые самоустранились и потакали желанию детей спасать мир, то тогда да. Но ничего этого в фильме нет.
В саге мы видим максимальное ограждение детей от тем, которые им знать не положено. И более того, в школе существуют ясные рамки, одинаковые для всех. Особо примечательно, что когда Малфой сдал Гарри и его друзей, что те нарушают правила, он тоже был наказан, поскольку для сообщения о нарушении правил, ему тоже пришлось нарушить правила и покинуть спальную комнату.
За свои проступки они получают заслуженное наказание. За подвиги и смелость – награду. Дети остаются на своем месте – на месте ребенка, которого взрослые и защищают, и направляют. Это коренным образом отличает ситуацию от триангуляции, когда взрослые приглашают детей стать «контейнером» для всего «дерьма», что есть в голове.
Все, что делают дети в таких сказках, делается втайне от взрослых. С одной стороны, познание этого мира, а с другой – погружение в инициирующие приключения. Дети создают для себя тот мир, в котором им предстоит жить.
Сегодня молодежь живет в мире, построенном пенсионерами и управляемом их родителями. Она пытается выйти из-под динамик такого мира, создавая свой язык, свои правила общения, уходя в виртуальный мир, где старшим поколениям не так много места.
Сага о Гарри Поттере – наглядный учебник того, как происходит здоровая передача системы в руки молодого поколения. Новое всегда побеждает старое, но при условии, что к старому проявляется уважение. Старое держит рамки и создает условия для развития. Новое развивается и обеспечивает старому достойные условия жизни.
Когда-то новое тоже станет старым. Ему на смену придет следующее поколение. И этот опыт взаимодействия со старшим поколением является таким же важным, как и опыт приключений и инициации.
💬 Какие эпизоды, на ваш взгляд, иллюстрируют то, что я описала в этом посте?
#системывкино #новоепобеждаетстарое
Подписаться | Задать вопрос
Часто встречающимся нарушением системной иерархии является триангуляция, когда системно старшие приглашают младших решать взрослые задачи. Нарушая системный порядок, мы приходим к тому, что энергия в системе перестает течь свободно и ровно: она как бы захлестывает назад, и в итоге движение системы в целом начинает тормозить. Чем больше в системе таких нарушений, тем сильнее замедляется ее развитие, пока она совсем не встанет, превратившись в болото.
Ключевое в триангуляции то, что системно старшие в момент приглашения младших разделить бремя своей ответственности, убеждают младших в том, что они на равных. В том числе, что те обладают такой же властью и таким же доступом к ресурсу, что и старшие. Но в тот момент, когда начинается раздел этих ресурсов, младших буквально выставляют за дверь, потому что их приглашали разделить ответственность, решить задачи, но не получить блага, причитающиеся старшим.
Возвращаясь к Гарри Поттеру (и другим сказкам о спасении мира), отмечу, что тут не триангуляция. Вот если бы детей буквально послали разобраться со злодеями. Если бы посвящали их во все аспекты борьбы. Если бы они были частью разговоров, предназначенных для взрослых. Если бы взрослые самоустранились и потакали желанию детей спасать мир, то тогда да. Но ничего этого в фильме нет.
В саге мы видим максимальное ограждение детей от тем, которые им знать не положено. И более того, в школе существуют ясные рамки, одинаковые для всех. Особо примечательно, что когда Малфой сдал Гарри и его друзей, что те нарушают правила, он тоже был наказан, поскольку для сообщения о нарушении правил, ему тоже пришлось нарушить правила и покинуть спальную комнату.
За свои проступки они получают заслуженное наказание. За подвиги и смелость – награду. Дети остаются на своем месте – на месте ребенка, которого взрослые и защищают, и направляют. Это коренным образом отличает ситуацию от триангуляции, когда взрослые приглашают детей стать «контейнером» для всего «дерьма», что есть в голове.
Все, что делают дети в таких сказках, делается втайне от взрослых. С одной стороны, познание этого мира, а с другой – погружение в инициирующие приключения. Дети создают для себя тот мир, в котором им предстоит жить.
Сегодня молодежь живет в мире, построенном пенсионерами и управляемом их родителями. Она пытается выйти из-под динамик такого мира, создавая свой язык, свои правила общения, уходя в виртуальный мир, где старшим поколениям не так много места.
Сага о Гарри Поттере – наглядный учебник того, как происходит здоровая передача системы в руки молодого поколения. Новое всегда побеждает старое, но при условии, что к старому проявляется уважение. Старое держит рамки и создает условия для развития. Новое развивается и обеспечивает старому достойные условия жизни.
Когда-то новое тоже станет старым. Ему на смену придет следующее поколение. И этот опыт взаимодействия со старшим поколением является таким же важным, как и опыт приключений и инициации.
#системывкино #новоепобеждаетстарое
Подписаться | Задать вопрос
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥13👍6